Договор счета платежно агента

07.06.2018 Выкл. Автор admin

Специальный банковский счет поставщика

Подборка наиболее важных документов по запросу Специальный банковский счет поставщика (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Специальный банковский счет поставщика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Специальный банковский счет поставщика

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Каждую пятницу выходит рассылка с анонсами важнейших новостей и аналитикой за неделю

Подпишись на Пятничный выпуск:

Статус «Платежного агента»: плюсы и минусы

Многие компании, ведущие онлайн-бизнес, принимают платежи от физических лиц (в том числе в пользу третьих лиц). Многие проекты проводят через себя суммы, являясь своего рода посредниками. Такая схема выглядит для предпринимателя логично, и некоторые бизнес-модели просто не подразумевают других вариантов работы. Например, сама суть работы платежной системы Qiwi состоит в том, чтобы принимать платежи от граждан наличными в автоматах и переводить их в последствии на счета своих контрагентов. Сама по себе такая модель законна, но работает только при условии строгого соблюдения законодательства.

И самым сложным моментом на пути его соблюдения является отчет на вопрос «Кого считать платежным агентом?». Юрист компании «Зарцын и партнеры» Иван Носков рассказал нам, что означает этот статус и какие требования предъявляются к таким агентам.

Что это все значит?

Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

– прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

– проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:

  1. Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица.

Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.

  1. Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица.

Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.

Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда деньги принимаются агентом при бронировании билетов. Cуд, рассматривая подобное дело, отметил «…Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом». (cм. Постановление по делу № А05-12527/2014 от 16.12.2015. ВС РФ )

Требования к деятельности платежных агентов

Так как деятельность платежных агентов заключается в приеме денежных средств, то закон предъявляет к таким организациям особые требования.

  • Необходимо открыть специальные счета. Нужно запомнить, что со спецсчета агента деньги поставщику можно перечислить только на спецсчет. За нарушение указанного правила предусмотрена ответственность.
  • Агент обязан проводить идентификацию плательщиков.
  • Кассовый чек платежного агента должен соответствовать предъявляемым требованиям.
  • Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.

Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции ;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор. Вознаграждение, по общему правилу, удерживается непосредственно агентом.

Но важно понимать, что если агент получает наличные от физических лиц, то всю сумму необходимо перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение нельзя). И уже со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета ( п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ ). При этом 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Это значит, что платежный агент должен сдать в банк все полученные от потребителей платежи для зачисления на спецсчет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Ответственность

Если платежный агент перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан ( ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ ), он может быть привлечен к административной ответственности.

За такое нарушение грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Заметим, что индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05 , Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 , Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005 (12792-А03-32) ).

Таким образом, если вы планируете принимать деньги от физических лиц, тщательно проверьте свою бизнес-модель и определите, являетесь ли вы платежным агентом (чтобы потом вас не привлекли к ответственности).

В свою очередь, если платежный агент принимает наличные деньги в вашу пользу, обязательно используйте специальный банковский cчет.

Счёт платежного агента 40821

Согласно Федеральному закону от 03.09.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а также изменениям, внесенным в Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 №302-П), План счетов бухгалтерского учета дополнен новым балансовым счетом 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент». Платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет для зачисления принятых платежей от населения.

Я ни как не могу добиться от своего банка схемы работы с ним,подскажите!
Интересует-
1. Можно ли с этого счета отправлять финансовые средства Контрагентам (поставщикам услуг, сотовой связи и т.д.).
2. Как я могу пополнить данный счет оборотными средствами (инкассацией терминалов занимается банк)-
— внести наличными — «Внос учредителей или сотрудников»?
— перечислить со своего расчетного счета в этом банке?
— может ли банк пополнить этот счет за счет кредитных банковских средств?
3. Как получить свою комиссию, входящую в общую сумму поступления на этот счет?
4. Этот счет не предназначен для расчета, а только для контроля и зачисления наличных финансовых средств, а с него необходимо перечислить финансовые средства на свой расчетный счет и уж затем производить все необходимsе расчеты?

С уважением,
Руководитель проекта федеральной сети платежных терминалов
Исамбаев Борис Валентинович

Прием платежей через третьих лиц

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

–поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

–плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

–платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

–оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

–платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.
Другие публикации:  Трудовой кодекс российской федерации статья 193

Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Другие публикации:  Страдательный залог образуется

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

Является ли платежным агентом организация, которая на основании договоров агентирования производит курьерскую доставку заказов физическим лицам, принимая от них денежный средства за доставленный товар?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в данном случае деятельность организации не подпадает под понятие «платежного агента».

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

На основании ч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. По специальному банковскому счету ­платежного агента могут осуществляться следующие операции:

  • зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
  • списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
  • списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (ч. 16 и 17 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

Таким образом, сфера использования специальных банковских счетов строго ограничена и зачисление на эти счета денежных средств по платежам с использованием платежных карт законом не предусмотрено.

Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» предусмотрено заключение договора эквайринга между банком и организацией. По такому договору организация открывает счет, на который будут поступать платежи по платежным картам покупателей.

При этом отметим, что кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным ­банковским счетом (письмо Банка России от 21.11.2011 № 166-Т).

В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего ­имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Отсюда можно сделать вывод о том, что платежный агент, действующий в соответствии с Законом № 103-ФЗ, является агентом и в смысле ГК РФ. Однако сфера деятельности агента, действующего от имени принципала, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, является более широкой. Он вправе не только производить расчеты во исполнение обязательств физических лиц по сделкам, совершенным ими с принципалом, но и самостоятельно совершать от имени принципала сделки и иные действия. То есть платежный агент осуществляет специальный вид деятельности, ограниченный приемом платежей. В данном случае деятельность агента связана не только с приемом платежей, но и с совершением им иных действий – доставкой товара.

Отметим, что арбитражные суды исходят из того, что действие Закона № 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги – приемом платежей, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком, и признают необоснованным привлечение организаций к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 № 02АП-3231/14 и от 24.02.2014 № 02АП-237/14, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 № 17АП-3863/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 № 11АП-22124/13, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 № ­07АП-11316/13, Тринадцатого арбитражного ­апелляционного суда от 24.01.2014 № ­13АП-23726/13 и от 05.09.2013 № ­13АП-14491/13).

К сожалению, арбитражной практики, связанной с использованием организациями эйвайринга, нам обнаружить не удалось. В связи с этим отметим, что согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (см. также определение ВАС РФ от 28.02.2013 № ВАС-1446/13), а в данном случае расчеты осуществляются также путем использования эквайринга, т.е. в ­безналичном порядке с применением платежных карт.

Таким образом, деятельность вашей организации не подпадает под понятие «платежного агента».

В заключение отметим, что при наличии необходимости организация вправе принять решение об обжаловании вынесенного налоговым органом постановления о привлечении к административной ответственности.

Реализация услуг по агентскому договору у принципала в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала.

Если агент действует от своего имени, права и обязанности по заключенным им сделкам возникают у агента. Если же агент действует от имени принципала — права и обязанности возникают у принципала.

К отношениям по договору агентирования применяются правила, установленные главой 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование». Кроме этого:

  • если агент действует от своего имени, то могут быть применены и нормы договора комиссии (гл. 51 ГК РФ);
  • если агент действует от имени принципала, то могут быть применены и нормы договора поручения (гл. 49 ГК РФ).
Другие публикации:  Лицензия банка кедр красноярск

Эти нормы могут быть применены, только если они не противоречат нормам, установленным в главе 52 ГК РФ.

Агент обязан отчитываться перед принципалом в порядке и сроки, которые предусмотрены договором (п. 1 ст. 1008 ГК РФ). В отчете отражаются все выполненные агентом действия, в том числе реализованные или приобретенные товары, работы, услуги.

К отчету прилагаются подтверждающие документы, а также счет на агентское вознаграждение (акт о выполненных услугах, счет-фактура).

Согласно статье 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. По условиям договора агентское вознаграждение может быть удержано агентом из выручки, полученной от реализации товаров или услуг. Выручкой принципала будет сумма, полученная от реализации услуг.

Вознаграждение, выплаченное агенту, включается в расходы принципала.

Отражение операций принципала в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) при реализации услуг по агентскому договору рассмотрим на следующем примере.

В рамках агентского договора ЗАО «ТФ Мега» (принципал) предоставляет агенту ЗАО «Платинум» доступ на свой информационный ресурс, посредством которого агент от своего имени реализует третьим лицам — конечным покупателям — комплекс информационных услуг принципала.

В обязанности агента также входит поиск и регистрация клиентов в информационной базе принципала. И агент и принципал применяют общую систему налогообложения (ОСНО) и являются плательщиками НДС.

31 января 2014 года агент ЗАО «Платинум» представил принципалу отчет и комплект подтверждающих документов (акт, счет-фактуру и счет на агентское вознаграждение, копии платежных документов, подтверждающих получение денежных средств от покупателей, а также копии выставленных покупателям счетов-фактур).

Согласно отчету агента в январе 2014 года ЗАО «Платинум» были получены денежные средства и реализован комплекс информационных услуг принципала в следующей хронологии:

10.01.2014 — покупателем «Пользователь 1» перечислены денежные средства за информационные услуги на общую сумму 24 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %);

13.01.2014 — покупателю «Пользователь 1» оказан комплекс информационных услуг принципала на общую сумму 24 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %);

23.01.2014 — покупателем «Пользователь 2» перечислены денежные средства за информационные услуги на общую сумму 36 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %);

24.01.2014 — покупателю «Пользователь 2» оказан комплекс информационных услуг принципала на общую сумму 36 000,00 рублей (в т. ч. НДС 18 %).

В соответствии с заключенным договором, агентское вознаграждение удерживается агентом в размере 10 % от суммы реализации услуг. После удержания агентского вознаграждения денежные средства перечисляются принципалу на расчетный счет.

Настройки параметров учета

Если организация ведет деятельность в рамках комиссионной торговли или агентских услуг, то в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) необходимо выполнить соответствующие настройки.

Настроить параметры учета можно из раздела Справочники и настройки учета по гиперссылке Настройка параметров учета на панели навигации.

Для организации ЗАО «ТФ Мега» в Настройках параметров учета на закладке Комиссионная торговля устанавливаем флаг Ведется деятельность по договорам комиссии на продажу (рис. 1).

Рис. 1. Настройка параметров учета для комиссионной торговли (агентских услуг).

Отчет комиссионера (агента) о продажах

Для отражения операций реализации услуг принципала, начисления НДС с реализации, а также начисления агентского вознаграждения и удержания его из выручки принципала предназначен документ Отчет комиссионера (агента) о продажах, который доступен из раздела Покупки и продажи по гиперссылке на панели навигации Отчеты комиссионеров о продажах.

Форма документа состоит из нескольких закладок (см. рис. 2). Рассмотрим заполнение реквизитов документа на закладке Главное:

  • номер и дата документа заполняются в соответствии с номером отчета агента и датой его утверждения;
  • в поле Договор нужно выбрать договор с агентом на реализацию услуг. Обратите внимание, что в окне выбора договора отображаются только те договоры, которые имеют вид С комиссионером (агентом) на продажу;
  • способ расчета агентского вознаграждения выбирается из одноименного поля. Как правило, данное поле заполняется автоматически согласно условиям, которые определены в договоре. Если способ расчета не выбран, то нужно указать один из трех предлагаемых вариантов: Не рассчитывается, Процент от разности сумм продажи и поступления или Процент от суммы продажи. В нашем примере способ расчета установлен как Процент от суммы продажи, а процент вознаграждения установлен как «10 %»;
  • ставка НДС по вознаграждению комиссионера в нашем примере устанавливается «18 %»;
  • регистрация счета-фактуры на вознаграждение агента осуществляется через одноименное поле, после чего создается гиперссылка на созданный документ Счет-фактура полученный на поступление;
  • для точного указания, каким образом будет учитываться исчисленная сумма вознаграждения, служат реквизиты Счет затрат на вознаграждение и Статьи затрат, которые в нашем примере заполняются как «44.02» и «Агентское вознаграждение» с видом расхода по налоговому учету «Прочие расходы»;
  • суммы в полях Всего и НДС (в т.ч.) как в отношении реализации принципала, так и в отношении агентского вознаграждения рассчитываются автоматически согласно данным, заполненным на закладке формы документа Товары и услуги.

Рис. 2. Заполнение титульных реквизитов отчета агента

На закладке Товары и услуги размещены две связанные друг с другом табличные части (рис. 3):

  • в верхней части документа располагается таблица покупателей — третьих лиц, которым агент реализовал услуги принципала;
  • в нижней части документа указывается наименование, количество и стоимость товаров и/или услуг, проданных принципалом через агента, а также агентское вознаграждение.

Рис. 3. Реализованные услуги третьим лицам через агента

В соответствии с требованиями законодательства РФ реализованные агентом услуги указываются в разрезе конечных покупателей и даты совершения операции, то есть даты, указанной в счете-фактуре, выставленном агентом конечному покупателю. После записи документа на эти же даты в программе будут автоматически созданы счета-фактуры, выставляемые принципалом агенту.

В нашем примере в табличной части покупателей добавляем запись и выбираем покупателя Пользователь 1 из справочника Контрагенты. Так как агент выставил счет-фактуру покупателю, то устанавливаем флаг СФ, а в поле Дата СФ — указываем дату выставления документа.

В нижней таблице на закладке Услуги добавляем запись и выбираем элемент из справочника Номенклатура — Информационная услуга тип 1, указываем ее количество, цену и стоимость, а также ставку НДС — 18 % согласно отчету агента. Сумма вознаграждения рассчитывается автоматически для каждой реализованной номенклатурной позиции.

Аналогичным образом добавляем в верхней таблице покупателя Пользователь 2 и заполняем реализованные ему услуги в нижней части таблицы.

На закладке Денежные средства указывается информация о средствах, полученных от покупателей за услуги принципала на основании отчета агента. При утверждении отчета о полученных денежных средствах к принципалу переходит обязанность уплаты НДС в случае предоплаты. Информация о полученных денежных средствах заносится в документ Отчет комиссионера (агента) о продажах вручную. Возможен один из трех вариантов платежей, которые необходимо выбрать в поле Вид отчета по платежам: Аванс, Оплата, Зачет аванса.

Согласно отчету агента, денежные средства, поступившие от заказчиков, были зачтены в течение пяти дней, обязанность начисления НДС с предоплаты у принципала отсутствует, поэтому табличная часть заполняется следующим образом (см. рис. 4):

  • добавляется новая запись и в поле Вид отчета по платежам выбирается Оплата;
  • в поле Покупатель выбирается Пользователь 1 из справочника Контрагенты;
  • в полях Дата события, Сумма с НДС (руб.), % НДС, НДС (руб.) указывается дата и сумма поступивших денежных средств от заказчика, в том числе НДС, согласно отчету агента;
  • в отношении второго покупателя поля заполняются аналогично.

Рис. 4 Регистрация поступивших денежных средств от третьих лиц

Заполнение закладки Денежные средства важно в случае получения предоплаты от заказчика, а также в случае зачета этой предоплаты. В нашей ситуации информация, отраженная на закладке Денежные средства, носит лишь справочный характер.

На закладке Расчеты указываются счета расчетов с агентом за реализованные услуги принципала, а также счета расчетов за посреднические услуги агента (см. рис. 5).

Рис. 5. Счета расчетов с агентом

Счета расчетов устанавливаются по умолчанию в соответствии со счетами, указанными в настройке Счета расчетов с контрагентами на панели навигации (раздел Покупки и продажи).

При проведении документа Отчет комиссионера (агента) о продажах в программе формируются следующие проводки:

Дебет 76.09 Кредит 90.01 — на общую сумму реализованных услуг принципала за январь; Дебет 90.03 Кредит 68.02 — на сумму начисленного НДС с реализации услуг принципала; Дебет 60.01 Кредит 76.09 — на сумму удержанного из выручки принципала агентского вознаграждения; Дебет 44.02 Кредит 60.01 — на сумму начисленного агентского вознаграждения без учета НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС с агентского вознаграждения.

Для того чтобы определить задолженность агента после удержания агентского вознаграждения, можно воспользоваться отчетом Оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (рис. 6).

Рис. 6. ОСВ по счету 76.09

Как видно из оборотно-сальдовой ведомости, по дебету счета 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражена дебиторская задолженность ЗАО «ТФ Мега» в размере 54 000,00 рублей.

Задолженность будет погашена при отражении полученной оплаты от агента за реализованные услуги. Оплату можно зарегистрировать документом Поступление на расчетный счет на основании документа Отчет комиссионера (агента) о продажах.

Учет НДС и регистрация счетов-фактур

При проведении документа Отчет комиссионера (агента) о продажах автоматически создаются документы Счета-фактуры выданные в том количестве, в котором агент выставлял счета-фактуры третьим лицам.

Данные счета-фактуры перевыставляются агенту ЗАО «Платинум», причем, в поле Организация указывается принципал ЗАО «ТФ Мега», а в полях Контрагент — конечные покупатели услуг Пользователь 1 (см. рис. 7) и Пользователь 2.

Рис. 7. Счет-фактура на реализацию, перевыставляемый в адрес агента

Перевыставленные агенту счета-фактуры отражаются в части 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге продаж в соответствии с правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Что касается полученного счета-фактуры на вознаграждение агента, то документ создается автоматически при регистрации на закладке Главное в документе Отчет комиссионера (агента) о продажах.

Поле Документы-основания заполняется автоматически на основании документа Отчет комиссионера (агента) о продажах.

Для ввода в информационную базу счета-фактуры на основании нескольких документов можно по гиперссылке Изменить перейти в окно Список документов-оснований и, используя кнопку Добавить, выбрать соответствующие документы из открывшегося списка документов-оснований.

Если установлен флаг Отразить вычет НДС в книге покупок, то при проведении документа Отчет комиссионера (агента) о продажах отражается вычет налога на добавленную стоимость по счету-фактуре в Книге покупок проводкой:

Дебет 68.02 Кредит 19.04 — на сумму НДС с вознаграждения агента.

Если флаг не установлен, то вычет НДС отражается регламентным документом Формирование записей книги покупок.

Обратите внимание, что поле Код вида операции заполняется автоматически значением «01» согласно приказу ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/[email protected] и соответствует приобретенным товарам, работам, услугам (включая посреднические услуги).

Полученный счет-фактура на вознаграждение агента отражается в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

От редакции

Сталкиваясь с ситуацией, когда одной стороне нужно совершить действия в интересах другой стороны, не всегда можно сразу определить, какой именно договор следует заключить.

Законом предусмотрено несколько похожих видов договоров. В информационной системе 1С:ИТС в табличной форме представлена информация, характеризующая сходства и отличия посреднических договоров (поручения, комиссии, агентского договора) от договора возмездного оказания услуг — см. справочник «Договоры: условия, формы, налоги» раздела «Юридическая поддержка» http:// its.1c.ru/db/contracts#content:28842:1

В отношении каждого из перечисленных договоров вы узнаете, кто приобретает права и обязанности по заключенным сделкам, каков порядок выплаты вознаграждения, есть ли какие-либо ограничения, всегда ли исполнитель должен представлять отчеты и каким образом происходит передача исполнения.

Подробная информация, касающаяся договора агентирования, и примерные формы договора и отчета агента также см. на сайте 1С:ИТС.