Требования предъявляемые к презентациям

02.02.2018 Выкл. Автор admin

Презентация на тему:
Требования к оформлению презентаций

Требования к оформлению презентаций:

Предварительный просмотр:

Требования к оформлению презентаций

▪ Соблюдайте единый стиль оформления

▪ Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации

▪ Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок)

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)

▪ На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста

▪ Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

▪ Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде

▪ Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде

▪ Используйте короткие слова и предложения

▪ Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных

▪ Заголовки должны привлекать внимание аудитории

информации на странице

▪ Предпочтительно горизонтальное расположение информации

▪ Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

▪ Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней

▪ Для заголовков — не менее 24

▪ Для информации — не менее 18

▪ Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации

▪ Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание

Способы выделения информации

▪ Рамки, границы, заливки

▪ Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку

▪ Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

▪ Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений

▪ Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перечислены формы и методы работы с родителями по разделам.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению.

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.

Консультация для воспитателей«Основные требования к оформлению книжных уголков.Содержание книжного уголка в ДОУ».

Данная методическая разработка включает в себя сведения о том, какие разделы могут быть включены в родительский уголок и какие материалы размещены. .

Консультация для воспитателей «Требования к оформлению презентации».

Требования к оформлению материала для родителей.

Современные способы организации презентаций. Требования к оформлению компьютерных презентаций

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Форма проведения: урок беседа

Цели урока:

  • Рассмотреть способы организации презентаций; продолжить формирование навыков работы с компьютерными презентациями PowerPoint.
  • Развивать творческое, операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений.
  • Воспитывать информационную культуру, уважение друг к другу, интерес к предмету.

Задачи урока:

  • Повторить и обобщить знания обучающихся по теме “Компьютерные презентации”.
  • Рассмотреть требования предъявляемые к оформлению компьютерных презентаций
  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес, грамотную речь, произвольное внимание, долговременную память.
  • Воспитывать эстетические навыки при оформлении презентации; умение выслушать мнение и отстоять свою точку зрения.
  • Способствовать формированию общих компетенций: ОК 1-6

Методы: Словесные, наглядные, практические

Оборудование: Мультимедийный комплекс, компьютерная презентация, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Первичное закрепление знаний
  5. Домашнее задание
  6. Подведение итога урока

I. Организационный момент (1-3 минуты)

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Давайте отметим тех, кто отсутствует на уроке.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела “Компьютерные презентации”.

В прошлом году мы с вами уже знакомились с компьютерными презентациями, а именно с программой PowerPoint, в которой выполняли различные задания с целью изучения возможностей данной программой.

Всем вам предстоит написать курсовую работу, темы вам уже раздали, и защитить ее, а одним из требований при защите курсовой работы является наглядное представление материалов ваших изысканий по теме работы – для этого подойдут компьютерные презентации.

И первая тема, которую мы рассмотрим в этом разделе это “Современные способы организации презентаций”. Запишите тему урока в тетрадь. (Презентация 1 слайд 1,2)

В ходе изучения данной темы мы познакомимся со способами организации, видами и типами презентаций, а так же рассмотрим требования предъявляемые к оформлению компьютерных презентаций.

II. Актуализация опорных знаний (1-2 минуты)

Учитель: Современное общество предъявляет большие требования к предоставлению информации. Одним из способов оформления информации – является презентация. (Презентация 1 слайд 3)

Слово презентация в переводе с английского означает представление, процедура знакомства.

Вопрос: “Где и в каких сферах деятельности можно представлять что либо или кого либо?”

Обобщение ответов: выступаем на собраниях, на митингах, рекламируем товар, представляем проекты, инвестиционные, социальные и культурные программы, выступаем с лекциями – все это примеры презентаций. Презентация востребована практически во всех сферах деятельности.

III. Изучение нового материала (30 минут)

Учитель: Давайте рассмотрим следующие виды презентаций в зависимости от сферы применения запишите в тетради заголовок “Виды презентаций”. Итак к в зависимости от сферы применения выделяют следующие виды презентаций (Презентация 1 слайд 4):

    КОММЕРЧЕСКАЯ (бизнес – презентация, деловая – презентация).
  • НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
  • УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ
  • РЕКЛАМНАЯ
  • ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (PR)

Учитель: Запишите виды презентаций себе в тетрадь. Давайте подробнее разберем каждый вид.

КОММЕРЧЕСКАЯ (бизнес – презентация, деловая – презентация). (Презентация 1 слайд 5)

Торговые представители представляют новые программное обеспечение, свои коммерческие предложения на выставках, семинарах, переговорах.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (Презентация 1 слайд 5)

Ученые представляют свои научные идеи, привлекая ресурсы для проведения исследований. Преподаватели представляют и поясняют учебный материал.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ (Презентация 1 слайд 5)

Руководители представляют сотрудникам и внешнему миру стратегические задачи и глобальные ориентиры на митингах, собраниях, переговорах. Менеджеры представляют свои идеи, результаты, проекты высшему звену руководства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ (Презентация 1 слайд 6)

Депутаты выступают со своими избирательными программами, государственные деятели излагают свои концепции.

РЕКЛАМНАЯ (Презентация 1 слайд 6)

Повседневная реклама товаров и услуг производящими компаниями с целью привлечения покупателей.

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (PR) (Презентация 1 слайд 6)

Общественные деятели представляют культурные и социальные программы, товары компаний в целях поддержки и финансирования. PR отличается от обычной рекламы, прежде всего, тем что, используя прямую рекламу, фирма сама говорит о себе, что не всегда способствует благоприятному мнению потребителя, а чаще вызывает у него недоверие к самовосхвалению.

Учитель: На основании анализа сфер применения презентаций, давайте попробуем дать определение понятию “презентация” (Презентация 1 слайд 7)

Учитель: (обобщает ответы обучающихся)

Презентация — это представление информации (проектов, товаров, учебных материалов и т. д.) с целью информирования, обучения или оказания на слушателей убеждающее воздействие что бы побудить их к действиям, которые выгодны выступающему или тем, кого он представляет.

Учитель: Запишите данное определение в тетрадь. (Презентация 1 слайд 7)

Учитель: В зависимости от способа демонстрации все презентации можно разделить на два типа: “Живые” и “Компьютерные”. Запишите в тетрадь заголовок и виды. (Презентация 1 слайд 8)

Учитель: Давайте поподробнее разберемся, в чем их отличия.

Вопрос: Какие презентации можно назвать “живыми”? Приведите примеры.

Учитель: обобщает ответы обучающихся (Презентация 1 слайд 8)

Это выступление докладчика. Может подкрепляться визуальной поддержкой для усиления воздействия на аудиторию. Поддержка обеспечивается чаще всего компьютером и мультимедиа-проектором.

Используются также кодоскопы для демонстрации информации, записанной на прозрачной пленке, эпископы для демонстрации информации с непрозрачного оригинала (книги, журнала, рукописи), электронные (сенсорные) доски, позволяющие не потерять информацию, нанесенную на доску.

Учитель: Давайте поподробнее разберемся, в чем их отличия.

Вопрос: Какие презентации называются компьютерными? Приведите примеры, где они используются.

Законченные мультимедиа-продукты, включающие звуковое (дикторским и/или музыкальное) сопровождение, графику, видео и анимацию. Бывают интерактивные (реализована возможность выбирать степень подробности представления материала) и видеоролик (видеопрезентации, которые выполняются непрерывно).

Учитель: В настоящее время мультимедийные презентации завоёвывают большую популярность, так как позволяют привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействуют более чем на один орган чувств.

Поскольку речь идет о компьютерных презентациях, давайте отдохнем и разгадаем кроссворд, задания из которого помогут нам вспомнить структуру программ PowerPoint.

Вопросы: (Презентация 1 слайд 9)

  1. Какую команду необходимо выбрать для запуска презентации (показ)
  2. Объект, который можно вставить в слайд (рисунок)
  3. Отдельный кадр презентации (слайд)
  4. Фон слайда (оформление)
  5. При ее помощи можно выполнить управление элементами слайда на экране (анимация)
  6. Цветовое решение и стилевое оформление слайда (дизайн)
  7. Свойство мультимедиа, которое означает то, что в диалоге с пользователем ему (пользователю) отводится активная роль (интерактивность)
  8. Уже имеющееся оформление слайда (шаблон)
  9. Процесс создания и оформления слайдов заключен в пункт этого меню (конструктор)

Комментарий: Учитель зачитывает вопросы по одному. Обучающиеся дают ответ на вопрос. Учитель вносит ответ в кроссворд, который начерчен на доске.

Учитель: Итак немного отдохнули? Хорошо!

Вопрос: “Как вы думаете, могут ли быть слова, которые были использованы в кроссворде, связаны с требованиями к оформлению компьютерных презентаций?” (Презентация 1 слайд 10)

Ответ: Да действительно все они имеют отношения к требованиям по оформлению презентаций.

Учитель: Сейчас будьте внимательны к тому, как составлена моя презентация на тему “Требования к оформлению компьютерных презентаций”, т.к. после знакомства с ней вам надо будет проанализировать ошибки, допущенные мною и достоинства – надеюсь, что они есть.

Комментарий: Учитель рассказывает о требованиях, которые предъявляются при создании компьютерной презентации (Приложение 1). Обучающиеся слушают и коротко записывают основные положения. На данном этапе используется презентация “Требования к оформлению компьютерных презентаций”. (Презентация 2) Чтобы перейти к просмотру презентации надо воспользоваться гиперссылкой (Презентация 1 слайд 11). После окончания работы с презентацией “Требования к оформлению компьютерных презентаций” — вернуться в презентацию 1 слайд 12 используя кнопку “Домой”.

IV. Первичное закрепление знаний (3-5 минут)

Учитель: Сейчас повернитесь друг к другу, на краю стола лежат небольшие бланки – возьмите их. (Презентация 1 слайд 12)

Обсудите друг с другом предложенные положения и заполните их, на это вам даю 2 минуты. Время пошло.

Общие требования к презентации

Общие требования к презентации:

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них.

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Количество слайдов должно быть не меньше 15.

Презентация должна иметь слайд – оглавление, откуда можно было бы попасть как на один из разделов (групп) слайдов, так и на каждый из слайдов в отдельности (для реализации использовать свои интерактивные или стандартные управляющие кнопки).

Презентация должна быть содержательной.

Использовать е диный стиль оформления. На слайдах поля, не менее 1 см с каждой стороны. «Светлый текст на темном фоне» или «темный текст на светлом фоне». Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт., рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.

Каждый из слайдов должен содержать «личное клеймо» студента, создавшего данную презентацию (ФИО, группа, и т.д.).

С каждого из слайдов презентации должна быть возможность возврата на слайд-оглавление.

Для каждого из слайдов должна использоваться уникальная форма перехода.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

·Соблюдать единый стиль оформления

·Избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

·Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона

·На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

·Для фона и текста использовать контрастные цвета.

·Использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

·Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

·Использовать короткие слова и предложения.

·Минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

·Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

·Для заголовков – не менее 24.

·Для информации не менее 18.

·Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

·Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

·Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

·Не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

·Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.·

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

Номер материала: ДБ-764286

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Управление образования администрации района

Мультимедийная презентация — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Основные требования к мультимедийной презентации:

Другие публикации:  Сам себе адвокат 32

1. Соблюдение единого стиля оформления.

2. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле.

3. Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 15-20шт.

4. Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.

5. Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, школа, город). На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).

6. Формат презентации.

— Размер слайдов — экран;

— Нумерация слайдов с «1».

7. Формат выдачи слайдов — «Презентация на экране».

8. Оформление слайдов:

— Шрифты для использования: Times New Roman, Arial, Arial Narrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

— Написание: нормальный, курсив, полужирный;

— Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи четко читались на выбранном поле слайда.

9. В титульном и завершающем слайде использование анимационных объектов не допускается.

10. Не следует заполнять один слайд большим объемом информации.

11. Нужно использовать короткие слова и предложения.

12. Наиболее важная информация должна находиться в центре экрана.

13. Требования к информации: достоверность, полнота, использование современных источников информации, достаточность.

14. Требования к тексту: научность, логичность, доступность, однозначность, лаконичность, законченность.

15. Отсутствие грамматических и других ошибок.

16. На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов: один для фона, другой для заголовка, третий для текста.

17. Для фона следует использовать более холодные оттенки (синий, зеленый).

18. В мультимедийной презентации необходимо подобрать такое соотношение: фон — цвет шрифта, которое не утомляет глаза и позволяет легко читать текст.

19. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

20. Следует использовать эффекты анимации в середине слайда и при изменении слайда.

21. Анимация объектов должна проходить автоматически. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.

22. Табличная информация вставляется в материал, как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel.

23. Не следует использовать таблицы с большим количеством данных.

24. Диаграмы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.

25. Надписи к иллюстрированному материалу должны способствовать правильному восприятию предлагаемого материала.

26. Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Петренко-petrenko.ppt.

27. Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.

Типичные ошибки в презентациях:

1. Отсутствие титульного слайда с темой урока, целью, фамилией, полным именем и отчеством автора презентации.

2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!».

3. Отсутствие итога урока, выводов.

4. При раскрытии темы лексика не соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов.

5. Слайд содержит объем информации слишком велик для восприятия.

6. Отсутствуют источники информации: литература, интернет-сайты.

7. Излишнее использование анимации (занимает много времени, мешает логике восприятия содержания, чрезмерное количество анимационных объектов);

8. Презентация дублирует картинную наглядность, не имеет никакой ценности для активизации активности детей на уроке.

Удачи Вам в создании собственной презентации.

Похожие материалы:

Мультимедийная презентация — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторс …

Более новые статьи:

  • В каждой государственной или коммерческой компании должен быть бухгалтер, который будет контролировать все финансовые операции. На таких специалистов …

» >Бухгалтерский аутсорсинг: особенности и преимущества
В последнее время, повсюду мы видим большое распространение китайских товаров. Да и сам Китай набирает экономическую мощь. Китайцев где уже только не …

» >Как изучить китайский язык самостоятельно
Сегодня многие взрослые сталкиваются с тем, что им необходимо в короткие сроки освоить английский язык буквально с нуля. Эта необходимость может быть …

» >С чего начать изучать английский язык самостоятельно с нуля взрослому бесплатно
Хотите выучить английский язык в совершенстве, но затратить при этом минимум усилий, времени и денег? Или вам необходим базовый уровень знаний с нуля …

» >Лучшие репетиторы по английскому языку в Санкт-Петербурге по скайпу
Будущий ученый появился на свет в 1777 году в немецком городе Брауншвейг. В 7-летнем возрасте Карл пошел в школу. Через 3 года мальчик стал изучать кл …

Более старые статьи:

Одобрение, согласие, подбадривание можно выразить в разных формах — словесно, мимикой, жестом, интонационно: «Правильно», «Уже лучше», «Отлично», «Вид …

Дети дошкольного возраста очень любят сказки. Слушая сказку, ребенок представляет себя в той или иной роли, мысленно попадает в «сказочные ситуации», …

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая за …

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. …

Рекомендации учителю по достижению дисциплины на уроке. 1. Установить границы дозволенного, эталоны поведения ученика для стандартных ситуаций: как в …

Требования к оформлению компьютерной презентации PowerPoint. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемВалентина Поливанова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Требования к оформлению компьютерной презентации PowerPoint.» — Транскрипт:

1 Требования к оформлению компьютерной презентации PowerPoint

2 Содержание: 1. Требования к содержанию презентации 2. Требования к визуальному и звуковому ряду 3. Требования к тексту 4. Требования к дизайну 5. Некоторые ошибки, встречающиеся при оформлении компьютерной презентации PowerPoint 6. Советы

3 1. Требования к содержанию презентации: все слайды должны быть выдержаны в едином стиле; все слайды должны быть выдержаны в едином стиле; презентация должна быть не меньше 10 слайдов, но не более 20; презентация должна быть не меньше 10 слайдов, но не более 20; первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта и автор; первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта и автор; соответствие содержания презентации целям и задачам; соответствие содержания презентации целям и задачам; соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.); соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.); отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации; отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации; лаконичность текста на слайде; лаконичность текста на слайде;

4 завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено); завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено); сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста; сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста; расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста); расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста); наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение; наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение; на последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон). на последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).

5 2. Требования к визуальному и звуковому ряду: использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office); использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office); соответствие изображений содержанию; соответствие изображений содержанию; соответствие изображений возрастным особенностям аудитории; соответствие изображений возрастным особенностям аудитории; качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов); качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов); качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов); качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов); обоснованность и рациональность использования графических объектов. обоснованность и рациональность использования графических объектов.

6 3. Требования к тексту: читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста); читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста); наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера используется для заголовка); наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера используется для заголовка); основной текст должен быть, как минимум, 18 размера; основной текст должен быть, как минимум, 18 размера; использование шрифтов без засечек (их легче читать с большого расстояния) и не более 3-х вариантов шрифта; использование шрифтов без засечек (их легче читать с большого расстояния) и не более 3-х вариантов шрифта; длина строки не более 36 знаков; длина строки не более 36 знаков; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

7 4. Требования к дизайну: использование единого стиля оформления; использование единого стиля оформления; соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации; соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации; использование для фона слайда психологически комфортного тона; использование для фона слайда психологически комфортного тона; фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее; фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее; использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста); использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста); количество используемых цветов для текста, автофигур, диаграмм таблиц и т.д. — не более 4; количество используемых цветов для текста, автофигур, диаграмм таблиц и т.д. — не более 4; соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным); соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

8 графика на слайдах только в том случае, если она несет смысловую нагрузку; графика на слайдах только в том случае, если она несет смысловую нагрузку; избегайте фоновой графики, которая будет отвлекать от самой презентации; избегайте фоновой графики, которая будет отвлекать от самой презентации; каждый слайд должен отражать одну мысль; каждый слайд должен отражать одну мысль; время глаголов должно быть везде одинаковым; время глаголов должно быть везде одинаковым; заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые положения слайда; заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые положения слайда; если на слайде присутствует иллюстрация, размещайте подпись под картинкой; если на слайде присутствует иллюстрация, размещайте подпись под картинкой; в конце заголовков точка не ставится; в конце заголовков точка не ставится; во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки. управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково; во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки. управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково; избегайте разной анимации перехода слайдов и разной анимации объектов. избегайте разной анимации перехода слайдов и разной анимации объектов.

9 5. Некоторые ошибки, встречающиеся при оформлении презентации в PowerPoint

10 Ошибка Ошибка Плохая сочетаемость цвета. Например, цвета шрифта и фона. Плохая сочетаемость цвета. Например, цвета шрифта и фона. Совет Совет Используйте встроенные шаблоны PowerPoint. В них уже подобраны цвета шрифтов и фона. Используйте встроенные шаблоны PowerPoint. В них уже подобраны цвета шрифтов и фона.

11 Ошибка Ошибка Шрифт заголовка списка почти не отличается от шрифта, который используется в списке. Из-за этого текст списка и текст заголовка почти сливаются в единый текст. Совет Совет Выделяйте заголовок списка

12 Ошибка Ошибка Размещение графики и текста не в соответствии с дизайном шаблона презентации Совет Совет Располагайте графику и текст конструктивно правильно, учитывая особенности вашего шаблона

14 Совет 2 В фотографиях скругляйте края – смотрится более современно. Совет 1 Сделайте переход между слайдами по щелчку мыши, так как при автоматической смене слайдов не возможно контролировать показ (демонстрацию) презентации. Совет 3 Не перенасыщайте презентацию разнообразными эффектами за которыми теряется суть презентации. Совет 4 Старайтесь использовать темный цвет фона и контрастный цвет основного текста. Совет 5 Используйте шаблоны, которые соответствуют тематике презентации.

15 Спасибо за внимание и творческих успехов!

Требования предъявляемые к презентациям

Общий объем (кол-во слайдов)

Кол-во слайдов с новой учебной информацией

Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала. Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия  по 2 мин.

В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды.

Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся (зрителей). Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения. Значение всех новых терминов должно быть разъяснено. Если для взрослой аудитории можно включать в презентацию схемы, графики, черно-белые фотографии, то для младших школьников нужно этих элементов избегать. Если в первом случае допустимо включать числовые значения величин, то во втором это должны быть преимущественно величины сравнительные.

Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.

Другие публикации:  Организация оплачивает проживание сотрудника

Учет особенности восприятия информации с экрана

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения — производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания зрителя доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля) лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно — зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы.

Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей полнее воспринимают информацию, представленную разными способами. Кто-то из аудитории лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д.

Использование в презентации разных форм представления одной и той же информации повышает полноту ее восприятия практически каждым зрителем.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. В особенности это эффективно при создании учебных презентаций для младших классов.

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Эстетические качества учебной презентации особенно важны для младших школьников. Они мыслят формами, красками, звуками, именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. Оптимальное время, необходимое для восприятия образной, звуковой и вербальной информации, представленной на каждом слайде, а также время, необходимое на усвоение ключевых понятий, определяется опытным путем с учетом особенностей восприятия информации с экрана аудиторией соответствующего возраста и подготовки. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие конкретной аудиторией, так и потери темпа урока (лекции), что может привести к отвлечению учащихся от занятия и потере интереса к содержанию учебного материала.

Общие требования к презентации. Структура презентации

Каждая электронная презентация, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой – отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале – предмета).

Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы. Например, для удобства навигации по большой учебной презентации, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых в свою очередь разбит на несколько структурных единиц, предусмотреть в ее начале подробное оглавление с гиперссылками на каждую структурную единицу, а на каждой странице презентации предусмотреть ссылку-возвращение на оглавление. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Однако при этом следует учитывать, что содержание и организация электронных презентаций, выполняющих функции базовых конспектов, должны провести обучающегося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний. Поэтому не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т.д. Подобная навигация нарушает последовательность изложения материала и подходит только для энциклопедий или справочников.

Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться одного правила: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде дается тезис и несколько его доказательств.

Профессионалы по разработке презентаций советуют использовать на слайде не более тридцати слов и пяти пунктов списка. Если на слайде идет список, его необходимо делать параллельным, имеется в виду, что первые слова в начале каждой строки должны стоять в одной и той же форме (падеже, роде, спряжении и т.д.). Обязательно необходимо осмысление целевых заголовков, размер шрифта – не менее 18 пт.

Обычно план содержания презентации выглядит так. 1. Титульный лист. Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора. 2. Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены. 3. Заголовок раздела. 4. Краткая информация.

Пункты 3 и 4 повторяются сколько, сколько необходимо. Главное тут придерживаться концепции: тезис – аргументы – вывод.

5. Резюме, выводы. Выводы должны быть выражены ясно и лаконично на отдельном слайде. 6. Спасибо за внимание. Здесь также обязательна Ваша контактная информация.

Важно учесть то, что нельзя написать на слайдах абсолютно все, что Вы будете говорить. Разместите на них только важные тезисы, термины, картинки, схемы, диаграммы, то есть все, что хорошо воспримется аудиторией.

Основными элементами управления являются:

кнопки перехода из оглавления на начало тем;

кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;

кнопка возврата в оглавление;

кнопка вызова подсказки;

кнопка перехода в словарь терминов;

гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.

Элементы управления презентацией, имеющие не очевидное представление, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна вызываться практически с любого слайда, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране.

Основные правила создания презентации

Ниже приведены общие правила, которые необходимо помнить при создании презентации.

Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представлять (понимать), что вы собираетесь донести до аудитории, что вы собираетесь ей (аудитории) рассказать. Поэтому необходимо просмотреть как можно больше литературы по данной теме, составить список материалов и иллюстраций, которые вам необходимы. Определить, какие материалы и иллюстрации необходимо отсканировать, найти в Интернете или, наконец, нарисовать самим.

Вам необходимо знать, кто будет вашими слушателями. Тогда вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад. Это является важным шагом к успеху.

В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой повествования, и работать на общую идею презентации.

Не перегружайте слайды лишними деталями (не увлекайтесь анимацией). Анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания учеников к основным, ключевым моментам слайда. Не забывайте, что звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание учащихся от основной (важной) информации.

Остановимся более подробно на основных этапах создания презентации.

Этап 1. Начало работы

Выбор темы, постановка цели и задач презентации.

Этап 2. Определение содержания и дизайна презентации

Составление плана будущей презентации. Желательно, чтобы план был подробным. Необходимо на бумаге нарисовать, структуру презентации, схематическое изображение слайдов и прикинуть, какой текст, рисунки, фотографии или другие материалы будут включены в тот или другой слайд. Составление списка рисунков, фотографий, звуковых файлов, видеороликов (если они необходимы), которые будут размещены в презентации. Определение текстовой части презентации

Определение условий демонстрации. От этого будет зависеть объем текстовой информации, располагаемой на слайдах, и, как мы говорили выше, размер шрифта и вид навигации.

Определение количества слайдов в вашей презентации (оно может потом изменяться).

Определение примерного дизайна ваших слайдов. Цветовая гамма фонов слайдов, формат заголовков (желательно, чтобы во всех слайдах был выдержан один формат и соблюден единый стиль).

Этап 3. Порядок создания презентации

Ввод и редактирование текста. Создаются текстовые слайды, на каждом слайде вводится только текстовая информация. После ввода текста необходимо определиться с его расположением на каждом слайде, продумать его форматирование, т.е. определить размер, цвет шрифта, заголовков и основного текста. При подборе цвета текста помните, что текст должен быть «читаем», т. е. фон слайдов не должен «глушить» текст. Не «берите» редкие виды шрифтов, их может не быть на других компьютерах, с помощью которых презентация будет демонстрироваться в других аудиториях. Определите, не перегружены ли слайды текстом, возможно, придется часть текста включить в устный доклад, а если презентация демонстрируется без сопровождения докладчика, то необходимо продумать содержание текста так, чтобы он не потерял смысл и был доступен для понимания. И не забывайте об орфографии, ничто не портит так представление о вас и вашей работе, как орфографические ошибки в тексте презентации.

Графики, диаграммы, таблицы. Если вы планируете разместить в вашей презентации графики и диаграммы, то продумайте их расположение, определите, читаются ли надписи, и не перегружайте один слайд несколькими графиками или диаграммами – информация будет хуже восприниматься учениками. То же самое относится и к таблицам, текст в таблицах должен быть хорошо виден, для наглядности в таблицах можно применять слабую (по цвету) заливку ячеек.

Изображения, рисунки, фон. Очень важным является фон слайдов, он создает определенное настроение у аудитории и должен соответствовать теме презентации. Серьезные презентации не должны быть пестрыми, содержать яркие, «ядовитые» цвета и менять цветовую гамму от слайда к слайду. Если презентация состоит из нескольких больших тем, то каждая тема может имеет свою цветовую гамму, но не сильно отличаться от общей цветовой гаммы презентации. Не делайте фон слишком пестрым, это отвлекает аудиторию и затрудняет чтение текста. Теперь поговорим об иллюстрациях. Размещенные в презентации графические объекты должны быть, в первую очередь, оптимизированными, четкими и с хорошим разрешением. Графические объекты не располагаются в средине текста, это плохо смотрится.

Следующий шаг в создании презентации – это вставка анимации. С помощью анимационных эффектов можно существенно улучшить восприятие презентации и обратить внимание аудитории на наиболее важные моменты, отраженные на слайдах или в самой презентации. Прежде чем применять эффекты анимации, необходимо внимательно изучить возможности внутрислайдовой и межслайдовой анимации и продумать, как и где ее применять. Необходимость и тип анимации должен быть логически увязан со структурой доклада, зритель должен быть готов увидеть объекты расположенные на слайде в определенном месте, а не бегать глазами по слайду. Можно использовать указку или указатель мышки для подсказки зрителям в поиске того, о чем вы уже начали говорить. Делайте небольшие паузы между сладами, чтобы аудитория успела усвоить то, что вы им рассказали, не тараторьте, но и не мямлите. Выступление должно быть энергичным, но не оглушать слушателей. Впрочем, мы забегаем немного вперед, говоря об искусстве выступления, об ораторском искусстве; об этом мы поговорим подробно немного позже.

Звуковое сопровождение. Если вы решили вставить в свою презентацию звуковое сопровождение, то будьте очень аккуратны. Музыка не должна в первую очередь заглушать докладчика, раздражать слух, иметь резкие переходы, а также усыплять слушателей. Звуковое сопровождение должно органично вписываться в тему вашей презентации. Если вы не уверены в необходимости или выборе звукового сопровождения презентации, то лучше вообще от него отказаться.

Доводка презентации. Доводка презентации заключается в неоднократном просмотре свей презентации, определении временных интервалов, необходимых аудитории для просмотра каждого слайда, и времени их смены. Помните, что слайд должен быть на экране столько времени, чтобы аудитория могла рассмотреть, запомнить, осознать его содержимое. Между тем большой интервал между сменами слайдов снижает интерес. Возможно, при окончательном просмотре вам придется поменять местами некоторые слайды для создания более логической структуры презентации или внести в нее другие коррективы.

Презентация должна заканчиваться итоговым слайдом, на котором следует поместить основные выводы доклада в концентрированном виде.

Требования к оформлению презентаций

Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями, не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных) и достигала своих целей, необходимо соблюдать ряд правил ее оформления.

В оформлении презентаций выделяют два блока правил, описывающих:

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляе­мых к организации и оформлению данных блоков.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической – яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Следует выделить наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала в электронной презентации. Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Другие публикации:  Можно ли вернуть тв в 14 дней

Объем и форма представления информации:

Рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала.

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек в среднем может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1.5-2 минуты.

Для достижения наибольшей эффективности ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Желательно присутствие на слайде блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.

Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.

В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.

Рекомендуется минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

В таблицах рекомендуется использовать минимум строк и столбцов.

Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах).

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь в докладе. С одной стороны, не должна становиться главной частью выстуления, а с другой, не должна полностью дублировать материал.

Расположение информационных блоков на слайде

Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.

Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5).

Рекомендуется объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимаю­щиеся группы;

Рекомендуемый размер одного информационного блока – не более 1/2 размера слайда;

Информационные блоки рекомендуется располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки – слева направо.

Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).

Способы и правила выделения информации

Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем, таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда, для этого используются:

рамки, прорисовка границ (для оформления изображений, таблиц);

тени (для отделения контура текста и объектов от фона);

заливка, штриховка (для дизайна основ информационных блоков);

стрелки (для оформления схем и логических блоков).

Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта).

Однако при выделении следует соблюдать меру – выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда.

Для иллюстрации наиболее важных фактов, используются рисунки, диаграммы, схемы.

Единый стиль презентации

Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

Стиль включает в себя:

общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;

общую цветовую схему дизайна слайда;

цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);

способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.

Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала.

Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.

Следует избегать излишне пёстрых стилей – оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.

Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор – признаком стиля.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.

Правила использования цвета

Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов человеком. К наиболее значимым из них относят:

стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне или красные на синем);

наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.

Можно сформулировать следующие рекомендации по использованию цвета в презентации:

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора:

трех базовых цветов: фона – текста – заголовка;

трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок.

Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.

Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.

Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков не допускается применять:

более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;

соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) -3:1.

Правила использования фона

Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.

Для фона предпочтительны холодные тона.

Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный градиентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) текстуру или нейтральный фон.

Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

При планировании дизайна слайда следует всячески избегать проецирования текстовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные элементы.

Правила использования текстовой информации

перегружать слайд текстовой информацией;

использовать блоки сплошного текста;

в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух;

использовать переносы слов;

использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;

текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).

сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины – главные моменты опорного конспекта;

использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных;

использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;

использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

выполнение общих правил оформления текста;

тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков;

горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;

каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

основную идею абзаца располагать в самом начале – в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.

Правила использования шрифтов

При выборе шрифтов для представления вербальной информации презентации следует учитывать следующие правила:

Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Учитывая, что гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times), то:

для основного текста предпочтительно использовать плакатные шрифты;

для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем и не контрастирует с основным шрифтом.

Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого дальнего места).

Рекомендуемые размеры шрифтов:

для заголовков – не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально – 36 пункта;

для основного текста – не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально – 24 пункта;

Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.

Для выделения информации следует использовать цвет, жирный и/или курсивный шрифт.

Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.

Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков:

отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно 1:5;

наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

не допускается использовать узкое и (или) курсивное начертание гарнитуры шрифта.

Правила использования графической информации

Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. Изображение информативнее, нагляднее, оно легче запоминается, чем текст. Поэтому, если можно заменить текст информативной иллюстрацией, то лучше это сделать.

При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зрительной информации:

Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.

Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.

Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.

нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений;

использование изображений с пониженной резкостью;

видимость пикселей на изображении;

использование необработанных сканированных изображений; например – изображений с «грязным»(серым, желтым) фоном вместо белого, неконтрастных, размытых и т.п.

При подготовке в графическом редакторе изображения для помещения его на слайд презентации важное значение имеет выбор для него оптимального размера и разрешения:

Выбор размера изображения (в пикселах) осуществляется в графическом редакторе. Изображение уменьшается (ни в коем случае НЕ увеличивается!) до нужного размера относительно экрана (либо до немного большего, чем нужный, но не более чем в 1.5–2 раза, чтобы более точно отрегулировать его размер уже на слайде путем уменьшения масштаба от 100%).

При масштабировании помещенного на слайд изображения его масштаб допустимо только уменьшать (от исходных 100%), и крайне нежелательно увеличивать масштаб свыше 100%, так как при этом теряется его качество – на слайде оно будет выглядеть размытым. Если на слайде в масштабе 100% изображение оказалось слишком маленьким, то его необходимо заново подготовить в графическом редакторе из исходного оригинала большого размера.

Выбор разрешения (в пикселах/дюйм) зависит от разрешения экрана монитора, на котором, в основном, предполагается презентацию воспроизводить. Если презентация создается на компьютере с таким же разрешением экрана, то для того, чтобы размер изображения (в пикселах экрана) на слайде (при масштабе около 100%) примерно соответствовал выбранному размеру изображения в графическом редакторе, подготавливаемым изображениям необходимо устанавливать разрешения:

96 пикселей/дюйм при разрешении экрана 1024х768

128 пикселей/дюйм при разрешении экрана 1280х1024

Поскольку меньшие разрешения экрана (800х600 и менее) в настоящее время уже практически не используются, то не рекомендуется использовать разрешение 72 пикселей/дюйм.

Если презентацию предполагается демонстрировать на экране с большим разрешением, чем на том компьютере, на котором она создается (или если презентация предназначена еще и для распечатки), то при данном рабочем разрешении рекомендуется использовать соответственно бОльшие размеры всех изображений, которые после помещения на слайд соответственно масштабируются (уменьшаются).

Вместе с тем, не рекомендуется перегружать презентацию неоправданно большими размерами файлов изображений. Использование большого числа «тяжелых» файлов перегружает презентацию, что может привести к замедлению ее работы.

Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком.

Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева-на-право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда.

Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.

Необходимо четко указать все связи в схемах и диаграммах.

Правила использования звукового сопровождения

Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку.

Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (мелодий, песен) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным.

Использование мультимедийных блоков (в первую очередь – звуковых) сильно ограничено в презентациях, которые самостоятельно просматриваются аудиторией одновременно на нескольких компьютерах (например, учащимися в компьютерном классе).

Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком.

Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).

Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.

Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима:

для демонстрации динамичных процессов;

для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации.

Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения обучающихся.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. В учебных презентациях для детей и подростков такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными документами.

Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.

Но при этом следует помнить: любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

Важнейшим свойством мультимедийного блока является скорость и качество его работы в составе презентации. С этой точке зрения наличие большого количества мультимедийных блоков в презентации нецелесообразно, так как может значительно замедлить ее работу.

Учет указанных особенностей конструирования и оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.