Учебное пособие медицины

20.01.2018 Выкл. Автор admin

Год публикации: 2003

Библиографическая ссылка:: Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов). Т.1. — Псков: 2003. — 304 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Авторы книги — преподаватели кафедры охраны здоровья детей Псковского педагогического института: доктор медицинских наук Артюнина Галина Петровна, доктор медицинских наук Игнатькова Светлана Александровна и председатель Псковского областного комитета здравоохранения кандидат медицинских наук Гончар Николай Тимофеевич. В книге рассматриваются теоретические вопросы здоровья, болезни, предболезни, здорового образа жизни. Особое внимание уделено ознакомлению будущих педагогов с правами пациентов в области здравоохранения на основе действующего законодательства. Книга содержит пропедевтический курс по инфекционным и неинфекционным болезням (болезням цивилизации), неотложной помощи и уходу за больными на дому. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов, а также учителями школ при подготовке занятий с учащимися.

Учебное пособие медицины

  • Книги
  • Здравоохранение. Медицинские науки
  • 58 Прикладные отрасли медицины

Судебная медицина. Учебное пособие

Библиографическая запись

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Иванова М.А.

Год издания: 2018

Автор: Толкаченко А.А., Эриашвили Н.Д., Кеворкова Ж.А., Бобошко В.И., Суглобов А.Е., Бородин В.А., Харабет К.В., Карпова В.В., Арабян К.К., Виноградова М.М.

Год издания: 2017

Издательство: Российский государственный университет правосудия

Автор: Гаврюшенко П.И., Калашников В.В., Корякин В.М., Лужин К.Н., Харитонов С.С.

Год издания: 2017

Автор: Дмитриева Т.Б., Сулимовская Е.И., Дворянчиков Н.В., Булыгина В.Г., Иванюшкин А.Я., Вандыш-Бубко В.В., Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Ткаченко А.А., Березанцев А.Ю., Кекелидзе З.И., Качаева М.А., Дозорц.

Год издания: 2016

Издательство: Северо-Кавказский федеральный университет

Основы медицинских знаний (учебное пособие): К.Э. Зборовский

Основы медицинских знаний: Учеб. пособие / Сост. К.Э. Зборовский.- Мн.: БГУ, 2002.- 178 с.

В основе курса находятся воззрения современной научной медицины на причины, механизмы развития, способы диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний, поражающих население в настоящее время и определяющих основное бремя социальных последствий болезней и травм.

Курс предполагает, что студенты овладели основами биологии, анатомии и физиологии, вошедшими в программы средней школы.

Курс ставит своей задачей повторить некоторые положения и акцентировать внимание на болезнях и осложнениях, приводящих к устойчивым дефектам здоровья, которые не подвластны современной медицине, но в тоже время ограничивают жизнедеятельность человека, приводят к социальной недостаточности и требуют социальных мер по их компенсации на основе интеграции человека в социальную среду, обеспечения его экономической независимости, необходимого качества жизни.

Предполагается, что медицинские знания в социальной работе с практически здоровыми людьми с такими контингентами как пожилые люди, переселенцы, бомжи, дети-сироты, одинокие, вернувшиеся из мест лишения свободы и т.д. необходимы на уровне доврачебной помощи и понимания заключений медицинских работников по вопросам, касающихся их здоровья.

Издательство «Владос»
Серия «Учебное пособие для студентов медицинских училищ»

  • Все игрушки
  • Детское творчество
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Детское творчество»
    • Все товары раздела
    • Витражная роспись
    • Гравюры
    • Другие виды творчества
    • Конструирование из бумаги и другого материала
    • Лепка
    • Наборы для рукоделия
    • Наклейки детские
    • Панч-дыроколы фигурные
    • Работаем с воском, гелем, мылом
    • Работаем с гипсом
    • Работаем с деревом
    • Скрапбук
    • Сопутствующие товары для детского творчества
    • Творческие наборы для раскрашивания
    • Фрески
  • Игры и Игрушки
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
    • Все товары раздела
    • Все для праздника
    • Головоломки
    • Детские сувениры
    • Детские часы
    • Другие виды игрушек
    • Игрушки для самых маленьких
    • Игры для активного отдыха
    • Игры с мишенью
    • Книжки-игрушки
    • Конструкторы
    • Куклы и аксессуары для кукол
    • Кукольный театр
    • Магнитные буквы, цифры, игры
    • Машинки и Транспорт
    • Музыкальные инструменты
    • Мягкие игрушки
    • Наборы для тематических игр
    • Настольные игры
    • Научные игры для детей
    • Пазлы
    • Роботы и трансформеры
    • Ростомеры
    • Сборные модели
    • Фигурки
    • Электронные игры
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все CD/DVD
  • Аудио
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Аудио»
    • Все товары раздела
    • Аудиокниги
    • Музыка
    • Религия
  • Видео
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Видео»
    • Все товары раздела
    • Документальные фильмы
    • Концерты. Постановки. Мюзиклы. Видеоклипы
    • Мультфильмы
    • Познавательные фильмы
    • Художественные фильмы
    • Эротика
    • Юмор
  • Софт
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Софт»
    • Все товары раздела
    • Игры
    • Иностранные языки
    • Мультимедиа для школьников и студентов
    • Программное обеспечение и обучение работе на ПК
    • Руководства, справочники и энциклопедии
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Весь клуб
  • Журнал
    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт. Сейчас
    • Детский навигатор
    • Новости Лабиринта
    • Книжные обзоры
    • Рецензии читателей
    • Рекомендации
    • Литературные журналы
  • Скидки и подарки
    • Назад в «Клуб»
    • Акции
    • Бонус за рецензию
  • Только у нас
    • Назад в «Клуб»
    • Главные книги
    • Подарочные сертификаты
    • Эксклюзивы
    • Книги с автографом
    • Предзаказы
  • Развлечения
    • Назад в «Клуб»
    • Литтесты
    • Конкурсы
  • Лабиринт — всем
    • Назад в «Клуб»
    • Партнерство
    • Благотворительность
  • Лабиринт для iOS
  • Лабиринт для Android

  • Перейти к отложенным
  • Убрать из отложенных

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Учебные издания

  • Издательская деятельность
  • Издания по годам
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999

Наночастицы в медицине и биотехнологии: Учебное пособие

Ситникова В.Е., Успенская М.В., Олехнович Р.О. Наночастицы в медицине и биотехнологии: Учебное пособие — Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2018. — 164 с. — экз.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлениям 19.04.01 «Биотехнология» и содержит сведения способах получения, свойствах и применении в медицине и биотехнологии наночастиц и наноматериалов.

Рекомендовано к использованию в Университете ИТМО по направлениям подготовки 19.04.01 «Биотехнология» в качестве учебного пособия для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования магистратуры.

Название : Наночастицы в медицине и биотехнологии: Учебное пособие Скачать PDF (6277.52 Кб)

Спортивная медицина: учебное пособие

Глава 1. Общая патология

1.1. Понятие о здоровье и норме

Здоровье – это очень сложное и многомерное понятие. Оно включает не только медицинские, биологические и психологические компоненты, но и социальные, экономические и экологические составляющие.

Другие публикации:  Как оформить сниппет

В настоящее время не существует общепризнанного варианта определения состояния здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«Здоровье – это психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания» (Бундзен П. В., Дибнер Р. Д., 1994). Функциональный резерв – это запас функциональных возможностей, который постоянно расходуется на поддержание равновесия между организмом и окружающей средой.

Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР предложено следующее определение здоровья: «Здоровье – это отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» (Сердюковская Г. Н., 1979).

В основе состояния здоровья лежит способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, к физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Высокая приспособляемость организма к изменениям внешней среды необходима спортсменам при тренировках и участии в соревнованиях.

Адаптация – это приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюционного развития. Адаптация имеет наследственную природу.

Норма – это динамическое состояние, в рамках которого среднестатистические колебания психофизиологических, биохимических, генетических и других параметров организма способны удерживать живую систему в пределах своего морфофункционального оптимума, обеспечивая организму адекватные окружающей среде и эндогенным условиям реакции (Баевский Р. М. с соавт., 1996). Нормальные структуры и функции организма следует рассматривать как основу общей неспецифической резистентности.

Норма – это термин, очень близкий к понятию «здоровье», но не исчерпывающий его полностью. Норма – это ситуационный оптимум. Медицинский подход трактует норму как относительную категорию. Нормально не то, что стандартно, а то, что оптимально для индивида в определенный момент, в конкретной ситуации.

Например, ЧСС меньше ниже 60 ударов в минуту (брадикардия) в состоянии покоя с одной стороны может являться заболеванием, а с другой стороны может быть проявлением экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы спортсменов в состоянии покоя.

1.2. Понятие о предболезни

Граница между здоровьем и болезнью может быть не всегда четкой. Переход от здоровья к болезни часто происходит незаметно. Особенно часто это может наблюдаться у спортсменов, так как компенсаторные возможности тренированного организма очень велики.

Предболезнь – это состояние организма на грани здоровья и болезни. Это период в жизнедеятельности организма, возникший под действием ряда патогенных факторов, характеризующийся снижением его адаптационных возможностей при сохранении постоянства внутренней среды. Оценка данного состояния очень сложна, так как конкретное заболевание еще не развилось, но равновесие между организмом и средой уже нарушено.

Предболезнь – это ни болезнь, ни здоровье. Важнейшим признаком предболезни является снижение приспособляемости.

Для выявления снижения приспособительных возможностей проводят функциональные пробы, когда организм искусственно ставится в условия, в которых он вынужден проявлять повышенную способность к функционированию.

Предболезнь – это состояние повышенной или пониженной функции какой-либо системы организма в течение определенного периода.

Предболезнь предусматривает два исхода:

– возврат к здоровью;

– переход к болезни.

Любой стресс вызывает реакцию напряжения регуляторных систем, мобилизацию функциональных резервов, и это происходит постоянно. На одно и то же воздействие напряжение регуляторных систем у одних людей находится в умеренных пределах (рабочий уровень функционального напряжения), у других – напряжение может быть резко выраженным.

Предболезнь характеризуется перенапряжением приспособительных механизмов организма в связи с действием на него повреждающих факторов.

Поддержание достаточных адаптационных (приспособительных) возможностей организма, т. е. обеспечение здоровья, находится в прямой зависимости от функциональных резервов организма, от его способности мобилизовать эти резервы для поддержания и сохранения гомеостаза в изменяющихся условиях окружающей среды.

К предболезни относятся донозологические состояния и преморбидные состояния.

Термин «донозологические состояния» впервые был предложен Р. М. Баевским и В. П. Казначеевым в 1979 г.

Развитие учения о донозологических состояниях связано с космической медициной, в которой медицинский контроль за состоянием здоровья космонавта ориентировался на способность организма адаптироваться к новым, необычным условиям окружающей среды. Прогнозирование возможных изменений функционального состояния в космическом полете основывалось на оценке степени напряжения регуляторных систем организма (Баевский Р. М., 1972).

Классификация функциональных состояний организма (Р. М. Баевский с соавт.,1996):

1 класс – норма – это функциональные состояния с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма. Это состояние оптимального или минимального напряжения систем регуляции, характерное для удовлетворительной адаптации организма к условиям окружающей среды.

2 класс – донозологические состояния – это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходованию функциональных резервов организма. Данные состояния проявляются мобилизацией защитноприспособительных механизмов, в том числе повышением активности симпатической нервной системы. Характерной особенностью донозологических состояний является наличие повышенного напряжения механизмов адаптации. Выделяют три стадии функционального напряжения: умеренного, выраженного и резко выраженного напряжения. При донозологических состояниях наблюдаемые изменения физиологических показателей, как правило, не выходят за пределы так называемой клинической нормы.

3 класс – преморбидные состояния – это состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде двух стадий:

1-я – с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечнососудистой системы;

2-я – с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболеваний может быть невыраженным или оно находиться в начальной фазе и имеет компенсаторный характер.

Особенностью функциональных состояний этого класса является то, что они развиваются на фоне перенапряжения регуляторных механизмов. Данные состояния проявляются недостаточными защитно-приспособительными механизмами и неспособностью их обеспечить оптимальную, адекватную реакцию организма на воздействие различных факторов окружающей среды.

4 класс – срыв адаптации – это состояния с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. Данные состояния проявляются истощением (астенизацией) регуляторных механизмов. В этих состояниях, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.

В отечественной медицине последних десятилетий большое внимание уделяется так называемым переходным или предпатологическим (донозологическим) состояниям (предболезнь). С позиций общей патологии они характеризуются снижением устойчивости к патологическим воздействиям, снижением диапазона адаптивности вследствие переутомления и ослабления защитных механизмов.

Другие публикации:  Приказ по предприятию на приобретение автомобиля

Вот поэтому нерационально интенсивные тренировки способствуют развитию предпатологии, повышают риск возникновения инфекционных и других заболеваний.

Необходимо знать, что переход от здоровья к болезни очень часто происходит незаметно. Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния, и болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам или когда снижены его приспособительные функции. И в первую очередь это относится к спортсменам, у которых на фоне данных нагрузок наблюдается снижение адаптации и возможно возникновение изменений, нередко переходящих в болезнь или приводящих к травмам опорно-двигательного аппарата.

1.3. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения (Р. М. Баевский)

Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения была предложена Р. М. Баевским в 1987 году. Адаптационный потенциал системы кровообращения является одним из эффективных критериев уровня здоровья.

Адаптационный потенциал характеризует уровень функционирования и степень приспособления системы кровообращения к условиям окружающей среды. Адаптационный потенциал системы кровообращения – это потенциальная способность обеспечить уравновешивание со средой, способность мобилизовать функциональные резервы при определенной степени напряжения регуляторных механизмов.

Сердечно-сосудистая система, как чувствительный индикатор адаптационных реакций целостного организма, первой реагирует на все колебания условий внешней среды, является регулятором внутренней среды организма, поддерживая гомеостаз его органов и систем путем их адекватного кровоснабжения.

Адаптационный потенциал системы кровообращения определяется с помощью формулы, предложенной Р. М. Баевским.

АП – это условная, выраженная в баллах, количественная величина, математически связанная с конкретными физиологическими показателями, отражающими состояние различных адаптационных и гомеостатических механизмов. Формулу для определения адаптационного потенциала системы кровообращения Баевский Р. М. рассматривал как математическую модель функционального состояния организма. Модель характеризует связь между миокардиально-гемодинамическим (ЧП, САД и ДАД) и структурно-метаболическим (рост и масса тела) гомеостатами. При этом показатель «возраст» играет роль элемента обратной связи между этими двумя элементами модели. Каждый из элементов модели подвержен влиянию факторов внешней среды.

АП – адаптационный потенциал;

ЧП – частота пульса (уд/мин);

САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

ДАД – диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

МТ – масса тела (кг);

Оценка адаптационного потенциала, дает возможность разделить занимающихся физической культурой на 4 группы с различным уровнем двигательного режима.

Значения АП находятся в пределах от 1,5 до 4,5 условных баллов. Их оценка позволяет выделить 4 группы лиц, требующих различных уровней двигательного режима:

1- я группа АП 3,60

1-я группа характеризуется высокими или достаточными функциональными возможностями организма, с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Рекомендуется режим физических нагрузок без ограничений, каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике не требуется;

2-я группа – лица с функциональным напряжением, с повышенной активацией механизмов адаптации. Эти лица нуждаются в мероприятиях по снижению стрессового действия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усиление саморегуляции организма. Это категория практически здоровых лиц. Режим физических нагрузок должен выполняться в данной группе в строгом соответствии с программой, предусмотренной для данной возрастной группы;

3-я группа – лица со снижением функциональных возможностей организма, с неудовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Эти лица нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях для повышения защитных свойств организма, усиления его компенсаторных возможностей. В данной группе требуется ограничение двигательного режима;

4-я группа – лица с резким снижением функциональных возможностей организма, с явлениями срыва механизмов адаптации. Часто у этих лиц имеются отдельные симптомы заболеваний. Применительно к ним требуются не только профилактические, но и лечебные мероприятия. Здесь могут быть рекомендованы лишь занятия лечебной физкультурой по назначению врача.

Это по существу четыре «диагноза здоровья» – оценки его качества. Каждый из последующих уровней адаптации содержит в себе все более значительный риск потери трудоспособности, развития явной, клинически диагностируемой патологии.

Адаптационный потенциал системы кровообращения также используется для динамического контроля за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой, и оптимизации двигательных режимов. При низких значениях АП дозирование физических нагрузок может проводиться на основании индивидуальных спортивных качеств, при высоких значениях АП необходимо учитывать колебания функционального состояния организма (Р. М. Баевский, 1987).

1.4. Понятие о болезни

Болезнь – термин «болезнь» применяется для обозначения:

– заболевания отдельного человека,

– понятия о болезни как нозологической единице

– обобщенного понятия о болезни как биологическом и социальном явлении.

Представление о болезни связано с качественно отличающейся от здоровья формой существования организма.

Болезни инфекционные – это болезни, которые вызываются попадающими в организм и размножающимися в нем болезнетворными микроорганизмами и вирусами.

Состояние здоровья и болезни – это две различные неразрывно связанные между собой формы проявления жизни. Эти формы существования находятся в тесном динамическом единстве. На протяжении индивидуальной жизни человека они могут неоднократно сменять друг друга. Болезнь – это состояние, противоположное здоровью.

Болезнь – это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды. Это качественно-новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящий к снижению приспособляемости организма к непрерывно-меняющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности (Адо А. Д., Новицкий В. В., 2010).

Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Нозология – это общее учение о болезни.

Понятие болезнь включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс, патологическое состояние.

Патологическая реакция – это неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей. Патологическая реакция – это кратковременная, неадекватная реакция организма на какое-либо воздействие. Например, повышение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, появление аллергической реакции на пищевые продукты. В клинике понятию патологическая реакция чаще всего соответствует термин симптом.

Патологический процесс – это закономерно развивающаяся в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора. Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными причинными факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя при этом свои отличительные черты. В клинике понятию патологический процесс чаще всего соответствует термин синдром. Патологический процесс – это сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющийся в виде морфологических, метаболических и функциональных нарушений. Типовые патологические процессы – это воспаление, лихорадка, опухолевый рост и т. д. Патологический процесс лежит в основе болезни.

Другие публикации:  Расчет пенсия мвд с 1 октября 2018 года

Патологическое состояние – это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма. Патологическое состояние – это медленно текущий патологический процесс.

1.4.1. Классификация болезней

Классификации болезней – это система распределения болезней по классам на основе определенных критериев.

1) По причине возникновения болезни выделяют:

2) По основной локализация болезни выделяют:

Учебное пособие медицины

Рекомендовано Советом по психолого-педагогическому обеспечению непрерывного медицинского образования и повышению квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических учебных заведений РФ в качестве учебного пособия для подготовки аспирантов и соискателей ученой степени кандидата медицинских наук

Рецензенты: Д.Ф. Хритинин, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук; М.С. Дианкина, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет».

Современная высшая медицинская школа придает исключительное значение подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру и соискательство. Вместе с тем, не все диссертанты выполняют исследования в установленные сроки обучения, что свидетельствует об отсутствии у них достаточных знаний о методике выполнения медицинской диссертации, ее структуре и оформлении. Последствиями методологической неподготовленности диссертантов становятся как неудачный выбор темы исследования, трудности в проведении экспериментальных или клинических испытаний, так и недостаточный уровень доказательности полученных результатов.

Настоящее издание представляет комплексный подход в организации педагогического процесса подготовки преподавателя высшей медицинской школы к научной работе.

Целью организации педагогического процесса является оказание методической помощи преподавателям при выполнении исследования, способствующей повышению эффективности подготовки кандидатских диссертаций по медицинским специальностям. Эта цель достигается путем организации при кафедрах педагогики курса «Основы подготовки медицинской диссертации», в результате освоения которого слушатели приобретают необходимые знания, умения и практические навыки в выполнении собственного исследования, способствующие сокращению периода работы над диссертацией, повышению значимости полученных результатов и их востребованности в здравоохранении.

Для организации педагогического процесса подготовки преподавателя к научной работе автором сформирована программа и разработан учебный план, составлены методические рекомендации, издано учебное пособие и организован спецкурс. В результате выполненных мероприятий кафедрам педагогики медицинских вузов предоставляется педагогическая технология на основе модульного построения содержания обучения, включающая полное комплексное методическое обеспечение по организации и чтению спецкурса, позволяющего проводить мониторинг знаний, практических навыков и умений аспирантов и преподавателей – соискателей ученой степени кандидата медицинских наук на период выполнения диссертации.

При разработке курса были учтены традиционные подходы и современные тенденции в организации научной работы. Обобщены разработки российских науковедов, известных ученых-медиков и клиницистов с 1940 г. по настоящее время и дополнены научными публикациями составителя. Программа обучения рассчитана на 72 аудиторных часа, состоит из 14 тем, включающих лекции, семинары, практические занятия, лабораторные практикумы. Итоговый контроль – квалификационный экзамен. Документ о прохождении курса – удостоверение о повышении квалификации.

Учебное пособие ориентировано на организацию аудиторного спецкурса, что является главным отличием от изданных пособий, направленных на самостоятельное изучение методологии выполнения медицинской диссертации, влекущее разную степень усвоения и возможное недопонимание изучаемого материала.

Содержание учебного пособия

1. Компетентностный подход в подготовке педагога медицинского вуза к научной деятельности

1.1. Категория компетентности в организации учебного процесса

1.2. Оценка качества подготовки педагога к научной работе

1.3. Основные компетенции: учебная, исследовательская, коммуникативная

2. Характеристика научного исследования

2.1. Понятие «научное исследование»

2.2. Объект и предмет науки

2.3. Задачи медицинской науки

2.4. Особенности научного исследования в области медицины

3. Основные этапы подготовки научной работы

3.1. Характеристика циклов подготовки научной работы

3.2. Содержание циклов подготовки работы

3.3. Язык и стиль научной работы

3.4. Разновидности научных работ

4. Требования к кандидатской диссертации как квалификационной работе

4.1. Сущность понятия «диссертация»

4.2. Критерии соответствия научной работы кандидатской диссертации

5. Понятие о структуре медицинской диссертации и автореферате

5.1. Этапы работы над диссертацией

5.2. Общая характеристика структуры медицинской диссертации

5.3. Назначение автореферата

6. Паспорта и номенклатура научных специальностей

6.1. Понятие о номенклатуре научных специальностей

6.2. Характеристика паспортов научных специальностей: медицинские,

биологические, психологические, фармацевтические науки

7. Методы выполнения научных исследований, применяемые в медицине

7.1. Значение методов в научном исследовании

7.2. Общенаучные подходы к применению методов

7.3. Исторический метод

7.4. Метод натурного наблюдения

7.5. Экспериментальный метод

7.6. Социологический метод

7.7. Статистический метод

7.8. Логический метод

8. Выбор и утверждение темы диссертации

8.1. Типы диссертационных исследований

8.2. Приоритетные направления в медицинской науке

8.3. Характеристика аннотации к теме диссертации

8.4. Сопоставительный анализ аннотации с разделами «Введение» в диссертации и «Общая характеристика работы» в автореферате

8.5. Оформление документов, подготовка к выступлению и процедура утверждения темы диссертации

9. Планирование и выполнение разделов диссертации

9.1. Этапы научного исследования и последовательность их выполнения

9.2. Составление рабочего плана выполнения диссертации

9.3. Планирование и выполнение экспериментального раздела диссертации

9.4. Планирование и выполнение клинической части диссертации

9.5. Планирование и выполнение главы «Материал и методы исследования»

10. Технология завершающей научной обработки материалов исследования

10.1. Основные элементы и содержание завершающей научной обработки

10.2. Методика подготовки раздела «Собственные исследования»

10.3. Методика написания главы «Обсуждение полученных результатов»

10.4. Оформление разделов «Выводы», «Практические рекомендации»

10.5. Заключительный этап подготовки диссертации к защите

11. Самоорганизация исследователя при информационном поиске научной литературы

11.1. Подготовка к поиску научной информации

11.2. Система научно-медицинской информации и ведущие информационные издания и базы данных по медицине

11.3. Действия, предшествующие информационному поиску

11.4. Общая характеристика и схема поиска научно-медицинской информации по теме диссертации

11.5. Критерии отбора и оценка качества научной медицинской информации

12. Методика работы с научной литературой

12.1. Методика сбора и изучения источников научной информации

12.2. Методика сбора и изучения патентной информации

12.3. Методика работы с архивными материалами

13. Технология написания научного текста

13.1. Научный текст как способ организации умственного труда

13.2. Этапы работы над научной статьей

13.3. Подготовка главы диссертации «Обзор литературы»

14. Работа с текстом медицинской диссертации и автореферата

14.1. Рекомендации к оформлению диссертации

14.2. Требования к структуре автореферата

1. Паспорта номенклатуры специальностей научных работников по медико-биологическим, фармацевтическим и психологическим наукам

2. Перечень ведущих рецензируемых научных журналов по медицинским и биологическим наукам

3. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ

4. Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций

5. Положение о порядке присуждения ученых степеней