Получившие гражданство рф до 2002

28.01.2018 Выкл. Автор admin

УВКБ ООН — Всемирный день беженцев 2009

В данной памятке, текст которой составлен при участии Федеральной Миграционной Службы, изложены положения законодательства о гражданстве Российской Федерации, касающиеся оснований приобретения гражданства, в том числе на основании международных соглашений, упрощенного порядка приема на территории Российской Федерации, восстановления в гражданстве, приобретения гражданства при усыновлении (удочерении), а также урегулирования правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

«Даже 1 человек без гражданства — это слишком много»

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

Гражданство Российской Федерации может быть приоб­ретено согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федера­ции» (далее — Федеральный закон):

— в результате приема в гражданство Российской Федера­ции в общем порядке,

— в результате приема в гражданство Российской Федера­ции в упрощенном порядке,

— в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации,

— по иным основаниям, предусмотренным данным Феде­ральным законом или международными договорами Рос­сийской Федерации.

Российская Федерация проводит политику сокращения количества проживающих на территории страны апатридов — лиц без гражданства, предоставляя лицам такой катего­рии, при соблюдении ими определенных правил и выполне­нии ряда формальностей, право приобретения гражданства России.

Частью 6 статьи 4 Федерального закона закреплено по­ощрение Российской Федерацией приобретения российско­го гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России, что является принципом российско­го гражданства.

Недопущению возникновения случаев без гражданства у детей способствуют пункты «б» и «в» части первой статьи 12 Федерального закона.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОЖДЕНИЮ

В соответствии с нормами части первой статьи 12 Феде­рального закона гражданство Российской Федерации при­обретает по рождению ребенок, если на день его рождения:

а) оба родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка).

б) один из родителей имеет российское гражданство, другой родитель является лицом без гражданства, или при­знан безвестно отсутствующим, или место нахождения его неизвестно (независимо от места рождения ребенка).

в) один из родителей состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Россий­ской Федерации, либо иное государство, в котором родился ребенок или чьим гражданином является второй родитель, не представило ребенку свое гражданство.

г) оба родителя или единственный родитель являются иностранными гражданами или лицами без гражданства и проживают на территории Российской Федерации, при ус­ловии, что ребенок родился на территории России, а госу­дарство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРИЕМА В ГРАЖДАНСТВО

Право на обращение с заявлением о приеме в граждан­ство имеет любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший возраста восемнадцати лет и об­ладающий дееспособностью, при соблюдении установлен­ных нормативными правовыми актами в области гражданства условий.

Общий и упрощенный порядки приема в гражданство от­личаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упро­щенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компе­тенцией принятия решения. В общем порядке решение при­нимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приоб­ретение российского гражданства не предусмотрено.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРИЕМА В ГРАЖДАНСТВО

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных катего­рий иностранцев при наличии у них определенных условий: высокие достижения в области науки, техники и культуры, обладание лицом профессией либо квалификацией, пред­ставляющими интерес для России; предоставление лицу политического убежища на территории Российской Феде­рации; признание лица беженцем; наличие особых заслуг перед Российской Федерацией).

Без оформления вида на жительство и срока проживания в России приобретают российское гражданство граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие воен­ную службу не менее трех лет по

контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах.

Ценз оседлости в данном случае заменен обязательно­стью прохождения службы в течение трех лет.

Необходимо отдельно отметить другие условия приема в рос­сийское гражданство, помимо срока проживания по виду на жительство, к которым относятся:

1. Обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации (дается путем простановки подписи в заявлении о приеме в гражданство);

2. Наличие законного источника средств существования (подтверждается соответствующими справками, деклара­циями, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением, иным документом, подтверждающим получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

3. Подтверждение обращения по вопросу отказа от име­ющегося иностранного гражданства (представляется доку­мент, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося гражданства). Оно не требуется, если заключен договор о двойном гражданстве ;

4. Владение русским языком (документ, подтверждаю­щий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языко­вой среды. Например, документ о получении образования, не ниже основного общего образования, выданный, до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР, после 1 сентября 1991 г. — на территории Российской Федерации; сертификатом о прохождении го­сударственного тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком, требования к которому утверждены Минобрнауки России. Как правило, в каждом из субъектов России находится от одного до нескольких образовательных организаций (учреждений), имеющих лицензию на проведение государ­ственного тестирования, перечень которых утвержден При­казом Министерства образования Российской Федерации от 18 февраля 2004 года № 735).

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ПРИЕМА В ГРАЖДАНСТВО

на территории Российской Федерации

Упрощенный порядок приобретения гражданства Россий­ской Федерации, установленный стаьей 14 Федерального закона, предполагает исключение некоторых об­щих условий приема в гражданство, таких как пятилетний срок проживания на территории России по виду на жительство и некоторых из вышеперечисленных общих условий – для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

В упрощенном порядке приобретают российское граж­данство (после получения вида на жительство):

— лица, имеющие хотя бы одного родителя — гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Рос­сии;

— лица, имевшие гражданство СССР, проживавшие и про­живающие в государствах, входивших в состав СССР, и не получивших гражданства этих государств;

— лица, являющиеся гражданами государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных организациях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.;

— лица, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР;

— лица, состоящие в браке с гражданином Российской Фе­дерации не менее трех лет;

— нетрудоспособные лица, имеющие дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражда­нами Российской Федерации;

— лица, имеющие ребенка — гражданина Российской Федерации, если другой родитель — российский гражданин умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

— лица, имеющие достигших совершеннолетия сына или дочь — граждан Российской Федерации и признанных недееспо­собными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных лиц — граждани­н Российской Федерации умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в де­еспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

— нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Фе­дерацию из государств, входивших в состав СССР, и заре­гистрированные по месту жительства в Российской Феде­рации по состоянию на 1 июля 2002 г.;

— Ветераны Великой Отечественной войны, которые приобретают российское гражданство при наличии только лишь разрешения на временное проживание. Никаких иных условий приема для них не требуется;

— лица, имеющие разрешение на временно проживание и регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государ­ственной программой по оказанию содействия доброволь­ному переселению в Российскую Федерацию соотечествен­ников, проживающих за рубежом;

— дети и недееспособные лица, прожива­ющие в России или за ее пределами, по заявлениям родителя и опекуна – гражданина Российской Федерации, проживающего на ее территории.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 15 Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, вышедшие из ранее имевшегося у них гражданства Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке при наличии со­ответствующих условий.

В случае восстановления в общем порядке срок прожива­ния по виду на жительство составляет три года. Для упро­щенного порядка — достаточно получить вид на жительство.

Другие публикации:  Договор о коммерческих намерениях

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Граждане Республики Казахстана, Кыргызской Респу­блики и Республики Беларусь могут приобретать граждан­ство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с Соглашением, заключенным Российской Федерацией с указанными государствами в 1999 году. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в граждан­ство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, в том числе вида на жительство. Лица, приобретающие гражданство Российской Федерации в соответствии с этим четы­рехсторонним Соглашением, освобождены от необходимости под­тверждения владения русским языком и наличия законного источника средств к существованию.

ОСНОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЕМЕ И ВОССТАНОВЛЕНИИ В ГРАЖДАНСТВЕ

В соответствии со статьей 16 Федерального закона отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федера­ции и о восстановлении в гражданстве Российской Федера­ции, поданные лицами, которые:

а) участвуют либо участвовали в международных, межна­циональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского континген­та миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совер­шении

террористических актов, осуществлении экстре­мистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организаци­ях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

б) участвуют либо участвовали в совершении или под­готовке к совершению противоправных действий, содер­жащих хотя бы один из признаков экстремисткой дея­тельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, адми­нистративная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Рос­сийской Федерации или граждан Российской Федераци­и(введено с 12 ноября 2012 года);

в) выступают за насильственное изменение основ кон­ституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Фе­дерации;

г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с их выдворением, депортацией, реадмиссией либо наличием решения о нежелательности пребывания (проживания) в России (до истечения сроков ограничения);

д) использовали подложные документы или сообщили за­ведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безо­пасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за со­вершение умышленных преступлений на территории Рос­сийской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными орга­нами иностранных государств за преступления, признавае­мые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свобо­ды за действия, преследуемые в соответствии с федераль­ным законом (до истечения срока наказания);

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ, ПОВТОРНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАЯВЛЕНИЯМИ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации отменяется, если в судебном поряд­ке, установлено, что

данное решение принималось на осно­вании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Лицо, в отношении которого принято решение по вопро­сам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Рос­сийской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения (об отклонении, либо отмене).

Без соблюдения данного срока заявление может быть принято к рассмотрению только при наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю.

ГРАЖДАНСТВО ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ)

Гражданство Российской Федерации автоматически пре­доставляется усыновленным или удочеренным гражданами Российской Федерации детьми.

Также ребенок, усыновленный (удочеренный) российским гражданином, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой — лицом без граждан­ства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жи­тельства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося российским гражданином.

Ребенок, являющийся гражданином Российской Феде­рации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Рос­сийской Федерации ребенка, усыновленного (удочерен­ного) иностранными гражданами или иностранным граж­данином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усы­новителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (ДЕЙСТВУЕТ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА)

Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории России, и в этой связи ведется работа по решению проблемы безгражданства лиц, являвшихся гражданами бывшего СССР, которые в связи с рядом объективных обстоятельств (от­сутствие документов, жилья и прочее) не смогли приобрести российское гражданство либо получить официальный статус проживающих в России.

13 ноября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской

Федерации», действующий до 1 января 2017 года, который предоставил право обратиться с заявлением о приобретении гражданства Российской Фе­дерации в порядке:

— признания гражданином Российской Федерации лицам без гражданства, получившим до 1 июля 2002 года паспорт гражданина Российской Федерации и не приобретшим гражданства РФ в установленном порядке;

— приема их в российское гражданство в упрощенном порядке, если они прибыли в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года;

— приема в гражданство Российской Федерации в упро­щенном порядке иностранных граждан, получивших до 1 июля 2002 года паспорт гражданина Российской Федера­ции, и у которых впоследствии полномочным органом, ве­дающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Феде­рации.

Указанным категориям предо­ставлено право выбора приобрести гражданство Россий­ской Федерации либо получить вид на жительство.

Гражданство автоматом

Соотечественники, получившие паспорта в 90-е годы в странах СНГ, смогут автоматически подтвердить свое российское гражданство

Гражданам, получившим в 90-е годы российский паспорт, но по ошибке посольств в странах СНГ не попавшим в базы данных граждан России, помогут обрести легальный статус. Осенью Госдума рассмотрит соответствующие поправки в закон о гражданстве. Эксперты говорят, что Путин, став президентом в третий раз, правит собственные ошибки предыдущих сроков.

В осеннюю сессию Госдума в очередной раз поправит закон «О гражданстве». Поправки помогут стать полноценными гражданами России тем, кто получил паспорт Российской Федерации, однако по ошибке чиновников не попал в базы данных. По информации «Газеты.Ru», изменения будут предложены председателем комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным. «Суть поправки — автоматически дать гражданство всем, у кого есть российский паспорт», — так описывает изменения источник «Газеты.Ru» из числа высокопоставленных единороссов.

Поправка коснется в первую очередь тех, кто получил гражданство России до 2002 года, когда был принят новый закон «О гражданстве», рассказала «Газете.Ru» председатель исполкома «Форума переселенческих организаций», член правительственной комиссии по миграционной политике Лидия Графова.

Закон «О гражданстве», действовавший до 2002 года, позволял получить его в упрощенном порядке бывшим гражданам СССР.

После избрания президентом Владимира Путина этот закон ужесточили и процедуру получения гражданства для соотечественников усложнили. «Новый закон «О гражданстве» 2002 года сделал всех приезжающих в Россию соотечественников де-юре иностранцами наравне с беженцами из дальнего зарубежья», — пояснила правозащитница. Была введена трехступенчатая процедура получения гражданства, занимающая не менее 7 лет. Этот закон неоднократно подвергался критике со стороны экспертов и правозащитного сообщества.

«Через пару лет после принятия нового закона о гражданстве ФМС наделила себя дополнительным правом проводить «тщательную проверку» паспортов, и у тех, кто получал российский паспорт в посольствах в странах СНГ в 90-е годы, начались проблемы. Посольства не справлялись с потоком переселенцев, часто ни в какие реестры и базы данных сведения о гражданстве РФ не вносились. Люди же ничего об этом не знали, — рассказала Графова. — После того как ФМС взяла на себя функции сплошной проверки паспортов, начались массовые случаи изъятия документов и одновременно лишение гражданства. На сегодня более 80 тысяч человек оказались без гражданства, лишенные всяческих прав, причем отнимаются паспорта у тех, кто не раз менял российский паспорт или заграничный».

Графова говорит, что несколько лет назад Генпрокуратура запретила изъятие таких паспортов, однако ФМС начала вносить документы, выдачу которых считает безосновательной, в список недействительных паспортов. После попадания в такую базу паспорт изымает полиция или таможенники при первой же проверке.

Предлагаемая поправка позволит людям, получившим паспорта до 2002 года, автоматически получить гражданство и быть внесенными во все базы данных, добавила Графова. «По сути, чиновники занимаются сейчас исправлением собственных ошибок, вместо того чтобы объявить иммиграционную амнистию», — говорит правозащитница.

«Путин правит ошибки Путина», — так охарактеризовал суть грядущих поправок исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев, отметив, что главной причиной всех проблем людей, по халатности посольств не внесенных в базы данных при получении паспорта, стал закон, который был принят в 2002 году ставленником Путина Виктором Ивановым, тогдашним главой ФМС (сейчас он возглавляет Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков).

Паспорта, выданные после 2002 года, ФМС обычно тщательно не проверяет, считая, что с приходом Путина и Иванова во власть нарушения в этой сфере прекратились, добавил правозащитник.

Другие публикации:  Куда писать заявление об оскорблении личности

По мнению адвоката Вадима Прохорова, власть делает редкий для нее правильный шаг, так как принятие законопроекта решит проблемы целой группы людей. Однако отметил адвокат, вследствие коррумпированности госорганов новый закон приведет к возможному появлению рынка «серых» паспортов, на основании которых люди будут автоматически получать гражданство. «Да, будут злоупотребления, воровство и коррупция, но в любом случае важнее то, что будут решены проблемы законопослушных граждан», — резюмировал Прохоров.

Новый Закон о гражданстве Российской Федерации

Марьяна Торочешникова: Принятие любого закона, особенно в том случае, когда он сменяет аналогичный предыдущий, почти всегда вызывает споры. К сожалению, многие законы, при всей кажущейся прогрессивности, остаются недействующими в силу отсутствия механизма их применения. Видимо такая участь постигнет и новый Закон о гражданстве Российской Федерации образца 2002 года.

Этого закона с нетерпением ждали многие, в том числе и потому что он должен был установить новый порядок получения российского гражданства, о котором на протяжении как минимум пяти лет говорила пресса.

Итак, 1 июля 2002 года Закон о гражданстве вступил в действие. Что изменилось?

С этим вопросом я обращаюсь к гостям в студии: консультанту по правовым вопросам сети бесплатных юридических консультаций правозащитного центра «Мемориал» Маргарите Петросян и руководителю правозащитной организации «Восход» Евгению Боброву.

Маргарита Петросян: Прежде всего, я должна отметить, что этот закон никак нельзя назвать прогрессивным. Этот закон ужесточает правила приема гражданства, но не это его главный недостаток, и не с этим связаны те чрезвычайно-неблагоприятные последствия, о которых мы неизбежно будем говорить сейчас. С некоторыми ужесточениями можно согласиться, например, с требованием отказа от другого гражданства, с требованием иметь вид на жительство, прежде чем обратиться с заявлением о приобретении гражданства. Но закон написан таким образом, что в нем масса прорех. Мне представляется, что нам надо ограничиться на тех неблагоприятных последствиях, которые наступили с принятием этого закона для граждан бывшего СССР, которые уже определенное время проживают на территории РФ. Они поставлены в совершенно ужасное положение.

Евгений Бобров: Да, федеральный закон о гражданстве установил много проблем. В первую очередь для граждан бывшего СССР, постоянно проживающих в России уже длительное время (по 10-15 лет) и не приобретших новое гражданство. Эти люди, постоянно проживая в России, на день вступления в силу ранее действующего закона о гражданстве приобрели российское гражданство на основании признания. Пятая статья федерального Закона о гражданстве, ныне действующего, устанавливает, что гражданами по этому закону являются лица, приобретшие гражданство в порядке, установленным этим законом, либо тех, кто был гражданином России на день вступления в силу этого закона. Проблема заключается в том, что органы внутренних дел (это МВД и комиссия по вопросам гражданства при президенте) не считают бывших советских граждан, не имевших постоянной прописки на 92-й год, гражданами России. Из-за этого эти люди сталкиваются с очень большими проблемами в медицинском, пенсионном, льготно-лекарственном и ином социальном обеспечении.

Марьяна Торочешникова: Насколько я понимаю, это проблема стала особенно явной, когда началась компания по замене паспортов советского образца на новые российские. Потому что некоторые граждане, получившие в 90-х вкладыши о российском гражданстве, с изумлением узнали, что гражданами России они на самом деле не являются. Такая участь постигла и героя сюжета, который подготовила Любовь Чижова.

Любовь Чижова: 22 января 2002 года москвич Сергей Мусатов решил обменять старый советский паспорт на новый российский. В результате законопослушный гражданин лишился главного документа и вынужден был отстаивать свое право на его получение в суде.

В 1983 году семья Мусатовых переехала из Москвы в Юрмалу (Латышская ССР), где проживала до 1991 года. Вернувшись в Москву, Мусатовы обосновались на прежнем месте, на улице Новогиреевская. В конце 90-х в России началась кампания по обмену паспортов. В 2002 году Сергей Мусатов пришел в паспортно-визовый стол отделения милиции «Новогиреево».

Сергей Мусатов: Я тогда обратился в кабинет начальника паспортного стола УВД «Новогиреево» Матюху Алексею Ивановичу, который меня сразу узнал и сказал, что паспорт запертый находится у него в сейфе. Он отпер сейф, достал мой паспорт, показал мне его, раскрыл, я увидел свою фотографию, наклеенную в паспорте. Но в связи с тем, что я не являюсь гражданином России, заявил начальник паспортного стола, он мне этот паспорт выдать не может. Он сказал, что не знает никакого закона, статьи, положения, номера, но у него есть распоряжение начальства о том, чтобы мне паспорт не выдавать, и я не являюсь гражданином России, что я должен получить гражданство в ОВИРе, так как это полагается для всех не граждан, и после этого он мне этот паспорт выдаст.

Любовь Чижова: Сергей Мусатов, никогда не принимавший латвийского гражданства и потому считавший, что российский паспорт нового образца ему выдать обязаны, обратился в Перовский суд Москвы с жалобой на действия начальника паспортного стола Алексея Матюха. Он также просил суд взыскать с Матюха компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Ответчик Алексей Матюх в суд не являлся трижды. В мае 2002 года Перовский суд Москвы отказался удовлетворить жалобу Мусатова. Сергей Мусатов решил искать правду в прокуратуре.

Сергей Мусатов: 10 июня я обратился в Генеральную прокуратуру со вторым уже заявлением, где просил отменить решение суда первой инстанции. После чего было дополнительное рассмотрение в Московской городской прокуратуре под руководством прокурора Авдюкова, который сделал запрос в конституционный суд РФ и, получив ответ, вынес протест для Президиума Московского городского суда.

А в протесте сказано следующее: конституционный суд РФ от 16 мая 1996 года вынес постановление, что все граждане, ранее проживающие на территории Советского Союза, самолично, по своему волеизъявлению не лишающие себя гражданства и не принимающие иного иностранного гражданства, имеют право проживать за пределами России, и всегда при этом оставаться гражданами РФ. Этот закон записан от 30 декабря 1922 года.

Любовь Чижова: Итогом всех похождений Сергея Мусатова стало новое решение Перовского межмуниципального суда, который при повторном рассмотрении дела пришел к выводу, что начальник паспортного стола ОВД «Новогиреево» Алексей Матюх действовал неправомерно и обязал выдать Мусатову новый паспорт. Мы дозвонились до Алексея Матюха и попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию, но он, сославшись на занятость, отказался давать нам интервью.

Решение Перовского суда обжаловано не было, а значит, вступило в законную силу, но до сих пор Сергей Мусатов живет без основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации: начальник паспортного стола выдавать документы отказывается.

Марьяна Торочешникова: От себя отмечу, что было бы ошибочно называть эту историю прецедентом. Сегодня в России рассматриваются уже десятки подобных жалоб. Причем речь здесь идет исключительно о законопослушных гражданах бывшего СССР, которые несколько лет назад в установленном законом порядке обратились в правоохранительные органы, чтобы получить в свои паспорта вкладыш, удостоверяющий их статус как гражданина России.

Большинство из них получили российское гражданство в порядке признания, о чем уже говорил Евгений Бобров, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 закона «О гражданстве РФ» как постоянно проживающие на территории России на момент вступления закона в силу, то есть на 6 февраля 1992 года.

Евгений, я знаю, подобные дела есть в вашей практике, с какими трудностями приходится сталкиваться вашим доверителям?

Евгений Бобров: Это проблема в Москве носит государственный характер. Дело в том, что в Москве официально существует Штаб правительства Москвы по регулированию миграции. В него официально входит председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Причем это не мои домыслы, а постановление правительства Москвы от 29 февраля 2000 года №154 «О программе регулирования миграции в Москве на 2000-2001 год». По решению этого штаба в 2001 году и в 2002-м были отменены положительные судебные решения о признании незаконными отказов выдачи паспортов. Заявитель Мусатов как раз входит в число этих людей, решения которых были незаконно отменены по абсурдным доводам. Например, заявители являются беженцами, поскольку имеют удостоверение беженца, не установленного законом образца. Либо еще: «В протоколе судебного заседания нет ссылки на полномочия начальника паспортного стола, поэтому решение суда подлежит отмене». Дальше, конечно, некуда. После того как люди стали искать справедливость в вышестоящих судебных инстанциях, руководство Верховного суда вмешалось в ситуацию, и с октября 2002 года на незаконное решение об отказе выдачи российских паспортов бывшим гражданам СССР, постоянно проживавшим в России уже несколько лет, стали приноситься протесты. Сейчас решения отменяются. В 2003 году, в этом году, ситуация уже изменилась настолько, что суды сразу стали выносить положительные решения, и Мосгорсуд уже оставляет их в силе. Благодаря вмешательству Верховного суда сейчас люди в судебном порядке могут защитить свои права.

Маргарита Петросян: История принятия и применения, а точнее сказать, не применения нового закона показывает, что ситуация не ограничивается рамками Москвы. Это связано с позорным манипулированием и игрой на старом и новом законе. Новый закон был окончательно принят и подписан 31 мая, официально вступил в силу 1 июля 2002 года. Закон предполагает (я уже говорила, что там масса пустот) «подпорки» в вид подзаконных актов. Большинство из этих «подпорок», а их нужно не меньше восьми, нет. Поэтому закон не применяется, поскольку на местах паспортно-визовые службы не знают как действовать. Таким образом, новый закон вступил в силу, но не применяется. Старый закон, естественно, действовать прекратил. Образовался правовой вакуум. У людей не берут документы на приобретение гражданства, и они остаются просто подвешенными в воздухе. Тем не менее уже принят закон о правовом положении иностранных граждан, это закон драконовский, и люди совершенно бесправны. Но это только одна часть истории. Вторая часть истории состоит в том, что хотя закон вступил в силу 1 июля, с 1 января 2002 года министерство внутренних дел разослало по своим местным органам телеграмму, в которой было предписано прекратить прием документов о приобретении гражданства вплоть до особого распоряжения.

Другие публикации:  Как оформить быстро медкнижку

Марьяна Торочешникова: То есть за полгода до вступления закона в силу, вообще до принятия его в третьем чтении?

Маргарита Петросян: Совершенно верно. Закон не был принят еще даже во втором чтении. Затем в марте последовали два так называемых «указания», что-то вроде циркулярных писем министерства, в одном из них было сказано, что все документы, которые уже были поданы (независимо от даты их подачи), не подлежат рассмотрению, а подлежат возвращению и дооформлению видами на жительство. Это, конечно, анти-правовое указание. Потому что граждане бывшего СССР имеют право на безвизовый въезд. Таким образом, все они находятся в РФ на законном основании. Получения вида на жительство раньше от них не требовали. И более того, до мая этого года действовало постановление правительства, которое распространяло на них порядок регистрации тот же, который предусмотрен для граждан РФ. И, естественно, что, видов на жительство у большинства из этих людей нет.

Марьяна Торочешникова: 6 февраля 1992 года — это дата вступления первого закона РФ о гражданстве. В соответствии с новым законом о гражданстве люди, которые были зарегистрированы на территории РФ до 6-го и включая 6 февраля 1992 года, они являются гражданами РФ и сейчас. А что же делать теперь людям, которые получили постоянную регистрацию на территории России, скажем, не 6-го, а 7 февраля? И в соответствии с новым законом они, выходит, уже не россияне, как быть эти людям? Кстати, существует ли какая-то статистика, сколько людей осталось за бортом?

Евгений Бобров: Официальной статистики на этот счет нет. По неофициальной информации, полученной из паспортно-визового управления МВД России, в этой ситуации на сегодняшний день находятся порядка 400 тысяч граждан бывшего СССР. По информации, полученной из наших независимых источников, эта цифра намного больше, порядка 3-4 миллионов россиян не могут в настоящее время получить паспорта, из-за того, что у них не было оформлена прописка на 92-й год.

Я еще кратко остановлюсь на 13-й статье старого закона о гражданстве. В соответствии с этой статьей гражданами России признаются все, кто постоянно проживал на территории России на этот день вне зависимости от наличия или отсутствия прописки. Главным является постоянное проживание. Закон связывает приобретение гражданства именно с постоянным проживанием, а не с пропиской, поскольку ее разрешительный режим был официально отменен еще до вступления в силу закона о гражданстве. Это было заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1991 года. Там указано, что все постановления Совета министров СССР и РСФСР, устанавливающие разрешительный режим прописки, при котором она является условием реализации прав граждан, являются недействительными с 1 января 1992 года, то есть еще до вступления в силу закона о гражданстве. Поэтому не имеет никакого значения, был человек прописан на этот день или нет. Главное, я повторяю, постоянное проживание. Если граждане бывшего СССР постоянно проживали на территории России на этот день и имеют соответствующие документы (например, работали, получали пенсию, дети учились, многие граждане участвовали в выборах, получали приватизационные чеки в 1992-1993 году), вот если у людей есть эти документы, то паспортная служба обязана обменять им паспорта. Если же паспортная служба отказывает в обмене паспортов, то целесообразно подать жалобу в суд и добиваться своего до последней судебной инстанции, до Верховного суда, поскольку он стоит на защите прав граждан. Потом уже взыскать с МВД и судебные расходы, и моральный вред, и все, что причитается по закону.

Марьяна Торочешникова: Заместитель начальника паспортно-визового управления ГУВД Москвы Юрий Мына не поддерживает ваш призыв, Евгений.

Юрий Мына: Я думаю, что необязательно сразу надо идти в суд, суд — это последняя инстанция. Есть органы, которые вправе рассмотреть и принять решение в соответствии с законом — наше паспортно-визовое управление. Пусть приходят к нам на прием, у нас есть грамотные, квалифицированные сотрудники, руководители, которые разберутся по каждому факту, по каждому случаю и примут соответствующее решение. Суд — это последняя инстанция, куда люди должны обращаться. Иногда люди по первому случаю бегут в суд, много можно привести примеров, когда человек, не изучив проблему, не изучив просьбу предоставления документов для подтверждения российского гражданства, бежит в суд, пишет жалобу, исковое заявление. Понимаете, нет смысла доводить все до суда. Лучше придти, разобраться. Если в паспортном столе не смогли разобраться, мы подскажем, что нужно будет сделать. У нас в управлении есть руководители, которые принимают граждан по вопросам гражданства, по вопросам регистрации граждан по месту проживания, по месту жительства, по вопросу документирования граждан. Понимаете, у нас есть дежурные руководители, которые выслушают, дадут четкие разъяснения (какой поднести документ и т.д.). На сегодня выдать бланк, паспорт гражданина РФ — это очень большая ответственность.

Марьяна Торочешникова: Такого мнение подполковника милиции Юрия Мына.

Евгений Бобров: Еще хотелось бы сказать о следующей проблеме. Федеральный закон о гражданстве по неизвестным основаниям не предоставил льготного порядка приобретения гражданства гражданам бывшего СССР, которые проживают на территории России уже несколько лет. В соответствии с этим законом и законом о правовом положении иностранных граждан эти люди должны сначала получить миграционную карту, затем через полгода обратиться за получением разрешения на временное проживание, получить это разрешение, прожить с ним три года, обратиться за получением вида на жительство, прожить с видом на жительство один год, и только потом они могут подать документы о приеме гражданства. Это я говорю о тех, кто прибыл в Россию после 1992 года. Собственно, не понятно, почему же эти люди должны по 4-5 лет ждать того момента, когда же они, наконец, смогут подать документы о приеме в гражданство. Ведь никто же не оспаривает, что они постоянно проживают на территории России уже несколько лет.

Марьяна Торочешникова: Маргарита Ефремовна, а как вы думаете, какая необходимость была заводить граждан с законом в такие узкие рамки?

Маргарита Петросян: Я не знаю кому это выгодно. Люди, которые писали этот закон, можно подумать, что они живут на Луне. Они написали закон, который, наверное, очень спокойно применялся бы в ситуации какой-то очень стабильной среднеевропейской страны, но он совершенно не учитывал ту огромную лунку, которая началась с распадом Советского Союза. И все эти перемещения, которые, естественно, не закончились до сих пор и будут продолжаться, наверное, значительное время. Я должна сказать, что наша дума вложила свою лепту. Но, вы знаете, мне это все напоминает один анекдот.

Два человека едут в машине и видят, что впереди дорога обрывается, и перед ними большая расщелина, один кричит: «Нам надо повернуть, нам надо поворачивать!» А второй говорит: «Ты за рулем, ты и поворачивай». То есть если у нас за рулем дума, что же говорить о том, что если они, принимая закон, не подумали о том, что закон должен быть четок, что закон должен быть обеспечен к моменту вступления в силу необходимыми подзаконными актами. Я считаю, что в таком совершенно ужасном положении, в которое попали некоторые категории людей, о которых мы говорили, в равной степени виноваты и законодательная власть, и исполнительная. Такое ощущение, что они думают, что людей можно заморозить или усыпить, и пусть они где-то в анабиозе существуют, пока закон не начнет действовать. А ведь жизнь идет.

Евгений Бобров: 31 декабря этого года истекает срок действия советских паспортов, а органы внутренних дел продолжают отказывать в замене советских паспортов на российские тем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживал в России на 1992 год, но не имел прописки. Статья 6-я Конституции запрещает лишения гражданства, и это общеизвестно. Пользуясь случаем, в очередной раз призываю руководство министерства внутренних дел и комиссию по вопросам гражданства самостоятельно решить эту искусственно-созданную проблему и не направлять ветеранов войны и труда, стариков, инвалидов в суды для защиты своих прав и поиска справедливости. Требуется только исполнить законодательство в отношении их в его буквальном толковании. Тем более что свою официальную позицию по этой проблеме уже высказал Верховный суд. Не нужно чинить им препятствия в подтверждении уже приобретенного гражданства, нужно немедленно выдать российские паспорта.