Все изменения в закон по 44 фз в 2018 году

28.08.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в таблице

Государственная Дума приняла законопроект, вносящий изменения в 44-ФЗ. Корректировки вступают в силу уже с 1 июля 2018 года. Они затрагивают как правила проведения процедур, так и порядок подготовки к их проведению. В данном материале мы рассмотрим эти преобразования и разберёмся что следует предпринимать заказчикам и поставщикам.

В статью 3 44-ФЗ были внесены дополнительные пункты, расшифровывающие некоторые термины государственных закупок, а именно:

  1. Электронная площадка (пункт 17 статьи 3).
  2. Оператор электронной площадки (пункт 18 статьи 3).
  3. Специализированная электронная площадка (пункт 19 статьи 3).
  4. Оператор специализированной электронной площадки (пункт 20 статьи 3).

Для каждого термина даны точные определения, раскрывающие его ключевые особенности. Также приводятся ссылки на статьи закона, которыми устанавливаются требования к указанным объектам.

Электронная подпись

Согласно прежней редакции пункта 3 статьи 4 44-ФЗ для участия в закупках могла использоваться усиленная неквалифицированная подпись. С 1 июля 2018 года это станет невозможным. Новая редакция закона обязывает всех участников подписывать документы только усиленной квалифицированной ЭЦП.

Также внесено изменение и в статью 112 44-ФЗ. В нее добавлен пункт 5.5, который обязывает участников закупок использовать квалифицированные сертификаты ключей, удостоверяющие подлинность ЭЦП.

В пункте 5.1 статьи 112 будет указано, что до конца 2018 выдачей квалифицированных подписей участникам контрактной системы будет заниматься федеральный орган исполнительной власти. Позже эти обязанности возложат на удостоверяющие центры, получившие соответствующую аккредитацию.

Такие нововведения приведут к дополнительным затратам потенциальных поставщиков. Им необходимо будет в срочном порядке обратиться в один из удостоверяющих центров, имеющий аккредитацию, с просьбой выпустить для него усиленную квалифицированную подпись. В противном случае компания не сможет принять участие ни в одной закупке.

Изменения затронут и правила ведения различных реестров в ЕИС. Основные из них представлены в таблице ниже:

Наименование реестра

До 01.07.2018г.

После 01.07.2018г.

Статья 44-ФЗ

Реестр участников закупки

В ЕИС появится единый реестр, в который будут заноситься все компании, принимавшие участие в госзакупках.

Пункт 6.1 статьи 4

Сведения о заключенном контракте и внесенных изменениях передавались в течение 3 дней после принятия решения.

Срок передачи информации в реестр контрактов продлен до 5 рабочих дней.

Пункт 3 статьи 103

Реестр недобросовестных поставщиков

Сведения о поставщике, уклонившемся от заключения контракта, направлялись в РНП в течение пяти суток с момента признания факта уклонения.

Срок сокращен до трех рабочих дней.

Пункт 5 статьи 104

Введение дополнительной информационной системы

В статью 14 вносятся пункты 13 и 14. Они регламентируют создание новой информационной системы. Среди ее основных задач выделяют:

  1. Отслеживание и фиксация действий участников контрактной системы.
  2. Мониторинг работоспособности ЕИС и электронной площадки.
  3. Фиксацию в режиме реального времени всех действий пользователей информационной системы.
  4. Хранение всей информации, собранной по результатам мониторинга.

В дальнейшем Правительство России определит орган, который будет отвечать за функционирование новой системы. Планируется, что работать она начнет с 1 октября 2019 года.

Закупки госкорпораций

Согласно пункту 4.1 статьи 9 44-ФЗ Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения образования, культуры, науки и здравоохранения должны будут соблюдать все предписанные законодательством правила нормирования закупок. Они обязаны определить требования к приобретаемым ими товарам и услугам, а также нормативные затраты на обеспечение собственной работы и функционирование всех дочерних подразделений.

Внесение изменений в план-график

В действующей редакции пункта 14 статьи 21 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в план-график в срок не позднее, чем за 10 суток с момента размещения в ЕИС извещения о проведении закупки. С июля 2018 года предусматривается ряд ситуаций, при которых вносить корректировки в план-график разрешено не позднее чем за сутки до дня размещения извещения. Такое правило распространяется на следующие процедуры:

  1. Повторный конкурс или процедура, проводимая после признания конкурса несостоявшимся.
  2. Запрос предложений, проводимый в рамках пункта 8 части 2 статьи 83.
  3. Закупка, реализуемая после признания несостоявшимся двухэтапного конкурса.
  4. Запрос предложений или иная процедура, назначаемая после признания несостоявшимся электронного конкурса.
  5. Повторная процедура, назначенная после того, как заказчик продлил срок проведения запроса котировок, но он все равно не состоялся.
  6. Запрос предложений, проводимый повторно после того, как на первую процедуру не поступило ни одной заявки.
  7. Закупка после несостоявшегося запроса предложений.
  8. Приобретение товаров или услуг у единственного поставщика.

Извещение о проведении процедуры не может быть опубликовано в ЕИС раньше, чем соответствующие изменения в план-график.

Способы определения поставщиков

С 1 июля 2018 года вступает в силу обновленный перечень процедур, которые будут проводиться в электронном виде. Он установлен пунктом 2 статьи 24 44-ФЗ. В него входят:

  1. Открытый конкурс.
  2. Конкурс с ограниченным участием.
  3. Двухэтапный конкурс.
  4. Электронный аукцион.
  5. Запрос котировок.
  6. Запрос предложений.

Изменились и сроки их проведения. До конца 2018 года допускается проведение указанных процедур в бумажном виде. С 01 января 2019 года проведение закупок не в электронном виде будет приравниваться к грубому нарушению законодательств.

В бумажной форме разрешено будет проводить закупки только в исключительных случаях. К ним относят приобретение товаров за рубежом, запросы котировок с целью оказания экстренной медицинской помощи, предварительный отбор поставщиков для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий чрезвычайных ситуаций, а также закрытые формы закупки и приобретение товаров и услуг у единственного поставщика.

Такое нововведение призвано упростить и ускорить процесс проведения закупок, а также сделать его более прозрачным. Поставщикам не придется тратить дополнительные средства на пересылку бумажных версий своих заявок заказчику, что позволит предлагать более низкие цены на товары и услуги.

Выделение лотов

Раньше выделение лотов разрешалось заказчику только при проведении конкурсов или закрытых аукционов. Согласно обновленным правилам пункта 6 статьи 24 выделение отдельных лотов возможно при любых закупках, за исключением запросов предложений и котировок, а также электронных процедур.

По каждому лоту в извещении прописывается объект закупки, НМЦК и ее обоснование, размер обеспечения заявки, прочие условия будущего контракта. Участник подает заявку только в отношении выбранного им лота. Для каждого лота в дальнейшем будет заключаться отдельный договор.

Особенности проведения процедур в электронной форме

Так как большинство закупочных процедур с 01 июля 2018 года будут проводиться в электронной форме, в 44-ФЗ была внесена дополнительная статья под номером 24.1. В ней приводится перечень требований, которые устанавливаются Правительством России к электронным торговым площадкам.

Пописаны также правила, определяющие перечень ЭТП, соответствующих установленным требованиям. Указан порядок, по которому площадка может быть исключена их этого списка.

По нормам пункта 4 статьи 24.1 ЭТП получают возможность взимать плату с участников закупок. Определенная сумма может удерживаться с победителя тендера. При проведении закрытой процедуры плата берется с заказчика.

Ранее был установлен запрет на взимание платы с компаний за прохождение аккредитации на ЭТП. С начала июля 2018 года такое ограничение будет отменено. Это повлечет за собой дополнительные расходы поставщиков на участие в государственных закупках. При этом собранные средства ЭТП смогут направить на обеспечение бесперебойной работы и оказание качественных услуг.

Требования к поставщикам

В статью 31 44-ФЗ был добавлен пункт 11. В нем говорится о том, что у поставщика должны отсутствовать ограничения для участия в закупках, установленных законодательством.

Внимание поставщикам! Подтверждение своего соответствия пункту 11 статьи 31 должно быть обязательно отражено в декларации соответствия требованиям, прилагаемым ко второй части заявки на участие в электронном аукционе.

В декларации соответствия участника требованиям прописывается также то, что компания не является оффшорной. В новой редакции закона с ЭТП снимут обязательство проверять эту информацию. Пункт 8.1 статьи 31 утратил силу.

Изменения коснутся и правил начисления пеней за неисполнение заказчиком своих обязательств по государственному контракту. Согласно части 5 статьи 34 при расчете пени используется не ставка рефинансирования, как это было раньше, а ключевая ставка Центрального Банка России. Она же принимается во внимание и при расчете пени для поставщика, нарушившего свои обязательства.

Ключевой ставкой называют минимальную процентную ставку, по которой Центральный Банк России предоставляет коммерческим финансовым организациям кредиты на срок 1 неделя. Одновременно с этим это максимальная ставка, по которой ЦБ готов принимать депозиты. С 26 марта по 29 июля 2018 года ее размер будет составлять 7,25%.

Условия, прописанные в контракте

Был скорректирован пункт 13 статьи 34. В контракте, как и прежде, должны быть прописаны сроки и порядок оплаты поставленных товаров или оказанных услуг, сроки и правила осуществления приемки. Помимо этого в договоре прописывается уменьшение суммы, подлежащей оплате поставщику на сумму, равную размеру налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ.

В статью 34 добавлен также пункт 29, согласно которому правительство РФ оставляет за собой право устанавливать минимальный срок исполнения поставщиком своих обязательств. Законодатель также может предъявлять требования к формированию лотов при проведении отдельных видов закупок.

Извещение о проведение закупки

В статью 42 44-Фз внесены дополнения, касающиеся информации, которая должна обязательно содержаться в извещении. Заказчик обязан прописать:

  1. Ссылку на соответствующую часть статьи 15, если закупка проводится в соответствии с требованиями частей 4-6 статьи 15 44-ФЗ. Когда закупка проводится в соответствии с частями 5 и 6 прикладываются копии договоров или соглашений.
  2. Преимущества, которые предоставляются в соответствии с правилами статей 28 и 29 44-ФЗ.
  3. Сведения об ограничениях и запретах допуска товаров из иностранных государств.
  4. Информация о проведении закупки в рамках 275-ФЗ.

Отсутствие такой информации в извещении считается нарушением законодательства. Заказчик при этом привлекается к административной ответственности.

Обеспечение заявок

Глобальные изменения коснулись обеспечения заявок, регламентированные статьей 44 44-ФЗ. Ранее пункт 1 указанной статьи возлагал на заказчика обязательство по установлению обеспечения заявки. Теперь делать это обязательно только в случаях, когда НМЦК контракта превышает 5 миллионов рублей. Требования в равной степени распространяются на всех участников, за исключением казенных учреждений. Последние освобождаются от предоставления обеспечения.

Участник закупки получит возможность самостоятельно выбирать способ предоставления обеспечения на участие в конкурсах и аукционах. Это могут быть денежные средства или банковская гарантия.

Другие публикации:  Форма no 6 постоянная регистрация по месту жительства

Денежные средства в качестве обеспечения заявки участник будет вносить на специальный расчетный счет, открытый им в одном из банков, включенных в перечень Правительства России. Эти финансовые организации должны соответствовать оговоренным требованиям, не ниже тех, что предъявляются Бюджетным Кодексом. Режим использования специального счета устанавливается на основе информации, предоставляемой оператором торговой площадки. Для этого между ЭТП и банками заключаются отдельные соглашения.

Заявка возвращается участнику в течение часа после окончания срока подачи, если на специальном счете отсутствуют денежные средства для обеспечения заявки. Когда достаточная сума имеется, то она блокируется на время проведения закупки. Возврат заявки осуществляется и в том случае, если предоставленная банковская гарантия отсутствует в реестре БГ.

При наличии средств на специальном счете банк обязан начислять на них проценты в соответствии с требованиями пункта 26 статьи 44. Размер процентной ставки оговаривается между сторонами в момент открытия счета. Данная система будет действовать с 1 октября 2018.

Пунктом 16 статьи 44 устанавливаются размеры обеспечения заявок:

  • Если НМЦК в пределах от 5 до 20 миллионов рублей, то обеспечение может быть на уровне от 0,5 до 1% от НМЦК.
  • Для контрактов с НМЦК более 20 миллионов рублей обеспечение варьируется в диапазоне от 0,5 до 5% от НМЦК.

При проведении закупки на сумму более 20 миллионов рублей среди организаций, попадающих под действие статей 28 и 29 44-ФЗ, размер обеспечения не может превышать 2% от НМЦК.

Обновленные правила проведения открытых конкурсов

Утратил силу пункт 2 статьи 48, в котором говорилось о том, что заказчик проводит открытые конкурсы во всех случаях за исключением отдельных ситуаций. Также исключено обязательство прописывать в извещении преимущества, предоставляемые участникам, условия допуска и запреты поставки товаров иностранного производства.

В заявке все участники помимо прочей информации должны прописать следующие сведения:

  1. Почтовый адрес (ранее такое требование касалось только юридических лиц).
  2. При желании прикладываются документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. Если такая бумага отсутствует, то продукция считается произведенной на территории иностранных государств.
  3. Страна происхождения товара. Прописывается только в том случае, если заказчиком были введены ограничения для товаров иностранного производства.
  4. Указание на лот, в борьбе за который принимает участие заказчик.

В пункт 3 статьи 53 внесены дополнительные обстоятельства, по которым заявка может быть отклонена. К ним относят не предоставление обеспечения заявки, несоответствие товаров национальному режиму и так далее.

В 44-ФЗ были также внесены дополнительные статьи 54.1 – 54.7. В них рассматриваются все аспекты проведения открытых конкурсов в электронном виде.

Рассмотрены порядки предоставления и оценки заявок, оформление результатов и так далее. Аналогичные разделы о проведении закупки в электронной форме появились в отношении конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов.

Особенности проведения электронных аукционов

Серьезные изменения коснулись и правил проведения электронных аукционов. Полностью утратила силу статья 60, в которой рассматривались особенности документооборота при такой закупке.

Изменился и порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе:

  1. Согласие со всеми условиями договора, а также декларация о соответствии участника требованиям подаются посредствам программно-аппаратных средств ЭТП.
  2. Во второй части заявки должен быть прописан почтовый адрес у всех поставщиков, а не только у юридических лиц, как раньше.
  3. Наименование страны происхождения товара указывается только в том случае, если в извещении установлены запреты и ограничения на поставку товаров иностранного производства.
  4. Если поставщик не приложил в составе заявки документ, подтверждающий соответствие товаров национальному режиму, то они признаются произведенными на территории иностранного государства.

Все поступившие заявки получают не просто порядковый, как раньше, а идентификационный номер. При наличии сведений об участнике в РНП заявка возвращается ему автоматически.

Изменения коснулись и пункта 2 статьи 67 в части срока рассмотрения заявки. Ранее на это отводилось не более 7 дней с даты окончания подачи предложений. Теперь же, если НМЦК не превышает 3 миллиона рублей, то этот период сокращается до 1 рабочего дня.

В протокол рассмотрения заявок помимо прочей информации вносятся сведения об идентификационных номерах поданных заявок, а также о наличии предложений, содержащих товары иностранного производства.

Важное дополнение внесено в пункт 5 статьи 68. Отныне шаг аукциона не может быть менее 100 рублей. При этом интервал снижения НМЦК остался прежним от 0,5 до 5%.

Полностью утратила силу статья 70, регламентирующая порядок заключения контракта, по результатам электронного аукциона. Договор будет отныне заключаться по общим правилам, прописанным в параграфе 4.1 44-ФЗ. Изменения и расторжение контракта в ЕИС отображать больше не нужно.

Проведение запроса котировок

В своей заявке участник помимо прочей информации обязан с 01 июля 2018 года прописывать следующие данные:

  1. Почтовый адрес. Ранее это было актуально только для юридических лиц.
  2. Предложения о цене каждого товара, входящего в техническое задание. Раньше разрешалось указывать только общую стоимость контракта.
  3. Приложить документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. В противном случае товары признаются иностранными.
  4. Приложить декларацию, подтверждающую соответствие участника требованиям пунктов 3 – 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ.

В составляемый по результатам рассмотрения заявок протокол вносятся сведения о наименованиях и характеристиках товаров, предложенных участниками.

В 44-ФЗ внесен также параграф 3.1. В нем подробно описывается процесс проведения запроса котировок в электронном виде.

Порядок обжалования бездействия и действий заказчика

Ранее срок подачи жалобы в контролирующие органы согласно пункту 3 статьи 105 отсчитывался от момента размещения в ЕИС плана закупок. Выражать свое несогласие можно было только с содержанием документации. Теперь подать жалобу можно в любое время. Предельный срок остался прежним – 10 суток с момента размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

Согласно пункту 4 статьи 105 существенно расширен перечень процедур, по которым участник может подавать жалобу. В него вошли закрытые и электронные способы приобретения товаров и услуг.

Согласно пункту 2 статьи 107 ответственность за противоправные действия лежит и на операторах электронных площадок. Если раньше они должны были лишь возместить убытки, причиненные своими действиями, то теперь они могут быть привлечены к дисциплинарной, уголовно-правовой или административной ответственности.

Все вводимые нововведения призваны упростить систему государственных закупок и сделать ее более «прозрачной». Потенциальным поставщикам и заказчика придется приготовиться к дополнительным тратам. Важно внимательно изучить новые требования законодательства и четко им следовать.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) 2018 — 2019

44-ФЗ в последней действующей редакции от 11 ноября 2018 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, 44-ФЗ «О госзакупках» имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) регулирует правоотношения по поводу направления на обеспечение муниципальных и государственных нужд в целях повышения результативности и эффективности проведения закупок товаров, услуг работ и обеспечения прозрачности и гласности таких закупок. Данный нормативный акт также направлен на предотвращение случаев коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок при планировании закупок работ, услуг или товаров. 44-ФЗ также призван регулировать вопросы по поводу определения поставщиков, исполнителей или подрядчиков.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует процедуру заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе аренды имущества и приобретения недвижимого имущества от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или других юридических лиц.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) был принят 5 апреля 2013 года.

Изменения в 44-ФЗ в 2018 году: переход на электронные закупки с 1 июля 2018 года

В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме. Разберем суть изменений в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года и этапы перехода на электронные закупки.

Если до 1 июля 2018 года электронные закупки возможны только в форме аукциона, то после внесения изменений к аукциону добавятся:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
  • закрытые электронные процедуры ( закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)

С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур — пока только право заказчика. Но уже с 1 января 2019 года право проведения электронных процедур превратится в обязанность.

Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.

Проведение электронных процедур (включая подачу заявок на участие в закупке) и заключение контракта осуществляются через электронную площадку.

Этапы перехода на электронные закупки

Для участия в электронных закупках от участника потребуется пройти аккредитацию на электронной площадке и регистрацию в ЕИС. Переход к аккредитации и регистрации будет проходит поэтапно:

  1. В период с 01.07.2018 по 01.01.2019, чтобы принять участие в закупке в электронной форме достаточно получить аккредитацию на электронной площадке также, как и для участия в электронном аукционе.
  2. С 01.01.2019 аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС. Информация об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносится в единый реестр участников закупок. Аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2019 года.
  3. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно возможность участия в электронных процедурах будет только у тех лиц, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, а также информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в ЕИС не требуется.
  4. После 31.12.2019 не прошедшие регистрацию в ЕИС лица подать заявку на участие в закупках не смогут.

Регистрация и аккредитация участников закупок бесплатна.

Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

  • участник закупки будет не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три и менее месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Плюсы от регистрации в ЕИС заключаются в том, что не придётся проходить аккредитацию на каждой площадке, регистрироваться на всех электронных площадках и тратить время на взаимодействие с каждой площадкой в отдельности. Для прохождения аккредитации на всех электронных площадках будет достаточно пройти регистрацию в ЕИС.

Другие публикации:  Патент для мигрантов в московской области

Важные изменения в проведении конкурса и запроса котировок

Теперь рассмотрим наиболее важные изменения в порядке проведения наиболее часто используемых процедур: электронный открытый конкурс и электронный запрос котировок.

В соответствии с новыми изменениями в Закон № 44-ФЗ правила проведения данных процедур регулируются отдельными статьями: для открытого конкурса это статьи 54.1-54.7, 55.1 Закона № 44-ФЗ; для запроса котировок — статьи 82.1-82.6 Закона № 44-ФЗ.

Проведение электронного конкурса начинается с размещения заказчиком в ЕИС извещения и конкурсной документации не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе (для открытого конкурса — минимальный срок на подачу заявок составлял 20 дней).

Внесение изменений в документацию возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. При это срок подачи заявок в этом случае должен быть продлён так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.

Срок предоставления разъяснений по запросам участников открытого конкурса в электронной форме — 2-х рабочих дня с даты поступления запроса. Подать запрос на разъяснения можно будет не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет состоять из двух частей и предложения участника электронного конкурса о цене контракта. Заявка подаётся путём одновременного направления трёх указанных электронных документов:

1 — согласия на поставку товара (работы, услуги) и предложение о его характеристиках;

2 — сведений об участнике закупки, копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) и соответствие участника требованиям конкурсной документации, в том числе и квалификационным критериям;

3 — ценового предложения.

Участники конкурса смогут подавать окончательные предложения о цене контракта. При этом каждый участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.

Подробно в новых статьях закона регламентируется содержание конкурсной документации, сроки на разъяснение ее положений, детализируется порядок рассмотрения первых, вторых частей заявок участников, порядок подведения итогов, последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Ещё одной популярной закупочной процедурой является запрос котировок.

Здесь также наблюдаются отличия электронного формы процедуры от бумажной.

Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для бумажного:

  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.,
  • годовой объём таких закупок не превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика;
  • годовой объём таких закупок не составляет более чем 100 млн. руб.

При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан разместить в ЕИС извещение не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (для бумажного запроса котировок — не менее чем за семь рабочих дней или не менее чем за четыре рабочих дня в зависимости от начальной максимальной цены контракта).

Подать заявку на участие в запросе котировок в электронной форме смогут только те лица, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. Заявка подаётся в электронной форме через оператора площадки.

Ещё раз обращаем внимание! С 01.01.2019 регистрация в ЕИС обязательна для всех поставщиков.

Котировочная заявка участника должна состоять из:

  • предложения о предлагаемых товаре, работе, услуге;
  • предложения о цене контракта.

Рассматривает заявки котировочная комиссия заказчика, которая после оформления протокола направляет его оператору площадки. Обратите внимание, что не заказчик, а оператор площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором проранжированы заявки и указан победитель.

Изменения в проведении электронного аукциона

Изменения коснутся и порядка проведения электронного аукциона:

  • для участия в аукционе потребуется пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронной площадке;
  • установлены новые требования к составу первых частей заявок: в случае поставки товара, выполнения работы, оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией, от участника требуется только согласие на участие; при осуществлении закупки товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар,
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима) и конкретные показатели товара;
  • определён минимальный шаг аукциона — 100 рублей;
  • для аукционов с минимальной (начальной) ценой контракта менее 3 млн. руб. сроки рассмотрения первых частей заявок сокращены с семи дней до одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок;
  • статья 70 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, с 01.07.2018 признаётся утратившей силу.

Заключение контракта по 44-ФЗ после 1 июля 2018 года

Поправками в Закон № 44-ФЗ предусмотрен единый порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры.

Для всех электронных процедур правила заключения контракта будут одинаковыми. Определены они в отдельном параграфе Закона № 44-ФЗ – § 4.1 (статья 83.2).

Установлена следующая процедура заключения контракта по итогам электронных закупок:

Заказчик подписывает проект контракта последним. Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола, а в случае определения поставщика путём проведения электронного запроса котировок или электронного запроса предложений — не ранее чем через 7 дней.

Преимущества перехода на электронные закупки

У перехода на электронные закупки есть очевидные преимущества.

Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.

Плата за заключение контракта по итогам электронной процедуры

С 1 июля 2018 года операторы электронных торговых площадок вправе взимать плату с лиц, с которыми заключается контракт по результатам электронной процедуры.

Предельный размер установлен в размере 1% от НМЦК, но не более 5000 руб. (в случае заключения контракта с СМП или СОНКО, не более 2000 руб.).

Исключение составляют участники, с которыми заключается контракт после уклонения победителя электронной процедуры. С таких лиц плата не взимается.

Предельные размеры и правила взимания такой платы установлены постановлением правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

Пройдите обучения для заказчиков по 44-ФЗ на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками». Профпереподготовка, 256 ак.часов для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменения в Законе №44-ФЗ 2018 года. Новые правила закупок

Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2017 года Федеральным законом от 31.12.2017 № 504‑ФЗ в Закон № 44‑ФЗ были внесены изменения. Самое важное нововведение – возможность осуществления закупок в электронной форме, но не остались без внимания и иные моменты. Некоторые изменения уже начали действовать, некоторые вступят в силу лишь с июля, а некоторые станут обязательными в 2019 году.

Сегодня расскажем, что уже необходимо учитывать УП при закупках и к чему готовиться.

Если заказчик отказался заключать контракт с победителем.

Частью 9 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с победителем закупки в любой момент, если будет выявлено, что участник не соответствует единым и дополнительным требованиям, установленным ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям.

В части 10 указанной статьи отмечено, что при закупках лекарств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), отказ от заключения контракта с победителем возможен, если установлено, что:

  • предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована (п. 1);
  • предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (если участник закупки является их производителем или если при закупках для обеспечения федеральных нужд НМЦК превышает 10 млн руб., а при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд НМЦК превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн руб.) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и от снижения цены при заключении контракта участник закупки отказывается (п. 2).

Как и прежде, в таких случаях в течение 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для отказа, нужно составить и разместить в ЕИС соответствующий протокол, а в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направить победителю.

Обратите внимание:

С 11.01.2018 у УП есть право после размещения в ЕИС протокола об отказе от заключения контракта заключить контракт с иным участником закупки, предложившим:

  • такую же цену, как победитель;
  • лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.

Отметим, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ, победитель признается уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями.

Описываем объект закупки по‑новому.

Правила описания объекта закупки определены ст. 33 Закона № 44‑ФЗ. Согласно изменениям, вступившим в силу 11.01.2018, законодатели сократили п. 1 ч. 1 данной нормы, убрав фразу о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и скорректировав возможность использования указания на товарные знаки в отношении объекта закупки.

Теперь товарный знак можно указывать при описании объекта в любой закупке при условии:

  • сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на эти машины и оборудование.

Новшества в контрольных мероприятиях.

Согласно ч. 15 ст. 99 Закона № 44‑ФЗ контрольные органы могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки по обращениям участников закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц. При этом порядок рассмотрения жалоб зависит от категории обратившегося лица.

Другие публикации:  Иск мировому судье о возмещении морального вреда

Согласно новой ч. 15.1 ст. 99 Закона № 44‑ФЗ обращение с жалобой физического лица, не являющегося участником закупки, законные интересы которого не нарушены, рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Напомним, что граждане могут пожаловаться на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

Если с подобной жалобой обратится участник закупки либо осуществляющие общественный контроль общественное объединение или объединение юридических лиц, она будет рассматриваться, как и прежде, в соответствии с гл. 6 Закона № 44‑ФЗ.

Направление сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Законом № 504‑ФЗ скорректирована ч. 4 ст. 104 Закона № 44‑ФЗ. Раньше обязанность заказчика направлять информацию об уклонившемся победителе закупки при отсутствии подтверждения заключения контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, не была предусмотрена. С 11.01.2018 это условие исключено и согласно названной норме УП должно в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта направить в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 – 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44‑ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

Обратите внимание:

За несвоевременное направление в ФАС информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, или направление недостоверной информации и документов ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере 20 000 руб.

Еще одно из последних изменений в Законе № 44‑ФЗ в 5 ст. 104 (ее новая редакция вступит в силу 01.07.2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки, с которым заключается контракт, на основании п. 24, 25 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ уклонился от заключения, направляют в ФАС сведения для внесения информации об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника уклонившимся (в действующей редакции предусматривается больший срок – 5 рабочих дней).

Изменены требования к участникам закупок.

Статьей 31 Закона № 44‑ФЗ установлены требования к участникам закупок. В части 1 данной нормы названы единые требования, в ч. 2 говорится о дополнительных требованиях, которые могут быть предъявлены к участникам.

С 01.07.2018 требования к участникам дополнятся еще одним. Помимо непроведения ликвидации, отсутствия недоимки по налогам и сборам, судимости у участника закупки – физического лица либо у руководителя организации за преступления в сфере экономики единым требованием станет отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 31).

Об обязательных условиях контракта.

Согласно последнему изменению ч. 13 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ с 01.07.2018 в контракт нужно включать обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате УП юридическому или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

Кроме того, в данную статью введена новая ч. 29, которая предоставляет Правительству РФ право установить:

  • порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
  • требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

Закупки переведены в электронную форму.

Самое грандиозное последнее изменение в Законе № 44‑ФЗ связано с возможностью осуществления закупок в электронной форме. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Закрытые процедуры тоже можно будет проводить в электронной форме.

Положения о таких закупках вступят в силу с 01.07.2018. Давайте рассмотрим их чуть подробнее.

Электронные закупки будут проводиться:

  • на электронной площадке – сайте в Интернете, соответствующем определенным требованиям, на котором применяются конкурентные способы определения поставщиков;
  • на специализированной электронной площадке – информационной системе, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи для применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков.

Перечень операторов таких площадок утверждается Правительством РФ. Если к моменту вступления в силу поправок операторы не будут избраны, электронные закупки будут проводиться на прежних площадках.

Для мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы на электронной площадке создается государственная информационная система, которая будет обеспечивать:

  • фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий и бездействия участников в ЕИС, на электронной площадке;
  • хранение информации о действиях и бездействии участников контрактной системы, в том числе об электронных документах, формируемых участниками и подписанных усиленной электронной подписью.

В связи с этим новой ст. 5 Закона № 44‑ФЗ регламентирована организация электронного документооборота. В частности, планируется обмен электронными документами между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в закупке, окончательных предложений. Такие электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, обычной или специализированной.

При этом квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи».

Для участия в электронных закупках в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как для участия в электронном аукционе.

Отметим, что установлена возможность взимания платы за участие в электронной процедуре, обычной или закрытой, или с лица, с которым заключается контракт, при условии предоставления Правительством РФ такой возможности операторам соответствующих площадок.

Извещение о проведении закупки.

С 01.07.2018 вносятся изменения в ст. 42 Закона № 44‑ФЗ, устанавливающую перечень сведений, которые должны быть отражены в извещении о проведении закупки. Так, с этой даты согласно ч. 3 при закупке в соответствии с ч. 4 – 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ нужно будет указывать конкретную часть ст. 15, в соответствии с которой осуществляется закупка. Добавим, что при осуществлении закупки в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), обозначенных в данных частях.

Кроме того, в извещении должны быть указаны (ч. 9 – 11 ст. 42):

  • преимущества, предоставляемые заказчиком предприятиям УИС и организациям инвалидов;
  • информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;
  • информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

Порядок проведения закупок в электронной форме.

Законодатели детально регламентировали проведение электронных закупок. Наиболее подробную регламентацию получил открытый конкурс в электронной форме – ему посвящено восемь новых статей, вступающих в силу с 01.07.2018.

В частности, определено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие. Причем срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения соответствующих изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок на участие этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

Требования к содержанию извещения установлены ст. 54.2, а к содержанию конкурсной документации – ст. 54.3 Закона № 44‑ФЗ.

Кроме того, рассмотрены порядок подачи заявок на участие в электронном открытом конкурсе, определены правила рассмотрения и оценки заявок (как первых, так и вторых частей), а также:

  • порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок;
  • последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, однако до 30.06.2019 пользоваться можно будет только первым из них.

Остальные закупки в электронной форме тоже не остались без внимания. Например, запросу котировок в электронной форме посвящены ст. 82.1 – 82.6, запросу предложений – ст. 83.1 Закона № 44‑ФЗ.

К сведению:

Статьей 83.2 Закона № 44‑ФЗ установлены единые правила заключения контракта по результатам электронной процедуры. Так, в течение 5 дней с даты размещения итоговых протоколов заказчик должен разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта без своей подписи. В течение 5 дней с даты размещения проекта победитель электронной процедуры должен подписать усиленной электронной подписью проект и разместить его на электронной площадке. В течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, и предоставления им обеспечения исполнения контракта УП обязано разместить в ЕИС и на электронной площадке контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от его имени. С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Реестр участников закупок.

С 01.01.2019 в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок.

Регистрация участников в ЕИС будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке, которые должны быть определены Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок.

Регистрация участника в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.

Изменения в Законе № 223‑ФЗ

Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В него 28.12.2017 также были внесены существенные изменения, позволяющие осуществлять закупки в электронной форме. Но есть и другие новшества.

Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31.12.2017 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ дополнена ч. 2.1 – 2.7, которые предусматривают следующее. Федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества УП, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить ГУП, для которых применение такого типового положения обязательно при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в отношении ГУП субъекта РФ и МУП.

Типовое положение должно.

…содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

  1. Порядок подготовки и (или) осуществления закупки.
  2. Способы закупок и условия их применения.
  3. Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом № 223-ФЗ