Договор на коммунальные услуги с казенным учреждением

11.10.2018 Выкл. Автор admin

Возмещение коммунальных услуг (Малофеева В.Н.)

Дата размещения статьи: 31.08.2015

Часть помещений казенное учреждение сдает в аренду. Как в таком случае правильно оплачивать коммунальные расходы?
Учреждение должно уплачивать всю сумму за счет средств на ведение основной деятельности или уплачивать за счет выделенных средств только расчетную часть, приходящуюся на занимаемые помещения, а остаток предъявлять арендаторам?

Заключение договоров

Договор аренды

Государственные (муниципальные) учреждения могут выступать как в качестве арендодателя, так и в качестве арендатора.
С принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) поменялись полномочия государственных (муниципальных) учреждений в области распоряжения имуществом.
Казенные учреждения не вправе отчуждать имущество или распоряжаться им иным способом без согласия собственника. Из содержания п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса следует, что казенному учреждению необходимо согласие собственника на сдачу в аренду любого имущества.
Существуют определенные особенности при заключении договора аренды по государственному (муниципальному) имуществу.
В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров (данная норма действует для организаций, не перечисленных в п. 1 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ). Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67. Арендная плата по договорам аренды, заключенным на торгах, определяется по результатам состоявшихся торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. К указанным расходам относятся, в частности, затраты на оплату коммунальных услуг.

Договор на коммунальные услуги

Расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, могут регулироваться договорами, заключаемыми в соответствии с Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы не должны включаться в состав арендной платы. Платежи по ним должны производиться арендатором согласно отдельным договорам на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем.
Таким образом, условие об оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не должно включаться в договоры аренды недвижимого имущества.
Заключаемые учреждениями договоры на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг не являются договорами оказания коммунальных услуг, они устанавливают порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, предоставляемых в арендуемом помещении.
Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом, например по приборам учета в зависимости от объема потребления.
В силу действия ст. 33 Закона N 83-ФЗ и ст. 161 Бюджетного кодекса с 1 января 2012 г. доходы федеральных органов государственной власти и федеральных казенных учреждений от хозяйственной деятельности, в том числе и поступающие в порядке возмещения от коммунальных и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием имущества, подлежат зачислению в доход бюджета.
Средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с договорами на возмещение расходов по коммунальным услугам, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности, следовательно, доходы, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Казенное учреждение, как получатель бюджетных средств в соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения договоров (государственных (муниципальных) контрактов), в том числе на коммунальные услуги, в полном объеме.
Согласно разъяснениям Минфина России с 2012 г. финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием имущества, переданного в пользование организациям, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на указанные цели.
———————————
Письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. N 02-03-09/599.

Следовательно, бюджетные обязательства по оплате коммунальных услуг принимаются казенным учреждением на полную стоимость этих услуг, а средства, поступающие от арендаторов, связанные с предоставлением услуг по аренде, подлежат зачислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход бюджета (ст. 42, ч. 3 ст. 161 БК РФ).

Бюджетный учет

Бюджетный учет средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, регламентируется в казенных учреждениях следующими нормативными документами: Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н.
В силу п. 2 Инструкции N 162н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данной Инструкции.
Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в сформированной учетной политике учреждения.
Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с содержанием имущества, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
В бюджетном учете казенного учреждения — администратора доходов производятся следующие записи:
Дебет 1 501 13 223
«Лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год получателей бюджетных средств по коммунальным услугам»
Кредит 1 502 11 223
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам»
— отражение принятых бюджетных обязательств по коммунальным услугам на основании госконтракта;
Дебет 1 502 11 223
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам»
Кредит 1 502 12 223
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам»
— отражение принятых денежных обязательств по коммунальным услугам на основании акта приемки выполненных услуг;
Дебет 1 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
Кредит 1 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
— отражение расходов по коммунальным услугам на основании выписки из лицевого счета;
Дебет 1 302 23 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Кредит 1 304 05 223
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам»
— перечисление платы за коммунальные услуги с лицевого счета учреждения на основании Акта выполненных услуг;
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начислена сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг на основании Справки (ф. 0504833);
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг, поступление в доход бюджета на основании выписки из л/с администратора доходов бюджета (ф. 0531761).

Налоговый учет

Рассмотрим порядок налогообложения средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС.
Кроме того, в отношении казенных учреждений финансовое и фискальное ведомства в Письмах от 23 августа 2011 г. N 03-07-07/43 и от 10 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/[email protected] соответственно разъяснили, что с 1 января 2012 г. операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не облагаются НДС.
Таким образом, денежные средства, полученные казенными учреждениями от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, не подлежат обложению НДС.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса средства, полученные в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, расходы, произведенные за счет указанных средств, не учитываются для целей налогообложения по налогу на прибыль (абз. 1 пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Доходы от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 248 Налогового кодекса.

31 Января 2018 Казенное учреждение – арендодатель имущества: как учесть доходы?

Ю. Ершов
эксперт журнала «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Другие публикации:  Квартира менее 5 лет в собственности налог

Как учитываются доходы, полученные казенным учреждением от сдачи недвижимого имущества в аренду, а также от арендаторов в возмещение коммунальных расходов?

Бюджетный учет. Доходы, полученные казенным учреждением от сдачи недвижимости в аренду, а также от арендаторов в возмещение коммунальных расходов, в обязательном порядке должны быть направлены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), доходы учитываются следующим образом:

– доходы, полученные от аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ;

– доходы в виде возмещения арендатором расходов учреждения на коммунальные платежи – на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции № 162н [1] операции по начислению и перечислению названных доходов отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

а) от сдачи имущества в аренду

б) в виде возмещения коммунальных услуг арендатором

Отражено поступление платежей в доход бюджета:

а) от сдачи имущества в аренду:

в учете администратора доходов бюджета

в учете учреждения, наделенного полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет*

б) в виде возмещения коммунальных услуг арендатором

в учете администратора доходов бюджета

в учете учреждения, наделенного полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет*

*
Расчеты между учреждением и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, оформляются извещением (ф. 0504805).

Согласно п. 200 Инструкции № 157н [2] аналитический учет расчетов по доходам ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам в разрезе видов доходов по плательщикам.

Казенное учреждение (администратор доходов бюджета по начислению и учету платежей в бюджет) сдает в аренду здание. По условиям договора арендная плата в размере 15 000 руб. ежемесячно перечисляется в доход бюджета. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за вышестоящим органом госвласти.

При передаче имущества в аренду его следует учитывать на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (п. 381 Инструкции № 157н).

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды в бюджетном учете будут отражаться следующие бухгалтерские записи:

Начислены доходы, полученные от сдачи имущества в аренду

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме доходов, полученных от сдачи имущества в аренду

Отражено поступление доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, в бюджет

Налоговый учет. В силу положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ доходы от сдачи имущества казенного учреждения в аренду не учитываются при исчислении НДС. Аналогичная позиции была изложена в письмах Минфина РФ от 11.07.2017 № 03‑07‑11/43774, от 04.02.2016 № 03‑07‑14/5448, от 26.01.2016 № 03‑07‑11/2939.

При возмещении коммунальных расходов объекта обложения НДС не возникает, поскольку в этом случае учреждение не реализует услуги (письма Минфина РФ от 24.03.2009 № 03‑03‑05/47, от 24.03.2007 № 03‑07‑15/39, ФНС РФ от 04.02.2010 № ШС-22-3/[email protected], от 23.04.2007 № ШТ-6-03/[email protected]).

Доходы, полученные казенными учреждениями от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. По данному вопросу смотрите письма ФНС РФ от 16.02.2015 № ГД-4-3/[email protected], Минфина РФ от 25.07.2016 № 03‑07‑11/43314, от 14.08.2015 № 03‑03‑05/47288, от 18.02.2015 № 03‑03‑06/4/7571, от 28.04.2015 № 03‑03‑05/24417, от 12.05.2015 № 03‑03‑06/4/27177.

[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Материалы по теме

Последние публикации

13 Декабря 2018

Одним из обязательных условий трудового договора является место работы. При этом Трудовой кодекс не поясняет, как именно его следует указывать. На практике кто-то приводит наименование организации, кто-то вдобавок отражает ее местонахождение, то есть адрес. Как результат, часто возникают споры – между работником и работодателем, между работодателем и контролирующими органами. Как избежать ошибок? Давайте разбираться.

После составления бухгалтерской отчетности учреждениям необходимо подготовить публичное раскрытие ее показателей. В частности, с 2018 года обязательные общие требования к минимальному составу и порядку представления таких сведений установлены в Федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденном Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н.

Законодатели внесли ряд изменений и дополнений в налоговую систему и трудовое право. Одни поправки уже получили статус федерального закона, другие находятся на заключительной стадии принятия. Большинство начнет действовать 1 января 2019 года. Рассмотрим наиболее важные из них.

12 Декабря 2018

Постоянный перевод работника на другую должность применяется довольно часто, например, при повышении в должности, по медицинским показаниям. Вопросы возникают, когда с работником, которого хотят перевести, заключен срочный трудовой договор, а переводят его на бессрочный или работник трудится по трудовому договору на не­определенный срок, а теперь заключается срочный договор. Что делать в подобных ситуациях? Какие документы оформлять? Давайте разбираться.

Налоговой службой утвержден Приказ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/[email protected], вступающий в силу с представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога за налоговый период 2018 года. В статье рассмотрим, по каким формам и в каком порядке будут представляться данные сведения и как их заполнять.

Возмещение затрат на коммунальные услуги

Вопрос-ответ по теме

Муниципальное казенное учреждение заключило договор на возмещение затрат на коммунальные услуги. Согласно договору Учреждение предоставляет Потребителю (также муниципальному казенному учреждению) возможность пользоваться коммунальными услугами в переданном Потребителю по договору безвозмездного пользования помещении, принадлежащему Учреждению на праве оперативного управления. Потребитель возмещает расходы на коммунальные услуги по принятым Учреждением бюджетным обязательствам . Прошу пояснить какими бухгалтерскими записями необходимо отразить данные операции в том числе восстановление кассового расхода?

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

В бухгалтерском учете полученную сумму возмещения коммунальных расходов нужно отразить как средства, полученные от ведения приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (КФО 1) по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Инструкцией № 162н не предусмотрены проводки для отражения в учете арендодателя (ссудодателя) оплаты арендатором (ссудополучателем) коммунальных услуг. Поэтому арендодатель может их самостоятельно разработать и согласовать применение с учредителем.

Поскольку все доходы, которые получает казенное учреждение от оказания платных услуг, являются доходом бюджета, то в учете следует отразить перечисление полученных денежных средств в доход соответствующего бюджета. То есть это не является восстановлением кассового расхода.

В учете Вашего казенного учреждения можно произвести следующие записи по начислению дохода :

Дебет 1.401.20.000 Кредит 1.302.23.000
– начислены обязательства по оплате коммунальных услуг поставщикам;

Дебет 1.205.31.5600 Кредит 1.401.10.130
– начислен доход по возмещению коммунальных расходов от арендатора (на основании выставленных арендатору счетов, актов оказанных услуг);

Поступление доходов отразите по дебету счета 1.201.11. и кредиту счета 1.205.31

Порядок закрытия дебиторской задолженности по доходам зависит от того, каким образом поступают денежные средства от арендатора (напрямую в доход бюджета или в кассу (на лицевой счет) казенного учреждения, а также от того, является ли казенное учреждение администратором доходов.

Более подробно о проводках в такой ситуации рассказано в статье 1.

Также о том, что поступившие суммы являются доходом казенного учреждения (учитываются на счете 1.205.30.000) сказано в статье 2. При этом следует сказать, что счета бюджетного учета, которые приведены в данной статье, в настоящее время не применяются, так как Инструкция по бюджетному учету № 148н от 30.12.2008г утратила силу. Поэтому применяйте аналогичные счета бухгалтерского учета и проводки, приведенные в Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010г.№ 162н.

Следует отметить, что проводки, которые приведены в данной статье в части оплаты обязательств казенного учреждения по оплате коммунальных услуг по разным источникам финансирования применять не следует, так как согласно действующему законодательству Учредителем казенного учреждения осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете).

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Договор на коммунальные услуги с казенным учреждением

Общая площадь квартир, предоставляемых переселенцам в рамках программы реновации, будет на 30% больше сносимых. Об этом заявил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам …
13.11.2017 12:48 | Подробнее…

Московское УФАС России привлекло к административной ответственности ООО «Спектр СТК» и ООО «Центр Медицинских Технологий». Сумма штрафа за участие в сговоре на торгах для каждой …
13.11.2017 17:10 | Подробнее…

Бюджетное учреждение располагается в помещениях здания…

Бюджетное учреждение располагается в помещениях здания, принадлежащего на праве оперативного управления казенному учреждению.

Подпадает ли заключение бюджетным учреждением – пользователем помещения в здании с казенным учреждением – владельцем этого здания контракта на возмещение бюджетным учреждением расходов по оплате коммунальных платежей под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

Другие публикации:  Заявление провести газ

Ответ на этот вопрос знает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Аркадий Серков.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заключение договора о возмещении стоимости коммунальных услуг не подпадает под действие законодательства о контрактной системе.

Обоснование позиции:

Прежде всего заметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) должен вступить в силу только с 1 января 2014 года (ст. 114 этого Закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по заданным вопросам, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

Также отметим, что законодательством понятие “коммунальных услуг” не определено. На практике под договорами “на коммунальные услуги” понимают широкий спектр договоров, относящихся к описанным Гражданским кодексом РФ договорам купли-продажи, подряда, услуг, необходимым как для поддержания зданий, строений в надлежащем техническом состоянии, так и для обеспечения жизнедеятельности пользователей помещений в этих зданиях и строениях.

На практике у пользователей отдельных помещений в здании возникают проблемы с заключением договоров на коммунальные услуги, поскольку, например, обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п.п. 2, 4 ст. 539, п.п. 1, 2 ст. 548 ГК РФ). При этом следует учитывать, что в такой ситуации фактическое потребление пользователем помещения энергии даже в отсутствие заключенного между ним и владельцем здания влечет обязанность возмещения расходов на коммунальные услуги, поскольку иное означает сбережение на стороне пользователя помещением денежных средств за счет владельца здания без оснований, установленных законом или договором (неосновательное обогащение). А в силу ст. 1102 ГК РФ это влечет возникновение обязанности пользователя помещений возвратить неосновательное обогащение (смотрите, например, постановления Восьмого ААС от 23.09.2009 N 08АП-5241/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2007 N Ф08-4408/07).

В связи с этим на практике часто договоры на коммунальные услуги заключаются владельцем здания в интересах всех пользователей помещений в этом здании при условии возмещения ему пользователями соответствующих расходов на основании отдельных договоров. Такого вида договоров законодательством не предусмотрено, но согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ “стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами”, поэтому никаких препятствий для заключения договора нет. О возможности заключения таких договоров свидетельствуют письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 30.01.2008 N 03-03-06/2/9, от 29.05.2008 N 03-03-06/1/339. Суды рассматривают такие соглашения (договоры) как правомерные (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2010 N А03-5651/2009, ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2 и от 16.10.2008 N А66-6068/2007, ФАС Центрального округа от 17.05.2005 N А36-213/6-04, ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009, ФАС Уральского округа от 26.08.2013 N Ф09-8698/13, ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2012 N Ф03-3171/12, Двенадцатого ААС от 16.05.2013 N 12АП-3278/13, Десятого ААС от 13.05.2013 N 10АП-2588/13). При этом судами сделан важный вывод, что такой договор нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и других), поскольку ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

В связи с этим необходимо иметь в виду, что Закон N 44-ФЗ призван регулировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения указанными в этом Законе заказчиками контрактов – гражданско-правовых договоров, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества); особенности исполнения контрактов (п.п. 2-4 ч. 1 ст. 1 этого Закона). Следует отметить, что вышеприведенное указание относительно видов договоров, заключение которых регулируется Законом N 44-ФЗ, нельзя признать однозначно ясным, поскольку согласно Гражданского кодекса РФ приобретение недвижимости является самостоятельным подвидом договора купли-продажи, отличным от другого подвида этого договора – договора поставки (параграфы 3, 4 и параграф 7 главы 30 ГК РФ соответственно), не имея отношения к договорам на выполнение работ (главы 37, 38 ГК РФ) и оказание услуг (глава 39 ГК РФ, смотрите также п. 2 ст. 779 ГК РФ), а договор аренды является самостоятельным видом договора, отдельным и от купли-продажи, и от выполнения работ, и от оказания услуг (глава 34 ГК РФ). Тем не менее, на наш взгляд, из данного указания можно сделать вывод, что под действие Закона N 44-ФЗ подпадают во всяком случае возмездные договоры, по которым заказчик получает представление в натуре, в неденежной форме, и оплачивает его, причем такие договоры, которые заключаются с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, определенным в соответствии с законом.

В описанной же ситуации, как следует из сказанного выше, обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещения в здании в силу закона. Указанная обязанность возникает перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Причем в предмет договора о таком возмещении не входит непосредственно предоставление ни товара, ни услуг, ни работ, ни помещения.

Таким образом, по нашему мнению, заключение бюджетным учреждением – пользователем помещения в здании договора с владельцем этого здания о возмещении расходов по оплате коммунальных платежей не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Заметим, что та же самая логика, по нашему мнению, тем более должна действовать и по вопросу применения к заключению описанного договора Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, фактически регулирующего заключение почти всех тех же видов договоров (ч. 1 ст. 1, ст. 5 этого Закона). Косвенно это подтверждают постановление Третьего ААС от 02.03.2009 N 03АП-3797/2008, постановление Четырнадцатого ААС от 18.10.2013 N 14АП-8342/13).

Также считаем необходимым отметить следующее.

Бюджетные учреждения обязаны руководствоваться этим Законом с учетом особенностей, установленных ст. 15 Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона). Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения обязаны руководствоваться данным законом при осуществлении закупок за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. В частности, если в учреждении принято и до начала года размещено в единой информационной системе положение о закупках, предусмотренное Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ), такое учреждение вправе в соответствующем году осуществлять закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) в соответствии с таким положением и Законом N 223-ФЗ (п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Договор на тепло- и энергоснабжение. Бухгалтерский и налоговый учет

Договор тепло- или энергоснабжения – основа обеспечения нормальной деятельности учреждения. О том, как заключаются подобные договоры в свете последних изменений законодательства, об их отражении в бухгалтерском учете расскажем в статье.

Нормативное регулирование закупки

Автономные учреждения при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом № 223-ФЗ [2] (далее – Закон № 223-ФЗ). Этим же законом регулируются закупки бюджетных учреждений в части расходования средств от приносящей доход деятельности и грантов [3] .

Новостью 2016 года стало появление проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подготовленного во исполнение Поручения Правительства РФ от 09.04.2016 № ДМ-П13-2934.

В случае принятия законопроекта и автономные учреждения, производя закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, с 1 января 2017 года должны будут руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, а также договора на оказание услуг по теплоснабжению может производиться без применения конкурентных способов, то есть с единственным поставщиком. Такие виды закупок прямо поименованы в Законе № 44-ФЗ: в пп. 8 п. 1 ст. 93 – для услуг теплоснабжения, в пп. 29 п. 1 ст. 93 – для электроэнергии. Этот же порядок могут применять автономные учреждения, описав его предварительно в положении о закупках.

Вне зависимости от нормативного акта, регулирующего закупки учреждения, закупка тепло- или электроэнергии производится у единственного поставщика.

Обязанности заказчика при заключении договора с единственным поставщиком

Поскольку на 2016 год все необходимые контракты уже заключены, имеет смысл уточнить, что эти действия будут совершаться учреждениями-заказчиками при планировании и осуществлении закупок 2017 года.

  1. С 1 января будет невозможно осуществлять закупки, которые не включены в планы-графики (п. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).
  2. С этой же даты изменяется функционал единой информационной системы: к техническим функциям среды размещения добавляются функции обеспечения контроля (пп. 2 п. 1 ст. 4 данного нормативного акта). Например, контроль соответствия информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика.

Сегодня информация об объеме финансового обеспечения деятельности заказчика в виде плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) или сведения о показателях бюджетной сметы публикуются на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru).

Другие публикации:  Ходатайство от сотрудников детского сада

Можно предположить, что в ближайшее время появятся законодательно установленные регламенты увязки информации, отраженной в этих двух системах (http://bus.gov.ru и http://zakupki.gov.ru). Вполне возможен вариант добавления недостающей информации непосредственно в ЕИС.

Следует отметить, что план ФХД на 2017 год будет составляться учреждениями с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ № 140н [4] . Согласно этим изменениям в состав таблиц плана включена таблица 2.1 показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг, планируемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ.

Таким образом, план ФХД уже содержит информацию о закупках, и первичная проверка указанного соответствия производится на этапе составления плана самим учреждением.

3. С 1 января 2017 года вступает в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок. Регламент общественного обсуждения определен Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта более 1 млрд руб. с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет проводиться обязательное общественное обсуждение. По его результатам могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

4. У заказчика появится обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 23 Закона 44-ФЗ).

Формирование, заполнение и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возложено на федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, то есть Минэкономразвития. Сам же порядок формирования и ведения в ЕИС названного каталога и правила его использования должен быть утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ. В настоящее время его издание ожидается.

5. Еще одним нововведением стали положения о нормировании в сфере закупок.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). К числу указанных требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров (работ, услуг) (п. 1 и 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Строго говоря, данная норма вступила в силу с 2016 года, но составление планов закупок с применением нормативных затрат возможно только для планов 2017 года, поскольку они формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 02-02-06/8815).

Обоснование закупки (количество, цена, качество) производится не только при составлении планов закупок, но и при составлении плана ФХД 2017 года. Соответствующие формы для обоснования показателей выплат добавлены в структуру плана ФХД Приказом Минфина РФ № 142н [5] .

Расходы учреждения на оплату тепловой и/или электроэнергии расшифровываются в таблице 6.3 «Расчет (обоснование) расходов на оплату коммунальных услуг» (приложение к этому приказу).

Информация (нормативы) о планируемых закупках тепло- и электроэнергии (об объеме, цене) включается в планы закупок и планы-графики и подтверждается расчетами плана ФХД. Сумма общего объема закупок, указанных в планах, подтверждается показателями плана ФХД или бюджетной сметы.

Согласование крупных сделок

Сделка является крупной и требует согласования, если ее величина превышает 10% от балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для сделок 2017 года последней отчетной датой будет 01.01.2017. Но поскольку планируются такие закупки до момента составления и представления отчетности за 2016 год, следует опираться на показатель строки 410 графы 10 баланса (ф. 0503730) по состоянию на 01.01.2016 с учетом предполагаемых изменений величины активов за 2016 год.

Порядок согласования (состав представляемых документов, сроки и т. п.) определяется у бюджетного учреждения учредителем, у автономного – его наблюдательным советом.

Если контракт закончился

Если требуемый объем энергии и, соответственно, цены не превышает 10% от первоначальной цены контракта, то стороны вправе увеличить контракт на недостающее количество и сумму (ч. «б» пп. 1 п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Условиями контракта возможность такого увеличения (уменьшения) должна быть предусмотрена. При этом в плане-графике, размещенном в ЕИС, изменятся сведения о совокупном годовом объеме закупок. Также поправки необходимо будет отразить в реестре контрактов.

Если недостающий объем закупки превышает 10% цены контракта, то эту закупку следует произвести на основании нового контракта, заключаемого до конца года с соблюдением необходимого регламента.

Ранее заключенный контракт надо считать исполненным, поскольку заказчик приобрел и оплатил установленный объем услуг (п. 1 ст. 408 ГК РФ) несмотря на то, что срок исполнения контракта не истек. Информация об исполнении контракта в течение семи рабочих дней со дня оплаты обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта по итогам соответствующего расчетного периода размещается в ЕИС в виде отчета об исполнении контракта (п. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, Положение № 1093 [6] ). Кроме этого, информация об исполнении контракта направляется в Федеральное казначейство для внесения в реестр контрактов (пп. 10 п. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правила ведения реестра контрактов [7] ).

Изменения в порядке авансирования

Исключения из этого правила могут устанавливать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Правительства РФ. Например, Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Постановление № 442) предусмотрен следующий порядок оплаты электрической энергии:

  • 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 10-го числа этого месяца;
  • 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 25-го числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Никаких исключений для государственных и муниципальных учреждений в применении рассмотренного порядка Постановлением № 442 не установлено, и учреждения могут его включать в условия контрактов.

С авансовыми расчетами за теплоэнергию ситуация иная. Вплоть до 2016 года Правила организации теплоснабжения [8] выделяли казенные и бюджетные учреждения в отдельную группу и устанавливали для нее свой порядок оплаты тепловой энергии: расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Следовательно, заключаемые контракты не должны были содержать условия авансовых платежей.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 № 452 в Правила организации теплоснабжения введен п. 34 (1) следующего содержания.

Бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

  • 30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
  • оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Таким образом, вновь заключаемые контракты на теплоснабжение, в том числе на 2017 год, могут содержать условия расчетов авансом.

Бухгалтерский учет обязательств и расчетов

Бухгалтерские записи, соответствующие этапам принятия и исполнения обязательств по услугам тепло- и электроснабжения, рассмотрим на примере.

Пример

Бюджетное образовательное учреждение является получателем субсидии на выполнение государственного задания. Объем финансового обеспечения – 25 млн руб.

Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность. Плановый годовой объем доходов – 2,5 млн руб.

Учреждение заключило контракт на теплоснабжение с единственным поставщиком на 1 млн руб. В месяцы потребления услуг теплоснабжения их плановая стоимость принимается в размере 100 000,00 руб. в месяц.

В рассматриваемом периоде фактическая стоимость потребленных услуг составила 100 000,00 руб.

В таблице мы рассмотрим бухгалтерские записи, необходимые для отражения расчетов по оплате услуг тепло- и электроснабжения.