Льготы по дорожному налогу для пенсионеров в беларуси

16.03.2018 Выкл. Автор admin

Кому положены льготы при уплате транспортного налога?

С 1 января 2015 года пенсионеры по возрасту получили льготу по уплате транспортной госпошлины. Они ее уплачивают по ставке с понижающим коэффициентом 0,5.

Министерство по налогам и сборам и Минфин РБ пояснили, что к этой категории льготников относятся граждане, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту и в пенсионном удостоверении которых указано, что пенсия им назначена по возрасту. Это, например, автовладельцы, которые получают пенсию за выслугу лет. Кроме того, 50-процентную льготу на уплату госпошлины имеют граждане, достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона о пенсионном обеспечении (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), вне зависимости от вида назначенной им пенсии. «Достижение указанного возраста будет подтверждаться документом, удостоверяющим личность гражданина», — пояснили в МНС.

Половину транспортной госпошлины с 2015 года имеют право уплачивать также инвалиды I или II группы. Понижающий коэффициент 0,5 применяется в отношении ставки госпошлины для транспортных средств, которые предназначены для перевозки опасных грузов.

Госпошлина не уплачивается в отношении специально оборудованных для использования инвалидами транспортных средств — с ручным управлением (соответствующая запись должна быть в техпаспорте) или, например, с устройством для перемещения нетрудоспособных, кресел-колясок для инвалидов. Льгота действует на транспортные средства, полученные (приобретенные) через органы по труду, занятости и социальной защите в соответствии с ранее действовавшим законодательством, на машины, используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медпомощи.

Льгота распространяется также на транспорт МЧС, предназначенный для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на транспортные средства Минобороны, МВД, КГБ, Госпогранкомитета, других войск и воинских формирований, Следственного комитета.

Льготы по дорожному налогу для пенсионеров в беларуси

Для пенсионеров отменят льготу по транспортному налогу

Сегодня парламент проголосовал за изменения в налоговой политике на будущий год. Напомним, с 1 января 2016 года в Беларуси, в частности, отменят льготу по налогу с процентов по депозитам, налогу с выигрышей и даже включат НДС в цену газа и электричества. Кроме того, правительство решило отменить льготу по транспортному налогу для пенсионеров.

«Транспортный налог», как его называют автовладельцы, введен с 1 января 2014 года, его платят все собственники транспортных средств. Госпошлина оплачивается автовладельцем при прохождении технического осмотра автомобиля — раз в полгода, год или два года (в двойном размере), в зависимости от возраста и категории транспортного средства.

Некоторые граждане, в частности, пенсионеры по возрасту имели скидку на уплату этой госпошлины. Они платили ее в размере 50 процентов. Например, за машину массой от 2 до 3 тонн нужно было платить не 8 базовых, а 4.

С 1 января 2016 года эта льгота будет отменена. Таким образом, пенсионер при прохождении техосмотра должен будет выложить не 720 тысяч рублей, а 1,4 миллиона рублей.

Дорожный налог в Беларуси

Официально закон Республики Беларусь № 96-3 был оформлен уже 31 декабря 2013 года, но вступил в силу позже. Только с 1 января 2014 года белорусы столкнулись с так называемым дорожным налогом или, как его еще называют «налог на авто». Он предусматривает уплату собственником автомобиля государственной пошлины, которая позволяет транспортному средству участвовать в дорожном движении. Причиной введения налога был указан сбор средств для строительства новых и поддержания существующих дорог. Итак, давайте разберемся детально в вопросах оплаты госпошлины на автомобиль.

Оплатить государственную пошлину необходимо перед техосмотром, так как именно с квитанцией об оплате вас допустят к его прохождению.

Владелец, чей автомобиль моложе 10 лет платит госпошлину один раз в 2 года, но сразу двойную сумму. Но если у транспортного средства возраст превышает 10 лет, собственник платит налог ежегодно.

Сколько платить?

Начнем с того, что дорожный налог оплачивается физическими лицами и индивидуальными предпринимателями по единой ставке, конечная сумма будет зависеть лишь от массы и вида транспортного средства. Однако величина ставки у юридических лиц и организаций значительно больше.

Напомним, что 1 базовая величина = 24,5 белорусских рубля (с 01.01.2018).

Легковой автомобиль

Грузовой автомобиль

Автобус с числом посадочных мест

Оплата госпошлины оформляется отдельным платежом. Квитанцию об оплате следует предоставить сотрудникам УП «Белтехосмотр», которые определяют: готово ли транспортное средство к участию в дорожном движении. Важно понимать, что оплата дорожного налога – это не тоже самое, что оплатить техосмотр, за него придется платить отдельно.

Скидку 50% предоставляют следующим видам транспортных средств:

  • предназначенных для инвалидов I и II группы;
  • медицинской помощи;
  • Минобороны, МЧС, МВД, КГБ, Госпогранкомитета и других воинских формирований;
  • общественного транспорта (кроме такси и маршрутных такси).

Инвалидам для получения льготы нужно иметь при себе водительское удостоверение и медицинскую справку, подтверждающую годность к управлению транспортным средством.

С началом 2016 года был отменен ряд налоговых льгот на уплату госпошлины. Так, льгота для пенсионеров была отменена спустя только год существования. (с 2015г.). Сейчас 50% скидка полагается только ветеранам ВОВ, при наличии медицинского документа, подтверждающего, что ветеран допущен медкомиссий к управлению транспортным средством.

Где можно оплатить?

Физические лица могут оплатить пошлину: в банках, на почте, в отделениях связи. Организациям необходимо произвести оплату в отделениях банков.

Документ, подтверждающий оплату госпошлины годен в течении 3 лет. Поэтому, если вы произвели оплату, но по какой-либо причине не ездили на автомобиле продолжительное время (год-два), то заново оплачивать дорожный налог вам не нужно. Однако если за это время ставка государственной пошлины вырастет, вам придется доплатить недостачу в банке.

Другие публикации:  Требования к электроснабжению строительной площадки

В течение трех лет вы также можете частично или полностью вернуть сумму налога. Это возможно, если вы заплатили больше, чем необходимо; вы отказываетесь от права участвовать в дорожном движении; ТС не прошло техосмотр. Но, если вы уплатили налог и в скором времени решаете продать автомобиль, государственная пошлина вам возвращена не будет, так как она привязана не к автомобилю, а к владельцу.

Также стоит упомянуть, что в случае, если вы не уплачиваете налог в срок и как следствие не проходите техосмотр вовремя, вам будет выписан штраф.

На что идут эти деньги?

Ответственным за накопленные средства от уплаты госпошлины является Министерство транспорта Республики Беларусь. Половина всей суммы идет на строительство, модернизацию и капитальный ремонт дорог, вторая же поступает в республиканский бюджет.

Подготовила: Виктория Харламенко Фото: из интернета

Транспортный налог

«Транспортный налог», «Налог на авто» – так Беларуси называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Юридически такое положение было оформлено Законом Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013 года. В этой связи в республике появился новый объект обложения госпошлиной. Соответствующие изменения были внесены в статью 249 Налогового кодекса.

Целью нововведения было заявлено финансирование строительства новых и ремонта существующих дорог. 50% суммы от госпошлины поступают в республиканский бюджет, 50% – в местные бюджеты.

Уплата пошлины является обязательным условием выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Физлица уплачивают пошлину через банки или почтовые отделения, организации – в отделениях банков. Индивидуальные предприниматели пользуются ставками для физлиц.

Пошлина за каждое транспортное средство оформляется отдельным платежным документом. Документ, подтверждающий факт оплаты предъявляется сотрудникам УП «Белтехосмотр», оформляющим выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Следует помнить, что оплата госпошлины не является платой за прохождение техосмотра, за него придется платить отдельно.

За автомобили проходящие техосмотр раз в два года пошлина уплачивается однократно двойной суммой. Для авто проходящих техосмотр два раза в год – госпошлина уплачивается дважды и в полном объеме.

С 1 января 2015 года размеры госпошлин, для граждан и организаций увеличились на 1-2 базовые величины. Исключением стали легкие авто до 1,5 тонн, прицепы и некоторые грузовики.

С другой стороны для пенсионеров по возрасту, инвалидов первой и второй группы введена льгота в размере 50% от основной ставки.

Также льготами пользуются следующие категории транспорта:

  • предназначенные для передвижения инвалидов;
  • транспортные средства медицинской помощи;
  • транспорт Минобороны, МЧС, МВД, КГБ и Госпогранкомитета;
  • троллейбусы и автобусы общего пользования.

Действующие в настоящий момент ставки можно узнать из таблицы:

В 2015 году, с появлением новых категорий льготников, стали возникать спорные ситуации в тех случаях, когда техосмотр транспортного средства принадлежащего, например, пенсионеру, не имеющему водительского удостоверения, проходил другой водитель.

Из разъяснений представителей УП «Белтехосмотр» удалось выяснить следующее:

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов, документами, необходимыми для подтверждения права на льготу, являются: соответствующее удостоверение пенсионера или инвалида и медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность пенсионера или инвалида к управлению механическим транспортным средством. Т.е. получать водительское удостоверение собственник не обязан, а вот прохождение водительской медкомиссии обязательно.

С наступлением 2016-го года в Беларуси отменяют полтора десятка налоговых льгот. В том числе отменят 50% скидку на транспортный налог для пенсионеров, которая была введена только в прошлом году.

Базовая увеличилась с начала 2018 года до 24,5 рублей. Соответственно, выплата транспортной пошлины для физлиц за легковой автомобиль весом от 1,5 до 2 тонн, составит шесть базовых величин за один год — 147 рублей. При этом, если авто моложе десяти лет, то платить придется сразу за два года — то есть 294 рубля.​

Льготы на транспортный налог для пенсионеров больше не будет

18 декабря 2015 16:56 КП Беларусь 65

Льготы на транспортный налог для пенсионеров больше не будет Фото: Евгения ГУСЕВАZhenya_Guseva

В следующем году чиновники намерены убрать около 15 налоговых льгот, которые, по их словам, больше не актуальны. И одна из самых массовых льгот, которых мы лишимся в 2016-м — это льгота на налог на авто для пенсионеров (официально этот сбор называется госпошлиной на доступ к дорожному движению). Вот уже два года его обязаны уплачивать все автовладельцы. А год назад чиновники решили, что с пенсионеров нужно брать сумму в два раза меньше: скажем, не 540 тысяч рублей (три базовые величины) в год за старенькую легковушку весом до 1,5 тонны, а 270 тысяч. Льгота полагалась тем водителям-пенсионерам, у которых есть автомобиль в собственности и действующая медицинская справка.

В новом же году пенсионеры снова будут платить налог на авто наравне со всеми.

— Как я говорил, мы работаем над сокращением и оптимизацией всех налоговых льгот. Данные предложения, я считаю, достаточно обоснованы и приемлемы с учетом всех факторов, которые мы неоднократно обсуждали. Пенсионеры в основном работают, — объяснил министр финансов Владимир Амарин.

— Инвалидам тоже отменят льготу? — спросили у чиновника журналисты.

— Нет, инвалиды I, II групп остаются с коэффициентом 0,5, как и ветераны Великой Отечественной войны.

Владимир Амарин также рассказал, куда пойдут деньги от транспортного налога.

— В будущем году предлагается расширить использование средств, полученных от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, дополнив их текущим ремонтом дорог, — сказал министр финансов.

Кстати, изначально чиновники предлагали увеличить налог для ремесленников и владельцев агроусадьб, но эти предложения не прошли. Кроме того, не прошло еще одно предложение — брать с тех, кто сдает квартиру и не платит фиксированную сумму налога, в пять раз больше.

Другие публикации:  Иск о возмещении убытков причиненных нарушением обязательств

— Мы вносили это предложение для того, чтобы стимулировать добровольное исполнение налогового законодательства. Чтобы было выгоднее платить налог, чем не платить, — пояснил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко.

— Сколько, по-вашему, нелегальных сдатчиков?

— Трудно сказать, не очень большое количество. Но надо их привлекать к налогообложению. Всего у нас более 100 тысяч легальных квартиросдатчиков, а нелегальных, по нашим оценкам, порядка 5 — 7%.

КСТАТИ

Россияне тоже будут платить налог с выигрышей в белорусских казино

В следующем году налоговых льгот лишатся еще и те счастливчики, которые выиграли в казино или, например, букмекерской конторе. Раньше они ничего не должны были государству, а теперь будут платить 4% от суммы выигрыша.

— Налог будет удерживаться организатором в момент выплаты выигрыша, при этом в чеке будет указана сумма удержанного налога. Декларацию физическому лицу подавать не надо, — пояснили в Министерстве по налогам и сборам.

— А россияне, которые часто приезжают в белорусские казино, будут платить этот налог?

— Налог будет удерживаться у каждого физического лица, которому будет выплачиваться выигрыш.

БУДЬ В КУРСЕ!

Какие еще налоговые изменения ждут белорусов в этом году?

— Организациям и ипэшникам, которые оказывают услуги интернет-площадок или торгуют в интернете, нельзя будет использовать упрощенную систему налогообложения.

— Ипэшникам, у которых предельная валовая выручка составит 1,5 миллиарда рублей, нельзя будет использовать упрощенную систему налогообложения (раньше лимит был равен 13,7 миллиарда рублей).

— Курортный сбор увеличится с 3% от стоимости путевки до 5%.

— Тем, у кого в собственности больше одной квартиры, придется платить со второй и последующих 0,2% ставки налога на недвижимость (вместо 0,1%).

— В стоимость электричества и газа включат НДС , и их стоимость вырастет для потребителей на 20%.

Депутаты объясняют, почему убрали льготу на транспортный налог для пенсионеров

С наступлением 2016-го года в Беларуси отменяют полтора десятка налоговых льгот. Одна из которых, 50% скидка на транспортный налог для пенсионеров, была введена только в прошлом году.

Член постоянной комиссии по бюджету и финансам, депутат Владимир Шитько утверждает, что далеко не все его коллеги изначально поддержали отмену льготы.

«Пытались убедить Минфин, что если льгота для пенсионеров введена, может быть, не стоит ее отменять. Но Минфин в свою очередь убеждал, что ситуация сложная, и нужно для всем установить одинаковую ставку пошлины».

С 1 января пенсионеры, проходя техосмотр на машине весом от 1,5 до 2 тонн будут платить государству шесть базовых величин транспортной пошлины. С нового года базовая увеличилась до 210 000 рублей, соответственно, выплата за один год будет 1260000. Но если авто моложе десяти лет, то платить придется сразу за два года — то есть 2520000 рублей. Тем временем, средняя пенсия в Беларуси близка всего к 3 миллионам рублей.

Депутат Зинаида Мандровская тоже не была в восторге от отмены льготы для пенсионеров. По ее словам, в правительстве также не было единодушного взгляда на проблему.

«Лично я и еще одна депутат на нулевом чтении в овальном зале задавали проблемные вопросы Кобякову (премьер-министру, — Еврорадио) и Амарину (министру финансов, — Еврорадио). Они, в принципе, почти согласились, что эта мера непопулярна, так как пенсии невысокие. Во-вторых, отмена льготы принесет не такие уж и высокие доходы. Сам по себе транспортный налог обязательно нужен, иначе не будет за что содержать дороги. Но пенсионеры, по моему мнению, ездят меньше других. Ко второму чтению ситуацию еще раз проанализировали. Правительство, которое отвечает за финансирование разнообразных программ, и президент рассматривали нашу поправку по данному налогу. Когда эту поправку рассмотрели со всеми заинтересованными сторонами, она не прошла в связи со сложной финансовой ситуацией», — объясняет Зинаида Мандровская.

Парламентарий убеждена, что проблему рассмотрели со всех сторон. Однако на окончательное решение повлияли аргументы, что в Беларуси невысокий пенсионный возраст и более 25% пенсионеров работают. Тем, кто не работает, оставить льготу сложно из-за необходимости предоставлять справки и других бюрократических причин. К тому же, многие молодые депутаты, которые воспитывают детей, высказывали мнение, что по данному вопросу «ко всем категориям граждан нужно подходить одинаково».

«Мы отстаивали эту льготу, но правительство не согласилось, так как 60 лет — такой возраст, когда еще все работают и ездят на автомобилях, — объясняет одна народная избранница, депутат постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Наталья Гуйвик. — Наверное, правительство подсчитало, что из-за этих льгот государство действительно много денег потеряло. Действительно, многие пенсионеры у нас работают, половина парламента, наверное, пользовалась этой льготой. Но, учитывая сложную финансовую и экономическую ситуацию в стране, нужно, наверное, с пониманием ко всему этому относиться! Жизнь ведь, к сожалению, состоит из черных и белых полос».

Сложно не согласиться! Но, виноваты ли пенсионеры в том, что им приходится работать и после 60 лет?

Еврорадио вспомнило, как 26 апреля 2015-го года во время визита в город Славгород Могилевской области Александр Лукашенко имел спонтанную беседу с местным ветераном войны и членом БНФ, 89-летним Феликсом Шкирманковым. Ветеран просит главу государства отменить «транспортный налог» хотя бы для ветеранов, среди которых единицы до сих пор ездят за рулём. Александр Григорьевич пообещал сделать это к 9-му мая, когда праздновалась 70-я годовщина победы в Великой Отечественной войне. Тогда Феликс Шкирманков с сарказмом воспринял обещание, мол, посмотрим, что значит слово президента и как оно будет.

«Ну вот и проверил! Ну как мне к этому относиться? Как я могу уважать этого человека, если он так делает? Продолжать чего-то добиваться — бессмысленно. Но ездить я продолжу, ведь без автомобиля я уже не могу, мне трудно ходить. Как раз сейчас собираюсь в магазин за молоком, хлебом. дойти я уже не смогу, поэтому поеду», — рассуждает ветеран.

Другие публикации:  Недействительный договор аренды автомобиля

Об отмене льготы для пенсионеров Феликс Шкирманков узнал от Еврорадио, так как в государственных СМИ об этом скромно промолчали. А вот в конце 2014-го года, когда скидку в 50% на транспортный налог вводили, об этом вещали из каждого утюга.

Правда, Феликса Шкирманкова отмена льгот не трогает, так как ветеранам войны их все же оставили. Видимо, подсчитали, что для государства это небольшие потери, сколько тех ветеранов способны сесть за руль. Но, чтобы узнать об этом, пришлось усердно прочитать 123-страничный документ о внесении поправок в Налоговый Кодекс. Кстати, если верить сайту Палаты представителей, депутаты его приняли в течение одних суток, без поправок. А с ним и еще три документа вместе с бюджетом страны на 2016 год.

Дорожный налог в 2015 году: новые правила игры

Транспортный налог начал действовать в СССР еще в 1920 году. Тогда им облагались не только автомобили, но и практически все средства передвижения, включая велосипеды. Расчет производился иным, нежели сейчас, способом. Неизменной осталось только использование налоговой ставки: она и почти сто лет назад лежала в основе дорожного сбора и отличалась в зависимости от города.

Налогообложение транспорта по-новому

В 2015 году дорожный налог будет рассчитываться по совершенно новой схеме. Сегодня, кроме мощности двигателя, при расчете используются такие показатели, как возраст машины, ее экологический класс (количество вредных выбросов в атмосферу), стоимость. Кроме того, что размер сбора существенно разнится в регионах, теперь еще и автовладельцы автомобилей премиум класса по цене свыше 3 миллионов рублей будут вынуждены платить больший налог.

Зачем такие сложности? Ответ прост: принятием этого закона правительство решило «убить двух зайцев», то есть, восстановить социальную справедливость и пополнить бюджет. В предыдущие годы наполняемость казны именно дорожным сбором была очень низкой – всего порядка 40–55 процентов от положенной суммы. Автовладельцы просто не уплачивали автоналог, а по истечении трех лет заставить их сделать это по закону уже невозможно.

Вот и вынуждено государство использовать прогрессивные налоговые ставки. В зависимости от цены и возраста авто, теперь будут использоваться повышающие коэффициенты:

  • от 1,1 до 1,5 – такой коэффициент применяется к авто ценой 3–5 миллионов;
  • коэффициент 2 – для транспорта стоимостью 5–10 миллионов;
  • при стоимости 10–15 миллионов значение равно трем, и то, только при условии, что авто не старше 10 лет;
  • для самых дорогих авто по цене более 15 миллионов коэффициент также равен трем, но и машина может быть не старше 20 лет.

Количество лошадиных сил, на которое ранее ориентировались при подсчете суммы, теперь не играет прежней роли. Более всего «пострадают» автовладельцы машин с атмосферными двигателями большой мощности. В лучшем положении окажутся владельцы электромобилей – для них, вообще, предусмотрено полнейшее освобождение от транспортного сбора.

Экокласс авто – практически главный критерий при определении суммы налога в европейских странах. Более того, во многих из них транспортный сбор заменен экологической выплатой. Она направляется в бюджет, а затем расходуется на улучшение дорожного полотна, очистку воздуха и так далее.

Дорожный налог в Беларуси тоже подвергся изменениям. Базовая величина ставки налога с 2015 года поднялась на целых 20%. Сумма налога там зависит от веса машины:

  • авто менее 1,5 тонны – 3 ставки (примерно 2000 рублей);
  • 1,5–2 тонны – 6 ставок;
  • 2–3 тонны – 8 ставок;
  • свыше трех тонн веса авто – 11 базовых ставок.

Налог на допуск к дорожному движению, так это называется в РБ, будет направлен на строительство дорог и капремонт существующих. Оплачивается один раз в год, как правило, при прохождении техосмотра. Такая госпошлина была введена в 2014 году, но уже появилось много несогласных с таким нововведением. Сумма дорожного налога в РБ напрямую зависит от марки авто – больше всех платят владельцы премиум транспорта.

Льготирование в сфере транспортного сбора

Законно сэкономить на уплате сбора можно, если воспользоваться льготой, которую имеют:

  • ветераны;
  • инвалиды;
  • многодетные родители;
  • опекуны инвалидов;
  • «чернобыльцы».

Кроме того, некоторые юридические лица также имеют определенные льготы при оплате. Например, предприятия, основной деятельностью которых является перевозка пассажиров, освобождены от сбора. Однако это правило не касается такси.

Перечень льготных категорий определяется местными властями. Так, пенсионеры Москвы и московской области не освобождены от дорожного налога полностью. В Санкт-Петербурге люди пенсионного возраста освобождаются от него при соблюдении некоторых условий: авто отечественного производства, мощность – не более 150 л. с. От дорожного налога в Челябинской области освобождены:

  • инвалиды;
  • герои СССР, соцтруда, трудовой славы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • многодетные родители и пенсионеры.

Узнать, какие именно категории граждан могут воспользоваться скидкой в определенном городе, можно в территориальном отделении ФНС или на ее официальном сайте. Поскольку налог является местным, то и льготирование предоставляется местными властями.

Как рассчитать сумму сбора в 2015 году?

Чтобы знать, какую сумму придется потратить в 2016, можно посчитать величину автоналога за текущий год. Самый простой способ – воспользоваться калькулятором расчета дорожного сбора. Он находится на официальном ресурсе ФНС. Необходимо ввести запрашиваемую информацию об автомобиле: его мощности, объеме двигателя и данные о льготах. Полученная сумма и будет той, которую необходимо внести в бюджет в следующем году.

Дорожный налог с 1 января 2015 года рассчитывается по формуле: налоговая ставка в конкретном регионе умножается на мощность авто и его возраст. Далее, в зависимости от цены машины полученное значение может быть помножено на повышающий коэффициент. Обычно расчет дорожного налога производится сотрудниками ИФНС, а автовладелец получает «готовую» квитанцию и уведомление об оплате.

Полную стоимость налога на дороги надо оплатить в срок до 1.10 того года, который следует за отчетным. Такое правило прописано в 363-й статье НК РФ. Неуплата грозит штрафом, который будет начисляться помесячно с первого же дня образовавшейся задолженности.