Федеральный закон рф об образовании 1992

29.06.2018 Выкл. Автор admin

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Закон «Об образовании»

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
«Об образовании»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля, 8, 16 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 февраля, 1 апреля, 10 июля, 12 ноября 2012 г.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

См. Сравнительный анализ настоящего Закона и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

10 июля 1992 года

Закон определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Закрепляется существующая система образования в РФ, представляющая собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании»

Вы можете принять участие в обсуждении настоящего Закона на www.garant.ru (совместный проект с Минюстом РФ)

Настоящий Закон введен в действие с момента его опубликования

Пункт 5 статьи 15, статья 38 и статья 49 вступают в силу по мере развертывания государственной аттестационной службы

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 310-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Другие публикации:  Подоходный налог в беларуси с 1 января 2018 года

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 17 июня 2010 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт 14 статьи 28, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 3 статьи 52 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ изменения исключены со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 313-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ и от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2006 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2004 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 13 февраля 2002 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012) «Об образовании»

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1
(ред. от 10.07.2012)
«Об образовании»

10 июля 1992 года
N 3266-1

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ,
от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ,
от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ,
от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ,
от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ,
от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,
от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ,
от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ,
от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ,
от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ,
от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ,
от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ,
от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ,
от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ,
от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ,
от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ,
от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ,
от 27.07.2010 N 215-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,
от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ,
от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ,
от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 03.06.2011 N 121-ФЗ,
от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 17.06.2011 N 145-ФЗ,
от 27.06.2011 N 160-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,
от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 08.11.2011 N 310-ФЗ,
от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ,
от 03.12.2011 N 385-ФЗ, от 28.02.2012 N 10-ФЗ,
от 28.02.2012 N 11-ФЗ, от 01.04.2012 N 25-ФЗ,
от 10.07.2012 N 111-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,
от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

Другие публикации:  Приказ о комиссии на списание гсм образец

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в области образования

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

Статья 6. Язык (языки) обучения

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 8. Понятие системы образования

Статья 9. Образовательные программы

Статья 10. Формы получения образования

Статья 11. Учредитель образовательного учреждения

Статья 11.1. Государственные и негосударственные образовательные организации

Статья 12. Образовательные учреждения

Статья 13. Устав образовательного учреждения

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ

Статья 18. Дошкольное образование

Статья 19. Общее образование

Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ

Статья 21. Профессиональная подготовка

Статья 22. Начальное профессиональное образование

Статья 23. Среднее профессиональное образование

Статья 24. Высшее профессиональное образование

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование

Статья 26. Дополнительное образование

Статья 27. Документы об образовании

Статья 27.1. Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях

Статья 27.2. Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации

Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 28.1. Полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования

Статья 30. Утратила силу с 1 января 2009 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Статья 33. Утратила силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.11.2010 N 293-ФЗ.

Статья 33.1. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 33.2. Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций

Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением

Статья 37. Органы, осуществляющие управление в сфере образования

Статья 38. Государственный контроль (надзор) в области образования

Глава IV. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 39. Отношения собственности в системе образования

Статья 40. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 41. Финансовое обеспечение образовательной деятельности

Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования

Статья 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами

Статья 44. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

Статья 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения

Статья 47. Приносящая доход деятельность образовательного учреждения

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

Статья 49. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 52.1. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Статья 52.2. Компенсация за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Статья 53. Занятие педагогической деятельностью

Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки

Статья 56. Трудовые отношения в системе образования

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 57. Международное сотрудничество Российской Федерации

Статья 58. Внешнеэкономическая деятельность

Скачать Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012) Об образовании (формат DOC, 859 кб)

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1
«Об образовании»

(с изменениями от 24 декабря 1993 года, 13 января 1996 года, 16 ноября 1997 года, 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 года, 30 декабря 2001 года, 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 года, 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 года, 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 года, 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 года, 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 года, 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 года, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 года, 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 года)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

4.2.3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992)

Данный закон относится к базовому (системообразующему) типу законов. Как и всякий иной закон, он обладает высшей (после Конституции РФ) юридической силой. Более того, в числе упоминавшихся базовых образовательных законов, этот закон играет роль своего рода «коренника», на которого ориентируются и остальные законодательные акты.

Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер 3226-1) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции. С момента принятия закона 22 раза федеральные законодательные акты вносили в него изменения и дополнения, среди которых наиболее существенные поправки были внесены указанным Федеральным законом от 13 января 1996 г. и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. (так называемым «монетарным» законом или законом «об отмене льгот»).

Закон «Об образовании» имеет сложную структуру и состоит из 6 глав, объединяющих собой 58 статей.

Первуюглаву «Общие положения» составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование.

Втораяглава «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования.

Втретьейглаве «Управление системой образования» содержатся нормы, регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов.

Нормы главычетвертой«Экономика системы образования» определяют основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. В контексте современных реалий, опосредованных сложными и противоречивыми реформаторскими процессами в сфере образования, эта глава закона приобретает особе значение.

Социальные гарантии реализации прав граждан на образование составляет содержаниепятойглавы, актуальность которой в настоящее время исключительно высока. Здесь закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений.

Наконец, глава шестая регулирует отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений, что также значимо в контексте присоединения России к Болонской декларации о высшем образовании.

Одна из наиболее значимых особенностей Закона РФ «Об образовании» состоит в том, что в нем четко определены и сформулированы главные задачи образовательного законодательства (ст. 4). Назовем и кратко охарактеризуем эти задачи.

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

К изложенному выше о компетенции в сфере образования, добавим лишь следующее. Распределение компетенции между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по законодательному регулированию отношений, возникающих в области образования, закреплено в статье 3 комментируемого Закона. Так, федеральные законы разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Субъекты же Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. При этом важно подчеркнуть, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Другие публикации:  Заявление по исполнительному листу в налоговую

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Практически все акты образовательного законодательства (исключение составляет, ситуация, связанная с принятием закона «об отмене льгот» от 22 августа 2004 года) принимались так или иначе с целью обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование (ст. 43 .Конституции РФ). Тем самым, эти акты представляют собой юридические гарантии конституционных положений, закрепляющих право граждан на образование.

Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

Современное российское образовательное законодательство содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с функционированием всех элементов системы образования Российской Федерации, а именно: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений (независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов); органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Образовательное законодательство имеет своей задачей регулирования как собственно образовательных, так и иных отношений, складывающихся в области образования (административных, трудовых, экономических, гражданско-правовых, финансовых, семейных и т.д.) Регулируя такие правоотношения, законодательство определяет права, обязанности и ответственность субъектов таких правоотношений (в ст. 50, к примеру, закрепляются права обучающихся, воспитанников; ст. 52 – права и обязанности родителей (законных представителей); в ст.ст. 12 и 32 – статус образовательного учреждения и т.д.).

Настоящим законом также определяются вопросы языковой политики в сфере образования (ст.6), политики в сфере формирования государственных образовательных стандартов,включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения(ст.7); структура системы образования (с.8) и др.

Анализ структуры и текста Закона РФ «Об образовании» свидетельствует, что этот закон является составным, комплексным. Разные части сводного текста закона «Об образовании» «принадлежат» разным федеральным законам. Основной текст включает в себя отдельные положения почти 20 (!) законов. Не все участки текста закона «Об образовании» принадлежат собственно основному закону, т.е. не регулируют непосредственно образовательные отношения, что является также одним из доводов сторонников образовательного права для признания его в качестве самостоятельной, хотя и носящей комплексный характер, правовой отрасли. Вследствие указанной причины поправки, которые периодически, вносятся в этот закон, нужно всегда вносить и в тексты законов, формирующих составной текст, а не только в текст «основного» закона.

Такая ситуация случилась и с поправками, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон N 122).Охарактеризуем сначала эти поправки в общем виде.

Эти законом было внесено более ста поправок в текст Закона РФ «Об образовании», состоящий из 58 статей изменения текста произведены в 31 статье.

Целый ряд поправок к тексту закона направлен на устранение содержательно-смысловых двусмысленностей, существовавших в тексте закона. Примером нечеткой юридической конструкции может служить, скажем, понятие «орган управления образованием», употреблявшееся в статьях 4, 30, 33, 37, 44 и 50 закона «Об образовании». Дело в том, что в качестве органов управления образованием можно рассматривать и ректорат, и педагогический совет и даже родительское собрание в школе. В новой редакции текста закона использовано более адекватное понятие: «орган исполнительной власти в области образования».

К юридико-техническим новеллам можно отнести и изменения текста закона, связанные с введением новых понятий: «федеральное государственное образовательное учреждение»; «государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации» и «муниципальное образовательное учреждение». Обусловленные этими новыми понятиями нормы можно встретить во многих статьях закона (см. статьи 12, 13, 28, 29, 33, 34, 41, 42, 55).

К категории юридико-технических поправок можно отнести поправки к статьям 1 и 37. К примеру, прежняя редакция текста закона содержала требование, чтобы результаты конкурса, объявленного Правительством Российской Федерации на разработку Федеральной программы развития образования, утверждались федеральным законом. Теперь же Федеральная программа развития образования обрела статус федеральнойцелевойпрограммы. Правительство Российской Федерации будет разрабатывать и утверждать ее в этом статусе. Прежний текст закона содержал требование к органам управления образованием обеспечивать Федеральную программу развития образования. Это требование сейчас также исключено. Уточнения текста закона в области образования, носящие юридико-технический характер, проведены по всему тексту закона. В частности, по всему тексту закона исключены обязательства государства по отношению к регламентированию деятельности муниципальных образовательных учреждений. Так же последовательно упоминания в тексте «социальной помощи» заменены на слова «поддержка» (ст.ст. 5, 50), когда речь идет о государстве, а не об иных структурах (ст.18).

Среди общей массы поправок можно выделить поправки, направленные на расширение видов организационно-правовых форм субъектов образовательной деятельности. Так, в тексты статьи 11.1 и статьи 34 введена новая юридическая конструкция — «государственная образовательная организация». Правом на создание таких организаций наделено Правительство Российской Федерации, а также органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственная образовательная организация может быть филиалом или объединением некоммерческих организаций. Введение дополнительных категорий юридических лиц, являющихся субъектами образовательной деятельности, может иметь далеко идущие последствия для выстраивания всей инфраструктуры образовательной системы. Эти последствия сейчас трудно оценить.

Главной целью произведенных поправок была конкретизация прав и обязанностей органов власти Российской Федерации по отношению к учрежденным ими образовательным учреждениям, а также уточнение правового статуса самих учреждений.

В затраты на образование и обучение, осуществляемое в рамках государственных стандартов и гарантий, исполнение которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации, не входят расходы на лечение, на льготы воспитанникам и их родителям или опекунам, а также на социальную, материально-техническую и иную помощь. На этом основании в новой редакции закона из норм, регулирующих бюджетные затраты на образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, исключены затраты на социальное обеспечение. Такого рода уточнения можно отнести к категории уточнений юридико-технического характера.

Тексты некоторых статей закона «Об образовании» претерпели изменения вследствие своей несогласованности с положениями Конституции Российской Федерации или иных федеральных законов. Из текста закона были исключены те государственные обязательства и гарантии, которые не относятся к области образования. Указанные исключения норм не носят запретительного характера. Поэтому участие государства в таких формах поддержки образования не исключается, а либо регулируется иными законами, либо на другом уровне (муниципальном или уровне субъекта Российской Федерации), либо перестает носить предписывающий характер.

Из текста закона исключено обязательство государства компенсировать гражданину «затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования» (ст. 5). Желание ученика учиться в негосударственном учреждении не снимает с государства обязанность обеспечить учащемуся место в общеобразовательной школе. Поэтому государство вынуждено учитывать возможность возврата ученика из платного учреждения в государственное и муниципальное. Нежелание использовать гарантию получения бесплатного образования не может служить основанием для выплат. Подкрепленная материальным благополучием личная инициатива ученика пребывать в негосударственном образовательном учреждении может быть квалифицирована как желание получить дополнительные образовательные услуги. Затраты по оплате дополнительных услуг должен нести их потребитель.

Государственные гарантии финансовой и материальной поддержки в воспитании детей раннего детского возраста (ст. 18) исключены из текста закона, поскольку воспитание детей раннего детского возраста является темой другой отрасли законодательства (семейного). Тот же Семейный кодекс (СК) Российской Федерации достаточно детально расписывает все особенности указанного процесса (ст.ст. СК 1, 54, 56 и др.).

К отдельной группе можно отнести нормы, которые вообще являются новыми для закона «Об образовании». Такова, например, норма о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (ст. 55).

Особую группу составляют нормы, регламентирующие права образовательных учреждений. Уточнен порядок разработки и принятия коллективом образовательного учреждения устава, который должен быть утвержден учредителем (ст. 13 и 32) уточнены имущественные права государственных и муниципальных учреждений, а также права на открытие расчетного счета (ст. 12, 13).

В специальную группу поправок следует выделить изменения текста закона, связанные с налоговым и бюджетным регулированием в области образования. Так, из текста закона исключен ряд таких законодательных положений, как право филиалов, отделений и структурных подразделений образовательных учреждений иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях (ст. 12); нормы о формировании федеральных фондов развития образования и ежегодном установлении доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования, а также об установлении налоговых льгот, стимулирующих развитие образования (ст.28); нормы о ежегодном выделении финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, о защищенности расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также о ежеквартальной индексации размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений в соответствии с темпами инфляции (ст.40); норма о финансировании высшего профессионального образования в размере не менее трех процентов от расходной части федерального бюджета (ст. 40) и др.

В этой связи нужно заметить, что исключение перечисленных выше поправок из текста образовательного закона практически не сказалось на бюджетной и налоговой политике в области образования. Дело в том, что все ранее присутствовавшие в образовательном законе нормы всегда действовали, но только в формате бюджетного и налогового законодательства. Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что имеет место определенная «нестыковка» между образовательным и отраслевым, в частности, бюджетным и налоговым, законодательством.

Поправки к тексту закона «Об образовании» имели целью устранить юридические несоответствия, имеющиеся в отраслевом законодательстве в области образования. Конечно, такая огромная работа не может быть завершена полностью одним нормативным актом. В ныне существующей правовой системе Российской Федерации отсутствуют многие необходимые положения и нормы — принципы, вокруг которых должна быть консолидирована правовая идеология и выработаны нормы права. Очевидно, что общая государственная концепция организационно-структурной и правовой реформы законодательства в сфере образования нуждается в согласовании.