Пояснительная записка к гпд

20.10.2018 Выкл. Автор admin

Пояснительная записка «Группы продленного дня»

Календарно – тематическое планирование

для группы продленного дня

в ___ классе на 2014-2015 уч. год

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:

Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу;

Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом;

Активизация познавательной деятельности учащихся;

Развитие творческих способностей;

Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе;

Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня;

Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям;

Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого;

Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;

Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Концептуальными положениями программы являются:

Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;

Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);

Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.

Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

Создание развивающей ситуации

Сознательность и активность

Связь теории с практикой

Методологической основой программы являются следующие положения:

Образовательный уровень – начальный

Ориентация содержания – практическая

Характер освоения – развивающий

Возраст обучающихся – 6 – 10лет

Форма организации учебно-воспитательного процесса – урок-игра.

Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры-путешествия.

Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры-конкурсы, игры-соревнования, игры-праздники.

1. повышение качества выполнения домашних заданий, нацеливание детей на результативную работу;

2. улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом;

3. активизация познавательной деятельности учащихся;

4. воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД;

5. воспитание в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи;

6. воспитание чувства доброты у детей, умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого;

7. развитие памяти, мышления, воображения, внимания у детей;

8. развитие любознательности у ребят;

9. расширение представления быта ребят о нашем городе.

1. Проведение еженедельных бесед о культуре поведения.

2. Принятие участия в подготовке к мероприятиям.

3. Еженедельная уборка групповой комнаты.

4. Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней.

5. Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки.

6. Еженедельные беседы о правилах поведения в общественных местах.

— контроль за посещаемостью;

-контроль за поведением;

-контроль за самоподготовкой;

-контроль за питанием;

-наблюдение за взаимоотношениями детей;

-уход за комнатными растениями;

-контроль за порядком в классе.

-индивидуальные беседы с учащимися;

-информационная служба новостей.

-подведение итогов за месяц;

-участие в общественных делах школы;

-инструктаж по технике безопасности.

Работа в группе продленного дня проводится по следующему плану:

«Расти здоровым» спортивные мероприятия

путешествие, подвижные игры

«Занимательный час» воспитательные беседы по культуре поведения и охране здоровья

беседы, игры, диспуты

«В творческой мастерской» художественная деятельность

викторины, творческая работа, индивидуальная работа

викторины, чтение книг, игры, праздники

путешествие, развивающие игры, КВН, викторины

Режим дня в группе продленного дня:

Основные воспитательные задачи и направления деятельности

1. Прием детей в группу

Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.

Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.

3. Прогулка на свежем воздухе

Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.

Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.

5. Развивающая деятельность

Развитие познавательных потребностей, интереса.

6. Секционно – кружковая работа

Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.

7. подведение итогов дня, уход домой

Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.

Вход через социальные сети

Программы и планирование — Начальная школа

Рабочая программа педагога-воспитателя группы продленного дня (2 – 4 классы)

Паспорт рабочей программы педагога-воспитателя

группы продленного дня (2 – 4 классы)

Кондыба Н.Ф

  1. I. Пояснительная записка.

Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.

В программе раскрываются о сновные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) с обучающихся 2-4 классов в условиях общеобразовательного учреждения, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную ( прогулки, подвижные игры , литературные чтения, развивающие игры и упражнения,самоподготовка, ) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития,экскурсии, походы, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.

Цель: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • воспитывать духовное единство между детьми и воспитателем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение,
  • бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
  • изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование.
  • Воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
  • Реализация интересов и прав каждого воспитанника на социально-значимую и разнообразную деятельность.

II . Общая характеристика.

духовно – нравственное

цель:

социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,

принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

задачи:

В области формирования личностной культуры:

— формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

— укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

— формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

— формирование нравственного смысла учения;

— формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

— принятие детьми национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

— формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

— развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

— формирование основ российской гражданской идентичности;

— пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

— воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

— формирование патриотизма и гражданской солидарности;

— развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

— укрепление доверия к другим людям;

— развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

— формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

— формирование отношения к семье как основе российского общества;

— формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

— формирование представления о семейных ценностях;

— знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

  • спортивно – оздоровительное

цели :

формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья

задачи:

представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.

  • художественно – эстетическое

цель:

развитие способностей, общих и художест­венно-творческих; формирование способностей к мыслительной дея­тельности; развитие личности детей; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

задачи:

— научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности;

— развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты;

— приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусст­ва, особое место среди которых занимают музыка, ли­тература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество.

  • научно – познавательное

цель:

развивать познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.

задачи:

Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.

Развитие у детей предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).

Развитие психических познавательных процессов.

Воспитание творческой, самостоятельной личности.

Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.

Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

  • военно-патриотическое

цель:

развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нрав­ственных и социальных ценностей, формирование у детей профессио­нально значимых качеств, умений и готовности к высокой ответственности и дисциплиниро­ванности.

задачи:

— проведение органи­заторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания детей;

— развитие у детей верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.

  • общественно – полезное

цель:

вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия

задачи:

— осознание воспитанниками о необходимости общественно – полезной деятельности;

— воспитание мотивов общественно – полезной деятельности;

— формирование трудовых умений и навыков.

  1. III.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами программы являются:

— Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.

— Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.

— Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.

— Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.

— Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

— Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.

— Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья.

Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.

Другие публикации:  Мировой суд черемхово

Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.

Участвовать в решении проблемных вопросов,

высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).

Моделировать ситуацию, описанную в литературе.

Обосновывать выполняемые и выполненные действия.

Участвовать в диалоге.

Оценивать процесс поиска решения задачи.

Включаться в групповую работу.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Пояснительная записка, план воспитательной работы в ГПД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД ВОЛГОДОНСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» Г.ВОЛГОДОНСКА

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей «Политэк» _____________ Т.А. Самсонюк Приказ о_________.08.2015г. №____

Группы продленного дня №

Уровень общего образования ФГОС НОО 4-д класс

Количество часов -3 часа в день

Воспитатель Харисова Виктория Олеговна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Законом «Об образовании в Российской Федерации»

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Главные воспитательные задачи

Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.

Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.

Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.

Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде.

Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности.

Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня.

Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

— углубление содержания учебных предметов;

— получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

— закрепление и повторение изученного на уроках материала;

— упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

— развитие интереса к учению;

— приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

— формирование исполнительских навыков.

Цели и задачи самоподготовки:

Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.

Формировать и развивать навыки самостоятельной работы.

Повышать мотивацию и заинтересованность.

Систематически организовывать, совместно с учителем консультационную работу с детьми.

Проведение еженедельных бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.

Ежемесячное распределение и смена общественных поручений.

Принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям.

Проведение информационных бесед о событиях в стране и за рубежом.

Еженедельное чтение художественной литературы.

Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней

Организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.

Проведение викторин о природе.

Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию

Определить структуру коллектива.

Определить режим жизни детей в группе, их творческие и спортивные интересы.

Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.

Формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.

Формирование гражданской позиции, чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу, Родине.

Формирование представлений о России как о многонациональном государстве.

Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.

Трудовое воспитание в группе продленного дня

Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.

Направить детей на участие в трудовых делах класса, школы.

Проводить беседы о людях разных профессий.

Проводить проверку сохранности школьного имущества.

Работа по охране природы

Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями и растениями на участке.

Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.

Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.

Работа по художественному воспитанию

Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.

Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.

Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.

Еженедельно организовывать изобразительное творчество у детей. Устраивать тематические конкурсы рисунков.

Проводить просмотр видеофильмов.

Проводить беседы, обсуждение фильмов.

Развивать у детей потребность в спорте.

Формировать у детей навыки гигиены, опрятности одежды.

Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.

Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки на самоподготовке.

Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.

Проводить беседы о личной гигиене.

Принимать участие в днях здоровья.

Работа над культурой поведения в школе.

Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе, в целях профилактики правонарушений среди школьников.

Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.

Еженедельные беседы о правилах поведения в общественных местах.

Организация досуга в правильной форме.

Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня

Основные воспитательные задачи и направления деятельности

Прием детей в группу

Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.

Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.

Отдых и деятельность на воздухе

Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.

Переключение на умственную деятельность

Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.

Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.

Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.

Подведение итогов дня

Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.

Индивидуальная работа с дежурными

Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.

Рабочая программа по теме:
Рабочая программа для группы продленного дня.

Рабочая программа для группы продленного дня.

Предварительный просмотр:

от «____»_____20__ г.

от «____» ________20__ г.

ДЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Рассмотрено на заседании педагогического совета

2012 – 2013 уч.год

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:

  1. Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
  2. Развивать познавательные процессы и интересы личности;
  3. Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
  4. Развивать коммуникативные отношения ребенка;
  5. Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
  6. Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
  7. Формировать полезные привычки;
  8. Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
  9. Воспитывать чувство коллективизма;

Программа составлена на основе, проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Концептуальными положениями программы являются:

  1. Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
  2. Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
  3. Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
  4. Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

  1. Системность.
  2. Доступность.
  3. Научность.
  4. Создание развивающей ситуации
  5. Занимательность.
  6. Сознательность и активность.
  7. Наглядность
  8. Связь теории с практикой
  9. Преемственность.
  10. Природосообразность

Методологической основой программы являются следующие положения:

1.Образовательный уровень – начальный.

2. Ориентация содержания – практическая.

3.Характер освоения – развивающий.

4. Возраст обучающихся – 8 – 10лет

5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок — игра.

Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.

Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.

В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, уставом МБОУ « », Положением о группе продлённого дня.

  1. Повышение качества обучения учащихся;
  2. Развитие индивидуальности учащихся;
  3. Развитие интереса к изучаемым предметам
  4. Развитие самостоятельности
  5. Формирование полезных привычек

Общие цели и задачи режимных моментов в ГПД

Задачи воспитательной работы в ГПД в группе продлённого дня направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития.

1. Беседа с учителями.

Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы уч-ся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.

2.Приём в группу.

Цель: сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по групповой комнате, выявление причины опоздания.

3.Беседа или предобеденная прогулка.

Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры поведения.

Цель: привитие навыков культурного поведения в школе, в столовой, за столом; соблюдение личной гигиены.

5. Прогулка, экскурсия.

Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе, привитие любви к труду, к природе.

Цель: развитие умственных способностей учащихся, формирование общеучебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний; воспитание чувства взаимопомощи, товарищества

Физкультпаузы – поддержание активного внимания, повышение производительности учебного труда, выполнение двигательной активности.

7. Подвижные игры.

Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности.

8. Спортивный час, клубные часы, работа кружков, утренники, праздники.

Цель: физическое совершенствование и укрепление здоровья учащихся, развитие интересов и способностей детей, воспитывать организованность, коллективизм, дружбу, чувство прекрасного, расширение кругозора учащихся.

Гигиенические требования к организации работы ГПД

1. Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.

2. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.

3. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.

4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.

5. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.

6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное двигательной деятельностью, снизилось. Занятия завершаются умыванием.

Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе.

Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:

— Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).

— Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.

— У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.

— Дети должны находиться на воздухе не менее 1,5 часов.

— Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут.

— Приготовление домашнего задания.

— Перерывы между уроками 10–15 минут.

— В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.

  1. Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.
  2. Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  4. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД.
  5. Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: (маме, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям).
  6. Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого.
  7. Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
  8. Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
  9. Расширить представления быта ребят о нашем посёлке (городе), научить любить его.

— контроль за посещаемостью;

— контроль за поведением;

— контроль за самоподготовкой;

— контроль за питанием;

— наблюдение за взаимоотношениями детей;

— уход за комнатными растениями;

— контроль за порядком в классе.

— индивидуальные беседы с учащимися;

Другие публикации:  Приказ мчс россии от 01092018 473

— информационная служба новостей;

— подведение итогов за месяц

— участие в общественных делах школы;

— инструктаж по технике безопасности.

Виды занятий на неделю

Занятия на воздухе

Природа. Экология. Беседа по темам, экскурсии, праздники; формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

По страницам любимых произведений чтение, прослушивание аудиозаписей, обсуждение, викторины, конкурсы рисунков к произведениям, сочинения.

Родной край (из истории и современной жизни страны, области, города)

Почемучка (загадки, викторины, ребусы, кроссворды, шарады)

Спорт и мы (игры, эстафеты, соревнования, беседы, конкурсы)

Понедельник – «Учимся жить среди людей»

Вторник – « Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!»

Среда – « Развиваем способности и таланты»

Четверг – « Будем делать хорошо и не будем плохо!»

Пятница – « Плохо природе — плохо человеку!»

Примерная тематика клубных часов.

  1. Что за чудо эти сказки.

(Волшебные сказки, в чём их отличие от других?) – 2 занятия.

  1. Бытовые сказки. Кто герои этих сказок? – 2 занятия.
  2. Сказки о животных. – 2 занятия.
  3. Утренник или викторина по сказкам. – 1 занятие.
  4. Посещение комнаты сказок в пос. библиотеке. – 1 занятие.

Цель занятий – привлечь внимание детей к тому, что находится рядом с нами, мимо чего мы проходим не замечая.

(Викторина «Что такое? ) – 2 занятия.

(Вечер вопросов и ответов.) – 1 занятие.

  1. Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать.

(по усмотрению учителя)

Уроки Деда Всеведа.

  1. Пословицы и поговорки.
  2. Загадки.
  3. Считалки и дразнилки.
  4. Скороговорки и потешки – все по одному занятию.

Календарно-тематическое планирование группы продленного дня 2012-2013 учебный год

День знакомств. Разучивание игр на свежем воздухе: «Волк во рву»

Викторина «Загадки осени»

Экскурсия «В рябиновом сентябре»

По страницам любимых произведений

Конкурс рисунков на асфальте на тему «Осень — волшебница»

Чтение и обсуждение русских народных сказок

Разучивание игр на свежем воздухе: «Успей взять кеглю»

Эстафета «Весёлые старты»

Урок здоровья. Советы доктора Воды.

По страницам любимых произведений

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия по селу.

Беседа «Сентябринка в гостях у ребят»

Разучивание игр на свежем воздухе: «Прятки», «Хитрая лиса»

Урок здоровья. Друзья Вода и Мыло.

По страницам любимых произведений

День работников леса. « Не оставляй костёр в лесу»

Уроки занимательного труда. Поделки из природного материала.

Разучивание игр на свежем воздухе: «Пятнашки»», «Пятнашки по кругу».

Урок здоровья. Глаза — главные помощники человека.

По страницам любимых произведений

Конкурс рисунков на асфальте

Правила хорошего тона на тему «Обращение к незнакомому и знакомому взрослому».

Беседа «Твой внешний вид»

Разучивание игр на свежем воздухе: «Два Мороза»». Международный день пожилых людей. Изготовление открыток.

Всемирный день защиты животных. Викторина «Угадай животное»

По страницам любимых произведений

Конкурс стихов об осени

Экскурсия «В листопаде октября»

Поём школьные песни.

Разучивание игр на свежем воздухе: «Третий лишний», «С места на место»

Чтобы уши слышали.

По страницам любимых произведений

Чтение и обсуждение рассказов о животных

Рисование на тему «Красота осенних листьев».

Устный журнал « В мире интересного»

Игры на свежем воздухе: « Третий лишний», «Пятнашки»

Почему болят зубы.

По страницам любимых произведений

Чтение и обсуждение книг о дружбе

Праздник «В гостях у Осени».

Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «С места на место»

Экскурсия «Наш друг – природа»

По страницам любимых произведений

Чтение и обсуждение книг М. Пришвина, В. Бианки

Разучивание новых считалок, народных игр

Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»

Игры на свежем воздухе: «Меж двух огней», «Защити крепость»

Экологическая игра « Лукошко грибника»

По страницам любимых произведений

Чтение и обсуждение любимых книг

Замысловатые вопросы для любознательных

Игры на свежем воздухе: «Рыба, зверь, птица»

Урок здоровья. «Рабочие инструменты» человека.

По страницам любимых произведений

Подготовка к неделе книги

Экскурсия «Поможем птицам»

Игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Прятки»

Урок здоровья. Зачем человеку кожа.

По страницам любимых произведений

Конкурс рисунков « Моя любимая сказка»

Конкурс «Отгадай, загадку!»

Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Уход за комнатными растениями

По страницам любимых произведений

Конкурс стихов «Любимой маме»

Экскурсия « Лесные диковинки»

Кроссворд «Жители Простоквашино»

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Живые мишени»

Урок здоровья. Если кожа повреждена.

По страницам любимых произведений

Игра- викторина «Герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

ПДД. Тема: Светофор — наш верный друг».

Викторина « Мир вокруг нас»

Игры на свежем воздухе: «Не ходи на гору», «Живые мишени»

Урок здоровья. Как сохранить улыбку красивой.

По страницам любимых произведений

КВН « Сказки водят хоровод»

Конкурс « Природа и детская фантазия»

Загадки к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»

Игры на свежем воздухе. Лепим снежные скульптуры

Изготовление кормушек для птиц.

По страницам любимых произведений

Игра- викторина «Сказки Андерсена»

Разучивание хороводов, песен

Викторина «Загадки зимы»

Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни!»

Работа в мастерской Деда Мороза

По страницам любимых произведений

Утренник «Приключения у Новогодней ёлки»

Смотр «Твоё рабочее место»

Разучивание русских народных хороводов, песен

Игровое занятие. В гостях у геометрических фигур

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Быстрые и меткие»

Экскурсия «Мы — друзья птиц»

По страницам любимых произведений

Игровое занятие. Ларчик со сказками.

Знакомство с русскими поговорками.

Устный журнал «Хочу всё знать»

Игры на свежем воздухе: «Снежками в круг», «Под обстрелом»

Здоровая пища для всей семьи.

По страницам любимых произведений

Игра-викторина «Сказки А. С. Пушкина»

Заочное путешествие по экологической тропе.

Кроссворд «Произведения К. И. Чуковского

Игры на свежем воздухе: «Живые мишени», «Защитим снеговиков»

Беседа «Пожар — стихийное бедствие»

По страницам любимых произведений

Мы и домашние животные. Тема: Кошка и собака- наши четвероногие друзья»

Игровое занятие «В гостях у радуги»

Кроссворд « Произведения Н. Носова»

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Живые мишени»

Трудовой десант «Чистые парты»

По страницам любимых произведений

Конкурс « Любимые литературные сказки»

Операция «Забота» (открытка ветеранам)

Устный журнал «Это интересно»

Игры на свежем воздухе: «Палочку в снег», «Защитим снеговиков»

Сон- лучшее лекарство.

По страницам любимых произведений

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

Кроссворд «Правила дорожного движения»

Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Живые мишени»

Урок здоровья. Как настроение?

По страницам любимых произведений

Игровое занятие. Дюймовочка рассказывает о птицах.

Операция «Наш класс»

Викторина «На загадку – есть отгадка»

Игры на свежем воздухе: «Пустое место», «Два Мороза»

Конкурс «Коса – девичья краса» Урок здоровья. Вредные привычки.

Конкурс рисунков ««Я, ты, он, она – вместе целая семья»

Конкурс рисунков «Природа в детской фантазии»

Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «Прятки»

Осанка — стройная спина.

По страницам любимых произведений

Чтение сказок и рассказов любимых писателей.

Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Салки»

Рисование любимого героя из мультфильма. Просмотр мультфильмов.

По страницам любимых произведений

«Журчат ручьи, поют грачи, весна идёт — весне дорогу!» Стихотворения, рассказы про весну.

Спортивный час «Посмеёмся вместе!» — чтение весёлых стихов

Если хочешь быть здоров!

По страницам любимых произведений

Птичий КВН. День птиц.

Конкурс рисунков «Дом моей мечты»

Кроссворд «Фруктовый сад»

Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Салки»

Правила безопасности на воде

По страницам любимых произведений

Участие в выставке поделок на тему: «Космос – глазами детей»

Народные игры на свежем воздухе: футбол, лапта, городки

КВН «Времена года»

Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Хитрая лиса»

По страницам любимых произведений

Чтение и обсуждение рассказов о природе

Практическая деятельность: «Зелёный наряд родного села»

КВН «Пословицы и поговорки»

Конкурс комплексов утренней гимнастики

Всемирный день Земли. Игра – путешествие «Земля – наш общий дом»

По страницам любимых произведений

Игровое занятие. Веснянка знакомит с новыми растениями

Экскурсия «Весна в природе»

Уход за комнатными растениями

Игры на свежем воздухе: «Плетень», «С места на место»

ПДД «Мы учимся соблюдать правила движения»

По страницам любимых произведений

Рейд-проверка «Живи книга»

Внеклассное занятие « Мишутка знакомит с растениями- медоносами».

Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «С места на место»

По страницам любимых произведений

Беседа «Красная книга природы»

Конкурс стихов «Дети о войне»

Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь»

Проведение эстафеты «Весёлые старты»

По страницам любимых произведений

Игровое занятие. Экзотические животные.

Праздник-игра «В гостях у Берендея!»

Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

Русская народная игра «Городки»

Весёлые состязания и малоподвижные игры.

Детское чтение. Стихи и рассказы о ВОВ.

Занятие по искусству. Тема «Пусть всегда будет солнце!»

Разучивание новой игры «Казаки — разбойники».

Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи» о взаимопонимании.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игра «Словарный аукцион».

Санитарная уборка в классе. Ухаживание за комнатными цветами.

«Практикум доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел отношений»

Отдых детей на свежем воздухе.

Игра «Капуста – редиска».

Игровая прогулка. «Море волнуется».

День семьи. «Мама – хранительница тепла и семейного очага».

Отдых детей на свежем воздухе.

Задачи по сказочным сюжетам.

Групповые игры. Забытые игры.

Сочинение на тему: «Если бы я был бы…»

Подвижные игры на свежем воздухе.

Путешествие в Волшебную страну. Литературный кроссворд. Игра «Словарный аукцион».

Игровая прогулка. Игра «Испорченный телефон».

«Природа-наш дом родной». Устный журнал.

Спортивная прогулка. «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас!»

Последний звонок. Утренник. «До свидания, школа! Здравствуй, лето!»

Организационно – дисциплинарные правила:

  1. Обязательность ежедневной самоподготовки.
  2. Экономное и полное расходование времени, отведённого на занятие.
  3. Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.
  1. Ученик должен усвоить, что нельзя:

а) тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;

б) нарушать тишину;

в) отвлекать товарищей от работы;

г) обращаться с какими – либо просьбами, советами без надобности;

д) заниматься посторонними делами;

е) использовать методы работы, вызывающие шум;

ж) недобросовестно выполнить задание;

Наказ воспитаннику ГПД

В группе продленного дня ты научишься не только самостоятельно выполнять домашнее задание, но и думать, познавать богатство окружающего мира, организовывать свой досуг и свою деятельность, общению с друзьями и взрослыми, хорошим манерам.

Будь честным, трудолюбивым во всем делам. Уважай родных и старших. Будь добрым. Дорожи честью школы.

Будь послушным – это раз.

Попусту не трать слова,

Всё обдумывай всегда – это два.

С лучших лишь пример бери – это три.

А четыре – знай всегда:

Жизнь не в радость без труда.

Старших надо уважать,

Малышей не обижать – это пять.

Если порученье есть – это шесть.

Будь внимателен ко всем – это семь.

Обязанности воспитателя ГПД

1.Проверить посещение учащихся по журналу ГПД.

2. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей.

3. Узнать об особенностях домашнего задания.

4. В случае необходимости посещать уроки учителей.

5. При необходимости внести коррективы в план на день.

В начале работы в группе предусмотрены следующие обязанности:

1. Прием сообщения старосты или дежурного.

2. Знакомство с просьбами детей и родителей.

3. Приемка помещения группы.

4. Проверка состояния уголков ГПД.

5. Сообщения детям плана на день.

6. Проведение индивидуальных и групповых бесед с воспитанниками об успехах в учебе.

При организации питания воспитателю необходимо:

1.Организовать дежурство в столовой.

2.Проверить чистоту рук и полотенец.

3.Провести двухминутную этическую беседу.

4.Следить за поведением детей в столовой.

5.Оформить расчес в столовой.

6.Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:

1. Организовать уборку и проветривание помещения.

2. Проследить за одеванием детей и их одеждой.

3. Сообщить план отдыха.

4. Дать задание и распределить обязанности.

5. Вести наблюдение за самочувствием детей.

6. Проводить индивидуальные и групповые беседы.

7. Подвести итог отдыха.

8. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:

1. Организовать предварительную подготовку мероприятия.

2. Сообщить план работы.

3. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность.

4. Подвести итог занятия

При подготовке к выполнению домашних заданий воспитатель должен:

1. Организовать проветривание помещения или влажную уборку.

2. Обеспечить группу наглядными пособиями, сигнальными карточками, папкой «Учись учиться».

3. Проследить за готовностью рабочих мест и размещением детей.

Во время самоподготовки необходимо:

1. Провести инструктаж.

2. Определить время работы на каждый предмет.

3. Выбрать консультантов (группа доверия).

4. Проверить записи в дневниках.

5. Организовать самостоятельную работу учащихся.

6. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь.

7. Проверка выполнения домашнего задания учащимися.

8. Подвести итог самоподготовки.

9. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо:

1. Назначить дежурных на следующий день.

2. Проследить за уборкой класса.

3. Привести в порядок игровой уголок.

4. Повести беседу с родителями.

5. Подвести итог работы.

Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей воспитатель как педагог имеет и другие – эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее. К ним нужно отнести обязанности по планированию:

1. Составление годового календарно-тематического плана.

2. Подготовка расписания общеразвивающих занятий.

3. Подготовка рабочих планов, разработок мероприятий.

Как работник школы воспитатель обязан:

1. Представлять отчеты администрации.

2. Выступать на родительских собраниях, педсоветах, МО.

3. Подавать единовременную информацию.

Воспитатель должен заниматься самообразованием:

1. Постоянно работать над темой по самообразованию.

Другие публикации:  Договор аренды жилого фонда

2. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии.

3. Работать над расширением общеобразовательного кругозора.

4. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы.

5. Своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией.

6. Периодически проходить курсовую подготовку.

Методические рекомендации к занятиям на воздухе

  1. Оздоровительные: обеспечить активный отдых школьников, снять утомление детей, способствовать укреплению здоровья, удовлетворить потребность детей в движении.
  2. Воспитательные: воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свои желания коллективу.
  3. Обучающие: учить ориентироваться на местности; познакомить с разными видами и темпами ходьбы и бега; использование инвентаря при уборке территории; учить бросать, ловить, вести мяч и т. д.
  4. Развивающие: развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость; лидерские качества; творческий подход к выполнению заданий.

1. Все занятия носят коллективный характер.

2. Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач.

3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.

4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.

5. На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям.

6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.

7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них.

8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей.

9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.

10. C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей.

ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе.

При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом:

1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

• трудом и отдыхом людей.

2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель

• поздравить товарищей или взрослых с праздником;

• пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;

• известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;

• оказать шефскую помощь.

3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

• направление и скорость ветра.

4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на:

• ориентирование на местности.

6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать сказку, стихотворение, рассказ.

7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ , ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• разнообразные свойства, признаки предмета.

8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ , предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по культуре поведения.

9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:

10. Творческая прогулка. Цель: вызвать эмоциональный подъём и организовать творческую деятельность. Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки, мастерить поделки. По итогам такой прогулки можно организовать выставку работ или праздник творчества.

11. Развлечения на воздухе. Цель прогулки: организовать массовые подвижные игры, весёлые состязания, ритмические музыкальные игры, хороводы, показ фокусов под навесом во время дождя.

12. Прогулка- экскурсия . Цель: познакомить с историей своего края.

Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность — 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

  1. Организационный момент. Одевание детей, инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений. Беседа-инструктаж проводится во дворе школы на постоянном месте сбора группы.
  2. Движение по намеченному маршруту и выполнение намеченных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.
  3. Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора группы.
  4. Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.

Методические рекомендации по организации подвижной игры

  1. Учитывать: возраст детей, оборудование помещения, количество участников, наличие инвентаря…
  2. При объяснении игры дети должны хорошо видеть и слышать педагога. Назвать цель игры, рассказать о ходе и правилах.
  3. Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, а рассказать о них в процессе игры.
  4. Водящих выбрать по назначению учителя, жребию, считалочке.
  5. Сначала провести репетицию игры, не засчитывая результат.
  6. Начинать игру организованно, по сигналу.
  7. Развивать творческую инициативу участников.
  8. Наблюдать за настроением ребят, эмоциональным напряжением.
  9. Между игроками должны быть здоровые, дружеские отношения.
  10. Особое внимание уделять детям, с которыми не хотят играть.
  11. Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом.
  12. Объявляя результаты, мотивируйте их.
  13. Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.

Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.

Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий

Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование.

На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях.

Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.

Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:

• формирование познавательной учебной деятельности детей;

• обучение навыкам самостоятельной работы;

• привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;

• обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.

Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.

Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.

Санитарно-гигиенические требования к самоподготовке

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную — раз в полугодие.

3. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

4. Поддержание нормального температурного режима.

5. Регулярное проветривание классной комнаты.

6. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

8. Соблюдение школьниками личной гигиены.

9. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

10. Проведение «физкультминуток», динамической паузы.

11. Устранение шумовых раздражителей.

12. Учащихся не следует нагружать дополнительным учебным материалом.

13. Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов.

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно время, имеют определенную продолжительность.

2. Задание ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы.

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

  1. Организация рабочего места.
  2. Настрой детей.
  3. Постановка цели и мотивация работы.
  4. Определение времени на каждый предмет.
  1. Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы).
  2. Работа с памятками.
  3. Определение плана выполнения работ по предмету.
  1. Использование сигнальных карточек.
  2. Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.
  3. Контроль со стороны воспитателя.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  1. Использование памяток.
  2. Сверка с образцом, правильным ответом на доске.
  3. Повторение правила.
  4. Исправление недочётов, ошибок в работе.
  5. Подключение к работе консультантов.

Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).

Подведение итогов самоподготовки

  1. Общая оценка работы группы.
  2. Проведение рефлексии.
  3. Организация выставки работ.
  4. Похвала, поддержка слабого ученика.

Памятка для приготовления устных заданий

1.Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понятно, прочти 2 или 3 раза.

2.Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.

3.При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.

4.При чтении учебника пользуйся иллюстрациями (географическими картами).

Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.

Памятка для приготовления письменных заданий

1.Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.

2.Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.

3.Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.

4.Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать ее заново.

1. Найди в учебнике нужную страницу.

2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило.

3. Повтори правило, приведи свои примеры.

4. Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе.