Методическое пособие по анатомии

14.03.2018 Выкл. Автор admin

Год публикации: 2009

Библиографическая ссылка:: Обухова Л.А., Чевагина Н.Н. Анатомия человека. Система скелета и соединений костей: Учебно-методическое пособие / Новосибирский государственный университет. — Новосибирск, 2009. — 84 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Настоящее учебно-методическое пособие составлено на основе Международной анатомической терминологии, утвержденной на XV Международном анатомическом конгрессе в Риме (Италия) в 1999 году. Включает вопросы клинической анатомии, что важно для формирования клинического мышления у студентов медицинского факультета, начиная с первого курса обучения. Подготовлено на кафедре физиологии Новосибирского государственного университета и предназначено для студентов и аспирантов факультета естественных наук и медицинского факультета НГУ. Издание подготовлено в рамках выполнения инновационно-образовательной программы «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» национального проекта «Образование».

ВУЗ: Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии

Год публикации: 2005

Библиографическая ссылка:: Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 39 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебно-методическом пособии представлены практические работы по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в соответствии с Государственным образовательным стандартом, рекомендуемые для самостоятельного выполнения студентами дома, перечни основной и дополнительной литературы. Пособие предназначено для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной работы студентов специальности 031300 (050711) «Социальная педагогика».

Кафедра анатомии человека

Методические разработки по анатомии человека

для внеаудиторной самоподготовки студентов

Иннервация и кровоснабжение конечностей

по кредитно-модульной системе

в соответствии с требованиями Болонского процесса

Методические разработки подготовили:

заслуженный деятель науки и техники Украины, профессор Козлов В.О., профессор Машталир М.А., профессор Шерстюк О.О., доцент Крамарь С.Б., доцент Шаторная В.Ф., преподаватель Абдул-Оглы Л.В., преподаватель Филимонова Л.А.

Утверждено центральной методической комиссией ДДМА 22.12.09, протокол № 4.с

Методическое пособие по анатомии

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствие с Федеральными государственным образовательным стандартом для дисциплины анатомия человека по направлению подготовки «Сестринское дело».

Цель – формирование у студентов знаний по анатомии человека и топографической анатомии, как организма в целом, так и отдельных органов и систем, на основе современных достижений макро- и микроскопии; умений использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин.

  • изучение студентами строения, функций и топографии органов человеческого тела, анатомо-топографические взаимоотношения органов, их рентгенологическое изображение, индивидуальные и возрастные особенности строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), варианты изменчивости отдельных органов и пороки их развития;
  • формирование у студентов знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так и организма в целом, о взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических, генетических факторов, характера труда, профессии, физической культуры и социальных условий на развитие и строение организма;
  • формирование у студентов комплексного подхода при изучении анатомии и топографии органов и их систем; синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; представлений о значении фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины;
  • формирование у студентов умений ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела, т.е. владению «анатомическим материалом» для понимания патологии, диагностики и лечения;
  • воспитание студентов, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, уважительного и бережного отношения к изучаемому объекту – органам человеческого тела, к трупу; привитие высоконравственных норм поведения в секционных залах медицинского вуза.

Для реализации данной цели и поставленных задач неоценимую помощь может оказать учебно-методическое пособие, созданное авторами. Предмет анатомии человека состоит из целого ряда взаимосвязанных тематик. Каждая тема изучается по своему алгоритму. Понятно, что опорно-двигательный аппарат, спланхнология, сердечно-сосудистая система и т. д. не могут изучаться по единому плану.

Авторы решили создать алгоритмы изучения курса анатомии человека. Созданное авторами пособие включает все разделы учебного материала в количестве 9 в той последовательности, которая принята на большинстве кафедр анатомии России. В каждой теме приводится алгоритм изучения данной темы и рассматривается с помощью приведенного алгоритма весь материал всех 9 тем. Так, например, при изучении соединения костей, вначале приводится алгоритм, а затем по этому алгоритму рассматриваются все виды соединения костей скелета человека.

В конце пособия приведены контрольные вопросы по всем 9 разделам. Всего приведено более 200 вопросов. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов (бакалавриат).

Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской биохимии по анатомии человека

1 владивостокский государственный медицинский университет Кафедра анатомии человека Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской биохимии по анатомии человека Часть II (миология, неврология, ангиология) Владивосток Медицина ДВ 2011

2 УДК ББК 28.4 В71 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Владивостокского государственного медицинского университета Рецензенты: А.А. Родионов докт. мед. наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Амурской медицинской академии; Г.А. Иваненко канд. мед. наук, доцент, заведующая кафедрой анатомии человека Дальневосточного медицинского университета Авторы: Н.В. Вольская, Е.П. Каргалова Вольская, Н.В. В71 Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской биохимии по анатомии человека. II часть (миология, неврология, ангиология). Владивосток : Медицина ДВ, с. В настоящем пособии приводится алгоритм действий на практических занятиях в соответствии с действующей учебной программой для подготовки студентов по специальности «медицинская биохимия». УДК ББК 28.4 Вольская Н.В, Кожевникова Т.А., 2011 Медицина ДВ, 2011

3 3анятие 1 I. Тема Функциональная анатомия мышц головы, шеи и туловища. II. Мотивация Знание топографии и строения мышц головы, шеи и туловища необходимо для правильного понимания их функции, топографии сосудисто-нервных пучков, для правильного понимания механизмов дыхания, планирования комплекса физических упражнений для укрепления мышц с целью формирования правильной осанки тела, формы грудной клетки. Знания анатомии стенок живота необходимы при изучении спланхнологии для правильного понимания и изучения полости живота, топографии органов, заключенных в ней, при изучении ряда клинических дисциплин: хирургии, урологии, акушерства и гинекологии, лечебной физкультуры. III. Цели Обучения Изучить строение, топографию и функции мышц головы и шеи и туловища. Воспитания Нравственное воспитание. Развития Уяснить практическую значимость занятия в общей системе подготовки к будущей профессии врача. Активизировать познавательную деятельность. IV. Задачи Обучения Научиться: 1) называть и показывать мышцы головы, шеи и туловища; 2) называть и показывать места начала и прикрепления мышц; 3) называть и показывать треугольники шеи; 4) рисовать схемы фасций и межфасциальных пространств шеи; 5) демонстрировать мышцы спины, груди, живота, диафрагму; 6) называть и показывать области живота; 7) называть и показывать анатомические структуры, образующие белую линию живота и паховый канал. 3

4 Воспитания Формирование личностных качеств будущего врача путем беседы о бережном отношении к мышечным препаратам как останкам умерших людей. Развития Активизировать познавательную деятельность путем решения ситуационных задач и работы над рефератом по теме занятия. V. Ориентировочная основа действий (ООД) для СДС в учебное время Запомнить, что мышцы головы подразделяются на мимические и жевательные. Уяснить, что мимические мышцы располагаются поверхностно, непосредственно под кожей и не покрыты фасцией. Показать на муляже мышцы свода черепа, мышцы, окружающие глазную щель, носовое отверстие, ротовую щель и мышцы ушной раковины. Запомнить, что, начинаясь на поверхности кости или от подлежащих фасций, они оканчиваются в коже, обеспечивая мимику. При характеристике жевательных мышц уяснить, что они действуют на височно-нижнечелюстной сустав. Кроме того, они участвуют в обеспечении членораздельной речи. На препарате и муляже показать начало и прикрепление жевательных мышц. Уметь демонстрировать мышцы шеи, отметить, что топографически они делятся на поверхностные, глубокие и мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости. Запомнить, что на шее различают переднюю, грудиноключично-сосцевидную, латеральную и заднюю области. Уметь демонстрировать в пределах передней и латеральной областей шеи ее треугольники. В передней области шеи уметь показать границы сонного, лопаточно-трахеального и поднижнечелюстного треугольников. В латеральной области шеи показать границы лопаточнотрапециевидного и лопаточно-ключичного треугольников. Кроме того, показать межлестничное и предлестничное межмышечные пространства, уяснить их практическое значение. Характеризуя фасции шеи, показать на схеме поверхностную, предтрахеальную и предпозвоночную пластинки шейной фасции 4

5 и межфасциальные пространства: надгрудинное межапоневротическое, превисцеральное и ретровисцеральное. Обратить внимание, что согласно развитию и функции мышцы спины делятся на поверхностные и глубокие. На мышечном трупе и скелете уметь показать начало и прикрепление этих мышц. Запомнить, что мышцы груди располагаются в несколько слоев, это обусловлено их функцией. Показать на трупе и на скелете начало и прикрепление мышц этой группы: большую и малую грудные, подключичную и переднюю зубчатую мышцы. Запомнить, что мышцы глубоких слоев груди представлены собственными, аутохтонными мышцами. Уяснить, что диафрагма, связанная с мышцами груди анатомически и функционально, является главной дыхательной мышцей. Обратить внимание на куполообразную форму диафрагмы, обусловленную положением внутренних органов и разностью давлений в грудной и брюшной полостях. Запомнить, что мышечные пучки диафрагмы располагаются по периферии. Сходясь кверху, к середине диафрагмы, они переходят в сухожильный центр. Соответственно местам начала следует различать поясничную, реберную и грудинную части диафрагмы, между которыми находятся так называемые щели или треугольники, являющиеся слабыми местами диафрагмы: пояснично-реберный и грудинно-реберный. Научиться демонстрировать границы живота. Уметь показать две горизонтальные и две вертикальные линии, делящие всю переднюю стенку на области. Эти знания необходимы для точного определения топографии органов брюшной полости. Запомнить, что мышцы живота образуют основу его стенок. Соответственно топографии они подразделяются на боковые, передние, задние. Продемонстрировать мышцы живота. Демонстрируя мышцы боковой стенки, назвать начало каждой из них, направление волокон и места прикрепления. Показать переход мышечной ткани наружной косой мышцы живота в апоневроз. Уяснить, что свободный ее край внизу образует паховую связку, которая является нижней стенкой пахового канала. Расщепляясь, апоневроз наружной косой мышцы образует две ножки, назвать места их прикрепления и объяснить образование поверхностного пахового кольца. При изучении внутренней косой и поперечной мышц, выучить места начала мышц, запомнить, что свободные нижние края 5

6 ограничивают сверху паховый канал. На передней стенке уметь показать прямую и пирамидальную мышцы, указать начало и прикрепление их, объяснить функцию. На боковой стенке живота уметь показать широкие мышцы. Передние отделы этих мышц переходят в широкие апоневрозы, которые, охватив прямую мышцу живота спереди и сзади, формируют для нее влагалище. Далее, достигнув срединной линии, волокна апоневрозов перекрещиваются во фронтальной и сагиттальной плоскостях и образуют сухожильную полосу, называемую белой линией живота. Поперечная фасция является частью общей внутрибрюшной фасции, выстилающей стенки живота изнутри. Она является задней стенкой пахового канала. Уяснить, что поперечная фасция изнутри покрыта брюшиной, которая имеет сложный рельеф, особенно в нижних отделах брюшной стенки. Уметь объяснить наличие ямок. Латеральной ямке соответствует глубокое кольцо пахового канала. Запомнить практическое значение белой линии живота и пупочного кольца. Это слабые места передней стенки живота. Здесь возможно образование грыж. VI. Задание на самоподготовку (СДС в учебное время) 1. Перечень вопросов итогового контроля по теме занятия: 1. Назвать, показать и рассказать особенности мимических мышц. 2. Назвать, показать и рассказать особенности жевательных мышц. 3. Назвать и показать поверхностные, средние и глубокие мышцы шеи. Какова их функция? 4. На муляже показать области, треугольники, межмышечные и межфасциальные пространства шеи. 5. Фасции шеи (название, расположение). 6. Назвать границы и области груди, спины и живота на мышечном препарате. 7. Дать классификацию, продемонстрировать мышцы груди, спины и живота, перечислить их функции. 8. Назвать части и отверстия диафрагмы. 9. Назвать и показать границы и области живота. 10. Показать белую линию живота и пупочное кольцо. 6

7 11. Показать паховый канал и назвать его содержимое. 12. Показать поверхностное кольцо пахового канала. 13. Чему соответствует глубокое кольцо пахового канала? 14. Назвать и показать стенки пахового канала. Чем они образованы? 2. Ситуационные задачи: 1. При сокращении каких мышц мимика отражает положительные эмоции (улыбка, смех)? 2. Почему перелом венечного отростка нижней челюсти сопровождается нарушением членораздельной речи? 3. У больного выявлен паралич трапециевидной мышцы. Какие изменения в функции конечностей можно ожидать? 4. У больного выявлена диафрагмальная грыжа. В каких анатомических образованиях это возможно? VII. Задания для СДС во внеучебное время 1. Сделать краткий реферативный доклад по одной из тем: функция мышц, обеспечивающих работу височно-нижнечелюстного сустава; особенности топографии мышц живота и их практическое значение; анатомические предпосылки образования паховых грыж. 2. Подготовить тему: «Функциональная анатомия мышц верхней конечности». 3. Работа с контрольно-обучающими тестами: 1. Мышцы пояса верхней конечности: 1) плечевая; 2) дельтовидная; 3) подключичная; 4) надостная; 5) подостная; 6) подлопаточная; 7) малая круглая; 8) большая круглая; 9) круглый пронатор. 2. Группы мышц плеча: 1) передняя; 2) задняя; 3) медиальная; 7

Другие публикации:  Технические требования к автобусам по перевозке детей

8 8 4) латеральная. 3. Мышцы передней группы плеча: 1) дельтовидная; 2) двуглавая плеча; 3) плечевая; 4) локтевая; 5) клювовидно-плечевая. 4. Мышцы задней группы плеча: 1) дельтовидная; 2) плечевая; 3) плечелучевая; 4) трехглавая плеча; 5) локтевая. 5. Головки двуглавой мышцы плеча: 1) длинная; 2) короткая; 3) латеральная; 4) медиальная. 6. Головки трехглавой мышцы плеча: 1) длинная; 2) короткая; 3) латеральная; 4) медиальная. 7. Группы мышц предплечья: 1) передняя; 2) латеральная; 3) медиальная; 4) задняя. 8. Группы мышц кисти: 1) ладони; 2) тыла кисти; 3) возвышения большого пальца; 4) возвышения мизинца; 5) червеобразные; 6) средняя. 9. Стенки подмышечной полости: 1) медиальные; 2) латеральные; 3) верхняя;

9 4) нижняя; 5) передняя; 6) задняя. 10. Мышцы, образующие медиальную стенку подмышечной полости: 1) передняя зубчатая; 2) задняя зубчатая; 3) большая грудная. 11. Мышцы, образующие латеральную стенку подмышечной полости: 1) двуглавая плеча; 2) трехглавая плеча; 3) плечевая; 4) клювовидно-плечевая. 12. Мышцы, образующие переднюю стенку подмышечной полости: 1) передняя зубчатая; 2) большая грудная; 3) малая грудная; 4) плечевая. 13. Мышцы, образующие заднюю стенку подмышечной полости: 1) подлопаточная; 2) большая круглая; 3) малая круглая; 4) широчайшая спины; 5) длиннейшая спины. 14. Отверстия задней стенки подмышечной полости: 1) двухстороннее; 2) трехстороннее; 3) четырехстороннее; 4) пятистороннее 1 2, 4, 5, 6, 7, 8 2 1, 2 3 2, 3, 5 4 4, 5 5 1, 2 Эталоны ответов 6 1, 3, 4 7 1, 4 8 3, 4, 6 9 1, 2, 5, ,4 12 2, , 2, , 3 9

10 VIII. Источники информации 10 Список рекомендуемой литературы: 1. Анатомия человека / под. ред. М.Р. Сапина. М. : Медицина, 1996; 1997; Т. 1, Анатомия человека / под. ред. С.С. Михайлова, Л.Л. Колесникова. М. : Медицина, Сапин М.Р., Бабич Г.Л. Анатомия человека. М. : Мир и образование, Т. 1, 2, Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М. : Медицина, Т. 1, 2, 3, 4. Блок дополнительной информации 1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Атлас анатомии человека. М. : Медицина, Т. 1, 2, Нетер Ф. Атлас анатомии человека /пер. с англ./ М., Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Карманный атлас анатомии человека. М. : АПП «Джангар», Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат: остеология, артросиндесмология, миология : уч. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, Черток В.М. и др. Миология, нервная и сосудистая система : учеб.-метод. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, Занятие 2 I. Тема Функциональная анатомия мышц верхней конечности. II. Мотивация Знание строения и топографии мышц верхней конечности необходимы для изучения локализации сосудисто-нервных пучков, диагностики заболеваний и проведения оперативных вмешательств. У человека в связи с трудовой деятельностью мышцы кисти достигли наибольшего развития. Знания топографии верхней конечности ЗУН по данной теме будут востребованы при изучении курса клинических дисциплин: травматологии, ортопедии, неврологии, хирургии, рентгенологии, терапии. III. Цели Обучения Изучить особенности строения и топографии мышц плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти.

11 Воспитания Внедрить элементы деонтологического и экологического воспитания. Развития Уяснить практическую значимость занятия в общей системе подготовки к будущей профессии врача. Активизировать познавательную деятельность. IV. Задачи Обучения Научиться: 1) называть и показывать мышцы плечевого пояса; 2) называть и показывать мышцы плеча; 3) называть и показывать мышцы предплечья; 4) называть и показывать мышцы кисти на мышечном препарате; 5) называть и показывать топографические образования верхней конечности. Воспитания Следует бережно относиться к мышечным препаратам, как останкам умерших людей. Развития Активизировать познавательную деятельность путем решения ситуационных задач и работы над рефератом по теме занятия. V. Ориентировочная основа действий (ООД) для СДС в учебное время Обратить внимание, что мышцы верхней конечности делятся на мышцы пояса верхней конечности, плеча, предплечья, кисти. Мышцы верхней конечности осуществляют движение руки, необходимые для выполнения ее функции как органа труда. Знание мест начала и прикрепления мышц на скелете необходимо для правильного понимания их функции. Изучая мышцы плечевого пояса, уяснить, что дельтовидная мышца имеет сложное строение с различным направлением мышечных пучков, поэтому функции ее разнообразны (сгибание, разгибание, отведение в плечевом суставе). Обратить внимание, что мышцы плеча и предплечья делятся на две группы: переднюю (сгибатели), заднюю (разгибатели). Двуглавая 11

12 и трехглавая мышцы плеча участвуют в сгибании и разгибании в плечевом и локтевом суставах, т.е. являются двусуставными. Мышцы предплечья действуют на несколько суставов (локтевой, лучелоктевой, лучезапястный, а также на суставы кисти и пальцев). Запомнить, что сгибатели и разгибатели делятся на поверхностные и глубокие. Переднюю группу образуют сгибатели кисти и пальцев и два пронатора (круглый и квадратный). Сгибатели начинаются от медиального надмыщелка плеча и фасции предплечья. Заднюю группу образуют разгибатели пальцев и кисти и супинатор. Разгибатели берут начало от латерального надмыщелка плечевой кости и фасции предплечья. Дать понятие о классификации мышц кисти. На препарате уметь демонстрировать мышцы возвышения большого пальца, возвышения мизинца и мышцы средней группы. Запомнить наличие мышц, противопоставляющих большой палец и мизинец, связанных с преобразованием кисти у человека. Обратить внимание на ладонный апоневроз, ладонную и тыльную фасции, участвующие в образовании четырех изолированных фасциальных футляров для мышц сгибателей пальцев и червеобразных мышц. Демонстрируя стенки подмышечной впадины, уметь показать три треугольника передней ее стенки и на четырехстороннее и трехстороннее отверстия задней стенки, в которых проходят артерии и нервы. При изучении топографии плеча на передней поверхности уметь показать две борозды плеча, а на задней поверхности плечемышечный канал. Запомнить, что в области локтевого сгиба лежит локтевая ямка. Продемонстрировать ее границы. На передней поверхности предплечья уметь демонстрировать три борозды: локтевую, лучевую, срединную. На кисти запомнить расположение синовиальных влагалищ на ладонной стороне. VI. Задание на самоподготовку (СДС в учебное время) 1. Перечень вопросов итогового контроля по теме занятия: 1. Классификация мышц верхней конечности. 2. Назвать и показать мышцы плечевого пояса. 3. Назвать и показать переднюю и заднюю группы мышц плеча. 4. Назвать и показать переднюю и заднюю группы мышц предплечья. 5. Фасции плечевого пояса, плеча и предплечья. 12

13 6. Назвать мышцы возвышения большого и малого пальцев. 7. Назвать мышцы средней группы. 8. Назвать и показать границы и стенки подмышечной ямки. 9. Назвать и показать отверстия задней стенки подмышечной полости. 10. Назвать и показать борозды передней поверхности плеча. 11. Назвать и показать плечемышечный канал. 12. Назвать и показать локтевую ямку. 13. Назвать и показать стенки локтевой ямки. 14. Назвать и показать мышцы, ограничивающие локтевую, срединную и лучевую борозды предплечья. 15. Назвать и показать на муляже синовиальные влагалища ладонной стороны кисти. 2. Ситуационные задачи: 1. В автомобильной аварии повреждены: задняя часть дельтовидной, подостная и малая круглая мышцы. Какое положение займет верхняя конечность? 2. В результате травмы повреждены мышцы предплечья: круглый и квадратный пронаторы и плечелучевая. Какое положение займет предплечье? 3. К врачу обратился больной с жалобами на невозможность держать карандаш, ложку и др. Объясните возможную причину данного состояния. 4. Почему не рекомендуется брать на исследование кровь из большого пальца и мизинца? VII. Задания для СДС во внеучебное время 1. Сделать краткий реферативный доклад по одной из тем: расположение и функции мышц плечевого пояса и их роль в движении верхней конечности; мышцы верхней конечности, осуществляющие функции руки как органа труда; отличия кисти человека и приматов. 2. Подготовить тему: «Функциональная анатомия мышц нижней конечности». 3. Работа с контрольно-обучающими тестами: 1. Мышцы, разгибающие бедро: 1) двуглавая; 2) полусухожильная; 13

14 14 3) полуперепончатая; 4) четырехглавая; 5) большая ягодичная; 6) подвздошно-поясничная. 2. Мышцы, сгибающие бедро: 1) прямая; 2) двуглавая; 3) гребенчатая; 4) нежная; 5) портняжная; 6) подвздошно-поясничная. 3. Мышцы, приводящие бедро: 1) большая приводящая; 2) длинная приводящая; 3) короткая приводящая; 4) гребенчатая; 5) нежная; 6) подвздошно-поясничная. 4. Границы бедренного треугольника: 1) паховая связка; 2) портняжная мышца; 3) гребенчатая мышца; 4) большая приводящая мышца; 5) длинная приводящая мышца; 6) короткая приводящая мышца. 5. Стенки внутреннего отверстия бедренного канала: 1) паховая связка; 2) поперечная фасция; 3) гребенчатая связка; 4) лакунарная связка; 5) бедренная вена; 6) портняжная мышца. 6. Поверхностное кольцо бедренного канала ограничено: 1) семенным канатиком; 2) подвздошно-гребенчатой дугой; 3) паховой связкой; 4) серповидным краем широкой фасции бедра. 7. Стенки приводящего канала: 1) короткая приводящая мышца;

15 2) длинная приводящая мышца; 3) большая приводящая мышца; 4) медиальная головка четырехглавой мышцы; 5) портняжная мышца; 6) фиброзная пластинка. 8. Через мышечную лакуну проходят мышцы: 1) грушевидная; 2) подвздошно-поясничная; 3) гребенчатая; 4) портняжная. 9. Стенки подколенной ямки: 1) мышцы задней группы бедра; 2) приводящие мышцы бедра; 3) длинная малоберцовая мышца; 4) икроножная мышца; 5) задняя большеберцовая мышца. 10. В подколенную ямку открываются каналы: 1) бедренный; 2) приводящий; 3) голеноподколенный; 4) верхний мышечно-малобедренный. 11. Группы мышц голени: 1) передняя; 2) разгибатели; 3) задняя; 4) сгибатели; 5) латеральная. 12. Передняя группа мышц голени: 1) передняя большеберцовая мышца; 2) длинный разгибатель пальцев; 3) длинный сгибатель пальцев; 4) длинный разгибатель большого пальца; 5) длинная приводящая мышца; 6) длинная малоберцовая мышца. 13. Мышцы задней группы голени: 1) трехглавая; 2) длинный сгибатель пальцев; 3) задняя большеберцовая; 4) передняя большеберцовая; 15

16 16 5) длинный разгибатель пальцев; 6) четырехглавая. 14. Мышцы стопы делятся на: 1) мышцы тыла; 2) мышцы подошвы; 3) мышцы латеральной группы; 4) мышцы медиальной группы. 15. Мышцы подошвы делятся на группы: 1) внутренняя; 2) средняя; 3) медиальная; 4) латеральная; 5) фиброзная пластинка. 16. Мышцы медиальной группы подошвы стопы: 1) короткий разгибатель пальцев; 2) отводящая большой палец; 3) приводящая большой палец; 4) длинный сгибатель большого пальца. 17. Мышцы, ограничивающие голеноподколенный канал: 1) задняя большеберцовая; 2) камбаловидная; 3) икроножная. 18. Медиальная подошвенная борозда ограничена мышцами: 1) короткий сгибатель пальцев; 2) отводящая большой палец; 3) отводящая мизинец. Эталоны ответов 1 1, 2, 3, , 3, , 3 2 1, 3, 5, 6 7 3, 4, , 2, , 2 3 1, 2, 3, 4, , 2, , 2 4 1, 2, 5 9 1, , 2 5 1, 3, 4, , , 3, 4 VIII. Источники информации Список рекомендуемой литературы: 1. Анатомия человека / под ред. М.Р. Сапина. М. : Медицина, 1996; 1997; Т. 1, Анатомия человека / под ред. С.С. Михайлова, Л.Л. Колесникова. М. : Медицина, 1999.

17 3. Сапин М.Р., Бабич Г.Л. Анатомия человека. М. : Мир и образование, Т. 1, 2, Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М. : Медицина, Т. 1. Блок дополнительной информации 1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Атлас анатомии человека. М. : Медицина, Т. 1, 2, Нетер Ф. Атлас анатомии человека /пер. с англ. М., Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Карманный атлас анатомии человека. М. : АПП «Джангар», Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат: остеология, артросиндесмология, миология : уч. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, Черток В.М. и др. Миология, нервная и сосудистая система : учеб.-метод. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, Занятие 3 I. Тема Функциональная анатомия мышц нижней конечности. II. Мотивация Знание закономерностей анатомического строения мышц таза и нижней конечности необходимо для правильного понимания их ведущей роли в биомеханике конечностей, создающих твердую опору тела, а также производящих разнообразные движения одной конечности при условии перемещения центра тяжести и опоры на другую при ходьбе и беге. Знание мышц и топографии тазового пояса и нижней конечности будет востребовано при изучении ангионеврологии и спланхнологии, курса клинических дисциплин: травматологии, неврологии, хирургии, рентгенологии, ортопедии, а также при прогнозировании изменений биомеханики при патологии мышц и ее коррекции в курсе лечебной физкультуры. III. ЦЕЛИ Обучения Изучить анатомию мышц и топографию таза и нижней конечности. Воспитания Деонтологическое и экологическое воспитание. Формирование здорового образа жизни. 17

18 Развития Сформировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческую инициативу и активность. IV. Задачи Обучения Научиться: 1) называть и показывать мышцы таза и нижней конечности на мышечном препарате; 2) называть и показывать топографические образования тазового пояса и нижней конечности. Воспитания Формирование клинического мышления в процессе решения ситуационных задач и составления реферативных докладов по теме занятия. Развития 1. С целью активизации познавательной деятельности уяснить практическую значимость занятия в системе подготовки врача. 2. Для развития творческой инициативы и активности предлагается решение ситуационных задач и написание краткого реферативного доклада о формообразующем влиянии физических упражнений на мышцы бедра. V. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СДС В УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Запомнить, что мышцы таза и свободной нижней конечности функционально принадлежат тазобедренному, коленному суставу и суставам стопы. Уяснить классификацию мышц таза и уметь продемонстрировать эти мышцы. Обратить внимание на расположение грушевидной мышцы в большом седалищном отверстии и участие ее в образовании над- и подгрушевидного отверстия. Отметить топографию внутренней запирательной мышцы и ее участие в образовании запирательного канала. При изучении широкой фасции бедра уяснить ее функциональную роль, сращение с паховой связкой вверху и уплотнение на латеральной поверхности бедра подвздошно-бедренный тракт. Запомнить, что мышцы бедра соответственно своему положению делятся на три группы (медиальную, заднюю и переднюю). Обратить внимание на мышечную и сосудистую лакуны и образования, их ограничивающие. Уяснить строение бедренного канала, за- 18

Другие публикации:  Права и льготы для военнослужащих

19 помнить, что в норме его не существует. Показать бедренную борозду, переходящую в приводящий канал. Запомнить его стенки и отверстия. Обратить внимание, что мышцы голени делятся на три группы: переднюю, заднюю, латеральную и продемонстрировать их. Обратить внимание, что задняя группа мышц голени состоит из поверхностного и глубокого слоя сгибателей, отделенных глубокой фасцией голени. Уяснить, что медиальная и латеральная головки икроножной мышцы участвуют в образовании стенок подколенной ямки, ограничивая ее нижний угол. Обратить внимание, что между поверхностным и глубоким слоями задних мышц голени проходит голеноподколенный канал, который начинается в подколенной ямке. При изучении мышц стопы запомнить, что они делятся на мышцы тыльной (разгибатели пальцев) и подошвенной поверхности (в основном сгибатели). Уяснить, что мышцы подошвенной поверхности стопы участвуют в укреплении сводов стопы и обеспечивают ее рессорные свойства. VI. ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ (СДС в учебное время) 1. Перечень вопросов итогового контроля по теме занятия: 1. Перечислить и показать группы мышц таза. 2. Назвать функции большой, средней и малой ягодичных мышц. 3. Перечислить и показать мышцы бедра. 4. Назвать основные функции передней, задней и медиальной групп мышц бедра. 5. Назвать и показать над- и подгрушевидные отверстия. 6. Назвать и показать каналы, расположенные на бедре. 7. Назвать и показать стенки и отверстия бедренного канала. 8. Назвать и показать стенки и отверстия приводящего канала. 9. Перечислить и показать мышцы передней, задней и латеральной групп голени. 10. Назвать основные функции мышцы голени по группам. 11. Назвать и показать мышцы латеральной, средней и медиальной групп подошвы. 12. Назвать и показать границы подколенной ямки. 13. Назвать и показать стенки голеноподколенного канала. 14. Назвать и показать борозды стопы. 2. Ситуационные задачи: 1. К врачу обратился больной с жалобами на травму задней группы мышц таза. Какие движения в тазобедренном суставе будут ограничены? 19

20 2. Больной, сидя на стуле, не может закинуть ногу на ногу. Функция какой группы мышц бедра нарушена? 3. К врачу обратился больной с жалобами на невозможность разогнуть стопу. Какие мышцы повреждены? 4. У больного продольное плоскостопие. При слабости тонуса каких мышц это возможно? VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СДС ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ 1. Сделать краткий реферативный доклад по теме: особенности строения мышц таза и бедра в связи с прямохождением; своды стопы. Роль активных затяжек сводов. Профилактика плоскостопия. 2. Подготовить тему «Итоговое занятие по миологии» IX. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Список рекомендуемой литературы: 1. Анатомия человека / под ред. М.Р. Сапина. М. : Медицина, 1996; 1997; Т Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М. : Мир и образование, Т Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М. : Медицина, Т. 1. Блок дополнительной информации 1. Гинзбург В.В. Краткий очерк антропологии для медиков. Л. : Гос. изд. мед. литературы, Йоганнес В. Роен. Большой атлас по анатомии. Флорида, Моффет Д., Фейз О. Наглядная анатомия : уч. пособие /пер. с англ. М., Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат : уч. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, Черток В.М. и др. Миология, нервная и сосудистая система: учеб.-метод. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, ЗАНЯТИЕ 4 I. ТЕМА Итоговое занятие по теме миология. II. МОТИВАЦИЯ Знание миологии необходимо для понимания биомеханики ОДА, топографии сосудисто-нервных пучков, прогнозирования путей распространения гнойных процессов по межфасциальным пространствам, механизмов грыжеобразования, а также при изучении хирургии, травматологии и ортопедии, ЛФК, косметологии и др. 20

21 III. ЦЕЛИ Обучения Закрепление ЗУН по миологии. Воспитания Деонтологическое и этическое воспитание. Развития Уяснить практическую значимость занятия в общей системе подготовки к будущей профессии врача. IV. ЗАДАЧИ Обучения 1. Уметь называть и показывать мышцы каждой области тела. 2. Уметь демонстрировать функции каждой мышцы или группы мышц. 3. Знать и демонстрировать топографию мышц каждой области. Воспитания Бережное отношение к мышечному трупу как к останкам умершего человека. Развития Решение ситуационных задач как метод применения знаний миологии в практической медицине. V. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ п/п Название этапа Цель этапа Время I. Вводная часть Организация занятия Мобилизовать внимание студентов. Проверить присутствующих. Определение темы, Сформулировать мотивацию. Активизировать мотивации, цели и студентов к выполне- задач занятия нию целей и задач занятия II. Основная часть занятия Контроль конечного Выявление конечного уровня ЗУН, уровня ЗУН: закрепление ЗУН, выявление индивидуальных 1. Устный опрос по и типичных ошибок и билетам с демонстрацией их коррекция на препаратах 2. Тестовый контроль лекционного материала на ЭВМ Оценка знаний лекционного материала. 2 мин 3 мин 100 мин (10 мин на студента) 20 мин 21

22 п/п Название этапа Цель этапа Время Подведение итогов занятия Общие и индивидуальные задания на СДС во внеучебное время Этапы проведения занятия (окончание) III. Заключительная часть Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия Указание на содержание и характер самоподготовки к следующему занятию 5 мин 5 мин VI. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗУН ПО МИОЛОГИИ 1. Теоретические вопросы контролирующей тестовой программы: 1. Главное качество мышц, определяющее их двигательную функцию. 2. Какие свойства характерны для гладкой мускулатуры? 3. Элементарный комплекс структур мышечного волокна, обеспечивающий его сокращение. 4. Какие свойства характеризуют «белые» мышечные волокна? 5. Какие из частей мышц относятся к активным? 6. Основные компоненты мягкого остова. 7. Основные функции мягкого остова. 8. Элементы мягкого остова, обеспечивающие работу мышц. 9. Факторы, от которых зависит сила мышцы. 10. Основные законы кинематики мышц. 11. Какие миофиламенты присутствуют в диске «А»? 12. Какие миофиламенты присутствуют в диске «И»? 13. Укажите правильную формулу саркомера. 14. Размеры какого диска изменяются при сокращении миофибрилл? 15. Как называется соединительно-тканная оболочка, покрывающая мион? 16. Как называется соединительно-тканная оболочка, покрывающая мышцу? 17. Из каких слоев состоит сарколемма миона? 18. Какие признаки характеризуют аутохтонные мышцы? 19. Какие мышцы развиваются из головных миотомов? 20. Какие мышцы развиваются из туловищных миотомов? 22

23 21. Какие мышцы развиваются из затылочных миотомов? 22. Какие структурные элементы относятся к поперечнополосатой мышечной ткани? 23. Какие структурные элементы относятся к гладкой мышечной ткани? 24. Какие мышцы развиваются из миотомов? 25. Какие мышцы развиваются из мезодермы жаберных дуг? 26. Какие мышцы относятся к трункофугальным? 27. За счет чего происходит сокращение миофибрилл, построенных из миофиламентов? 28. Какие свойства характерны для поперечно-полосатой мускулатуры? 29. Какие свойства характеризуют «красные» мышечные волокна? 30. Какие мышцы относятся к трункопетальным? 31. Какие мышцы относятся к ловким? 32. Какие мышцы относятся к сильным? 33. Какие части мышцы относятся к пассивной ее части? 2. Контрольные вопросы билетов: 1. Перечислить и показать группы мимических мышц и жевательные мышцы. 2. Назвать и показать основные группы мышц шеи. 3. Перечислить и показать мышцы шеи, прикрепляющиеся к подъязычной кости. 4. Перечислить и показать поверхностные мышцы шеи. 5. Перечислить и показать глубокие мышцы шеи. 6. Назвать и показать треугольники боковой области шеи и мышцы, их образующие. 7. Назвать и показать треугольники шеи, расположенные в передней области, перечислить мышцы, их ограничивающие. 8. Назвать и показать основные группы мышц спины. 9. Назвать и показать мышцы, разгибающие туловище. 10. Перечислить и показать мышцы груди. 11. Назвать и показать дыхательные мышцы. 12. Назвать и показать мышцы живота. 13. Назвать и показать стенки, отверстия и содержимое пахового канала. 14. Назвать и показать части диафрагмы, ее отверстия и щели. 15. Перечислить и показать стенки подмышечной полости, мышцы, их образующие, и отверстия задней стенки. 23

24 16. Перечислить группы мышц плеча. Назвать и показать мышцы этих групп. 17. Назвать и показать мышцы плеча, сгибающие и разгибающие предплечье. 18. Назвать и показать мышцы предплечья, сгибающие кисть, сгибающие фаланги. 19. Назвать и показать мышцы предплечья, разгибающие кисть. 20. Перечислить и показать мышцы, пронирующие предплечье. 21. Перечислить и показать мышцы, супинирующие предплечье. 22. Перечислить и показать группы мышц кисти. 23. Назвать и показать канал и борозды плеча. 24. Назвать и показать группы мышц бедра и мышцы, их образующие. 25. Назвать и показать группы мышц голени и мышцы, их образующие. 26. Назвать и показать группы мышц стопы и мышцы, их образующие. 27. Перечислить и показать анатомические элементы, ограничивающие над- и подгрушевидные отверстия, запирательный канал. 28. Назвать и показать анатомические образования, ограничивающие мышечную и сосудистую лакуны. 29. Назвать и показать стенки бедренного канала и анатомические образования, ограничивающие отверстия бедренного канала. 30. Назвать и показать мышцы, образующие стенки приводящего канала и подколенной ямки. 31. Назвать и показать мышцы, ограничивающие голеноподколенный канал. 32. Назвать и показать мышцы стопы, ограничивающие медиальную и латеральную подошвенные борозды. 33. Перечислить и показать мышцы, выполняющие функции активных затяжек сводов стопы. 3. Ситуационные задачи 1. Вследствие травмы больной потерял способность выдвигать нижнюю челюсть вперед. При поражении каких мышц ограничено такое движение в височно-нижнечелюстном суставе? 2. Как изменится лицо при заболевании правого лицевого нерва, иннервирующего мимические мышцы? 3. У больного, подавившегося рыбной костью, началось вос- 24

25 паление глотки и окружающей клетчатки. Каким образом гнойное воспаление из заглоточного межфасциального пространства может попасть в грудную полость? 4. К травматологу обратился больной с ранением мышц плечевого пояса. Какое положение займет верхняя конечность при травматическом повреждении задней части дельтовидной, подостной и малой круглой мышц? 5. В результате травмы у больного пронировано предплечье. О травме каких мышц можно думать? 6. Больной не может согнуть пальцы в пястно-фаланговых суставах. Какие мышцы не работают? 7. Больной не может согнуть пальцы в проксимальных межфаланговых суставах II V пальцев кисти. Какая мышца поражена? 8. Больной не может согнуть пальцы в дистальных межфаланговых суставах II V пальцев кисти. Какая мышца поражена? 9. Почему опасны воспаления синовиальных влагалищ I и V пальцев? 10. Больному необходимо произвести ревизию брюшной полости. В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез? 11. У больного в результате травмы нарушено отведение стопы. С поражением каких мышц это связано? 12. Какая группа мышц бедра поражена, если больной, сидя на стуле, не может закинуть ногу на ногу? 13. У молодой женщины через некоторое время после тяжелых родов стало периодически появляться подкожное выпячивание на передней поверхности бедра. Какое заболевание можно предполагать? 14. После резкого удара по мячу футболист не может разогнуть голень. О разрыве какой мышцы можно думать? 15. У больного выявлено продольное плоскостопие. Какие мышцы ему нужно тренировать? 16. У больного произошел перелом латеральной лодыжки. Сухожилия каких мышц могут пострадать при этой травме? VII. Задание для СДС во внеучебное время 1. Подготовить тему «Функциональная анатомия спинного мозга» 2. Работа с контрольно-обучающими тестами: 1. Нервная ткань состоит из: 1) нервных клеток; 25

26 26 2) глии; 3) эпителия; 4) капилляров; 5) фасций. 2. Нейрон имеет: 1) тело; 2) дендриты; 3) аксон; 4) микроворсинки; 5) миофибриллы. 3. По количеству отростков нейроны делятся на: 1) униполярные; 2) биполярные; 3) псевдоуниполярные; 4) псевдополярные; 5) мультиполярные; 6) вставочные. 4. По функции нейроны делятся на: 1) чувствительные; 2) двигательные; 3) вставочные; 4) нейросекреторные; 5) первичные; 6) вторичные. 5. Специфические свойства нейронов: 1) сократимость; 2) возбудимость; 3) способность обрабатывать информацию; 4) способность хранить информацию; 5) способность передавать информацию на другие нейроны; 6) способность передавать информацию на рабочий орган; 7) выработка спинно-мозговой жидкости. 6. Последовательность звеньев рефлекторной дуги (1 чувствительный нейрон, 2 двигательный нейрон, 3 вставочный нейрон): 1) 1, 2, 3; 2) 2, 3, 1; 3) 1, 3, Утолщения спинного мозга:

27 1) шейное; 2) грудное; 3) поясничное; 4) крестцовое. 8. Задние корешки спинно-мозговых нервов: 1) чувствительные; 2) двигательные; 3) смешанные. 9. Передние корешки спинно-мозговых нервов: 1) чувствительные; 2) двигательные; 3) смешанные. 10. Борозды спинного мозга: 1) задние боковые; 2) задняя срединная; 3) передние боковые; 4) передняя срединная. 11. Скелетотопия спинного мозга взрослого человека: 1) СI-LI; 2) СI-LIV; 3) СI-SIV; 4) СI-LII. 12. Серое вещество спинного мозга образовано: 1) телами нейронов; 2) аксонами нейронов. 13. Белое вещество спинного мозга образовано: 1) телами нейронов; 2) аксонами нейронов. 14. Столбы (рога) спинного мозга: 1) передние; 2) задние; 3) боковые; 4) средние; 5) промежуточные. 15. Канатики спинного мозга: 1) передние; 2) задние; 3) боковые; 4) средние; 27

Другие публикации:  Доверенность выдана сроком на один день

28 5) промежуточные. 16. В спинно-мозговых узлах находятся тела: 1) мультиполярных нейронов; 2) псевдоуниполярных нейронов; 3) биполярных нейронов. 17. Спинно-мозговой узел расположен: 1) в спинном мозге; 2) в позвоночном канале; 3) в спинно-мозговом нерве; 4) в переднем корешке; 5) в заднем корешке. 18. Количество сегментов в спинном мозге: 1) 30; 2) 34; 3) Закон динамической поляризации: 1) проведение нервных импульсов от дендрита к телу и от тела к аксону; 2) проведение нервных импульсов от аксона к телу и от тела к дендритам; 20. Оболочки спинного мозга: 1) соединительно-тканная; 2) твердая; 3) паутинная; 4) мышечная; 5) сосудистая; 6) хрящевая. Эталоны ответов VIII. Источники информации Список рекомендуемой литературы 1. Анатомия человека / под ред. М.Р. Сапина. М. : Медицина, 1996; 1997; Т. 1, , 2, 4 2 1, 2, 3 3 1, 2, 3, 5 4 1, 2, 3 5 2, 3, 4, 5, , , 2, , 2, , 2, , 3, 5

29 2. Анатомия человека / под ред. С.С. Михайлова, Л.Л. Колесникова. М. : Медицина, Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М. : Мир и образование, Т. 1, 2, Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М. : Медицина, Т. 1, 2, 3, 4. Блок дополнительной информации 1. Анатомия человека / под ред. проф. М.Г. Привеса. СПб : Медицина, Йоганнес В. Роен. Большой атлас анатомии. Флорида, Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Карманный атлас анатомии человека. М. : АПП «Джангард», Сборник экзаменационных тестовых заданий по дисциплине «Анатомия человека» : уч. пособие под ред. В.М. Чертока. Владивосток : Медицина ДВ, Учебное пособие для практических занятий студентов 1 2 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и УВЦ. Владивосток : Медицина ДВ, Черток В.М. и др. Миология, нервная и сосудистая система: учеб.-метод. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, ЗАНЯТИЕ 5 I. ТЕМА Функциональная анатомия спинного мозга. II. МОТИВАЦИЯ Учитывая, что нервная система обеспечивает регуляцию и интеграцию всех систем организма, поддерживая гомеостаз, и осуществляет связь с внешним миром, обеспечивая приспособление всех его систем к изменяющимся условиям существования, знание ее функциональной анатомии необходимо при изучении анатомии и физиологии всех систем, а также большинства клинических дисциплин. В частности, знание строения спинного мозга и оболочек будет востребовано при изучении курса клинических дисциплин: травматологии, неврологии, хирургии, рентгенологии, терапии. III. ЦЕЛИ Обучения Познакомиться с особенностями строения и функциями спинного мозга. Изучить строение оболочек и межоболочечных пространств. 29

30 Воспитания Деонтологическое и экологическое воспитание через предмет. Развития Сформировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческую инициативу и активность. IV. ЗАДАЧИ Обучения Научиться: 1) называть и показывать элементы строения спинного мозга на планшетах и препаратах; 2) правильно называть и показывать оболочки и межоболочечные пространства спинного мозга. Воспитания В плане деонтологического воспитания обратить внимание на бережное отношение к препаратам, как останкам умерших людей. Развития 1. С целью активизации познавательной деятельности уяснить практическую значимость занятия в системе подготовки врача. 2. Для развития творческой инициативы и активности предлагается решение ситуационных задач и написание краткого реферативного доклада о последствиях травм и аномалиях развития спинного мозга. V. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СДС В УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Знать скелетотопию спинного мозга. Уяснить, что спинной мозг заканчивается на уровне 2-го поясничного позвонка. Уметь объяснить принцип образования конского хвоста. Запомнить, что спинной мозг имеет два утолщения: шейное и пояснично-крестцовое, что обеспечивает иннервацию верхних и нижних конечностей. Запомнить, что спинной мозг разделяется на 31 сегмент. Дать понятие о сегменте спинного мозга. Знать пять отделов спинного мозга: шейный (8 сегментов), грудной (12 сегментов), поясничный (5 сегментов), крестцовый (5 сегментов), копчиковый (1 2 сегмента). Уяснить, что скелетотопия сегмента не соответствует порядковому номеру позвонка (правило Шипо). Отметить борозды на поверхности спинного мозга, которые разделяют его на столбы и канатики. На поперечном срезе уметь показать серое и белое ве- 30

31 щество. В сером веществе найти передние, задние и боковые рога, а в белом одноименные канатики. Уметь изображать схему простой трехнейронной рефлекторной дуги. Запомнить названия оболочек спинного мозга и межоболочечных пространств. Знать циркуляцию ликвора и уяснить, между какими оболочками он циркулирует. VI. ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ (СДС В УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ) 1. Перечень вопросов итогового контроля по теме занятия: 1. Перечислить и показать утолщения спинного мозга. 2. Назвать и показать борозды спинного мозга. 3. Скелетотопия спинного мозга. 4. Строение сегментов спинного мозга. 5. Строение серого вещества спинного мозга. 6. Назвать и показать оболочки спинного мозга. 7. Назвать и показать межоболочечные пространства спинного мозга. 8. Чем ограничено субдуральное пространство? 9. Нарисовать рефлекторную дугу. 10. Назвать проводящие пути спинного мозга. 2. Ситуационные задачи 1. Больному нужно провести спинно-мозговую пункцию. На уровне какого позвонка можно ее проводить, чтобы не повредить спинной мозг? 2. Больной имеет перелом на уровне 4-го грудного позвонка. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден? VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СДС ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ 1. Сделать краткий реферативный доклад по теме: аномалии развития спинного мозга. 2. Подготовить тему: «Общий обзор головного мозга. Функциональная анатомия ромбовидного мозга, перешейка ромбовидного мозга и среднего мозга» 3. Работа с контрольно-обучающими тестами: 1. Ромбовидный мозг состоит из: 1) переднего; 2) продолговатого; 3) заднего; 31

32 32 4) таламуса. 2. IV желудочек это полость: 1) конечного мозга; 2) ромбовидного мозга; 3) среднего мозга; 4) промежуточного мозга. 3. Дно четвертого желудочка это: 1) дорсальная поверхность продолговатого мозга; 2) дорсальная поверхность моста; 3) покрышка среднего мозга; 4) переднее продырявленное вещество. 4. Продолговатый мозг связан с мозжечком: 1) нижними ножками; 2) средними ножками; 3) верхними ножками. 5. Части мозжечка: 1) полушария; 2) оливы; 3) сосцевидные тела; 4) червь; 5) пирамиды. 6. IV желудочек сообщается с: 1) боковыми желудочками; 2) субарахноидальным пространством; 3) сильвиевым водопроводом; 4) эпидуральным пространством. 7. К заднему мозгу относятся: 1) мост; 2) мозжечок; 3) продолговатый мозг; 4) ножки мозга; 6) таламус. 8. В мозжечке серое вещество расположено: 1) на поверхности полушарий; 2) в глубине. 9. Ножки мозжечка: 1) нижние; 2) средние; 3) верхние;

33 4) передние; 5) задние. 10. В среднем мозге располагаются: 1) таламус; 2) ядра нижнего двухолмия; 3) черная субстанция; 4) латеральное коленчатое тело; 5) красные ядра; 6) ретикулярная формация; 7) медиальное коленчатое тело; 8) ядра верхнего двухолмия. 11. Полостью среднего мозга является: 1) III желудочек; 2) IV желудочек; 3) водопровод мозга; 4) центральный канал. Эталоны ответов: 1 2, , , 5, , , 2 6 2, 3 9 1, 2, 3 IX. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Список рекомендуемой литературы: 1. Анатомия человека / под ред. М.Р. Сапина. М. : Медицина, 1996; 1997; Т. 1, Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М. : Мир и образование, Т Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М. : Медицина, Т. 3, 4. Блок дополнительной информации 1. Гинзбург В.В. Краткий очерк антропологии для медиков. Л. : Гос. изд. мед. литературы, Йоганнес В. Роен. Большой атлас по анатомии. Флорида, Моффет Д., Фейз О. Наглядная анатомия : уч. пособие /пер. с англ. М., Черток В.М., Кацук Л.Н., Каргалова Е.П., Ботвич Т.А. Анатомия центральной нервной системы и органов чувств : уч. пособие. Владивосток : Медицина ДВ, Черток В.М. и др. Миология, нервная и сосудистая система : учеб.-метод. пособие. Владивосток : Медицина ДВ,

34 ЗАНЯТИЕ 6 I. ТЕМА Функциональная анатомия головного мозга: общий обзор головного мозга, ромбовидный мозг, перешеек ромбовидного мозга и средний мозг. II. МОТИВАЦИЯ Следует уяснить роль головного мозга как высшего звена цепи регулирования и координирования деятельности всех систем и аппаратов, составляющих целостный организм, и как органа, определяющего взаимосвязь организма с внешней средой. Знание строения и функции вышеуказанных отделов ствола головного мозга необходимы для изучения анатомии черепных нервов, органов чувств, физиологии ЦНС, клинических дисциплин: нервных болезней, нейрохирургии, для топической диагностики поражений головного мозга и понимания течения нервных болезней. III. ЦЕЛИ Обучения Изучить анатомию ромбовидного мозга, перешейка ромбовидного мозга и среднего моза. Воспитания Деонтологическое и экологическое воспитание через предмет. Развития Сформировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческую инициативу и активность. IV. ЗАДАЧИ Обучения Научиться: 1) правильно располагать головной мозг по отношению к себе и к черепу; 2) на препаратах мозга в целом и ствола мозга находить основные его отделы; 3) называть и показывать на препаратах анатомические структуры ромбовидного и среднего мозга; 4) называть и показывать стенки и сообщения IV желудочка, полость среднего мозга. 34

35 Воспитания 1. Помнить о бережном отношении к препаратам, как останкам умерших людей. 2. Обратить внимание на аномалии развития головного мозга, представленные на музейных препаратах. Развития 1. С целью активизации познавательной деятельности уяснить практическую значимость занятия в системе подготовки врача. 2. Для развития творческой инициативы и активности написать краткий реферативный доклад по одной из тем. V. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СДС В УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Уяснить онтогенез головного мозга на стадии трех и пяти мозговых пузырей. На препаратах уметь показать производные пяти мозговых пузырей. Запомнить, что дорсолатеральная поверхность головного мозга по форме соответствует внутренней вогнутой поверхности свода черепа, а нижняя поверхность основания головного мозга имеет сложный рельеф, соответствующий форме черепных ямок внутреннего основания черепа. Запомнить, что в ходе эмбрионального развития головной мозг делится на отделы, располагающиеся, начиная с каудального конца, в таком порядке: 1) ромбовидный мозг, который, в свою очередь, состоит из продолговатого и заднего мозга; 2) средний мозг; 3) передний мозг, в котором различают промежуточный и конечный. Изучить внешнее и внутреннее строение продолговатого мозга. Уметь показать его границы и положение в черепе. На вентральной поверхности продолговатого мозга уметь демонстрировать пирамиды и оливы. Уяснить строение пирамид продолговатого мозга как части пирамидного тракта и его перекрест, принимаемый за нижнюю границу продолговатого мозга. На дорсальной поверхности найти нежный и клиновидный бугорки, нижние ножки мозжечка и часть ромбовидной ямки, заключенной между ними. Запомнить, что в области продолговатого мозга заложены дыхательный и сосудодвигательный центры. На целом головном мозге изучить вентральную поверхность моста, его края, средние мозжечковые ножки. Обратить внимание 35

36 на участие дорсальной поверхности моста в образовании дна 4-го желудочка, где залегают ядра черепных нервов (с V по VIII пару). Мозжечок и его части уметь демонстрировать на препарате целого мозга, на сагиттальном разрезе мозга и на срезах, проведенных через мозжечок. Изучая мозжечок, уметь показать червь и полушария. На срезах мозжечка определить зубчатое ядро, которое хорошо видно, и перечислить другие ядра (пробковидное, шаровидное и ядро шатра). На препарате со вскрытым 4-м желудочком показать границы ромбовидной ямки. На планшете ромбовидной ямки продемонстрировать ядра V VIII пар черепно-мозговых нервов. Уяснить общую закономерность: ближе к средней линии располагаются двигательные ядра, несколько латеральнее от них вегетативные, а кнаружи от последних чувствительные ядра. Это связано с раскрытием канала краниального конца нервной трубки в эмбриогенезе, в результате чего скопления серого вещества, соответствующие задним рогам серого вещества спинного мозга, смещаются кнаружи. На сагиттальном срединном разрезе мозга уметь показать дно IV желудочка ромбовидную ямку и его крышу, образованную верхним и нижним мозговыми парусами, натянутыми между верхними ножками мозжечка и ножками клочка. Запомнить сообщения IV желудочка с подпаутинным пространством и водопроводом среднего мозга. Уметь демонстрировать комплекс структур, сформировавшихся на границе среднего и ромбовидного мозга перешейка. К нему относятся верхние ножки мозжечка, верхний мозговой парус и треугольник латеральной петли. При изучении строения среднего мозга обратить внимание, что на дорсальной его поверхности расположено четверохолмие, а на вентральной ножки мозга, которые посредством черного вещества делятся на основание и покрышку. Показать на фронтальном и сагиттальном срезах среднего мозга водопровод мозга, соединяющий III желудочек с четвертым, и отделы: крышу, покрышку и ножки мозга. Обратить внимание, что на дне водопровода на уровне верхнего двухолмия заложены ядра III пары черепных нервов, а на уровне нижнего двухолмия ядра IV пары. Самое значительное среди ядер покрышки среднего мозга красное ядро. Подчеркнуть его функциональное значение как элемента экстрапирамидной системы. 36