Потоварный налог

17.10.2018 Выкл. Автор admin

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Потоварный налог

Если производство или потребление данного товара сопровождается внешними затратами, то введение потоварного налога может привести не к чистым потерям, а, наоборот, к чистому общественному выигрышу. [17]

Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. Действительно если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Qi, no цене Pi, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т рублей ниже. [18]

У первого хозяйства неискажающий налог отбирает часть прибыли при общественно эффективном выпуске за вычетом прежней прибыли и уплаченных потоварных налогов . У второго хозяйства этот налог отбирает часть субсидии за вычетом прежней прибыли и потери прибыли от общественно эффективного выпуска. [19]

Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к незаслуженному, незаработанному доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога , Допустим, правительство вводит потоварный налог размером Pi — P в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. [20]

Но если отраслевой спрос имеет постоянную эластичность по цене, превышающую по абсолютной величине единицу, то приращение монопольной цены превысит величину потоварного налога . [22]

Но правительство под давлением общественного мнения может отнестись к этой дополнительной прибыли как к незаслуженному, незаработанному доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога . Допустим, правительство вводит нетоварный налог размером Р2 — Р в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают и все стимулы к расширению производства данного товара. [24]

Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к незаслуженному, незаработанному доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога, Допустим, правительство вводит потоварный налог размером Pi — P в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. [25]

Прямое налогообложение, дифференцированное по категориям налогоплательщиков, и прямые бюджетные выплаты, адресованные конкретным категориям получатели ( многосемейные, инвалиды и др.) во многих случаях позволяют эффективнее решать социальные задачи государства, чем система потоварных налогов и дотаций. [26]

Поскольку потоварный налог уплачивает продавец, то цена для него составит Р — Р — 1.5, где Р — цена, которую платит покупатель. [27]

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме ( в рублях) с каждой единицы товара. [28]

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме ( в рублях и копейках) с каждой единицы товара. [29]

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р и Р — будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога : продавец или покупатель. [30]

Потоварный налог

Задача №56. Расчёт рыночного равновесия при установлении пола цены

Допустим, функции спроса на компакт-диск знаменитой певицы равна:

Функция предложения задана уравнением:

Р – цена в рублях,

Q d и Q s – величины соответственно спроса и предложения в тысячах штук в месяц.

а) Найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Как изменится рыночное равновесие, если правительство зафиксирует цену на уровне не ниже 60 р.?

в) Каким должен быть абсолютный потоварный акцизный налог на данный компакт-диск, чтобы установить цену на уровне 60 рублей? Что можно сказать при установлении такого налога об изменении объёма продаж?

9.5 Регулирование рынка с помощью налогов и субсидий

Налогообложение

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие. В микроэкономике важно разделение налогов на фиксированные (аккордные) и количественные.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=const). Пример данного налога – плата за лицензию.

Главное свойство аккордных налогов заключается в том, что они не изменяют кривые спроса и предложения, но при этом уменьшают прибыль фирм (если введены на фирму) или благосостояние потребителя (если введены на потребителя).

Количественный – налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

    Потоварный – налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Tx = tQ. Пример – специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили).

  • Стоимостной – налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога. Внутри данной группы налогов также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Pd) или производителя (Ps) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго – НДС и налог с продаж.
  • 9.5.1. Последствия применения потоварного налога

    Допустим, государство установило налог на производителя в размере t руб./ед., кривая спроса описывается уравнением Qd = a – b * Pd , а кривая предложения Qs = c + d * Ps. Данные уравнения соответствую прямым линиям спроса и предложения, которые изображены на графике ниже.

    Для того, чтобы оценить, как введение потоварного налога скажется на рыночном равновесии, предлагается выразить функцию цены от количества P(Q) для предложения:

    Вспомним, что кривая предложения показывает минимальную цену, по которой производитель готов предложить определенное количество товара (это называется величиной предложения) на рынок. При введении потоварного налога в размере t денежных единиц за каждый предлагаемый товар, минимальная цена производителя увеличится на величину данного налога. В результате вся кривая предложения смещается вверх на величину t, что соответствует новой функции предложения:

    Выразив обратно функцию Q(P), мы получим выражение:

    Таким образом, потоварный налог, уплачиваемый производителем, уменьшает предложение, и сдвигает кривую предложения влево-вверх.

    Исходная точка рыночного равновесия с координатами (Р * , Q * ) была получена в результате пересечения первоначальных кривых спроса D и предложения S. В результате налогообложения объем продаж сокращается. Цена, уплачиваемая потребителем (Pd), возрастает относительно первоначальной равновесной рыночной цены, а цена, получаемая производителем (Ps), – опускается. Таким образом, налоговая ставка как бы распределяется между потребителем и производителем, независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог. Пропорция распределения определяется наклонами кривых: чем положе выглядит кривая, тем меньшая доля налога приходится на соответствующего экономического агента. Например, доля налога, уплачиваемая потребителем, будет тем ниже, чем:

    • положе кривая спроса;
    • круче кривая предложения.
    Другие публикации:  Костромская обл осаго

    9.5.2. Субсидирование (выплата трансфертов)

    Любая субсидия может быть рассмотрена как соответствующий налог, но с отрицательным значением ставки. Поэтому введение потоварной субсидии фирме означает увеличение предложения (смещение кривой предложение вправо-вниз), а введение потоварной субсидии потребителю означает увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо-вверх).

    Государственное регулирование рынка. Рента (излишек) покупателя и продавца

    При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

    Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

    Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

    Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

    Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

    Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

    Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

    Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Pe1 и объемом Qe1. Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S2. Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P2 (P2 = Pe1+T). Hо при данной цене спрос (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). Hовая равновесная цена Pe2 окажется выше прежней (Pe1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Qe2 — за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (Pe1 — P — ).

    Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

    Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Qe1 потребитель готов покупать только по цене P2, однако продавец по этой цене готов предложить объем только QS2. Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит Pe2, а объем продаж — Qe2. Цену Pe2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (Pe1 — Pe2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены Pe2, покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + — Pe1,) образует «долю» покупателя в налоге.

    Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

    Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

    В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение — нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

    Дотации. Дотация — выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

    Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P — (P — = Pe1-V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

    Hовая равновесная цена будет больше P — , но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + — Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.

    Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации — покупателю или продавцу — в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

    Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

    Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P2), либо на более высоком (P1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором — их избыток, в третьем — очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

    Другие публикации:  Оплата товара в рассрочку договор

    Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

    Раздел 1. Исходные основы микроэкономики

    Тема 3. Регулирование рынка

    Практическая работа 2

    Целью данного практикума является определение последствий государственного регулирования рынка.

    Задачами практикума являются:

    • во-первых, расчет результатов введения фиксированных цен;
    • во-вторых, определение последствий введения налогов на продажу и покупку товаров;
    • в-третьих, определение результатов предоставления дотаций производителям или потребителям товара.

    Задачи на введение фиксированных цен

    Постановка задачи: Объем спроса задан формулой Qd = 4700 – 400Р, объем предложения определяется по формуле Qs = 2000 + 500Р. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж данного товара. Что произойдет на рынке, если государство установит цену на продукцию в размере 2,5 у. е.

    Технология решения задачи: сначала надо определить равновесную цену продукции, исходя из уравнения Qd = Qs, 4700 – 400Р =2000 + 500Р, отсюда Р равновесная равна 3 у. е. При этой цене объем продаж будет равен 3500 единиц. Если государство установит предельную цену в размере 2,5 у. е., то спрос увеличится до 3700, а предложение упадет 3250, следовательно, на рынке возникнет дефицит: 3700 – 3250 = 450 ед.

    Ответ: равновесная цена 3 у. е., равновесный объем продаж 3500. При цене 2,5 у. е. возникнет дефицит в размере 450 ед.

    Постановка задачи: Спрос и предложение товара Х описываются уравнениями: Qd = 1100 – 30Р; Qs = 700 + 20Р. Государство установило фиксированную цену на товар Х в размере 10 у. е. Определите, к каким последствиям это приведет на рынке товара Х?

    Технология решения задачи: Сначала определяется равновесие на рынке товара Х. Оно характеризуется равновесной ценой 8 у. е. (1100 – 30Р = 700 + 20Р) и равновесным объемом продаж, равным 860 ед. Введение фиксированной цены приведет к изменению спроса и предложения товара:

    Qd = 1100 – 30 * 10 = 800; Qs = 700 +20 * 10 = 900. Следовательно, на рынке появляется излишек товара Х в размере: 900 – 800 = 100 ед.

    Ответ: спрос уменьшается на 60 ед., а предложение увеличивается на 40 ед., в результате возникает излишек товара в размере 100 ед.

    Постановка задачи: Спрос и предложение товара Y записываются уравнениями: Qd = 1450 – 100Р, Qs = 1000 + 50Р. Государство ввело цену на данный товар в размере 4 у. е. Определите, что от этого выиграли и что потеряли производители?

    Технология решения задачи: Сначала определяется равновесие на рынке товара Х. Оно характеризуется равновесной ценой 3 у. е. (1450 – 100Р = 1000 + 50Р) и равновесным объемом продаж, равным 1150 ед. Введение фиксированной цены приведет к изменению спроса и предложения товара:

    Qd = 1450 – 4 *100 = 1050; Qs = 1000 + 50 * 4 = 1200. Продаваться будет только 1050 ед., но по цене 4 у. е., поэтому предприятие получит больше выручки на 750: 1050 * 4 = 4200 (а раньше получало 1150 * 3 = 3450). В то же время часть продукции не продается: 1200 – 1050 = 150 ед.

    Ответ:

    выигрыш: рост выручки на 750 у. е.,

    проигрыш: излишки товара на рынке в размере 150 ед.

    Задачи на определение последствий введения налогов

    Постановка задачи: Объем спроса задан формулой Qd = 4000 – 50Р, объем предложения определяется по формуле Qs = 3000 + 50Р. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж данного товара. Что произойдет на рынке, если государство установит налог на продажу в размере 2 у. е.?

    Технология решения задачи: Сначала надо определить параметры равновесного рынка. Для этого приравняем спрос и предложение товара: 4000 – 50Р = 3000 + 50Р. Равновесная цена равна 10 у. е., а равновесный объем – 3500 ед. Если государство введет налог, формулы спроса и предложения будут выглядеть так: Qd = 4000 – 50 Р покупателя; Qs = 3000 + 50Р продавца. При этом покупатель будет платить больше, чем получит продавец, на величину налога:

    Р покупателя = Р продавца + налог. Выразим цену покупателя через цену продавца и получим следующее уравнение:

    4000 – 50 (Р продавца + 2) = 3000 + 50Р продавца. Из уравнения следует, что Р продавца равна 9, цена покупателя 9 + 2 = 11, равновесный объем продаж: 3000 + 9 * 50 = 3450 ед., следовательно, объем сократится на 50 ед.

    Ответ: покупатель будет платить 11 у. е., а продавец получать 9 у. е. вместо 10, объем продаж уменьшится на 50 ед.

    Постановка задачи: Объем спроса задан формулой Qd = 2500 – 40Р, объем предложения определяется по формуле Qs = 2050 + 50Р. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж данного товара. Что произойдет на рынке, если государство установит налог на покупку в размере 1 у. е.

    Технология решения задачи: Сначала надо определить параметры равновесного рынка. Для этого приравняем спрос и предложение товара: 2500 – 40Р = 2050 + 50Р. Равновесная цена равна 5 у. е., а равновесный объем – 2300 ед. Если государство введет налог, формулы спроса и предложения будут выглядеть так:

    Qd = 2500 – 40Р покупателя; Qs = 2050 + 50Р продавца. При этом покупатель будет платить больше, чем получит продавец, на величину налога: Р покупателя = Р продавца + налог. Выразим цену покупателя через цену продавца и получим следующее уравнение:

    2500 – 40(Р продавца + 1) = 2050 + 50Р продавца. Из уравнения следует, что Р продавца равна 4,56, цена покупателя 4,56 + 1 = 5,56, равновесный объем продаж: 2050 + 4,56 * 50 = 2278 ед., следовательно, объем сократится на 22 ед.

    Ответ: цена продажи увеличится до 5,56 у. е., но продавец получит 4,56 у. е. (вместо 5 у. е.), объем продаж уменьшится на 22 ед.

    Постановка задачи: Спрос и предложение товара А описываются уравнениями Qd = 3600 – 150Р, Qs = 1500 + 60Р. Определите, как изменится выигрыш покупателей, если государство введет потоварный налог в размере 2 у. е.?

    Технология решения задачи: Сначала определяются равновесные значения цены и объема продаж до введения налога:

    Qd = Qs, 3600 – 150Р = 1500 + 60Р, Р e = 10, Q e = 2100. Максимальная цена покупателя рассчитывается: 3600 – 150Р =0, отсюда

    Рмакс = 24. Выигрыш покупателя составлял:

    макс – Рравн) * равновесный объем продаж: 2 = (24 – 10) * 2100: 2 = 14700.

    После введения налога покупатель будет платить

    3600 – 150Рпок = 1500 + 60 (Рпок – 2), Рпок = 10,57, объем продаж равен 3600 – 150 * 10,57= 2014,5. Выигрыш при этих условиях составит: (24 – 10,57) * 2014,5: 2 = 13527. Выигрыш сократился на 14700 – 13527= 1173 у. е.

    Ответ: выигрыш уменьшится на 1173 у. е.

    Постановка задачи: Спрос и предложение товара задано формулами Qd = 8 – Р, Qs = –4 + 2Р.

    Определите: равновесную цену, равновесный объем продаж и изменения на рынке, если государство установит налог в размере 20 % продажной цены.

    Технология решения задачи: Сначала определяется равновесие на рынке до введения налога. Qd = Qs, следовательно, 8 – Р = –4 + 2Р, отсюда Рравн = 4, Qравн = 4.

    Введение налога приведет к изменению на рынке: покупатель будет платить на размер налога больше, чем получать продавец. Вследствие этого: 8 – (Рпрод. + 0,2 Рпрод.) = -4 + 2Рпрод.

    Другие публикации:  Квартира менее 5 лет в собственности налог

    Рпрод. = 3,75; Рпок. = 3,75 + 0,2 * 3,75 = 4,5. Qпродаж = -4 + 2 * 3,75 = 3,5.

    Ответ: равновесие до введения налога характеризуется: Р=4, Q=4; после введения налога продавец получит 3,75 у. е. за единицу товара, покупатель заплатит 4,5 у. е., будет реализовано 3,5 ед.

    Задачи на введение дотаций

    Постановка задачи: Объем спроса на товар Х определяется по формуле Qd = 2400 – 100 P, объем предложения – по формуле Qs = 1000 + 250 P. Определите равновесные значения цены и объема продаж. Что произойдет на рынке товара Х, если государство установит дотацию на производство товара Х в размере 1,5 у. е.

    Технология решения задачи: Сначала определяем равновесную цену и равновесный объем продаж: 2400 – 100Р = 1000 + 250Р,

    Рравн = 4 у. е., объем продаж равен 2000 ед. Если государство введет дотацию, то покупатель будет платить меньше, чем получит продавец, на величину дотации. Теперь будет выполняться уравнение: 2400 – 100 Рпокуп = 1000 + 250 (Рпокуп + 1,5). Отсюда

    Рпокуп = 2,93 у. е., объем продаж увеличится до 2400 – 100 * 2,93 = 2107 ед.

    Ответ: Рравн = 4 у. е., объем продаж равен 2000 ед., после введения дотации цена покупки снизится до 2,93, продавец будет получать 4,08, объем продаж увеличится на 107 ед.

    Постановка задачи: Объем спроса на товар Z определяется по формуле Qd = 400 – 10 P, объем предложения – по формуле Qs = 100 + 20 P. Определите равновесные значения цены и объема продаж. Что произойдет на рынке товара Z, если государство установит дотацию на покупку товара Z в размере 3 у. е.

    Технология решения задачи: Сначала определяем равновесную цену и равновесный объем продаж: 400 – 10Р = 100 + 20Р,

    Рравн = 10 у. е., объем продаж равен 300 ед. Если государство введет дотацию, то покупатель будет платить меньше, чем получит продавец, на величину дотации. Теперь будет выполняться уравнение: 400 – 10 Рпокуп = 100 + 20 (Рпокуп + 3). Отсюда,

    Рпокуп = 8 у. е., Рпродав = 8 + 3 = 11, объем продаж увеличится до 400 – 10 * 8 = 320 ед., т. е. объем увеличивается на 20 ед.

    Ответ: до введения дотации: Р = 10 у. е., Q = 300 ед., после введения дотации: Рпродав = 11 у. е., Рпокуп = 8 у. е., Q = 320 ед.

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Введение — потоварный налог

    Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать ( скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги ( штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. [1]

    В результате введения потоварного налога сокращается объем как производства, так и потребления. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Это означает, что налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. [2]

    Но последствия введения потоварного налога и дотации не во всем противоположны. Сумма налогового сбора меньше, чем снижение излишков покупателей и продавцов; выплаты из бюджета при дотации, напротив, превышают суммарное увеличение их излишков. И в том, и в другом случае возникают чистые потери общества. В случае дотации их величина соответствует площади треугольной области Е0Е2Е2, выделенной на рис. 9 штриховкой. [4]

    Если производство или потребление данного товара сопровождается внешними затратами, то введение потоварного налога может привести не к чистым потерям, а, наоборот, к чистому общественному выигрышу. [6]

    На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка. [8]

    Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. За изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога , уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. [9]

    На рис. 36 изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж. [11]

    Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спросаи предложения. На рис. 2.18 опо-казана ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога , уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен ( без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка. [12]

    Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Qi, цеооы Р и Р — будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами. [13]

    Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р и Р — будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами. [14]

    Задача №34. Изменение функции предложения вследствие введения налогов

    До введения налога функция предложения описывалась уравнением:

    ,

    Р – цена в тысячах рублей.

    Ввести функции предложения, если:

    а) введён только потоварный налог, равный 2 тыс. р., взимаемый с каждой проданной единицы продукции;

    б) введён только налог с продаж в размере 5% к цене проданных товаров;

    в) введён только налог на производителей в сумме 15% от выручки;

    г) введены все три налога одновременно;

    д) увеличен подоходный налог на 10%.

    а) Новая (после введения потоварного налога) функция предложения будет иметь вид:

    б) Новая (после введения налога с продаж в размере 5% надбавки к цене товара) функция предложения будет иметь вид:

    в) Новая (после введения налога на производителей в сумме 15% от выручки) функция предложения будет иметь вид:

    г) Новая (после введения всех трёх налогов одновременно) функция предложения будет иметь вид:

    д) После увеличения подоходного налога на 10% предложение не изменится.