Сопровождающее проживание

13.02.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Сопровождаемое проживание для людей с инвалидностью

В России детей и молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями или с нарушениями поведения по аутистическому типу, а особенно тех из них, кто имеет множественные нарушения, по праву можно назвать одной из наиболее незащищенных социальных групп.

На настоящий момент в Российской Федерации существует фактически лишь одна форма проживания для детей-сирот и молодых людей с тяжелой инвалидностью – это большие психоневрологические интернаты.

Оставаясь – к сожалению, и это очень и очень редко — в узких рамках семьи или – почти всегда –в огромных закрытых интернатах, такие люди попадают в итоге в полную социальную изоляцию.

Организация сопровождаемого проживания

Ведущая: президент ассоциации Маргарита Урманчеева.

Темы:

  • методы оценки нуждаемости в услугах сопровождаемого проживания;
  • технология составления рекомендуемой индивидуальной программы социального обслуживания (РИПСО);
  • технологии определения перечня услуг по обслуживанию на дому.

Также специалисты ГАООРДИ поделились с коллегами опытом ассоциации по взаимодействию с государством и включению социальных услуг в систему государственного финансирования.

В ходе Круглого стола было принято обращение к органам власти. Текст обращения доступен на сайте Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ.

Команда телепроекта ОТР «За дело!» побывала в поселке Раздолье Ленинградской области и в городе Порхов Псковской области и рассказала о двух успешно действующих моделях сопровождения.

Гостями студии стали президент СПб БОО «Перспективы» и учредитель благотворительного фонда «БлизкиеДРУГие» Мария Островская, председатель правления благотворительной организации «Росток» Алексей Михайлюк и документальный фотограф Дмитрий Марков.

  • «Обреченный на жизнь» – как попадают в психоневрологические интернаты.
  • Собирается ли государственная власть менять систему ПНИ?
  • «Порховское чудо» – как в маленьком городе Псковской области удалось создать альтернативу психоневрологическим интернатам.

Что такое сопровождаемое проживание и как оно способно решить проблему психоневрологических интернатов (ПНИ)?

Эксперты:

Андрей Царев, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», координатор проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове», кандидат педагогических наук, Почётный работник общего образования РФ (2001 г.), Заслуженный учитель РФ (2011 г.).

В Пскове более 10 лет реализуются технологии социального сопровождения, т.е. сопровождаемого проживания, трудоустройства и обучения людей с нарушениями развития и интеллекта.

В настоящее время НРООПДиМ «Верас» (г. Нижний Новгород) и ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Псков) реализуют пилотный проект, благодаря которому люди с ментальной инвалидностью, сразу после выпуска из дома-интерната, получают навыки самостоятельного проживания.

Были затронуты организационные аспекты создания домов сопровождаемого проживания, основные методики работы специалистов и добровольцев в этих проектах, руководители церковных и светских проектов помощи инвалидам рассказали о тех трудностях, с которыми им приходится ежедневно сталкиваться, и поделились планами на будущее.

1. директор СПб БОО «Перспективы» М.И. Островская и настоятель Храма Святых Царственных Страстотерпцев в деревне Раздолье Выборгской епархии Борис Ершов: «Сельская модель сопровождаемого проживания для молодых людей с тяжелой инвалидностью: совместный проект прихода храма и благотворительной общественной организации»;

2. Социальный педагог, специалист в области социальной адаптации инвалидов, идейный вдохновитель проекта «Квартал Луи» Алексей Газарян: «Центр для молодых инвалидов, лишенных родительского попечения « Квартал Луи »»;

3. Настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с. Давыдово Переславской епархии Владимир Климзо: «Сопровождаемое проживание на сельском приходе»;

4.Настоятель храма преп. Сергия Радонежского села Долматовское Кинешемской епархии иеромонах Мелитон (Присада): «Церковно-приходской сельский дом сопровождаемого проживания для молодых инвалидов»;

5. Клирик храма Казанской иконы Божией Матери в дер. Пучково г. Москва Лев Аршакян: «Тихий дом»: дом сопровождаемого проживания слепоглухих людей».

И напоминаем, что все вышеперечисленные проекты описаны на нашем сайте в разделе «Как организовать».

  • Квартиры сопровождаемого проживания: анализ опыта, успехи и трудности ( презентация с примером СП в Пскове, презентация с примером СП в СПб ). Андрей Михайлович Царев , директор ПРОБО «Я и ТЫ», директор Центра лечебной педагогики, Псков
  • Взросление с РАС: направления сопровождения (презентация в PDF). Игорь Анатольевич Костин , научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО, Москва
  • Организация сопровождаемого проживания и сопровождаемой дневной занятости для людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития совместными усилиями родительской общественности и органов государственной власти (презентация в PDF) . Наталья Владимировна Евтеева , директор АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь», Хабаровск
  • Профессиональная подготовка молодых людей с ментальными нарушениями с последующим трудоустройством (презентация в PDF) . Элисо Рехвиашвили, руководитель Союза РЕЯ, Грузия
  • Как НКО может помочь, нам, молодым людям с особенными потребностями достойно жить и взаимодействовать с государственными организациями (презентация в PDF) . Даниил Александрович Татаринцев — член организации, молодой человек с особыми потребностями, Москва
  • Реабилитационные ремесленные мастерские как способ самореализации и раскрытия жизненного потенциала Людей с ментальной инвалидностью (презентация в PDF) . Елена Юрьевна Златогуре , председатель правления Региональной общественной организации содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко», Москва
  • Дискуссия: Сексуальность и способность людей с ментальными нарушениями к созданию семьи. Модератор: Мария Островская, клинический психолог, президент СПб БОО «Перспективы»

Импульсное сообщение: Половое воспитание: создание среды для развития чувств и нормализации поведения (на примере работы Клуба общения и творчества) (презентация в PDF) . Алла Алексеевна Акулова , психолог и Антон Олегович Анпилов , психолог Центра для детей с ментальными нарушениями «Пространство общения» , Москва

12.10.2015 Видеозапись работы секции «Системная поддержка семьи с особым ребенком. Взрослая жизнь»

Записи: часть 1 и часть 2.

Ведущие: Э. Рехвиашвили (Женский Союз «РЕЯ», Тбилиси) и М.И. Островская («Перспективы», Санкт-Петербург)

  • Зачем особому человеку нужна работа? (ценностные и смысловые вопросы работы и заработка) (презентация в PDF). Ю.В. Липес (Центр Лечебной педагогики, Москва)
  • Родители-НКО-власть. Сотрудничество для организации сопровождаемого проживания. А.М. Царев (Центр Лечебной педагогики, Псков)
  • Опыт поддерживаемого проживания для семей с особыми детьми в сельском православном приходе. В.Б. Климзо (приход Владимирской иконы Божьей Матери с. Давыдово)
  • Дети становятся взрослыми: что это значит для родителей и специалистов? (презентация в PDF) О.Н. Рубец (СПб БОО «Перспективы», СПб)
  • Театр марионеток – развитие и досуг для особых детей с участием родителей (презентация в PDF) З. Кикодзе (Женский Союз «РЕЯ», Тбилиси)
  • Опыт продвижения различных форм поддерживаемого (сопровождаемого) проживания, как альтернативы писхо-неврологическим интернатам (ПНИ).
  • Правовые проблемы и практические аспекты реализации концепции поддерживаемого проживания в РФ (на примере успешного опыта г. Владимира).

Эксперт: Юрий Михайлович Кац, заместитель председателя совета Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей — Инвалидов «Свет», Уполномоченный по правам детей города Владимира, член Координационного Совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, действующий при Комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Общественной Палаты РФ.

В феврале 2013 года состоялась поездка сотрудников православных организаций в Германию (Берлин и Гамбург) для знакомства с опытом немецких социальных организаций, которые специализируются на реабилитации и лечении детей и взрослых с различными нарушениями развития. В рамках визита произошло знакомство с деятельностью 6 центров постоянного пребывания для инвалидов 18+. Речь в вебинаре идет об особенностях социального деятельности в Германии и о возможности перенесения этого опыта в Россию.

Ведущие: психолог группы дневного пребывания детей-инвалидов Марфо-Мариинской Обители Милосердия Анастасия Климзо и руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Вероника Леонтьева.

Самый главный вопрос, который задают себе родители по мере взросления ребенка-инвалида: что будет с ребенком после их смерти или момента, когда они уже не в состоянии будут физически обеспечивать для него надлежащий уход и сопровождение?

На сегодняшний день система государственного обслуживания не может предложить другой альтернативы, кроме психоневрологических домов-интернатов. Но помещение молодого инвалида в ПНИ по сути перечеркивает всю предыдущую коррекционную работу специалистов и семьи, направленную на социальную адаптацию и жизнь в обществе.

Другие публикации:  Налог при купле продажи земли

В ответ на это специалистами Центра лечебной педагогики г. Пскова в течение многих лет разрабатывался и сейчас успешно существует уникальный проект тренировочных квартир для молодых инвалидов. Это заключительная стадия системы комплексной реабилитации и трудоустройства сначала детей-инвалидов, а потом уже и молодых людей.

О тренировочных квартирах, и о том, как совместными усилиями государства, общества и частных лиц удалось выстроить такую комплексную систему по реабилитации инвалидов от рождения до зрелого возраста рассказывает директор ЦЛП Андрей Михайлович Царёв.

Сопровождаемое проживание как альтернатива ПНИ обсуждается в Минтруда

«Вопросы сопровождаемого проживания обсуждаются членами рабочей группы по проработке основных подходов к реформированию деятельности ПНИ. Более подробная информация будет представлена после детального изучения всех аспектов этой стационарозамещающей технологии», — сообщается на сайте газеты «Известия» со ссылкой на пресс-службу Минтруда.

Возможности создания альтернативных форм проживания взрослых людей с инвалидностью давно обсуждаются общественными и родительскими организациями (см., например, здесь или здесь).

Предложение включить сопровождаемое проживание в реформу поступило главе Минтруда Максиму Топилину от Координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате. По словам члена Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елены Клочко, которая входит в рабочую группу по реформированию ПНИ при Минтруда, на совещании на прошлой неделе министр подтвердил, что сопровождаемое проживание — это возможность выбора для человека с инвалидностью, улучшение качества его жизни и альтернатива его помещения в ПНИ.

«Кому-то нужен легкий присмотр — два раза в неделю, кому-то нужен присмотр четыре часа в день, а кому-то — и двадцать четыре часа. Мы считаем, что необходимо оценивать объем и виды помощи, в которой нуждается человек, и сколько времени на это должен тратить специалист, который ее оказывает. Вообще все получатели социальных услуг с инвалидностью могут жить с сопровождением, в ПНИ не надо оставлять никого. В Швеции, например, вообще нет таких учреждений, в Финляндии остались единицы», – рассказала Елена Клочко.

К сожалению, несмотря на продолжающиеся уже несколько лет обсуждения, приступать к практическому воплощению сопровождаемого проживания государственные органы пока не торопятся. Более того, новые интернаты по-прежнему строятся.

«Вопрос об альтернативе ПНИ является центральным для всей реформы. Таких интернатов, как у нас, в Германии, например, уже давно нет. Они были там сорок лет назад — огромные, на тысячи человек. Сейчас там квартиры сопровождаемого проживания или кондоминиумы квартирного типа. В каждой живет не более 25 человек, им помогают специалисты», – рассказал «Известиям» член рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье СПЧ и Минстроя России Борис Альтшулер. По его мнению, это нетрудно сделать, так как строительство и содержание общежитий квартирного типа гораздо дешевле, чем крупных интернатов: «Есть президентский указ №600 от 7 мая 2012 года о том, что надо создавать арендные жилые фонды. Такие фонды — это и есть путь. И мы знаем, что построить много дешевого жилья ничего не стоит. И есть строители, которые готовы это делать, но пока всё остается по-прежнему».

Эксперты: сопровождаемое проживание должно стать основой для реформы взрослых интернатов

МОСКВА, 10 октября. /Корр. ТАСС Инна Финочка/. Реформа интернатов, где проживают взрослые люди, которые не могут сами о себе позаботиться, должна быть в создании альтернативных форм проживания, в том числе сопровождаемого. Такое мнение высказали ТАСС разработчики документа.

Кроме того, накануне Всемирного дня психического здоровья, который отмечается ежегодно 10 октября, эксперты рассказали ТАСС, как проблемы людей с ментальными нарушениями могут коснуться любого из нас и почему системе психоневрологических интернатов (ПНИ) нужна реформа самой системы, а не только их разукрупнение.

«У нас сейчас происходит стремительное обсуждение того, что сопровождаемое проживание является обратной стороной реформы ПНИ, то есть реформирование системы интернатов для взрослых должно происходить в направлении создания альтернативных форм проживания», — сказала ТАСС член рабочей группы при Минтруде и член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко.

По ее словам, внимание к проблеме удалось привлечь после встречи президента Владимира Путина с представителями НКО. Президент встретился в Карелии с представителями гражданского общества и обсудил с ними важные социальные проблемы: помощь пожилым людям, поиск пропавших и потерявшихся, жизнь взрослых людей с ментальными нарушениями в психоневрологических интернатах (ПНИ) и многие другие. Встреча прошла 26 июля в Петрозаводске.

Тогда же было дано поручение закрепить на нормативно-правовом уровне различные формы «сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой формы, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях». Клочко также отметила, что в целом, реформа ПНИ должна осуществляться по двум основным направлениям: медицинскому и социальному.

Психоневрологические интернаты — это учреждения социальной защиты. В отличие от диспансеров или больниц у интернатов цели не лечебные. Согласно данным Минтруда, в 2016 году на территории России действовало 504 интерната для взрослых. Тогда же на стационарном обслуживании находилось около 246 тыс. человек, при этом более половины из них проживали в ПНИ. При этом, по информации Минтруда, в интернат существует очередь на проживание.

Кто живет в интернате для взрослых

Директор благотворительной организации «Перспектива» Мария Островская, которая и рассказала на встрече с президентом о проблемах людей, проживающих в ПНИ, в разговоре с ТАСС отметила, что в принципе каждый человек может оказаться в ситуации, когда не сможет сам о себе позаботиться. «Примерно 30-40% составляют дети из детских домов и интернатов, которые по достижении 18 лет перешли во взрослые, еще одна большая часть — пожилые люди, которые страдают умственными и психическими заболеваниями в связи с возрастными особенностями (деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и другие — прим. ТАСС)», — рассказала Островская.

Еще часть проживающих там — это так называемые семейные люди с инвалидностью. Соответственно, это те, о ком заботились родители, пока не состарились и не умерли.

«И еще небольшая часть, менее 15% с психическими нарушениями, страдающие, например, шизофренией или биполярными расстройствами. То есть, основная масса проживающих, не страдает конкретно психическими заболеваниями, а имеет врожденные и приобретенные умственные отклонения», — добавила она.

Исторически так сложилось

По словам Островской, эти учреждения, появившиеся еще в советское время изначально представляли собой здания, которые ограждали неудобных членов от остального социума. «То есть, попросту говоря, цели тюремные в перемешку с якобы лечебными», — уточнила она. Другая парадигма, которая была заложена в то же время, что раз человек психически нестабильный, то он больной, и его нужно лечить.

«Хотя лечить его невозможно, поскольку это не состояние, которое лечится, это состояние в котором человек живет на протяжении долгого времени. Но старая парадигма предусматривает лишь одну точку зрения — раз человек больной, значит его нужно окружить людьми в белых халатах, оградить от всего вокруг и поместить в соответствующее помещение для постоянного пребывания», — рассказала Островская.

Сами интернаты построены по коридорному типу. Кроме того, там существуют так называемые «отделения», а именно — мужское и женское. Ограниченное число среднего и младшего медицинского персонала и социальных работников в интернате зачастую является причиной того, что в интернате-тысячнике невозможно индивидуально подходить к потребностям проживающих. При этом у них зачастую не только отсутствуют личные вещи, но и личные предметы гигиены. Зачастую даже нижнее белье в одном «отделении» общее.

Кроме того, информации правозащитников, сами учреждения в РФ продолжают функционировать, опираясь на устаревшие документы. Речь идет о Положении 1981 года и о Приказе Минздрава 1978 года, на основании которых и существуют сейчас эти учреждения. Согласно анализу экспертов, эти документы противоречат действующему в РФ законодательству, а именно — Конституции РФ, Конвенции о правах инвалидов и Закону о основах социального обслуживания.

Границы и уважение к человеку

Островская считает, в отношении людей с ментальными нарушениями существует определенная стигма и много стереотипов. Так, по ее словам, почему-то считается, что люди с психическими нарушениями не нуждаются в том, что нужно обычному человеку. «Еще считается, что он нуждается в непрерывном надзоре», — добавила она.

Эти задачи успешно решает коридорный тип учреждения. «Принятие душа проходит один раз в неделю, причем, все 150 человек, которые проживают в отделении, должны помыться за 2-3 часа. В комнате живут от 6 до 25 человек, как в старой больнице», — рассказала Островская. То есть если человек захочет помыться в любое другое время, ему откажут, то же самое касается отбоя — свет выключается на этаже.

Другие публикации:  Жалоба в отдел потребителя

«Понятно, что в этих условиях, ни о каких границах, ни о каком-либо уважении не может быть и речи», — отметила она.

Кроме того, в интернатах для взрослых есть так называемая система пропусков. «Помимо этого, всего лишь единицы имеют так называемый пропуск свободного выхода из отделения и интерната для прогулки на улице, вопреки всем действующим законам и Конституции», — продолжила Островская.

Эти задачи частично может решить внесенный в Госдуму законопроект о распределенной опеке. Он предусматривает, что опекунские функции, чтобы избежать правонарушений, могут быть распределены между несколькими людьми или организациями.

Причина правонарушений

На встрече представителей НКО с президентом Островская рассказала, что много правонарушений связано с тем, что в психоневрологическом интернате зачастую директор интерната оказывается опекуном проживающим там людям, лишенным дееспособности. По факту он является одновременно и заказчиком, и поставщиком социальной услуги.

«Если человек, который живет в интернате, хочет пожаловать на что-то, подать жалобу за него может его опекун, то есть директор учреждения», — пояснила Островская.

Она также отметила, что в стране есть регионы, в которых принципиально лишают дееспособности всех, кто содержится в таких учреждениях. «От 50 до 80% проживающих в интернатах лишены дееспособности. Данный факт чреват тем, что человек не может самостоятельно расходовать пенсию или пособия по инвалидности», — уточнила эксперт.

Три четверти социальных выплат уходят на оплату содержания человека в ПНИ. Оставшаяся четверть должна по идее передаваться персоналу, который может купить то, что хочет подопечный. «Но если на 200 человек приходится всего 1 медицинский работник, можно представить, как работник произведет все необходимые покупки, то есть, фактически, злоупотребление огромных масштабов», — сказала Островская.

Именно поэтому год назад впервые заговорили о необходимости реформы системы психоневрологических интернатов. Параллельно строятся новые интернаты для взрослых, взамен старых, пришедших в аварийное состояние. Летом 2016 года в РФ было около 100 таких учреждений. При этом еще 200 аварийных интернатов были заново отстроены к 2016 году.

Однако эксперты, представители НКО и общественных организаций убеждены, что необходимо не просто строить новые интернаты взамен старых, а нужно развивать альтернативные формы проживания. У людей, которые сейчас составляют очередь в психоневрологические интернаты, по словам разработчиков реформы, должен быть выбор: получать необходимую социальную помощь на дому в форме, к примеру, сопровождаемого проживания или другой альтернативы, или переехать в интернат.

Сопровождаемое проживание – что это?

«Не только воспитанники ДДИ, но и молодые люди, выросшие в приемных семьях, после 18 лет зачастую вынуждены отправляться в ПНИ, потому что других вариантов им не предлагают. Люди с инвалидностью, от которых не отказались их собственные родители, попадают в ПНИ, когда родственники стареют и умирают. Альтернатива интернату – сопровождаемое проживание. В России уже разработана модель такой формы жизнеустройства инвалидов» – статья Нины Кайшаури «Дом и друзья вместо ПНИ: что такое сопровождаемое проживание» на портале Милосердие.ru по материалам Международной научно-практической конференции по улучшению качества жизни детей и молодежи с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Ценность каждого», проведенной Центром лечебной педагогики 28-29 марта 2018 года.

О том, кому нужно сопровождаемое проживание, где и как его можно организовать, как подготовить к сопровождаемому проживанию самих людей с особенностями развития и персонал, рассказывают президент Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы» Мария Островская, сопредседатель координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко, директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области Андрей Царев и другие эксперты.

Утверждены методические рекомендации по сопровождаемому проживанию инвалидов

20 декабря 2017

Минтруд России утвердил методические рекомендации по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях.

Рекомендации подготовлены с учетом мнения экспертного сообщества, Агентства стратегических инициатив, Общественной палаты России, федеральных и региональных органов власти.

Под сопровождаемым проживанием инвалидов понимается стационарозамещающая технология социального обслуживания. Она предусматривает возможность предоставления инвалиду социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг в привычной, благоприятной для него обстановке, максимально приближенной к домашней. Реализация этой технологии будет осуществляться в соответствии с федеральным законом об основах социального обслуживания населения.

К организации сопровождаемого проживания инвалидов могут привлекаться некоммерческие организации, оказывающие психологическую, педагогическую, юридическую медицинскую, социальную помощь.

Сопровождаемое проживание инвалидов рекомендуется организовывать в жилом помещении, находящемся в собственности инвалида, жилых помещениях учреждений социального обслуживания, государственного и муниципального жилищных фондов и др.

Сопровождаемое проживание будет способствовать приобретению инвалидом навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельную жизнь.

При организации сопровождаемого проживания инвалидов рекомендуется:

а) предусматривать мероприятия, направленные на проведение обучающих занятий по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, принятие пищи, уход за одеждой и обувью и т.д.), навыков, необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек и т.д.), обучению и сохранению навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными телефонами, интернетом и др.), а также мероприятия по адаптации данных лиц к самостоятельной жизни;

б) создать условия для обеспечения возможности получения инвалидами основного общего, профессионального и дополнительного образования в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в территориальной доступности от места их проживания, в образовательной среде наравне с гражданами, не имеющими ограничений жизнедеятельности и не требующими наличия специальных условий для получения образования, в целях их наиболее полной социальной адаптации (в случае если образование инвалидами не получено);

в) организовывать занятость инвалидов в дневное время, в том числе вне жилого помещения, в котором они проживают.

На данный момент технологии сопровождаемого проживания инвалидов реализуются в 21 регионе страны. Например, в Вологодской области созданы социальные общежития, в г. Санкт-Петербурге – социальные квартиры, в Забайкальском крае – социальные деревни, в Свердловской области – специализированные отделения организаций социального обслуживания.

Дом и друзья вместо ПНИ: что такое сопровождаемое проживание

Для кого разработана технология сопровождаемого проживания, где берутся средства для таких домов и квартир, какая помощь предоставляется подопечным, и почему государство должно этим заниматься?

Кому нужно сопровождаемое проживание

Детей с ментальными и тяжелыми множественными нарушениями здоровья в последнее время все чаще устраивают в семьи, они получают школьное образование. «Но как только они становятся совершеннолетними, они оказываются в глубокой изоляции», – говорит Мария Островская, президент Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы».

Не только воспитанники ДДИ, но и молодые люди, выросшие в приемных семьях, после 18 лет зачастую вынуждены отправляться в ПНИ, потому что других вариантов им не предлагают. Люди с инвалидностью, от которых не отказались их собственные родители, попадают в ПНИ, когда родственники стареют и умирают.

Альтернатива интернату – сопровождаемое проживание. В России уже разработана модель такой формы жизнеустройства инвалидов. В некоторых регионах даже имеется многолетний опыт работы с этой моделью.

Например, сопровождаемое проживание организовано в Центре лечебной педагогики Псковской области, при православном приходе деревни Раздолье в Ленинградской области, есть «Квартал Луи» в Пензе и «Прибайкальский исток» в Иркутской области, есть такие квартиры у общественной организации родителей АРДИ «Свет» во Владимирской области, у ГАООРДИ в Санкт-Петербурге и т.д.

Технология предназначена для людей с нарушениями интеллекта, с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций, с сенсорными нарушениями.

Какая требуется жилплощадь

Елена Клочко, сопредседателя координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Фото: ria.ru

Сопровождаемое проживание организуют как в городе, так и на селе. Это может быть отдельная деревня, частный дом, несколько домов, обычная квартира, несколько квартир в одном доме.

Представители Минтруда полагают, что сопровождаемое проживание нужно обеспечивать прямо в социальных учреждениях стационарного типа – то есть в ПНИ. По мнению Елены Клочко, сопредседателя координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, «это профанация, которая к настоящему сопровождаемому проживанию не имеет отношения».

Отсутствие жилых помещений, где могло бы быть организовано сопровождаемое проживание, – самая большая проблема для тех региональных властей, которые в принципе готовы помогать.

Другие публикации:  Определение экспертиза в образовании

Эксперты предлагают множество вариантов решения этой проблемы. Вот некоторые из них:

– использовать то жилье, на которое сироты имеют право после 18 лет по закону;
– строить специальные квартиры для сопровождаемого проживания вместо новых интернатов за счет государства;
– покупать дешевое жилье в сельской местности на средства НКО;
– покупать жилье за счет родителей детей-инвалидов;
– арендовать жилье у застройщика;
– использовать для строительства жилья те деньги, которые скопились на счетах инвалидов, пока они жили в интернатах;
– государству закладывать создание домов и квартир для сопровождаемого проживания в долгосрочные планы по застройке, опираясь на статистические данные: процент людей с умственной отсталостью не растет и не сокращается многие годы.

Кто будет соседом по квартире

Андрей Царев, директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области. Фото с сайта svoboda.org

При сопровождаемом проживании человек может жить один в собственной квартире или в группе из 5-7 человек. Больше 8 человек – это уже интернат, считают специалисты.

Обычно в группы для совместного проживания набирают людей с разной степенью ограничения жизнедеятельности, разного пола и возраста. Конечно, согласие самого человека и его законного представителя на такие условия обязательно учитывается.

«Если мы наберем группу из людей с тяжелейшими нарушениями опорно-двигательного аппарата или интеллекта, то сопровождающим будет тяжело справляться с работой. Если мы наберем группу только из тех людей, у которых имеются выраженные нарушения поведения, то это будет похоже на психиатрическую больницу.

А если мы наберем только людей с легкой или умеренной умственной отсталостью, то сопровождающим будет просто работать, но возникнет вопрос, что делать с остальными», – объясняет Андрей Царев, директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области.

Важно также сохранить разнополый и разновозрастной состав, так как в обычной жизни «мужчины и женщины не живут по отдельности», считает он. А если двое жильцов создадут семью, то для них придется искать другую квартиру с сопровождаемым проживанием.

В трех квартирах проекта ГАООРДИ «Новая Охта» (Санкт-Петербург) живут 13 мужчин и 6 женщин. Из них 12 человек – с первой группой инвалидности и 7 человек – со второй группой инвалидности. Возраст тоже разный: от 18 до 51 года.

В деревне Раздолье (Ленинградская область, проект СПбБОО «Перспективы») в доме сопровождаемого проживания 3 женщины и 4 мужчин. Из них 3 человека – из семей, 4 – из интерната. В группе есть как самостоятельные, так и совсем несамостоятельные люди.

Чем занимаются жильцы

В доме инвалидов в деревне Раздолье Приозерского района Ленинградской области. Фото: Дмитрий Родченков

«Одна девушка, когда начала жить в Раздолье, однажды мне сказала: я тебе помогла помыть пол. Я ответила: нет, это я тебе помогла помыть пол. Кто кому помог, зависит не от того, кто какую часть операций сделал. Все зависит от того, чей пол», – рассказала Мария Островская.

В штате дома сопровождаемого проживания не предусмотрены санитарки, уборщицы или повара. Жильцы обслуживают себя сами, но с помощью социальных работников.

Обязательный фактор – дневная занятость. «Утром они встают, завтракают и едут на «работу» в Центр дневной занятости», – рассказывает о проекте «Новая Охта» Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ.

Сколько нужно социальных работников

В Раздолье посменно работают 4 социальных работника (сутки через трое). Есть 2 помощника соцработника, они работают по очереди с 9:00 до 21:00. Один социальный педагог работает в будни с 9:00 до 17:00. Еще имеются полставки для трудового инструктора и треть ставки – для педагога православной культуры.

Социальная служба Псковской благотворительной организации «Росток» состоит из 20 сотрудников (4 психолога, 4 социальных педагога и 12 соцработников), которые сопровождают более 60 бывших воспитанников ДДИ. Правда, круглосуточное сопровождение нужно только 12 жильцам трех квартир, а остальные уже социализировались, живут самостоятельно, социальные педагоги и психологи навещают их по мере необходимости.

Услуги сопровождаемого проживания предоставляют в основном некоммерческие организации. По словам Светланы Петровой, директора департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России, органам власти пока еще нужно понять, «чего не хватает», что конкретно «недофинансируется», какие услуги, необходимые для сопровождаемого проживания, они могут предоставить в «натуральном виде», а на какие нужны дополнительные средства.

Что должен знать и уметь персонал

Обычный социальный работник, даже очень квалифицированный, не справится с организацией сопровождаемого проживания без некоторой переподготовки. Главное, он не должен делать за человека с инвалидностью то, что тот способен сделать самостоятельно.

Например, нужно не просто сходить за покупками, а взять с собой подопечного и помочь ему выбрать продукты, оплатить их, принести домой.

Персонал должен знать особенности и возможности людей с инвалидностью. Например, если социальному работнику не известны особенности людей с РАС, у него будут трудности.

Отдельный случай – работа с бывшими воспитанниками ДДИ. «Помогать бывшим воспитанникам ДДИ должны специалисты, имеющие предрасположенность к этой работе, способные стать уважаемыми и значимыми людьми для подопечных», – подчеркнул Алексей Михайлюк, председатель правления Псковской региональной общественной благотворительной организации «Росток».

Особая технология, которую должны освоить сотрудники, – это вовлечение подопечных в жизнь местного сообщества. Они должны быть «социальными адвокатами» своих клиентов.

«Мы ничего лучше не придумали, как продать свои квартиры и переехать в соседние дома, чтобы работать с местным сообществом, чтобы “наших” не боялись соседи и продавцы в магазине, чтобы мы могли с ними цветы сажать, когда снег сойдет, и т.д.», – рассказала Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ.

Как учить жильцов

Мария Островская, президент Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы». Фото с сайта finbahn.com

Сможет ли человек с ментальной инвалидностью сразу переселиться из ПНИ (или ДДИ) в квартиру? К сопровождаемому проживанию подопечных нужно готовить поэтапно, говорит Андрей Царев. Первый этап – это обучение самостоятельному проживанию еще в интернате, в школе или реабилитационном центре.

Второй этап – это учебное сопровождаемое проживание в тренировочной квартире.

«Тренировочные квартиры создаются для того, чтобы человек научился жить среди людей, а не изолированно, в мире интерната или родительской семьи», – поясняет Мария Островская.

Только после этого человек может начинать жить самостоятельно.

Кто будет отвечать «в случае чего»

Вдруг, человек с инвалидностью окажется недостаточно адаптированным? У руководителей ПНИ возникает вопрос: кто будет отвечать, если в условиях сопровождаемого проживания недееспособный подопечный причинит вред себе или окружающим. Они опасаются, что отвечать будет законный представитель – то есть директор.

Эти опасения связаны с представлением об учреждении, где проживает 300-500 человек. «Как только вы отойдете от этой парадигмы, вы поймете, что сопровождение 6-8 человек – это совсем другие условия», – говорит Елена Клочко.

Минтруд, в свою очередь, обещает разослать разъяснение по данному вопросу в регионы.

Законно ли все это

Правовые основы для сопровождаемого проживания уже созданы, считают эксперты. Однако остаются еще некоторые моменты, которые предстоит прояснить. Например, отсутствуют санитарные нормы и правила для помещений, где проживают малые группы инвалидов. Есть нестыковки между перечнем услуг, необходимых при сопровождаемом проживании, и теми перечнями социальных услуг, которые существуют в регионах. В законах РФ нет таких понятий, как сопровождаемое проживание или сопровождаемая дневная занятость.

Что дешевле, ПНИ или сопровождаемое проживание

«Возможно, на первом этапе сопровождаемое проживание не будет дешевле, чем в условиях стационарного учреждения. Но когда система встанет на ноги, то, безусловно, она окажется более дешевой формой предоставления социальных услуг. Ведь, если мы говорим о стационарных услугах, там есть еще и инфраструктура – столовые, гаражи, бани, прачечные и т.п. Они требуют и человеческих ресурсов, и материально-технических.

А если мы говорим о сопровождаемом проживании, то здесь люди живут в своем жилье, имеют доступ к транспортной, торговой инфраструктуре и к другим сервисам», – считает Андрей Царев.

«При условии обеспечения проживающим в ПНИ услуг такого же качества и объема, которые получают люди при сопровождаемом проживании, сумма затрат в ПНИ существенно возрастет», – отмечает Елена Клочко.

Сейчас стоимость содержания людей с инвалидностью в интернате усредняется. При этом «стоимость строительства новых интернатов на одно койко-место – от 2 миллионов рублей и выше», – добавила она.

По материалам международной научно-практической конференции по улучшению качества жизни детей и молодежи с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Ценность каждого». Организатор – Центр лечебной педагогики.