Договор о газоснабжении

04.03.2018 Выкл. Автор admin

Договор поставки газа

Подборка наиболее важных документов по запросу Договор поставки газа (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Договор поставки газа

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Договор поставки газа

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Договор поставки газа

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Договор поставки газа

Что такое договор поставки газа?

Договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан заключается с целью урегулирования отношений сторон по поставке газа, определение прав и обязанностей Поставщика газа и Абонента, порядка учета расхода газа и расчетов за поставленный газ.

Согласно ст. 540 п. 1 Гражданского кодекса РФ договор газоснабжения с гражданином, использующим газ для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в части прав и обязанностей сторон, порядка и условий исполнения договора, правил определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ, порядка и условий приостановления подачи газа и проведения проверок газового оборудования распространяются на всех абонентов, на условиях публичного договора.

После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» существенно изменились условия договора поставки газа, расширены права абонента. В связи с чем, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» рекомендует абонентам оформление договора поставки газа в письменном виде.

Порядок и условия заключения договора поставки газа

Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549, установлен следующий порядок заключения договоров поставки газа:

  • До подачи заявления (оферты) на заключение договора поставки газа гражданин (заявитель) обязан подготовить к эксплуатации внутридомовое газовое оборудование (газопровод, газоиспользующее оборудование и прибор учета газа).
  • После выполнения вышеуказанного условия для заключения договора заинтересованное физическое лицо (собственник, доверенное лицо собственника с нотариально оформленной доверенностью либо наниматель жилого помещения по договору социального найма, далее – заявитель), направляет оферту на заключение договора (заявление) в письменной форме в 2-х экземплярах в ближайшее отделение или участок.
  • Оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора (Ф.И.О., паспортные данные, почтовый адрес), следующие сведения:
    • тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения);
    • виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных);
    • количество лиц, проживающих в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить;
    • размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений;
    • вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии);
    • состав газоиспользующего оборудования (при наличии);
    • тип установленного прибора учета газа, место его присоединения к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу, дата опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета газа (далее — поверка), а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора);
    • реквизиты акта об определении границ раздела собственности.

Перечень документов, прилагаемых к оферте и необходимых для заключения договора поставки газа:

  • копия основного документа, удостоверяющего личность (паспорт), либо доверенность, заверенная нормативно для представления заявителя;
  • документы, подтверждающие:
    • или право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить (свидетельство о собственности, договор купли-продажи, договор найма жилого помещения, ордер и т.п.);
    • или иные основания пользования этими помещениями;
  • документы, подтверждающие:
    • для многоквартирных домов— размеры общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, площади нежилых отапливаемых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (выписка из БТИ действительна в течение 1 года);
    • для индивидуальных домовладений — размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек (выписка из БТИ действительна в течение 1 года);
  • документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов (домовая книга или справка от паспортистки формы № 1, действительна в течении 1 месяца);
  • документы, подтверждающие:
    для индивидуальных домовладений — вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве, или их отсутствие (справка из поселковой Администрации);
  • документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям:
    • акт приемки законного строительством объекта газораспределительной системы;
    • проект на газификацию домостроения;
    • паспорта на установление газового оборудование:
      технический паспорт на прибор учета, содержащий сведения о типе или марке установленного прибора (узла) учета газа, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки;
    • технический паспорт (сертификат) на иное газовое оборудование (газовая плита, газовый водонагреватель, газовый котел).
  • копия договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении;
  • копия акта об определении границы раздела собственности.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Все перечисленные документы должны быть предоставлены в оригинале и их копии.

  • Срок для проверки наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности, содержащихся в них сведений — 1 месяц со дня регистрации оферты.
  • В случае соблюдения заявителем вышеуказанного Порядка, договор с заявителем заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной сети. В этом случае газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

Порядок прохождения документации

Оферта (заявление) оформляется в 2-х экземплярах и регистрируется газоснабжающей организацией в день поступления. Один экземпляр заявления остается у газоснабжающей организации, а другой возвращается заявителю с отметкой о дате принятия представленных документов к рассмотрению.

Газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяц со дня регистрации оферты (заявления), осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.

При отсутствии причин для отказа в заключение договора на поставку газа, поставщик газа составляет договор в 2 экземплярах, один из которых вручает абоненту под роспись или направляет почтовым отправлением с уведомлением.

В договоре указываются:

  • дата и место заключения договора;
  • наименование (фирменное наименование) поставщика газа;
  • реквизиты расчетного счета поставщика газа;
  • сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, его место нахождения;
  • адрес многоквартирного дома, адрес квартиры в многоквартирном доме или индивидуального домовладения, газоснабжение которых необходимо обеспечить;
  • размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений;
  • вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии), — для индивидуального домовладения;
  • реквизиты акта об определении границы раздела собственности;
  • состав и типы газоиспользующего оборудования (при наличии);
  • тип установленного прибора учета газа (при наличии), место его присоединения к газопроводу;
  • реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении;
  • розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ;
  • правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы);
  • адрес и способ доставки абоненту счета для оплаты поставленного газа;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • срок действия договора.

Основания для отказа в заключении договора

Поставщик газа вправе отказать в заключении договора поставки газа по следующим основаниям:

  • отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, — в случаях, когда заявитель приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения;
  • отсутствие у заявителя договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;
  • отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;
  • предоставление не всех обязательных к представлению документов или выявление в документах недостоверных сведений.

Расторжение договоров

Абонент вправе в любое время расторгнуть договор поставки газа в одностороннем порядке при условии, если он полностью оплатил поставщику газа потребленный газ и расходы, связанные с проведением работ по отключению внутридомового газового оборудования от газораспределительной (присоединенной) сети.

Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению внутридомового газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией.

Договор признается расторгнутым со дня отключения внутридомового газового оборудования от газораспределительной (присоединенной) сети, что подтверждается актом об отключении внутридомового газового оборудования от газораспределительной (присоединенной) сети, подписываемым сторонами с обязательным указанием даты отключения.

Договор поставки газа может быть расторгнут по взаимному согласию сторон с даты, определенной сторонами.

Контактная информация

По вопросам, связанным с заключением договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (оформлением дополнительного соглашения), необходимо обращаться в отделения и на участки ООО «Газпром межрегионгаз Саратов».

По возникающим спорным вопросам Вы можете обратиться в отдел по работе с социально значимой категорией потребителей.

© ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», 2003 — 2018
Все права защищены. Информация, размещенная на веб-сайте охраняется в соответствии с законодательством РФ

Головной офис
410012, Саратовская область, г.Саратов, ул.им Горького А.М., д.41
Телефон/факс (8452) 45-62-31 / 45-62-98

Отделение по г.Саратову
410012, Саратовская область, г.Саратов, ул.им Горького А.М., д.41, вход с ул. Б.Казачья.
Телефон (8452) 47-00-47 (многоканальный)

Платить или не платить?

Вереница несчастных случаев в результате взрывов газового оборудования из-за неправильного его подключения и использования породило Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549, согласно которому поставщик газа имеет право отключить гражданина от газовой сети если он не заключил договор на ТО ВДГО. В связи с этим все потребители газа должны заключить договор на техническое обслуживание, чтобы специалист пришел в ваш дом и проверил все имеющееся внутридомовое газовое оборудование, разъяснил особенности пользования природным газом, если имеются какие-либо неполадки, срочно их устранил и убедился, что все в порядке.

Статьей 26 Закона «О газоснабжении в РФ» организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров (имеется в виду навязывание дополнительных услуг помимо собственно газоснабжения); включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Проверка оборудования производится предприятием газового хозяйства не реже одного раза в полугодие и, поскольку обязанность её проведения возложена на поставщика газа Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, она должна осуществляться на безвозмездной основе. Оплата за дополнительные услуги производится абонентом в момент оказания услуг.

Что касается абонентского обслуживания вашего газового оборудования, то в целом заключение такого договора законом не запрещено, но навязывать техническое обслуживание поставщик газа не имеет права (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, вы можете отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, кроме собственно стоимости потребляемого газа.

Иными словами, подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан.

Для защиты своих прав вам следует обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также — в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о привлечении организации к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.

Еще один важнейший аспект: требование о заключении договора является нарушением статьи 421 Гражданского кодекса РФ («Свобода договора»: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Всякое ПОНУЖДЕНИЕ к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством »). Ст.3 п.6 ГК РФ позволяет сделать вывод, что постановление правительства РФ — это « иной нормативный акт », но юридически законом не является и высший юридический приоритет принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Того, кто вынужден впервые подключаться к газу, можно заставить подписать договор благодаря формулировке

« или добровольно принятым обязательством » А как быть с теми, кому услуга по техническому обслуживанию газового оборудования уже давно предоставлена? Эту категорию граждан никак нельзя заставить: никаких новых «добровольно принятых обязательств» они на себя не взяли В советские времена стоимость обслуживания газового оборудования входила в цену поставляемого газа. Сейчас никто не может объяснить, по какому принципу формируются навязываемые потребителю цены. Никто не может ответить на вопрос: почему огромная армия чиновников создает «иные правовые акты», содержание которых противоречит действующему законодательству. Объяснение только одно: наши люди самые послушные в мире. Что ожидает нас, послушных людей, если мы откажемся заключать договор на техобслуживание газовых приборов? Нам остается только посочувствовать. Поставщик газа направит два уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления осуществляется не позднее чем за 40 календарных дней, а второго — не позднее 20 дней до дня приостановления подачи газа. Так что, отказавшись подписать договор, надо отсчитывать 40 дней и не удивляться отсутствию газа в вашем жилье. Работы, связанные с приостановлением и подключением газа, придется оплачивать нам, потребителям газа: пункт 48: «Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа».

Практический совет: договор заключить, но ни в коем случае за него не платить — это незаконно. Оплачивать возможно только дополнительные услуги. За техобслуживание плиты и колонки мы должны будем заплатить технику, когда он придёт к нам домой.

Договор газоснабжения: выгодные возможности и неочевидные опасности

Cмешанный договор неслучайно часто применяется на практике. Использование этой конструкции значительно упрощает договорный процесс и отличается удобством, экономией времени, затрат и усилий сторон. Одной из таких представляющих интерес моделей является смешанный договор поставки и транспортировки газа (договор газоснабжения). В этой статье проанализированы некоторые особенности такого договора. В частности, нюансы применения повышающих коэффициентов: вправе ли покупатель потребовать взыскания с поставщика неосновательного обогащения за их незаконное применение и применяются ли к ним правила о неустойке?

Другие публикации:  Развод и провокация

Конструкция смешанного договора в полной мере отвечает тенденциям современной рыночной экономики, которая предполагает достаточно высокую динамичность гражданского оборота. Он соединяет в себе элементы различных гражданско-правовых договоров, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в соответствующих частях к которому применяются нормы о входящих в его состав договорах (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Его эффективность проявляется не только в удобстве оформления обязательственных отношений сторон, но и в сокращении издержек, связанных с исполнением договорных обязательств.

Конструкция смешанного договора в силу своей простоты и удобства, эффективности регулирования взаимоотношений участников гражданского оборота по различным аспектам широко распространена на практике и используется в разнообразных экономических сферах. Одной из таких сфер является газоснабжение.

Покупатель пользуется льготами при дальнейшей реализации газа бытовым потребителям

Для квалификации договора в качестве смешанного в нем должно присутствовать не менее двух элементов различных договоров. При этом максимальное количество таких элементов законом не ограничено. Такой вывод согласуется с нормой, которая предусматривает, что смешанный договор включает в себя элементы различных договоров, предусмот­ренных законом или иными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 421 ГК РФ). С учетом этой нормы можно предложить следующую классификацию элементов смешанного договора:

1) договорные типы или виды (подвиды) договоров, а также непоименованные и комплексные договоры;

2) соглашения об обеспечении исполнения обязательств, соглашения о прекращении обязательств, соглашение о переводе долга, соглашение об уступке права требования, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору;

3) обязательства, исполнение которых имеет решающее значение для содержания договора. Эти обязательства могут быть как предусмотрены законом (например, обязательство по выполнению работ в договоре подряда), так и не быть преду­смотрены законом, но и не противоречить ему (например, обязательство покупателя в договоре поставки предоставить поставщику банковскую гарантию).

Модель смешанного договора используется в сфере газоснабжения для регулирования между участниками оборота отношений по поставке и транспортировке газа. Такой смешанный договор включает в себя элементы двух гражданско-правовых договоров — купли-продажи, а именно: энергоснабжения (договорный вид), и возмездного оказания услуг (договорный тип), нормы о которых применяются к смешанному договору в соответствующих частях с учетом специальных нормативных актов о газоснаб­жении (Федеральный закон от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газо­снабжении в Российской Федерации», Правила поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162 (далее — Правила поставки газа)), Правила пользования газом и предоставления услуг по газо­снабжению в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства от 17.05.2002 № 317)).

В рамках такого смешанного договора поставщик обязуется поставлять газ определенного качества (природный, нефтяной (попутный), отбензиненный сухой) покупателю в согласованном объеме и установленные сроки, а также оказывать услуги по его транспортировке, а покупатель обязуется принимать газ, оплачивать стоимость газа и названных услуг.

Согласование объема поставляемого газа имеет важное значение, поскольку при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением определенного коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября — 1,1, а с 16 сентября по 14 апреля — 1,5 (абз. 1 п. 17 Правил поставки газа).

Данные коэффициенты являются элементом ценообразования в регулируемом виде дея­тельности (газоснабжение), поэтому их взыскание в полном объеме правомерно, даже если в договоре газоснабжения нет упоминания о них. Наличие этих коэффициентов в действующих Правилах поставки газа является достаточным для их взыскания (см. постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2003 № 7071/03, решение ВАС РФ от 16.04.2012 № ВАС-1113/12).

Однако из общего правила о применении повышающих коэффициентов есть исключение.

Так, повышающие коэффициенты не применяются к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями (абз. 2 п. 17 Правил поставки газа). В действующем законодательстве нет понятия «коммунально-бытовой потребитель», поэтому при отнесении потребителей к той или иной категории необходимо учитывать цель приобретения и использования газа. Поэтому под коммунально-бытовыми потребителями обычно понимаются те потребители, которые используют приобретенный у поставщика газ для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей, в частности, на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией населения и объектов коммунально-бытовой и социальной сферы.

Тем самым покупатель, который закупает газ для последующей реализации в коммунально-бытовой сфере, допустивший перерасход газа в том или ином отчетном периоде, может избежать начисления платы с учетом повышающих коэффициентов. Но для этого ему необходимо доказать цель приобретения газа. Такими доказательствами могут являться, например, заключенные договоры поставки с потребителями коммунально-бытовой сферы, представленные в органы Росстата формы статистического наблюдения (в частнос­ти, форма № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией»), утвержденный тариф на поставку коммунального ресурса (см. постановление ФАС Мос­ковского округа от 06.08.2013 по делу № А41-41021/12).

Если при установлении и взимании платы в случае перерасхода газа поставщик не принимает во внимание цель приобретения газа и применяет повышающие коэффициенты, то соответствующие суммовые разницы являются его неосновательным обогащением. Значит, покупатель может потребовать возврата этой разницы (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2013 по делу № А27-18314/2012).

Правила о неустойке не применяются к повышающим коэффициентам на поставку газа

Поскольку повышающие коэффициенты являются элементом ценообразования в сфере газоснабжения, а не штрафной мерой, к суммам, рассчитываемым по названным коэффициентам, не применяется ст. 333 ГК РФ о праве суда в случае спора уменьшить размер заявленной кредитором неустойки по мотиву ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Однако стороны договора поставки газа вправе с учетом принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) предусмотреть в нем условие о неустойке за нарушение покупателем или поставщиком тех или иных обязательств (например, за нарушение покупателем срока оплаты поставленного газа или за нарушение поставщиком срока поставки газа в согласованном объеме).

При этом у повышающих коэффициентов и неустойки различный налоговый режим: так, если повышающие коэффициенты входят в состав цены отпускаемого газа и учитываются при исчислении налоговой базы НДС по операциям, связанным с реализацией газа, то неустойка за нарушение обязательств сторон по договору, исходя из положений ст. 329, 330 ГК РФ и ст. 40, 154, 162 НК РФ не связана с оплатой реализуе­мых товаров и, соответственно, не облагается НДС (см. постановление ФАС Поволжского округа от 06.02.2014 по делу № А55-3526/2013).

При отсутствии в договоре условия о неустойке и в случае допущения покупателем просрочки в оплате поставщик вправе потребовать уплаты штрафных процентов по ставке рефинансирования Банка России в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

При расчете неустойки или штрафных процентов следует иметь в виду, что они начисляются по день фактической уплаты суммы основного долга. День фактической уплаты задолженности является событием, которое исключает возможность начисления неустойки или штрафных процентов лишь на следующий день после наступления такого события. Поэтому сам день фактического погашения задолженности включается в период просрочки денежного обязательства (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2013 по делу № А27-940/2013).

Во избежание споров в смешанном договоре поставки и транспортировки газа будет не лишним указать, что не­устойка начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за датой, когда денежное обязательство должно было быть исполнено, и до дня фактического погашения долга включительно.

Однако и поставщика можно привлечь к ответственнос­ти, если он не выполнит свои обязательства перед покупателем по заключенному договору, в частности, не поставит ему газ в согласованном объеме.

Так, в одном деле поставщик после заключения контракта в связи с образованием на участке магистрального газопровода гидратной пробки направил покупателю телефонограмму, в которой указал на необходимость сокращения отбора газа до определенного уровня. В дальнейшем поставщик уведомил покупателя о прекращении поставки газа, а затем поставку возобновил, но с ограничениями по объему.

Покупатель в целях обеспечения бесперебойной работы своих объектов и выработки необходимого объема энергии для потребителей в указанный период использовал резервное топ­ливо. Ссылаясь на нарушение поставщиком обязательства по поставке газа в установленном в договоре объеме и причинение ему в связи с этим убытков, составляющих разницу между стоимостью планируемого к использованию газа и фактически затраченного топочного мазута, покупатель обратился в суд.

По условиям заключенного сторонами договора поставки газа частичное или полное прекращение подачи газа при проведении планово-предупредительных работ согласовывается сторонами до проведения таких работ. Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки газа в случае аварийных работ должно быть направлено покупателю немедленно.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что поставщик поставил газ в объеме менее согласованного сторонами в договоре поставки, при этом поставщик не представил в материалы дела доказательства согласования с покупателем ограничения и прекращения подачи газа. Уведомление о проведении аварийных работ покупателю он также не направлял.

Суд оценил довод поставщика о проведении им неотложных работ по предотвращению аварии вследствие образовавшейся на участке магистрального газопровода гидратной пробки и отклонил его, поскольку относимость данного события к аварии и принятие поставщиком, ответственным за обеспечение транспортировки газа до объектов покупателя, всех необходимых мер, которые требовались от него по характеру обязательства, не были установлены.

Поскольку переход покупателя в определенный период на резервное топливо был обусловлен невозможностью осуществления деятельнос­ти по производству тепловой энергии в необходимых объ­емах в условиях, когда отбор газа был ограничен, суд пришел к выводу о наличии прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по договору и возникшими у покупателя убытками при замещении топлива (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2013 по делу № А73-10243/2012).

В случае привлечения агентов для переговоров с поставщиками покупатель должен быть готов подтвердить обоснованность затрат

Нередко на практике покупатели для осуществления различных операций привлекают агентов, которые за вознаграждение могут провести переговоры с потенциальными поставщиками газа, выбрать из них тех, кто готов осуществить поставку газа по минимально возможным ценам, обеспечить выделение дополнительного объема газа и т.д.

В такой ситуации для подтверждения своего права на получение налоговых вычетов по НДС с суммы агентского вознаграждения и обоснования экономической целесообразнос­ти расходов на его выплату покупатели должны представить в налоговый орган не только агентский договор, отчеты агента о проделанной работе, счета-фактуры, платежные поручения, но и обосновать реальную необходимость привлечения агента.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных до­кумен­тов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих до­кумен­тах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами — целями делового характера (п. 1, 3 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обос­нованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

Если у покупателя до привлечения агента уже сложились определенные хозяйственные связи с поставщиком газа, заключен договор на поставку газа, то при оценке правомернос­ти получения покупателем налоговой выгоды налоговый орган принимает во внимание условия такого договора, в частности, предусматривает ли он возможность поставки дополнительного объема газа.

Если такая возможность имеется и при этом поставщики газа, которых агент указывает в своих отчетах о проделанной работе, не подтверждают факт взаимоотношений с агентом, то налоговый орган отказывает покупателю в предоставлении налоговых вычетов по НДС с сумм агентского вознаграждения и доначисляет налог на прибыль в связи с признанием расходов на выплату агентского вознаграждения экономически необоснованными и неоправданными.

Признать расходы необоснованными и не направленными на получение дохода в соответствии со ст. 252 НК РФ суд может также в случае привлечения посреднических организаций для оказания услуг по обеспечению возможности получения необходимого объ­ема газа при наличии действую­щего договора поставки, предоставляющего возможность получения дополнительных объемов газа по заявкам покупателя (постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 7780/11).

Федеральный закон о газоснабжении в РФ N 69

31 марта 1999 года

О ГАЗОСНАБЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 1999 года

17 марта 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 23.12.2005 N 182-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,

от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 18.07.2008 N 120-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ,

от 03.12.2012 N 241-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ,

от 30.12.2012 N 323-ФЗ, от 05.04.2013 N 35-ФЗ,

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

газ — природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;

газоснабжение — одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;

система газоснабжения — имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;

газораспределительная система — имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

независимая организация — организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций — собственников систем газоснабжения и организаций — собственников газораспределительных систем;

газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;

газификация — деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса;

охранная зона объектов системы газоснабжения — территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения;

поставщик (газоснабжающая организация) — собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;

потребитель газа — лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 35-ФЗ)

Статья 3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Другие публикации:  Какой штраф за ксенон в туманках

Глава II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 4. Принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации

В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:

государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;

государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;

повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;

определение основ ценовой политики в отношении газа;

создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;

обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Статья 5. Системы газоснабжения в Российской Федерации

Федеральная система газоснабжения — совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.

Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций — собственников Единой системы газоснабжения, организаций — собственников региональных систем газоснабжения, организаций — собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 6. Единая система газоснабжения

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация — собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и собственников газораспределительных систем, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных акций собственников указанных систем.

Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся:

разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения;

разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения;

разработка и реализация федеральной программы газификации в Российской Федерации;

осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

установление показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе:

устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;

утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее — неотключаемые потребители);

устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;

утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 10. Основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального значения

К объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Отнесение месторождений газа к объектам федерального значения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах».

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 18.07.2008 N 120-ФЗ.

Статья 11. Утратила силу. — Федеральный закон от 18.07.2008 N 120-ФЗ.

Статья 12. Особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащих газ

(в ред. Федерального закона от 18.07.2008 N 120-ФЗ)

В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительством Российской Федерации определяется перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов для разведки и добычи газа или для геологического изучения недр, разведки и добычи газа, осуществляемых по совмещенной лицензии, организации — собственнику Единой системы газоснабжения или организации — собственнику региональной системы газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 323-ФЗ)

Организации, которой предоставлено право пользования участком недр федерального значения, содержащим газ, предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах.

Глава IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Статья 13. Полномочия организации — собственника Единой системы газоснабжения

В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений о поставках газа организация — собственник Единой системы газоснабжения:

обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;

обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;

осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения;

обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов;

осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий на объектах Единой системы газоснабжения.

В процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация — собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности газоснабжения.

Статья 14. Неделимость Единой системы газоснабжения

Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации — собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией — собственником Единой системы газоснабжения. Организация — собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией — собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.

Статья 15. Акции организации — собственника Единой системы газоснабжения и особенности их оборота

(в ред. Федерального закона от 23.12.2005 N 182-ФЗ)

Суммарная доля обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения. Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на основании федерального закона.

Глава V. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ГАЗА

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 16. Основы создания и развития единого рынка газа

Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются:

формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в производство и быт на территориях субъектов Российской Федерации — развитие газификации;

создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа;

создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий;

проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.

Статья 17. Правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации

Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных федеральных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.

Статья 18. Правовые основы поставок газа

Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской Федерации.

При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован.

(часть пятая введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Статья 19. Требования к поставляемому газу

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Поставки газа потребителям осуществляются только при его соответствии требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава VI. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В ОБЛАСТИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Статья 20. Принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения

Государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе следующих принципов:

создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

расширение сфер применения рыночных цен на газ и услуги по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с учетом стоимости, качества и потребительских свойств альтернативных газу видов энергетических ресурсов в целях формирования рынка энергетических ресурсов;

федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

удовлетворение платежеспособного спроса на газ;

стимулирование использования газа в качестве моторного топлива для транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду и повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

обеспечение конкурентоспособности российского газа на мировом энергетическом рынке;

возмещение за счет средств соответствующих бюджетов организации — собственнику системы газоснабжения фактических убытков в размере образовавшейся задолженности по оплате газа неотключаемыми потребителями.

Статья 21. Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа

Оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Другие публикации:  Обжалование в суде административный штраф

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций — собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 35-ФЗ)

В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация — собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.

Используемые для расчета размера платы за коммунальную услугу газоснабжения для населения и приравненных к нему категорий потребителей установленные цены на газ применяются для расчетов за газ, поставляемый организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

Статья 22. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 23. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

Статья 23.1. Федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения и отмена решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 35-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», которые применяются к проверкам в отношении осуществляющих регулируемые виды деятельности в области газоснабжения и не являющихся субъектами естественных монополий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Предметом проверки является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридическими лицами в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

Принятые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с нарушением законодательства Российской Федерации решения об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат отмене федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 35-ФЗ)

Статья 23.2. Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям

(введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 35-ФЗ)

Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее — технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Статья 24. Социальные гарантии для малоимущих граждан

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 25. Гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке

На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава VII. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Статья 26. Антимонопольные правила для организаций — собственников систем газоснабжения

Организациям — собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как:

навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;

включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;

создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;

сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.

Статья 27. Доступ организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям

Организации — собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 03.12.2012 N 241-ФЗ)

В первую очередь доступ к свободным мощностям принадлежащих указанным в части первой настоящей статьи организациям газотранспортных и газораспределительных сетей предоставляется поставщикам для транспортировки отбензиненного сухого газа, получаемого в результате переработки нефтяного (попутного) газа.

(часть вторая введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 241-ФЗ)

Глава VIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ОРГАНИЗАЦИЙ — СОБСТВЕННИКОВ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

Статья 28. Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения

Земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Части вторая — третья утратили силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:

содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;

проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.

При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация — собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Статья 29. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем электроснабжения

В целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе:

организации — собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;

организация — собственник системы газоснабжения и организация — собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Глава IX. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 30. Правовое регулирование промышленной безопасности при осуществлении газоснабжения

Правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об экологической экспертизе», настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Порядок разработки и утверждения норм и нормативов в области промышленной безопасности объектов систем газоснабжения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Статья 31. Прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения

Часть первая утратила силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

В отношении каждого объекта систем газоснабжения постоянно осуществляется прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф. Требования, нормы, правила и методика прогнозирования вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Статья 32. Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения

Организация — собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.

Материальный ущерб, нанесенный организации — собственнику системы газоснабжения в результате умышленного ее блокирования или повреждения либо иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в установленном порядке виновными лицами или принявшими противоправные решения лицами.

Материальный ущерб, нанесенный организации — собственнику системы газоснабжения вследствие непреодолимой силы, возмещается за счет средств обязательного страхования.

Статья 33. Обеспечение готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации аварий, катастроф, ликвидации их последствий

Организация — собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий:

создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы;

осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий;

создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты;

создает запасы материально-технических и иных средств;

осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.

Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией — собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

Статья 34. Учетно-отчетное время для объектов систем газоснабжения

Для объектов систем газоснабжения независимо от местонахождения таких объектов решением Правительства Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время, которое определяет начало учетных суток, учетного месяца, учетного года для всех организаций, осуществляющих деятельность по добыче, транспортировке и поставкам газа.

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Поручить Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.