Административное взыскание за нарушение правил дорожного движения

15.02.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Ответственность водителя. Важные нюансы

Не секрет, что большинство водителей позволяют себе по мелочам нарушать Правила.
И хотя у каждого имеется наготове свое оправдание, не забывайте:
именно «небольшие» нарушения часто приводят к серьезным неприятностям.

То, что за нарушение Правил дорожного движения водителя могут оштрафовать – даже ребенку известно. А если родители этого ребенка перейдут дорогу в неположенном месте?

Да, верно, и их может постигнуть та же участь. Если нарушение произошло на глазах у инспектора ДПС — можете не сомневаться, нарушителям-пешеходам придется раскошелиться на 500 руб.

Стоит заметить, что за последние несколько лет штрафы ГИБДД «кусаются» все сильнее и сильнее.

Если вы — пассажир, и забыли пристегнуться ремнем безопасности, даже сидя на заднем сиденье – тогда готовьте 1000 руб. Водителя в этом случае оштрафуют на такую же сумму, независимо от количества непристегнутых пассажиров в его машине. За подобные нарушения, конечно, наказывают нечасто, но иногда случается.

За что же в нашем случае наказывают пешехода или пассажира? Вообще-то за то же самое, что и водителя — за НАРУШЕНИЕ ПДД. А именно — разделов 4 и 5: Обязанности пешеходов и Обязанности пассажиров. Водителя же за невыполнение пункта 2.1.2.

Из всего сказанного сделаем первый вывод: к ответственности могут привлечь любое лицо, нарушившее Правила, будь то водитель, пешеход и даже пассажир. Это также касается должностных лиц, в том числе, тех, кто отвечают за безопасность дорожного движения.

Нарушения, совершенные по НЕОСТОРОЖНОСТИ: не знал, не увидел, не учел, не освобождают от ответственности, хотя могут повлиять на смягчение наказания.

Процедура привлечения к ответственности за нарушение ПДД чаще всего начинается с инспектора ГИБДД, который фиксирует нарушение и в большинстве случаях тут же определяет наказание.

Согласно презумпции невиновности, каждый человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Подозреваемый в правонарушении может приводить любые доказательства, подтверждающие его невиновность, в том числе отрицать предъявленные обвинения. Доказывать наличие события правонарушения — обязанность органов, привлекающих лицо к ответственности.

Однако возможности фото- и видеоаппаратуры в наши дни достигли значительных высот — поэтому спорить с инспекторами ГИБДД и доказывать их неправоту бывает очень не просто. Да и суды чаще всего безоговорочно встают на их сторону.

Что можно и что нельзя делать инспектору ГИБДД, определено в Административном регламенте МВД РФ. Знать основные положения этого документа будет очень не лишне.

Виды ответственности

Ответственность зависит от серьезности правонарушения и его последствий. Причем, как уже упоминалось, неважно, как именно нарушены Правила: умышленно или по неосторожности.

Ответственность бывает 3-х видов:

Гражданская (обязанность возместить убытки при причинении вреда, например, в ДТП);

Административная (наказание за: нарушение ПДД, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью);

Уголовная (наказание за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти).

Давайте разберем каждый вид ответственности более подробно.

Гражданская ответственность водителя

Говоря проще, возникает в случаях, когда один ГРАЖДАНИН из-за нарушения Правил, причинил ущерб имуществу кого-либо, (например, в результате ДТП). Согласно требованию статьи 1079 Гражданского кодекса (ГК) — тот, кто нанес вред, тот и обязан его возместить. Хотя не редки случаи, когда ущерб возмещают несколько владельцев*: и тот, кто был за рулем и тот, в чьей собственности находится авто.

Получается, что собственник автомобиля может оказаться «без вины виноватым». Помните о таком нюансе, когда будете доверять свой автомобиль кому-либо!

Т.е. гражданская ответственность — это, если хотите, материальная ответственность владельцев авто (и собственника, и водителя) перед пострадавшими.

Согласно 15 статье ГК РФ владелец пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: — расходов на восстановление имущества (ремонт) ; — реального ущерба (стоимости утраты товарного вида); — неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды).

Возьмем пример: водитель, выезжая со двора, не уступил дорогу другому водителю, в результате чего произошло ДТП. В этом случае, на того, кто нарушил ПДД, и будет возлагаться гражданская ответственность — как минимум, привести чужой помятый автомобиль в прежнее состояние.

А если машина виновника оказалось служебной? Тогда, чаще всего, гражданская ответственность возлагается на организацию-владельца авто. А уж со своим горе-водителем начальство само разберется. Однако, если в ДТП серьезно пострадали люди, то уголовная ответственность будет возложена именно на того, кто был за рулем.

Все это так, но как вы знаете, перед тем, как выехать на дорогу, владельцу необходимо иметь действующий полис ОСАГО — Обязательного Страхования Автомобильной Гражданской Ответственности. Для чего же он нужен?

* — Владелец авто — это тот, кто в данный момент сидит за рулем, то есть владеет автомобилем, пусть даже и временно, по доверенности, или на правах аренды. А собственником является тот, кому принадлежит машина. Оба понятия могут относиться как к одному лицу, так и к разным людям. Юридически собственник имеет все права на свое имущество — право пользования, владения, распоряжения.

От чего страхует полис ОСАГО?

Когда вы заключаете полис обязательного автострахования (ОСАГО), вы страхуете именно гражданско-правовую ответственность: в первую очередь, свою собственную, а также всех тех, кто будет указан в этом полисе в качестве допущенного к управлению.

Согласно договору ОСАГО, страховая компания берет на себя обязанность ВМЕСТО ВЛАДЕЛЬЦА возместить причиненный ущерб пострадавшему. Но если сумма ущерба превысит заранее установленный в страховом полисе предел, то возмещать разницу придется из своего кармана.

* — За езду без ОСАГО водителю грозит административная ответственность — штраф от 500 до 800 руб. и запрещение эксплуатации авто. Т.е. на владельца возлагают только штраф и отпускают восвояси. (Автомобиль при этом не задерживается, на штраф-стоянку не помещается). Ровно через сутки любой гаишник вправе снова оштрафовать водителя за отсутствие страховки!

От возмещения вреда освобожден! (Согласно статье 1079 ГК)

Да, могут быть и такие случаи. Например, у человека угнали его машину, и угонщик имел неосторожность стать виновниками ДТП. В этом случае собственник автомобиля освобождается от возмещения ущерба. Ответственность за причиненный вред должно понести лицо, противоправно завладевшее автомобилем.

Разумеется, собственник авто должен доказать, что он к произошедшему ДТП не причастен, в том числе и косвенно. Иначе и ему не избежать наказания за свою оплошность.

Еще случай, когда водитель не будет возмещать причиненный им вред — это ситуации, когда вред возник исключительно вследствие непреодолимой силы. Я даже не знаю, какой пример здесь привести. Ну например, столкновение машин произошло по причине… цунами, извержения вулкана, нашествия саранчи… Продолжите список сами 🙂

От возмещения вреда также освободят, если будет доказано, что вред возник исключительно вследствие умысла потерпевшего. Например, водитель предъявил неопровержимые доказательства того, что владелец пострадавшего авто сам спровоцировал ДТП. О дорожных «подставах» все мы наслышаны.

Административная ответственность водителя

Грубо говоря, административная ответственность — это когда АДМИНИСТРАЦИЯ (в нашем случае — государство), в лице сотрудников правопорядка наказывает нарушителей.

Административная ответственность наступает за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Водителей к административной ответственности чаще всего привлекают за: нарушение ПДД, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Отделался предупреждением?!
Днем, при движении на авто вы забыли включить фары. За это вас остановил инспектор ГИБДД. Или, может быть, вас остановили из-за грязных (нечитаемых) номерных знаков. При этих нарушениях, есть вероятность того, что вы отделаетесь не 500 рублевым штрафом, а всего лишь предупреждением.

Да-да, иногда можно услышать и такие сказочные финалы. Предупреждение, кстати, выносится в письменной форме, для чего составляется постановление (в былые времена-протокол), где будет указано, что водитель не оштрафован, а просто предупрежден.

Превышаем?!
Возьмем более частые нарушения. Водитель превысил скорость чуть более 20 км/ч. За это ему грозит штраф в 500 рублей и никаких предупреждений не предусмотрено. Превышение скорости от 40 до 60 км/ч — карается штрафом от 1000 до 1500 руб., (в реальности почти всегда берите верхний предел).

Ну и самое приятное для инспекторов нарушение — это превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч. За это нарушение предусмотрено, в том числе и лишение* водительского удостоверения, хотя на первый раз запросто можно отделаться штрафом.

* — с 1 сентября 2013 года права на дороге у нарушителей не изымаются(!). ГИБДД оформляет нарушение на месте, а лишать ли водителя прав или нет, решать будет суд. В случае лишения, водитель должен сам сдать водительское удостоверение. На это ему отводится 3 рабочих дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Мы рассмотрели такие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение права управления.

Но есть и другие:

  • административный арест до 15 суток
  • конфискация орудия или предмета совершения правонарушения.

Загреметь на 15 суток можно за злостные нарушения. Например, если водителя лишили прав, а он опять взялся за руль. Либо водитель оказался за рулем в нетрезвом состоянии и при этом без прав (лишен их или забыл дома). При этом, кстати, с правами можно попрощаться на 1,5-2 года и заплатить штраф в 30 тысяч рублей.

Конфискация, (т.е. изъятие навсегда) применяется довольно редко. При этом шансы лишиться автомобиля практически равны нулю. Чаще всего у водителей могут конфисковать незаконно установленные: знаки-шашечки такси, звуковые спец сигналы, «мигалки», самодельное ксеноновое освещение и другие незаконные вещички.

Т.е. если у водителя есть «мигалка» на крыше, но нет на нее законного разрешения, то любой инспектор ГИБДД имеет право «мигалку» изъять, В дальнейшем, по решению суда, ее скорее всего отберут навсегда (конфискуют), а водителя нарушителя, за это нарушение — лишают прав.

Как долго можно не оплачивать штраф?

На оплату административного штрафа отводится срок в один месяц с момента истечения срока обжалования постановления о наложении штрафа, (обычно это 10 дней). Если по прошествии этого времени нарушитель штраф не оплатил, то у него есть еще один месяц, чтобы одуматься. А вот ежели по истечении двух месяцев и десяти дней он не оплатил штраф, то его может ожидать сюрприз в виде наложения двукратного размера изначального штрафа, а то и арест сроком до 15 суток.

Загреметь на полмесяца за неуплату штрафа шансы невелики, а вот не попасть на заграничный курорт можно запросто. За границу должников обычно не выпускают. И такие неприятные обстоятельства иногда неожиданно выясняются прямо в аэропорту.

Другие публикации:  Как вычитается подоходный налог с матери одиночки

Узнать подробно об административных наказаниях вы можете в таблице штрафов ГИБДД за нарушение ПДД.

Уголовная ответственность водителя

Если последствия нарушения ПДД (не дай Бог, конечно) привели к гибели человека или причинили тяжкий вред его здоровью*, то наступает УГОЛОВНАЯ ответственность определенная статьями 264, 268 Уголовного Кодекса.

Натворил дел с серьезными последствиями — значит и ответственность грозит соответствующая. И если, например, после ДТП, в результате экспертизы будет доказано, что водитель, при возникновении опасности для движения не принял возможные меры для остановки транспортного средства, то светит ему реальный тюремный срок.

В подобных случаях, более-менее спасти положение может опытный адвокат. И чем раньше он примется за дело, тем лучше. Да, здесь крутятся большие деньги и не малые сроки лишения свободы. Единственное чего тут не предоставят даже высокооплачиваемые адвокаты — это гарантий исхода дела.

* — тяжкий вред здоровью человека: причинение вреда, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть либо утрату профессиональной трудоспособности.

От ответственности освобожден! Битый перед битым невиновен?!

Оказывается и такое бывает. Мы, кстати, уже рассмотрели некоторые случаи освобождения владельца от ответственности по причине непреодолимой силы или угона.

Между тем, в ДТП могут быть виновны не только водители. А, например, дорожные службы, которые старательно вырыли на дороге яму, а предупреждающие знаки должным образом выставить позабыли. А еще, причиной ДТП может послужить неисправность светофора или несвоевременное устранение рытвины на дороге.

Иски, предъявленные дорожным службам, в нынешнее время не редкость. Да и сотрудники ГИБДД не застрахованы от ошибок, которые могут привести к ДТП с участием водителей автомобилей.

ДТП также может произойти по причине бракованной детали или некачественного ремонта. В этом случае есть вероятность того, что виновным в ДТП признают автосервис или производителя некачественных комплектующих (а может быть даже автопроизводителя).

Для обращения в суд вам обязательно потребуются: наличие чека организации, производившей ремонт, или магазина, продавшего некачественную деталь, а также много терпения, нервов и времени.

Доказать виновность перечисленных лиц и организаций бывает крайне и крайне сложно. Но это не значит, что нужно сложить руки и не отстаивать свою правоту. Хотя, конечно, по-разному бывает: иногда овчинка действительно не стоит выделки.

Для привлечения лица к серьезной ответственности необходим факт нарушения закона! А к какой ответственности привлекут и как сильно накажут, зависит от характера правонарушения и от причиненных им ВРЕДНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ.

Вариант-1. Есть нарушение , но нет вредных последствий
Ситуация: водитель мог остановиться у стоп-линии, но предпочел проскочить на запрещающий сигнал светофора. Все это произошло на пустынном перекрестке, без ГИБДД поблизости. Ну чтож, обошлось! Посчитаем, что водителю на этот раз повезло.

Если же нарушителя ПДД поймал-таки инспектор и выписал штраф, (привлек к административной ответственности), то, в принципе, тоже не худший вариант из возможного.

Вариант-2. Нарушение привело к ДТП с материальным ущербом
. При проезде на запрещающий сигнал светофора случилось незначительное ДТП. В этом случае у нарушителя ПДД возникает гражданская ответственность перед пострадавшим. Но это еще не все. Если авария возникла из-за нарушения Правил дорожного движения, то ГИБДД дополнительно привлечет виновника к административной ответственности.

При действующем у нарушителя страховом полисе ОСАГО, нанесенный материальный ущерб пострадавшему будет оплачивать его страховая компания, но до определенного предела. Собственный автомобиль водителю-нарушителю придется восстанавливать за свой счет. Если, конечно, до ДТП он не заключил полис КАСКО.

Вариант-3. Нарушение привело к ДТП с пострадавшим(и)
. Хотел проскочить, а в итоге создал ДТП с причинением вреда здоровью другому человеку, например пешеходу. Здесь вид ответственности будет зависеть от тяжести нанесенного вреда.

Напомним, если в результате нарушения ПДД причинен легкий или средней тяжести вред здоровью — это административная ответственность. А если последствия более серьезные — тяжкий вред или смерть человека — то это уже уголовная ответственность.

К примеру, такая вот ситуация. После ДТП на водителе — ни царапинки, а пассажир остался инвалидом, (получил тяжкий вред здоровью). Оказывается, за это водителя привлекут к уголовной ответственности, как владельца источника повышенной опасности (автомобиля). Засадят такого водителя за решетку или он отделается условным сроком – зависит от решения суда.

При этом водителя одновременно могут привлечь и к гражданской ответственности: заставят возмещать лечение пассажира в полном объеме. И будет он работать пострадавшему на лекарства, может даже и до конца своих дней.

Как вы могли заметить из приведенных примеров, нарушителя ПДД могут подвергнуть сразу двум видами ответственности.

Вывод: на водителя, как на владельца источника повышенной опасности возложена большая ответственность, чем на всех остальных участников!

Совет!
Не хотите неприятностей на свою голову – стремитесь не нарушать Правила. Даже незначительное нарушение может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Мой собственный грустный опыт меня научил: спешка и нервозность за рулем до добра не доводят. В первую очередь всегда думайте о безопасности.

Важные пояснения и напоминания

При ДТП позаботьтесь о доказательствах виновности нарушителя ПДД!

Как мы уже упоминали, доказывать чью-либо вину обязаны соответствующие государственные органы, привлекающие нарушителя к ответственности. Но если быть точнее, то это правило в полной мере относится к административным и уголовным правонарушениям.

Но в гражданском судопроизводстве дела обстоят несколько иначе: каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается при рассмотрении дела.

Т.е. если например, в результате ДТП, пострадали вы сами или ваше имущество, то в ваших же интересах собрать как можно больше доказательств вины нарушителя и зафиксировать их каким-либо образом или проследить чтобы их зафиксировал инспектор, оформляющий ДТП. (Собирайте доказательства только с соблюдением закона, иначе они не будут приняты в суде).

Используйте все доступные вам способы фиксации нарушения ПДД другим участником и их последствия. Не стесняйтесь пользоваться фото- или видео- съемкой места ДТП. Наличие свидетелей произошедшей аварии будет очень кстати. И часто именно свидетельские показания могут коренным образом повлиять на исход дела.

Но, что не говори, «идеальными» свидетелями являются видеорегистраторы и видеокамеры наружного наблюдения. Порой только кадры, попавшие в объектив электронных устройств, позволяют устранить все разногласия и выявить вину участников.

За что водителей часто лишают прав или разводят на взятки?

Ну и в завершении приведем некоторые нарушения ПДД, за которые можно запросто схлопотать лишение прав:

  • проезд железнодорожного переезда на запрещенный сигнал светофора
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч
  • выезд на встречную полосу через сплошную или двойную сплошную линию

Запомните их и не пытайтесь совершать.

На самом деле список нарушений, за которые лишают прав, гораздо длиннее. Ознакомиться с ним можно в таблице штрафов ГИБДД.

Как только Вы завели двигатель автомобиля, помните, с этого момента на Вас возлагается повышенная ответственность. Ваша жизнь, жизнь рядом сидящих пассажиров, да и многих окружающих, будет зависеть от правильности ваших действий.

Остается пожелать нам всем безопасной дороги и отсутствия поводов для ответственности.

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

К наиболее распространенным санкциям, применяемым при совершении административных правонарушений, связанным с нарушением правил дорожного движения, относятся предупреждение (предусмотрено каждым третьим составом правонарушения) и лишение права на управление транспортным средством (см. ч. 2, 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5, 6 ст. 12.5, ч. 1-2, 4 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1, 3 ст. 12.10, ч. 4, 5 ст. 12.15, ч. 3, 31 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 1 ст. 12.212, ч. 1-2 ст. 12.24, ч. 1 ст. 12.26, ч. 2, 3 ст. 12.27 КоАП, это наказание установлено каждой четвертой санкцией). Эти наказания применяются так часто только при совершении рассматриваемых административных правонарушений, наряду со случаями, установленными гл. 12 КоАП, лишение специального права может быть применено только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.37 (в данном случае установлено административное наказание в виде лишения права охоты), ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5 (лишение права управления воздушным судном), ч. 1-3 ст. 11.7 (лишение права управления судном морского или внутреннего водного транспорта, а также маломерным судном), ч. 1, 2 ст. 11.9 КоАП (лишение права управления морским судном или судном внутреннего водного транспорта, включая маломерные суда).

Лишение специального права устанавливается на максимальный срок в три года при совершении правонарушения, установленного ч. 4 ст. 12.8 КоАП. В данном случае предусмотрен фиксированный, безальтернативный срок лишения специального права на максимально возможный временной период, подобные условия применения этого наказания используются крайне редко.

К характерным особенностям, присущим только административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, следует отнести возможность применения к водителям, — а в случае ч. 2 ст. 12.37 и к владельцам транспортного средства, — административного штрафа, исчисляемого в фиксированной денежной сумме, в размере, установленном санкцией соответствующей статьи КоАП.

Применительно к рассматриваемым правонарушениям максимальный размер административного штрафа для организаций-нарушителей в фиксированной сумме в 1 млн руб. предусмотрен ч. 2 ст. 12.213. Штрафные санкции до 500 тыс. руб. установлены ч. 1-3 ст. 12.4 (в случаях, определенных ч. 2, 3 этой статьи КоАП, предусмотрен фиксированный размер штрафа), ч. 1 ст. 12.211 и ч. 1 ст. 12.212.

При совершении рассматриваемых правонарушений часто применяется фиксированный минимальный размер штрафных санкций в размере 100 руб., в этих случаях штраф представляет собой санкцию, альтернативную административному наказанию в виде предупреждения, и назначается при совершении незначительных проступков (см. ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ч. 1, 2 ст. 12.11, ч. 1, I1, 2, 3 ст. 12.14, ст. 12.20, ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22)2. Другие административные санкции, устанавливающие прямые или косвенные имущественные обременения нарушителя, назначаются редко, к ним относится конфискация, применяемая в качестве дополнительного наказания при совершении проступков, установленных ч. 1-2 ст. 12.4 и ч. 3-5 ст. 12.5.

Предупреждение выносится при нарушении правил дорожного движения, не представляющих значительной общественной опасности (см. ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 1-2 ст. 12.11, ч. 1,11, 3 ст. 12.14, ч. 1 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ч. 1-4 ст. 12.19, ст. 12.20-12.21, ст. 12.22, ч. 1, 2 ст. 12.29, ст. 12.361 КоАП).

Субъектами административных правонарушений являются, как правило, водители транспортных средств, а в редких случаях — пешеходы и иные участники дорожного движения (см. ст. 12.30). В некоторых случаях субъектами правонарушений могут быть только должностные лица (см. ч. 1 ст. 12.31, ст. 12.32 КоАП).

Рассматриваемые административные правонарушения, как правило, не связаны с предпринимательской деятельностью, в этой связи в отличие от правонарушений, предусмотренных гл. 5-11, 13-16, 18-20 КоАП, установлены унифицированные правила квалификации правонарушений, совершенных индивидуальными предпринимателями. Иные правила установлены только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ст. 12.31, ч. 1-3 ст. 12.311 и ст. 12.32 КоАП. Применительно к этим правонарушениям индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную санкциями указанных статей КоАП для юридических лиц. В остальных случаях, если проступок обусловлен собственной предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (см. прим. к ст. 2.4 КоАП). Если нарушение Правил дорожного движения не обусловлено предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности, установленной санкцией соответствующей статьи КоАП для граждан.

Другие публикации:  Возврат товар в эльдорадо

Иные процедуры квалификации субъектного состава рассматриваемых правонарушений используются редко и применяются только при совершении проступков, предусмотренных ч. З1 ст. 12.211 и ч. 1, 2 ст. 12.213 КоАП. Применительно к этим составам административных правонарушений индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в качестве самостоятельных субъектов наряду с гражданами и юридическими лицами.

Публичные должностные лица, например сотрудники Госавтоинспекции и Ространсинспекции, могут быть субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.35 КоАП (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством). Действие иммунитета от административной юрисдикции не распространяется на таких лиц при совершении ими нарушений правил дорожного движения, т.е. они привлекаются к ответственности на общих основаниях и несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (ч. 2 ст. 2.5).

Нарушение правил дорожного движения считается завершенным в момент их несоблюдения, в некоторых случаях для квалификации проступка необходимо доказать причинение телесного (физического) вреда потерпевшему: причинение водителем легкого вреда здоровью потерпевшего или вреда средней тяжести квалифицируется соответственно по ч. 1, 2 ст. 12.24 КоАП. Если легкий вред здоровью потерпевшего был причинен иным участником дорожного движения, например пешеходом или пассажиром транспортного средства, проступок содержит признаки правонарушения, установленного ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Квалификация правонарушений в случае причинения телесного вреда возможна только при неосторожном деянии, умышленное причинение участниками дорожного движения легкого вреда содержит признаки состава преступления (см. ч. 1 ст. 115 УК). Причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти по неосторожности квалифицируется соответственно по ч. 1 ст. 118 и ч. 1 ст. 109 УК. Применительно к рассматриваемым проступкам под правилами дорожного движения понимаются все нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности физических и юридических лиц. Наряду с правилами к таким актам относятся, в частности, правила эксплуатации транспортного средства (см. ст. 12.24 КоАП).

При квалификации некоторых нарушений правил дорожного движения необходимо установить причинно-следственную связь между фактом нарушения и причинением релятивного или реального имущественного ущерба. Косвенные ограничения публичных и частноправовых имущественных интересов обусловлены созданием препятствий для передвижения транспортных средств или пешеходов. Соответствующие правонарушения подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.13, ч. 3 ст. 12.19 КоАП (применительно к созданию препятствий для пешеходов), ч. 4 ст. 12.19 и ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Наряду с имущественным ущербом следствием таких правонарушений может быть причинение морального вреда физическому лицу или ущерба деловой репутации юридического лица. Для таких правонарушений характерно совершение деяния по неосторожности, однако умышленное создание препятствий в дорожном движении квалифицируется по ст. 12.33 КоАП и влечет за собой применение к нарушителю более значимых штрафных санкций.

Причинение реального имущественного ущерба объектам транспортной инфраструктуры (дорожному покрытию, дорожным сооружениям на переездах и др.) влечет за собой применение наказаний, установленных ст. 12.33 КоАП. Следствием повреждения дорожных сооружений в этих случаях является причинение восполнимого ущерба публичным объектам недвижимости (например, находящимся в государственной или муниципальной собственности дорожным сооружениям), сопряженного с временным прекращением их использования по целевому назначению.

Таким образом, для правонарушений, установленных гл. 12 КоАП, характерно применение обременительных санкций, влекущих за собой прямые или косвенные ограничения имущественных прав нарушителя. Такие имущественные ограничения являются следствием применения административного штрафа в максимальном размере (см. ч. 2 ст. 12.213 КоАП) или лишения специального права на максимально допустимый срок (см. ч. 4 ст. 12.8 КоАП). Административные наказания, ограничивающие неимущественные права, например административный арест, применяются значительно реже (см. ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП).

При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с применением специальных технических средств, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело. В этих случаях административное наказание назначается в виде административного штрафа, размер которого должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи. В случае если санкцией предусмотрено применение наказаний в виде лишения специального права или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан ч. 1 ст. 3.5 КоАП (см. ч. З1 ст. 4.1, ч. 3 ст. 28.6, ст. 29.10 КоАП).

При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с помощью специальных технических средств, не применяется презумпция невиновности и бремя доказывания своей невиновности вменяется в обязанность лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения (см. примеч. к ст. 1.5 КоАП).

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РФ
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
2018 год

Выдержки из Кодекса об административных правонарушениях КоАП РФ
(текст по состоянию на 06.06.2018 г. )

2. Административный штраф

3. Конфискация предмета адм. правонарушения

4. Лишение специального права

5. Административный арест

6. Обязательные работы

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пятисот тысяч рублей, а для юридических лиц — одного миллиона рублей.

Размер административного штрафа не может быть менее пятисот рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Порядок исполнения
постановления о наложении административного штрафа

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, не позднее 20 (двадцати) дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Примечание: В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ — Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (60 дней), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.

КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ
ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

— подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

— изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом.

Другие публикации:  Судебная практика по 128 часть 1 коап рф

Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ.

Порядок исполнения
постановления о лишении специального права

Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ГИБДД МВД РФ).

Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники.

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств и другой техники.

По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается.

Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

За нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Примечание: Административное задержание не является видом административного наказания. Административное задержание физического лица (гражданина) на срок до 48 часов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Порядок исполнения
постановления об административном аресте

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста.

Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

В случае уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания административного ареста.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Порядок исполнения
постановления о назначении обязательных работ

Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы.

На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни — до четырех часов после окончания работы, службы или учебы.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 КоАП РФ.