Договор компенсации коммунальных расходов

27.02.2018 Выкл. Автор admin

Договор возмещения коммунальных услуг

«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», 2012, N 10

В ходе проведения проверок соблюдения установленного порядка предоставления имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными (муниципальными) учреждениями, контрольные органы, помимо всего прочего, обращают внимание на заключение учреждениями с арендаторами договоров возмещения коммунальных услуг. Заметим, что данный вид договора прямо не предусмотрен Гражданским кодексом, что вызывает вопросы на предмет правомерности его существования. О сущности договора возмещения коммунальных услуг и его условиях пойдет речь в статье.

Обязанность по содержанию имущества

Прежде чем перейти к договору на возмещение коммунальных услуг, необходимо определить, кто несет обязанность по содержанию имущества и заключению договора на поставку коммунальных услуг.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с гражданским законодательством обязанность по содержанию имущества может быть возложена на иное лицо в следующих случаях:

  • на залогодержателя, если в соответствии с договором залога заложенное имущество находится у него (ст. 343 ГК РФ);
  • на арендодателя, который обязан производить капитальный ремонт, и арендатора, который обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (ст. 616 ГК РФ);
  • на хранителя, который обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи (ст. 891 ГК РФ).

Чаще всего вопросы, связанные с возмещением расходов на содержание имущества, возникают в арендных отношениях.

Как правило, договоры на поставку коммунальных ресурсов заключает собственник помещения. Руководствуясь ст. 545 ГК РФ, в соответствии с которой абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации, собственник помещения может заключить с арендатором договор поставки коммунальных ресурсов. Это правило дублируется и в других нормативных актах.

В частности, в п. 17 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ указано, что абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.

Однако при аренде нежилых помещений в многоквартирном доме дела обстоят несколько иначе.

В соответствии с п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Если способ управления многоквартирным домом не выбран в течение одного года, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по выбору управляющей компании и сообщает о его результатах собственникам помещений в многоквартирном доме.

В этом случае исходя из п. 5 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с выбранной управляющей организацией.

Довольно часто собственники помещений в многоквартирном доме возлагали на арендатора обязанность по заключению договоров с управляющей компанией. Однако в Постановлении от 12.04.2011 N 16646/10 Президиум ВАС РФ признал подобное условие договора аренды незаконным, указав, что в силу положений ст. ст. 158 и 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не могут возлагать на арендатора обязанность по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов.

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15222/11 указано, что собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества дома. Согласно ст. 39 ЖК РФ именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.

Таким образом, если за государственным (муниципальным) учреждением закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение в многоквартирном доме, оно должно заключить договор управления с управляющей организацией, а в договоре аренды может предусмотреть условие, в соответствии с которым обязанность по оплате коммунальных услуг будет нести арендатор. Казалось бы, что в этом случае собственник ограждает себя от какой-либо ответственности.

Однако имеется судебная практика, в соответствии с которой если арендатор не исполнял обязанность оплачивать все коммунальные и эксплуатационные расходы по арендованному нежилому помещению, то управляющая организация должна предъявлять соответствующие требования собственнику помещения, а не арендатору.

В частности, в Постановлении ФАС МО от 11.04.2012 N А40-10935/11-57-86 указано: «ссылка департамента имущества о том, что обязанность по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг возложена договором аренды на арендатора помещения, отклонена судом по следующим основаниям.

Департамент имущества, действующий от имени собственника нежилого помещения, в силу закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.

Непосредственно на арендатора данного имущества в силу положений ст. ст. 161 и 162 ЖК РФ обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов возложены быть не могли.

Ссылка на то, что такая обязанность арендатора вытекает из пункта 5.4.2 договора аренды, является несостоятельной, поскольку указанный договор регулирует отношения собственника и арендатора».

Таким образом, государственное (муниципальное) учреждение, передающее в аренду помещения, должно понимать, что указанное выше условие договора аренды об обязанности арендатора оплачивать коммунальные услуги никоим образом не освобождает его от ответственности перед поставщиком коммунальных услуг в случае их неоплаты арендатором.

Понятие и содержание договора возмещения коммунальных услуг

В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается в виде:

  • определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  • предоставления арендатором определенных услуг;
  • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты.

Между тем согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

К расходам на содержание имущества относятся расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг (Постановление ФАС СЗО от 13.09.2011 N А13-10461/2010), технического обслуживания и содержания помещения (Постановления ФАС МО от 19.04.2011 N КГ-А40/3216-11, от 30.06.2011 N КГ-А41/6391-11).

Согласно п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 66 возложенные на арендатора расходы по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не могут рассматриваться как форма арендной платы.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой».

Расходы по содержанию арендованного имущества определить в фиксированной сумме практически невозможно, так как они зависят от потребления и тарифов, которые изменяются. В этой связи в договоре аренды стороны предусматривают, что арендатор несет обязанность по оплате расходов арендодателя на содержание переданного в аренду имущества.

Рассмотрим типичную ситуацию.

В Постановлении ФАС ВВО от 12.08.2009 N А29-10563/2008 указано: «как следует из материалов дела, унитарное предприятие (арендодатель) с согласия собственника и арендатор заключили договор о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество под размещение персонала и технических служб.

Согласно пункту 2.2.2 договора арендатор обязался в течение пяти дней с момента подписания заключить с арендодателем договор на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги.

На основании договора аренды арендодатель и арендатор заключили договор на возмещение коммунальных услуг и эксплуатационных расходов, по условиям которого арендатор пользуется и возмещает арендодателю в полном объеме все коммунальные услуги и эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием арендованных помещений и прилегающей к ним территории».

Принимая во внимание содержание п. 2 ст. 616 ГК РФ, можно сделать вывод, что прямой необходимости в заключении отдельного договора на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов у сторон нет. Однако в некоторых случаях контролирующие органы считают (не вполне основательно), что, если соответствующая обязанность предусмотрена в договоре аренды, наличие договора на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов обязательно.

В частности, в Постановлении ФАС УО от 04.08.2010 N Ф09-5859/10-С1 указано следующее: «территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике проведена проверка правомерности и эффективности использования прокуратурой средств федерального бюджета, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также имущества, находящегося в федеральной собственности, по результатам которой составлен акт. В акте, в частности, указано, что в нарушение п. 2 ст. 616 ГК РФ, п. 3.5 договора аренды помещения с индивидуальным предпринимателем, отдельный договор на возмещение коммунальных услуг не заключен.

Другие публикации:  Как установить моды на майнкрафт 172 лицензия

В ходе судебного разбирательства установлено, что Территориальным управлением Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом (арендодателем), предпринимателем (арендатором), и прокуратурой (балансодержателем) заключен трехсторонний договор аренды на сдачу в аренду федерального нежилого фонда согласно которому арендодатель при участии балансодержателя сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение для использования под столовую.

В соответствии с п. 3.5 договора амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуги, эксплуатационные расходы, налог на имущество в состав арендной платы не включаются и возмещаются арендатором балансодержателю по отдельным договорам (соглашениям).

Между предпринимателем и прокуратурой заключено дополнительное соглашение к названному договору, согласно которому сторонами установлен порядок возмещения расходов за коммунальные услуги.

В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, при этом арендная плата начисляется до возврата имущества арендатору.

Пунктом 2 ст. 616 ГК РФ определено, что расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды, обязан нести арендатор.

Таким образом, с учетом положений ГК РФ и условий спорного договора и соглашения расходы (затраты) по оплате коммунальных платежей, в том числе расходы по технической эксплуатации инженерных сетей здания, расходы на электро-, тепло-, водоснабжение и другие, несет арендатор.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что нарушения договора и положений ГК РФ в рассматриваемом случае отсутствуют».

Целью договора на возмещение коммунальных услуг является возмещение затрат арендодателя по оплате коммунальных услуг. В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам в составе коммунальных услуг перечислены услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам).

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» к жилищно-коммунальным услугам относятся услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, по вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

Однако сами коммунальные услуги арендодатель не оказывает, а лишь предоставляет помещение во временное пользование со всеми коммуникациями, позволяющими эксплуатировать его по целевому назначению. Следовательно, предмет договора возмещения коммунальных услуг должен быть сформулирован следующим образом: «Арендодатель обязуется обеспечить передаваемое в аренду помещение электроэнергией, холодным водоснабжением, горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением (далее — «коммунальные услуги»), а Арендатор обязан возместить Арендодателю затраты на оплату коммунальных услуг согласно показаниям счетчиков (приборов учета) или нормативам потребления».

Следует отметить, что договор возмещения коммунальных ресурсов заключается не только между сторонами договора аренды. Есть случаи его заключения между сторонами договора купли-продажи, по условиям которого помещение приобретается в общую долевую собственность (Постановление ФАС ВСО от 19.06.2008 N А74-2588/07-Ф02-2608/08). Скорее всего, это вызвано тем, что продавец первоначально заключает договор с поставщиками коммунальных ресурсов на все здание.

Как уже было указано выше, Гражданским кодексом договор возмещения коммунальных услуг не предусмотрен, однако, следуя принципу свободы договора, закрепленному в ст. 421 ГК РФ, стороны вправе заключить такой договор, что подтверждается и судебной практикой.

Так, в вышеуказанном Постановлении ФАС ВСО от 19.06.2008 N А74-2588/07-Ф02-2608/08 указано: «по условиям договора ответчик принял на себя обязательство, в том числе по обеспечению помещения электроэнергией, а истец обязался возместить ответчику затраты на электроэнергию согласно показаниям счетчиков.

На основании ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Обязательственные отношения сторон вытекают из договора, являющегося по своему содержанию договором возмездного оказания услуг.

Заключение договора на возмещение коммунальных услуг и эксплуатационных расходов по содержанию и обслуживанию помещения не противоречит ст. 421 ГК РФ«.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Письмом Минимущества России от 17.09.2001 N НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования» расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором, за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги регулируются заключенными договорами. Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы в состав арендной платы включаться не должны. Платежи по ним производятся арендатором по отдельным договорам на коммунальные и эксплуатационные услуги, заключенным с организацией-арендодателем.

Интересным является тот факт, что в некоторых случаях при разрешении споров, возникающих из договора возмещения коммунальных услуг, ссылаются на нормы гл. 39 ГК РФ.

Так, в Постановлении ФАС МО от 22.03.2012 N А40-35711/10-28-235 указано: «арендатор не произвел оплату по договору возмещения коммунальных и прочих расходов, чем нарушил п. 5.1 указанного договора.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В пункте 1 ст. 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст. ст. 614, 781 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), а также обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг».

Учитывая, что на дату судебного заседания арендатором не представлено доказательств своевременного внесения арендной платы и коммунальных платежей, а материалами дела установлено существенное нарушение ответчиком сроков внесения арендных и коммунальных платежей, суды обоснованно пришли к выводу, что договор аренды и договор на возмещение коммунальных и прочих расходов подлежат расторжению.

Признание договора на возмещение коммунальных услуг разновидностью договора возмездного оказания услуг видится весьма спорным.

Необходимым условием договора на возмещение коммунальных услуг является порядок определения указанных расходов и их возмещения.

В связи с тем, что на большинство коммунальных услуг установлены тарифы, в договоре на возмещение коммунальных услуг необходимо указать, что сумма компенсации расходов по оплате коммунальных услуг определяется на основании счетов, выставленных поставщиками коммунальных ресурсов (управляющей компанией при аренде помещений в многоквартирном доме) в установленном порядке.

Особенности налогообложения

В Письме УФНС России по МО от 03.02.2005 N 21-27/28632 «О налогообложении коммунальных расходов, компенсируемых арендатором арендодателю» указано: если возмещение арендатором арендодателю расходов по содержанию и эксплуатации арендованного имущества (коммунальные расходы, амортизационные отчисления, налог на имущество) предусмотрено договором аренды, то такие платежи должны учитываться у арендодателя в качестве арендной платы в составе внереализационных доходов или доходов от реализации, а у арендатора, соответственно, в составе внереализационных расходов.

Если на возмещение вышеуказанных расходов между сторонами заключен отдельный договор, то данные платежи должны учитываться у арендодателя в составе доходов от реализации в силу п. 2 ст. 249 НК РФ, согласно которому выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме, а у арендатора данные платежи не будут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

Отдельно отмечено, что расходы по коммунальным платежам, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, будут учитываться в составе материальных расходов у той стороны, у которой заключены прямые договоры с организациями — поставщиками коммунальных услуг, то есть у арендодателя.

Что касается бюджетных учреждений, согласно Письму УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56624 бюджетная организация — арендодатель обязана включить сумму компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги, полученную от арендатора, во внереализационные доходы, подлежащие налогообложению. При этом для целей налогообложения прибыли сумма коммунальных и эксплуатационных платежей в части, приходящейся на арендатора, может быть учтена у бюджетного учреждения в зависимости от источников финансирования в составе расходов в порядке, установленном ст. 321.1 НК РФ.

Однако имеется судебная практика, в соответствии с которой суммы, полученные на расчетный счет от арендаторов в счет возмещения коммунальных услуг и затрат по электроэнергии, нельзя признать внереализационным доходом бюджетного учреждения, так как данные суммы были полностью перечислены организациям, оказывающим такие услуги в сдаваемых бюджетным учреждением в аренду нежилых помещениях (Постановление ФАС ВСО от 21.03.2007 N А74-3165/06-Ф02-1481/07).

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что договор компенсации коммунальных услуг является факультативным договором договора аренды и упрощает (при грамотном подходе к его составлению) отношения арендодателя и арендатора, связанные с возмещением расходов на содержание арендованного имущества.

Договор возмещения расходов по оплате коммунальных услуг

г. Москва «___» ___________ 201_г.

Открытое акционерное общество «_______________________________» (сокращенное наименование — ОАО «__________»), именуемое в дальнейшем «Исполнитель» в лице Генерального директора _______________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «____________________________________» (сокращенное наименование — ООО «___________»), именуемое в дальнейшем «Потребитель», в лице генерального директора _______________, действующего на основании Устава, с другой стороны, а вместе именуемые Стороны, заключили настоящий договор возмещения (далее – «Договор») о нижеследующем:

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Помещения – нежилые помещения, занимаемые Потребителем и расположенные по адресу: г. Москва, ул. ________________________, д. __, строение № __, общей площадью _______ кв.м., на праве ________________, запись регистрации _________________, свидетельство серии _______ № ________________ (копия свидетельства — Приложение № 1).
1.2. Услуги – поддержание в надлежащем санитарном состоянии прилегающей к Помещениям внутренней территории двора строения № _, расположенного по адресу: г. Москва, ул. _______________________, д. __, в соответствии с действующими в г. Москве требованиями и нормами, а также обеспечение предоставления Потребителю коммунальных услуг по подаче электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды, вывозу твердых бытовых отходов и обеспечение вентиляции помещений Потребителя.
1.3. Инженерные сети — инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления Услуг и расположенные по адресу: г. Москва, ул. _______________________, д. __, строение № _ (далее – «Здание»).
1.4. Граница раздела ответственности – граница в Инженерных сетях Здания, определяющая ответственность Сторон по надлежащему их содержанию в соответствии с действующими в г. Москве требованиями и нормами и утвержденная Сторонами в Акте разграничения эксплуатационной ответственности (Приложение № 2).

Другие публикации:  Типовой договор для опта

2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
2.1. В соответствии с настоящим договором возмещения Исполнитель обязуется оказывать Потребителю Услуги установленного качества, а Потребитель обязуется оплачивать оказанные Услуги.
2.2. Договор возмещения считается заключенным с момента его подписания Сторонами и действует шесть месяцев.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
3.1. Потребитель в течение месяца, следующего за оплачиваемым месяцем, производит оплату Услуг Исполнителю, на основании счёта, выставляемого Исполнителем в соответствии с затратами и расчётами приведенными в прилагаемом к Договору расчёте (Приложение № 3).
3.2. Оплата Услуг производится в безналичной форме на расчётный счёт Исполнителя, указанный в разделе 7 настоящего Договора, в течение пяти рабочих дней с даты получения счёта.
3.3. В случае изменения стоимости Услуг, оно обосновывается Исполнителем, с приложением документов организаций, оказывающих ему коммунальные услуги, связанные с эксплуатацией Здания, на основании которых такие изменения произошли, а также иных оправдательных документов.
3.4. Обязанность Потребителя по оплате оказанных Услуг считается исполненной с момента перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
3.5. В случае просрочки Потребителем оплаты Услуг и перечисления иных, причитающихся в соответствии с договором возмещения Исполнителю платежей, Потребитель выплачивает Исполнителю пеню в размере 0,1 % (одна десятая процента) от суммы долга за каждый день просрочки.
3.6. Дополнительные Услуги (не указанные в настоящем Договоре), оказываемые Исполнителем Потребителю оплачиваются в соответствии с дополнительными соглашениями.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
4.1. Исполнитель обязан:
4.1.1. Обеспечить оказание Услуг установленного качества.
4.1.2. Своевременно ставить в известность о проведении профилактических, ремонтных, экстренных и неотложных работ и работ, требующих дополнительных финансовых затрат.
4.1.3. Согласно Акту о разграничении эксплуатационной ответственности (Приложение 2 к Договору) поддерживать в постоянном рабочем состоянии свои Инженерные системы с целью оказания по настоящему договору возмещения Услуг установленного качества.
4.1.4. Ежемесячно, выставлять счет, с приложением расчёта выставляемой суммы и документов, на основании которых производился этот расчёт, а также акты и счета-фактуры.
4.1.5. В случае изменения стоимости Услуг, уведомить об этом Потребителя с приложением оправдательных документов.
4.1.6. По запросу Потребителя производить сверку платежей, произведенных по настоящему договору возмещения, в течение десяти календарных дней с момента получения запроса.
4.2. Исполнитель вправе:
4.2.1. Ежемесячно направлять Потребителю для подписания акты оказанных Услуг по Договору.
4.2.2. Требовать возмещения убытков, понесённых по вине Потребителя, его деловых партнеров и посетителей, вследствие нарушения ими норм эксплуатации Помещений, несвоевременного внесения платежей, предусмотренных Договором или невыполнения других обязательств по Договору.
4.2.3. Вносить изменения в свои инженерные системы и оборудование Здания, а также прекращать обслуживание, обеспечиваемое в их отношении, при этом данные действия Исполнителя не должны существенно ухудшать оказание Услуг Потребителю.

Весь образец договора возмещения расходов по оплате коммунальных услуг в прикрепленном файле.

Помещение сдано в аренду: как правильно перевыставлять коммунальные платежи

ООО, применяющее общую систему налогообложения, является собственником помещения, которое сдает в аренду. По условиям договора арендатор компенсирует арендодателю коммунальные услуги. Управляющая компания не является плательщиком НДС. Как правильно перевыставлять коммунальные услуги и вести учет в налоговом и бухгалтерском учете коммунальных платежей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если договор аренды содержит условие, что арендная плата не включает в себя коммунальные услуги и они компенсируются арендатором, то перевыставление коммунальных услуг арендодателем не признается реализацией для целей обложения НДС. При этом при перевыставлении рассматриваемых услуг к документу (счету на оплату перевыставляемых услуг) следует приложить копии документов, выставляемых управляющей компанией.

Поэтому сумму коммунальных услуг арендодатель перевыставляет арендодателю без начисления НДС. При этом, по мнению финансового ведомства и налоговых органов, денежные средства, полученные от арендаторов в качестве компенсации коммунальных услуг, признаются внереализационным доходом арендодателя. Одновременно затраты арендодателя на оплату этих услуг учитываются в расходах.

Для начала отметим, что законодательство не содержит такого понятия, как «коммунальные услуги». На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 «Энергоснабжение» гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 606, п. 1 ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.

В то же время закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и иными услугами (например, услугами связи, интернета). В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг.
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:

арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;

арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;

арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы (арендная плата состоит из постоянной и переменной части);

арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).

Однако заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров также технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора. При этом возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не является частью арендной платы (п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66), далее — Обзор).

В рассматриваемой ситуации арендаторы компенсируют стоимость коммунальных услуг. В этом случае такое соглашение не может квалифицироваться как договор на поставку коммунальных услуг (п. 22 Обзора), поскольку фактически регулирует порядок компенсации коммунальных расходов.

При этом обязательность компенсации расходов вытекает из того, что потребление арендатором коммунальных услуг по договорам, заключенным арендодателем с поставщиками коммунальных услуг, без компенсации последнему понесенных им расходов должно рассматриваться как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).

ГК РФ предоставляет организациям право заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом (смешанный договор). Поэтому стороны вправе оформить отношения по возмещению коммунальных платежей путем подписания отдельного договора (соглашения) (ст. 421 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. То есть в случае когда договор аренды содержит положение о том, что расходы арендодателя по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату, то указанные услуги не являются частью арендной платы (ни постоянной, ни переменной). Отметим, что в соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Налоговый аспект перевыставления коммунальных услуг

Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В свою очередь, реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Однако арендодатель непосредственно никаких коммунальных услуг арендатору не оказывает.

Другие публикации:  Перечень документов по охране труда при проверке трудовой инспекции

Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. В первую очередь это операции, не признаваемые реализацией на основании п. 3 ст. 39 НК РФ.
Таким образом, по расходам (коммунальным платежам), возмещаемым арендаторами в соответствии с условиями договоров аренды (или отдельных договоров компенсации расходов на оплату электроэнергии, водоснабжения и т.п.), счета-фактуры арендодателем арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится.

Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов последнего по оплате указанных услуг, объекта обложения НДС не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/[email protected], от 04.02.2010 N ШС-22-3/[email protected] (п. 2)).

Такая позиция поддерживается и налоговыми органами. Так, в п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/[email protected] (далее — Письмо N ШС-22-3/[email protected]) отмечено, что в том случае если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (то есть постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040 и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340, направленных в установленном порядке налоговым органам, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.

В постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 также указано, что «операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров. Арендодатель не может выступать поставщиком данных товаров для арендатора, поскольку сам выступает в роли покупателя (абонента). Соответственно, в силу статьи 169 Кодекса у общества отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур поставщиков услуг предпринимателям и банку.

Поскольку в данном случае общество не осуществляло реализацию коммунальных услуг и, получая от арендаторов на свой расчетный счет суммы оплаты коммунальных услуг пропорционально их площадям, перечисляла данные средства в полном объеме поставщикам услуг, то есть выручки от этой операции не имела, сумма возмещения коммунальных расходов не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

По аналогичным основаниям отклоняется довод инспекции о получении заявителем дохода от возмещения затрат по коммунальным услугам».

Еще раз обращаем внимание, что в договорах аренды должно быть указано, что расходы по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату.

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов. Как мы указывали выше, арендодатель самостоятельно не оказывает арендатору коммунальных услуг, поэтому реализации услуг не происходит.

Однако в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 сделаны следующие выводы:

суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов;

суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.

Аналогичная точка зрения и у Минфина России, представленная, правда, в письмах, рассматривающих вопрос учета компенсационных платежей арендаторов в составе доходов организаций, применяющих УСН. Так, в письме от 22.02.2012 N 03-11-06/2/31 на основании того, что поступающие от арендаторов суммы в возмещение стоимости услуг связи, перечисляемые арендодателем на счет оператора связи, ст. 251 НК РФ не предусмотрены, представители Минфина России делают заключение, что указанные суммы должны учитываться арендодателем в составе доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145, от 11.03.2012 N 03-11-11/72, от 17.04.2013 N 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 N 03-11-11/32283, от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130, от 10.02.2009 N 03-11-09/42).

Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.

Отметим, что в упоминаемом выше постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 суд также указал на то, что суммы возмещения арендатором затрат по коммунальным услугам не являются доходом арендодателя.

В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.

Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию (постановления Восемнадцатого ААС от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).

Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы «упрощенца» — арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.

По нашему мнению, с учетом того, что сумма стоимости коммунальных услуг, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.

Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.

Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами, в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).

Бухгалтерский учет

Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи). Сумма коммунальных платежей, перевыставляемая арендаторам и не используемая арендодателем для собственных целей, расходами также не признается, т.к. не отвечает п.п. 2 и 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Поэтому в бухгалтерском учете суммы коммунальных услуг, которые перевыставляются арендаторам, могут быть отражены следующим образом:

Дебет 60, субсчет «Расчеты по коммунальным услугам» Кредит 51
— перечислено за коммунальные услуги управляющей компании;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты с арендатором»
— получена компенсация коммунальных услуг от арендатора по договору аренды (или отдельному соглашению по компенсации коммунальных услуг).

Как вариант, удовлетворяющий интересы как арендодателя, так и арендаторов, являющихся плательщиками НДС, для оформления отношений по приобретению арендодателем коммунальных услуг в интересах арендаторов между ними могут быть заключены агентские договоры, по условиям которых агент (арендодатель) обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала (арендатор) все необходимые юридически и фактические действия по содержанию и эксплуатации имущества. В свою очередь, принципалы обязаны оплачивать выставляемые агентом счета за предоставленные тепло, электроэнергию, водоснабжение (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015, в котором рассматривались такие договоры).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

25 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.