Санитарно-гигиенические требования к помещениям детского сада

15.03.2018 Выкл. Автор admin

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ

Основные помещения детского сада — групповые комнаты — по своим размерам должны обеспечивать потребности детей в движении и чистом воздухе. Если на одного ребенка приходится 4 м2 площади, а высота помещения равняется 3,2 м, то кубатура воздуха на каждого ребенка составит около 8 м3, что соответствует основным санитарным нормам.
Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3—4 раза в день проветривать помещение. Длительность проветривания зависит от разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении. Полноценный воздухообмен особенно важен в тех помещениях, где площадь групповых комнат меньше 50 м2 или высота потолка ниже 3 м.
Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.
Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты — 19—21°С, для зала — 18°С, туалетных — 20—22°С, бассейна — 29°С (температура измеряется на уровне роста детей, а в комнатах первого этажа — на полу).
Радиаторы центрального отопления обязательно огораживаются. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов.
Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.
Не меньшее значение для здоровья детей, чем чистый воздух, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.
Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Нормальным считается, если площадь застекленной поверхности окон равна 1/5—1/6 площади пола (световой коэффициент 1:5 или 1:6). Это значит, что при площади групповой комнаты в 50 м2, площадь всех окон должна быть равной 8—10 м2.
Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года — с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40—70% световых лучей.
В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат. Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс — при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста — 6 светильников по 200 ватт.
Для детского сада рекомендуются светильники типа СК-300 «Электросвет» или Яблочкова, КСО-1, ШОД (школьного освещения диффузный). Нельзя использовать открытые снизу люцетты и лампы, не защищенные арматурой, так как они приводят к утомлению глаз. В крайних случаях при отсутствии необходимой арматуры обычные электролампы заменяются матовыми (но матовые шары диаметром 250 мм также не подходят, поскольку габариты ламп 200 и 300 ватт не соответствуют их размерам).
Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.
Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.
Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая — до 40%, синяя и голубая — 25%, коричневая — 13%, черная всего лишь 1—2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

ГРУППОВАЯ КОМНАТА

В групповой комнате дети проводят большую часть времени, поэтому не следует загромождать ее мебелью, крупными растениями. Оборудование групповой комнаты зависит от того, для детей какого возраста она предназначена.
Для групповой комнаты детей первого года жизни необходим манеж, который устанавливается вдоль окон (на расстоянии 50— 60 см от них). Кроме того, в комплект мебели входят: 1—2 индивидуальных манежа; 1—2 туалетных стола для проведения гигиенических и закаливающих процедур; столы для кормления с выдвигающимися креслицами для детей, умеющих сидеть; четырехместный столик и стулья к нему для кормления детей, начинающих ходить; стол и стулья для взрослых, за которым докармливают грудных детей; шкафы для хранения игрушек, детского белья, посуды. Детям 7—8 мес. необходим барьер (высота 500 мм) с полкой для игрушек и пособий.
В групповых комнатах для детей второго и третьего года жизни необходимы четырехместные столы и стулья к ним (по числу детей), туалетный столик, раздаточный стол, стулья для персонала, шкаф для посуды, открытый шкаф-стеллаж с низкими полками для игрушек, диванчик, горка-манеж для упражнений детей в движениях. Середина комнаты должна оставаться свободной.
В групповых помещениях детей дошкольного возраста размещаются столы и стулья для детей, шкафы или стеллажи для хранения игрушек и строительных материалов, полочки для книг, уголка природы, стол для педагога и его шкаф, где хранятся педагогические пособия и оборудование.
Детская мебель должна быть прочной, устойчивой, обтекаемой формы, без острых углов и крючков на уровне глаз детей. Рекомендуется простая мебель без лишних украшений — это облегчает соблюдение гигиенических требований.
Особого внимания требует подбор столов и стульев, размеры которых должны соответствовать размерам и пропорциям тела детей данной возрастной группы. Столы и стулья предусматриваются достаточно легкими (весом не более 1,5—2 кг), чтобы дети могли самостоятельно их передвигать в пределах групповой комнаты.
В настоящее время разработаны государственные стандарты размеров детских столов (ГОСТ 19301. 1—73) и стульев (ГОСТ 19301. 2—73), которыми и следует руководствоваться при подборе мебели для групповых комнат. Для каждой из возрастных групп надо иметь не менее двух размеров столов и стульев, и обязательно сделать маркировку в соответствии с ростом каждого ребенка группы.
Для детей 2—4 лет выпускаются четырехместные и двухместные столы, для 5—6-летних — двухместные столы с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий.
У столов не должно быть проножек, так как они мешают правильной посадке детей; у стульев проножки допускаются лишь сзади или сбоку.
Столы и стулья располагаются как можно ближе к окнам. Двухместные столы на время занятий могут быть расставлены в три ряда, четырехместные — в два. Расстояние между рядами столов — 0,5 м, первый ряд отстоит от стены на 1 м.
На время еды двухместные столы соединяют по два: за такими квадратными столами сидят по четыре человека. В часы игр лишние столы придвигают к стенам: за ними дети играют с мелким строительным материалом или в настольные игры.
Для занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группах нужна настенная доска. Удобна доска, состоящая из трех секций (каждая шириной 0,5 м, высотой 0,75 м): грифельной, для показа дидактического материала и выставочного стенда; внизу лоток для мела и тряпки. Доску располагают таким образом, чтобы нижний край ее находился в 70—80 см от пола. Покрытие доски матовое (темно-зеленый или темно-синий линолеум; часть для показа и стенд — светло-серые).
Ковры, на которых дети играют, очень удобны, но их можно стелить только в холодное время года; они требуют ежедневной чистки и еженедельного проветривания.
Приемная-раздевальная. Вдоль стен комнаты размещаются шкафы для верхней детской одежды, которые должны быть прочно закреплены. В каждом индивидуальном шкафу три отделения: верхнее — для шапок, варежек, теплых носков и кофт, среднее — для пальто и рейтуз, нижнее — для обуви. На дверце внизу и вверху делаются вентиляционные отверстия.
В раздевальной находятся и скамейки, покрытые линолеумом или пластиком: высота скамейки — 200 мм, ширина — при одностороннем использовании — 250—300 мм, при двустороннем — 500—550 мм. Скамейки для подготовительных групп могут иметь подъемную крышку и емкость для хранения спортивной обуви.
Кроме того, в раздевальной должны быть: зеркало (на высоте роста детей), полка для платяных щеток, ящик, в котором хранятся принадлежности для чистки обуви.
Здесь же стоит шкаф для одежды персонала.

УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ

Санитарное состояние дошкольного учреждения во многом зависит от организации труда уборщиц и контроля за их работой. Для каждой уборщицы должен быть составлен график ежедневных и еженедельных обязанностей (обязанности уборщиц младших и старших групп не совпадают). Еженедельный график предусматривает те дела, которые выполняются один или два раза в неделю в определенные дни (например, в понедельник протирают арматуру, во вторник — оконные стекла и т. п.). Кроме того, должен быть график периодической и генеральной уборки. Соблюдение санитарных правил ухода за помещением возможно при условии, что уборщицы знают, как надо убирать комнаты, мыть посуду, когда они обеспечены соответствующим инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами (дезинфицирующие средства должны находиться в местах, недоступных детям).
Уборка в детском саду производится обязательно влажным способом при открытых форточках или фрамугах зимой или окнах — летом. Столы протирают после каждого приема пищи; полы, покрытия манежа, горок моют два раза в день; стены, двери и оконные рамы моют не реже одного раза в месяц; один раз в квартал стирают шторы и протирают светильники.
Сохранение в комнатах определенного воздушного режима, систематическое их проветривание — это также предмет заботы заведующей. Проветривание групповой комнаты в присутствии детей — дело воспитателей, а сквозное проветривание всего помещения два-три раза в день до прихода детей и во время прогулок вменяется в обязанность уборщицам и вносится в их график.

Детский сад для ребенка. Требования к размещению, оборудованию и содержанию территории и здания дошкольных образовательных организаций (часть 1)

Если Вы планируете отдавать ребенка в детский сад, то эта статья для Вас. Безусловно, каждый родитель желает для своего чада самого лучшего, поэтому с большой серьезностью подходит к выбору дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ): опытные квалифицированные педагоги, благоустроенная территория и здание «сада» — основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Документом, регламентирующим санитарные требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, является СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Так, требования предъявляются к размещению дошкольных образовательных организаций, оборудованию и содержанию территорий, зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию, внутренней отделке помещений, размещению оборудования в помещениях и др.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 указаны основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных образовательных организациях. Документ содержит отдельные требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

Важно отметить, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления их в действие. А ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций должны эксплуатироваться в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Итак, Вы определились с выбором детского учреждения для своего ребенка: удаленность от дома, часы работы, персонал. Что еще необходимо посмотреть?

Территория ДОУ. Здания ДОУ размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок. Территория должна быть ограждена забором и полосой зеленых насаждений. Зеленые насаждения (50% площади территории) используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При проектировании дошкольных образовательных организаций на территории выделяется место для колясок и санок, защищенное навесом от осадков.

Территория должна иметь наружное электрическое освещение (не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток).

На территории ДОУ выделяются зоны: игровая и хозяйственная.

Игровая зона содержит групповые площадки — индивидуальные для каждой группы и физкультурную площадку. Допускается использование совмещенных групповых площадок. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков и другие территории, приспособленные для прогулок детей и занятий физкультурой

Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. На территории каждой групповой площадки должен быть теневой навес (допускаются сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года). Полы под навесом выполняются из дерева

или иного строительного материала, безвредного для здоровья человека на расстоянии не менее 15 см от земли. Для хранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательных организаций, колясок, санок, велосипедов, лыж должно быть выделено специальное место.

Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия.

Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка (песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям). Во избежание загрязнения песочницы, необходимо закрывать песочницу крышками, полимерными пленками, другими защитными приспособлениями. При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд (допускается отсутствие самостоятельного въезда с улицы, но в период отсутствия детей). Должны быть предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, возможно размещение овощехранилища.

В этой зоне оборудуется площадка для сбора мусора с твердым покрытием на расстоянии не менее 15 м от здания, контейнеры должны иметь крышки. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Очистка мусоросборников проводится специализированными организациями.

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 — 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2 раз в день.

В зимнее время рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.

Не допускается сжигание мусора на территории дошкольной образовательной организации и в непосредственной близости от нее.

Здания ДОУ могут быть отдельно стоящими, пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий). Вновь строящиеся объекты ДОУ рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании. Допускается размещение дошкольных образовательных организаций во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных), при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом для детей и выездом (въездом) для автотранспорта.

Здание дошкольной образовательной организации должно иметь этажность не выше трех.

На третьих этажах зданий дошкольных образовательных организаций рекомендуется размещать группы для детей старшего дошкольного возраста, а также дополнительные помещения для работы с детьми. Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагаются на 1-м этаже. Не допускается размещение в подвальных и цокольных этажах зданий помещений для пребывания детей и помещений медицинского назначения.

Другие публикации:  Контрольная налог на доходы физических лиц

Медицинский блок. В существующих ДОУ допускается наличие помещений медицинского назначения (медицинский блок) в соответствии с проектами, по которым они были построены. Для вновь строящихся ДОУ независимо от их вместимости должен быть медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, туалета.

В зданиях ДОУ должен быть минимальный набор служебно-бытовых помещений.

Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией, системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте в дошкольной образовательной организации обеспечивается подача воды на пищеблок, помещения медицинского блока, прачечную (постирочную), в туалетные всех групповых ячеек. В районах, где отсутствует централизованная канализация, здания дошкольных образовательных организаций оборудуются внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений.

Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока, буфетных, туалетных для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского блока. Умывальники, моечные ванны, душевые установки и водоразборные краны для хозяйственных нужд обеспечиваются смесителями.

Не допускается использование для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы отопления.

Уровни естественного и искусственного освещения в ДОУ должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В качестве солнцезащитных устройств используются шторы или жалюзи внутренние, межстекольные и наружные вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения.Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений.

Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения.

Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру. В помещениях пищеблока и прачечной — пылевлагонепроницаемую защитную арматуру.

Нормативы СанПиН для детских садиков в 2018 году

Отдавая своего ребенка в руки воспитателя детского сада в 2018 году все родители, а особенно мамочки, очень сильно переживают. А как там будут заботиться о любимом малыше? Проводится ли в комнатах проветривание? Соответствует ли помещение детского сада санитарно гигиеническим требованиям. В какие временные промежутки делают кварцевание и генеральную уборку? В каком состоянии находится пищеблок детского сада, игрушки, как организованно питание, какая температура в комнате, сервировка стола (а вдруг дети будут есть вилками), кто отвечает за мытье посуды и т.д. Хочется сразу успокоить встревоженных родителей. Работа детских садов в 2018 году невозможна без соответствия санитарно эпидемиологическим требованиям.

Обстановка в детском саду должна соответствовать действующим нормам СанПиНа ДОУ. Их вы можете скачать с нашего сайта для того, чтобы тщательно изучить. Однако документ этот достаточно объемный в смысле количества информации. И не каждый человек сможет разобраться в нюансах этого законодательного акта.

Именно для таких ситуаций на сайте работают опытные юристы в режиме онлайн. Консультации абсолютно бесплатные.

Чтобы обратиться к компетентным специалистам, вам необходимо задать свой вопрос через форму связи или всплывающее окно внизу сайте. Кроме того, в этой статье мы кратко разберем основные инструкции и требования в отношении содержания детей в детском дошкольном учреждении в 2018 году. В том числе и питание, и график проветривания, и уборка, и мытье посуды, и нормы карантина, и обработка овощей и фруктов (яиц, яблок и т.д.), порядок.

Основная информация

Что представляет собой СанПиН ДОУ? Это документ, который принимается на государственном (федеральном) уровне. В нем содержатся обязательные к выполнению и исполнению санитарные, эпидемиологические и гигиенические нормы, правила, требования. Какие требования в отношении детских садов должны быть соблюдены, чтобы родители спокойно могли оставлять там своих детей:

  • правила размещения;
  • техническое обустройство земельного участка;
  • нормы освещения;
  • нормы обустройства пищеблока;
  • санминимум для воспитателей;
  • организация питания детей;
  • соответствие помещений нормам СанПиНа 2013 для содержания детей;
  • наличие водопровода;
  • наличие канализации;
  • температура в помещении и нормы отопления;
  • график ежедневной и генеральной уборки;
  • обработка игрушек;
  • кварцевание в детском саду по СанПиН ДОУ;
  • нормы вентилирования и проветривания;
  • правила сервировки стола;
  • режим дня;
  • уборка и мойка посуды;
  • количество детей в одной группе;
  • максимальное количество детей в одной группе с ограниченными возможностями;
  • нормы приема сотрудников на работу в детский сад;
  • соблюдение санитарных требований и т.д.

Детские садики бывают разные. Как по возрастной направленности, так и по режиму работы. Чаще всего детские сады совмещают несколько направленностей работы. Итак, какие бывают детские дошкольные учреждения:

  • для маленьких детей;
  • для дошкольников средних и старших возрастов;
  • оздоровительные детские учреждения;
  • специализированные детские сады;
  • узконаправленные дошкольные учреждения для детей (например, с математическим уклоном);
  • детсады для детей с ограниченными физическими возможностями или психическими отклонениями и т.д.

Дошкольные учреждения для детей, которые совмещают несколько направленностей, называют комбинированными. Не зависимо от профиля работы садика, все необходимые санитарно – эпидемиологические и гигиенические нормы и правила должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации питания

Очень часто мы слышим о случаях отравления детей в детском саду. В подобных случаях проводится расследование и выявляются виновники произошедшего. Нередко ими становятся сотрудники пищеблока, которые не в полном объеме выполняют требования санминимума согласно СанПиН. В отношении продуктов для организации питания детей необходимо в обязательном порядке выполнять все требования СанПиНа 2013.

Некоторые из них мы сейчас перечислим:

  • все продукты должны быть свежими, с соблюдением правил хранения, иметь подтверждающие документы от поставщика;
  • хранение скоропортящихся продуктов питания должно быть организовано в соответствии с инструкциями;
  • продукты питания должны храниться в заводской или потребительской таре, накрытые крышкой при необходимости;
  • хлебобулочные изделия хранят на сухих полках или стеллажах не ниже чем на 35 сантиметров от пола;
  • макаронные изделия должны находиться в сухом проветриваемом помещении с выполнением требований СанПиН для ДОУ;
  • для хранения и обработки картофеля и корнеплодов также существуют свои правила, которые необходимо в точности выполнять, прежде, чем они попадут на стол к детям и т.д.

В общем список требований достаточно большой. С ним более подробно можно ознакомиться в главе 14 норм СанПиНа 2013 для детских садов. Для примера можно рассмотреть порядок обработки яиц для кормления детей. Перед приготовлением яиц необходимо их замачивать в специальной посуде в дезинфицирующем растворе. Затем промывают под теплой проточной водой и перекладывают в другую посуду. Где они и будут храниться до варки. Варка яиц продолжается в течении десяти – пятнадцати минут.

Также, в каждой группе для детей должна быть оборудована мойка для посуды с наличием не только холодной воды, но и горячей. Посуду детям необходимо мыть правильно, соблюдая порядок обработки:

  • очистка от остатков еды;
  • мытье с использованием соды и горчицы;
  • мытье с использованием хлорки;
  • полоскание посуды;
  • ежедневная обработка в кипятке;
  • сушка на специальных решетках.

Пищеблок в том числе и общая кухня и помещения в группах в обязательном порядке должен содержаться в идеальной чистоте. В нем следует проводить уборку по графику и при наличии в этом необходимости. Витамины в еду добавляются только при наличии согласия родителей и под контролем медработника, а не воспитателя. Вся посуда должна иметь маркировку. Для каждого блюда предусмотрена отдельная тара. Если у вас возникли какие-либо вопросы, вы можете обратиться к специалистам на сайте.

Детский карантин

Карантин в детском саду отдельная тема. Каждого из родителей волнует тема здоровья своего ребенка. Длительность карантина в детском саду зависит от разновидности болезни. Объявление карантина также зависит от того чем болеют воспитанники. К примеру, для закрытия садика из-за гриппа необходимо, чтобы заболело двадцать процентов детей. В иных ситуациях достаточно одного случая заболевания. Длительность карантина составляет от семи до двадцать одного дня. Предупреждать родителей обязаны в день определения диагноза. А также о возможности заболевания (то есть о подозрениях на болезнь). Не обязательно на время карантина закрывают детское дошкольное учреждение. Возможно простое ограничение контактов больных детей с группами, где заболевших нет. То есть здоровых воспитанников не пускают гулять на общий двор или не водят в спортивный зал, где могут находиться заболевшие дети. А кушают ребятишки в своей группе, где должен быть свой пищеблок.

Водить детей в детское дошкольное учреждение во время карантина нельзя, если вы твердо уверены, что контакта с заболевшими у вашего ребенка не было. В остальных случаях ограничений нет, все на усмотрение родителей.

Например, некоторые мамы и папы считают, что чем раньше ребенок переболеет ветрянкой, тем лучше. При этом необходимо ограничить общение вашего ребенка, если он заболел, со здоровыми детьми. Вина воспитателя в распространении заболеваний в группах детских дошкольных учреждений обычно минимальна, если при этом им были выполнены все санитарно – гигиенические требования, установленные в подобных ситуациях. А именно санминимум для воспитателя.

Полезные мелочи

Давайте рассмотрим еще несколько моментов из санитарно – гигиенических норм, которые могут заинтересовать родителей:

  • санитарно – гигиенические правила регулируют и культуру поведения ребенка во время завтрака, обеда или ужина. Сюда входит общение во время приема пищи, правила сервировки и поведения за столом, умение пользоваться приборами… Сервировка и уборка посуды со стола, конечно же, ложится на плечи воспитателя или нянечки, в общем, на взрослых;
  • обработка игрушек по инструкции должна проводиться каждый день, после того, как всех детей заберут родители. Новые игрушки из магазина необходимо также обрабатывать до того, как они попадут к детям. Мягкие игрушки обычно обрабатываются методом кварцевания;
  • помещение, в котором занимаются дети необходимо проветривать по несколько раз в день, в тот момент, когда воспитанники детсадов находятся на улице или в другом помещении. Летом допускается проветривание в присутствии детей, если при этом исключен сквозняк;
  • белье, на котором воспитанники спят необходимо менять по степени загрязнения, но никак не реже, чем один раз в неделю;
  • обязательно необходимо вести журнал кварцевания;
  • оптимальная температура для помещения, в котором дети играют и занимаются, составляет не меньше 21 градуса и не больше 24;
  • оптимальная температура для помещения, в котором дети спят, составляет не меньше 18 градуса и не больше 21.

Если у вас возникли вопросы относительно санитарно – гигиенических норм в детском саду вы можете самостоятельно изучить новый СанПиН для ДОУ 2013 с изменениями на 2018 год.

А можете совершенно бесплатно получить консультацию у опытных юристов через форму обратной связи на сайте.

Гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям

Общие положения. К основным типам детских дошкольных учреждений относятся детские ясли, детские сады и наиболее распространенные и предпочти­тельные в современных условиях объеди­ненные детские учреждения (ясли-сады).

Дошкольные учреждения организуют для детей в возрасте от 2 мес до 7 лет и комплектуются в группы по возрастному принципу (табл. 133)*.

Таблица 133. Группы детских дошкольных учреждений

* В детских яслях-садах на 50—90 мест допускается комплектование групп детьми разного возраста.

В зависимости от длительности обслу­живания детские дошкольные учреждения могут быть с дневным (9-, 10-часовым) и круглосуточным пребыванием детей при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и с 9-, 10,5-, 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей при 5-дневной неделе с двумя выходными днями.

Здания яслей-садов проектируются универсальными применительно к требо­ваниям для дневного и круглосуточного пребывания детей. Количество мест в детских яслях-садах зависит от демогра­фического состава населения и составля­ет не менее:

1) для городов—140;

2) для поселков городского типа — 90;

3) для сельских населенных пунктов — 25.

Число групп в яслях-садах и их вместимость представлены в табл. 134.

Детские дошкольные учреждения дол­жны проектироваться или реконструиро­ваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиП П-64-80 «Детские дошкольные учрежде­ния») и «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений» (№ 3231-85), прежде всего важны максимальная изоляция групп, обеспечение необходимого набора и обо­рудование помещений, здания и участка.

Участок. Детские ясли-сады на 560 и 640 мест следует размещать на земель­ном участке рассредоточенными группами корпусов при количестве мест в каждой группе корпусов не более 320. Почва на территории участка должна быть чистой, сухой, без резких перепадов рельефа. Участок электрофицируют, оборудуют водопроводом и канализацией, огражда­ют по периметру и защищают полосой зеленых насаждений шириной не менее 5 м (1 —2 ряда деревьев). Высота огражде­ния от 1,2 до 1,6 м. В местах примыкания к границам участка детских площадок

Таблица 134. Число групп детей в яслях-садах и их вместимость

* Первая цифра — число групп, вторая — число детей в группе.

ширину полосы зеленых насаждений рекомендуется увеличить до 10 м. Пло­щадь озеленения должна составлять не менее 50 % площади участка. Кустарники следует располагать не ближе 5 м от здания, деревья — 10 м. В IV климатичес­кой зоне (районе) эти расстояния могут быть уменьшены. Деревья и кустарники с ядовитыми плодами или колючками для озеленения не допускаются. На участке, кроме зеленых насаждений, выделяют следующие зоны: групповых детских пло­щадок, общих детских площадок и хозяй­ственную.

Для каждой детской группы предус­матривают отдельные (изолированные друг от друга и огражденные кустарни­ком) площадки размером 130 м2, рас­положенные вблизи от выходов из помещений. В районах с сейсмичностью 9 баллов расстояние детских площадок до зданий должно быть не менее высоты зданий. На каждой групповой площадке предусматриваются навес (площадью 30 м’ для детей преддошкольного возрас­та и 50 м2 для детей дошкольного возрас­та), песочницы, гимнастические приборы (бум, лестница, горка и др.), оборудова­ние для различных игр, навесы должны быть с дощатым полом и закрыты с трех сторон, открытой стороной ориентированы на те же стороны света, что и групповые помещения.

Для детей дошкольного возраста груп­повые площадки разделяются по видам игрового и физкультурного оборудования: для занятий гимнастикой и подвижными играми — из расчета 3 м2 на одного ребенка, плескательный бассейн размером 20 м2, глубиной до 0,25 м — вблизи физкультурной площадки (в яслях-садах
на 230 мест и более плескательный бассейн допускается заменять на открытый бассейн для обучения плаванию с ванной размером 3X7 м и глубиной до 0,8 м), огород-ягод­ник — из расчета 0,5 м2 на одного ребенка.

Все площадки и другие места пребыва­ния детей дошкольного возраста должны быть связаны кольцевой не пресекающей групповые площадки дорожкой шириной 1 —1,5 м (для езды на велосипедах, педальных автомобилях и т. д.). На уча­стке оборудуют отдельный навес для хранения колясок и санок.

Хозяйственная зона должна быть изолированной и располагаться в глубине участка, иметь самостоятельный въезд. Здесь размещают котельную, сарай для топлива и инвентаря (при отсутствии теплофикации), овощехрани­лище, ледник-погреб, мусороприемник. Желательно размещение постирочной. Мусороприемник с плотно закрывающей­ся крышкой располагается на расстоянии не менее 25 м от главного здания на бето­нированной и асфальтированной пло­щадке.

Здания. Ясли-сады могут разме­щаться в одном или нескольких одно- или двухэтажных зданиях, соединенных меж­ду собой закрытыми переходами (в IV кли­матической зоне и при сложном рельефе участка — без переходов между ними).

Основным помещением в дошкольном учреждении является групповая комната (игральная) площадью 2,5 м2 на ребенка, которая для детей ясельного возраста должна располагаться на первом этаже. Каждая группа должна иметь самостоя­тельный вход (для детей дошкольного возраста допускается устройство общего входа на 3, а в корпусах комплексов на 4 группы). Административно-хозяйствен­ные помещения могут иметь вход, общий с одной из групп дошкольного возраста. Наружные входы зданий, расположен­ных в I, II и III климатических зонах (районах), должны быть с двойными теплыми тамбурами (в IV климатической зоне — с одинарным тамбуром или без тамбура), в IA, IB и ІГ климатических подрайонах — с тройными тамбурами. Теплый тамбур с глубиной не менее 1,6 м предусматривают также при выходе из основных помещений на неотапливаемую веранду (для I, II и III зон).

Другие публикации:  Приказ министерства труда 33н

Непосредственную связь между собой должны иметь следующие помещения: в ясельных группах — приемная с игральной-столовой, игральная-столовая — со спальней-верандой или верандой, туалет­ной и буфетной; в дошкольных группах: раздевальня — с групповой, групповая — с туалетной, спальней-верандой, помеще­нием для хранения кроватей и буфетной. Для удобства наблюдения за детьми ясельных групп рекомендуется устраивать окно на веранду из игральной-столовой и приемной. Медицинскую комнату реко­мендуется размещать рядом с комнатой заболевшего ребенка или изолятором с устройством между ними стеклянной перегородки (до потолка). Обеспечивают внутреннюю связь между всеми группами и комнатой для музыкальных и гимнасти­ческих занятий, комнатой для заболевших детей, изолятором и обслуживающими помещениями, но без прохода через поме­щения других групп.

Все основные помещения здания дет­ских дошкольных учреждений должны иметь естественное освещение. Исскуственное освещение разрешается в буфетной, кроватной, кладовой для продуктов, бель­евой, хозяйственной кладовой и уборной персонала. Глубина помещений при одно­стороннем освещении должна быть не более 6 м. Высота верхнего края окна до потолка не должна превышать 15—25 см, а высота подоконника над полом — 50— 60 см. Окна основных помещений, особен­но их верхнюю часть, не следует закрывать шторами и ставить на подоконники высокие широколистные цветы. Цветы рекомендуется размещать в подвесных или переносных цветочницах высотой 65— 70 см от пола и в уголках природы. Окна основных помещений должны быть ориентированы преимущественно на юг. Не допускается ориентация их на север и северо-запад, а в районах южнее 45 °с. ш. — на запад и юго-запад.

Оконные проемы в спальне-веранде должны размещаться не менее чем на двух стенах. При ориентации веранд на север обязательно устройство дополни­тельного искусственного освещения с восточной или западной стороны. Для защиты детей от перегрева в ряде поме­щений здания (групповых, игральных-столовых, спальнях-верандах), располо­женных в I, II и III климатических зонах, допускается иметь солнцезащитные устройства (в IV климатической зоне южнее 45° с. ш. устройство солнцезащит­ных приспособлений в этих помещениях обязательно).

В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IA, ІБ, ІГ климати­ческих подрайонах, следует предусматри­вать остекленные прогулочные веранды, объединенные для нескольких групп (в том числе как пристройки к зданиям или надстройки на уровне 2-го и 3-го эта­жей) .

В зданиях детских яслей-садов для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и санок (для I и II климатических зон — также для хранения санок детей дошкольного возраста). В зданиях детских яслей-садов с количеством 140 мест и более, проектируемых для IA, ІБ, ІГ климатических подрайонов, а также в административно-хозяйственном корпусе комплексов яслей-садов на 560 и 640 мест допускаются крытые бассейны для обучения детей плаванию с набором помещений в следующей последователь­ности: раздевальня, туалетная, душевая, помещение плавательного бассейна с ванной (размещение бассейнов в подва­льных этажах не допускается).

Стены, полы и потолки помещений должны быть гладкими, доступными для мытья и дезинфекции. Стены и панели на высоту 1,2 м окрашивают масляной крас­кой светлых тонов, потолки и оконные переплеты — только в белый цвет.

В пищеблоке стены производственных помещений оштукатуривают и на высоту 1,8 м облицовывают глазурованной кера­мической плиткой или окрашивают светлой масляной краской. Стены выше облицовки (окраски), а в кладовых на всю высоту окрашивают водно-эмульсионными крас­ками, потолки красят или белят. Стены помещений с влажным режимом (кухня, стиральная-разборочная, сушильная-гладильная) и туалетных облицовывают глазурованной керамической плиткой на высоту 1,5 м. В дошкольных учреждениях сельской местности в пищеблоке допуска­ется устройство дощатых полов, окрашен­ных водостойкими красками. При вы­боре полимерных материалов для отдел­ки полов следует руководствоваться пе­речнем полимерных строительных матери­алов и изделий, разрешенных для исполь­зования в детских дошкольных учрежде­ниях Минздравом СССР.

Санитарно-техническое оборудование и устройство зданий. Здания детских дошкольных учреждений должны быть оборудованы центральным (или местным) отоплением, обеспечивающим стабильную темпера­туру воздуха (с перепадами не более 2—2,5 °С). В качестве нагревательных приборов применяют радиаторы, ограж­даемые деревянными решетками; трубча­тые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели; конвекторы с кожуха­ми, последние — за исключением игральных-столовых, групповых и спален. Печное отопление допускается только в одноэтажных зданиях детских учрежде­ний на 50 и менее мест при условии обес­печения суточного перепада температуры не более 2—5 °С. Устройство топок в по­мещениях групповых, игральных-столовых, кухне, спальнях и умывальнях не допускается (топочное отверстие выво­дят в специальное помещение). Печи топят утром за 112—2 ч до прихода детей.

В шкафах для сушки детской одежды устанавливают ребристые трубы. Венти ляционный канал из шкафов присоединя­ют к общей системе вентиляции, обес печивая удаление воздуха в количестве 10 м3/ч. Помещения изолятора должны иметь отдельные вытяжные каналы.

В детских яслях-садах, проектируемых для районов с расчетной температурой наружного воздуха минус 40°С и ниже, следует предусматривать окна и балкон­ные двери с тройным остеклением. В ос­новных помещениях групп должна быть обеспечена постоянная температура воздуха при относительной влажности его 40—50 %, в кухне и стиральной-разборочной — до 60—70 %. В помеще ниях игральных-столовых, групповых и обходных дорожек в бассейнах по обуче­нию плаванию температура поверхности пола — не менее 26°С (не более 30°С). В помещениях групп на высоте 1 м от по­ла должен висеть настенный термометр.

Здания детских дошкольных учрежде­ний необходимо оборудовать водопрово­дом, канализацией и горячим водоснаб­жением (СНиП П-64-80, главы П-30-76, П-32-76, П-33-75, П-34-76).

Норма потребления воды в яслях-садах с дневным пребыванием детей — 75 л в сутки на одного ребенка, а с круг­лосуточным пребыванием детей — 100 л.

Качество воды должно удовлетворять санитарным требованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с действу­ющим ГОСТом 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством». Бассейны должны быть про­точными (температура воды от 29 до 35°С; количество воды для освежения не менее 20 % объема ванн).

Подводка горячей воды обязательна в помещениях кухни, игральной-столовой, группы для грудных детей, мойки посуды, туалетных (температура воды 35°С). К системе горячего водоснабжения присо­единяют нагревательные приборы в шка­фах для сушки верхней одежды детей и полотенцесушители в туалетных. На земельном участке необходимо предусмот­реть подводку воды к групповым пло­щадкам и для поливки насаждений, а также отвод дождевых вод с территории.

Санитарно-техническое оборудование: а) в приемной ясельной группы для грудных детей — умывальник для взрос­лых; б) в игральной-столовой ясельной группы для грудных детей — умывальник со смесителем для взрослых; в) в буфет­ной — мойка на два отделения с под­водкой холодной и горячей воды;

г) в туалетной ясельных групп — два умы­вальника для детей; слив (видуар), душевой поддон, детский унитаз[4], в туа­летных для грудных групп—умывальник для взрослых, слив (видуар), детская ванна; полотенцесушитель; д) в туалет­ной для группы детей дошкольного возраста — четыре умывальника для де­тей, душевой поддон с дополнительным краном для мытья ног, три детских унитаза; полотенцесушитель; е) в ком­нате для заболевших детей — умывальник для детей; ж) в туалетной изолятора — умывальники для детей и взрослых, слив (видуар), душевой поддон, полотен­цесушитель; з) в медицинской комнате — умывальник для взрослых; и) в туалетной персонала — умывальник, унитаз, душе­вой поддон.

Высота установки детских санитарных приборов, считая от пола помещения до борта прибора: а) умывальников для

детей ясельного возраста — 0,4 м; б) умывальников для детей дошкольного возраста — 0,5 м; в) ванн на постамен­тах — 0,9 м; г) глубокого душевого поддона для детей среднего и душевого ясельного возраста — 0,9 м (высота рас­положения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м); д) мелкого душевого поддона для детей дошкольного возрас­та — 0,3 м (высота расположения душе­вой сетки над днищем поддона 1,6 м). Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Туалеты для детей старшего дошколь­ного возраста должны быть разделенны­ми для мальчиков и девочек.

Кухню с моечной, заготовочную и раз­даточную разделяют оборудованием или перегородками-экранами (для яслей-са­дов на 560 и 640 мест заготовочная — в отдельном помещении). Кухни следует проектировать, как правило, с элек­трическим оборудованием.

Искусственное освещение помещений должно соответствовать строительным нормам и правилам («Естественное и искусственное освещение» СНиП П-4-79). В групповой, игральной-столовой, меди­цинской комнате, комнате персонала, в кабинете заведующего и методическом кабинете, буфетной, приемной, раздеваль­не, в изоляторе и коридорах следует пре­дусматривать установку розеток для под­ключения местного освещения и убороч­ных машин (в помещениях пребывания детей розетки и выключатели устанавли­вают на высоте 1,8 м от пола).

Освещенность дорожек на территории участка — не менее 1 лк, а групповых площадок — не менее 3 лк. Осветитель­ная арматура должна обеспечивать рав­номерный рассеянный свет.

Для районов севернее 65 ° с. ш. сле­дует предусматривать источники ультра­фиолетового облучения (обычно в системе общего освещения): в помещениях груп­повых, игральных-столовых, спален-столо­вых, спален-веранд, спален, палат изоля­тора и комнат заболевших детей или фо­тариях: из расчета 1 лампа ЛЭ на 5 м2 площади при экспозиции 240 мин или на 10 м2 площади при экспозиции 480 мин в течение дня (высота подвеса 2,5 м).

Оборудование должно соответст­вовать гигиеническим и педагогическим требованиям, ростовым и возрастным особенностям детей. Для хранения верх­ней одежды детей в приемной и разде­вальне должны быть специальные шкафы с индивидуальными ячейками, распола­гаемыми в один ряд (каждая ячейка должна иметь отделения для головных уборов, одежды и обуви), секционные шкафы для верхней одежды персонала группы, низкие скамьи; оборудован су­шильный шкаф для сушки верхней одеж­ды. В приемной младшей ясельной груп­пы должно быть выделено место для кормления детей грудью, оборудованное столом, стульями и подставками для ног.

В игральных-столовых и групповых помещениях должны быть установлены столы и стулья по числу детей в груп­пах.

1. В средней и старшей группах де­тей ясельного возраста, в младшей и средней дошкольных группах — столы че­тырехместные и (дополнительно) столы двухместные;

2. В старшей дошкольной и подго­товительной группах — столы двухмест­ные с изменяющимся наклоном крышки.

Размеры и расстановка мебели (сто­лов, стульев, кроваток и др.) должны соответствовать требованиям ГОСТа 19301.1-73, 2-73, 3-73 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры», методических рекомендаций «Об исполь­зовании мебели в детских дошкольных учреждениях» (№ 2817-83): 1) столы устанавливают у светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении; четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда; двухместные столы — не более чем в 3 ряда; 2) рас­стояние между рядами столов должно быть не менее 0,45 м; 3) расстояние первого ряда столов от светонесущей стены не менее 0,45 м; 4) высота под­веса нижнего края настенной классной доски в пределах 0,7—0,8 м; размер доски 0,75Х 1,5 м.

В игральной-столовой для грудных детей и «ползунков» должны быть мане­жи размером 2,5X1,5 м; горки (площад­ки, скат, лесенка), сочетаемые с манежем и устанавливаемые параллельно окнам в 100 см от них, 2—3 одноместных сто­ла для кормления, кресла с подножкой. Рядом с умывальником располагают пе­ленальный стол, полку для белья и ящики или шкаф для предметов по уходу за детьми, а также бак с ножной педалью и плотно закрывающейся крышкой (для грязного белья).

В дневных группах в игральной-столовой необходимо иметь 2—3 кроватки для детей, которым временно по состоя­нию здоровья противопоказан сон на неотапливаемой веранде. В каждой груп­повой комнате для детей дошкольного возраста ставят один круглый стол и два индивидуальных стола; в старших груп­пах оборудуют настенную классную доску.

В спальнях и спальнях-верандах ставят стационарные кровати. Для дошкольных детей старшей и подготовительной групп допускается использование встроенных (одноярусных) кроваток. Расстояние про­ходов должно составлять не менее 0,45 м, от наружных стен до кроватей — от 0,7 до 1 м.

В каждой групповой или игральной-столовой предусмотрен шкаф для игру­шек: высота шкафа для детей младшей группы 135 см, средней и старшей групп 145 см; ширина 100 см, глубина 40 см. Полки в шкафу должны быть передвиж­ные. Шкафы размещают рассредоточенно для возможности игр детей небольшими группами. В каждой групповой и игральной-столовой должен быть буфет, соответ­ствующий по размерам шкафу для игру­шек.

В групповой для детей дошкольного возраста, кроме того, должны быть: шкаф для строительного материала, стол с ящи­ками для уголка природы, витрина для книг, полочка или этажерка для игру­шек и детских работ, зеркало размером 80X40 см, подставка для цветов. В ясель­ных и дошкольных групповых должны быть стол и стулья для воспитателей и педагога.

В детских туалетных комнатах предус­матриваются открытые шкафчики с инди­видуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены (зубной порошок, зубная щетка, стакан­чик для полоскания полости рта, расчес­ка).

Для хранения спальных принадлежнос­тей, используемых при организации сна на неотапливаемой веранде, в тамбуре или в смежном помещении, должны быть оборудованы пристенные или встроенные стеллажи-шкафы с индивидуальными гнездами-ячейками (по числу детей).

К мебели детского дошкольного учреж­дения предъявляются особые требования: сглаженность краев, закругленность уг­лов, тщательность отделки, окраска свет­лыми, прочными красками, покрытие нит ролаком или нитроэмалью и пластиком (из числа разрешенных).

Зал для гимнастических и музыкаль­ных занятий оборудуют необходимым спортивным и музыкальным инвентарем.

Медицинскую комнату обо­рудуют медицинской кушеткой, медицин­скими и детскими весами, ростомером, шкафом и столиком для медикаментов и инструментов, канцелярским столом и стульями.

В состав пищеблока входят кухня с заготовочной и моечной, раздаточная, кладовая для сухих продуктов с холодиль­ной установкой, кладовая для овощей (лучший в гигиеническом отношении вариант — раздельные помещения, функ­ционально объединенные требованиями технологии). В общем помещении моеч­ную, заготовочную и раздаточную отделя­ют от кухни оборудованием или перего­родками (экранами высотой 1,2 м).

Полы в моечной и заготовочной должны иметь трапы с уклоном для стока воды в канализацию (подробнее вопросы обо­рудования пищеблока, мойки посуды изложены в главе 18 «Гигиена питания». Поэтому здесь выделены основные осо­бенности для детских дошкольных учреж­дений) .

Пищеблок оборудуют кухонными плитами (электрическими плитами марки ЭП-2 или ЭП-7, газовыми плитами марки ПГП-1М или ПГР-3); электроки­пятильниками КНД-16, КНД-17 или газовым кипятильником марки КНД-8М; холодильными шкафами марки Т-2-125 (два холодильных шкафа в детском учреждении на 280 детей) или Т-60 (по одному шкафу в детских учрежде­ниях на 50—140 мест), холодильными шкафами ЗИЛ; электрокотлом марки ЭК-40 в детском учреждении на 50 мест, ЭК-60 — в детском учреждении на 50 мест, ЭК-60 — во всех остальных детских учреждениях.

Постирочную оборудуют отдель­ными ваннами для замочки и полоскания белья, опрокидывающимися пищевыми котлами для кипячения белья (марки ЭК-40 и ЭК-60), стиральными машинами марок ЦСМ-1, СМ-10 (на 5 и 10 кг), центрифугами ЦП-5, ЦА-10, стеллажами для белья, гладильными столами, швейной машиной (для ремонта белья).

Важным элементом оборудования детс­ких дошкольных учреждений являются игрушки, которые должны быть не только высокохудожественно оформленными, вызывать у детей радостные эмоции, но по своей конструкции и гигиеническим свойствам материала абсолютно безопас­ными для здоровья ребенка.

Санитарн о-г игиенический режим детского дошкольного учреждения. Все помещения детских дошкольных учреждений должны содер­жаться на уровне образцовой чистоты и порядка. Уборка должна производить ся влажным способом при открытых окнах и фрамугах. Полы моют 2 раза в день (один раз обязательно отодвигают мебель). Мебель, радиаторы, подоконники при уборке протирают влажной ветошью. Кроме ежедневной уборки, один раз в неделю проводят генеральную уборку помещений и оборудования с применением эффективных моющих и дезинфицирую­щих средств (в том числе 1 % осветленный раствор хлорной извести). Детские столы для приема пищи и клеенки или пластмас­совые скатерти ежедневно моют горячей водой с мылом.

Посуду из изолятора моют отдельно: после механической очистки и мытья с горчицей или содой дезинфицируют, погружая на 30 мин в 1% раствор хлорамина или 0,2% раствор хлорной извести, или кипятят (в течение 15—20 мин с момента закипания). Вытирать посуду и приборы полотенцем категорически запрещается. Не допускается к употреб­лению столовая и чайная посуда с отбитыми краями.

Другие публикации:  Ликвидация юридического лица по решению налогового органа

Столовая и чайная посуда — фаянсовая и фарфоровая (тарелки, блюдца, чашки), из нержавеющей стали (ложки, вилки) — должна храниться в каждой группе в буфете.

Посуду для грудных детей (бутылочки для молока и молочных смесей) очищают и моют с помощью ершей, затем обязательно (!) кипятят в течение 5—10 мин (от начала закипания) в кастрюле с закрытой крышкой (вода должна покрывать бутылочки) и сушат на воздухе или в духовом шкафу. Соски после употребления также кипятят в течение 15 мин и хранят в закрытой стеклянной банке, которую один раз в день промывают горячей водой, кипя­тят и сушат так же, как и бутылочки.

Игрушки в младшей ясельной группе, поддающиеся мытью, с помощью щетки 2 раза в день моют горячей водой (темпера­тура не ниже 50°С) с мылом. Игрушки для детей более старших возрастов периоди­чески, но не реже одного раза в 2—3 дня моют горячей водой с мылом, кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом. Мягкие игрушки ежедневно очищают от пыли и проветривают на открытом воздухе или дезинфицируют бактерицидными лампами (на расстоянии 25 см в течение 30 мин). Игрушки в изоляторе ежедневно дезинфицируют.

Смену скатертей, постель­ного белья детей, полотенец детей и персонала, халатов персонала проводят не реже одного раза в неделю Белье и пеленки ясельных групп поык употребления складывают в бак, ведро с крышкой или в клеенчатый мешок и в конце дня относят в прачечную. Выстиранное белье тщательно проглажи­вают и хранят в шкафах.

Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки) не реже 2 раза в месяц выносят на воздух (участок) для проветривания и сушки. Детские подкладные клеенки, клеенку или линолеум, покрывающие манеж, моют непосредственно после и по мере загряз­нения обязательно горячей водой с мылом или содой.

Ковры ежедневно очищают пылесо­сом и выколачивают на участке и проти­рают специальной щеткой. Полы под ковром ежедневно протирают.

Пол в туалетных комнатах ежедневно до прихода детей моют горячей водой с применением соответству­ющих моющих средств, протирают нес­колько раз в день. Унитазы ежедневно моют горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Не реже 2 раз в месяц унитазы промывают щеткой, смоченной 2% раство­ром хлористоводородной кислоты с немедленной обильной промывкой их водой (для удаления мочекислых солей). Горшки немедленно после употребления опорожняют (сливают в унитаз), промы­вают горячей водой со щеткой и обраба­тывают (0,2—0,5% осветленным раство­ром хлорной извести, 3—5% раствором лизола или 3% мыльнофеноловым раство­ром), тщательно промывают проточной водой внутри и снаружи. Щетки для очистки детских горшков держат погру­женными в 2 % раствор хлорной извести, 3=5% раствор фенола или лизола.

Пол вестибюля и разде­вальни ежедневно убирают влажным способом и протирают ветошью, смочен­ной в 1% осветленном растворе хлорной извести. Этим же раствором не менее чем за полчаса до прихода детей протирают детские шкафчики для одежды.

У входа в здание оборудуют скребки, решетки, коврики, щетки, а в помещении возле входной двери в момент массового прихода детей укладывают коврик. Коврики, решетку и щетки после утренне­го прихода детей, а затем и после прихода детей с прогулки очищают от грязи и промывают.

Дезинфицирующие раство­р ы готовит только медицинская сестра при строгом контроле врача детского учреждения; хранятся они в темных закрытых пробками бутылях (недоступ­ность мест хранения дезрастворов должна быть гарантирована).

Для уборки помещений, оборудования, игрушек используют раздельный промар­кированный уборочный инвентарь, кото­рый хранится в специальном шкафу туалетной комнаты каждой группы. Все предметы уборки (тряпки, щетки и др.) после использования прополаскивают в воде и 0,2% осветленном растворе хлорной извести, затем сушат.

В детском дошкольном учреждении необходимо обеспечить регулярное про­ветривание групповых поме­щений после занятий и обеда, перед сном, после дневного и ночного сна, к концу пребывания детей в учреждении. Во время отсутствия детей предпочти­тельно как наиболее эффективное сквоз­ное или угловое проветривание одновре­менно с влажной уборкой групповых помещений (запрещается проветривание через туалетные комнаты). Проветрива­ние должно заканчиваться за 30 мин до прихода детей. В переходное время года сквозное проветривание не должно превышать 10—15 мин, а при температуре наружного воздуха минус 20°С — 3 мин (при сохранении вышеуказанной кратнос­ти в течение дня).

В теплое время года практикуют максимальные масштабы аэрации поме­щений, в том числе и в присутствии детей; так, в теплое время года сон для круглосуточных групп проводится при открытых окнах (в холодное время года проветривание прекращают за 30 мин до отхода детей ко сну).

Жалюзные решетки вытяжных отвер­стий вентиляционных систем системати­чески очищают от пыли, а перекрывают только при очень низких температурах наружного воздуха. Вентиляционные шахты очищают не реже 2 раз в год.

В помещении пищеблока ежедневно проводят влажную уборку полов; протирают стены, окна, оборудо­вание. Еженедельно проводят генераль­ную уборку помещений с тщательным мытьем оборудования и производствен­ного инвентаря (с обязательным исполь­зованием моющих и дезинфицирующих средств).

Все пищевые продукты, поступающие в детское дошкольное учреждение, должны соответствовать требованиям государ­ственных стандартов и сопровождаться сертификатами или накладными об их изготовлении.

Молоко фляжное или бутылочное хранят в той же таре, в которой оно поступило. Молоко фляжное непастери­зованное подлежит обязательному ки­пячению перед употреблением. Сроки реализации при температуре от 0 до 8 °С: творога — 36 ч, сметаны — 72 ч, молока — не более 20 ч. Запрещается употреблять в пищу прокисшее молоко (самоквас). Запас овощей должен быть на 20 дней, сыпучих продуктов — на 30 дней. При кулинарной обработке продук­тов следует соблюдать правила сохранения витаминов. Витаминизацию детского питания аскорбиновой кислотой осущест­вляют в соответствии с действующими инструкциями.

Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохран­ность и предохраняющих от загрязнения. Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов должны содержаться в чистоте (запрещается использовать их для перевозки других товаров). Тару, в которой привозят продукты с базы (клеенчатые и другие мешки, металличес­кие, пластмассовые и деревянные ящики, кадки, бидоны, фляги и пр.), после каж­дого употребления очищают, промывают горячей водой с 2 % раствором кальци­нированной соды, тщательно ополаски­вают и ошпаривают кипятком, затем высушивают и хранят в местах, недоступ­ных загрязнению.

Пищевые отходы и отбросы собирают в металлические ведра или бачки с педальными крышками. Опорожнять их нужно ежедневно при заполнении не более чем на 2/з объема. По окончании работы ведра и баки очищают, промы­вают 2 % раствором кальцинированной соды, прополаскивают в горячей воде и просушивают.

С наступлением теплого времени окна основных помещений пищеблока, постирочной и туалетной затягивают метал­лической сеткой или марлей. Применение химико-бактериологических средств ис­требления летающих насекомых, тарака­нов, грызунов в пищеблоке запрещается.

Работники детских дошкольных учреж­дений в соответствии с требованиями «Инструкции об обязательных предвари­тельных при поступлении на работу и периодических медицинских обследова­ниях» (утверждена Минздравом СССР 24.12.87 г., № 4538-87; согласована с ВЦСПС 06.06.88 г., № 14-4А/2869) под­лежат следующим профилактическим ме­дицинским обследованиям:

1) обследованию на туберкулез—при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в 6 мес;

2) исследованию на носительство воз­будителей кишечных инфекций и на гельминтозы — при поступлении на работу и в дальнейшем в сроки, устанавливаемые местной СЭС;

3) серологическому исследованию кро­ви на сифилис, исследованию на гонококк и осмотру дерматовенеро­логом — при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал;

4) исследованию на бактерионоситель­ство дифтерии — при поступлении на работу и в дальнейшем по эпидемио­логическим показаниям;

5) общему осмотру врачом-терапевтом — при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал.

Работники пищеблока детского учреж­дения должны пройти курс обучения санитарному минимуму до поступления на работу и повторно через каждые 2 года работы.

Каждый работник детского учреждения должен иметь личную медицинскую книжку, в которую заносят результаты профилактических медицинских обследо­ваний, данные о перенесенных кишечных инфекционных заболеваниях, профилак­тических прививках, сдаче экзаменов по санитарному минимуму и пр. (книжки хранятся у заведующей детским учреж­дением).

Ответственность за выполнение правил личной гигиены, содержание рабочего места, выполнение технологических и санитарных требований несет персональ­но каждый работник детского учрежде­ния; ответственность за организацию необходимых для этого мероприятий возлагается на заведующего детским дошкольным учреждением.

Участок детского учреждения уби­рают ежедневно и по мере его загряз­нения. Утреннюю уборку завершают за 1=2 ч до прихода детей; в теплое время года — после предварительной поливки территории (в летнее время участок поливают 2—3 раза в день); зимой дорожки и детские площадки регулярно очищают от снега и обязательно посы­пают песком.

Имеющееся на участке оборудование, строительный игровой материал и оборудование для физических упражне­ний ежедневно протирают влажным способом. Песок в песочницах меняют не реже одного раза в месяц (на ночь ящики с песком закрывают). Перед игра­ми детей песок слегка увлажняют. Мусороприемники очищают от содержи­мого, промывают и обрабатывают 2 % раствором хлорной извести: летом — ежедневно, в остальное время — не реже одного раза в 3 дня.

Физическое и гигиеничес­кое воспитание детей органи­зуют с самого раннего возраста в строгом соответствии с формами и средствами, назначенными лечащими врачами: во время плановых углубленных обследова­ний, дополнительных осмотров длительно и часто болеющих детей, осмотров детей перед началом проведения закаливающих процедур. Дети должны заниматься в специальных спортивных костюмах (май­ки, трусики, тапочки). В теплое время года занятия проводят на воздухе (участке). Рекомендуется проводить занятия гимнас­тикой на воздухе и зимой, однако только при условии соответствующей степени за­каленности детей, одежды и оптимального чередования движений быстрого и спокой­ного характера. Обязательно 2 раза в день организуют прогулки и игры детей на участке: в первой и второй половине дня (длительность пребывания детей на открытом воздухе — не менее 3—4 ч в день при любой погоде).

Оздоровительные меро­приятия включают проведение сна на воздухе, воздушные и умеренные солнеч­ные ванны, водные процедуры.

Воздушные ванны рекомендуются детям с 2—3-месячного возраста (в холодное время года — в комнате при температуре 18—19 °С с постепенным понижением ее до 15 °С при длительности от 2—3 до 15 мин, а в летнее время в тени). Продолжительность солнечных ванн — вначале 4 мин с постепенным увеличением до 25—30 мин, после солнеч­ной ванны проводят обливание водой тем­пературы 24—28 °С и отдых в тени. В’одные закаливающие процедуры лучше всего начинать в весенне-летний период с постепенным снижением температуры воды (для обливания с 32 до 22 °С в младшей группе, до 20 °С в средней и до 17—18 °С в старшей, для обтирания с 28 до 16—18 °С, для мытья ног с 30 до 16—18 °С).

Рекомендуется проводить массаж и гимнастику в групповой комнате при температуре воздуха не ниже 20 °С: на столе высотой 72—75 см, шириной 80 см и длиной 90—100 см, покрытом тонким слоем ваты или войлока, обшитым сверху клеенкой. Стол накрывают пелен­кой, которую меняют после каждого ре­бенка.

Детей старше 7—7і/2 мес рекоменду­ется спускать на пол, для чего желатель­но часть комнаты (из расчета 1 —1,5 м2 на ребенка) огораживать барьером высотой 40—45 см. Пол должен быть теп­лым, гладким, легко моющимся. Можно сделать специальный настил из фанеры, приподнятый на 5—10 см (фанеру покры­вают войлоком или шерстяными одеялами и чехлом из подкладочной клеенки).

Для выполнения упражнений с детьми 1—3 лет рекомендуется иметь простейшие приспособления: дорожку из клеенки или плотной материи шириной 30—35 см, длиной 1,5—2 м; доски шириной 15, 20, 25 см, длиной 150, 200, 250 см; лесенки-стремянки высотой 100 и 150 см с рас­стоянием между перекладинами 10 и 15 см; мячи большие (15—20 см в диаметре), средние (10—l2 см) и малые (5—6 см); корзины, обручи диаметром 50—60 см; палки диаметром 2 и 2,5 см, длиной 150, 200, 250 см; гимнастические скамейки, стойки, ящики, табуреты и др.

В детском саду занятия по физичес­кому воспитанию обычно проводят в музыкально-гимнастических залах (мини­мальная площадь 75 м2, оптимальная — 130 м2; температура воздуха 16—18 °С).

Зал детского сада должен быть осна­щен следующим оборудованием. Гимнас­тическая стенка: высота 250 см, ширина 20 см, расстояние между перекладинами 20 см для детей 5 лет, 25 см для детей 6—7 лет, перекладина должна быть овальной формы, диаметром 2,5—3 см; гимнастическая лесенка: высота 150 см, ширина 40 см, расстояние между перекла­динами 25 см, перекладина должна быть круглой формы диаметром 2,5—3 см; скамейка: высота 24 см, ширина 18 см, длина 300 см, ширина нижнего бруска

Правила приема и личная гигиена детей. До поступления ребенка в детское дошкольное учрежде­ние в поликлинике должны быть проведе­ны диспансеризация и обследование. Ежедневный утренний прием детей прово­дится групповыми медицинскими сестрами и воспитателями, которые опрашивают ро­дителей о состоянии здоровья детей, ос­матривают зев, кожу, измеряют темпера­туру тела: в ясельных группах всем детям, в дошкольных — по показаниям. В зави­симости от состояния ребенка его оставля­ют в изоляторе или направляют домой под наблюдение участкового врача-педиатра, а при подозрении на инфекционное заболе­вание направляют в больницу.

В соответствии с действующими инструкциями проводят профилактичес­кие санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на преду­преждение дальнейшего распространения инфекции в группе или вне группы в зависимости от характера инфекции и способа передачи (карантин, дезинфек­ция, прививки и пр.).

После перенесенного заболевания дети получают справку участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длитель­ности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфек­ционными больными, а также рекоменда­ций по индивидуальному режиму ребенка на первые 10—14 дней.

Дети должны быть обеспечены индиви­дуальными постельными принадлежно­стями, полотенцами, предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, мочал­ки и пр.), которые должны быть промар­кированы.

Дом ребенка. Дома ребенка создаются для постоянного пребывания детей в возрасте до 3 лет (сирот и детей, нуждающихся в помощи госу­дарства). По достижении 3-летнего воз­раста детей переводят в детские дома.

При домах ребенка обязательно орга­низуют карантинное отделение, которое состоит из приемной, двух изолированных палат (соответственно на 2 и 6—8 коек), бокса на одну койку, ванной, туалетной (площадь палат из расчета 4 м2 на одно­го ребенка). При домах ребенка на 60 коек в карантинном отделении достаточно иметь 1—2 изолированные палаты на 1=2 койки каждая. Карантинное отделе­ние имеет отдельный вход, веранду или террасу для прогулок (общая площадь карантинного отделения в зависимости от числа мест в доме ребенка от 62 до 86 м2).

Дома ребенка могут быть на 100, 75, 60, 45, 30 мест. При распределении детей на группы следует учитывать возраст, двигательные навыки и состояние здоровья. В группах для грудных детей и для «ползунков» допускается не более 13 детей, а в средних и старших — по 15—17 детей. Каждая возрастная группа имеет свой режим сна и бодрствования детей, время кормления, прогулок и гигие­нического ухода за детьми.

Каждое групповое помещение должно состоять из спальни (30 м2), столовой, игровой, веранды (22 м2), туалетной,

ванной и раздевальни (10 м2). Площадь столовой — не менее чем 2,5 м2, а спаль­ни — не менее 1,5 м2 на каждого ребенка.

В составе подсобных помеще­ний в отличие от детских дошкольных учреждений должны быть комната для приготовления молочных смесей (6 м2), донорский пункт грудного молока (10­12 м*), комната для швеи (6 м2) и кварти­ра врача или заведующего (30 м2).

Кроме кабинета врача или процедурной (18 м2), должен быть организован изолятор из расчета 10% к общему числу коек. Помещение изолятора должно иметь отдельный вход и состоять из 2—3 палат площадью не менее 4 м2 на ребенка. При изоляторе должны быть веранда или терраса, подсобная комната, ванная и туалетная со сливом. Одну из комнат изолятора боксируют, в другой устанавли­вают передвижные боксы. Изолятор обес­печивается достаточным количеством со­ответствующего инвентаря, предметов ухо­да, игрушек. Общая площадь изолятора (считая террасу) 42—47—58 м2 в зависи­мости от числа мест в доме ребенка: площадь палат из расчета 3 м2 на одного ребенка.

К организации санитарно­гигиенического режима, режима жизни детей, режима питания и физического воспитания предъявляются те же требования, что и в яслях, и ясельных группах дошкольных детских учреждений.