Требования законодательства в области охраны окружающей среды

04.08.2018 Выкл. Автор admin

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст.ст. 34 — 56)

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Требования законодательства в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». Законом определено, что эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Компенсация причиненного вреда осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды также влечет за собой приостановление или прекращение эксплуатации предприятий. Выполнение предписаний об ограничении или о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности являются обязательными для исполнения.

Ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, несет руководитель предприятия и (или) лицо им назначенное. Для крупных предприятий организационно выгодно создание экологической службы предприятия. Для средних и мелких предприятий назначается инженер по охране окружающей среды (эколог) предприятия.

В соответствие с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37, в составе возможных должностей специалистов предусмотрена должность инженера по охране окружающей среды (эколога). Данный квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно — правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога) квалификационным справочником определены как следующие:

  • контроль за соблюдением в подразделениях предприятия экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды,
  • разработка проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды,
  • контроль за выполнением планов по охране окружающей среды,
  • участие (в качестве представителя предприятия) в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники,
  • участие в проведении научно исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды выбросами вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов,
  • контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия.
  • составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и другой технической документации,
  • участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования,
  • составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.

Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

  • экологическое законодательство;
  • нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • системы экологических стандартов и нормативов;
  • производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;
  • технологические процессы и режимы производства продукции предприятия;
  • порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;
  • методы экологического мониторинга;
  • средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • правила и нормы охраны труда.

В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители предприятий и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны проходить подготовку и переподготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды — на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающей среды оказывают влияние:

  • масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ;
  • количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод;
  • степень загрязнения поверхности земель;
  • наименование и количество отходов, способы их удаления, складирования или утилизации.

Более конкретные экологические требования к эксплуатации предприятий в части охраны атмосферного воздуха, охраны поверхностных вод и охраны от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления, введены соответствующими законами Российской Федерации.

Во исполнении требований федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;
  • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию. утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
  • осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
  • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
  • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
  • немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.
Другие публикации:  Ходатайство на обучение

В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод. В общем случае, источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды; поверхностный сток с промплощадок; фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений; аварийные сбросы и проливы сточных вод на сооружениях и промышленных объектах; осадки, выпадающие на поверхность водных объектов и содержащие пыль и загрязняющие вещества от промышленных выбросов. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

  • осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
  • производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
  • осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства. Промышленные отходы требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. Во исполнении требований закона «Об отходах производства и потребления» (ст. 11) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
  • проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
  • предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
  • соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  • в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, немедленно информировать об этом государственные территориальные экологические специализированные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

По требованию прокуратуры за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды столичные предприятия привлечены к административной ответственности

По требованию прокуратуры за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды столичные предприятия привлечены к административной ответственности

Прокуратура Центрального административного округа провела проверку соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в ООО «Имераль» и ЗАО «Луверест», в ходе которой выявлены нарушения закона.

Так, установлено, что в ООО «Имераль» и в ЗАО «Луверест» отсутствуют документы, подтверждающие разработку нормативов образования отходов, лимиты на их размещение; предоставление сведений в Сводный кадастр отходов, сведения о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, заключение договоров на получение и сброс воды, договоры на вывоз ТБО. Кроме того, в нарушение требований ст.ст. 16, 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» не разрабатываются паспорта опасных отходов.

По результатам проверки прокуратура округа возбудила в отношении генеральных директоров ООО «Имераль» и ЗАО «Луверест» 3 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 4.36 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (нарушение порядка ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы), по ст. 8.2 (нарушение правил охраны атмосферного воздуха) и по ст. 8.41 (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время виновные привлечены к административной ответственности и им назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 26 тысяч рублей.

Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

Другие публикации:  Арбитражный суд дзержинска

Требования законодательства в области охраны окружающей среды

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999;, в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002г.). В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.). Закон устанавливает принципы нормирования качества ОПС, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны ОПС; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны ОС следует отметить Водный кодекс РФ (1995г.), Земельный кодекс РФ (2000 г.). Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Нормативно-правовые акты по охране ОС включают в себя СНиП Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны ОС при разработке недр; общефедеральные нормативные документы Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы». Эта система имеет номер 17 в ГСС.

В системе стандартов «Охрана природы» принята следующая система обозначения: ГОСТ 17. X. X. ХХ-ХХ, где соответственно X. — номер комплекса;Х.- номер группы; XX — номер стандарта в группе; XX — год регистрации или пересмотра стандарта. Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения.

Управление охраной ОС в РФ осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы и экологического контроля. МПР России обеспечивает также рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системах хозяйственного водопользования. Ведомство имеет территориальные органы.

Управление охраной труда в субъектах федерации, в краях, областях и

городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной власти (правительства, мэрии и т. п.).

Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, МПР РФ, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного кадастра России, Минздрав РФ, одна из функций которого — проведение санитарно-эпидемиологического надзора, и некоторые другие, осуществляющие госконтроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов. Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба.

Надзорным органом по охране ОС и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура.

С 1999 г. в РФ действует в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 «Система управления качеством окружающей среды».

Экономические последствия и материальные затраты н…

Несчастные случаи, связанные с несоблюдением требований безопасности, аварии, пожары, катастрофы, стихийные бедствия, загрязнение рабочей зоны.

Законодательство по защите населения и территорий …

Правовую основу защиты в ЧС составляют отдельные разделы законов Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности.

О достоинствах нового федерального закона об охране окружающей среды

О достоинствах нового федерального закона об охране окружающей среды
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
М.М. БРИНЧУК

М.М. Бринчук, доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра эколого — правовых исследований Института государства и права РАН.
В процессе преподавания экологического права и ведения научных исследований широко используются положения законодательства. Как их толковать? Обращать ли внимание студентов на очевидно дефектные положения? В начале преподавательской карьеры автору, к примеру, давались предписания в одном из институтов разъяснять студентам лишь как применять то или другое положение закона. Избегая при этом критики закона. В другом случае в рукописи докторской диссертации по проблемам водного права, представленной для обсуждения, соискатель избегал давать очевидные в обществе отрицательные оценки деятельности Минводхоза. На справедливый вопрос об отсутствии объективной оценки министерства соискатель сказал, что не считает возможным критиковать государственный орган.
Поставленные вопросы носят принципиальный характер. Современные студенты должны получить всестороннюю подготовку. На занятиях перед преподавателем стоит, в частности, задача рассказать не только о достоинствах закона и иного нормативного правового акта, но и о его дефектах. Студент должен уметь толковать акт. За каждой нормой, хорошо или плохо сформулированной, стоит, с одной стороны, автор, государственный орган, их честь и слава, а с другой — общественный интерес в обеспечении благоприятного состояния окружающей среды. А наука без объективной оценки явлений в праве — не наука.
Эти вопросы остро стоят в связи с принятием Федерального закона «Об охране окружающей среды». О нем мы не можем не говорить на каждом занятии. А также применительно к каждой теме исследования. К этому закону уже пишутся комментарии.
Представляется, что в преподавании, в науке и иной относящейся к праву работе закону должна даваться объективная оценка. И не только для того, чтобы страна знала своих героев.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вызвал у специалистов однозначную общую отрицательную оценку. Сразу после принятия Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» специалисты тоже вначале роптали. Но в целом тот Закон сыграл прогрессивную роль в развитии российского экологического права.
И все-таки, разделяя вполне негативную оценку нового Закона, при преподавании экологического права и в научных исследованиях необходимо называть достоинства, которыми он обладает. Одновременно при этом важно иметь в виду, что эти достоинства носят фрагментарный и часто условный характер.
1. Так, к достоинствам Закона (весьма условным) можно отнести претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом «Об охране окружающей природной среды», предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.
2. В статье 26 устанавливаются общие требования о нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно — антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Особенно важно учитывать эти положения в контексте концепции устойчивого развития.
На сегодняшний день установлены нормы допустимого изъятия (использования) природных ресурсов в земельном, водном, лесном и фаунистическом законодательстве. Но требования о таком нормировании отсутствуют в Законе РФ «О недрах». Решение о предоставлении недр в пользование, включая объемы добычи, полностью отдано на усмотрение органов исполнительной власти. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает: нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Оцениваемый Закон от имени государства хотя бы декларирует намерение нормировать в том числе изъятия недр.
3. К несомненным достоинствам нового Закона относится закрепление во многих статьях требования о внедрении наилучших существующих технологий. Так, согласно статье 36 при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
Требование о наилучших существующих технологиях выполняет в экологическом праве весьма важную функцию. Оно служит юридическим критерием оценки современности соответствующего проекта (предприятия, электростанции, автомобиля, самолета), по которому проводится оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и принимается решение.
4. Ввиду нелогичности установления требований о нормировании санитарных и защитных зон в главе о нормировании в области охраны окружающей природной среды в прежнем Законе достоинством нового Закона является определение требований по этим вопросам в другой главе.
К институту экологического нормирования эти санитарно — защитные и иные зоны не имеют отношения. Применительно к ним важен вопрос не нормативов, например их ширины, а правового режима. То есть, что можно делать в их пределах и чего нельзя.
5. В условиях развития рыночной экономики, введения многообразия форм собственности на созданные человеком материальные ценности и природные ресурсы важно установление требований в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества (статья 53). При приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.
Известно, что широкомасштабная практика приватизации предприятий в России осуществлялась без учета факторов охраны окружающей среды. Государство, продавая свои предприятия, экологически далеко не совершенные, перекладывало бремя ответственности за свои разнообразные недоработки по вопросам охраны природы на нового собственника.
В последние годы в России были разработаны два больших проекта по вопросам экологического права и проведен ряд научных исследований по вопросам обеспечения учета экологических требований при приватизации и национализации имущества. Можно сказать, что идеи этих проектов и научных разработок, хотя и в слишком обобщенной форме, реализованы.
6. С учетом сложной экологической ситуации во многих регионах России в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось создание двух видов экологически неблагополучных зон — экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. При этом в Законе не были определены четкие критерии, разграничивающие эти два вида зон. Можно предположить, что отчасти по этой причине, а в основном по причинам материального порядка положения статей 58 и 59 прежнего Закона не были реализованы.
Сохранение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» только зон экологического бедствия можно считать вполне оправданным. Какая разница по существу — зона экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации существует в том или другом регионе? Важным является правовой режим такой территории, в рамках которого ставится и решается задача ее экологической реабилитации.
Иное дело — зона чрезвычайных ситуаций, образуемая вследствие техногенной аварии или неблагоприятного природного явления. Законодатель правильно называет этот вид зон в статье 57. Как и раньше, их режим будет определяться Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
7. Достоинство статьи 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» тоже становится очевидным на фоне прежнего Закона. Положения об организации государственного мониторинга окружающей среды сформулированы в отдельной главе.
Закон 1991 г. отражал теоретически неверную позицию, в соответствии с которой мониторинг состояния окружающей среды представлялся как форма экологического контроля. Требования о мониторинге были установлены в разделе об экологическом контроле. И главное, в соответствии со статьей 68 экологический контроль ставил своей задачей наблюдение за состоянием окружающей среды.
Между тем экологический контроль и мониторинг — самостоятельные организационно — правовые меры, выполняющие свои функции в механизме экологического права.
8. Достоинства статьи 65 о государственном экологическом контроле важно оценивать на фоне традиционно дефектной практики организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации. Кажется, всегда в нашей стране нарушался один из основополагающих принципов организации государственного управления, касающийся недопущения совмещения в одном органе хозяйственно — эксплуатационных и контрольно — надзорных функций. В настоящее время этот принцип тоже нарушается.
Новый Закон предусматривает запрет совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
9. Регулируя в статье 75 виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, Закон называет имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Исключена материальная ответственность, предусматриваемая прежним Законом.
Позиция законодателя по этому вопросу вполне обоснована. Материальная ответственность за экологические правонарушения, применяемая в организации в соответствии с трудовым законодательством, не имеет экологических характеристик, экологического содержания. Она реализуется вследствие понесенных организацией затрат, связанных с возмещением экологического вреда по вине работника организации. Возмещение организацией экологического вреда имеет прямое отношение к экологическому праву. Применяемая при этом материальная ответственность реализуется в рамках трудовых отношений, а не экологических.
10. Названные достоинства следует, однако, принимать во внимание лишь с учетом многих существенных недостатков Федерального закона «Об охране окружающей среды» .
———————————
См.: Бринчук М.М., Дубовик О.Л. О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // Экологическое право. 2001. N 3. С. 23 — 29.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Другие публикации:  Фильмы про судей адвокатов

ЗАКОН РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1
«О НЕДРАХ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1994 N 68-ФЗ
«О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
(принят ГД ФС РФ 11.11.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Экологическое право, N 3, 2002