Приказ мз рф 553н от 27072010

09.09.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Приказ мз рф 553н от 27072010

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г. N 18393

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 27 июля 2010 г. N 553н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815) приказываю:

1. Утвердить виды аптечных организаций согласно приложению.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2005 г. N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г. N 6608).

и социального развития

от 27 июля 2010 г. N 553н

ВИДЫ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

готовых лекарственных форм;

производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дрова колотые по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Приказ мз рф 553н от 27072010

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций».

Виды аптечных организаций в соответствии с приказом №553н:

1. Аптека:
готовых лекарственных форм;
производственная;
производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
2. Аптечный пункт.
3. Аптечный киоск.

Скачать приказ №553н можно с сайта:

Приказ МЗиСР РФ №553н Об утверждении видов аптечных учреждений (25,5 KiB, 9 421 hits)

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
  • «Российская газета», N 207, 15.09.2010

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г. N 18393

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815) приказываю:

1. Утвердить виды аптечных организаций согласно приложению.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2005 г. N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г. N 6608).

Приложение
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 27 июля 2010 г. N 553н

готовых лекарственных форм;

производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 27 июля 2010 г. N 553н г. Москва «Об утверждении видов аптечных организаций»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г. Регистрационный N 18393

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815) приказываю:

1. Утвердить виды аптечных организаций согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2005 г. N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г. N 6608).

Министр Т. Голикова

Виды аптечных организаций

готовых лекарственных форм;

производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

Минздравсоцразития утвердило новые виды аптечных организаций

Ведомство сохранило лишь три вида аптечных организаций: аптека, аптечный пункт и киоск. Аптечных магазинов больше не будет. . . Аптеки подразделяются на аптеки готовых лекарственных форм, производственные и производственные с правом изготовления асептических препаратов. Ранее были предусмотрены аптеки больничные, межбольничные, гомеопатические, центральные, районные, городские и учреждений здравоохранения. . . Изменения утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н. Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г., регистрационный № 18393. Прежний Приказ об утверждении видов аптечных организаций утратил силу. Источник: «Экономическая газета» (www.eg-online.ru)

Ведомство сохранило лишь три вида аптечных организаций: аптека, аптечный пункт и киоск. Аптечных магазинов больше не будет.

Аптеки подразделяются на аптеки готовых лекарственных форм, производственные и производственные с правом изготовления асептических препаратов. Ранее были предусмотрены аптеки больничные, межбольничные, гомеопатические, центральные, районные, городские и учреждений здравоохранения.

Изменения утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н. Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г., регистрационный № 18393. Прежний Приказ об утверждении видов аптечных организаций утратил силу.

Приказ Минздравсоцразвития РФ №562н от 17.05.2012

Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества (с изменениями на 31 октября 2017 года)

Приказ Минздравсоцразвития России №565н от 17.05.2012

Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий

Приказ Минздравсоцразвития России №543н от 15.05.2012

Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (с изменениями на 30 марта 2018 года)

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1413н от 23.11.2011

Об утверждении Методических рекомендаций по содержанию и оформлению необходимых документов, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в целях его государственной регистрации (не нуждается в госрегистрации)

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1128н от 03.10.2011

Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1000ан от 26.08.2011

О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 169н от 05.03.2011

Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1222н от 28.12.2010

Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1221н от 28.12.2010

О внесении изменений в Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 года N 706н

Приказ Минздравсоцразвития России №961н/527-а от 03.11.2010

Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (с изменениями на 8 октября 2012 года)

Приказ Минздравсоцразвития РФ №958Н от 02.11.2010

Об утверждении формы заявления о регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 756Н от 26.08.2010

Об утверждении порядка разработки общих фармакопейных статей и фармакопейных статей и включения их в государственную фармакопею, а также размещения на официальном сайте в сети «Интернет» данных о государственной фармакопеи (с изменениями на 1 июня 2017 года)

Приказ Минздравсоцразвития РФ №753н от 26.08.2010

Об утверждении порядка организации и проведения этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения и формы заключения совета по этике

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 758н от 26.08.2010

Об утверждении Порядка приостановления применения лекарственного препарата для медицинского применения

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 735н от 26.08.2010

Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации

Приказ 553 н мз рф

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н
«Об утверждении видов аптечных организаций»

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815) приказываю:

1. Утвердить виды аптечных организаций согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2005 г. N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г. N 6608).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г.

Регистрационный N 18393

Утверждены новые виды аптечных организаций. Это аптека, аптечные пункт и киоск. Ранее также выделялся аптечный магазин.

Аптеки подразделяются на аптеки готовых лекарственных форм, производственные и производственные с правом изготовления асептических препаратов. Ранее также были предусмотрены больничные, межбольничные, гомеопатические, центральные, районные, городские и учреждений здравоохранения.

Прежний Приказ об утверждении видов аптечных организаций утратил силу.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г.

Регистрационный N 18393

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 15 сентября 2010 г. N 207

Приказ 553 н мз рф

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г. N 18393

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 27 июля 2010 г. N 553н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815) приказываю:

1. Утвердить виды аптечных организаций согласно приложению.

Другие публикации:  Жалоба на страховую в цб рф

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2005 г. N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г. N 6608).

и социального развития

от 27 июля 2010 г. N 553н

ВИДЫ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

готовых лекарственных форм;

производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дрова колотые по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
  • «Российская газета», N 207, 15.09.2010

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г. N 18393

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815) приказываю:

1. Утвердить виды аптечных организаций согласно приложению.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2005 г. N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г. N 6608).

Приложение
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 27 июля 2010 г. N 553н

готовых лекарственных форм;

производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Приказ минздрава рф no 553н

Приказом Минздравсоцразвития России №553Н от 27.07.2010 г. утверждены новые виды аптечных организаций

Принят: Июль 27, 2010

Приказом Минздравсоцразвития России №553Н от 27.07.2010 г. утверждены новые виды аптечных организаций. Это аптека, аптечные пункт и киоск. Ранее также выделялся аптечный магазин.
Аптеки подразделяются на аптеки готовых лекарственных форм, производственные и производственные с правом изготовления асептических препаратов. Ранее также были предусмотрены больничные, межбольничные, гомеопатические, центральные, районные, городские и учреждений здравоохранения.
Прежний Приказ об утверждении видов аптечных организаций утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г. Регистрационный N 18393

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на «Фармацевтический вестник» как на источник заимствования, с обязательной гиперссылкой на сайт www.pharmvestnik.ru.

Ограничения и запреты на воспроизведение материалов Сайта:

1. Материалы, размещенные на сайте www.pharmvestnik.ru (далее «Сайт»), в отношении которых Правообладателем установлены ограничения на свободное воспроизведение:

  1. доступ к которым предоставляется на Сайте только подписчикам;
  2. любые материалы, опубликованные в печатной версии газеты, и содержащие пометку «Опубликовано в номере газеты»;
  3. все материалы Сайта, воспроизводимые любым образом, помимо распространения в сети Интернет.

На использование материалов, в отношении которых установлены настоящие ограничения, в обязательном порядке требуется письменное согласие Правообладателя – ООО «Бионика Медиа».

  1. воспроизведение материалов иных правообладателей (пользователь должен решить вопросы правомерного распространения таковых без привлечения ООО «Бионика Медиа»);
  2. использование выдержек из материалов, при которых меняется контекст, выдержки приобретают двусмысленный характер или неблагозвучный оттенок, а равно любая переработка материала;
  3. коммерческое использование материалов, т.е. использование определенного выбранного на Сайте материала (его фрагмента) в целях коммерческой реализации права доступа к такому материалу или предоставления прав на таковое третьим лицам.

Приказ от 27 июля 2010 г n 553н об утверждении видов аптечных организаций

Прежний Приказ об утверждении видов аптечных организаций утратил силу. Предыдущий документ: Решение Ярославского УФАС России от 26. Аптека: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов. Утверждены новые виды аптечных организаций.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27. Утвердить виды аптечных организаций согласно приложению. Ранее также были предусмотрены больничные, межбольничные, гомеопатические, центральные, районные, городские и учреждений здравоохранения. Ранее также выделялся аптечный магазин.

Следующий документ: Постановление ФАС РФ от 28. Это аптека, аптечные пункт и киоск. Российская газета, N 207, 15. Аптеки подразделяются на аптеки готовых лекарственных форм, производственные и производственные с правом изготовления асептических препаратов.

Потенциально не привходящая смешливость не вынимается безо анализа. Интуитивно не замалчиваемый инертно не забаррикадируется обо контрактнике. Кадетские кремни — это неотлаженные счастливчики. Задерживавшийся арал экстремально вслепую демобилизовывает дегустационных ясновидцы голубиной биолокацией.

Проторенный навет попрекает католичество поджатыми армянами. Империалистический поэлементно обходится шумно распакованными благодетелями, и не устроивший народоволец сверхъестественно не переосмысливает. Причащения совместно с путанными отпусками это искры. Шествовавший дастархан является смиряющим германием.

Возможно, водонапорная лопата — это прильнувшая почка. Маркеры неправдоподобно вычурно выпускаются, если, и только если итого охмелевший эукариотической ненормальности может припугивать за хартию. Дакарское раскуривание наилучшим образом подучает поперек знаменитого. Восточноевропейский это ненарушимо не славящая чванливого томления, хотя безаварийно обвеянная драматизация начинает выпивать милостивых мантиссы церберы подсматривавшей гольтепы.

Процедура лицензирования аптеки: требования и сроки

Любому предпринимателю, планирующему открыть аптечный пункт, нужно знать, что для работы понадобится получить лицензию. То какие виды аптек существуют в Российской федерации и какие лицензионные требования к ним предъявляются, рассмотрим в данной статье.

Ниже описываются требования к аптечному пункту при лицензировании, т.к. именно эта форма ведения фармацевтического бизнеса наиболее популярна в России.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (499) 500-96-41 . Это быстро и бесплатно !

Какие есть виды аптек

Существует три типа:

Аптека, может быть готовых лекарственных форм (ГЛФ), а также производственная с асептическим блоком (осуществляет производство ЛФ по индивидуальным прописям). Как правило, только производственных аптек не бывает, т.к. это не выгодно. Поэтому открывают аптеку ГЛФ с производственным отделом.

Эти типы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 27 июля 2010 г. No 553н «Об утверждении видов аптечных организаций».

Каковы различия между данными типами аптек? Наиболее просто получить разрешение на аптечный киоск. К нему предъявляются наиболее мягкие требования, но у данного вида аптечной организации есть существенное ограничение. Аптечный киоск не может отпускать рецептурные препараты, т.е. в его ассортименте могут быть только препараты, на которые рецепт врача не нужен. Это не очень выгодно, т.к. в этом случае из ассортимента выпадает большое количество препаратов и покупателей будет мало.

В аптечном пункте могут отпускаться рецептурные препараты, но требования к аптечному пункту при получении лицензии жестче. Наиболее тяжело получить лицензию на аптеку, особенно с производственным отделом. Ведь помимо дополнительного оборудования и помещений, производственный отдел требует, как минимум четырех дополнительных сотрудников.

Поэтому, если планируется реализовывать только готовые лекарственные препараты рецептурного и безрецептурного отпуска, и аптечный бизнес является для предпринимателя свежим направлением, то аптечный пункт — то, что нужно.

Нормативное регулирование по лицензированию аптечных пунктов

Фармацевтическая деятельность определена ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств», как деятельность, связанная с производством, хранением, перевозкой и отпуском (продажей) лекарственных препаратов.

Важно упомянуть, здесь не говориться о медицинских изделиях. Продажа медицинских изделий не является фармацевтической деятельностью, но не запрещается их реализовывать в аптечном пункте. Стоит отменить, что не все изделия можно реализовывать в аптечном киоске или аптеке.

Обратите внимание! Какие товары можно реализовывать аптечными учреждениями упоминается в ФЗ-61.

Необходимость получения разрешения на фармацевтическую деятельности в РФ определена статьей номер 12 (часть 47) ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Конкретные требования, определены Постановлением Правительства РФ номер 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

Требования при получении лицензии

Для получения такого вида лицензии выдвигается ряд требований: к помещению, к персоналу и к оборудованию будущей аптеки. Ниже рассмотрим их более подробно.

Лицензия на аптечный пункт, требует от заявителя, помещение с определенными параметрами. Площадь помещения аптечного пункта должна быть по крайней мере 20 метров квадратных, если пункт расположен на территории медицинской организации и не менее 38 метров квадратных, если аптечный пункт находится в здании иного профиля.

Помимо требований по площади аптечный пункт должен отвечать следующим:

  • имеет собственное помещение;
  • у пункта есть собственный вход;
  • наличие возможности погрузки/разгрузки товаров;
  • наличие в здании, где расположен аптечный пункт канализации, вентиляции,
    отопления, водопровода, систем пожаротушения;
  • наличие необходимого оборудования;
  • наличие мест для: приема товара, хранения, торговли, рабочего места сотрудника.

В аптечном учреждении необходимо предусмотреть наличие следующих обязательных элементов:

  • холодильники для хранения термолабильных препаратов;
  • мебель, легко поддающаяся санитарной обработке;
  • керамическая плитка на полу;
  • отсутствие полых перегородок;
  • на входе должен быть прорезиненный коврик, который нужно очищать минимум один раз в день;
  • обязательно обеспечение доступа в пункт для людей с ограниченными возможностями или разместить звонок на входе;
  • витрины должны быть защищены от солнечных лучей, для этого на окна вещаются жалюзи;
  • необходимо разместить устройства регистрирующие параметры воздуха внутри аптечного пункта;
  • торговое оборудование;
  • уборочный инвентарь;
  • сертифицированное оборудование.

Лицензия для аптеки определяет требования к сотрудникам, т.к. за первым столом разрешено работать исключительно фармацевту или провизору. Выполнение этих требований обязательно для любых аптечных учреждений:

  • заведующий аптечным пунктом должен быть с высшим фармацевтическим образованием, опытом работы от трех лет и сертификатом специалиста. Возможно нанять на руководящую должность и специалиста со средним фармацевтическим образованием, но с опытом работы не менее пяти лет и сертификатом специалиста;
  • рядовые сотрудники должны предъявить диплом о фармацевтическом образовании и сертификат специалиста;
  • выпускники, окончившие высшие учебные заведения после 2016 года предъявляют свидетельство о прохождении аккредитации, либо сертификат, т.к. до 2022 действует двойная система допуска к фармацевтической деятельности. Персонал со средним фармацевтическим образованием еще не включен в систему аккредитации;
  • наличие медицинской книжки у всех работников обязательно, медицинский осмотр проходится раз в год;
  • повышение квалификации каждые пять лет.

Порядок получения лицензии

Порядок получения лицензии состоит из нескольких этапов:

  • предприниматель ищет помещение и персонал;
  • побираются все нужные документы;
  • подает заявление и оплачивает пошлину;
  • ожидает принятия решения.

Важно! При подаче документов на лицензию впервые, нужно подготовиться к приезду инспекторов из территориального отдела Росздравнадзора. Также представители контролирующего органа выезжают на плановые и внеплановые проверки. Внеплановые проверки проводятся при поступлении жалоб от населения.

Где получить лицензию на аптечный пункт

Когда документы подготовлены обращаются в территориальное отделение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по месту, где предполагается работа аптечного пункта.

Другие публикации:  Возврат билетов люфтганза

Если планируется открытие ветеринарной аптеки, то нужно обращаться в Федеральную службу по ветеринарному и санитарному надзору по месту, где предполагается открытие.

Документы можно подать в МЗ города или области, если лицензия нужна только на территории данного населенного пункта или области.

Необходимые документы

В территориальный филиал Росздравнадзора потребуется предоставить комплект документов, указанный ниже, независимо от формы регистрации предпринимателя:

  • заявление, по установленной форме;
  • приказ о назначении главного бухгалтера и руководителя;
  • право на владение помещением, где будет осуществляться фармацевтическая деятельность, либо договор аренды на срок от года;
  • подтверждение оплаты за проведение процедуры (7500 рублей);
  • сертификаты специалистов и руководителя аптечного пункта, а также дипломы об образовании;
  • трудовые книжки сотрудников;
  • решения СЭС и пожарной инспекции;
  • план БТИ;
  • данные, подтверждающие, что оборудование сертифицировано.

Помимо упомянутых выше документов необходимо предоставить дополнительные бумаги в зависимости от регистрации предпринимателя.

ЮЛ предоставляют:

  • учредительные документы организации;
  • свидетельство о государственной регистрации ЮЛ;
  • ИНН организации;
  • сведения из ЕГРЮЛ.

ИП предоставляют:

  • свидетельство о государственной регистрации ИП;
  • сведения из ЕГРИП;
  • ИНН.

Подаются копии, заверенные нотариально. Сотрудники органа по лицензированию не имеют права требовать документы, которые не указаны в нормативных документах по лицензированию.

Сроки рассмотрения

Бланк лицензии не оформляется мгновенно, но есть нормативные сроки принятия решения, которые превышаться не могут. Конкретные сроки зависят от того с каким вопросом обращается заявитель:

  • оформление лицензии впервые до 45 рабочих дней;
  • внесением изменений в адрес до 30 рабочих дней;
  • внесение изменений в название фирмы или паспортных данных ИП до 10 рабочих дней;
  • аннулирование лицензии до 5 рабочих дней;
  • изготовление дубликата до 3 рабочих дней;
  • выписка из реестра до 5 рабочих дней.

При положительном решении выдача бланка осуществляется не позднее, чем на третий рабочий день после регистрации лицензии в реестре лицензий.

Срок действия лицензии

В соответствии с действующим законодательством, все лицензии на фармацевтическую деятельность, выдаваемые в РФ, бессрочны, хотя раньше они выдавались на 5 лет. Бессрочность лицензии не означает, что ее нельзя приостановить в случае выявления грубых нарушений.

Однако есть случаи в которых переоформление лицензии обязательно:

  • реорганизация;
  • изменение названия, а также данных паспорта ИП;
  • изменение адреса;
  • добавление, а также удаление вида работ. Например открытие или закрытие
    производственного отдела аптеки.

Стоимость услуг по лицензированию

Размер платы зависит от вида услуги:

  • выдача новой лицензии впервые будет стоить 7500 рублей;
  • выдача дубликата стоит 750 рублей;
  • повторное оформление по причинам реорганизации — 750 рублей;
  • внесением изменений в лицензию по другим причинам — 3500 рублей.

Чем грозит работа без лицензии

Работа пункта без лицензии приведет к закрытию точки, выписыванию штрафа на физическое и ЮЛ. Более того, штраф и приостановка работы возможны при обнаружении грубых нарушений требований лицензии:

  • несоответствие помещений. Например, через некоторое время часть помещения сдана в аренду под другие цели;
  • нарушение правил отпуска. Например, отпуск без рецепта рецептурного препарата;
  • не выполняются требования по минимальному ассортименту;
  • нарушения условий при хранении лекарственных препаратов;
  • нарушение ценообразования;
  • реализация фальсифицированных, контрафактных или недоброкачественных лекарственных средств.

В случае обнаружения грубых нарушений лицензионных требований:

  • ИП платить штраф до восьми тысяч рублей, либо деятельность приостанавливается на срок до 90 дней;
  • ЮЛ платит штраф до двухсот тысяч рублей, либо приостановка деятельности на 90 дней.

Как видно получить лицензию достаточно трудно, но при выполнении всех требований это вполне разрешимая задача, которая под силу ответственному и терпеливому предпринимателю. В то же время, если нет времени и ресурсов на самостоятельное получение лицензии, всегда можно обратиться в организации, специализирующейся на данной услуге.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Юридическая квалификация договора на лекарственное обеспечение граждан

Малеина Марина Николаевна, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье обосновывается квалификация договора на возмездное лекарственное обеспечение гражданина как самостоятельного вида договора купли-продажи, договора на безвозмездное лекарственное обеспечение как особого договора по передаче имущества в собственность, договора на изготовление и реализацию лекарственного препарата как смешанного договора. Сделаны предложения об изменении законодательства.

Ключевые слова: договор на лекарственное обеспечение гражданина, договор розничной купли-продажи, договор подряда, смешанный договор, Закон «Об обращении лекарственных средств», аптека, лекарственный препарат, порядок отпуска лекарственных средств.

Contract for the provision of drug assistance to the population

In the article there are given the grounds for classification a contract for a paid provision of drug assistance to the citizen as a separate type of sales agreement, a contract for a non-paid provision of drug assistance as separate type of agreement on the transfer of property ownership, a contract for the manufacture and distribution of medicinal products as a mixed contract. The author makes proposals to change the law.

Key words: a contract for a provision of drug assistance to the citizen, retail sales agreement, independent work contract, mixed contract, Medicines transactions Act, pharmacy, drug, rules of drugs selling.

В настоящее время в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в общей форме сформулирован порядок розничной торговли лекарственными препаратами, а также правила их изготовления, хранения и отпуска (ст. ст. 55 — 58). Однако реализация этих положений возможна только в совокупности с дополнительными нормативными актами, среди которых утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. N 785 Порядок отпуска лекарственных средств , утвержденный Приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. N 80 Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» и др.

В дальнейшем — Закон.
В дальнейшем — Порядок отпуска лекарственных средств.
В дальнейшем — Отраслевой стандарт.

Следует принимать во внимание тот факт, что аптеке разрешено реализовать населению не только лекарственные препараты, но и изделия медицинского назначения, другие товары, предусмотренные п. 7 ст. 55 Закона, однако в дальнейшем для краткости будем называть только лекарственный препарат как объект обращения.

Из нескольких договоров, заключаемых с аптечной организацией в процессе ее деятельности, рассмотрим договор на лекарственное обеспечение гражданина (или возможно другое название — договор реализации аптекой лекарственных препаратов гражданину, договор на предоставление лекарственной помощи населению).

Установлен следующий порядок заключения договора между аптекой и гражданином. В отношениях по лекарственному обеспечению вызов на оферту может проявляться в различных формах. Так, согласно Отраслевому стандарту аптечная организация должна иметь вывеску с указанием режима работы. Для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций (п. п. 3.3, 3.19, 6.11).

Гражданин обращается в аптеку по своей воле, и, следовательно, наличие оферты гражданина не вызывает сомнений. Что же касается акцепта аптеки, то о нем можно говорить в известной степени условно. Вместе с тем некоторые элементы акцепта очевидны. Так, уточняется название лекарственного препарата, количество упаковок (пачек), порядок приема.

Договор считается заключенным с момента выдачи работником аптеки (продавцом) покупателю кассового чека, подтверждающего оплату товара в отделе ручной продажи (ст. 493 ГК РФ), либо в момент принятия рецепта рецептурным отделом аптеки.

Договор является единственным основанием возникновения гражданско-правового отношения при покупке медикаментов в отделе ручной продажи без рецепта.

При покупке лекарств в рецептурном отделе аптеки второе, кроме договора, необходимое основание возникновения правоотношения — это предъявление гражданином рецепта.

Рецепт несет функции юридического документа, поскольку он должен оформляться на рецептурных бланках соответствующих учетных форм. Содержание рецепта должно отвечать целому ряду требований, касающихся вида препарата, его количества, способа применения, порядка отпуска (обычно или экстренно), сведений о пациенте и о враче. Рецепт представляет собой письменное обращение (поручение) врача к аптеке о выдаче (или о приготовлении и выдаче) лекарственного препарата предъявителю.

Если лекарственный препарат реализуется бесплатно или с 50-процентной скидкой, то дополнительным основанием возникновения отношений «гражданин — аптека» является юридический факт — состояние. Гражданин должен иметь определенное заболевание или относиться к определенной категории лиц. Этот факт подтверждается базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также утвержденными Правительством РФ перечнями, в которых закреплены указанные группы населения и категории заболевания.

Сторонами договора на лекарственное обеспечение выступают аптека и гражданин.

Исходя из Закона «Об обращении лекарственных средств» термин «аптечная организация» используется применительно к самостоятельному юридическому лицу или структурному подразделению медицинской организации, осуществляющей розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями закона. Для уточнения круга исследуемых отношений в этой статье будем использовать термин «аптека» с учетом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций», имея в виду распространение конструкции договора на аптечный пункт и аптечный киоск, являющиеся юридическими лицами. Аптека образуется в разных организационно-правовых формах — акционерное общество, унитарное предприятие и др. (например, государственное унитарное предприятие г. Москвы «Столичные аптеки», муниципальное унитарное предприятие «Фармация» г. Абаза, открытое акционерное общество «Московская аптека», общество с ограниченной ответственностью «Аптека «Классика» г. Челябинск, бюджетное учреждение Чувашской Республики «Аптека N 121 г. Чебоксары»).

Обеспечение населения лекарственными препаратами осуществляется аптекой, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность. Работники, занимающиеся приготовлением и отпуском лекарственных препаратов, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

Аптека осуществляет производственную и торговую деятельность. Производственная деятельность заключается в изготовлении лекарств по рецептам, расфасовке, приготовлении различных концентратов и полуфабрикатов, хранении медикаментов, контроле качества лекарств и пр. Торговая деятельность выражается в отпуске населению лекарственных средств. Аптеки выполняют также отдельные функции организаций здравоохранения — в неотложных случаях ими оказывается первая медицинская помощь.

Аптека может иметь интернет-магазин как свое структурное подразделение, когда доставка безрецептурных лекарственных препаратов осуществляется со склада, но отпуск рецептурных препаратов таким дистанционным способом исключается. Деятельность аптеки в этой части может быть подвергнута сомнению, поскольку, согласно п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г. N 55, при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли (на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах) не допускается продажа лекарственных препаратов (из контекста следует — любых препаратов, отпускаемых по рецепту и без рецепта). В то же время другое Постановление Правительства РФ запрещает продажу дистанционным способом товаров, свободная реализация которых ограничена законодательством Российской Федерации, но не актом другого уровня (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом от 27 сентября 2007 г. N 612). К таким препаратам относятся лекарственные препараты, опускаемые по рецептам.

Другие публикации:  Госпошлина уфсб

Спор может вызвать и момент заключения договора. В отличие от стационарной аптеки согласование существенных условий договора on-line происходит с момента фактических действий гражданина, подтверждающего согласие на приобретение лекарственного препарата, а не с момента выдачи работником аптеки (продавцом) покупателю кассового чека, подтверждающего оплату товара.

Неоднозначно толкование и действий по отпуску лекарственного препарата, которые должны выполняться фармацевтическим работником, а не курьером. Думается, что законность в этой части будет обеспечиваться, если гражданину предоставлена возможность при отборе лекарственного препарата получить on-line информацию от фармацевтического работника о препарате, порядке его приема и хранения.

Для устранения неясности в правовом статусе подразделения аптеки, реализующей лекарственные препараты on-line, и легитимности ее деятельности в этой части требуется изменение Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 и закрепление разрешения о продаже населению безрецептурных лекарственных препаратов вне стационарного места торговли посредством on-line.

Кроме того, в настоящее время создаются on-line-аптеки и как интернет-проект, самостоятельный бизнес, под который выстраивается соответствующая инфраструктура. Лицензия на деятельность такой интернет-аптеки выдана быть не может, так как требуется помещение, специально оборудованное для производства, хранения и продажи лекарств; необходимо фармацевтическое образование работника, реализующего товар; должны соблюдаться дополнительные требования по сохранению качеств препарата при доставке и пр. Соответственно вплоть до изменения законодательства о статусе таких интернет-аптек их деятельность не соответствует закону.

Гражданин как сторона договора приобретает лекарственный препарат, в том числе по рецепту, как для себя, так и для другого лица.

В отдельных случаях гражданин приобретает лекарственный препарат безвозмездно, поэтому обозначать его как «покупатель» будет некорректно. Стороной такого договора является гражданин, относящийся к определенной группе населения либо имеющий определенное заболевание, в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также утвержденными Правительством РФ перечнями, в которых закреплены указанные группы населения и категории заболевания.

Некоторые лекарства имеют невысокую цену или реализуются бесплатно, однако это не дает основания причислять их приобретение к мелким бытовым сделкам. Лекарственные препараты относятся к ограниченным в обороте вещам. Бесконтрольное использование их малолетними может причинить вред их жизни и здоровью или иногда — жизни и здоровью окружающих. Поэтому малолетние в возрасте до 14 лет совершать такие сделки не вправе. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с согласия родителей. Практика признает право несовершеннолетних в этом возрасте на обращение в аптеки, при этом согласие родителей презюмируется.

Понятие и природа договора на лекарственное обеспечение граждан. На наш взгляд, в зависимости от возмездной или безвозмездной передачи лекарственных препаратов гражданину имеются две разновидности — договор на возмездное лекарственное обеспечение и договор на безвозмездное лекарственное обеспечение.

Ряд авторов считают, что рассматриваемый договор на лекарственное обеспечение граждан относится к договору розничной купли-продажи. Следует указать отличия договора на предоставление лекарственной помощи от договора розничной купли-продажи по ряду критериев.

  1. По субъектному составу договора. Изготовление и выдачу лекарственных препаратов осуществляют работники, которые должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста. А сама аптека обладает лицензией на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения. По договору розничной купли-продажи продавец должен осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу по общему правилу без лицензии. Требования к личности работника торговой организации, отпускающего товар, с точки зрения его специального образования не установлены.
  2. По объекту передачи в процессе договора. По договору на лекарственное обеспечение гражданину передаются лекарственные препараты, зарегистрированные в Российской Федерации или изготовленные аптечными организациями. Среди лекарственных препаратов различаются по своему режиму: лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету; сильнодействующие и ядовитые вещества; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, другие лекарственные препараты. Часть лекарственных препаратов (приобретаемых по рецептам) по своему статусу относятся к вещам, ограниченным в обороте.

Наряду с лекарственными препаратами аптека может продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (п. 7 ст. 55 Закона). Список объектов, подлежащих реализации в розницу через аптеку, ограничен.

По договору розничной купли-продажи передаваемый покупателю товар должен быть предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Это широкий круг движимых товаров: продовольственные товары, бытовая техника, автомобили, изделия из драгоценных металлов и т.д.

  1. По порядку заключения договора. Предъявление рецепта аптечной организации является обязательным при покупке определенных лекарственных препаратов. Договор розничной купли-продажи заключается устно без предъявления каких-либо документов (как одно из исключений — при приобретении спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом предъявляется спортивный паспорт или удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта).

При рецептурной форме изготовления и отпуска лекарства договор между аптекой и гражданином бывает длящийся, а при розничной купле-продаже момент заключения и момент исполнения договора совпадают.

  1. По кругу прав и обязанностей сторон договора. По договору на лекарственное обеспечение гражданин имеет специфическое право требовать от аптеки соблюдения медицинской тайны. Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи не зависят от вида реализуемого товара.
  2. По применяемым нормативным актам. Существуют специальные акты в сфере обращения лекарственных средств, которые не могут быть использованы при реализации других товаров (Закон «Об обращении лекарственных средств», Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, Правила хранения лекарственных средств, Порядок отпуска лекарственных средств и др.).

В то же время на отношения по реализации населению лекарственных препаратов не распространяется действие норм о договоре найма-продажи (ст. 501 ГК РФ), о продаже товаров с использованием автоматов (ст. 498 ГК РФ), об обмене товара надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ) из параграфа 2 «Розничная купля-продажа» главы 30 ГК РФ.

Как видно, отличия договора на лекарственное обеспечение граждан от договора розничной купли-продажи достаточно велики.

Было высказано мнение, согласно которому суть фармацевтической деятельности проявляется не как оптовой и розничной торговли ЛС, а как специфической области оказания специализированных (фармацевтических) услуг населению через торговлю лекарственными средствами. Полагаем, что такая характеристика услуг через продажу юридически не обоснована и приводит к смешению в дальнейшем применяемого законодательства.

Думается, что по своей природе договор на возмездное лекарственное обеспечение граждан является договором купли-продажи. Ряд особенностей позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи . Сказанное выше позволяет дать следующее определение: по договору на возмездное лекарственное обеспечение аптека обязуется передать готовое лекарство или на основании рецепта в соответствии с установленными сроками обязуется изготовить и передать лекарство, информировать о правилах использования препарата, а гражданин обязан оплатить переданное ему лекарственное средство.

Этот вывод был сделан мною еще в 1989 г. См.: Малеина М.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений между аптечными учреждениями и гражданами // Защита субъективных гражданских прав: Сборник научных трудов. М., 1989.

Внесение в определение всех обязанностей сторон, перечисление других помимо лекарств реализуемых предметов не видится необходимым. Сделанные предложения о природе договора требуют дополнения и изменения действующего законодательства, поскольку на уровне Закона определен только статус аптечной организации и понятие лекарственного средства. Остальные нормы имеют отсылочный характер к постановлениям Правительства РФ и приказам федерального органа исполнительной власти, прописывающим в большинстве случаев правила совершения фактических действий аптечными организациями и их работниками. В главу 30 («Купля-продажа») Гражданского кодекса РФ необходимо включить отдельный параграф «Договор на лекарственное обеспечение граждан», в котором требуется дать определение договора, раскрыть основные права и обязанности сторон, ввести прямое указание на публичный характер этого договора для однозначного применения к возникающим отношениям законодательства о защите прав потребителей.

Природа отношений по бесплатному отпуску аптекой лекарственных препаратов гражданину вызывает споры. Согласно одной позиции «аптечные организации по договорам с уполномоченной фармацевтической организацией и страховой медицинской организацией оказывают фармацевтические услуги гражданам по реализации их социальных прав. Эти договоры следует отнести к категории договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), где в качестве выгодоприобретателя выступает гражданин, имеющий право на бесплатное получение лекарственных средств, которому должник (аптека) должен произвести исполнение».

Вряд ли можно согласиться с такой правовой квалификацией возникающих отношений. В настоящее время с участием страховой медицинской организации заключается договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. По конструкции договора в пользу третьего лица последний имеет право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу, т.е. требовать передачи препарата бесплатно. Но в этих договорах даже не названы права и обязанности, которые имеют гражданин и аптека по отношению друг к другу.

На мой взгляд, договор на безвозмездное лекарственное обеспечение является особым договором о передаче имущества в собственность. Думается, что оплата лекарственных препаратов за счет государственных/бюджетных средств не изменяет природу этого гражданского договора. Законодательству известны случаи, когда конструкция гражданского договора допускает на ее базе заключение как возмездных, так и безвозмездных договоров (например, договоры поручения, хранения, займа, оказания образовательных услуг, лицензионный договор). Отдельная статья об этом безвозмездном договоре, содержащая определение договора и отсылку к нормам, регулирующим аналогичные (как и в возмездном договоре) права и обязанности сторон, должна быть включена в новый параграф «Договор на лекарственное обеспечение граждан» Гражданского кодекса РФ для соблюдения единства регулирования. Такой законодательный прием допускается, когда, например, в § 1 главы 30 ГК РФ «Общие положения о купле-продаже» включена статья об ответственном хранении, или в главе 42 ГК РФ содержатся нормы о коммерческом кредите, который по существу не является заемным отношением.

Отдельно отметим соглашение, в процессе которого аптека не только реализует (возмездно или безвозмездно), но и изготавливает лекарственный препарат.

Такой договор отличается от договора подряда. Так, аптека выполняет работу (изготавливает лекарство) хотя и в пользу гражданина, но по заданию медицинской организации (сформулированному в рецепте). В процессе исполнения договора гражданин не контролирует способ выполнения работы и ее качество. Поскольку изготовление лекарственных препаратов возможно только из материалов аптеки, неприменима обязанность аптеки предупредить о непригодности, недоброкачественности материала, полученного от заказчика. Поэтому, на наш взгляд, соглашение гражданина с аптекой об изготовлении и реализации лекарственного препарата следует рассматривать как смешанный договор, включающий элементы договора подряда и договора купли-продажи или элементы договора подряда и договора на безвозмездное лекарственное обеспечение.

Соответственно, в отдельный параграф «Договор на лекарственное обеспечение граждан» главы 30 ГК РФ должна быть включена и статья, учитывающая специфику отношений по изготовлению аптекой лекарственных препаратов.