Заявление кадастровая стоимость земельного участка

22.07.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Кадастровая стоимость земельного участка — это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете земельного налога, арендной платы, платы за пользование земельным участком, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии с законодательством РФ о государственной кадастровой оценке, а также законодательством об оценочной деятельности (ст. 2 Закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ; ч. 1 ст. 24.15 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). При этом органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Однако рекомендуем сначала обратиться именно в комиссию (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Порядок внесудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению таких споров рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Комиссия формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263).

Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, — пять лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Для обращения в комиссию составляется заявление. В нем нужно указать Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.

К заявлению необходимо приложить (ч. 14, 15, 16 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 9 ст. 22, п. п. 2, 3 ст. 23, ст. 24 Закона N 237-ФЗ):

1) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.

Чтобы подтвердить это основание, вы вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (им может быть министерство имущественных отношений, управление государственного имущества в субъекте РФ, иной орган власти субъекта РФ, а в некоторых случаях — орган местного самоуправления) и в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, с запросом о предоставлении сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости (сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки). Указанные сведения вам должны предоставить в течение семи дней с даты поступления запроса;

4) отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях (п. 15 Порядка):

  • если отсутствуют вышеперечисленные документы;
  • нарушен срок подачи заявления;
  • величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.

Шаг 2. Примите участие в заседании комиссии и (или) дождитесь ее решения

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости — месяц с даты поступления заявления в комиссию. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить, и вы вправе присутствовать на заседании комиссии (ч. 19, 20 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; п. п. 16, 17 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом (ч. 15 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также в течение пяти рабочих дней уведомляет территориальное управление Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ; п. 21 Порядка; ч. 19 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

В случае существенного снижения кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее установлением по вашему заявлению в размере рыночной решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), если указанное решение затрагивает права и законные интересы соответствующего муниципального образования или города федерального значения, в том числе связанные с поступлением в бюджет налоговых доходов ( ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; ч. 28 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Порядок судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или если вы не оспаривали кадастровую стоимость в комиссии, можно обратиться в суд. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте административное исковое заявление и подготовьте необходимые документы

В административном иске может содержаться одно из следующих требований (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28; ч. 1 ст. 61 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ):

  • об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии;
  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости).

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (ч. 23 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

В зависимости от заявленных требований будет различаться порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл. 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии — по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

Помимо требований в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности (ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ):

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению реестровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п. 7 Постановления N 28);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

Другие публикации:  В случае задержки выезда потребителя как взимается плата за проживание

5) основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;

6) сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения — если такое обращение подавалось;

7) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует указать (п. п. 5, 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ):

1) наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;

2) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить в том числе следующие документы (ч. 1 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57, ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246, ч. 3 ст. 220 КАС РФ; пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ; п. 6 Обзора, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 20.04.2017; п. п. 11, 30 Постановления N 28):

1) уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;

3) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;

4) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

5) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

6) решение комиссии (при наличии);

7) квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 руб.;

8) документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

9) иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

Шаг 2. Обратитесь с административным исковым заявлением и комплектом документов в суд

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения (например, в Московский городской суд), областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 24 КАС РФ; п. 3 Постановления N 28).

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки (ч. 1 ст. 219, ч. 3 ст. 245 КАС РФ; ч. 1, 6 ст. 72 Закона N 218-ФЗ; п. п. 4, 8 Постановления N 28):

  • не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН (до 01.01.2017 — государственный кадастр недвижимости) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;
  • в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, — в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии.

Шаг 3. Примите участие в судебном заседании

По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии — в течение месяца (ст. 141, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 247 КАС РФ).

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).

После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ; п. 25 Постановления N 28).

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей (например, для исчисления земельного налога) с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ; п. 1 ст. 391 НК РФ; Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/[email protected]).

Если кадастровая стоимость была пересмотрена и вносится в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, сведения о ней учитываются в целях налогообложения в этом и предыдущих годах, если это прямо предусмотрено в указанном НПА и при этом положение налогоплательщика улучшается (например, в случае уменьшения кадастровой стоимости участка) ( Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46181).

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Заявление в суд о пересмотре (об уменьшении) кадастровой стоимости земельных участков организацией было подано 20.10.2016. Решением суда, вступившим в законную силу в июле 2017 года, было вынесено решение об изменении кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости (в разы меньше от установленной государством кадастровой стоимости) земельных участков по состоянию на 01.02.2015, на период с 01.01.2016 до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. С какого периода можно рассчитать земельный налог исходя из измененной кадастровой стоимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Установленная судом кадастровая стоимость земельных участков должна учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с 01.01.2016 (т.е. с начала налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), несмотря на то, что в рассматриваемой ситуации решение суда вступило в силу в 2017 году.

Обоснование вывода:
Налоговая база по земельному налогу (далее — Налог) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1 ст. 390 НК РФ). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Вместе с тем на основании п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из положений ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ) следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если данные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. На основании ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ. При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Налоговые органы при администрировании земельного налога руководствуются информацией, содержащейся в ЕГРН (письма Минфина России от 19.05.2015 N 03-05-05-02/28656, от 18.05.2015 N 03-05-05-02/28362).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абзац первый п. 1 ст. 391 НК РФ).
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ (абзац четвертый п. 1 ст. 391 НК РФ, определение КС РФ от 09.02.2017 N 212-О, п. 18 Обзора, направленного письмом ФНС России от 17.04.2017 N СА-4-7/[email protected]). Исключением являются случаи, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абзац пятый п. 1 ст. 391 НК РФ). В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания*(1) (абзац шестой п. 1 ст. 391 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 29.03.2017 N 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 N 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 N 03-05-05-02/10148, от 16.01.2015 N 03-05-05-02/633).
В письме Минфина России от 13.10.2016 N 03-05-05-02/59791 разъяснено, что, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд в 2016 году, измененная решением указанной комиссии (суда) кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 01.01.2016.
Следовательно, если комиссия или суд установит кадастровую стоимость в размере рыночной, налогоплательщик вправе пересчитать налог за периоды начиная с периода подачи заявления об оспаривании (смотрите также Информацию Управления ФНС по Челябинской области от 26.10.2016 «Земельный налог для физических лиц. Вопросы и ответы»).
Также отметим, что в п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 указано, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (смотрите также постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 N 19АП-1960/17). Исходя из этого, в письме Минфина России от 15.07.2016 N 03-04-06/41463 был сделан вывод о том, что в случае, если кадастровая стоимость земельного участка была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании заявления, поданного в 2015 году, организация вправе применять измененную кадастровую стоимость земельного участка в целях исчисления Налога с 2015 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
Налоговые органы, разъясняя норму абзаца шестого п. 1 ст. 391 НК РФ, сообщают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015 (письма ФНС России от 14.04.2015 N БС-4-11/[email protected], от 27.03.2015 N БС-4-11/[email protected], от 26.03.2015 N БС-4-11/[email protected], информационное сообщение МИ ФНС России N 2 по Республике Башкортостан от 30.05.2015).
В отношении схожей нормы п. 15 ст. 378.2 НК РФ в письме ФНС России от 26.12.2016 N БС-4-21/25054 указано, что использование налоговыми органами сведений об оспоренной кадастровой стоимости (налоговой базе) не зависит от даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. По нашему мнению, это логика применима и для рассматриваемого случая.
Вместе с тем отметим, что в письме ФНС России от 19.09.2016 N БС-4-11/[email protected] было указано, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии в размере его рыночной стоимости, может быть учтена для целей налогообложения с даты решения комиссии после внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Хотя данное письмо и вышло в 2016 году, оно касается ситуации, возникшей в 2014 году (до внесения Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ соответствующих изменений), поэтому полагаем, что его не следует распространять на вопросы исчисления земельного за периоды с 01.01.2015.
В рассматриваемой ситуации заявление в суд о пересмотре (об уменьшении) кадастровой стоимости земельных участков было подано организацией 20.10.2016. При этом оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в реестр по состоянию на 01.02.2015.
Следовательно, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в данном случае должна учитываться при определении налоговой базы по Налогу начиная с 01.01.2016 (с начала налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), несмотря на то, что соответствующее решение принято судом в 2017 году.
Аналогичный подход представлен в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 N 02АП-3046/17, в котором рассматривалась ситуация с представлением заявления о пересмотре кадастровой стоимости и принятием по нему решения комиссией в разных налоговых периодах.

Другие публикации:  Северные надбавки стаж

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Налоговая база по земельному налогу;
— Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по земельному налогу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Имеется в виду дата внесения в реестр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, а не дата внесения сведений об оспоренной (об измененной) кадастровой стоимости.

В Росреестре рассказали, как формируется кадастровая стоимость недвижимости и можно ли ее оспорить

Налог оценка бережет

12.10.2017 в 20:01, просмотров: 20262

С прошлого года граждане РФ и юридические лица стали платить налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее кадастровой стоимости. С изменением законодательства для многих фискальные затраты стали непосильными, в то же время некоторые владельцы земель и помещений до сих пор не понимают, как формируется кадастровая стоимость объектов, можно ли ее оспорить и куда обращаться с этим намерением. Разъяснения по самым часто задаваемым вопросам о кадастровой оценке недвижимости читателям «МК» дает заместитель руководителя Росреестра Надежда Самойлова.

— Надежда Сергеевна, как в настоящее время функционирует система кадастровой оценки?

— Система кадастровой оценки действует на основании двух федеральных законов. Первый — ФЗ №135 «Об оценочной деятельности», в соответствии с которым кадастровая оценка определяется частными оценщиками, которые выбираются в рамках конкурсных процедур. Заказчиком оценочных работ является регион, будучи основной заинтересованной структурой в получении доходов от налогов, которые формируются в зависимости от кадастровой стоимости. Однако в настоящее время процедура оценки в рамках ФЗ №135 приостановлена, на нее наложен мораторий. Второй закон был принят в прошлом году — это ФЗ №237 «О государственной кадастровой оценке». Одно из законодательных новшеств в системе кадастровой оценки связано с тем, что кадастровую оценку с 2020 года будут осуществлять исключительно государственные бюджетные учреждения РФ на постоянной основе, а проводиться она будет по общей для всей страны методике, которая утверждена Министерством экономического развития. Ответственность за работу оценочных органов возлагается на региональные органы власти. В свою очередь, Росреестр будет осуществлять надзор с целью корректировки деятельности бюджетных учреждений в целях недопущения ошибок. Такие надзорные полномочия ведомства тоже предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Это позволит повысить контроль над результатами кадастровой оценки и избежать излишней коммерциализации этих работ, он также призван защитить правообладателей, учесть интересы населения и бизнеса. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Например, если выявляется техническая ошибка при оценке ряда объектов, то такая ошибка будет устраняться во всех таких объектах на этой территории. Вся информация о кадастровой стоимости объектов, полученная в результате государственной кадастровой оценки, будет, как и раньше, вноситься в Единый государственный реестр недвижимости. При этом Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» позволяет проводить кадастровую оценку по новым правилам уже начиная с 2018 года.

— Как узнать кадастровую стоимость объекта и для чего она может понадобиться?

— Исходя из кадастровой стоимости может рассчитываться налог на недвижимость, налог на продажу недвижимости, арендная плата, если арендодатель — государство, штрафы, а также некоторые другие пошлины и платежи. Узнать кадастровую стоимость объекта можно онлайн на сайте Росреестра, на портале госуслуг, на публичной кадастровой карте, в территориальном органе кадастровой палаты, в МФЦ. Чтобы узнать кадастровую стоимость, достаточно знать кадастровый номер земельного участка или адрес объекта недвижимости.

— От каких факторов зависит кадастровая стоимость?

— Факторы, которые влияют на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определяются при проведении кадастровой оценки. Таких факторов, как правило, очень много: площадь, материал и год постройки, разрешенное использование, наличие коммуникаций, экономическая ситуация в регионе и т.д.

— Можно ли оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости и как это сделать?

— Действующим законодательством предусмотрено право оспорить кадастровую стоимость в суде или в специальных комиссиях по оспариванию кадастровой стоимости, созданных при каждом управлении Росреестра. Комиссия принимает решение об оспаривании кадастровой стоимости в короткие сроки — не более 30 дней с момента подачи заявления. В работе комиссий принимают участие как эксперты со стороны управления Росреестра и филиала Федеральной кадастровой палаты, так и представители региональных органов власти и оценочного сообщества. Таким образом, решения о пересмотре стоимости принимается коллегиально несколькими экспертами. Комиссии по оспариванию по новому закону будут создаваться по решению региональных органов власти. До того как в регионах пройдет кадастровая оценка по новым правилам, также будут действовать досудебные комиссии, созданные при территориальных органах Росреестра. В них можно оспорить кадастровую стоимость, установленную по методике старого закона. Другой вариант — заинтересованное лицо может обратиться в суд общей юрисдикции.

Другие публикации:  Налог госпошлина 200

— Какие издержки несут владельцы объектов при определении кадастровой стоимости?

— При проведении массовой оценки кадастровой стоимости объектов издержки несут местные власти, они заказывают такую оценку у независимых оценочных компаний. Если вам необходимо оценить рыночную стоимость объекта недвижимости индивидуально, в том числе для целей оспаривания кадастровой стоимости, то необходимо обратиться к платным услугам частного оценщика.

— Какой из вариантов оспаривания кадастровой оценки заявители используют чаще — комиссии или суды? Какова доля отклоненных и удовлетворенных заявлений?

— В комиссии по пересмотру кадастровой стоимости заявители обращаются чаще, чем в суды. По нашей статистике, почти половина всех споров заканчиваются в пользу заявителя. За период 1 января 2017 года по 31 августа 2017 года в созданные при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 35 723 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 76 549 объектов недвижимости. Из них юридическими лицами подано 21 972 заявления, физлицами — 13 264 заявления, остальные — органами государственной власти, местного самоуправления или совместно юридическим и физическим лицами. По результатам работы комиссий решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 13 974 заявлений, о невозможности изменения величины кадастровой стоимости — в отношении 12 203 заявлений, о пересмотре кадастровой стоимости — в отношении 552 заявлений. Статистика по обращениям в суд показывает, что в тот же период в судах инициировано 7085 споров о величине внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 12 875 объектов. Из них требования истцов удовлетворены в 3415 случаях, не удовлетворены — в отношении 487 исков, на конец периода на рассмотрении находится 3183 иска. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев заявления подаются в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Споров относительно величины кадастровой стоимости объектов капитального строительства в рассматриваемом периоде значительно меньше.

Заголовок в газете: Налог оценка бережет
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27520 от 13 октября 2017 Тэги: Налоги, Суд, Власть

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).