Где сотрудник дпс имеет право проверять документы

21.10.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Новый регламент ГИБДД вступил в силу. Эксперты о том, стоит ли его бояться

20 октября, 2017

Поделиться в социальных сетях:

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Нужно ли изучать административный регламент водителю?

Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: «Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно».

Остановка вне постов ДПС

По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
«В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно», – объясняет эксперт.

Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. «На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас», – подчеркнул эксперт.

То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. «В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3».

В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
«Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом», – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.

Председатель ВОА добавил, что теперь сотрудник полиции и сам имеет право вести съемку на собственный мобильный телефон.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Отменяются справки о ДТП

Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.

Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.

Фото: ТАСС/Денис Русинов

Как пишет газета «Коммерсантъ», Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.

В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет «Российская газета». В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.

По данным «Российской газеты», в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.

При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

ГИБДД разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях

По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.

«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», – отмечается в документе.

В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений», хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и «удерживающих устройств». Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД

Для любого автомобилиста общение с сотрудниками ГИБДД неизбежно. При этом взаимодействие автомобилиста и работника органов строго регулируется 185 регламентом ГИБДД и другими нормативными документами практически в любом случае. Поэтому для водителей полезно знать — имеет ли право сотрудник ГИБДД так поступать в каждом конкретном случае.

Обязательно нужно максимально полно изучить правовые нормы для обеих сторон, водителю такие знания помогут «разоблачить» недобросовестных работников и с уверенностью отстаивать свои права.

Но в любом случае, нужно всегда понимать, что человеческий фактор имеет место быть даже там, где есть закон. Поэтому, главным пунктом общения должна оставаться вежливость. Инспектор может быть вам несимпатичен, неприятен, но даже если он на ваш взгляд не прав, никогда не нужно переходить на личности. Держите нейтральную атмосферу, оставайтесь спокойным и уверенно говорите о своих правах. А чтобы о них говорить, естественно, о них нужно знать.

О том, на что имеет право сотрудник ГИБДД и какие права имеет водитель можно говорить бесконечно долго, ссылаясь на законодательную базу.

В этой статье водителям предлагается ознакомиться с законностью самых основных и распространенных действий сотрудников ГИБДД.

1. Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать транспортное средство без необходимости?

На самом деле, останавливать автомобиль без необходимости – это не законно. Поэтому, первым делом, когда инспектор остановил ваш транспорт и представился, он должен объяснить причину остановки автомобиля. Основанием для остановки может послужить:

  • Нарушение ПДД, установленное визуально или с помощью специальных технических средств
  • Данные о причастности водителя (а также пассажиров автомобиля) к совершению административного нарушения, ДТП, преступления
  • Опрос водителя и пассажиров автомобиля о подробностях совершения ДТП, преступления, административного нарушения, очевидцами которого вы стали
  • Данные о нахождении автомобиля в розыске, либо его использование в противоправных целях
  • Выполнение решений о запрещении или ограничении движения. Такие решения выносятся уполномоченными должностными лицами или государственными органами.
  • Привлечение водителя или его автомобиля для оказания помощи сотрудникам полиции или участникам дорожного движения.
  • Проверка документов. При этом остановка по этому пункту допустима лишь на стационарных постах, а также при проведении спецмероприятий.

2. Имеет ли право сотрудник ГИБДД стоять в засаде на ТС, которое не является патрульным автомобилем?

Регламент четко прописывает ответ на этот вопрос: контроль за движением, предполагающий использование ТС, которое не является патрульным транспортом, не допускается! Патрульными автомобилями являются ТС с изображением специальной цветографической схемы и оборудованные специальными устройствами для подачи сигналов.

3. Имеет ли право сотрудник ГИБДД проводить осмотр и досмотр автомобиля?

Инспектор имеет право проводить, как осмотр, так и досмотр. Но прежде необходимо разобраться в различиях между осмотром и досмотром. Осмотром является визуальное обследование ТС, а также груза, который в нем перевозится. Существуют определенные основания для остановки автомобиля с целью осмотра: ориентировки, подозрения, что груз не соответствует документации на него, предположение, что транспорт имеет неисправности, а также сверка узлов и агрегатов автомобиля с документами. Поэтому инспектор вправе остановить практически любой автомобиль для проведения осмотра.

В тоже время, водитель имеет право отказаться от него. Однако, такое поведение водителя, равно как и ориентировки и предположения о наличии взрывчатки и т.п., является основанием для проведения досмотра. Досмотр – это обследование автомобиля. То есть, если сотрудник ГИБДД просит открыть багажник – это будет являться досмотром, который должен проводиться в присутствии 2-х понятых (обязательно сторонних людей). По результатам досмотра обязательно должен быть составлен протокол. Поэтому водителям, которым нечего скрывать от инспектора, можно посоветовать отказаться от осмотра, а спокойно предложить перейти на досмотр. Если в ваших действиях не будет ничего подозрительного, то надобность в этой процедуре вовсе отпадет.

4. Имеет ли право сотрудник ГИБДД требовать, чтобы водитель вышел из автомобиля?

Водитель может выйти из своего транспортного средства к сотруднику ГИБДД, либо по собственному желанию, либо по одному из случаев:

  • Для совершения досмотра ТС
  • Для совершения досмотра самого водителя, если он предположительно нетрезв или подозревается в причастности и совершении ДПТ или преступления
  • Для устранения неисправностей автомобиля
  • Для привлечения водителя в оказании помощи другим участникам движения

Поэтому, даже, если вас остановили за нарушение ППД, вы можете подать документы из машины через окно и ждать решение. Если вас не просят, то выходить не нужно.

5. Имеет ли право сотрудник ГИБДД изъять документы?

Если водитель совершил нарушение, которое предусматривает лишение водительских прав, то сотрудник ГИБДД имеет право изъять их у него на месте. Другие документы (свидетельство о регистрации автомобиля, техпаспорт, доверенность, путевой лист и т.д.) инспектор может изъять в ходе следственного производства, если имеются признаки подделки или документы имеют значение доказательств в административном нарушении. Обязательно нужно запомнить порядок проведения изъятия документов: в присутствии двух понятых составляется протокол, при этом сотрудник ГИДБДД должен указать в нем причину изъятия, обоснованную в соответствии со ссылкой на норму права.

Другие публикации:  Развод в ленточных пилах

6. Имеет ли право сотрудник ГИБДД задерживать транспортное средство?

Сотрудник ГИБДД имеет право задерживать транспортное средство в следующих случаях:

  • Если у водителя нет документов, предусмотренных ППД
  • Если водитель управляет ТС с заведомо неисправным рулевым управлением или тормозной системой
  • Если водитель нетрезв или отказывается от медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Если водитель лишен или вовсе не имеет прав на управление ТС
  • Если водитель нарушает правила остановки или стоянки на проезжей части, чем создает препятствия для других ТС

Помните, что вы имеете право на ходатайство для возможности устранения причин задержания вашего ТС на месте. Эту просьбу необходимо записать в протокол.

7. Имеет ли право сотрудник ГИБДД снять номера с ТС?

Государственные регистрационные номера могут быть сняты сотрудником ГИБДД, но строго в следующих случаях:

  • Если ТС оснащено звуковыми и цветовыми приборами, режим и цвет которых не соответствует Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации
  • Если ТС имеет неисправную тормозную систему или рулевое управление
  • Если ТС не прошло государственный техосмотр

Если инспектор, в соответствии с законом, принимает решение о снятии государственных знаков, то водителю обязательно должна быть выдана копия актов изъятия и технического осмотра авто. Запомните: инспектор ГИБДД не имеет права снимать номерные знаки за неисправности, которые не указаны в вышеперечисленных случаях, в том числе и за тонировку!

8. Имеет ли право сотрудник ГИБДД запретить водителю вести аудио- или видеозапись его разговора с ним?

Ответ на этот вопрос однозначен – «Нет!». Водитель имеет законное право снимать или записывать на диктофон свой разговор с инспектором ГИБДД, снимать, фотографировать место ДТП, свидетелей и т.п. Однако водителю важно запомнить, что всю собранную таким образом информацию по закону нельзя использовать публично, но она может стать доказательством в судебных разбирательствах.

9. Имеет ли право сотрудник ГИБДД выписать штраф за перевозку непристёгнутого ремнями ребенка?

Конечно, да! Более того, власти во многих регионах нашей страны активно пытаются донести да автомобилистов необходимость приобретения детских автокресел или иных средств, при помощи которых можно пристегнуть ребенка. Перевозить ребенка в специальном удерживающем устройстве по закону нужно вплоть до достижения им 12 лет.

10. Имеет ли право сотрудник ГИБДД выписать штраф за ксенон?

Если лампочки (их маркировка) не соответствуют фарам ТС, то штраф за ксенон положен. Маркировка для ксенона должна начинаться с буквы D, а если указана маркировка HRC, то в эти фары можно установить галогеновые лампы. Однако фары должны быть желтого, белого или оранжевого цвета. Не допускается эксплуатация белых фар сзади, а красных – спереди. Штраф за ксенон может быть вплоть до лишения прав на срок до года. Запомните: проверять маркировку на соответствие фар и ламп должен инспектор по техническому надзору, делать он это должен на специальном пункте. Более того, в присутствии двух понятых, он обязан составить протокол, так как его действия будут являться досмотром.

11. Имеет ли право инспектор ДПС замерять тонировку на стеклах?

Проверить тонировку по закону сотруднику ГИБДД разрешено. Однако, делать это «на глаз», естественно, не допускается. Разрешается измерение тонировки стекол при помощи специальных (сертифицированных) приборов. При этом требования к этим приборам строго оговорены в Административном регламенте.

12. Имеет ли право инспектор ГИБДД вымогать деньги?

Ответ на это вопрос, конечно же, однозначен и всем хорошо известен: инспектор ГИБДД не имеет права вымогать денежные средства! Этот вопрос затронут в статье для того, чтобы автомобилисты, которые столкнулись с таким фактом, знали — куда им обратиться. Если у вас вымогают взятку или вы столкнулись с другими неправомерными действиями сотрудников ГИБДД, нужно сообщить об этом в подразделения собственной безопасности ГУВД, МВД, УВД субъектов РФ, контрольно – профилактические подразделения ГУВД, ГИБДД МВД, УВД субъектов РФ или же в прокуратуру.

Инспектор имеет право!

Любому водителю, рано или поздно, придется общаться с инспекторами ДПС, если конечно, подобных контактов не было раньше. Но не каждый водитель знает, какие требования сотрудника ГИБДД правомерны, а какие являются превышением должностных полномочий. Инструкторы по вождению расскажут, какие права имеет сотрудник ДПС в отношении автовладельцев, согласно букве закона.

Нужно ли останавливаться?

Любой сотрудник полиции имеет право останавливать автомобиль в том случае, если у него есть веские основания считать, что именно вы совершили (либо намереваетесь совершить) правонарушение, или в том случае, если у него на руках имеется ксерокопия приказа начальника УВД о проведении спецмероприятия, например антитеррористической операции.

Автоинспекторы также могут останавливать транспортное средство на спецпостах ДПС для проверки документов. Причем причину для остановки он может озвучить любую, например проверку вашей адекватности.

Вы обязаны остановиться по требованию сотрудника ГИБДД, в том случае, если вы уверены, что это требование относится именно к вам и оно вам предельно понятно. За невыполнение этого требования вам может грозить штраф от 200 до 500 рублей.

Но при этом сотрудник ДПС должен будет доказать, что его требования были вам понятны, что он останавливал именно ваш автомобиль и что это происходило именно в этом месте, а не каком-либо другом.

Прежде чем отдавать свои документы инспектору, попросите его предъявить удостоверение. Они обязаны удовлетворить вашу просьбу. Выполнение этого простого требования защитит вас от мошенников.

Права инспектора ДПС

  • Инспектор имеет право проверять документы у граждан, в том случае, если у него имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушения или наличия у них запрещенных грузов.
  • Останавливать ТС на постах для проверки наличия у водителей необходимых документов.
  • Останавливать машины, водители которых нарушили ПДД.
  • Обращаясь к участникам движения, инспектор должен представиться, назвав фамилию и звание, а так же причину остановки.
  • Все действия инспекторов должны быть предельно понятны всем участникам движения.

Досмотр, осмотр или обыск

Иногда сотрудники ДПС требуют показать им содержание багажника. Подобное действия называются досмотр, и о нем инспектор должен составить протокол или сделать необходимую пометку. В протоколе он должен предельно четко изложить, что он искал в багажнике.

В досмотре обязательно должны участвовать двое понятых, причем сотрудники полиции не могут выступать понятыми, которые заверят наличие противозаконных предметов.

Если протокол не ведется, а понятых нет, то багажник можно не открывать.

Если вы решили не спорить с сотрудником ДПС и открыли багажник без протокола и понятых, а инспектор обнаружит что-либо незаконное, ни в коем случае не трогайте эти вещи. Так будет гораздо проще доказать факт подлога.

Согласно Закона РФ «О полиции» любой полицейский может провести визуальный досмотр содержимого багажника, ваших карманов, салона автомобиля и личных вещей.

Неподчинение требованиям полицейского может повлечь арест на пятнадцать суток, но основанием для досмотра может быть только серьезные подозрения в перевозке запрещенных предметов или орудий преступления.

Некоторые сотрудник ДПС пытаются обойтись без протокола и понятых, заменяя слово досмотр на осмотр. Но по закону, осмотр может быть только техническим, то есть право на обшаривание багажника он не дает.

Как было сказано выше, досмотр может проводиться только с ведением протокола и в присутствии двух понятых. Но право разрыть ваши личные вещи сотрудник полиции может только в ходе обыска. Однако обыск может проводиться только в рамках ведения уголовного дела и при наличии санкции прокурора. Также требуется присутствие двух понятых и ведение протокола.

Дополнительную информацию о требованиях автоинспектора можно найти в этой статье.

Посмотрим видеосюжет о правах инспектора на досмотр:

Удачи вам на дорогах, соблюдайте Закон и ведите себя достойно с сотрудниками ГИБДД. Того же требуйте и от них!

Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без видимой причины

Кто может остановить транспортное средство? Конечно, только сотрудники ДПС. Остановка транспортного средства без явных на то причин запрещена. К сожалению, об этом знают не все водители. В этой статье будет подробно рассмотрены ситуации, в которых сотрудники ГИБДД имеют ли право останавливать транспортное средство. Чёткие правила остановки автомобиля прописаны в документе — Приказ МВД № 185.

Когда сотрудники ГИБДД имеют право остановить авто

Водителя могут остановить в том случае, если сотрудниками будет зафиксировано нарушение со стороны водителя по ПДД. Например, если водитель совершает обгон в месте, где этого делать не стоит, то он тем самым подвергает опасности жизни пассажиров. И, соответственно, такой водитель должен понести наказание. Но, если это нарушение будет зафиксировано инспекторами. В таком случае сотрудники ГИБДД имеют полное право на остановку транспортного средства.

Также водителя могут остановить, если у сотрудников есть доказательства того, что он причастен к ДТП или административному нарушению. Эти доказательства могут быть, как показаниями свидетелей, данными дежурного или визуально зафиксированные нарушения.

Есть данные о том, что автомобиль находится в угоне. Это могут быть документы, ориентировки или иная информация.

Также сотрудники ГИБДД имеют право остановить транспортное средство, если водитель является свидетелем ДТП или преступления. В этом случае от вас потребуют дать показания в качестве очевидца.

Требуется произвести распорядительно-регулировочные действия.

Требуется предоставить свой автомобиль врачам иди инспекторам.

Также остановка может производиться в том случае, если требуется оказать помощь пострадавшим или сотрудникам полиции.

Если проводятся специальные мероприятия, которые помогают выявить наличие запрещённых грузов или людей, которые находятся в розыске, вас могут проверить полностью, от наличия документов на транспортное средства до того, что находится в багажнике.

Подробное рассмотрение остановки автомобиля — как вести себя с сотрудниками ДПС

Итак, рассмотрим более подробно те моменты, когда вас могут останавливать сотрудники и как себя вести в этом случае.

Сразу надо сказать, что игнорировать требования инспектора об остановке транспортного средства не нужно. Он имеет право произвести задержание. Но, остановить автомобиль в неположенном месте он не может. Есть только два варианта, когда сотрудникам ДПС позволено так делать:

  • Пересечение преступления
  • Остановка автомобиля патрульными машинами с включёнными сигналами.

Двигаемся дальше. Инспектор специальным жестом останавливает ТС, подходит со стороны водителя к машине в некоторых случаях может подойти и со стороны пассажира. Он обязательно должен представиться, назвать ФИО, должность и звание. После этого, сотрудник обязан сообщить водителю по какой причине его остановили.

Если вы сомневаетесь в том, что перед вами стоит сотрудник ГИБДД, вы вправе спросить у него документ, то есть служебное удостоверение. Показать его он имеет только из своих рук. Также, необходимо учитывать тот факт, что сотрудник ГИБДД имеет право выполнять свои функции только после того, как у него на руках будет специальный документ — Приказ руководителя. Если такого документа нет, то все действия инспектора можно расценивать как незаконные. Вы имеете право позвонить дежурному ГИБДД и уточнить этот факт. Советуем иметь при себе распечатку региональных телефонов дежурных частей. Эта информация помогла не одному водителю в нашей стране.

Не стоит торопиться выходить из машины, даже если вас остановили законно. Для начала проделайте все действия, описанные выше. Но, есть ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины:

  • Если вы находить в состоянии алкогольного опьянения;
  • Если необходимо устранить техническую неисправность;
  • Если необходим осмотр автомобиля;
  • Если нужно произвести процессуальные действия — заполнить документы;
  • Если необходима сверка номеров агрегатов транспортного средства
  • Иные случаи.
Другие публикации:  Жена подала на алименты задним числом

Необходимо отметить, если вы вышли из своего автомобиля садиться в машину инспектора спешить не надо. Если же, это необходимо для заполнения документов, то пройти в машину с мигалками все же придётся.

Остановка за езду в нетрезвом виде

Стопроцентной правильной остановкой является остановка водителя в нетрезвом виде. Для этого, необходимы только подозрения инспектора. К ним относятся: неадекватное поведение, запах изо рта, нарушение речи. После остановки инспектор должен произвести освидетельствования и выяснить какова степень опьянения. Оно может проводиться при двух свидетелях на месте остановки тс или же, если нет алкотестера, то на ближайшем посту ДПС.

В том случае, если одна из сторон несогласна с результатами проверки или водитель отказывается его проходить, водитель отправляется на медицинскую проверку в ближайший медицинский центр. Если водитель окажется трезвым, то инспекторы обязаны доставить его до машины.

Необходимо отметить, что при общении с инспекторами вы имеете право использовать любую записывающую технику. Но, и сотрудники ДПС также имеют на это право. Все материалы могут служить в дальнейшем доказательствами.

Какие изменения были внесены в 2016 году

В этом году в регламент №185 было внесено изменение, которое говорит о том, что сотрудники ГИБДД, которые стоят на посту загородных трасс, имеют право остановить ТС в том случае, если они осуществляют контроль на служебном автомобиле и с мигалками. Необходимо отметить, что скрытый патруль не имеет окраски, следовательно и остановить транспортное средство законно он не имеет права.

Если на загородной дороге вам попался такой инспектор, который показывает вам знак для остановки, то вы спокойно можете проехать дальше, если им не нужна помощь.

Помимо этого, если сотрудник ГИБДД обнаружит, что у вас закончилась доверенность на управление автомобилем, то он обязан сопроводить вас до ближайшего города или населённого пункта.

Теперь необходимо перейти к самому разговору с сотрудниками ДПС. Не стоит пугаться остановок, будьте вежливыми и видите себя корректно. Не будьте наивными, не нужно верить и соглашаться с тем, что скажут сотрудники ГИБДД. Конечно, они представители закона, но они такие же люди, как и вы. Не нужно бояться отстаивать свою правоту. Как показывает практика, инспектор ДПС не составляет протокол до тех пор, пока водитель сам не признает свою неправоту. Спорить необходимо до последнего, если ваша вина неочевидна. Можете доказывать свою правоту правилами ПДД, даже если вы не помните их наизусть. Стоит заметить, что и сотрудники ДПС их тоже не помнят наизусть.

Не забывайте, что у вас есть права, но также права есть и инспекторов, поэтому при разговоре не стоит перегибать палку. Выстраивайте свой диалог чётко и по делу.

Ещё несколько моментов, которые нужно запомнить

Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство для проверки документов, но сделать он это может только при наличии определённого поста. В противном случае, водитель имеет полное право не предоставлять документы сотруднику и спокойно следовать своему маршруту. Это ответ на вопрос, могут ли сотрудники останавливать авто без причины. Конечно же, не могут, но причина может быть проверка документов, и чтобы это сделать, вам необходимо будет затормозить.

Отвечая на вопрос о том, кто может остановить и проверить ваше авто, нужно дать однозначный ответ, только сотрудники ГИБДД. Но не спешите показывать им документы. Для начала нужно проверить удостоверение самого инспектора, а также попросить документ, который разрешает выполнять должностному лицу его обязанности.

Инспекторы ДПС могут останавливать автомобили по причине плановой проверки. В этом случае будет осуществлять проверка каждого авто на выделенном участке. Проверка осуществляется и документов, и на наличие запрещённых грузов.

В заключение хотелось сказать, будьте бдительными и пользуйтесь советами из статьи.

Инспекторам ДПС разрешат останавливать машины там, где захочется

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

— Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, — приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом порталу «АвтоВзгляд» сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил Черников.

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам госавтоинспекции останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину можно останавливать только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и фееричная по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» автовладельцев основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь дорожная полиция должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Стоять, права не прятать

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов — то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам «О безопасности дорожного движения» и «О полиции».

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому — несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения — это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона «О полиции» за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобиль без причины?

Нередко автомобилистов останавливают сотрудники ГИБДД, требуют предъявить документы на автомобиль и при этом не называют причину остановки. Остановить автомобиль без причины сотрудник ГИБДД не имеет права. Остановка транспортного средства ограничена 14-ю основаниями.

Основания к остановке транспортного средства перечислены в пункте 84 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (далее – Административный регламент).

Основания к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД

Всего имеются 14 оснований для остановки ТС:

Другие публикации:  Онлайн страховка автомобиля воронеж

НАРУШЕНИЕ ПДД ИЛИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Во-первых, остановка автомобиля будет являться правомерной не зависимо от способа фиксации нарушения. Как правило, визуально фиксируются такие нарушения, как не пристёгнутый ремень, отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, движение без регистрационных знаков и другие нарушения, которые техническим способом зафиксировать невозможно (но это дело времени и технического прогресса). С помощью средств фото-видео фиксации в основном регистрируется превышение скорости. Однако имеются такие нарушения правил дорожного движения, которые фиксируются и с помощью средств фото-видео фиксации и визуально, например, выезд на встречную полосу.

Во-вторых, почему законодатель привел такое широкое основание как нарушение требований безопасности дорожного движения, а не просто нарушение ПДД?

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Данная деятельность включает в себя не только принятие норм, регламентирующих и устанавливающих правила дорожного движения, но и других требований для обеспечения безопасности.

К обеспечению безопасности дорожного движения, помимо правил дорожного движения (ПДД), относятся:

  • требования по охране труда и требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Данные требования в основном касаются водителей специального транспорта (экскаваторы, погрузчики, тракторы)
  • требования к техническому состоянию автомобилей (ст. 16 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Рассмотрим данное требование подробнее.

Несоответствие технического состояния автомобиля стандартам, правилам и руководству по их эксплуатации будет являться нарушением требований безопасности дорожного движения. Например, отсутствие опознавательных знаков (автопоезд, шипы, перевозка детей, глухой водитель и другие), неисправность внешних световых приборов, наличие шин различных размеров на одной оси и другие.

Полный список неисправностей содержится в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Поэтому сотрудник ГИБДД вправе остановить автомобиль не только за нарушение ПДД, но и при явных признаках неисправности транспортного средства.

Также стоит отметить тот факт, что инспектор может остановить автомобиль не только при явных нарушениях, но и их признаков. Признаком является достаточное условие для принадлежности события или действия к тому или иному виду нарушения. Например, степень тонировки невозможно определить при движении автомобиля, поэтому после остановки производятся замеры светопропускной способности стекла специальным прибором.

ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИЦО (ЛИЦ)

Ориентировка представляет собой документ, в котором имеется описание лица или группы лиц (возраст, рост, внешность, одежда и прочее).

Шутка

Обязан ли инспектор предъявить водителю ориентировку?

Согласно п. 89 Административного регламента после остановки автомобиля инспектор должен подойти к водителю, представиться и сообщить причину остановки. Обязанности по предъявлению ориентировки не установлено, также, как и водителю не запрещено требовать предъявить ориентировку. Данный вопрос законодательством не урегулирован. Однако ч. 7 ст. 5 ФЗ «О полиции» установлено, что гражданин должен быть ознакомлен с документами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. Но остановку автомобиля приравнять к ограничению прав и свобод достаточно сложно. Поэтому отказ в предоставлении ориентировки на столько же правомерен на сколько правомерно требование ее предъявить.

Остальные источники данных (информация дежурного, нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства) носят исключительно устный характер и не могут быть проверены документально.

ОРИЕНТИРОВКА НА АВТОМОБИЛЬ

Данное основание отличается от предыдущего объектом розыска. В первом случае это физические лица, во втором – транспортные средства. Ориентировка на автомобиль содержит имеющуюся информацию о нем (марка, модель, гос номер). В требовании предъявить ориентировку сотрудником ГИБДД может быть также отказано.

В данном случае водитель будет выступать в качестве свидетеля (очевидца) ДТП, административного правонарушения или уголовного преступления.

Может ли водитель или пассажиры отказаться от опроса? Нет, не могут. Обязанность дачи показаний предусмотрена ч. 6 ст. 25.6 КоАП и ч. 6 ст. 56 УПК, а ответственность за отказ от дачи показаний – ст. 17.7 КоАП, ст. 308 УК. Как видно, обязанность и ответственность предусмотрена административным и уголовным законодательством и зависит от случившегося события.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ПОНЯТОГО

Понятой – это любое лицо, достигшее возраста 18 лет и не заинтересованное в исходе дела. Функция понятого заключается в визуальной фиксации совершения процессуальных действий должностными лицами. Однако, водитель вправе отказаться выступить в роли понятого. Ответственность за отказ участвовать в качестве понятого не предусмотрена ни административным, ни уголовным законодательством.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ

К экстренным случаям относится:

  • предотвращение и пресечение преступлений или административных правонарушений
  • преследование и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления
  • проезд к мету совершения преступления
  • доставка граждан в мед учреждения для оказания неотложной медицинской помощи
  • отбуксировка с места ДТП поврежденных транспортных средств

В экстренных случаях остановка может быть осуществлена независимо от места и времени суток (п. 6.14 Административного регламента, пп. З п. З ст. 28 Ф3 «О полиции»). За отказ в предоставлении транспортного средства на водителя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 12.25 КоАП РФ.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств. В таком случае инспектор выступает в роли регулировщика.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕЗДА ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ПРОЕЗЖУ СПЕЦТРАНСПОРТА

Организация беспрепятственного проезда к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ

Данное основание является расплывчатым по своему содержанию и, по нашему мнению, дублирует такие основания остановки как использование автомобиля в экстренных случаях, привлечение в качестве понятого, остановки для опроса водителя о каких-либо фактах. Затруднительно представить ситуацию, когда инспектор останавливает автомобиль и просит водителя помочь поменять колесо на служебной машине. Основания для остановки формально есть – помощь сотрудникам полиции, однако обязанность водителя оказывать помощь в данном случае законодательством не предусмотрена.

СПЕЦ МЕРОПРИЯТИЯ

Так называемые рейды – осуществление автоинспекцией запланированных мероприятий в целях устранения массовых правонарушений. Например, сплошная проверка водителей на состояние алкогольного опьянения, проверка наличий лицензий на осуществление таксомоторной деятельности (операция «Таксист»).

Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки. Как и в случае с ориентировкой закон не предусматривает обязанности инспектора предъявлять данную карточку водителю. О проведении спецмероприятия обычно свидетельствуют явные признаки: перекрытие проезжей части, обилие полицейских в бронежилетах, «кордоны» и патрули ОМОНа.

УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ремонтные работы, стихийные бедствия, производственные (техногенные) аварии, пожары и другими чрезвычайные обстоятельства, утечка опасных веществ.

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ

Данное основание применяется для осуществления проверки документов на транспортное средство и право управления им, проверка документов на перевозимый груз.

Для проверки документов законодатель отдельно выделил 4 основания (пункт 106 Административного регламента), однако они из числа рассматриваемых 14.

Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении (пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения), являются:

  1. выявление признаков нарушения правил дорожного движения
  2. наличие ориентировок (иных данных) на водителя
  3. наличие ориентировок (иных данных) на транспортное средство
  4. проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий (спец. мероприятия)

Помимо этого, пунктами 107, 108, 109, 110, 111 Административного регламента предусмотрены и иные основания для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, различных разрешений и лицензий (некоторые виды перевозок подлежат лицензированию), сверки маркировочных обозначений (WIN), проверки государственных регистрационных знаков (номеров), проверки технического состояния автомобиля.

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ

В случае, если водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления или находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются другие основания для их задержания.

Ответить на вопрос «Имеет ли сотрудник ГИБДД останавливать транспортное средство без причины?» прямо «да» или «нет» не совсем корректно, потому что:

  • для остановки автомобиля имеются только 14 оснований
  • неподчинение ЗАКОННОМУ требованию инспектора влечет наложение административного штрафа

Если руководствоваться нормами закона, то остановка автомобиля без причины незаконна. Однако нужно понимать, что оснований к остановке уж очень много и инспектору остается лишь выбрать подходящее.

Необходимые условия для остановки автомобиля

Помимо указанных оснований, сотрудник ГИБДД при остановке автомобиля должен обеспечить определенные условия. Другими словами, останавливать автомобиль где попало инспектору запрещается. Разберемся.

Остановка в светлое время суток

Днем остановка ТС может быть осуществлена по всем основаниям.

Остановка в темное время суток

В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен иметь светящийся жезл (жезл с световозвращающими элементами) и световозвращающее снаряжение (п. 65 Административного регламента). Требования об освещенности участка остановки отсутствует.

Место остановки

Остановка на стационарном посту ДПС

Что является стационарным постом ДПС?

Стационарный пост ДПС (СПДПС) – место, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями (п. 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка»)

На посту остановка может производиться по любым основаниям, а также в любое время суток.

Стоит отметить, что припаркованный автомобиль ДПС не может являться стационарным постом, потому что как минимум автомобиль не является специальным служебным помещением.

Остановка вне зоны стационарного поста ДПС

Остановка не на стационарном посту возможна по всем основаниям. Однако в таком случае у инспектора на груди должен быть видеорегистратор, позволяющий фиксировать его действия и действия водителя. Тем не менее, отсутствие регистратора не является основанием не подчиняться требованию сотрудника ГИБДД.

Остановка под запрещающим знаком

Остановка на запрещенных для остановки участках дороги (не путать со стоянкой) возможна только при осуществлении регулирования движения и при необходимости использования автомобиля в экстренных случаях. Остановка по иным причинам запрещается.

Особенностей остановки автомобиля в черте города или вне населенного пункта не предусмотрено.

Сопоставим основания для остановки с условиями остановки

Часто задаваемые вопросы водителей

Как водителю определить законно ли требование сотрудника ГИБДД остановить автомобиль?

Практически невозможно. Инспектор может аргументировать факт остановки автомобиля банальной проверкой документов. Какой нормальный инспектор признается: «Да у вас такая крутая тачка, просто хотел салон посмотреть… вот и остановил». Остановка ТС по любым основаниям запрещена на неосвещенных участках дороги, а также под знаком «остановка запрещена» (за исключением осуществления регулирования движения или необходимости использования ТС в экстренных случаях). В этих случаях остановка будет явно незаконной.

Что грозит за игнорирование требования инспектора об остановке?

Водитель может быть привлечен к административной ответственности (ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Какие меры воздействия могут быть применены к автомобилисту, проигнорировавшему требование об остановке?

При игнорировании требования об остановке инспектор может применить меры принудительной остановки (преследование, использование спец средств). Водитель не может наверняка знать причину остановки, поэтому во избежание недоразумений ему следует выполнить требования сотрудника ГИБДД и узнать причину остановки.

Предусмотрена ли ответственность сотрудника ГИБДД за остановку ТС без причины?

Если инспектор ГИБДД остановил транспортное средство без основания или в неположенном месте, он совершил административное правонарушение, за которое для должностных лиц предусмотрен штраф до 20 000 рублей (ст. 12.35 КоАП). Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует – практически невозможно.