Лесной участок купля продажа

21.01.2018 Выкл. Автор admin

Статья 79. Проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений

Информация об изменениях:

Статья 79 изменена с 9 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 471-ФЗ

Статья 79. Проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений

См. комментарии к статье 79 ЛК РФ

1. Организатор аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений создает комиссию по проведению аукциона (далее — аукционная комиссия), определяет регламент ее деятельности и утверждает ее состав. Аукционная комиссия состоит из председателя аукционной комиссии, его заместителя, членов аукционной комиссии и секретаря аукционной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы аукционной комиссии.

2. Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона».

3. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.

4. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона в день проведения аукциона.

5. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона направляет указанный протокол победителю аукциона, остальным участникам аукциона.

6. Аукцион признается несостоявшимся в случае, если:

1) не подано ни одной заявки на участие в аукционе;

2) подана только одна заявка на участие в аукционе;

3) в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;

4) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений по начальной цене предмета аукциона.

7. В случае, если аукцион признан несостоявшимся по причинам, указанным в пунктах 2 и 3 части 6 настоящей статьи, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе (далее — единственный заявитель), или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

8. В случае уклонения победителя аукциона, единственного заявителя или единственного участника аукциона от заключения договора внесенный ими задаток не возвращается.

9. В случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора аренды лесного участка либо договора купли-продажи лесных насаждений, соответствующий договор подлежит заключению с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

10. Протокол о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона на официальном сайте торгов в течение одного дня со дня подписания протокола о результатах аукциона.

11. Не допускается подписание договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам аукциона, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов.

12. Сведения о лицах, уклонившихся от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, если право на заключение соответствующего договора являлось предметом аукциона, включаются в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Лесной участок купля продажа

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года(click to open subitems)

Статья 75. Договор купли-продажи лесных насаждений

1. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

3. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

5. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

6. Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Статья 76. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений

1. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

4. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 77. Заключение договора купли-продажи лесных насаждений

1. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.

2. При заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

3. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

5. Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 75 ЛК РФ. Договор купли-продажи лесных насаждений

1. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

3. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

4.1. По договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки.

5. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.

Комментарии к ст. 75 ЛК РФ

Предметом договора купли-продажи лесных насаждений являются указанные насаждения, произрастающие на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Заметим, что государственная собственность включает в себя собственность федеральную и собственность субъектов РФ. Статья является совершенно новой для лесного законодательства. Механизм продажи лесных насаждений на корню применялся, но это был механизм альтернативного применения по отношению к видам прав на участки лесного фонда. С принятием нового ЛК РФ получается, что даже без отвода лесных участков для заготовки древесины, например, и граждане, и юридические лица имеют право приобретать право собственности на лесные насаждения без приобретения прав на лесные участки. Единственное условие — эти лесные насаждения должны подлежать вырубке. Иными словами, насаждения, будучи уже не недвижимостью, не дают право лицу, приобретающему их в собственность, претендовать на переход права пользования лесным участком. Также из смысла комментируемой статьи вытекает, что предметом договора купли-продажи лесных насаждений могут быть только те лесные насаждения, которые предназначены для заготовки древесины. Только Лесной кодекс не устанавливает, как скоро они должны быть изъяты из лесного массива, т.е. попросту вырублены. Установлен только срок действия самого договора купли-продажи лесных насаждений: срок не может превышать одного года. Вероятно, этот вопрос будет регулироваться или подзаконными нормативными документами, или самим договором купли-продажи лесных насаждений. И раз это не недвижимость, регистрировать данный договор в учреждениях юстиции не требуется. Глава 2 настоящего Кодекса непосредственно указывает в специальных статьях, в каких случаях и для каких целей возможно заключение договора купли-продажи лесных насаждений без оформления права аренды или других прав на лесные участки. Так, п. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины в рамках предпринимательской деятельности на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка — договоров купли-продажи лесных насаждений. Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов РФ. Если же граждане осуществляют заготовку древесины не для предпринимательских целей, а для собственных нужд, то основанием являются договоры купли-продажи лесных насаждений однозначно, без всяких оговорок или альтернативных вариантов. Законодатель указывает, что общие правила ГК РФ, установленные для договора купли-продажи, распространяются и на договор купли-продажи лесных насаждений.

Еще один из возникающих вопросов по применению статьи следующий: те лица, которые непосредственно будут осуществлять рубку (не те, что были стороной договора, т.е. покупателями), должны ли обладать определенными документами на этот счет? Или кто купил, тот лично и вправе рубить? К лицам, которые обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии со ст. 88 ЛК РФ, данные покупатели не относятся. Поэтому не совсем ясен объем их обязанностей по охране, защите, воспроизводству леса на период действия договора купли-продажи лесных насаждений. А вот обратная ситуация прописана: когда в соответствии с п. 3 ст. 19 настоящего Кодекса будут размещать заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в случаях, если осуществление указанных мероприятий проходит на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не возложено на лиц, использующих леса, одновременно должна осуществляться и продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих случаях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений. В случае, если договор не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины. В этом случае, как и при заготовке гражданами древесины для собственных нужд, договор купли-продажи лесных насаждений может быть заключен без аукциона. В остальных случаях — по результатам аукциона. В связи с этим, например, не ясно, будет ли законным возлагать в договоре купли-продажи лесных насаждений на покупателя определенные обязанности по уходу, защите, охране, воспроизводству леса, если Лесной кодекс сам этого не предусматривает? Также объем предмета договора исчерпывающего ответа на этот вопрос не дает. Форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений должна быть утверждена Правительством РФ. А вот продавцами могут быть как Российская Федерация, субъекты РФ, так и муниципальные образования в пределах своих полномочий.

Другие публикации:  Приказ о питании школьников

Аренда или купля-продажа лесных участков

«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».

Торги на право заключения договора аренды или договора купли-продажи лесных участков
Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения:
  • «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
  • Приказ Минсельхоза РФ от 24.02.2009 № 75 «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Информация о проведении аукциона размещается на официальном сайте – www.torgi.gov.ru.

Специалисты Группы Компаний «Ценный Совет» окажут услуги по сопровождению торгов на право аренды или купле-продаже лесных участков.

Общие принципы проведения торгов

Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Организатором аукциона является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение – для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.

К заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона».

Организатор аукциона передает победителю аукциона один экземпляр протокола.

Информация о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона на официальном сайте торгов.

Договор купли-продажи лесных насаждений

Договор купли-продажи лесных насаждений впервые предусмотрен ЛК РФ 2006 г. Определение данного договора в ЛК РФ отсутствует, однако правила о его заключении и содержании предусмотрены гл. 7 ЛК РФ (ст. 75-77). Правовое регулирование осуществляется также приказом Минсельхоза РФ от 8 февраля 2010 г. № 33 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений».

Статья 75 ЛК РФ устанавливает, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1). К рассматриваемому договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ (ч. 3 ст. 75 ЛК РФ). Таким образом, ЛК РФ содержит специальные нормы по купле-продаже лесных насаждений и имеет приоритет в применении перед ГК РФ.

Исходя из общего определения договора купли-продажи, содержащегося в ч. 1 ст. 454 ГК РФ, в соответствии с которым по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товара) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену), можно сделать вывод о том, что существо договора купли-продажи заключается в передаче вещи продавцом покупателю и передаче права собственности на эту вещь.

Рассматриваемый договор заключается в строго ограниченных законом случаях. Прежде всего он заключается гражданами для удовлетворения собственных нужд в древесине, что предусмотрено ст. 30 ЛК РФ. В законах субъектах РФ уточняются цели заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Так, например, в Законе Московской области от 12 июля 2007 г. № 104/2007-03 «Об использовании лесов на территории Московской области» предоставлено право осуществлять заготовку древесины не только для целей отопления, строительства, но и ремонта жилых домов и хозяйственных построек, а также для восстановления этих построек и строений, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров (п. 2 ст. 4). Аналогичные положения содержатся и в законах других субъектов РФ. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд также устанавливаются законами субъектов РФ.

Индивидуальные предприниматели для осуществления предпринимательской деятельности данный договор не заключают. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 8.2 ст. 29 ЛК РФ). Указание ЛК РФ на исключительность установления случаев заключения рассматриваемого договора означает, что законодатель не рассматривает этот договор в качестве основного договора, в соответствии с которым осуществляется использование лесов.

К числу исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений субъекты РФ отнесли следующие случаи. Исключительным случаем осуществления на территории Свердловской области заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений является осуществление заготовки древесины в процессе проведения работ по предупреждению и (или) ликвидации последствий пожаров, захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на леса.

В соответствии с законодательством Тверской области к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений относятся случаи заготовки древесины:

  • 1) при проведении работ по предупреждению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе уборки ветровалов, снеголомов, а также рубок лесных насаждений, поврежденных пожарами, ветром, снегом, вредными организмами и в результате других негативных воздействий);
  • 2) при проведении рубок деревьев, угрожающих падением на здания, строения, сооружения, линейные объекты, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;
  • 3) при осуществлении в защитных лесах выборочных рубок в перестойных насаждениях в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • 4) для удовлетворения потребностей в древесине государственных или муниципальных учреждений Тверской области по заключенным ими в установленном федеральным законодательством порядке государственным или муниципальным контрактам либо иным гражданско-правовым договорам на поставку древесины1.

В Челябинской области к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений относится заготовка древесины:

  • — бюджетными учреждениями — для использования в строительстве, при реконструкции и ремонте зданий, строений, сооружений, для отопления жилых и нежилых помещений, приготовления пищи и иных целей использования заготовленной древесины без реализации ее сторонним организациям и гражданам;
  • — организациями -для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Лесной кодекс РФ предусмотрел еще один случай заключения договора купли-продажи лесных насаждений. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины (ч. 3 ст. 19 ЛК РФ). В этих случаях заключается договор купли-продажи лесных насаждений.

В настоящее время леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимости, определенных ст. 130 ГК РФ. Однако леса сами по себе, по своим природным качествам представляют собой объект недвижимости, поскольку неразрывно связаны с земельным участками, на которых произрастают. Определение недвижимых вещей дается в п. 1 ст. 130 ГК РФ: к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Леса (лесные насаждения) подпадают под это нормативное определение недвижимого имущество по своим признакам: их нельзя переместить без несоразмерного ущерба их природоохранному назначению.

Название данного договора неудачно по следующим причинам. Лесные насаждения неразрывно связаны с землей. Расположенные на землях лесного фонда леса могут находиться только в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ). Следовательно, их оборот запрещен. При этом лесные участки из состава земель лесного фонда вместе с произрастающими на них лесными насаждениями не участвуют в гражданско-правовом обороте, их нельзя приобрести. Исходя из названия договора купли-продажи лесных насаждений, получается, что лесные насаждения можно купить. Приобрести можно лишь древесину, предназначенную для вырубки.

Название договора купли-продажи лесных насаждений не отражает его сущность, неточно терминологически. «Буквальный смысл понятия «продажа лесных насаждений» означает, что такая продажа осуществляется в целях дальнейшей посадки лесного насаждения другим лицом в другом месте».

Лесные насаждения неразрывно связаны с землей. При этом законодательством закреплено, что лесные насаждения на землях лесного фонда находятся в федеральной собственности и не предусмотрены иные формы собственности на них (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). А исходя из названия договора купли-продажи лесных насаждений, получается, что лесные насаждения можно купить. Приобрести можно лишь древесину на корню, предназначенную для вырубки.

Ввиду этих причин более правильным будет изменить название договора купли-продажи лесных насаждений на договор купли-продажи древесины на корню.

Срок исполнения обязанности передать товар определяется договором, а если договор не позволяет определить этот срок, то в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 314 ГК РФ, в разумный срок.

Важным вопросом является вопрос о переходе риска случайной гибели или случайного повреждения товара. Согласно п. 1 ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Данная норма является диспозитивной, поэтому в законе или договоре стороны могут предусмотреть иное правило

Одной из основных проблем, возникающих при заключении и исполнении договора купли-продажи лесных насаждений, является определение момента перехода права собственности на товар. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЛК РФ граждане и юридические лица, которые используют леса в порядке, определенном в ст. 25 ЛК РФ, предусматривающей и заготовку древесины, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. В ГК РФ отношения по приобретению права собственности регулируются целым рядом норм. Применительно к рассматриваемым отношениям следует указать на абз. 2 п. 1 ст. 218 ГК РФ, которым предусмотрено, что право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным ст. 136 ГК РФ. В ст. 136 ГК РФ указано, что поступления, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Общим гражданско-правовым правилом о моменте приобретения права собственности у приобретателя вещи по договору является установленное п. 1 ст. 223 ГК РФ правило о возникновении права собственности с момента передачи вещи, если иное не установлено законом или договором. Передачей вещи признается ее вручение приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ).

Однако определение момента перехода права собственности по анализируемому договору купли-продажи лесных насаждений осложняется тем, что по данному договору не происходит передача готового товара, а передаются лесные насаждения, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Они подлежат передаче с целью их использования в виде заготовки древесины и получения товара (древесины). Следовательно, право собственности по договору купли-продажи лесных насаждений может перейти от продавца к покупателю с момента осуществления заготовки древесины. Согласно ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляется собой вид деятельности, состоящий из комплекса действий, состоящих из рубки лесных насаждений, их трелевки, частичной переработки, хранения и вывоза из леса древесины.

Другие публикации:  Юридическое лицо имеет право заниматься

Приобретение права собственности на заготовленную древесину имеет существенные особенности. Показательным является пример из судебной практики в период действия ЛК РФ 1997 г. — это определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2003 г. № КАСОЗ-269 по заявлению гражданина Б. о признании частично недействующим п. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации1. Данным определением в удовлетворении заявления по кассационной жалобе на решение Верховного Суда РФ отказано. Согласно п. 27 указанных Правил незаконно заготовленные древесина и живица, в том числе заготовленные лесопользователями после принятия решения о приостановлении или прекращении права пользования участком лесного фонда и аннулировании лесорубочного билета или ордера, а также не вывезенные по истечении установленных сроков, изымаются лесхозом и поступают безвозмездно в его распоряжение. Считая, что положения п. 27 Правил о том, что не вывезенная по истечении установленных сроков древесина изымается лесхозом и поступает безвозмездно в его распоряжение, противоречат Конституции РФ, федеральному закону и нарушают его право собственности, Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании этих положений недействующими. В обоснование своих требований Б. указал, что в силу ст. 136 ГК РФ заготовленная и оплаченная древесина является его собственностью, поэтому он не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Однако суд нашел жалобу Б. необоснованной и не подлежащей удовлетворению, что было затем подтверждено и Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Данные решение и определение были вынесены в период действия ЛК РФ 1997 г., в ст. 43 и 44 которого было предусмотрено, что участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года посредством выдачи лесорубочных билетов по результатам аукциона. Вывозка заготовленной древесины в установленный в лесорубочном билете срок является обязанностью лесопользователя. Пунктом 55 рассматриваемых Правил установлено, что древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и шоссейных дорог, к установкам и приспособлениям для переработки, а также к складам, расположенным около лесовозных дорог или в других местах. Анализ указанных норм позволил суду сделать вывод о том, что до вывозки заготовленной древесины право собственности на срубленную, но не вывезенную древесину нельзя считать приобретенным. В соответствии со ст. 223 и 224 ГК РФ право собственности переходит с момента фактического поступления вещи во владение приобретателя, и таким моментом считается вывозка древесины с мест рубок в места, указанные в ст. 55 Правил.

Сделанные Верховным Судом РФ выводы о моменте перехода права собственности на древесину можно с дополнительными обоснованиями, основанными на анализе новейшего лесного законодательства, распространить и на древесину, заготовленную на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в целях осуществления одного вида использования лесов — заготовки древесины. Заготовка древесины в соответствии с ч. 1 ст. 29 ЛК РФ, как указывалось, включает в себя и ее вывоз из леса.

В Примерном договоре купли-продажи лесных насаждений, утвержденном приказом Минсельхоза России от 8 февраля 2010 г. № 33, п. 11 предусмотрено условие о вывозке древесины, сроки и условия вывоза которой согласовываются сторонами. Более того, договор купли-продажи лесных насаждений заключается без предоставления лесного участка, поэтому моментом перехода права собственности на заготовленную древесину в соответствии со ст. 223 и 224 ГК РФ следует считать ее вывоз в оговоренные договором места. Пунктом 7 ранее действующих Правил заготовки древесины1 предусмотрено, что древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.

Однако следует учитывать, что в соответствии со ст. 491 ГК РФ договором купли-продажи может быть предусмотрено, что право собственности на товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств, и в этом случае покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара.

Особенностью данного договора является то, что согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ договор купли-продажи лесных насаждений не требует государственной регистрации.

Реализация древесины возможна при использовании лесов — при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Л К РФ), строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (ст. 44 ЛК РФ), строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ), переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ). Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2009 г. № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации» утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ.

Использование лесов в указанных целях осуществляется путем предоставления лесных участков в аренду. Заготовленная арендаторами при осуществлении данных видов деятельности древесина переходит в их собственность. Арендаторы осуществляют реализацию заготовленной древесины самостоятельно. Однако право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЛК РФ).

При этом в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ устанавливается особый порядок реализации древесины.

Организацией продажи древесины занимается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Средства от реализации древесины подлежат зачислению в доход федерального бюджета. Следует отметить, что в данном случае заключается договор купли-продажи древесины и правила о договоре купли-продажи лесных насаждений к таким правоотношениям не применяются.

Таким образом, проанализированный договор купли-продажи лесных насаждений является новым видом договора, обладающего существенными особенностями, совокупность которых дает основание рассматривать его как особый вид договора купли-продажи.

  • 1. Данный договор заключается не в целях осуществления предпринимательской деятельности.
  • 2. Договор заключается в строго определенных законом случаях — для заготовки древесины гражданами для собственных нужд и других целей. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 8.2 ст. 29 ЛК РФ).
  • 3. В отличие от других видов договора купли-продажи по договору купли-продажи лесных насаждений передается не готовый товар, произведенный или закупленный продавцом, а лесные насаждения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для использования их покупателем исключительно для заготовки древесины. Необходимы определенные действия покупателя по обращению лесных насаждений в собственность.
  • 4. Существенной особенностью данного договора является и момент перехода права собственности на полученную древесину, которым может считаться момент ее вывоза из леса, так как согласно п. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины как вид деятельности включает ряд последовательно осуществляемых действий, начиная с рубки лесных насаждений, их трелевки, частичной переработки, хранения и заканчивая вывозом древесины из леса.
  • 5. Как представляется, необходимо изменить название данного договора на договор купли-продажи древесины на корню.

Покупка и продажа лесных замельных участков в Подмосковье

Лесные и земельные участки

Человек живет на земле и вскормлен ею. И пусть сегодня образ жизни основной массы людей больше не связан с земледелием – полагать, что мы перестали зависеть от земли, безусловно, ошибочно. Задумайтесь, почему практически каждый городской житель, не имеющий собственного участка за городом, мечтает купить себе земельный участок, возвести на нем дом и наслаждаться тишиной и спокойствием.

У жителя суетного мегаполиса, изъеденного транспортными жилами, круглосуточно грохочущего, тесного от толчеи машин и людей, желание выехать за город возрастает с каждым днём. Именно поэтому продажа лесных и земельных участков в Подмосковье стремительно набирает обороты.

Купля/продажа земельного участка, как и вообще любой недвижимости, – дело серьёзное. Только решив приобрести землю, человек сразу задается первыми вопросами. Какое место в Подмосковье выбрать и в каком направлении искать? Как суметь соотнести его отдаленность от суетного города с комфортной средой, где в окружающем пространстве лишь девственная природа, лучшая экология и тишина? Где бы найти такое место…

И вот здесь мы хотим рассказать вам про земельные участки в посёлках нашего проекта «БлизОки».

Продажа лесных и земельных участков в Подмосковье и строительство благоустроенных коттеджных посёлков – наше приоритетное направление сегодня.

Мы неспроста выбрали для строительства своих объектов Заокский район Тульской области. Эти места славятся красотой ландшафта, густыми хвойными и смешанными лесами. Экология создает благоприятные условия для полноценной здоровой жизни. Неподалеку течет полноводная река Ока, воздух прозрачен и свеж до головокружения. И, конечно, — тишина!

Тишину, наполненную лишь природными естественными звуками, не нарушит даже близость Симферопольского шоссе, кстати, третьего важного аргумента для покупки участка в одном из 28 посёлков «БлизОки». На сегодняшний день Симферопольское шоссе — лучшая по своей пропускной способности трасса в Подмосковье. Транспортная доступность вашего участка отлично обеспечивается также общественным транспортом, в том числе и железнодорожным.

Покупка участка в одном из 28 посёлков в Подмосковье – настоящая находка для человека, стесненного день ото дня стальными тисками города. Ещё бы, ведь рядом с каждым посёлком – живой нетронутый лес!

Мы накопили большой опыт в сфере купли-продажи лесных земельных участков, и не спорим о вкусах, а предлагаем широкий выбор участков, разных по своей форме, площади, ландшафту и расположению – просто приезжайте и убедитесь в этом сами.

Copyright © ООО Юнипаркс Село — коттеджные посёлки по Симферопольскому шоссе

«ВНИМАНИЕ! Данный сайт носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации.»
Карта сайта

Комментарий к СТ 75 ЛК РФ

Статья 75 ЛК РФ. Договор купли-продажи лесных насаждений

Комментарий к статье 75 ЛК РФ:

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут отчуждаться (продаваться) по договору купли-продажи. Таким образом, на этом основании у граждан и юридических лиц может возникать право собственности на лесные насаждения, расположенные на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Объектом рассматриваемого договора являются исключительно лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По смыслу ЛК РФ к лесным насаждениям отнесены деревья, кустарники и лианы в лесах (ч. 1 ст. 16 ЛК РФ).

Лесные насаждения, являющиеся объектом договора, должны располагаться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Необходимо отметить, что под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральная собственность по смыслу ст. 17 ЗК РФ — исключительно собственность Российской Федерации. Право собственности на лесные участки подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ). Важно, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ), обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Другие публикации:  Договор дарения по-японски

———————————
См.: Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. ст. 15 — 19 ЗК РФ). В частности, земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, в государственной собственности, в муниципальной собственности. Однако лесные насаждения, отчуждаемые по договору купли-продажи, предусмотренному в комментируемой статье, должны располагаться на лесном участке, находящемся в собственности публично-правовых образований — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 4 ЛК РФ). При этом необходимо учитывать, что непосредственное осуществление полномочий собственника в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов РФ. В частности, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений отнесено в том числе владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ (ст. 82 ЛК РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ).

Важно, что согласно ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Принято Постановление Правительства РФ от 08.12.2008 N 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий».

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Покупателями лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели. В ЛК РФ не установлено определений граждан и юридических лиц. В связи с этим возникает неопределенность относительно возможности заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Важно, что согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 75 ЛК РФ к рассматриваемому договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Согласно абз. 4 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Профессор А.А. Ялбулганов указывает, что в ЛК РФ, с одной стороны, не названы иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица в составе участников лесных отношений, но с другой — не содержится запрета на заключение этими категориями лиц договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, исходя из положений Конституции РФ и ГК РФ названные категории лиц могут заключать соответствующие договоры .

———————————
См.: Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007.

По общему правилу лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Об этом свидетельствует и предусмотренный порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, при котором заявки на участие в аукционе могут подавать индивидуальные предприниматели (ч. 11 ст. 79 ЛК РФ). Согласно ч. 3 ст. 25 ЛК РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, согласно ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 36 ЛК РФ заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, переработка древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность. Однако ЛК РФ может содержать исключения, при которых использование лесов разрешается только гражданам для собственных нужд, не связанных с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью.

По общему правилу договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Однако законодатель допускает заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона в отдельных случаях: при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным осуществлением продажи лесных насаждений для заготовки древесины (ст. 19 ЛК РФ); при заготовке гражданами древесины для собственных нужд (ст. 30 ЛК РФ).

Продажа лесных насаждений означает их отчуждение собственником (продавцом) в пользу другого лица (покупателя) на возмездных условиях. Покупатель обязан оплатить передаваемые лесные насаждения в размере, определяемом по правилам ст. 76 ЛК РФ. Покупатель может использовать передаваемые лесные насаждения в соответствии с видами использования лесов (ст. 25 ЛК РФ) и при соблюдении правил использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в Российской Федерации. По смыслу комментируемой статьи лесные насаждения передаются по договору в целях заготовки. Согласно ч. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Представляется, что данное определение заготовки применимо к иным видам лесных насаждений. Таким образом, в результате заготовки лесные насаждения переходят в разряд объектов движимого имущества. В силу данного обстоятельства у покупателя на основании рассматриваемого договора не может возникать каких-либо прав на лесной участок, на котором располагались лесные насаждения. Положения ст. 271 «Право пользования земельным участком собственником недвижимости» ГК РФ в данном случае не применяются.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи правила купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ предусматривает содержание и срок договора купли-продажи лесных насаждений (ст. 75), правила определения платы по договору (ст. 76), порядок заключения договора (ст. 77). Кроме того, в гл. 8 ЛК РФ предусмотрен порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, ЛК РФ предусматривает условия и порядок купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом необходимо учесть, что согласно ч. 3 комментируемой статьи к заключенному договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

3. В силу ч. 3 комментируемой статьи положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору купли-продажи лесных насаждений в части, не противоречащей ЛК РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:

— по общему правилу положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору купли-продажи лесных насаждений при условии, что они не противоречат ЛК РФ;

— в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Таким образом, в статьях ЛК РФ могут предусматриваться изъятия из правила применения ГК РФ к договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При применении ГК РФ к договору купли-продажи лесных насаждений необходимо руководствоваться положениями гл. 30 ГК РФ.

4. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрены обязательные требования к определению объекта договора, которым являются лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре должны быть указаны местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел), а также объем подлежащей заготовке древесины. Данные признаки позволяют индивидуализировать объект договора.

I. Местоположение лесных насаждений, подлежащих передаче по договору купли-продажи, обозначается на картах (схемах) лесов, а также на местности с помощью лесохозяйственных знаков. В схеме указываются признаки, позволяющие определить точное местоположение лесных насаждений, являющихся объектом договора: субъект РФ, лесничество (лесопарк), номера лесного квартала, лесотаксационного выдела. Подробные сведения об указанных в схеме расположения лесных насаждений лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах включены в государственный лесной реестр — систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 ЛК РФ).

II. Объем подлежащей заготовке древесины определяется в договоре исходя из фактических величин подлежащей заготовке древесины. При определении объема подлежащей заготовке древесины необходимо руководствоваться правилами использования отдельных видов лесных ресурсов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земельным, лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды должны предусматриваться нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Например, ежегодные допустимые объемы изъятия лесных ресурсов предусматриваются лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи установлен предельный срок действия договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Срок договора не может превышать один год. Это означает, что лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаются на срок, равный одному календарному году, или на срок менее одного календарного года. В течение данного срока покупатель (юридическое лицо, гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель) обладает правом собственности на лесные насаждения, расположенные на лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, которые определены (индивидуализированы) в договоре. При этом важно, что покупатель в течение срока действия договора может осуществлять заготовку только тех лесных насаждений, которые индивидуализированы в договоре — объем заготовки и местоположение которых четко определены в соответствии с требованиями законодательства.