Земельная собственность субъектов рф

21.01.2018 Выкл. Автор admin

Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 — 19)

Глава III. Собственность на землю

О праве собственности и других вещных правах на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации

См. схему «Право частной собственности на землю и право публичной собственности на землю»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Земельное Право

Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ — республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:

— признанные таковыми федеральными законами;

— приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

— право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:

— признанные таковыми федеральными законами;

— приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов РФ.

В муниципальной собственности находятся следующие категории земельных участков:

— признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— приобретенные муниципальными образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, которые находятся в государственной собственности, в том числе и за пределами границ муниципальных образований.

Субъектами права земельной собственности являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.

По нормам гражданского законодательства субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Субъекты права муниципальной собственности на земельные участки помимо ЗК РФ определены также и в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Объекты права земельной собственности определяются в зависимости от формы земельной собственности.

Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в исключительной федеральной земельной собственности, входят: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и др.

Согласно ст. 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности субъектов РФ, входят: земли особо охраняемых природных территорий регионального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящиеся в собственности субъектов РФ; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения и др.

Согласно ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности муниципальных образований РФ, входят следующие: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; земельные участки, находящиеся в границах муниципальных образований и др.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли у собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.

Согласно ЗК РФ запрещается передавать в частную собственность следующие земельные участки: земли, на которых расположены объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Статья 18 ЗК РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

Новая редакция Ст. 18 ЗК РФ

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 18 ЗК РФ

Пунктом 1 комментируемой статьи закрепляются основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки, которые в целом повторяют способы возникновения федеральной собственности на землю, установленные в п. 1 ст. 17 ЗК.

Прежде всего, субъект РФ может обладать на праве собственности определенным земельным участком в силу прямого указания на это в федеральном законе. Так, в соответствии с п. п. 4, 6 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях собственностью субъектов РФ признаются особо охраняемые природные территории регионального значения. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, которые не находятся в федеральной собственности и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.

Другие публикации:  Закончился техосмотр а страховка нет можно ездить

Некоторые федеральные законы непосредственно устанавливают право собственности конкретных субъектов РФ на определенные виды земельных участков. Например, в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается, что земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов краевого значения, относятся к собственности Краснодарского края. Аналогично, Федеральный закон от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет право собственности Пермского края на земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов краевого значения (п. 2 ст. 10).
———————————
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

Право собственности субъектов РФ на земельные участки может возникнуть при разграничении государственной собственности на землю. В соответствии со ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК критериями такого разграничения служат:

1) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности расположенных на нем зданий, строений, сооружений, или объектный критерий, согласно которому земельные участки, занятые указанными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, относятся к собственности соответствующих субъектов РФ;

2) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности занимающей его организации, или субъектный критерий, на основании которого субъектам РФ на праве собственности принадлежат земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

Следует заметить, что перечень организаций регионального значения, которые используют земельные участки на каком-либо вещном праве и с нахождением которых закон связывает право собственности субъектов РФ на землю, гораздо уже перечня организаций, используемого для определения федеральной собственности на землю. В него не входят государственные академии наук и организации, созданные и (или) подведомственные государственными академиями наук, а также Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

3) критерий специального законодательного закрепления собственности субъектов РФ на земельные участки и земли, который созвучен первому из рассмотренных основанию возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки (п. 1 ст. 18 ЗК).

Необходимо обратить внимание на то, что из данного критериального разграничения государственной собственности на землю в п. 4 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК установлено исключение для двух субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. К собственности названных субъектов РФ, помимо перечисленных земельных участков, отнесены также те участки земель, которые в соответствии с п. 3 указанной статьи относятся к муниципальной собственности, если они расположены в границах соответственно Москвы или Санкт-Петербурга. Речь идет о внутригородских муниципальных образованиях, под которыми согласно п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ понимаются части территории городов федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Равно как и РФ, субъекты РФ также могут приобретать земельные участки по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Это обусловлено тем, что субъекты РФ, а именно республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в силу положений ст. 124 ГК являются субъектами отношений, регулируемых гражданским законодательством, на основании чего к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей их публично-правового статуса.

В ст. 8 ГК определены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, некоторые из которых могут выступать в качестве юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение права собственности на земельные участки. К таковым, в частности, относятся различные гражданско-правовые сделки, в том числе купли-продажи, мены, дарения и др., судебные решения о признании права на земельный участок, наследование по закону и завещанию и т.п. Также гражданским законодательством установлены специфические способы возникновения собственности на землю, доступные только публично-территориальным образованиям в силу их особого правового статуса: конфискация (ст. 243 ГК), изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК), изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением или используется с нарушением законодательства (ст. ст. 284, 285 ГК) и т.п.

Необходимо отметить, что законодательством в некоторых случаях предусматривается преимущественное право субъекта РФ на приобретение земельного участка в рамках гражданско-правовой сделки. Так, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ (в случаях, установленных законом субъекта РФ, — муниципальное образование) имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 423-ФЗ) перечень оснований возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки был дополнен таким способом, как безвозмездная передача земельных участков субъектам РФ из федеральной собственности.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7365.

Данный способ действует в отношении не всех субъектов РФ, а только в отношении городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона безвозмездной передаче в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга подлежат земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Основанием для безвозмездной передачи таких земельных участков в собственность названных субъектов РФ является их нахождение в пределах территории Москвы и (или) Санкт-Петербурга.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Пункт 2 комментируемой статьи Законом N 53-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2006 года.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает особое основание возникновения права собственности субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на земельные участки, заключающееся в отказе собственника земельного участка от права собственности на него. Данное положение, по сути, призвано не допустить образование бесхозяйных земельных участков на территории городов Москвы или Санкт-Петербурга, что является вполне оправданным с точки зрения востребованности каждого участка земли для обеспечения публичного интереса.

Статьей 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от него служит заявление собственника такого земельного участка. При этом государственная регистрация права собственности субъекта РФ, к собственности которого будет отнесен такой земельный участок, осуществляемая в день государственной регистрации прекращения права собственности на данный земельный участок, не требует предоставления заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Следует добавить, что в соответствии с законами городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга подобные земельные участки могут поступать в собственность внутригородских муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

Другой комментарий к Ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Условия признания права собственности субъекта РФ на землю в целом аналогичны тем, какие требуются для признания права федеральной собственности на землю согласно ст. 17 ЗК РФ. Эти условия установлены в п. 1 комментируемой статьи.

Другие публикации:  Требования к freenas 93

Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

К собственности субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся не только земельные участки, указанные выше, но и участки, указанные в п. 4 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и расположенные в границах этих субъектов РФ. Поэтому в собственности этих субъектов РФ могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

2. Земли особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся к государственной собственности субъекта РФ. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ согласно ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Земли водного фонда также могут находиться в собственности субъектов РФ, как отмечалось в комментарии к ст. 17 ЗК РФ.

Собственность на землю субъектов РФ

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи.

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи. В целом, такие основания повторяют порядок передачи права собственности на земельные участки в государственную собственность.

Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Отдельный субъект государства может обладать правом собственности на определенный участок земли согласно требованиям, установленным на уровне федерального законодательства.

В качестве примера можно выделить закон об установлении на территории страны особых охраняемых территорий. Согласно данному закону определенные земли становятся собственностью отдельных субъектов государства, если речь идет об участках регионального значения.

Кроме того, согласно водному законодательству, участки с располагающимися на них водными объектами, не находящиеся в собственности государства, также относятся к собственности субъектов.

В отдельных случаях законодательными актами устанавливается право собственности на участки за определенными субъектами государства. В качестве примера можно выделить следующие земли:

  • участки земли, которые были предназначены размещения на них объектов краевого значения, согласно федеральному законодательству относятся к собственности Краснодарского края.
  • участки земли, которые были использованы для строительства объектов, необходимых для проведения Азиатско-тихоокеанского экономического саммита, также находятся в собственности Пермского края.

Основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки

Как и само государство, отдельные его субъекты имеют право на приобретение участков земли по тем же основаниям, регулируемым в рамках гражданского закона. В частности, Гражданский кодекса РФ устанавливает, что любой субъект государства может выступать в качестве отдельного участника правовых отношений, если иное не установлено на уровне федерального законодательства или если это не противоречит его публично-правовому статусу.

В Кодексе определены следующие основания для возникновения права на собственность на землю субъектов Российской Федерации:

1. Гражданско-правовые сделки:

2. Судебные решения о необходимости признания за определенным лицом его права на конкретный участок.

3. Документ о получении наследства по закону.

Помимо вышеперечисленных способов возникновения у государственного субъекта права собственности на землю, гражданским законодательством также устанавливается ряд специфических способов получения, среди которых:

  • конфискация участка;
  • изъятие земли для нужд государства или отдельного субъекта государства;
  • изъятие участка, использующегося не по своему целевому назначению.

В некоторых ситуациях в законодательных актах устанавливается преимущественное право приобретения участка именно отдельным субъектом государства.

Разграничение государственной собственности на землю. Критерии разграничения государственной собственности на землю

Помимо вышеперечисленных способов, отдельный регион может получить право собственности на участок в процессе разграничение государственной собственности на землю. Данная процедура осуществляется на основании нескольких критериев.

Отдельно стоит отметить, что установленные критерии не распространяются на три города государственного значения:

Данные субъекты отличаются от всех остальных тем, что к их собственности относится также и муниципальное имущество, при условии, что оно находится в границах данного региона. Здесь речь идет об отдельных частях города, на которых население самостоятельно осуществляет муниципальную власть или через специальные выборные органы.

Земельным кодексом РФ устанавливается определенный перечень критериев, руководствуясь которым осуществляется разграничение государственной собственности на участки земли.

К данным критериям относятся:

  • Критерий, подразумевающий под собой принадлежность определенного участка к публичной собственности располагающихся на нем зданий, сооружений и строений. Согласно данному критерию участки земли, на которых располагаются вышеперечисленные объекты, находящиеся в собственности определенных регионов страны, находятся в собственности данных субъектов государства.
  • Критерий, который подразумевает под собой принадлежность участка к виду публичной собственности располагающейся на нем организации. Также это может быть субъективный критерий, согласно которому определенному субъекту государства на праве собственности принадлежат участки земли, предоставленные в пользование органами федеральной власти отдельным субъектам казенных или унитарных предприятий и некоммерческим организациям, созданным на государственном уровне.
    Здесь стоит отдельно отметить, что исчерпывающий перечень организаций, пользующихся участками на каком-либо вещном праве с расположением которых государство связывает право собственности отдельных субъектов, намного уже полного перечня организаций, в ходе своей деятельности использующихся для определения государственного права собственности на землю.
  • Специальный критерий, который характеризует закрепление земель в собственности отдельно взятых субъектов государства. Данный критерий полностью созвучен первому основанию возникновения права собственности на землю у отдельного субъекта государства.

Отдельно стоит отметить, что данные критерии не распространяются на специально выделенные субъекты – города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Земельный участок как собственность городов федерального значения – Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя

Согласно законодательству городам федерального значения возможна безвозмездная передача земель в собственность.

В частности, на таком основании данным городам могут быть переданы следующие участки:

  • находящиеся в границах военных городков, кроме случаев, когда эти городки являются закрытыми;
  • находящиеся в границах участков земли, которые используются для обеспечения нормальной деятельности располагающихся в городах Вооруженных сил РФ. Участки предоставляются при условии, что данные подразделения выполняют функции по охране организаций и предприятий, осуществляют возложенные на них функции по охране государства в целом и безопасности отдельных регионов.

В качестве основания для осуществления безвозмездной передачи участков в собственности отдельно взятых субъектов страны является их нахождение в городе федерального значения. Решение о подобной передаче должно приниматься специально уполномоченным на это органом государственной власти в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вооруженных Сил РФ.

Субъекты права собственности на землю

В статье рассматриваются частная, государственная и муниципальная собственность на землю, субъекты и объекты права собственности на землю

Вопросы права собственности на землю в России регулируются гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения и прекращения прав на участок земли, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав на землю, а также процедуру их оформления. Источниками земельного права являются Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), федеральные законы. В частности, вопросам права собственности на землю посвящена гл. III ЗК РФ «Собственность на землю»; вопросы регулирования прав на землю рассматриваются в гл. V ЗК РФ «Возникновение прав на землю».

Другие публикации:  Пенсия полковника в отставке

Субъекты и объекты права собственности на землю

В качестве субъектов права собственности на землю в соответствии со ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц» рассматриваются:

  • граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства – с некоторыми ограничениями;
  • юридические лица (в том числе иностранные – с ограничениями);
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Для того, чтобы иметь земельный участок в собственности, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью, а юридические лица — праводееспособностью. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полномочия осуществляются специально уполномоченными органами, которые могут выступать в качестве:

  • собственника;
  • административного органа.

Объектом права собственности на землю является земельный участок, понятие которого закреплено в п. 3 ст. 6 ЗК РФ: это недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользовании и распоряжения своим имуществом.

Субъекты права собственности на землю в РФ

Земля в России может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Это закреплено и в ст. 9 Конституции РФ. При этом в ст. 36 Основного закона РФ специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст. 35 – право частной собственности охраняется законом. По гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

В гл. XVII ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассмотрены основания возникновения вещных прав. В соответствии с ними можно выделить особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком. Так, владение земельным участком представляет собой обладание данным участком как своим (например, для юридического лица – это возможность числить его на своем балансе). Пользование землей – возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д. Распоряжение землей представляет собой возможность для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т.д.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участок, отдавать его в залог. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). При этом владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно земельному законодательству, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешенным использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами. Законом предусмотрено также ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком. Так, ст. 37 ЗК РФ предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения любых нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. V-V.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, также как предусмотренные ограничения права собственности, в гл. VII ЗК РФ.

Вопросы права собственности на землю рассматриваются в следующих статьях ЗК РФ: частная собственность на землю – ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц», государственная собственность на землю – ст. 16 ЗК РФ «Государственная собственность на землю», федеральная собственность на землю – ст. 17 ЗК РФ «Собственность Российской Федерации на землю», «Собственность на землю субъектов РФ» – ст. 18 ЗК РФ, «Муниципальная собственность на землю» – ст. 19 ЗК РФ.

Частная собственность на землю. В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находится любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. В ст. 27 ЗК РФ установлен перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом. Возможность иметь имущество (в том числе земельные участки) на праве собственности входит в содержание правоспособности гражданина, признаваемой в равной мере за всеми гражданами. В некоторых статьях ЗК РФ установлен запрет на приватизацию отдельных видов земельных участков (такой запрет означает недопустимость передачи их из государственной или муниципальной собственности в частную, но если земельные участки уже находятся в частной собственности, например, право собственности возникло до введения соответствующей нормы, то они могут в ней оставаться), – это, например, земельные участки общего пользования на землях населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ), земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).

В п. 3 ст. 15 ЗК РФ названы случаи, когда иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст.214 ГК РФ госсобственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта РФ). От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленных актами, определяющими статус этих органов. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю. В федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Собственность на землю субъектов Российской Федерации. К данному виду собственности отнесены: а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; в) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Муниципальная собственность на землю не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ «муниципальной собственностью» является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов отнесены: а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; б) земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.