Нетрадиционные пособия по математике

20.01.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Издано учебное пособие по математике для 4-9 классов

Издано учебное пособие по математике по подготовке к сдаче вступительных испытаний в Лицей №83.

«Столяров А.В. Пособие по математике для 4-9 классов: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. – 69 с.»

В пособии представлены необходимые теоретические сведения, методы решения задач из основных разделов школьной математики.
Данное учебное пособие можно рекомендовать всем обучающимся, желающим продолжить своё образование в классах математического и технического профиля.
Пособие может быть также использовано учителями-предметниками для проверки уровня обученности детей, заканчивающих соответствующий класс.

Стоимость пособия – 150 руб. Приобрести можно по адресу: ул. Космонавтов, 8 – УГНТУ, корп. 3, к. 105.

Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП, страница 3

Показаны публикации 21-30 из 2721 .
Все разделы | Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП

«Веселая математика». Интерактивная игра Интерактивная обучающая игра «Веселая математика» может быть использована для обучения детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание» в дошкольном образовательном учреждении, а также рекомендована для занятий родителям с детьми в семейном кругу.

Обобщение опыта: использование занимательного материала в ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП — Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Составь букет. Состав числа»

Публикация «Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Составь. » Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Составь букет» (состав числа) Для работы нам потребуется: — Цветной картон; — Напечатанные цифры и примеры; — Ножницы; — Клей. Приступаем к изготовлению игры. 1. На цветном картоне напечатаем цветы и вазы. Можно сделать.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическое пособие по обучению цвету и геометрической форме для детей младшего дошкольного возраста «Зайки на лужайке» Каждый, кто работал с малышами, знает, как порой нелегко научить их различать цвета и запоминать названия. Часто даже у взрослых возникают сомнения, как правильно называется цвет. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор.

Значение компьютерных игр по математике в развитии мышления детей 4 лет. Игра-презентация «Сравни ленты по длине» Компьютерная игра по математике для детей 4 лет Для детей 3-4 лет существуют также развивающие компьютерные игры с различными сказочными персонажами, предметами, а также буквами и цифрами. Благодаря таким играм у малышей развиваются способности классифицировать и обобщать.

Консультация «Не отрываясь от дел. Математика — занимательная игра» Уважаемые родители! Очень часто можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума, потому что совсем не хватает времени на общение с ребенком. По вечерам родители находят себе занятия по своим интересам (телевизор, компьютер.

Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП — Консультация для родителей «Учите детей математике — играя!»

Статья «Консультация для родителей «Учите детей математике —. » Консультация для родителей. Учите детей математике — играя! Веселые задачки Сколько ушей у трёх мышей? Сколько лап у двух медвежат? У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? Над.

Картотека дидактических игр с Блоками Дьенеша Картотека дидактических игр с Блоками Дьенеша. Дидактическая игра «Найди» Задачи: 1. Знакомить с логическими блоками 2. Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой — маленький», «толстый – тонкий» 3. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры.

Электронное дидактическое пособие по математике «У кого какой домик?» для детей раннего возраста 2–3 лет Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №3 имени З.А. Космодемьянской города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск Самарской области Электронное дидактическое пособие по математике «У кого какой.

Перспективное планирование развивающих математических игр в старшей группе Сентябрь «Сложи узор» « Что поспело в саду?» Учить собирать узор из 10 кубиков игры, ориентируясь на упрощенную схему (масштаб кубиков1:1) Развивать внимание, комбинаторные способности. Закрепить знания об овощах и фруктах. Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время.

Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП — перейти на главную страницу рубрики.

Методическая разработка на тему:
«Использование нетрадиционного оборудования по ФЭМП в работе с детьми»

Автором представлена презентация по изготовлению и использованию нетрадиционных пособий по математике.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ по ФЭМП в работе с детьми» Старший воспитатель Еськова Светлана Геннадьевна

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только педагогом, но и дошкольником. Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста призваны разнообразить воспи-тательно-образовательный процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ. Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

С целью роста познавательного интереса дошкольников педагоги должны стараться разнообразить ход воспитательно-образовательного процесса. Для этого педагоги нашего дошкольного учреждения делают собственные дидактические пособия. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безопасность для воспитанников детского сада. Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими: — подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы; — природное сырье – листья, цветы, трава, шишки; — канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон; — воображение – самая главная составляющая.

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели: 1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета , историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения. Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа; воспитанию внимательности, памяти, мышления; освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели: 2. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре. 3. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели: 4. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур , совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников. 5. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление , изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

Цель игры: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие умения выделять фигуры по признакам; тренировка ориентиро-вания в пространстве. «МЯГКАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАЙКА»

«ПИЦЦА» Цель игры: закрепление навыков счета, умения работать по образцу; развитие логики и воображения .

«РЫБАЛКА» Цель игры: закрепление навыков счета и состава числа.

«АКВАРИУМ» Цель игры: закрепление навыков счета и состава числа.

«ЧИСЛОВОЕ ДЕРЕВО» Цель игры: закрепление навыков счета и состава числа.

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАТЬЕ» Цель игры: закрепление знания геометрических форм; формирование умения классифицировать.

«ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ» Цель игры: закрепление знаний геометрических формах, размеров и цветов.

«ЧИСЛОВОЙ ДОМИК» Цель игры: закрепление навыков счета и состава числа.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! Дидактические игры не должны проводиться длительное время . Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат. Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого , и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)». Способность к изо.

Использование нетрадиционной техники по изодеятельности в работе с детьми ЗПР.

Материал содержит краткое описание основных нетрадиционных техник создания художественных образов, опробированных нами в работе с детьми с ЗПР, ЗРР, УО.

В статье «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата» представлен опыт работы учителя-дефектолога по использов.

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования.

Это обобщение опыта использования нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном учреждении. Материал содержит описание инновационной .

отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с.

Урок по методике ФЭМП на тему: » Нетрадиционные технологии на занятиях по формированию математических способностей. Способы и формы работы.»

Тема урока : Нетрадиционные технологии на занятиях по формированию математических способностей. Способы и формы работы.

Ценности: Истина . Подценности: Вера в себя. Единства слова, дела, мысли. Самопознание. Честность. Справедливость. Уважительность. Помощь и взаимопомощь.

Образовательная – закрепить знания учащихся о теоретических основах методики математического развития детей дошкольного возраста.

Развивающая – сформировать интерес к изучаемому предмету, развивать умение в логической последовательности, систематизировать материал; развивать связную речь, при ответе на прямой вопрос, интеллектуальные способности в ответе на тестовые задания, проблемные ситуации; развивать воображение, творчество, кругозор.

Воспитательная – воспитывать исполнительские качества личности обучающихся, умственных способностей, честность, справедливость, уважительность в процессе групповой работы; воспитывать веру в себя, интерес к выбранной профессии.

Тип урока: практический

Форма организации урока: деловая игра

Межпредметные связи : дошкольная педагогика, математика, философия

Связь с производственным обучением : развивать профессиональные и специальные компетенции соответствующие основным видам профессиональных требований. Анализ дополнительной литературы по данному вопросу.

Наглядные пособия и ТСО: Интерактивная доска, таблицы, схемы, «Черный ящик»

Учебная, методическая литература: МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) ФРЕЙЛАХ Н.А., Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. Пособие.

Методическое пособие Нетрадиционные уроки математики в школе первой ступени (теория и практика) — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАркадий Белевский

Похожие презентации

Презентация по предмету «Математика» на тему: «Методическое пособие Нетрадиционные уроки математики в школе первой ступени (теория и практика)». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Методическое пособие Нетрадиционные уроки математики в школе первой ступени (теория и практика)

2 Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица

3 Структура методического пособия 1 раздел — методические рекомендации для начинающих учителей начальных классов по проведению нетрадиционных уроков математики 2 раздел — подборка заданий к нетрадиционным урокам математики в школе первой ступени 3 раздел — примерные конспекты нетрадиционных уроков математики различных видов для учащихся 1-4 классов

4 Активные методы и приемы обучения опорные схемы мозговой штурм постановка проблемных вопросов интенсивный опрос коммуникативная атака игровые моменты

5 Творческие принципы построения нетрадиционного урока активная деятельность учащихся на уроке поддержка альтернативности и множественности мнений занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока скрытая дифференциация учащихся

6 Основания для разработки проекта нетрадиционного урока опора на фантазию состязательно-игровая имитационная оригинальная организация учебного материала

7 Начало урока в разных типах организации Традиционный урок 1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания). 2. Мобилизующее начало урока 3. Актуализация знаний учащихся Нетрадиционный урок 1. Рифмованное начало урока 2. Начало урока с элементами театрализации; с эпиграфа к уроку; с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока. 3. Начало урока с постановки 3. Начало урока с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

8 Основные периоды разработки и проведения нетрадиционного урока подготовительный урок анализ

9 Этапы урока Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению.

10 Этапы урока Второй этап Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

11 Этапы урока Третий этап посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

12 Виды нетрадиционных уроков Урок КВН проводится в форме соревнований между командами этапами урока являются задания для команд: разминка, практическое задание, поединок капитанов, физкультминутки.

13 Виды нетрадиционных уроков Урок-викторина проводится в форме индивидуальных соревнований для закрепления изученного материала

14 Виды нетрадиционных уроков Урок-путешествие (основные особенности) определение транспорта для путешествия перемещение со станции на станцию в сопровождении музыкальных заставок, игровых конкурсов, стихов включение в путешествие элементов ролевой игры

15 Виды нетрадиционных уроков Урок-сказка (основные особенности) урок начинается своеобразной присказкой переходы от одной задачи к другой содержат традиционные этапы усложнения заданий обязательное наличие костюмов, декораций, музыкального сопровождения

16 Виды нетрадиционных уроков Урок-игра (педагогические условия) учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их играли продолжительность каждой игры не более 8-12 минут решение воспитательных задач: развитие речи, активизация внимания детей, развитие интереса к предмету, формирование творческой фантазии, нравственное воспитание

17 Нетрадиционные уроки раскрепощают взаимоотношения учителя и учащихся активизируют познавательную деятельность интенсифицируют взаимный обмен учащихся интеллектуальными, нравственными и эстетическими ценностями стимулируют каждого ученика работать на максимуме своих возможностей способствуют использованию в процессе обучения элементов романтизации, игры и соревнования расширяет рамки социального опыта, обеспечивают каждому ученику позиции субъекта деятельности утверждают атмосферу доверия к возможностям учащихся радостного переживания, а также гуманистический стиль общения между учителем и учащимися

18 Глоссарий Активные методы совокупность средств, способов, при­емов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. Актуальный – ( от лат. actualis – деятельный) важный, существенный для настоящего времени. Классификация — распределение по разрядам (классам) Личностные качества – это индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям, придающие им личностный характер: культуре, творчеству, свободе, патриотизму и т.д. Методология- наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организацию учебного процесса. Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Другие публикации:  Налог на прибыль какой процент 2018 год

19 Парадигма — устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор типичных заданий и образцов решения научных и практических задач. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Психологический настрой — эмоциональное состояние класса, в ко­тором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов учени­ческого коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами. Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Цель обучения – создание специальных педагогических условий для развития и саморазвития личности при творческом освоении ею знаний, выработки собственных смыслов их понимания.

Дидактическое пособие по математике «Веселые счеты»

Татьяна Титова
Дидактическое пособие по математике «Веселые счеты»

Актуальность. Как известно, у маленьких детей преобладает образное мышление. Поэтому чем нагляднее и привлекательнее будет задание для малыша, тем быстрее оно будет понятно. Веселые счеты помогут малышу быстрее освоить порядковый и количественный счет. Они станут для детей очередной привлекательной игрушкой. Ребенку будет интереснее представить число 3 в виде трех маленьких лягушат. Веселые счеты – отличное пособие и для развития мелкой моторики: ребенок с удовольствием будет перекатывать лягушат туда-обратно, что делает пальцы ловкими и чувствительными.

Назначение: пособие предназначено для образовательной и игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование элементарных математических представлений (счет, количество, порядковые числительные, состав числа в пределах 5 (у детей младшего и среднего дошкольного возраста, в пределах 10 (у детей старшего дошкольного возраста); закрепление понятий «слева-справа», «вверху-внизу»; развитие мелкой моторики и ручной умелости; формирование познавательного интереса к жизни лягушек; воспитание усидчивости, внимания, познавательной активности.

Материал: шарики от пинг-понга, проволока средней толщины, пластиковые крышечки, использованные диски, кусочек пенопласта, краска, универсальный клей

Описание способа изготовления:

-Приклеиваем на диски пластиковые крышки (внутри крышек приклеиваем пенопласт).

-Прокалываем шилом отверстия и вставляем дугу из проволоки.

-Раскрашиваем в зеленый цвет шарики от пинг-понга.

-Вырезаем ушки, лапки из поролона желтого цвета.

-Приклеиваем отдельные части и глазки к шарикам.

-Нанизываем лягушат на проволоку.

-Лягушачьи счеты готовы!

Варианты игровых заданий:

— Передвинь 2 лягушки влево;

-Передвинь 1 лягушку наверх;

-Передвигай лягушек вправо и называй по порядку (первая, вторая, третья, четвертая, пятая);

-Отложи столько треугольников, сколько лягушек справа;

-Отложи столько квадратов, сколько лягушек слева;

-Отложи столько кругов, сколько лягушек вверху.

Решение задач:

«На пруду плавало 3 лягушки. К ним прискакала еще 1 лягушка. Сколько всего лягушек собралось на пруду?»

«На болоте сидело 4 лягушки. Одна лягушка ускакала. Сколько лягушек осталось?»

«Веселые счеты» можно также использовать в качестве атрибута в сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Игровые счеты помогут научить ребенка считать легко и весело!

А чтобы ребенку не было скучно считать одних лягушат, можно приготовить и других забавных персонажей или просто покрасить шарики в разный цвет – заодно закрепить названия основных цветов.

Благодарю за внимание!

Дидактическое пособие по математике «Числовая гусеница» «Источники способностей и дарований детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики детей «Веселые зверята» Материал:фетр,кожа, замша разного цвета, пуговицы разного цвета и разного размера. Цель пособия: развивать умения определять пространственное.

Дидактическое пособие из бросового материала «Весёлая лужайка» В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития: 1- развитие.

Дидактическое пособие к сюжетно-ролевым играм с куклами. Комнаты своими руками из бросового материала Хотим поделится с вами новым дидактическим пособием для сюжетно-ролевых игр. Конечно,все это можно купить,но сделанное своими руками детям.

Дидактическое пособие по математике «Я учусь считать, складывать и вычитать» Дидактическое пособие по математике «Я учусь считать, складывать и вычитать» Цель: закрепить знания детей о цифрах, закрепить навык прямого.

Дидактическое пособие «Веселые кнопки» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие. Я назвала его «Веселые кнопки». Сначала скажу о назначении: 1. Развиваем.

Дидактическое пособие «Веселые рукавички» Дидактическое пособие «Веселые рукавички» (закрепление названия цветов, геометрических фигур, счет до пяти, понятия одинаковый – разный).

Игровое дидактическое пособие из нетрадиционного материала «Математические крышки» .

Игровое дидактическое пособие «Торт» из нетрадиционного материала Назначение: дидактическое пособие предназначено для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего.

Дидактическое пособие «Ноутбук из бросового материала» Для работы нам понадобится коробка из под конфет » Коркунов» или любой коробки из под конфет. Использованный пластилин Разрезная азбука.

Нетрадиционные пособия по математике

В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Проанализировав данную проблему, я пришла к выводу, что в дидактических играх больше возможности формировать новые знания.

Я подобрала и систематизировала ряд дидактических игр, направленных на развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,
квадрате, четырехугольнике); формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с изображением котят, составленных из разных геометрических фигур, одиночные карточки с изображением одного котенка, составленного из разных геометрических фигур.

Игровое правило: ребенок должен внимательно рассмотреть большие карточки на которых в особой последовательности выложены из геометрических фигур котята. Далее ребенок должен выложить котят из одиночных карточек в такой же последовательности как и на больших карточках.

Ход игры:
1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточки и сказать, из каких геометрических фигур составлено изображение.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку на большой карточке , найти и показать такую же только одиночную картинку и рассказать из каких геометрических фигур составлен котенок.
3. Можно усложнить задание и попросить ребенка найти сразу недостающую картинку и рассказать, из каких геометрических фигур она состоит.
4. Воспитатель предлагает выложить фигуры по определенным параметрам (Найти карточки, на которых тело котят круглое, квадратное, треугольное. )
5. Предложить ребенку из геометрических фигур выложить изображение котенка по образцу, на память, по воображению.

Ирина Николаевна Савельева, Татьяна Юрьевна Белякова, Надежда Николаевна Макейкина, Ольга Николаевна Рыжова, воспитатели, МБДОУ «Детский сад № 37», Саров

Примеры использования пособия:

– Из каких двух меньших чисел состоит число 8?

Возможно использование в качестве весов. Разным количеством магнитов можно уравновесить правую и левую половины пособия.

Примеры использования пособия:

– Положите эллипс на числовой отрезок так, чтобы он охватывал все числа больше 2 и меньше 6.

Примеры использования пособия:

– Покажи под стрелкой все варианты состава числа.

Все круги вращаются независимо друг от друга.

Оксана Владимировна Мизёва, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 9», Красноярск

Цель: интеллектуальное развитие и формирование познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста.

Возможности:
— использование дидактического пособия в работе со всеми детьми;
— использование дидактического пособия в работе с подгруппой детей;
— использование дидактического пособия для индивидуальной работы.

Материал:
— кот-перчатка;
— шуршащая вязаная сердцевина;
— игровое поле, состоящее из шести съемных лепестков.

Воспитатель показывает детям кота-перчатку, подводит к панно и рассказывает небольшую историю:

Жил на свете Рыжий Кот, он не знал себе хлопот,
По полям гулять любил и в лесочки заходил.
Вот пошёл он как-то в лес, видит чудо из чудес –
На полянке средь травы – цветок нездешней красоты!
Тот цветок был не простой, а волшебный, золотой.
Подошел к цветочку Кот, взял он первый лепесток.
Лепесток тот вдруг, ожил и кораблик там поплыл!
Взял второй он лепесток – там матрешек хоровод,
Все девчонки озорные, у них застежки непростые!
Помахал им лапкой кот, взял он третий лепесток,
А там Мишки-шалунишки растеряли все штанишки!
Рыжий Котик им помог разобрать свой гардероб.
Дальше Котик стал смотреть, где б чего не проглядеть!
На четвертом лепесточке растут красивые цветочки,
Бабочки вокруг летают и цветочки выбирают!
А на пятом лепестке – Клоун в рыжем парике.
Просит Котика: «Помоги! Пирамидку собери!»
На последнем лепестке зайки скачут по траве,
А, увидев волка, прячутся под елкой!

Дидактическая игра «Математические фантазии» может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми любого возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в процессе совместной деятельности с детьми, а также в процессе самостоятельной деятельности детей для закрепления знаний геометрических фигур. Игровое поле представляет собой картонный лист, обернутый фетром (фланелеграф). Предметы, используемые в этой игре, тоже вырезаны из фетра.

Дидактическая задача: закреплять знания детей о частях суток.

Игровые правила: называть части суток и их характерные признаки.
Если выпадет картинка со стрелкой, то ход игры переходит к следующему. Если выпадет картинка со знаком вопроса, то необходимо ответить на вопрос воспитателя.

Игровые действия: бросание кубика.

Ход игры
Дети сидят на стульчиках полукругом. Один игрок выходит и бросает кубик на пол. По картинке, оказавшейся сверху, он должен определить: Что это? Утро, день, вечер или ночь? Затем объяснить, как догадался (если ребенок затрудняется ответить, воспитатель ему помогает).
Если выпадет картинка со знаком «вопроса», то игрок должен будет ответить на заранее подготовленные вопросы. Если выпадет картинка со стрелкой, то ход игры переходит следующему. Бросать кубик необходимо по очереди.

Примерные вопросы:
1) Когда мы спим? (ночью)
2) Когда мы идем в детский сад? (утром)
3) Когда мы обедаем? (днем)
4) Когда на небе появляются звезды? (ночью)
5) Когда бывает закат солнца? (вечером) и другие.

Игра используется как самостоятельный вид деятельности, как часть занятия, как счетный материал на занятии.
В набор игры входит 20 больших и 20 маленьких бабочек желтого и красного цвета, на крыльях у которых нарисовано по 3 и по 4 кружочка; 6 цветов разного цвета (у меня в сердцевине и на лепестках вклеены магниты), съемные серединки с заданиями.

Усложнение: к первому набору добавляем 10 больших и 10 маленьких оранжевых бабочек, 2 цветка. На крыльях бабочек нарисовано по 3 точки или по 4 точки. Расположены хаотично, чтобы дети учились считать в разных вариантах.

Пример игры: «Найди свой домик»
Материал: бабочки 2/3 цветов, цветы с заданием на цвет. У каждого ребенка по одной бабочки красного или желтого цвета (усложнение: + бабочки оранжевого цвета). На ковре лежат цветы с красными и желтыми серединками (или белые серединки с кляксами желтого и красного цветов).

— Летает много бабочек. Сколько у Вовы бабочек? Сколько у Маши? Сколько в группе бабочек? (одна, много).
— Какого цвета у вас бабочки? (красного, желтого).
— Бабочки очень любят сидеть на цветочках. Но каждая бабочка любит свой цветочек. Красные бабочки любят цветочки с красными серединками, а желтые – с желтыми.
Бабочки летают между цветочками, по команде «Бабочки устали», летят на свои цветочки: — Сколько летало бабочек? Сколько у тебя было? Сколько сидит бабочек на цветочке? (много, один, мало, или называют количество: 3, 4 и т. д.)

Также проводится игра на размер (белые серединки с большим и маленьким домиком), на форму (на белой серединке нарисован треугольник и круг), на количество (белые серединки с 3 и 4 квадратами или с цифрами 3 и 4, или совмещаем и цифру и соответствующее количество квадратиков).

Цель игры: способствовать совершенствованию счетных навыков на примере решения несложных математических выражений. Продолжать знакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания и их свойствами, и символами ( «плюс», «минус»). Развивать творчество, воображение для оформления игрового поля.

Игровое поле оформляется вместе с детьми.
На игровом поле 1 – дорожки для продвижения фишек (из бросового материала; стеклянная плиточная мозаика, светлая и темная).
На игровом поле 2 – дорожки для продвижения фишек выложены монетками.
Персонажи и дополнительное оформление на игровом поле 1 появляются и выполняются в совместном творчестве педагога и детей. Персонажи и дополнительное оформление на игровом поле 2 появляются в результате использования компьютерных технологий.

В набор входит готовый материал:
Фишки (в данной игре фишки представлены в виде цифр)
Игральный кубик
Палочки (не менее 50 на человека) можно взять наборы счетных палочек.

Ход игры
Педагог рассказывает детям историю. В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее – в сказочной стране Математике, жили-были два благородных рыцаря и два грозных дракона (во втором варианте – два грозных разбойника). Рыцарей звали Плюсом и Минусом, а имена драконов и (разбойников) никому не были известны. Плюс жил в квадратном замке, а минус в круглом. Оба рыцаря очень любили принимать гостей и дарили им на память палочки-считалочки. Драконам (разбойникам) очень нравились эти палочки-считалочки. Поэтому они подстерегали гостей рыцарей в лесу, и отбирали у них подарки (палочки).
Ты хочешь совершить путешествие в страну математику?! Хочешь погостить у Плюса и Минуса и увидеть драконов?! Тогда внимательно изучи правила путешествия – и в путь!

Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером. Перед началом игры запаситесь палочками-считалочками (не менее 50 на каждого игрока). Поставьте свои игровые фишки на стрелках-треугольниках у круглого и квадратного замков (можно двигаться навстречу друг другу) и по очереди бросайте кубик. Какая цифра на нем выпадет, на столько делений вы и продвигайте свою фишку.

Если вы остановитесь на делении с математическими примерами, то сразу бросайте кубик второй раз. Подставьте вместо знака вопроса число, которое выпало на кубике, и решите пример. Какое число у вас в ответе, столько палочек вы и возьмете себе.

Когда вы окажетесь во владениях грозных драконов или разбойников, вам придется не брать палочки, а отдавать их. Выигрывает тот, кто к концу путешествия наберет большее число палочек-считалочек. Но побежденных в нашей игре не будет: ведь чем больше вы будете путешествовать по сказочной стране математике, тем лучше вы научитесь считать!

Данное методическое игровое пособие позволяет формировать умственную деятельность, стимулировать сенсорные и математические способности у детей 3–5 лет. Пособие «Математический сундучок» включает в себя математический лепбук, коврик «Лесная полянка», панно «Клоун Клепа», занимательные математические игры «Гусеничка», «Варим варенье», «Волшебные цветы», лабиринты «В гости к Улиточке», карточки «Угадай-ка цифру», игра «Веселые клоуны» и т. д.

Все игры изготовлены из ткани разной фактуры.

Данное пособие предназначено для использования в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, в индивидуальной работе с детьми.

Пример игры «Собери коврик»
Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Маши, которая приглашает детей в гости к обеду.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы пойти в гости к Маше. Но мы не можем пойти без подарка. Чтобы такое подарить? А давайте ей подарим коврик.

Воспитатель обращает внимание детей на панно с изображением дерева. И предлагает украсить коврик, самоклеящимися деталями: яблоки, грибы, белки, ежик, бабочки. Воспитатель задает вопросы каждому ребенку: Куда ты приклеил бабочек? Сколько белочек? А куда ты их посадил? Воспитатель хвалит ребят, отмечает красоту коврика.

Дети по очереди приклеивают детали, отвечают на вопросы воспитателя, используя слова «вверху – внизу», «слева – справа».

Итоговым мероприятием по ФЭМП стала математическая игра «Светлячок». Она позволила нам в занимательной форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей. А широкое использование в этой игре «Светлячок» дидактических игр и игровых упражнений способствуют положительному эмоциональному настрою детей, выявить мотивацию детей и амплификацию.

Воспитанники делятся любым способом на команды. Каждой команде даются одинаковые задания. Жюри определяет победителя по правильности выполненного задания и по быстроте выполнения. Для эмоционального настроя детей и мотивации к детям приходит инопланетянин, который просит о помощи. Умный звездочет помогает ребятам справиться с заданиями.

Создаем две или четыре микрогруппы детей по 3–4 человека.
Возраст: 6–7 лет.
Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 20.
Оборудование: карточки в форме грибов с цифрами от 1 до 20, два шнурка, картинка-белочка.
Методика проведения
Воспитатель загадывает загадку о белке:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Демонстрирует картинку белки, просит помочь белочке: собрать грибы. Дает задание одной подгруппе собрать грибы от одного до 20, нанизав на шнурок, а другой микрогруппе от 20 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.
Усложнения: можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.

Создаем две или четыре микрогруппы детей по 4 человека (по принципу: в каждой группе 2 мальчика и две девочки).
Возраст: 6–7 лет
Мотивация: кто быстрее соберет узор?
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), размещать их в клетках согласно схеме.
Оборудование: карточка-схема и набор геометрических фигур, одна большая карта.
Методика проведения
По лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой.

Воспитатель предлагает помочь зебре и разместить геометрические фигуры в клетках так, как указано на схеме.
Для каждой подгруппы своя схема. Дети самостоятельно находят пути решения задания и ставят фигуры в соответствующие клетки на карточке.

Другие публикации:  Как сделать генеральная доверенность на автомобиль

Создаем четыре микрогруппы детей по 2–3 человека (по парным карточкам).
Возраст: 6–7 лет
Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Методика проведения:
Трусливый, маленький зверек
Хвостик беленький пушок,
Домик – кустик, да лужайка,
Ну конечно это (зайка).

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и формирования математических представлений

Применение камушков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Цель: закрепить знание чисел, упражнять в обратном счете (от 5 до 1), развивать мелкую моторику.

Правила игры:
1. Ребенку предлагаются картинки с изображением гусениц. Просим малыша назвать отсутствующие цифры и выложить соответствующее количество камушков Марблс.
2. Предлагаем ребенку решить пример и выложить ответ, используя камушки Марблс. Далее выложить камушки в убывающем порядке ( от 4 до 1).

Цель: учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, развивать мелкую моторику, внимание, наблюдательность.

Правила игры:
1. Предлагаем ребенку украсить крылья бабочки красивыми камушками. Чтобы узнать, сколько камушек можно взять, сначала нужно решить примеры.
2. Логопед украшает одну пару крыльев камушками и предлагает ребенку украсить вторую пару крыльев таким же количеством камушек – сделать узор симметричным.

Цель: учить решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, развивать мелкую моторику, внимание, наблюдательность.

Правила игры:
1.Сосчитай, сколько яблок в первой корзинке (3). Наполни вторую корзинку – положи в нее столько яблок, чтобы всего в двух корзинках яблок стало 10.
2.Сосчитай, сколько яблок в первой корзинке. Во вторую положи на 6 яблок больше. Сколько яблок во второй корзине?

Дидактическая игра для младшего дошкольного возраста «Подбери и назови цвет». Игра представляет собой основу из пластинки с наклеенными на нее цветными секторами. К игре прилагаются прищепки с цветными кружочками.

Цель игры: Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
Задачи игры:
Развивать мелкую моторику рук ребенка.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
Знакомить с основными цветами спектра.

Для создания игры нам понадобятся:
Скотч, ножницы. Набор цветных прищепок. Основой для нашей игры послужит старая виниловая пластинка.
Для игры мы разделим круг на 6 секторов и наклеим треугольники разного цвета. На прищепки наклеим кружочки такого же цвета, как на круглой основе. Игра готова. Осталось сложить игру в красивую коробку, оформить и подписать название и ход игры.

Ход игры

Воспитатель предлагает ребенку прикрепить прищепки с цветными кружочками на большой круг таким образом, чтобы цвет на прищепке совпадал с цветом на круге. При этом воспитатель интересуется, какой цвет на прищепке и какой надо выбрать на круге. Ребенок называет цвет, фигуру на прищепке, определяет, где большой круг, а где маленький.

Яркость и новизна игры привлекают внимание детей. Пособие можно использовать в индивидуальной работе с детьми и в свободное время.

Цель: формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Материалы и оборудование: 3 панно с изображением 5-этажного дома (размер А3), карточки с цифрами (1–9), карточки с предметными картинками, карточки со знаками равенства ( ; =), геометрические фигуры.

Детям предлагается посчитать количество предметов, изображенных на картинках. Картинки используются самые разнообразные, объединенные лексическими темами. Затем воспитатель подводит детей с помощью уточняющих вопросов к понятию, а сколько их всего? А как получилось, что их стало 5 (6, 7 и т. д.). Детей знакомят или закрепляют состав чисел в пределах 10.

Затем вводится усложнение в задание для детей: угадай, состав какого числа в нашем «домике».

Аналогично проводятся другие варианты игры в зависимости от цели и задач, которые ставит перед собой педагог в каждом задании.

Варианты использования данной игры-пособия зависят от творческого потенциала педагога, его фантазии и разнообразных методов и приемов.

Цель: развитие умения соотносить понятия «число», «цифра» с количеством предметов.

Цель: закрепление понятий «больше», «меньше», «равно», формирование умения сравнивать числа

Цель: Развитие мелкой моторики, формирование мыслительных операций, развитие образного и вариативного мышления.

Очень часто дети не умеют застегивать пуговицы на одежде. Чтобы этот процесс прошел в игровой форме, предлагаю такую игру.

Процесс изготовления
Из плотной ткани сшить полоски разных цветов, одинаковые по ширине и длине. На каждой полоске пришить пуговицу и сделать петлю для пуговицы. Таких полосок должно быть несколько и обязательно – полоска, а лучше – две, с петлей на двух концах для завершения конструкции.

Это могут быть и домики, разные по высоте, солнышко, геометрические фигуры. Из полосок можно соединять дорожки, разные по длине, цвету, и другие конструкции – все зависит от воображения ребенка.

Основная цель игры: создание условий для совершенствования, закрепления и развития элементарных математических представлений.

Используемое оборудование: конфетка (по типу «Волшебного мешочка»), мелкие игрушки, пространственные фигуры (шар, куб, конус, цилиндр), цифры, разноцветные шарики (бусины).

Примечание: «Конфетка» выполнена из ткани, внутри находится валик из тонкого поролона.

Содержание игры
В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей (в зависимости от учебной задачи). Данное пособие можно использовать как при проведении НОД, так и для индивидуальной и подгрупповой работы.

1. Закреплять навыки количественного счета в пределах 10 (20).
В «конфетке» находятся мелкие игрушки или мелкие фрукты, крупные разноцветные бусинки. Ребенку предлагается сосчитать все предметы, находящиеся внутри.

2. Упражнять детей в счете. Формировать умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.
В «конфетке» находятся мелкие игрушки, или мелкие фрукты, или крупные разноцветные бусинки. Ребенку предлагается сосчитать все предметы, находящиеся внутри, а затем на столе выбрать цифру, которая обозначает сосчитанное количество.

3. Формировать понятие числа при счете реальных предметов, опираясь на тактильные ощущения.
В «конфетке» находятся мелкие игрушки, или мелкие фрукты, или крупные разноцветные бусинки. Ребенку предлагается отсчитать столько предметов, сколько обозначает показанная педагогом цифра.

4. Совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление и слуховое внимание, моторику рук и умение удерживать в памяти два-три полученных при счете числа.
В «конфетке» находятся мелкие игрушки, или мелкие фрукты, или крупные разноцветные бусинки – каждого вида предметов по 3–5 штук. Ребенку предлагается сосчитать все бусинки, затем все игрушки, далее – все игрушки, находящиеся внутри, а затем ответить на вопрос: «Каких предметов внутри больше?»

5. Продолжать закреплять умение различать и называть пространственные фигуры (куб, шар, конус, цилиндр), различать их, опираясь на тактильные ощущения.
В «конфетке» находятся пространственные фигуры (куб, шар, конус, цилиндр) одного или нескольких размеров и цветов. Ребенку предлагается сосчитать все предметы, находящиеся внутри, или сосчитать только все шары, или попробовать выбрать на ощупь все конусы и угадать их цвет. Определение результата по угадыванию цвета происходит при непосредственной проверке, вынимая конусы по одному из «конфетки».

Игра «Веселое лото» предназначена для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.

Основная цель игры: создание условий для совершенствования, расширения и закрепления знаний, представлений и умений по элементарной математике.

Используемое оборудование: игровое поле с ячейками (3*3), в которых кружками разного цвета определены различные числовые множества (от 1 до 9);

В соответствии с решением различных программных задач и своей фантазии педагог подбирает дополнительные предметы. В нашем случае это:

  • деревянные цифры,
  • игрушки из киндер-сюрприза,
  • жетоны с изображением героев мультфильма «Смешарики»,
  • кружки, карточки по размеру ячейки, геометрические фигуры и пространственные фигуры,
  • буквы (в соответствии с первыми звуками слов – основных родовых понятий), призы при решении логических задач.

Содержание игры
В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей (в зависимости от учебной задачи). Данное пособие можно использовать как при проведении НОД, так и для индивидуальной и подгрупповой работы. С целью проведения индивидуальной работы в парах изготовлены два одинаковых игровых поля (совпадает цвет и расположение множеств).

Краткое описание использования данной дидактической игры при решении различных программных задач
Педагог приглашает детей в путешествие вместе с утенком. Каждый ребенок передвигает своего утенка по различным кладовым с зернышками и сосчитывает зернышки (кружки). Вместо утенка могут быть:

  • король и мебель в его королевстве;
  • матрешка и разноцветные цветы на полянке;
  • веселый цыпленок и монетки;
  • Машенька и герои русских сказок (Иванушка, три медведя, три поросенка, семь гномов, семь богатырей. );
  • Жетоны с изображением героев мультфильмов и сказок. Например, смешариков. И т. д.

Пример блока задач на закрепление навыков количественного счета в пределах 9.
Упражнять детей в счете. (Например: размести всех героев-смешариков по комнатам. Сколько предметов мебели у Нюши? А у Копатыча? У кого больше?)
Учить считать в любом направлении.
Учить находить способы, с помощью которых удобнее и быстрее считать предметы в зависимости от характера и расположения.
Закреплять представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 9.
Дать представление о том, что при увеличении любого числа на 1 всегда получается следующее по порядку число. (Детям выдаются дополнительные кружочки, которые они подставляют в каждой ячейке к готовому множеству, сосчитывают и называют числа).

Пример упражнения «Подбери цифру к карточке»

Детям раздаются карточки, дается задание сосчитать количество предметов на них и подобрать из набора цифр от 0 до 9 такую цифру, которая соответствует количеству предметов на карточке. Затем дети могут поменяться карточками.

Дидактический материал «Домики для цифр» для старшего дошкольного возраста представляет собой 10 карточек с выделенными квадратиками в виде домиков с окошками. На «крыше» домиков наклеены цифры от 2 до 10.

Пример упражнения «Рассели жильцов по этажам»
Воспитатель: В каждом доме живет разное количество жильцов. Это мы видим по цифре на крыше домика. Во всех домах разное количество этажей. На каждом этаже по 2 квартиры. Нужно распределить жильцов на каждом этаже так, чтобы в этом домике (с цифрой 8) на каждом этаже находилось по 8 жильцов.

Идея создания этой игры возникла по просьбе родителей воспитанников АРТ-СТУДИИ, которые хотели, чтобы дети научились считать в пределах 5 и закрепили это умение на занятиях по рисованию.

Задачи:

  • Учить детей считать в пределах 5, отвечать на вопрос «сколько?», «который по счету?» в художественной деятельности;
  • Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, выбирая материал для творчества;
  • Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя (вверху, внизу), создавая декоративный рисунок;
  • Закреплять умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей последовательности (самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький), создавая художественную композицию.

Ход игры
Педагог предлагает детям украсить 5 кругов разных размеров дымковской росписью, использую дымковские элементы росписи. Затем необходимо собрать пирамидку в убывающей последовательности, начиная с самого большого круга и заканчивая самым маленьким) при этом не забывать их считать (от 1 до 5).

Собрать дымковскую пирамидку можно разными способами:

  • Основание пирамидки – самый большой круг, все последующие круги складываются поверх нижнего круга.
  • Все круги, начиная с самого большого, раскладываются в убывающей последовательности (слева направо или снизу вверх).
  • Если в центре каждого круга вырезать кружок, то можно собрать пирамидку на традиционное основание (на палочку).

Дидактическая игра «Акваматематика» представлена как игровой метод обучения дошкольников, как самостоятельная игровая деятельность и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Универсальная и разновариантная игра может быть полезна педагогам в работе с детьми от 2 до 5 лет.

Для лучшего закрепления знаний счета, размера и цвета я создала авторскую дидактическую игру «Путешествие по озеру».

Я нарисовала картину с изображением озера, по которому плавают кувшинки. А по берегам растет камыш. Я использовала цветную бумагу для изготовления бабочек, двухтрубных корабликов, лодочек, лягушек в техники оригами.

Бабочек и лягушек, сделала разных размеров и разных цветов, для закрепления у детей признаков предметов. А над озером повесила модуль, который состоит из ватных облаков и вырезанных из черной бумаги ласточек.

Игра получилась очень занимательной и познавательной. Наши дети с удовольствием принимают в ней участие. В процессе этой игры закрепляют цвет, счет, размер и ориентировку в пространстве.

Ход игры
Дети располагаются вокруг нашего озера.
Сначала внимательно рассматриваем, что и кто есть на озере. Предлагаю детям посчитать: Сколько плавает кувшинок? Какого они цвета? А листья кувшинок какого цвета? (ответы детей).
Ребята, а какого цвета проплывают кораблики по нашему озеру? Сколько их? Дети, а выплывают они справа или слева от вас? А в какую сторону они плывут? (ответы детей).
Сколько лодок вы видите на берегу? Какого они цвета? А чего больше корабликов или лодочек? (ответы детей)
Ребята, а кто живет на нашем озере? (ответы детей).
А какого цвета лягушки? Они одинаковые по размеру? Сколько маленьких лягушат и сколько больших лягушек? (ответы детей)
Скажите , бабочки какого цвета? Какого они размера? Сколько больших и сколько маленьких бабочек? (ответы детей)
Посмотрите, ребята, над нашим озером летают ласточки. Давайте посчитаем их.
А что вы видите над ласточками? Сколько их? (ответы детей).

Эту игру дети используют и в самостоятельной деятельности. Они переставляют предметы, чтобы количество и направление их менялось. Любят задавать друг другу вопросы. Просят пересчитать предметы, которые они переставили. Благодаря этой игре дети стали лучше знать цвета, размеры, закрепили умение считать предметы. Видеть количество предметов «большее» и «меньшее», а также закрепили направление «слева направо» и «справа налево».

Участвовать в игре может от двух до шести игроков. Игра требует взрослого ведущего, который будет зачитывать задания и оценивать ответы («верно», «не верно»).

Каждый из участников устанавливает свою фишку на линии «СТАРТ». После этого участники по очереди бросают кубик. Очередность первого хода можно определить, бросив кубик. У кого больше точек, тот первый и т. д. Сколько точек выпадет на игральном кубике, на столько делений игрок передвигает свою фишку вперед по ходу движения. Направления движения показывают стрелки на поле.

Другие публикации:  Субъекты договор займа

Если после хода фишка останавливается на синем кружочке, игрок вытягивает карту-задание из синей колоды. Синяя колода – математические задачи. Ведущий читает задачу. Если игрок дает верный ответ, он продвигается вперед на то количество шагов, которое написано на этом синем кружке. Если ответ не верный, он переходит назад на это же количество шагов.

При ходьбе вперед у игрока есть два пути: 1) «безопасный» – движение по большому кругу, на котором нет «мин» – красных кругов, попав на которые, необходимо совершить шаги назад; 2) «опасный» – движение вверх по короткому пути, на котором много «мин».

Далее ходит второй игрок (независимо от того, правильно дал ответ предыдущий игрок или нет). Право дополнительного хода дает только двойной круг. Круг-звезда дает право передвинуться на несколько шагов вперед по стрелке.

Если после хода фишка останавливается на зеленом кружочке, игрок вытягивает карту-задание из зеленой колоды. Зеленая колода – задачи на сообразительность.

Аналогично с желтыми кругами. Желтая колода – математические примеры.

Выигрывает в настольной игре тот игрок, который первым доберется до финиша .

Игровое пособие может быть использовано для детей младшего возраста. Пособие разработано и сделано самостоятельно, по принципу геоконта Воскобовича. Основное отличие – игровое поле и «гвоздики» – деревянные, крепятся очень плотно, без шляпок. Количество гвоздиков – 9, резинок – 7 основных цветов, используется несколько комплектов.

На гвоздики натягивается разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу. С помощью разноцветных резиночек ребенок знакомится с различными геометрическими понятиями: сначала это простые геометрические фигуры.

С резинками можно устраивать различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам. Из резинок можно создавать самые разные узоры на доске геоконта. Можно собрать узоры по образцам, представленным в прилагающемся альбомчике, а можно придумать свои.

Для создания игрового замысла можно использовать мотивацию «Веселые резинки». Воспитатель знакомит с резинками, называет цвета, учит делать простые фигуры, «превращать» их в треугольники, квадраты, затем – в предметы.

В комплект входит: грибы, связанные из шерстяных ниток: 3 шт. (разного размера: 23 см, 19 см, 12 см), листья разных цветов из фоамирана (зеленые, желтые, коричневые), разных размеров (маленький, средний, большой) от разных деревьев (клен, береза, дуб), шишки сосновые натуральные (разных размеров), корзинки плетеные (разных размеров), коврик – полянка из фетра, на который на липучки крепятся грибы, таким образом их можно «собирать»(открепляя от коврика ).

Отдельная дорожка – полоска из фетра, с нашитыми липучками, чтобы на ней можно было разместить собранные с полянки грибы в порядке уменьшения или возрастания, карточки картонные: 30 шт., с нарисованными грибами (на первой карточке – 1 гриб, на другой карточке – 2 гриба, на третьей карточке – 3 гриба), листьями (по 1 , 2 , 3 листочка определенного цвета и определенного дерева (клен, береза, дуб).

Это пособие можно использовать при организации различных дидактических игр на развитие математических способностей, при ознакомлении с видами деревьев. Применение различных материалов в пособии позволяет знакомить детей с различными фактурами и развивать тактильные ощущения.

1 вариант. Из детей по желанию или считалочкой выбираются два ежика. Напротив, на полу, на разном расстоянии от них располагают грибы. Двое детей ползут к грибам по сигналу педагога: один – к ближнему, другой – к дальнему. Остальные наблюдают за ежиками, затаившись в кустах (сидя на полу или на стульчиках). Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет грибок и поднимает его вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял гриб раньше и подводит их к выводу, что один гриб лежал далеко, а другой – близко. Игра повторяется с другой парой детей.

2 вариант. Игра проводится по тем же правилам, но грибы «вырастают» (раскладывают) в разных направлениях: один – прямо пред стулом (откуда начинают движение ежики), другой – напротив, по диагонали, третий – слева или справа. Педагог, вызывая детей, обращает их внимание на то, где растут грибы. Задача каждого ребенка – определить направление, в котором надо ползти.

Эту игру можно изменить, если за грибами отправятся не ежики ползком, а люди с корзинками в руках пойдут по грибы.

Выбирается некоторое количество детей (они идут в лес за дарами природы), раздаются корзинки.

Педагог показывает детям карточки, на которых изображены предметы (1, 2, 3), предлагает рассмотреть и рассказать, что на них нарисовано и сколько.

Предлагает детям отправится в лес и принести столько предметов, сколько изображено у них на карточках.

1 вариант. На полянке «выросли» грибы в хаотичном порядке. Педагог предлагает ребенку собрать грибы и разложить их в порядке возрастания величины (от маленького к большему) или в порядке уменьшения (от большого к маленькому). Ребенок идет к полянке с корзинкой, собирает грибы и подходит к столу и прикрепляет грибы на полоску. Следующему ребенку можно предложить собрать желтые листочки и разложить их в той же последовательности, затем – зеленые листочки, затем – шишки.

2 вариант. Детям раздаются корзинки разных размеров. Педагог предлагает собрать в корзинку предметы подходящего размера (в большую корзинку – большой гриб, большой лист; в маленькую – маленькие, в среднюю – среднего размера).

Цели:

  1. Закрепить количественный состав чисел из единиц и двух меньших.
  2. Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы сигнальных огней, выделении и обобщении признаков, свойственных сигнальным огням каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
  3. Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  4. Закреплять в речи детей согласование существительных с числительным.

Игровой материал: домики трамвайных парков с номерами, силуэты трамваев с липучками, набор цифр, разные предметные картинки, карточки с цветными сигнальными огнями.

В одном из трамвайных парков города Санкт-Петербурга жил-был трамвайчик по имени Трям. Его привезли с трамвайно-механического завода из другого города. Он был бело-красного цвета. На его крыше красовался пантограф, который держался за провода, а на его бортах была наклеена красивая реклама. Салон для пассажиров был просторный, в нем находились мягкие сидения и поручни, за которые нужно держаться рукой и не падать во время движения. На поручнях висели валидаторы, к которым взрослые и дети старше семи лет прикладывают проездные карточки, чтобы оплатить проезд. Вверху весело информационное табло – бегущая строка. Трамвайчик жил и работал в нашем городе. Он возил взрослых людей и маленьких детей по своим делам, очень важным и нужным.

Трамвайчик был тихим и молчаливым, но всегда замечал все то, что происходило вокруг него. Особенно он любил перевозить детей. Малыши были такими любознательными. Они садились возле окон и с интересом разглядывали все то, что творится на улице, в то время как взрослые не смотрели никуда, а сидели и думают о чем-то своем. Он много интересного рассказывал детям. «Дзинь-дзень, мне не лень играть с ребятами весь день!» – пел трамвайчик Трям. А в один из дней он рассказал детям историю про маршрутные огни:

Традиция есть в Петербурге такая,
Двумя цветными огоньками,
Трамваи светятся в ночи.
У каждого маршрута,
Всегда огни свои.

Когда трамваи заходят в парк, они встают в определенном порядке. В каждом ряду и каждом столбике сигнальные огни не повторяются. Расставь трамвайчики по своим местам.

Один раз трамвайчик Трям вез девочку, и она спросила, почему у него на бортовом номере не четыре цифры, а три. Трамвайчик загрустил и рассказал девочке историю о том, что когда трамваи моют в трамвайном парке, то иногда с борта трамвая стираются какие-то цифры. «Позови, пожалуйста, своих друзей к нам и помоги восстановить исчезнувшие цифры», – попросил трамвайчик.

Игра «Пентамино» сложнее игр «Колумбово яйцо» и «Танграм», но имеет больше комбинационных возможностей и шире возрастные рамки использования.

Цель игры: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.

Занятия в младшей группе начинаются с рассматривания деталей игры, нахождения их сходства с предметными изображениями, «опредмечивание» фигур. Дети называют части: крест, лесенка, ступенька, полоска, ворота…
Далее детям предлагается найти деталь по образцу и обвести на бумаге ее контур, чтобы сравнить с образцом.

На втором занятии проходит усвоение общих способов присоединения одной детали к другой. Детям предлагается найти две детали по образцу, соединить их, обвести общий контур, затем соединить по-другому и опять обвести общий контур (способы соединения показываются).

На следующих занятиях детям предлагается найти две детали по образцу и распределить их на контуре (контур выполняется в том же масштабе, что и детали набора).

На занятиях в средней группе
задания усложняются до трех деталей, в старшей – до четырех и пяти.

Для дополнительных заданий
существуют схемы из двенадцати деталей (все детали набора), где часть линий не прорисована. Детям сначала предлагается выложить детали, контур которых виден полностью, затем располагать оставшиеся детали, ориентируясь на имеющиеся линии контура.

Задачи: обучение прямому количественному счету до двух на материале однородных объемных предметов с опорой на предметно-практическую деятельность.

Материал: дары Фрёбеля (Модуль 7), кукла Катя

Ход игры
Педагог показывает детям фигурки (круги) и говорит: «У Кати есть конфетки. Посмотрите, какие они (педагог совместно с детьми выделяет качества, опираясь на тактильный и зрительный анализатор: «красные», «круглые», «твердые», «деревянные» и т. п.). Она решила угостить нас. Но сначала предлагает нам посчитать, сколько всего она принесла конфет».
Далее педагог берет руку одного из детей в свою и начинает счет, отделяя каждый объект от совокупности и отставляя его в сторону от этой совокупности: «Один, два. (затем педагог делает круговое движение рукой ребенка – обводит всю совокупность сосчитанных объектов жестом руки). Всего два». После того как педагог произвел счет, Катя еще раз «просит» ребенка посчитать ее конфеты. На этот раз ребенок считает самостоятельно, опираясь на образец, данный педагогом и на предметно-практическую деятельность. В случае затруднений ребенка педагог оказывает ему необходимую помощь.

Задачи: закреплять представление детей о геометрических фигурах; упражнять детей в их назывании; учить детей подбирать геометрические фигуры по образцу; закрепить навык обследования геометрических фигур приемами обведения и накладывания.

Материал: дары Фрёбеля (Модуль 7), коробочки для раскладывания фигур

Ход игры
Педагог показывает детям фигурки: «Поглядите, какие у меня есть фигурки. Все они разной формы и разного цвета. А еще у меня есть коробочки. В каждой коробочке лежит своя фигурка. Ребята, помогите мне правильно разложить фигурки по коробочкам».
В ходе выполнения задания педагог вместе с детьми закрепляет название фигур, их цвет. Важно, чтобы дети раскладывали фигуры по определенному заданному признаку. После того, как дети разложили фигуры по форме, можно «предложить» разложить «как-нибудь еще» (по цвету).

Задачи: учить детей сравнивать предметы по величине, формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.

Материалы: дары Фрёбеля (Модуль 9), кукла Катя

Ход игры
«Ребята, кукла Катя принесла нам колечки. Колечки неодинаковые, большие и маленькие. Помогите кукле разложить колечки». Педагог берет руку ребенка, вкладывает колечко и обследует его. Сначала обследуются большие колечки и откладываются в сторону, затем – маленькие. После этого ребенок самостоятельно пытается разложить колечки. Сначала лучше подбирать колечки одного цвета, чтобы ребенок не путался в классификациях. Затем можно дать разного цвета, чтобы ребенок мог дифференцировать размер и цвет, опираясь только на размер.

Задачи: учить детей различать основные цвета, выделять предметы по цвету, уметь выбирать предметы с ориентировкой на цвет.

Материал: дары Фрёбеля (Модуль 9, Модуль 7, Модуль 10)

Ход игры
Педагог подготавливает цветные колечки (большие) и показывает детям, что у каждой бусинки есть колечко своего цвета, «домик». Сначала раскладывает бусинки по цветным домикам педагог, затем предлагает детям справиться. После того, как дети выделили ведущий признак, предлагается разложить модуль с фигурками. Педагог объясняет детям, что фигурки в домики раскладываются по цвету (независимо от формы). Сначала раскладывает сам, потом предлагает разложить детям.

Используемый материал: карточки: в центре число и под ним – варианты состава числа с пропусками; маленькие карточки – цифры.

Ход игры
Ребенок выбирает карточку. На место пропусков ребенок вставляет карточки – цифры, чтобы в строке сумма чисел составляла числовой ряд выбранной карточки. В работе с материалом ребенок может использовать счетные палочки.

Техническое описание
Игровое поле № 1 (сложение чисел), игровое поле № 2 (вычитание чисел), игровое поле № 3 (сравнение чисел), фишки с цифрами и знаками (+, -, =, >, <), цветные резинки, модели предметов.

Пример задания
Взрослый предлагает ребенку задание, например, узнать, сколько ребята съели ягод, если Петя съел 5 ягод, а Сережа 3 ягоды. Ребенок сначала находит 5 ягод и располагает их на первом кусте, затем 3 ягоды, которые располагает на втором кусте. После этого ребенок, используя резинки, переносит с каждого куста в банку по одной ягоде. В итоге в банке получается количество ягод, полученное в результате сложения. Затем можно предложить ребенку записать решение задания, используя цифры (фишки) и знаки + и =. Можно попросить ребенка сказать, какое из чисел является целым, а какие числа частью.

Вариант 1. Сложение чисел
Используется игровое поле № 1. Первый игрок, используя те же числа (или бросает заново два кубика), находит необходимое количество предметов (например, 3 землянички и 6 земляничек) и располагает их на разных кустах. Затем игрок решает равенство (собирая в банку землянику с двух кустов) и находит правильный ответ. Затем игрок записывает решение, используя цифры (фишки) и знаки + и =. За правильно выполненное задание игрок получает балл. Второй игрок выполняет то же задание. Так игроки несколько раз выполняют задания. В конце игроки подсчитывают баллы. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.

Вариант 2. Вычитание чисел
Используется игровое поле № 2. Первый игрок, используя те же числа (или бросает заново два кубика), находит наибольшее и наименьшее число. Наибольшее число (например, 6) игрок располагает необходимым количеством предметов на первом кусте (например, 6 земляничек). Затем игрок наименьшее число (например, 3) располагает в банке необходимым количеством предметов (например, 3 землянички). Затем игрок решает равенство (перенося оставшиеся ягоды на второй куст). Дальше игрок записывает решение, используя цифры (фишки) и знаки — и =. За правильно выполненное задание игрок получает балл. Второй игрок выполняет то же задание. Так игроки несколько раз выполняют задания. В конце игроки подсчитывают баллы, и побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.

Вариант 3. Сравнение чисел
Используется игровое поле № 3. Первый игрок бросает два кубика (например, выпадает 3 и 6). Сначала игрок находит необходимое количество предметов (например, 3 пчелы и 6 цветов) и располагает их на дереве и улье, затем находит необходимые цифры (фишки) и располагает их под соответствующим количеством предметов. Затем сравнивает их с помощью составления пар (используя резинки). Игрок определяет, какое из чисел больше или меньше (можно и на сколько) и находит необходимый знак (фишку). За правильно выполненное задание игрок получает балл. Второй игрок выполняет то же задание. Так игроки несколько раз выполняют задания. В конце игроки подсчитывают баллы, и побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.