Инспектор опеки и попечительства

20.03.2018 Выкл. Автор admin

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Куда идти усыновителю (все органы опеки и попечительства РФ)

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия регионального оператора, государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

Управление социальной защиты населения Белгородской области

Батанова Елена Павловна –

первый заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения области – начальник управления

308026, Белгородская область,

г. Белгород, пр. Славы, 24

Структурное подразделение, осуществляющее полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителй и по опеке и попечительству над несовершеннолетними

Отдел семьи и опеки управления социальной защиты населения области

ФИО начальника структурного подразделения

Соловьева Александра Евгеньевна — Начальник отдела семьи и опеки

Костин Виталий Владимирович-заместитель начальника отдела семьи и опеки;

Генинг Галина Игоревна-консультант;

Крючкова Юлия Сергеевна-консультант;

Гребенникова Елена Владимировна-консультант;

Воронина Елена Валерьевна – главный специалист отдела семьи и опеки (оператор регионального модуля информационной системы ГБД);

Шершень Галина Анатольевна – старший инспектор отдела семьи и опеки (осуществляет подбор детей, нуждающихся в семейном устройстве гражданам-кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители);

Приходько Владимир Егорович – консультант отдела организационной работы и информационных технологий (администратор безопасности и системный администратор информационной системы ГБД);

Городова Татьяна Васильевна-главный специалист;

Волкова Антонина Васильевна — старший инспектор;

Астахова Татьяна Ивановна — старший инспектор;

Степанова Вита Александровна — старший инспектор;

Мироненко Екатерина Михайловна – старший инспектор

Инспектор опеки и попечительства

Начальник отдела — Головлева Ирина Вячеславовна

каб. 311, тел. 8(4742) 32-94-47;

организация и координация деятельности органов опеки и попечительства, общее руководство отделом

Заместитель начальника отдела — Жасанова Ирина Олеговна

каб.312, тел. 8 (4742) 32-94-93;

защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, контроль за деятельностью органов опеки и попечительства, финансирование отрасли

Ведущий консультант — Дмитрова Светлана Евгеньевна

каб. 109, тел. 8 (4742)32-94-48,

защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, признание факта невозможности проживания, выплата единовременных пособий при всех формах устройства в семью, проведение проверок органов местного самоуправления

Ведущий консультант — Тоцкая Оксана Николаевна

каб. 109, тел. 8(4742) 32-95-13

взаимодействие с МФЦ, стандартизация оказания услуг в сфере опеки и попечительства, размещение информации в сети Интернет, мобильные офисы опеки и попечительства, ведение Интернет-портала, временные переселенцы из Украины, выездные Консультационные пункты

Специалист-эксперт — Болдырева Ольга Анатольевна

каб.316, тел: 8(4742) 32-94-18

региональный оператор государственного банка данных о детях, взаимодействие с органами местного самоуправления по опеке и попечительству

Старший инспектор — Панченко Надежда Александровна

каб. 109, тел.: 8 (4742) 32-94-17

опека и попечительство в отношении совершеннолетних, кадровый состав отрасли, летний отдых детей, повышение квалификации специалистов, взаимодействие с РПЦ

Старший инспектор — Соколова Елена Викторовна

каб.316, тел. 8 (4742) 32-94-19;

региональный оператор государственного банка данных о детях, взаимодействие с органами местного самоуправления по опеке и попечительству

Почтовый адрес: 398600 г. Липецк, ул. Циолковского, 18

понедельник, среда с 9.30 до 17.30 часов,

перерыв с 13.00 до 14.00 часов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Фамилия, Имя, Отчество

Сильянов Евгений Александрович

Заместитель директора Департамента

Фальковская Лариса Павловна

Заместитель директора Департамента

Романова Ирина Игоревна

Заместитель директора Департамента

Терехина Ирина Олеговна

Почтовый адрес: 115093, г.Москва, Люсиновская улица, дом 51

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Фамилия, Имя, Отчество

Кравцов Сергей Сергеевич

Почтовый адрес: 127994 г.Москва, ул.Садовая-Сухаревская, д.16, К-51, ГСП-4

Функции отдела опеки и попечительства

Для реализации целей и задач в сфере опеки и попечительства отдел опеки и попечительства (далее – отдел) выполняет следующие функции:

1. Организует деятельность по опеке и попечительству в Липецкой области.

2. Участвует в разработке документов стратегического и программно-целевого планирования Липецкой области в сфере обеспечения основных гарантий, защиты прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, приемных и опекунских семей на территории Липецкой области (далее – сфера деятельности отдела) и предложения в них.

3. Разрабатывает аналитические материалы (обобщает имеющуюся информацию) о реализации на территории Липецкой области:

а) правовых актов, касающихся сферы деятельности отдела;

б) федеральных, региональных целевых программ, в реализации которых участвует отдел;

в) международных и межрегиональных договоров (соглашений), в реализации которых участвует отдел;

г) основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в сфере деятельности отдела.

4. Участвует в разработке проектов правовых актов, в том числе нормативных, в сфере деятельности отдела и вносит предложения в них.

5. Участвует в разработке проектов соглашений, договоров, контрактов, протоколов о сотрудничестве и т.п. с органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и иными субъектами в сфере деятельности отдела.

6. Разрабатывает долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы развития в сфере деятельности отдела.

7. Участвует в подготовке заключений:

а) на проекты федеральных, областных правовых актов (в том числе нормативных);

б) о возможности участия исполнительных органов государственной власти Липецкой области в реализации федеральных целевых программ и иных федеральных проектов, касающихся сферы деятельности отдела;

в) о возможности участия Липецкой области в международных и межрегиональных договорах (соглашениях), касающихся сферы деятельности отдела.

8. Участвует в реализации федеральных и межведомственных проектов, грантов, программ благотворительных фондов, негосударственных институтов, общественных объединений.

9. Разрабатывает предложения в перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования и науки области, в качестве основных видов деятельности.

10. Координирует и организует работу органов местного самоуправления по предоставлению гражданам и организациям государственных услуг в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству.

11. Оказывает государственные услуги, отнесенные федеральным и региональным законодательством к его компетенции, и разрабатывает по ним административные регламенты.

12. Участвует в разработке единых стандартов оказания услуг органами местного самоуправления в сфере опеки и попечительства.

13. Принимает решение об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные учреждения для данных категорий детей и учреждения здравоохранения и социальной защиты населения.

14. Представляет информацию представителям иностранных организаций и иностранным гражданам по вопросам, связанным с усыновлением детей.

15. Осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами.

16. Участвует в разработке и внедрении единой областной системы экстренной психологической и информационно-консультативной помощи семьям и детям.

17. Участвует в разработке и внедрении мер социальной поддержки граждан, имеющих несовершеннолетних детей.

18. Выполняет работу:

— по учету детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством о формировании и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— по учету лиц, изъявивших желание взять детей на воспитание;

— по выявлению и учету семей и несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, проведению индивидуально-профилактической работы с ними;

— по предоставлению полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей;

— по формированию и ведению сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Липецкой области.

19. Участвует в контроле, разработке и внедрении мер по созданию условий для социальной адаптации и интеграции в общество, в том числе трудоустройства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

20. Организует деятельность по оздоровлению, отдыху и занятости детей (совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и государственными внебюджетными фондами).

21. Участвует в разработке и внедрении мер в сфере постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Липецкой области.

22. Организует контроль за переводом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения.

23. Контролирует осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству.

24. Контролирует на основании анализа документов, баз данных, посредством проверок и ревизий соблюдение органами местного самоуправления, подведомственными областными государственными учреждениями законодательства в сфере деятельности отдела на территории Липецкой области, качества предоставляемых населению в соответствии со стандартами услуг, целевого использования бюджетных средств; вопросы, связанные с пребыванием детей в приемных и опекунских семьях.

25. Контролирует на основании мониторинга в сфере опеки и попечительства, осуществляемого отделом, соблюдение прав детей и законных интересов семьи и детей на территории Липецкой области.

26. Ведет учет статистических и ведомственных показателей в сфере деятельности отдела.

27. Принимает решение о внедрении в деятельность подведомственных областных государственных учреждений и служб, органов местного самоуправления современных методик и технологий предоставления услуг в сфере деятельности отдела.

28. Участвует в организации и/или проведении:

— профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации и аттестации государственных гражданских служащих отдела и работников подведомственных областных государственных учреждений;

— семинаров, совещаний, коллегий для подведомственных областных государственных учреждений, специалистов по опеке и попечительству;

— заседаний межведомственных комиссий, советов, иных совещательных органов по вопросам сферы деятельности отдела;

— благотворительных акций для семей и детей;

— торжественных мероприятий, относящихся к сфере деятельности отдела.

29. Направляет своих представителей для участия в конкурсных комиссиях, рабочих группах, совещательных органов, экспертных и координационных советах, семинарах, работа которых связана со сферой деятельности отдела.

30. Участвует в принятии решений об утверждении кандидатур, представляемых к награждению правительственными, отраслевыми наградами в сфере деятельности отдела.

31. Взаимодействует с Министерством образования и науки РФ по вопросам опеки и попечительства

32. Готовит ответы на обращения граждан, органов и организаций по вопросам сферы деятельности отдела.

33. Готовит информацию по вопросам сферы деятельности отдела для размещения в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

34. Организует хранение, комплектование, учет и использование архивных документов отдела.

35. Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в соответствии с действующим законодательством.

Другие публикации:  Системные требования mortal kombat x на ноутбук

В целях выполнения вышеуказанных функций, отдел имеет право в пределах полномочий, установленных действующим законодательством:

1. Участвовать в подготовке приказов управления образования и науки области в сфере деятельности отдела.

2. Запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также их должностных лиц.

3. Привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности отдела, научные и иные организации, ученых и специалистов.

4. Создавать экспертные, консультативные, информационно-аналитические советы, комиссии и рабочие группы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности отдела.

5. Пользоваться государственными информационными системами, банками данных, в том числе банками данных органов местного самоуправления, а также системами связи, в том числе правительственными.

6. Пользоваться иными правами в соответствии с действующим законодательством.

Сектор опеки и попечительства

администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией

Наименование: Сектор опеки и попечительства администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией

Адрес фактического местонахождения: город Полярные Зори, улица Ломоносова, дом 4, 3 этаж (направо)
Контактный телефон: 8(81532) 7 12 24, 7 35 95
Телефон/факс: 8(81532) 7 12 24
Адрес электронной почты: [email protected]

Режим работы: с понедельника по четверг с 9.00 до 17.30
Пятница с 9.00 до 16.00
Перерыв на обед с 13.00 до 14.00
Суббота, воскресенье — выходной
Прием граждан: вторник, четверг с 9.00 до 17.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00

Специалисты Сектора опеки и попечительства:

Основные задачи и функции отдела опеки и попечительства

Основные задачи отдела

1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье.

2. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов несовершеннолетних.

4. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Основные функции отдела

Отдел опеки и попечительства:

1. Организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей.

2. Временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняет обязанности опекуна (попечителя).

3. Обеспечивает устройство ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения, а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью — направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Челябинской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Устанавливает опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

5. Передает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

6. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства.

7. Дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательного учреждения.

8. Принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дает предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Назначает представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми.

10. Обращается в суд с исками:

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям;

— об устранении препятствий к общению с близкими родственниками;

— об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

11. Принимает участие в рассмотрении судом дел:

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

— об установлении усыновления (удочерения) детей;

— об отмене усыновления (удочерения) детей;

— по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

12. Предоставляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, основанное на нем заключение по существу вопроса.

13. Участвует в принудительном исполнении решений суда, связанным с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу.

14. Немедленно отбирает ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

15. Разрешает разногласия родителей относительно имени и фамилии ребенка при отсутствии соглашения между ними, изменения имени ребенка, а также изменения присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

16. Принимает решения о снижении брачного возраста.

17. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

18. Разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей.

19. Получает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

20. Оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних.

21. Рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

22. Осуществляет постановку на учет граждан в качестве кандидатов в опекуны (попечители).

23. Назначает выплату денежных средств на содержание подопечного в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и Челябинской области.

24. Выдает разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

25. Выдает опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

26. Определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом.

27. Выдает предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей.

28. Осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

29. В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использование им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняет их от исполнения этих обязанностей и принимает необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством РФ.

30. Освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

31. Дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей.

32. Принимает заявления от граждан РФ, желающих усыновить (удочерить) детей.

33. Составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителем.

34. Готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами заключение о возможности быть усыновителем.

35. Осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителем постановку граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители.

36. Представляет информацию о детях, которые могут быть усыновлены (удочерены), выдает направление на посещение ребенка по его фактическому месту нахождения.

37. Готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

38. Содействует созданию приемных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

39. Принимает заявления от граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, обследует их условия жизни.

40. Готовит заключение об их возможности быть приемными родителями.

41. При положительном заключении подбирает ребенка, который может быть передан на воспитание в приемную семью, представляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

42. Получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью.

43. Заключает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

44. Принимает от приемных родителей сведения о расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка.

45. Расторгает в случаях, установленных законодательством РФ, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

46. Осуществляет защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в том числе в судах.

47. Содействует в организации медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

48. Содействует в устройстве лиц, нуждающихся в защите государства, на стационарное социальное обслуживание в государственные учреждения.

49. Принимает решение о назначении:

— лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего;

— совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя (помощника).

50. Принимает решение о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

51. Дает разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство).

52. Осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей) недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также попечителей (помощников).

Органы опеки и попечительства. Краткий путеводитель

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется. Как строить отношения с этой структурой, как общаться с ее представителями, как получать разрешение на усыновление, какие существуют льготы опекунам? Читайте наш краткий путеводитель

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется, а она, структура, не может без них – усыновителей и опекунов. Они, порой, и рады бы существовать друг без друга, но никак… Сотрудничество прервать невозможно, будут неприятные последствия – и у тех, и у других

Другие публикации:  Адвокат щеголев

/http://www.rostobr.ru/

Речь об органах опеки и попечительства – постоянном спутнике тех, кто решился взять в свой дом ребенка-сироту. Спутник этот начинает маячить на горизонте задолго до того, как малыш пересекает порог вашего дома. Именно в органы опеки и попечительства вы идете в первую очередь, как только принимаете окончательное решение, например, об усыновлении. Опека – ваш первый шаг на пути к ребенку.

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Следующий этап – суд

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Все. Ребенок теперь в вашей семье. Казалось бы, все ступени усыновления пройдены, обо всех трудностях и бюрократических проволочках можно забыть. Но тут вы должны знать: органы опеки, хотите вы этого или нет, никуда из вашей жизни не уйдут. Просто смиритесь с мыслью: органы опеки и попечительства обязаны следить за условиями содержания и бытом усыновленного или взятого под опеку ребенка, знать о его состоянии здоровья и контролировать возможные операции с его имуществом. Вам всего-навсего просто нужно идти им навстречу и вооружиться необходимыми знаниями.

Рассказывают мамы усыновленных и взятых под опеку детей

:
– Сотрудники органов опеки приходят как правило раз в год, иногда звонят, спросить как дела у ребенка. Важно понимать, что все зависит от людей, работающих в органах опеки, – говорит Татьяна Плотникова, взявшая под опеку мальчика. – И узнать, какие это люди, удается уже на стадии оформления документов. Нам, к счастью, попались вполне вменяемые, без заморочек (без требования лишних документов, справок и т.д.). Были такие сотрудники ООП, которые в один из первых посещений зимой прошлепали в комнату к ребенку в уличной обуви, хотя я просила их переобуться или надеть бахилы («мы ненадолго», – сказали они). А когда я предложила им чаю (так как на улице было холодно), так же в обуви прошли на кухню и сидели довольно долго.

В первые три года к нам приходили редко (всего раза два), потом, когда ужесточили контроль над самими органами опеки, стали посещать раз в год, объясняя это тем, что они с нами знакомы давно и видят, что наша семья не нуждается в более пристальном наблюдении (более частом посещении). Сейчас приходят очень милые дамы, беседуют с ребенком и, ссылаясь на количество работы, в скором времени уходят, от чая тоже отказываются».

– Как лучше держать себя с представителями органов опеки, когда они приходят к вам домой проверять условия содержания?
– Естественно, ничего не скрывать, тогда и никакого дискомфорта не будет, – советует Татьяна Дюмина, мама троих детей, взявшая под опеку четвертого ребенка. – Это человеческий фактор, неадекватными могут быть как представители органов опеки, так и опекуны.

– Я бы посоветовала держать себя естественно. Не стоит быть излишне любезными или строгими. Вы делаете то, что решили, органы опеки на вашем пути – один из этапов, который надо пройти. Он не самый сложный, так что отнеситесь к нему спокойно. Будьте открыты, честны и приветливы, этого вполне достаточно. Понравиться представителю опеки в вашу задачу не входит, – отмечает Юлия Башинова, вместе с мужем усыновившая двух мальчиков.

– Что от органов опеки можно ждать, к чему надо быть готовым, чего опасаться?
Юлия Башинова: Ждать – вопросов, быть готовым – рассказать о себе, о своем жилье, семье. Наверняка будут вопросы о причинах усыновления или опеки, тут, на мой взгляд, углубляться в медицинские проблемы необязательно – только по вашему желанию.
Татьяна Плотникова: Слышала, что бывает так – приходят без предупреждения (так что будьте готовы к этому), обходят всю квартиру, заглядывая в шкафы, холодильник… Но обычно перед посещением сотрудники нашего ООП звонят и договариваются об удобном времени. Приходят в назначенный час и заходят только в комнату к ребенку.

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина: Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок. Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице. Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот. Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.?
Татьяна Дюмина: В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы. А вот на периферии каждый шаг с боем.

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах. Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер. Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью. Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше. Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала. В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Другие публикации:  Недействительный договор аренды автомобиля

Куда жаловаться

Конечно, от конфликтов с органами опеки никто из родителей не застрахован. Конфликты эти в каждом случае разные, но всегда несут вред обеим сторонам, а главное – ребенку. Не имея возможности преодолеть недопонимание чиновников и устранить возникшие проблемы самостоятельно, вы всегда можете направить на сотрудников опеки, работой которых недовольны, жалобы в официальные инстанции.

В первую очередь пожаловаться можно и напрямую в департамент социального обеспечения г. Москвы. «Горячая линия» департамента, работающая круглосуточно – (495) 623-10-59. Также вы можете направить жалобу по факсу (495) 625-10-51, либо – написать обращение с изложением все фактов через интернет-приемную.

Есть и другие способы. Как говорит та же мама Татьяна Дюмина, являющаяся, кстати, юристом, пожаловаться на сотрудников органов опеки и попечительства спокойно можно в администрацию района по месту жительства, в прокуратуру, и, наконец, в суд. «Но в каждом конкретном случае нужно оперировать конкретными статьями и законами, которые, по вашему мнению, были нарушены, – отмечает Татьяна. – В этом плане тоже надо быть подготовленными и хорошо бы иметь разбирающегося в этих вопросах адвоката».

Словом, решайте сами, как лучше взаимодействовать с органами опеки и попечительства. У каждого опекуна и усыновителя свой собственный опыт и мнение на сей счет: кто-то доволен, кто-то не очень, третьи совсем недовольны. Но выстраивать и поддерживать отношения с этой структурой необходимо. Ради детей.

Полезные ссылки

Интернет-проект министерства образования и науки РФ «Усыновление в России». Достаточно информативный сайт, на котором вы можете почитать законодательство и нормативные документы, узнать все про семейные формы устройства детей, просмотреть, наконец, банк данных детей, почитать статьи о проблемах усыновления, получить консультации онлайн или по телефону, а также посмотреть, как обмениваются опытом на форуме усыновители и опекуны.

Сайт департамента социального обслуживания населения г. Москвы. Здесь содержится исчерпывающая информация обо всех столичных уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа. Там и телефон горячей линии департамента, и телефонный справочник отделов опеки, и информация о положенных льготах и пособиях.

Энциклопедия молодой семьи

Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством о браке и семье правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, в случае смерти родителей, а также при жизни родителей, если: они по суду лишены родительских прав, признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными; судом принято решение об отобрании у родителей ребёнка без лишения родительских прав; родители, не проживающие совместно с ребёнком, уклоняются от обязанностей по его воспитанию; неизвестно местопребывание родителей; оба родителя более 6 месяцев по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей (болезнь, командировка и т. п.). Опека может быть установлена и над совершеннолетними лицами, которые признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они.

Кроме опеки над лицами допускается назначение опеки над имуществом граждан, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими. Основная цель такой опеки — обеспечение сохранности имущества. Опека может быть установлена над имуществом подопечного, если это имущество находится в другой местности.

Органами опеки и попечительства являются исполкомы районных, городских, районных в городе, поселковых и сельских Советов народных депутатов. Названные органы устанавливают и отменяют опеку и попечительство, назначают опекунов и попечителей, освобождают или отстраняют их от выполнения опекунских обязанностей, совершают другие действия, предусмотренные законодательством. Решения, принятые органами опеки и попечительства по вопросам, отнесённым к их компетенции, обязательны для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на соответствующие отделы исполкомов районных (городских) Советов народных депутатов. Так, на отделы народного образования возлагается осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц; на отделы здравоохранения — в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; на отделы социального обеспечения — в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. В сельской местности функции по опеке и попечительству осуществляют исполкомы поселковых и сельских Советов народных депутатов.

Закон обязывает граждан и организации немедленно извещать органы опеки и попечительства о несовершеннолетних детях, лишившихся родительского попечения. Обследование условий жизни таких детей проводит инспектор отдела народного образования или работник исполкома поселкового (сельского) Совета народных депутатов. Если при обследовании отсутствие родительского попечения подтверждается, органы опеки и попечительства обязаны определить ребёнка на время в одно из детских или медицинских учреждений (детский дом, школу-интернат и т. п.) либо передать лицам, берущим ребёнка на воспитание, до разрешения вопроса об установлении над ним опеки или попечительства.

По действующему законодательству опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. При выборе опекуна (попечителя) принимаются во внимание его личные качества и способности выполнять такие обязанности; как правило, опекуном и попечителем назначают лицо из числа близких родственников подопечного, с которыми он часто общался (дедушка, бабушка, совершеннолетние брат, сестра и т. д.), но могут быть и лица, не состоящие с подопечными в родстве. Опекун и попечитель могут быть назначены только с согласия подопечного.

Опекун (попечитель) не назначается, если воспитание ребёнка осуществляется полностью детским учреждением (например, школой-интернатом) или если нуждающийся в посторонней помощи совершеннолетний дееспособный гражданин помещён, например, в дом инвалидов.

Основная обязанность опекуна (попечителя) над детьми — обеспечение надлежащего воспитания. Эта личная его обязанность не может быть передана другому лицу. В семье опекуна должны быть созданы нормальные жилищно-бытовые условия для подопечного. Опекун должен следить за тем, чтобы его подопечный разумно расходовал свой заработок или стипендию, культурно проводил свой досуг. Опекун (попечитель) обязан защищать личные и имущественные права и интересы подопечного. Он несёт ответственность за действия своего подопечного в такой же мере, как и родители.

Опекуны и попечители обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными. Поэтому опекун должен либо поселить подопечного на свою жилую площадь, либо поселиться на его жилую площадь. Только в порядке исключения орган опеки и попечительства может дать разрешение на их раздельное проживание (если подопечный достиг 16 лет и при условии, что раздельное проживание не отразиться отрицательно на воспитании и защите прав и интересов подопечного). Опекуны и попечители совершеннолетних лиц обязаны заботиться о создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении их уходом и лечением, должны защищать их права и интересы. Опекун над душевнобольным лицом в случае выздоровления этого лица обязан в установленном законом порядке возбудить ходатайство о признании его дееспособным и прекращении опеки.

Наряду с обязанностями опекуны и попечители имеют определённые права: они могут отдавать своих несовершеннолетних подопечных на воспитание и обучение в детские учреждения (детские сады, школы и т. д.), вправе требовать возврата своих подопечных от любого лица, удерживающего их у себя без законных оснований, требовать расторжения договора, заключённого подопечным, если докажут, что этот договор ущемляет его права и интересы. Опекуны являются законными представителями своих подопечных, совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители действуют не вместо подопечного, а наряду с ним.

Опекуны и попечители не обязаны материально содержать лиц, находящихся у них под опекой или попечительством. Расходы, произведённые ими на содержание подопечного, возмещаются в установленном законом порядке из средств подопечного (пенсии, алименты и др. поступления). При отсутствии достаточных средств на содержание подопечного органы опеки и попечительства назначают пособие на его содержание. Денежные средства, причитающиеся подопечному, поступают в распоряжение опекуна (попечителя) и должны им расходоватья на содержание подопечного (на приобретение продуктов питания, одежды и т. п.). Ежегодно опекун (попечитель) обязан представлять в органы опеки и попечительства письменный отчёт об управлении имуществом подопечного. К отчёту должны быть приложены оправдательные документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов и т. п.).

Опека над несовершеннолетним, достигшим 15 лет, прекращается без вынесения по этому вопросу специального решения органом опеки и попечительства. Лицо, осуществлявшее опеку, автоматически становится попечителем несовершеннолетнего, достигшего 15 лет. Попечительство прекращается по достижении несовершеннолетним 18 лет. В исключительных случаях опека и попечительство прекращаются при освобождении опекунов и попечителей от своих обязанностей по их личной просьбе, обусловленной уважительными причинами (болезнь, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т. п.). При прекращении опеки или попечительства опекун (попечитель) представляет в органы опеки и попечительства отчёт о своей деятельности по воспитанию подопечного и управлению его имуществом. В случае ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения этих обязанностей. В случае использования опеки или попечительства в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства, отстраняя опекуна (попечителя), обязан передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к уголовной ответственности, и он должен возместить материальный ущерб, причинённый подопечному, в установленном законом порядке.

Действия опекунов и попечителей могут быть обжалованы любым лицом, в том числе и подопечным, в органе опеки и попечительства по месту жительства подопечного.