Действующий налог на имущество физических лиц

27.06.2018 Выкл. Автор admin

Налог на имущество физических лиц, механизм исчисления, его совершенствование

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина»

по региональным налогам

на тему: «Налог на имущество физических лиц, механизм исчисления, его совершенствование».

Проверил: Отто В.С.

ГЛАВА 1.Понятие налога на имущество физических лиц……………………. 5

ГЛАВА 2. Объект и плательщики налога на имущество физических лиц……. 7

2.1. Плательщики налога на имущество физических лиц…………………7

2.2. Имущество, признаваемое объектом налогообложения……………. 8

ГЛАВА 3. Налоговая база и декларация по налогу на имущество физических лиц…………………………………………………………………………………..11

3.1. Особенности определения налоговой базы…………………………..11

3.3. Льготы но налогу на имущество физических лиц…………………. 13

3.4. Обязанность предоставления налоговой декларации………………..15

3.5. Особенности определения сроков начисления налога………………15

3.6. Налоговое уведомление и требование об уплате…………………….16

ГЛАВА 4. Пути совершенствования налога на имущество физических лиц…17

ГЛАВА 5. Расчет налога на имущество физических лиц………………………23

В начале XIX в. отмечалось, что государство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Эта взаимосвязь «гражданин-государство» наиболее основательно осуществляется посредством механизма, определяемого налоговым правом. Закрепление Конституцией Российской Федерации права частной собственности как одного из гарантированных государством прав гражданина неизбежно привлекло «внимание» налогового права к отношениям владения имуществом гражданами. И ныне все физические лица должны уплачивать установленные законом налоги.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Задачи налоговой системы — обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица — отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

При уплате налога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Все налоги и сборы с физических лиц взимаются в соответствии Налоговым Кодексом РФ так, что это не препятствует гражданам в реализации ими прав, оговоренных Конституцией РФ.

В данной работе я рассматриваю налог на имущество физических лиц. Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога, которые будут освещены в этой работе и в заключении рассмотрены на конкретном примере.

Множество вопросов и проблем возникает у граждан в связи с незнанием этих особенностей налога на имущество физических лиц. А “незнание законов не освобождает от ответственности”. Наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Закон Российской Федерации “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50 — 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.
Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.

Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены были в порядке исключения автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.

Затем круг объектов налога на имущество по действующему законодательству был существенно заужен. Объектами налогообложения выступало только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, га-
ражи и иные строения, помещения и сооружения. Это изменение остается в силе и по сей день.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, то есть данный вид налога устанавливается Налоговым ко-
дексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, и обязателен для
физических лиц к уплате на территории соответствующего муниципального об-
разования. Иначе говоря, для того чтобы налог действовал, он должен быть узаконен на местном уровне. Для этого местный представительный орган принимает соответствующее решение о взимании налога на имущество с физических лиц.

По общему правилу основные элементы налогообложения (налогоплательщики,
объект налогообложения, налоговая база) устанавливаются на федеральном уровне — в НК РФ или ином федеральном законе.
На местах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут быть установлены налоговые льго-
ты в дополнение к уже установленным НК РФ, основания и по-
рядок их применения.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок взимания налога на имущество физических лиц, явля-
ется Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на
имущество физических лиц» (в ред. Закона РФ от 22.12.1992 N 4178-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 25-ФЗ, от 27.01.1995 N 10-ФЗ, от 17.07.1999 N 168-ФЗ,от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

2.1. Плательщики налога на имущество физических лиц

В соответствии с положениями Закона «О налогах на иму-
щество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Гражданским кодексом
предусмотрен ряд оснований возникновения права собственности на имущество. При этом их мож-
но разделить на две основные группы

1. Первоначальные, когда право собственности на недвижимость возникает впервые.

2. Производные, когда право данного собственника зависит от
прав его предшественника, то есть переходит от предыдущего собственника.-

Итак, обратим внимание на следующий момент: плательщиком налога является только собственник этого имущества .

При этом если собственниками имущества яв-
ляются несовершеннолетние дети, то налог должен уплачивать-
ся родителями, опекунами или попечителями. Налог на строе-
ния, помещения и сооружения за детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, обязаны уплачивать учреждения, в ко-
торых они находятся на полном государственном обеспечении.

При этом налог уплачивается за счет средств федерального бюд-
жета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных вне-
бюджетных фондов и других незапрещенных законом источ-
ников.

В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по почте заказным письмом по адресу его места жительства.

С нового года налог на недвижимость рассчитают от кадастровой стоимости

28 Сентября 2018

В Законодательное Собрание края внесен проект закона, предусматривающий исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 января 2019 года. Такая возможность предусмотрена Налоговым кодексом. Пока налог на имущество в крае исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости.

Проект Закона «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» внесен 21 сентября Правительством Красноярского края и поддержан губернатором.

Согласно ст. 402 Налогового кодекса субъекты Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года должны установить единую дату начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости не производится. При этом предусмотрен переходный период – в первый год применения нового порядка увеличение налога при исчислении налога от кадастровой стоимости по сравнению с рассчитанным от инвентаризационной стоимости не может быть больше чем 20 %.

Под обложение налогом попадают жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также все иные здания, строения, сооружения, помещения (ст. 401 Налогового кодекса).

Кроме действующих льгот для социально-незащищенных категорий населения (пенсионеры, инвалиды и др.), владельцев дачных построек площадью до 50 квадратных метров и других категорий, указанных в ст. 407 Налогового кодекса, предусмотрено предоставление налоговых вычетов всем плательщикам налога на имущество физических лиц, исчисленного от кадастровой стоимости. Налоговые вычеты будут предоставляться путем уменьшения налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) на величину равную кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры или части жилого дома, 10 квадратных метров площади комнаты или части квартиры, 50 квадратных метров общей площади жилого дома (ст. 403 Налогового кодекса).

Решениями муниципалитетов могут быть установлены дополнительные налоговые льготы, а в отношении отдельных объектов налогообложения (недвижимости) ставки могут быть понижены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза. Также могут быть увеличены размеры налоговых вычетов.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на 1 сентября текущего года решение об исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения приняли уже 73 субъекта РФ из 85-ти. В числе них наши ближайшие соседи – республики Бурятия, Хакасия, Тыва, Кемеровская, Новосибирская и Омская области, Забайкальский край.

Предполагается, что принятие закона позволит реализовать принцип всеобщности и равенства налогообложения, обеспечит более справедливое распределение налоговой нагрузки на собственников недвижимости, а также повысит доходы бюджетов муниципальных образований на 284,735 млн руб. в целом.

При действующем порядке исчисления налога (от инвентаризационной стоимости) под обложение налогом не подпадают объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года, так как их инвентаризационная стоимость не определена и у налоговых органов отсутствуют основания для исчисления налога, говорится в пояснительной записке.

Кроме того, «в одном муниципальном образовании существует значительная разница в налоговой нагрузке на владельцев жилья соразмерной площади разного года постройки. Так, например, налог с 1 кв. м площади квартиры в Кировском районе г. Красноярска в многоквартирном доме 1961 года постройки составляет 3,98 рублей, а в доме 2009 года – 47,41 рублей (разница в 11,9 раза). При исчислении налога от кадастровой стоимости суммы налога составят соответственно 6,14 и 19,63 рублей (разница в 3,2 раза)», — подчеркнуто в финансово-экономическом обосновании законопроекта.

Другие публикации:  112-н приказ минфина

В том же документе отмечено, что в настоящее время налоговая нагрузка на налогоплательщиков северной группы городов и районов края значительно выше, чем по остальным группам муниципальных образований края. В муниципальных образованиях Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, города Норильска инвентаризационная стоимость объектов налогообложения в среднем более чем в два раза превышает кадастровую. По этой группе территорий ожидается снижение налоговых поступлений, а рост поступлений налога будет обеспечен за счет вовлечения в налоговый оборот объектов, не имеющих инвентаризационной стоимости.

С учетом правил вступления в силу актов налогового законодательства, установленных статьей 5 Налогового кодекса, вероятнее всего, закон будет принят в ходе текущей сессии краевого парламента.

Какой срок уплаты имущественного налога?

Граждане и организации, обладающие имуществом, обязаны платить за него отчисления в региональный бюджет. При этом необходимо строго соблюдать срок уплаты налога на имущество в 2018 году. В ином случае в отношении гражданина могут быть применены штрафные санкции.

Имущественный налог обязателен к уплате для физических и юридических лиц, имеющих в своей собственности движимое или недвижимое имущество.

Начисление налога производится согласно процентному соотношению налоговой ставки к цене имущества.

Налог начисляется на следующие виды имущества:

  • квартира;
  • комната;
  • жилой дом;
  • студии или ателье даже при временном использовании помещения организацией;
  • постройки хозяйственного назначения до 50 м.кв.;
  • гаражные кооперативы;
  • места для парковки машин.

Определенные категории физических и юридических лиц обязаны уплачивать налог на имущество в связи с законодательными актами, предусмотренных 30 главой НК РФ, а также рядом федеральных и местных постановлений.

Следует сразу отметить, что имущественный налог является местным, т.е. все средства, получаемые государством от его взыскания, перечисляются в бюджет субъекта РФ, где расположено имущество гражданина.

Срок уплаты налога на имущество

Согласно действующему законодательству администрация субъектов РФ вправе самостоятельно устанавливать срок уплаты налога на имущество физических лиц и организаций.

Уточнить этот вопрос можно на сайте ФНС или личным обращением в налоговое отделение.

Физические лица становятся налогоплательщиками, если они владеют следующими объектами недвижимости:

  • домом;
  • квартирой;
  • комнатой;
  • гаражом;
  • местом для поковки;
  • недвижимыми объектами специального назначения;
  • иными зданиями, сооружениями или конструкциями, даже если их постройка еще не завершена.

Помимо этого законом установлены нормы, по которым в налогооблагаемую базу для физических лиц включены строения, расположены на дачных участках. Однако не облагаются налогом площади, относящиеся к общему имуществу в рамках многоквартирных жилых домов.

Сроки уплаты имущественного налога физическими лицами регламентированы Налоговым Кодексом РФ.

Как правило это 1 декабря года, идущего за тем, в котором был рассчитан налог. Если крайний день выплаты приходится на выходной или праздничный день, разрешено отодвинуть срок платежа до ближайшего рабочего дня.

Физическое лицо не имеет права самостоятельно рассчитывать налог. За него это делают работники налоговой службы. После выяснения необходимой к оплате суммы, работники ФНС обязаны уведомить гражданина о необходимости уплаты налога по почте. Это должно произойти не позднее, чем за месяц до крайнего срока платежа по налогу.

В случае более поздней отправки уведомления, гражданин имеет право внести платёж в течение месяца после получения этого документа.

При этом гражданин имеет законное право не уплачивать пени за просрочку относительно 1 декабря или ближайшего к нему рабочего дня.

В случае, если уведомление не пришло из ФНС предполагаемый срок, гражданин обязан обратиться в Налоговую инспекцию за уточнением данных. Возможно, что в налоговой службе нет данных о налогооблагаемом имуществе гражданина. Физическое лицо обязано уведомить налоговых инспекторов о его наличии в соответствии с требованиями НК РФ.

Если гражданину сказали, что информация о его налогооблагаемом имуществе в ФНС присутствует, однако налог ему не начислен по причине небольшой величины или на иных законных основаниях, человек в праве не вносить выплаты в бюджет.

Однако не следует забывать, что на следующий год налогоплательщику вновь должно прийти налоговое уведомление. Согласно действующему законодательству налоговая служба имеет право прислать уведомление и требование о погашении задолженности по налогу за 3 года.

Гражданин будет обязан выплатить сумму налога за текущий период до 1 декабря, а остальные два неуплаченных года, в течение месяца после получения уведомления. В некоторых случаях в налоговой инспекции могут назначить иные сроки выплаты.

Человек может получить в налоговой службе также документ, сообщающий о доначислении налога, который также может быть прислан человеку в течение 3 лет после окончания отчетного периода по соответствующей выплате.

Не исключено что налог не начислялся из-за применения к нему льготы или вычета, предусмотренных законом РФ, а человеку просто не было известно об этом.

В любом случае при затруднении по данному вопросу, гражданину рекомендуется немедленно обратиться в налоговую службу по месту жительства. При этом рекомендуется постоянно иметь с собой документы на право собственности недвижимости и документы, удостоверяющие личность. Получив уведомление из ФНС, гражданину рекомендуется проверить правильность информации в нём находящиеся. Если установленный размер выплаты в документе не соответствует действительности, необходимо срочно обратиться в ФНС, чтобы разобраться в данном вопросе.

Кто имеет льготы по налогу на имущество? Смотрите тут.

Юридических лиц

Налогооблагаемое имущество может также находиться в собственности юридических лиц. Для них также обязательна выплата имущественного налога в бюджет субъекта РФ. Основной особенностью налоговых платежей данной категории граждан является то, что их перечисления в бюджет во многих сферах регулируются различными законами.

Это выражено в том, что сроки уплаты и размеры перечисления по имущественному налогу для юридических лиц устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

Также эта категория граждан обязана ежеквартально перечислять авансовые платежи в бюджет региона. Сумма этих платежей составляет одну четвертую часть от общей суммы, предназначенной к уплате по имущественному налогу.

Однако все зависит от властей региона, так как они могут и дополнить это правило и отменить его. Федеральные нормы регулируют лишь конкретные суммы начисления платежа, а также уплаты имущественного налога за недвижимость, находящуюся на балансе компании.

Некоторые ограничения и особенности наложены государством для недвижимых объектов входящих в единую систему газоснабжения.

В ряде случаев рассматриваемый налог выплачивается ЮЛ по месту нахождения объекта недвижимости. Также, как и физические лица компании и предприниматели обязаны оплатить сумму налога в год, следующий за окончанием отчётного периода. Также данная категория граждан обязана ежеквартальная и ежегодно предоставлять в ФНС налоговую декларацию.

Сроки уплаты ЮЛ имущественного налога различаются в зависимости от региона. Для уточнения данного вопроса необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации объекта недвижимости. Очень часто он ограничивает с 30 марта.

В ряде субъектов РФ крайний срок уплаты имущественного налога варьируется от 30 марта до 10 апреля.

Организации-налогоплательщики обязаны направить подобные документы в местные отделения налоговой службы расположенные по месту регистрации конкретного объекта недвижимости. Налоговые инспекторы должны точно знать, каким образом компания производила расчет имущественного налога.

Если налогооблагаемым имуществом владеют иностранные компании, которые имеют представительства на территории РФ, имущественный налог должен быть ей уплачен по месту регистрации в ФНС.

Порядок внесения средств

Физические лица вносят денежные средства в счет уплаты имущественного налога после получения уведомления из ФНС.

Юридические лица оплачивают налог после подачи налоговой декларации и проверки работниками ФНС правильности произведенных ими расчетов.

Ответственность за несоблюдение сроков

В случае несоблюдения физическим лицом сроков уплаты имущественного налога, сумма данной выплаты будет увеличена за счет начисления пени за каждый день просрочки. Кроме этого налоговая служба вправе оштрафовать налогоплательщика.

Размер штрафа составляет от 20 до 40% от суммы имущественного налога.

Как правило, после наложения подобных санкций человек обязан оплатить долг в течение 8 дней после получения письма из налоговой.

Однако ФНС имеет право увеличить срок погашения недоимки. В случае не перечисления выплаты гражданином в бюджет региона налоговой инспекции будет иметь право взыскать долг через службу судебных приставов. Поэтому даже при отсутствии уведомления из налоговой рекомендуется периодически проверять наличие у себя задолженности на одном из специализированных сайтов.

Есть ли льготы пенсионерам на налог на имущество физических лиц? Информация здесь.

Как начисляется налог на имущество физических лиц? Подробности в этой статье.

Можно ли отсрочить платеж?

Согласно действующему законодательству, у человека есть возможность увеличить себе срок выплаты по имущественному налогу. Для этого потребуется предоставить в ФНС заявление с просьбой о предоставлении подобной отсрочки и доказательства невозможности уплаты денежных средств в установленный период.

Также гражданину потребуется предоставить документы, подтверждающие возможность оплаты им налога в определенный срок.

На видео о сроках уплаты

Действующий налог на имущество физических лиц

Платить налог по–новому будем только в 2019 году.

9 ноября 2017 года на заседании Совета муниципального образования город Балаково приняты два важных решения, которые в ближайшее время будут определять налог на имущество физических лиц на территории города Балаково.

1. На заседании Совета был принят уже давно обсуждаемый населением налог на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. Решение о введении на территории налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости имущества принято во исполнение Закона Саратовской области 26.10.2017г. № 81-ЗСО «Об установлении единой даты начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Решением Совета муниципального образования город Балаково установлены следующие ставки:

▪ 0,3 процента в отношении объектов жилого назначения, гаражей, машино-мест и хозяйственных построек менее 50 кв.м;

▪ 2 процента в отношении объектов, включенных в областной перечень объектов административно-офисного назначения и объектов стоимостью свыше 300 млн.рублей,

▪ 0,5 процента в отношении прочих объектов.

При переходе на новый порядок налогообложения сохраняются все льготы по уплате налога и порядок их предоставления. Налоговым кодексом предусмотрен необлагаемый вычет, т.е. из налоговой базы исключается кадастровая стоимость: 10 кв.м комнаты, 20 кв.м квартиры, 50 кв.м жилого дома.

В городе Балаково применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы в основном снижает размер налога для населения, повышение налога возможно при стоимости имущества (доли имущества) до 300 тыс.рублей. По тем объектам, по которым налог, исходя из кадастровой стоимости превышает налог, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости, будет применяться понижающий коэффициент к сумме превышения: первый год (2018г.) – 0,2, второй (2019г.) – 0,4, третий (20120г.) 0,6, четвертый (2021г.) – 0,8, и только с 2022 года будет уплачиваться полная сумма налога. Первый раз жители Балаково заплатят налог исходя из кадастровой стоимости в 2019 году за 2018 год.

2. В 2018 году налоговые уведомления придут по действующему порядку — исходя из инвентаризационной стоимости с учетом применения коэффициента-дефлятора стоимости имущества. В целях недопущения роста уровня налоговой нагрузки на Совете МО город Балаково Решением о внесении изменений в действующий на территории Балаково порядок начисления налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости внесены изменения в части расширения границ групп суммарной стоимости имущества с учетом коэффициента удорожания на 7,2% к 2016 году. Таким образом сохраняется применяемая в 2016 году ставка налога для соответствующей группы. Принятым Решением также до 4 млн.рублей расширена группа суммарной инвентаризационной стоимости имущества с применяемой ставкой налога 1%. Ставка 2% будет применяться только к объектам свыше 4 млн.руб.

Другие публикации:  Приказ по итогам педсовета в школе

Исчисление и уплата налогов на имущество физических лиц

Исчисление и уплата налогов на имущество физических лиц

Е. Холева,
главный специалист отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В прошлом номере журнала автор затронул правовые вопросы налогообложения имущества физических лиц, а также рассмотрел следующие элементы: плательщики налогов, объект налогообложения, ставки налогов*1. В данном номере проанализированы исчисление и порядок уплаты налогов.
_____
*1 «Налоговый вестник», 2011, N 5,

На основании пп. 1 и 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений по состоянию на 1 января каждого года.

В силу п. 4 Закона N 2003-1 органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестр, его территориальные органы), а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налога, по состоянию на 1 января текущего года по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России).

Порядок расчета инвентаризационной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Таким органом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 является Минэкономразвития России.

Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли, а инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Указанные выше изменения, связанные с законодательным закреплением порядка определения инвентаризационной стоимости доли (части) имущества, были внесены в Закон N 2003-1 Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 года, и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Гражданину на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом (доля в праве 1/3), инвентаризационная стоимость которого составляет 900 тыс. руб.

Сумма налога на имущество физических лиц в отношении такого объекта составит 300 руб., поскольку:

— объект налогообложения — доля в праве общей собственности на жилой дом;

— налоговая база — инвентаризационная стоимость доли в праве общей собственности на имущество, т.е. 300 000 руб., где:

— Инвентаризационная стоимость доли = Инвентаризационная стоимость имущества х Доля в праве, т.е. 900 000 руб. х 1/3);

— налоговая ставка — 0,1%;

— сумма налога = налоговая база х налоговая ставка (300 000 руб. х 0,1% = 300 руб.). Если же жилой дом находится в общей

совместной собственности пяти человек, то сумма налога для каждого составит 180 руб., т.к.:

— объект налогообложения — часть в праве общей собственности на имущество;

— налоговая база — инвентаризационная стоимость части имущества, находящегося в общей совместной собственности, т.е. 180 000 руб., где:

— Инвентаризационная стоимость части имущества = Инвентаризационная стоимость имущества / Число собственников (900 000 руб. / 5 = 180 000 руб.);

— налоговая ставка — 0,1%;

— сумма налога = 180 000 руб. х 0,1% = 180 руб.

До внесения изменений, предусмотренных Законом N 283-ФЗ, в связи с отсутствием единообразной практики исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, в письме Минфина России от 12.04.2008 N 03-05-04-01/19 в целях устранения двойственности толкования положений Закона N 2003-1 разъяснены особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.

В частности, в названном письме указывалось, что поскольку Законом N 2003-1 (в редакции, действовавшей до 2010 года) не были предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливались применительно к суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, сумма налога в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчислялась налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имелось несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчислялась налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки для суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

Например, гражданин имеет в общей долевой собственности (доля в праве — ) две квартиры, расположенные в Москве. Инвентаризационная стоимость каждой квартиры составляет 280 тыс. руб. В этом случае сумма налога на имущество физических лиц в соответствии с порядком, действовавшим до 2010 года, для этого лица составила бы 5600 руб. ((280 000 + 280 000) х 2% х ), поскольку ставка налога определялась исходя из суммарной инвентаризационной стоимости обеих квартир (280 000 + 280 000) и лишь потом к исчисленной сумме налога применялась доля налогоплательщика ( ).

При этом если бы этот гражданин имел в частной собственности квартиру (а не долю в ней), инвентаризационная стоимость которой также составляла бы 280 тыс. руб., то сумма налога составила бы 280 руб. (280 000 руб. х 0,1%).

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц, описанный в письме Минфина России от 12.04.2008 N 03-0504-01/19, нередко оспаривался судебными органами.

Однако в судебных решениях (см., например, кассационное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 18.11.2009 N 33-3035) указывалось о соответствии изложенного Минфином России порядка исчисления налога на имущество физических лиц нормам действующего законодательства РФ и принципу равенства налогообложения.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (определение от 13.03.2008 N 5-П) в налоговом праве равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения.

Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщика должны приводить к одинаковому налоговому бремени и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. В связи с этим определение налоговой ставки исходя из стоимости доли объекта недвижимости в условиях законодательства, действующего до 2010 года, привело бы к нарушению данного принципа, поскольку, следуя ему, долевые собственники несли бы меньшее бремя уплаты налога на имущество физических лиц, по сравнению с уплатой налога единоличным собственником объекта недвижимости.

Принимая во внимание особенности исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой (совместной) собственности нескольких физических лиц, действовавшие до 2010 года, следует отдельно рассмотреть особенности налогообложения комнат в коммунальной квартире.

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ комната является самостоятельным жилым помещением.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственной регистрации подлежит право собственности на жилое помещение (в т.ч. на комнату в коммунальной квартире), ограничения (обременения) прав на него, их возникновение, переход и прекращение.

Таким образом, комната в коммунальной квартире является самостоятельным объектом обложения налогом на имущество физических лиц.

Вместе с тем Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не определены особенности приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах, что способствовало закреплению на региональном и местном уровнях различных способов приватизации жилых помещений: приватизация коммунальных квартир в общую долевую собственность (города Муром, Кострома и др.) или приватизация комнат в коммунальных квартирах (Москва, Белгородская область, Брянск и др.).

При этом приватизация коммунальных квартир в общую долевую собственность не учитывает ст. 16 Жилищного кодекса РФ, определяющую комнату как самостоятельное жилое помещение и, следовательно, самостоятельный объект гражданских прав.

Таким образом, нормативные правовые акты отдельных субъектов РФ и муниципальных образований, предусматривающие приватизацию коммунальных квартир в общую долевую собственность, не соответствующие положениям Жилищного кодекса РФ, не были приведены в соответствие с нормами Жилищного кодекса, вступившего в силу с 1 марта 2005 года.

Учитывая это, в Российской Федерации отсутствует единообразная практика приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах.

Поскольку сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, полученных от уполномоченных органов, порядок расчета непосредственно зависит от действующих на определенной территории нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований о приватизации жилых помещений.

Так, если нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) о приватизации жилых помещений не были приведены в соответствие Жилищному кодексу и в таком субъекте (муниципальном образовании) коммунальные квартиры приватизировались путем передачи жилых помещений в общую долевую собственность, сумма налога на имущество физических лиц до 2010 года исчислялась налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости квартиры и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности налогоплательщика.

Так, в г. Муроме приватизация коммунальных квартир осуществляется на основании Решения Муромского городского Совета народных депутатов от 29.05.2001 N 434 «Об утверждении Положения «О порядке приватизации жилья на территории г. Мурома» также путем их передачи в общую долевую собственность.

Гражданин имеет в собственности комнату в коммунальной квартире. Инвентаризационная стоимость комнаты составляет 150 тыс. руб. (доля в праве 1/10), а квартиры — 1500 тыс. руб. В этом случае, если приватизация комнаты осуществлялась путем передачи ее в общую долевую собственность гражданина, то сумма налога в отношении такой комнаты составила бы 3000 руб. (1 500 000 руб. х 2% х 1/10).

Если нормативные правовые акты субъектов РФ (муниципальных образований) о приватизации жилых помещений были приведены в соответствие Жилищному кодексу и в таком субъекте (муниципальном образовании) приватизация коммунальных квартир осуществляется путем передачи в собственность комнат, сумма налога на имущество физических лиц как до 2010 года, так и в настоящее время исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости комнаты и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности налогоплательщика.

Применительно к вышеописанному примеру, но при условии, что приватизация комнаты осуществлялась путем передачи ее в частную собственность как самостоятельного жилого помещения, сумма налога в отношении этой комнаты составила бы 150 руб. (1 500 000 руб. х 1/10 х 0,1%).

Другие публикации:  Запсибкомбанк кредитный договор

Таким образом, внесенные Законом N 283-ФЗ изменения в Закон N 2003-1 в части признания доли (части) в праве общей собственности в качестве самостоятельного объекта налогообложения, позволили разрешить вышеописанные коллизии, возникшие в правоприменительной практике из-за несовершенства законодательства РФ, ее субъектов и нормативных правовых актов местного самоуправления.

В связи с вступлением в силу Закона N 283-ФЗ начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2009 год письмо Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19 не применяется (письмо Минфина России от 03.12.2009 N 03-05-04-01/98).

В инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» определены особенности исчисления суммы налога на имущество физических лиц в случае, когда у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений, указанное имущество находится на территории одного представительного органа местного самоуправления, установившего по всем объектам единую ставку этого налога.

Законность указанных положений инструкции N 54 была подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 27.12.2001 N ГКПИ 01-1816. Например, согласно Решению Совета города-курорта Анапа Краснодарского края от 25.10.2005 N 133 «Об установлении налога на имущество физических лиц» ставки налога дифференцированы только в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости без учета иных критериев. В описанной ситуации сумма налога на имущество физических лиц будет исчисляться налоговым органом исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов, находящихся в собственности налогоплательщика и расположенных на территории г. Анапа, и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости.

Если на территории представительного органа местного самоуправления налоговые ставки дифференцированы по типу их использования (жилое или нежилое помещение, используемое для коммерческих или некоммерческих (личных) нужд), то налог на имущество физических лиц исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Например, в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 26.10.2005 N 165-II «О налоге на имущество физических лиц» ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества в отношении жилого дома, квартиры, дачи, гаража, долей в праве собственности на это имущество, а также в отношении иных помещений, строений и сооружений (долей в них). В этом случае при исчислении суммы налога на имущество физических лиц в отношении жилого дома стоимость нежилых помещений не учитывается при определении налоговой базы и ставки налога на имущество физических лиц.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 2003-1 налог на имущество по новым строениям, помещениям и сооружениям, возведенным физическим лицом или приобретенным им без перехода права собственности на этот объект, уплачивается с начала года, следующего соответственно за их возведением или приобретением.

В соответствии с п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Таким образом, право собственности на объекты недвижимого имущества возникает у членов потребительских кооперативов, полностью внесших свой паевой взнос, на основании закона.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Учитывая, что право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у членов потребительских кооперативов на основании закона, государственная регистрация права собственности на эти объекты носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.

В связи с этим члены потребительских кооперативов, полностью внесшие свой паевой взнос за недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Вместе с тем налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации.

Учитывая положения действующего законодательства РФ, исчисление налога на имущество физических лиц членам жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных и иных потребительских кооперативов возможно после получения налоговым органом информации о государственной регистрации права собственности членов таких кооперативов, полностью внесших свой паевой взнос.

При этом лица, своевременно не привлеченные к уплате налога на имущество физических лиц ввиду отсутствия у налогового органа информации о приобретении права собственности членов потребительских кооперативов в связи с полной выплатой ими пая, уплачивают налог не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

На основании п. 5 ст. 5 Закона N 2003-1 за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество взимается с наследников с момента открытия наследства. При этом днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 114 ГК РФ).

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога на имущество физических лиц прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло такое право (п. 6 ст. 5 Закона N 2003-1).

Гражданин Иванов по договору купли-продажи продал свою квартиру гражданину Петрову. При этом переход права собственности (т.е. прекращение права собственности на квартиру у Иванова и возникновение права собственности на квартиру у Петрова) был зарегистрирован в ЕГРП 17 апреля. В связи с этим гражданину Иванову необходимо будет уплатить налог на имущество в отношении проданной квартиры за период с 1 января по 31 марта, а гражданину Петрову — за период с 1 апреля по 31 декабря.

Законом N 229-ФЗ внесены изменения в Закон N 2003-1 в части приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой Налогового кодекса РФ. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2011 года.

В силу п. 9 ст. 5 Закона N 2003-1 (в ред. Закона N 229-ФЗ) уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2011 год подлежит уплате налогоплательщиками на основании соответствующих налоговых уведомлений не позднее 1 ноября 2012 года.

Ранее уплата налога на имущество физических лиц производилась налогоплательщиками равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Так, налог на имущество физических лиц за 2010 год уплачивался налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября 2010 года.

Рассмотрим особенности уплаты налога на имущество физических лиц наследниками.

Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).

В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления.

Налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц вручается плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, т.е. не позднее, чем за один месяц до наступления срока платежа.

Таким образом, обязанность физического лица по уплате налога на имущество физических лиц возникает со дня получения налогового уведомления.

Если физическое лицо, получившее налоговое уведомление, не исполнило до своей смерти обязанность по уплате указанной в нем суммы налога, возникшая задолженность согласно п. 3 ст. 44 НК РФ погашается наследниками в соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя.

Налоговое уведомление об уплате указанной задолженности направляется наследникам в случае смерти физического лица, получившего налоговое уведомление и не исполнившего обязанность по уплате указанной в нем суммы налога, налоговым органом при получении им в соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ сообщения о выдаче наследникам свидетельств о праве на наследство.

Если физическим лицом до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц, то при отсутствии его обязанности по уплате налога не возникает и задолженность по этому налогу у наследников умершего физического лица.

В связи с этим в случае, когда на момент исчисления (перерасчета) суммы налога у налогового органа имеется информация о смерти физического лица — налогоплательщика по соответствующему налогу, исчисление (перерасчет) суммы налога в отношении этого лица не производится.

Исчисленные налоговым органом суммы налога на имущество физических лиц, по которым налоговые уведомления не были получены физическим лицом до его смерти, подлежат списанию налоговым органом.

Форма налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц утверждена приказом ФНС России от 05.10.2010 N ММВ-7-11/[email protected]

На основании п. 2 ст. 11 Кодекса местом жительства физического лица признается адрес, по которому это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ.

При отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ для целей законодательства о налогах и сборах место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания, т.е. по месту, где физическое лицо проживает временно по адресу, по которому этому лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, в случае направления налогового уведомления на уплату налога на имущество физическому лицу по почте заказным письмом, оно направляется по имеющемуся у налогового органа адресу места жительства налогоплательщика — физического лица и считается полученным по истечении шести дней с даты направления этого заказного письма.

Согласно п. 10 ст. 5 Закона N 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога на имущество физических лиц, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

При этом возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога на имущество физических лиц в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ.