Земельный налог исчисляется исходя

20.12.2018 Выкл. Автор admin

§ 3. Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Порядок исчисления земельного налога. Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения права на земельный участок. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения, пользования, аренды на земельный участок.
В законодательстве определен порядок исчисления земельного налога при переходе в течение года права собственности, права пожизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому. В таких случаях земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок. За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.
Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога.
Законодательство о плате за землю устанавливает различные принципы взимания земельного налога и определения ставок земельного налога в зависимости от того, к какой категории земель относятся соответствующие земельные участки, являются ли они землями сельскохозяйственного или несельскохозяйственного назначения, а также в зависимости от их местоположения.

* СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 10.

Основные положения взимания платы за земли сельскохозяйственного назначения состоят в следующем. Статья 4 Закона РФ «О плате за землю» предусматривает, что с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей 25%, это положение не распространяется.
Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной власти субъектов РФ, кроме налога за землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры налога с одного гектара пашни дифференцированы по субъектам Федерации согласно приложению № 1 Закона РФ «О плате за землю». Например, земельный налог с 1 га пашни в Республике Адыгея (Адыгея) составляет 3690 руб.; в Республике Алтай — 740 руб.; Республике Башкортостан — 1725 руб.; Республике Бурятия — 1055 руб.; Республике Дагестан — 2040 руб.; Республике Ингушетия — 2355 руб. и т.д.
Органы законодательной власти субъектов РФ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают конкретные ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ. При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
За земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, земельный налог взимается со всей площади участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей (неденоминированных) за квадратный метр. В 2000 г. размер налога составит 7,2 коп. за квадратный метр.
Органы местного самоуправления вправе с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Иной порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен за земли несельскохозяйственного назначения. Этот порядок дифференцирован в зависисмости от категорий земель.
Статья 8 Закона РФ «О плате за землю» предусматривает, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению № 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода, по общему правилу, взимается в двукратном размере.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. (неденоминированных) за квадратный метр.
Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы — по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель. Налог за земли, предоставленные для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в размере 10 руб. (неденоминированных) за квадратный метр. Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% средних ставок земельного налога для земель поселений численностью до 20 тыс. человек.
За земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов налог взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.
Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесополь-зования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых заготавливается древесина, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, и входит в состав лесных податей.
Что касается налога за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда, то он устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.
Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон. Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной власти субъектов РФ, за древесину, отпускаемую на корню.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.
Земельный налог граждан исчисляется государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
Порядок уплаты земельного налога. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления. Платежи за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления в соответствии с установленными законодательством РФ долями, перечисляются на бюджетные счета РФ в федеральном казначействе, субъекта РФ и соответствующая часть средств — на бюджетные счета органов местного самоуправления. На бюджетные счета РФ в федеральном казначействе соответствующего субъекта РФ перечисляются средства, составляющие плату за землю, в пределах долей, установленных Законом РФ «О плате за землю».
Статья 24 Закона РФ «О плате за землю» закрепила принцип строго целевого использования средств, поступивших в качестве платы за землю. Предусмотрено, что эти средства используются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведение земельного кадастра, мониторинга, охрану земель и повышение их плодородия, освоение новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» действие ст. 24 Закона РФ «О плате за землю» приостановлено на 2000 г. в части целевого использования централизуемого земельного налога и арендной платы. В 2000 г. средства земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, зачисляемые в федеральный бюджет, направляются на проведение мероприятий в рамках Государственной программы повышения плодородия почв, на финансирование приобретения минеральных удобрений и средств химической защиты растений, ведения земельного кадастра и мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования и другие цели. Порядок предоставления указанных средств определяется Правительством РФ.

Другие публикации:  Как правильно заключить договор на ремонтные работы

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

Порядок исчисления земельного налога индивидуальным предпринимателем

Индивидуальный предприниматель намеревается приобрести в начале мая 2010 г. земельный участок, образованный путем выдела доли из земельного участка, находящегося в долевой собственности, для предпринимательских целей. В каком порядке исчисляется земельный налог в отношении такого земельного участка?

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Об этом говорится в п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности (п. 2 данной статьи).

В силу п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, являются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 283-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 г., внесены изменения в п. 1 ст. 391 НК РФ.

Данным пунктом (в ред. Закона N 283-ФЗ) установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

В силу п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 15 и 16 данной статьи.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 2 указанной статьи).

Из положений п. 7 ст. 396 НК РФ следует, что в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок исчисление суммы земельного налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

Таким образом, индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу по земельному налогу и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности.

С 1 января 2010 г. налоговая база по налогу в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, в том числе путем выдела из земельного участка, находящегося в долевой собственности, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки этого участка на кадастровый учет.

В случае приобретения указанного земельного участка в начале мая 2010 г. земельный налог исчисляется исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на дату постановки на кадастровый учет, налоговой ставки и коэффициента, отражающего соотношение количества полных месяцев владения земельным участком (8 мес.) и количества месяцев в отчетном периоде, по следующей формуле:

ЗН = КС x 8 мес. / 12 мес. x НС,

где ЗН — сумма земельного налога;

КС — кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на дату постановки его на кадастровый учет;

НС — налоговая ставка.

Сумма земельного налога уменьшается на суммы подлежащих уплате авансовых платежей (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Сумма авансового платежа за II квартал 2010 г. определяется по формуле (п. п. 1, 6 и 7 ст. 396 НК РФ):

АП = КС / 4 x НС x 2 мес. / 3 мес.,

где АП — сумма авансового платежа.

Сумма авансового платежа за III квартал 2010 г. определяется по формуле:

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Земельный налог должны платить владельцы участков земли, а также те, кто имеет на них право пожизненного владения по наследству или право постоянного пользования. Порядок исчисления земельного налога установлен в гл. 31 НК РФ. Налог на землю должны платить юридические и физические лица, в том числе предприниматели, исходя из кадастровой стоимости и назначения участка.

Как рассчитать земельный налог

Необходимость расчета налога на землю зависит от того, кто является владельцем участка земли. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается местными властями муниципалитетов.

Сумма налога на землю, подлежащая уплате за год, рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.

Базой для расчета выступает стоимость участка по кадастру на 1 января года, за который рассчитывается налог. Стоимость участка по кадастру на дату постановки на учет применяется в случае образования нового участка земли. Информацию о стоимости можно узнать через интернет-сайт Росреестра, выбрав сервис «Справочная информация по объектам недвижимости».

Налоговый кодекс предусматривает два размера ставок по земельному налогу:

Местные власти могут устанавливать ставки, отличные от указанных в НК РФ. Проверить порядок исчисления и уплаты земельного налога, а также ставку налога на землю позволяет сервис ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как уплатить налог на землю

Для предпринимателей и физических лиц налоговый орган самостоятельно производит расчет налога на землю на основании информации, переданной из Росреестра. Инспекция направляет гражданину извещение об уплате налога на почтовый адрес либо в личный кабинет налогоплательщика.

Организации обязаны самостоятельно производить расчет налога, уплачивать его частями в виде авансов и представлять налоговую декларацию по итогам года, подтверждающую правильность исчисленного и уплаченного налога.

Особенности исчисления и уплаты земельного налога

В ситуации, когда право на землю было приобретено или утрачено в течение года, налог рассчитывается особенно, исходя из числа месяцев владения участком. В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий:

Как рассчитать земельный налог в 2019 году (пример)?

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и Земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Пример применения коэффициентов Кв и Ки одновременно вы найдете здесь.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию компаниям нужно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ). Налог по итогам года платят в срок, установленный в регионе, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ).

ВАЖНО! Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными для региона.

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2018 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2018, право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в регионе (из местного земельного закона). Льготы или повышающие коэффициенты этим законом не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2018 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2018 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2018 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2018 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

О том, как поступить в отношении налога, если кадастровая стоимость для участка не установлена, читайте в материале «Как платить налог на землю, если кадастровая стоимость участка не определена».

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные региональным законом льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Для решения вопроса, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Налогообложение использования природных ресурсов. Автор: Пышкина Г.М., редактор: С.Г. Масленникова

Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверя ющий право собственности, владения, использования (аренды) земельным участком.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земель ного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Если землепользование плательщика состоит из зе мельных участков, облагаемых по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья ус танавливается с учетом состава угодий, их качества, площ ади и местоположения. Минимальные ставки земельног о налога за один гектар пашни и других сельскохозяйствен ных угодий устанавливается органами законодательной (пред ставительной) власти субъекта РФ.

При исчислении сумм земельного налога для платель щиков вводятся коррективы на местоположение их зе мельных участков.

Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю». При этом общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленной исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оце­ночной зоне.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения зе мельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

Налог за часть площади земельного участка сверх ус тановленной нормы отвода взимается в двукратном раз мере.

Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и земле устройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы при установлении границ земельного участка в натуре.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государ ственным, кооперативным и индивидуальным), а также под личное подсобное хозяйство, дачные участки, инди видуальные и кооперативные гаражи в границах город ской (поселковой) черты, взимается со всей площади зе мельного участка в размере 3% от ставок земельного нало га, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв. м. Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (по селковой) черты, взимается в 2003 г. со всей площади земе льного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 25,92 коп. за 1 кв. м.

Налоги за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (вклю чая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливаются в размере 25,92 коп. за 1 кв. м.

Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйс твенные угодья аналогичного качества.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельхозугодья согласно – приложению № 1 к Закону. Исчисление налога в соответствии пп. 19 п. 5 Инструкции МНС России от 21.02.2000 №56 «По применению Закона РФ «О плате за землю» юридическими лицами железнодорожного транспорта» за указанные земли должно производиться по единой средней ставки за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов РФ независимо от нахождения полосы отвода железных дорог в городской или сельской местности.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами исчисляется непосредственно этими лицами. Органи зации ежегодно не позднее 1 июля представляют в нало говые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме. По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога представ ляются юридическими лицами в течение месяца с момента их представления.

Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собствен ность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчис ляется начиная с месяца, следующего за месяцем предос тавления им земельных участков.

Учет налогоплательщиков и исчисление налога произ водятся ежегодно по состоянию на 1 июня.

Исчисление земельного налога гражданам производит ся налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога, где указан размер налога и срок уплаты его.

Налоговое уведомление передается физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждаю щим факт и дату его получения. Налоговое уведомление, отправленное по почте заказным письмом, считается по лученным по истечении 6 дней с даты направления заказ ного письма.

Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом (за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России).

При неуплате налога в срок налогоплательщику на правляется требование об уплате налога не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, т.е. не позднее 15 декабря и 15 февраля.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возвра ту по письменному заявлению налогоплательщика или подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогопла тельщика по этому или иным налогам, погашения недоимки.

Налоговые органы имеют право самостоятельно про извести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Заявление о возврате суммы, излишне уплаченной, мо жет быть подано в течение трех лет со дня уплаты указан ной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который про изошла переплата, в течение одного месяца со дня пода чи заявления о возврате.

Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

Арендная плата может устанавливаться как в денеж ной, так и в натуральной форме.

Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ставка земельного налога на 2004 г. за земельные участки, занятые полосой отвода, для организаций железнодорожного транспорта на территории Приморского края рассчитывается следующим образом.

Средняя ставка налога на сельхозугодья в целом по Приморью установлена постановлением администрации края от 11.08.1995 № 420 «Об утверждении ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения и другие земли» (Приложение № 2 и 9) в размере 1385 рублей за гектар.

В 1995 г. в соответствии с абз.3 п. 1 Постановления правительства РФ от 07.06.1995 г. № 562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995 году» для ставок земельного налога за другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 закона РФ «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями), предусмотрен коэффициент 2. С учетом применения указанного коэффициента указанная ставка составит 2770 рублей за гектар (1385*2).

Так как земельные участки, занятые полосой отвода, не являются землями сельскохозяйственного назначения, к ставке налога (2770) руб/га) применяются все коэффициенты индексации ставок земельного налога, установленные для земель несельскохозяйственного назначения.

С учетом индексации ставок налога указанная средняя ставка налога в 2004 г. составит (2770 руб./гах 1,5 (1996 г.) х 2 (1997г.)):1000) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000г.) х 2 (2002 г.) х 1,8(2003 г. х 1,1 (2004 г.) =78,98руб./га. Исходя из вышеизложенного и в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» налог за щемлю, расположенную в полосе отвода железных дорог взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% от ставки налога, установленной за сельхозугодья, и в 2004 году средняя ставка налога с учетом ежегодного округления составит 19,76 руб./га.

ООО «Звезда» имеет в собственности земельный участок под зданием площади 120 кв.метров. Годовая ставка земельного налога 27 р. 96 коп. за 1 кв.метр. Расчитать земельный налог, если сумма налогов равна 3355,2 (27 р. 96 коп. х 120)

1. Какова цель введения в Российской Федерации платы за землю?

2. В каких формах в России осуществляется взимание платы за землю? Кто является плательщиком каждой из этих форм платы?

3. Кто является плательщиком земельного налога и аренд ной платы?

4. Что является объектом обложения земельным нало гом и арендной платы?

5. Какие существуют ставки земельного налога? Кто их устанавливает?

6. Какие существуют льготы по земельному налогу? Кто их устанавливает?

7. Каковы права органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти по установлению льгот по земельному налогу?

8. Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю?

1. Что является основанием для взимания земельного налога:

а) документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования;

в) документ, выданный администрацией населенного пункта.

2. Ежегодным земельным налогом облагается:

а) собственники земли;

3. Налог устанавливается в виде:

а) стабильных платежей за единицу земельной площади в год;

б) платежей за единицу земельной площади в квартал;

в) платежей за землю за месяц.

4. Формами платы за использование земли является:

а) ежегодный земельный налог;

б) нормативная цена земли;

в) арендная плата;

г) всё вышеперечисленное.

5. В каком размере взимается налог по земельным участкам, расположенным в городах и поселках, сверх норм и отвода:

а) в двукратном размере;

б) по полным ставкам земельного налога;

в) по ставкам земельного налога, увеличенным на 15%.

Изучив материалы данной темы, вы узнаете:

– виды экологических платежей, действующие в РФ;

– факторы, влияющие на дифференциацию нормативов платы за загрязнение окружающей среды.

Формы платы за загрязнение природной среды (в гл. 42 второй части НК РФ она обозначена как экологический налог) различны. Эти формы, а также основные методические и организационно-технические приемы контроля за соблюдением правил природопользования представлены на рис. 3. В налоговой системе РФ плата за загрязнение окружающей природной среды существенной роли не играет, поскольку в федеральный бюджет направляется 10% от средств, начисленных предприятиями по всем основаниям (собственно пла­тежи, штрафы и т.д.).

В 2000 г. действующими нормативными актами предусмотрены следующие виды экологических платежей. Назовем основные из них:

– плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

– плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

– плата за размещение отходов;

– плата за другие виды вредного воздействия на природную среду.

Общие свойства платы за загрязнение окружающей природной среды представлены на рис. 3. Базовые нормативы платы и разработанные на их основе конкретные (региональные) ставки экологических платежей определяются в зависимости от видов загрязнения, его тяжести для окружающей природной среды, а также в зависимости от соблюдения предельных (допустимых) норм вредных выбросов, сбросов веществ в водоемы и другого урона, нанесенного экологии. За превышение таких норм экологические платежи увеличиваются в 5–10 раз.

Ежегодно с принятием Закона о бюджете РФ на очередной финансовый год экологические платежи индексируются в соответствии с коэффициентами индексации.

В расчетах платы применяются также коэффициенты экологической ситуации и экологической зависимости состояния водных объектов, установленные по 101 бассейну морей и основных рек. Пределы таких коэффициентов подвижны, они увеличиваются для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, для предприятий Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Повышаются эти коэффициенты для экономических субъектов, хозяйствующих в природоохранных, курортных зонах. На территориях, включенных в международные конвенции, коэффициенты увеличиваются в 2 раза, а для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, – на 20%.

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообло­жения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, не вносят в бюджет экологические платежи, так они указаны в перечне налогов, объединяемых единым налогом по данной системе налоговых обязательств.

Те же основания для невнесения в бюджет экологических платежей имеются и у малых предприятий, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход с определенных видов деятельности.

Большинство экспертов отмечает, что экологические платежи не играют существенной роли в укреплении финансовых основ природоохранной деятельности специализированных экологических фондов.

Незначительная роль этих платежей и в качестве санкционной меры, применяемой к нарушителям утвержденных норм допустимых вредных выбросов в атмосферу и водные источники.

Предприятия, наносящие существенный вред природной среде, не несут сколько-нибудь ощутимых для себя финансовых потерь, поскольку штрафные санкции по своим размерам невелики по сравнению с затратами, которые необходимы предприятию на строительство новых очистных сооружений или модернизацию имеющихся, с тем чтобы привести их в соответствие с высокими технологическими параметрами.

В настоящее время возникает все больше проблем не столько с созданием правовых основ защиты окружающей природной среды, сколько с формированием специального механизма реализации законодательства, защищающего процессы рационального природопользования.

С 1995 г. впервые в УК РФ введена норма, касающаяся ответственности за допускаемые экологические правонарушения. Это следует расценивать как положительный факт.

Однако нуждается в еще большей правовой отработке система административных и финансовых санкций за нарушения экологического равновесия.

Действующие в настоящее время административные и финансовые меры ответственности символичны. Уплачивая незначительные штрафные санкции, предприятия продолжают применять технологии, наносящие колоссальный ущерб природной окружающей среде. Здесь необходимы очень жесткие меры, вплоть до закрытия наносящих вред природе производств.

Рис. 3. Методические основы формирования платы за загрязнение
окружающей среды

Другие публикации:  Льготы для бюджетников хмао