Залог права арендатора

08.02.2018 Выкл. Автор admin

Залог права аренды земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Залог права аренды земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Залог права аренды земельного участка

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Залог права аренды земельного участка

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Залог права аренды земельного участка

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Залог права аренды

Подборка наиболее важных документов по запросу Залог права аренды (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Залог права аренды

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Залог права аренды

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Залог права аренды

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Залог права арендатора

Общие положения о залоге имущественных прав на недвижимость

Для нормального развития экономики необходимы денежные средства, одним из самых распространенных способов получить которые является использование привлеченных средств. При этом мало кто готов предоставить кредит или заем, не обеспечивая возможность его вернуть; особенно актуальным вопрос обеспечения исполнения обязательств по возврату денежных средств становится во время кризиса.

Пожалуй, к числу наиболее востребованных способов обеспечения исполнения обязательств по возврату денежных средств, особенно в сфере строительства, относится залог недвижимого имущества либо прав на него. В силу норм гражданского законодательства залог является мерой обеспечения исполнения обязательств и, прежде всего передача в залог имущества или имущественных прав, направлена на защиту интересов кредитора по обязательству.

Особенностям передачи имущественных прав в залог и будет посвящена настоящая статья.

В силу норм статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Действующее гражданское законодательство не содержит определения – что следует понимать под имущественными правами, однако анализ положений ГК РФ позволяет определить имущественные права как любые права юридических и физических на определенное имущество. Так, например, право аренды представляет собой имущественное право на пользование и владение определенным объектом в течение некоторого срока времени.

Но, в то же время, право собственности является по своей правовой природе не имущественным, а вещным правом, в связи, с чем право собственности в залог передать нельзя; предметом залога в таком случае будет являться само по себе недвижимое имущество.

Возможность внесения имущественных прав в залог зависит от объема правоспособности лица, ими обладающего – иными словами, в залог без соблюдения дополнительных прав могут быть переданы только те права, которые находятся в собственности залогодателя либо не обременены правами иных лиц. Так, например, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 295 ГК РФ, унитарное предприятие не вправе передавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы определения предмета и целей деятельности предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

В равной степени ограничения по возможности передачи в залог имущества распространяются на те юридические лица, которые обладают имуществом на праве оперативного управления.

В случае, если имущественные права на недвижимое имущество передаются в залог без согласия собственника, это может повлечь признание такой сделки недействительной (см., например, Определение ВАС РФ от 01 августа 2008 года № 8356/08 по делу № А41-К1-10034/05).

Основы правового регулирования залога установлены главой 23 ГК РФ и Законом РФ № 2872-1 от 29 мая 1992 года «О залоге» (далее по тексту – Закон «О залоге»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.

К предмету залога ГК РФ относит всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (пункт 1 статьи 336 ГК РФ).

Очевидно, что в состав имущества, которое можно передать в залог, можно отнести также имущественные права, речь о которых и пойдет в настоящей статье.

Пунктом 1 статьи 54 Закона «О залоге» установлено, хотя и не четко, какие права, принадлежащие залогодателю, последний вправе передать залогодержателю, а именно:

  • права владения и пользования, в том числе права арендатора;
  • другие права (требования), вытекающие из обязательств;
  • иные имущественные права.

При этом, что понимается под «иными имущественными правами», законодатель не определил, однако очевидно, что перечень прав, поименованных в статье 54 Закона «О залоге», является открытым и стороны вправе передать в залог любые имущественные права, если это прямо не запрещено законом.

Необходимо отметить тот факт, что, как указывалось выше, право собственности не может быть предметом залога, поскольку, в отличие от имущественных прав (требований) представляет собой вещное право, но в тоже время, собственник имущества, может передать в залог не право собственности на него, но само имущество. Это объясняется тем, что право собственности на имущество неразрывно связано с лицом, обладающим им и, перейти оно может только в случае отчуждения имущества любым, допустимым гражданским законодательством способом (дарение, купля-продажа, мена). Таким образом, собственник имущества передает в залог не вещное право, а имущество.

Говоря о передаче в залог имущественных прав на недвижимое имущество, следует отметить, что процедурно данный вопрос регулируется двумя основными нормативно-правовыми актами: Федеральным законом № 102-ФЗ от 16.07.1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон «Об ипотеке» и Федеральный закон № 214-ФЗ от 30.12.2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «О долевом участии в строительстве»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона «Об ипотеке» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо).

Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.

По общему правилу, установленному в статье 5 Закона «Об ипотеке», по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, указанное в пункте 1 статьи 130 ГК РФ, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но в тоже время пунктом 5 статьи 5 Закона «Об ипотеке» установлено, что правила об ипотеке недвижимого имущества соответственно применяются к залогу прав арендатора по договору об аренде такого имущества (право аренды), поскольку иное не установлено федеральным законом и не противоречит существу арендных отношений.

Правила об ипотеке недвижимого имущества применяются также к залогу прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона «Об участии в долевом строительстве».

Итак, законодательство допускает передачу в залог права аренды, а также права требования участника долевого строительства и регламентирует процедуру такой передачи. В отношении иных имущественных прав (не аренды и не прав, возникающих из договора долевого участия) никаких особых требований законодателем не установлено, в связи с чем они в залог передаются в соответствии с общими правилами, установленными параграфом 3 Главы 23 ГК РФ – в частности, залог имущественных прав, возникающих из договора инвестирования, оформляется в простой письменной форме.

Залог имущественных прав, возникающих из договора аренды

В силу специфики арендных отношений, с одной стороны выступает, как правило, собственник сдаваемого в аренду недвижимого имущества, с другой стороны – лицо, которому передается имущество во временное владение и пользование (статья 606 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами.

Отдельные изъятия могут устанавливаться федеральными законами. Так, в соответствии с положениями статьи 17.1 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом о недрах или иными федеральными законами. Запрет на передачу права пользования предполагает и запрет на передачу этого права в залог.

Пунктом 1.1 статьи 62 Закона «Об ипотеке» установлено, что если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника земельного участка.

Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

При этом, как указывает на это Президиум ВАС условие об ипотеке арендатором земельного участка своего права аренды только с согласия арендодателя распространяется на те случаи ипотеки права аренды земельного участка, когда такое право является единственным (самостоятельным) предметом ипотеки и закладывается без одновременной ипотеки зданий (сооружений) либо на случай ипотеки права аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения (пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 90 от 28.01.2005 года «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договорами об ипотеке»).

Ограничение по передаче в залог права аренды установлено также статьей 35 Федерального закона № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», данное ограничение распространяется только на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Положения статьи 615 ГК РФ также отражены в статье 335 ГК РФ и в статье 6 Закона «Об ипотеке» — в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона «Об ипотеке» право аренды может быть предметом ипотеки с согласия арендодателя, если федеральным законом или договором аренды не предусмотрено иное. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 335 ГК РФ, необходимо также согласие собственника арендованного имущества или лица, имеющего на него право хозяйственного ведения.

В отношении ипотеки права аренды следует также отметить, что залог права аренды недвижимого имущества не всегда является договором ипотеки и вот почему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ и Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений» договор аренды нежилого помещения, заключенный на срок до одного года, не подлежит государственной регистрации.

Поскольку договор аренды нежилого помещения на срок до одного года не подлежит государственной регистрации, не может быть осуществлена и государственная регистрация договора об ипотеке арендных прав, вытекающих из такого договора, такой вывод сделал Президиум ВАС РФ (см. пункт 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 90 от 28.01.2005 года «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договорами об ипотеке»).

Другие публикации:  Приказ на время отпуска основного сотрудника

В случае, если арендатор собирается передать в залог свои права по договору аренды, заключенному на срок до одного года, то данная передача в залог будет оформляться в соответствии с нормами главы 23 ГК РФ и Закона «О залоге».

Залог имущественных прав, возникающих из договора о долевом участии в строительстве

Поскольку в силу норм пункта 5 статьи 5 Закона «Об ипотеке» к залогу прав требования в рамках долевого участия в строительстве применяются положения об ипотеке, то договор залога прав требования в рамках долевого участия в строительстве также подлежит государственной регистрации.

При этом, для регистрации договора залога прав требования в рамках долевого участия в строительстве, необходимо наличие государственной регистрации самого договора долевого участия в строительстве. К такому же выводу, со ссылкой на пункт 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 90 от 28 октября 2005 года, приходит и Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского Округа (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского Округа № Ф04-5161/2008(10332-А70-43) от 21 августа 2008 года).

Требования к договору ипотеки имущественных прав. Регистрация договора залога (ипотеки) имущественных прав

Как упоминалось выше, в случае если договор аренды недвижимости подлежит государственной регистрации, то договор залога права аренды на данную недвижимость также будет подлежать государственной регистрации в силу норм Закона «Об ипотеке». Поскольку договоры долевого участия в строительстве всегда подлежат государственной регистрации, в соответствии с нормами пункта 3 статьи 4 Закона «О долевом участии в строительстве», то договор залога прав требования в рамках долевого участия в строительстве также будет подлежать государственной регистрации.

В соответствии с нормами статьи 9 Закона «Об ипотеке» в договоре ипотеки должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Пунктом 2 статьи 9 Закона «Об ипотеке» установлено, что в случае если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть указан срок аренды.

Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. В тех случаях, когда это обязательство основано на каком-либо договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата и место его заключения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.

Если же обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры, либо условия, позволяющие определить эти размеры.

Ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя, при этом в отделение ФРС подаются следующие документы:

  • договор об ипотеке и его копия;
  • документы, указанные в договоре об ипотеке в качестве приложений;
  • документ об уплате государственной пошлины;

Если договор об ипотеке заверен нотариально, то в ФРС достаточно предоставить заявление от залогодателя либо залогодержателя.

В случае возникновения ипотеки в силу закона, ее регистрация осуществляется без представления отдельного заявления и без уплаты государственной пошлины одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой. Права залогодержателя по ипотеке в силу закона могут быть удостоверены закладной.

Для третьих лиц ипотека считается возникшей с момента ее государственной регистрации.

Итак, мы рассмотрели основные правовые механизмы, позволяющие обеспечить исполнение обязательства, путем залога имущественных прав на недвижимость. Как видим, залог имущественных прав на недвижимость имеет свое особое регулирование, связанное с государственной регистрацией соглашения о залоге (договора) и, по нашему мнению, является одним из самых привлекательных способов обеспечения исполнения обязательств со стороны должника.

Согласование залога прав по заключенным с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга договорам

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
  • Общее описание
  • Особенности предоставления услуги в электронном виде
  • Результат предоставления услуги
  • Срок предоставления услуги
  • Стоимость
  • Заявители
  • Порядок действий
  • Документы
  • Организации, участвующие в предоставлении услуги
  • Порядок обжалования
  • Законодательство

Получить услугу Наверх

Для просмотра инструкции по заполнению и подаче электронного заявления перейдите по ссылке.

К числу наиболее востребованных способов обеспечения исполнения обязательств по возврату денежных средств, особенно в сфере строительства, относится залог недвижимого имущества либо прав на него. В силу норм гражданского законодательства залог является мерой обеспечения исполнения обязательств и, прежде всего передача в залог имущества или имущественных прав, направлена на защиту интересов кредитора по обязательству.

Залог — способ обеспечения обязательства, при котором кредитор‑залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

Права как предмет залога:

  1. Предметом залога могут быть принадлежащие залогодателю права владения и пользования, в том числе права арендатора, другие права (требования), вытекающие из обязательств, и иные имущественные права.
  2. Право с определенным сроком действия может быть предметом залога только до истечения срока его действия.
  3. В договоре о залоге прав, не имеющих денежной оценки, стоимость предмета залога определяется по соглашению сторон.

Возможность внесения имущественных прав в залог зависит от объема правоспособности лица, ими обладающего — иными словами, в залог без соблюдения дополнительных прав могут быть переданы только те права, которые находятся в собственности залогодателя либо не обременены правами иных лиц.

При возникновении необходимости передать в залог права аренды на объект недвижимости принадлежащий Санкт‑Петербургу, необходимо получить согласие собственника объекта недвижимости. Право распоряжаться от лица Санкт‑Петербурга государственным имуществом имеет Комитет имущественных отношений Санкт‑Петербурга (далее — Комитет).

На Портале государственных и муниципальных услуг Санкт‑Петербурга реализована возможность подачи электронного заявления для получения государственной услуги через сеть Интернет.

Государственная услуга в электронной форме предоставляется только авторизованным пользователям Портала (gu.spb.ru). Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА).

Полное наименование
(в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2011 №8-рп):

Особенности предоставления услуги в электронном виде

Авторизация на Портале

Государственная услуга в электронной форме предоставляется только авторизованным пользователям Портала (www.gu.spb.ru). Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи ЕСИА. Для обеспечения возможности подачи через Портал электронного заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявитель должен иметь ключ простой электронной подписи и ключ усиленной квалифицированной электронной подписи.

Для получения ключа простой электронной подписи (далее — простая электронная подпись) заявителю необходимо пройти процедуру регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно‑технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — ЕСИА). Информация о способах и порядке регистрации в ЕСИА представлена на Портале по адресу. Онлайн‑форма предварительной регистрации в ЕСИА размещена по ссылке. Порядок предоставления государственной услуги по выдаче (подтверждению, восстановлению) ключей простой электронной подписи на базе МФЦ утвержден распоряжением Комитета по информатизации и связи от 15.12.2014 №259‑р.

После прохождения процедуры регистрации в ЕСИА (как физического лица):

  • заявитель — физическое должен авторизоваться на Портале, используя простую электронную подпись или квалифицированную электронную подпись. Для подписания прикрепляемых электронных документов необходимо иметь квалифицированную электронную подпись;
  • заявитель — индивидуальный предприниматель должен предварительно создать учетную запись индивидуального предпринимателя в ЕСИА, затем должен авторизоваться на Портале, используя простую электронную подпись или квалифицированную электронную подпись. Для подписания прикрепляемых электронных документов необходимо иметь квалифицированную электронную подпись;
  • заявитель — юридическое лицо (руководитель организации или представитель юридического лица, имеющий право действовать от имени организации без доверенности), должен предварительно создать учетную запись юридического лица в ЕСИА, затем должен авторизоваться на Портале, используя простую электронную подпись или квалифицированную электронную подпись. Для подписания прикрепляемых электронных документов необходимо иметь квалифицированную электронную подпись.

При обращении представителя заявителя — физического лица к заявлению (обращению) прикрепляется нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющая условия и границы реализации права на получение государственной услуги доверенность, оформленная в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.

При обращении представителя юридического лица к заявлению (обращению) прикрепляется:

  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, действующего без доверенности: протокол (выписка из протокола) об избрании руководителя в случае, если исполнительные органы юридического лица в соответствии с Уставом (Договором, Положением) избираются на основании решения органа управления, в иных случаях — приказ о назначении руководителя на должность (оригинал или копия, заверенная подписью руководителя и скрепленная печатью юридического лица (при наличии печати);
  • в случае, когда представитель юридического лица действует по доверенности, представляется нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к ней в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Полномочия могут также подтверждаться договором, содержащим указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, либо указанием закона, либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Подготовка к заполнению заявления в электронной форме

Перед заполнением электронной формы заявления необходимо:

  • предварительно ознакомиться с нормативно правовыми актами, регулирующими настоящую услугу, с описанием услуги в соответствующих разделах Портала;
  • при необходимости, подготовить скан‑образы документов либо иные документы в электронном виде, прикрепляемые к заявлению.

Требования, предъявляемые к электронным документам:

  • суммарный объем загружаемых файлов для добавления к электронному заявлению не более 20 Гб;
  • допустимые форматы файлов: jpg, jpeg, tiff, pdf, zip, rar, doc, xls, docx, xlsx;
  • каждый отдельный документ должен быть загружен в виде отдельного файла;
  • все файлы должны иметь имена, состоящие не более чем из 30 символов (русских или латинских букв, цифр, символов подчеркивания, пробела и точки);
  • наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в документе.

Особенности заполнения электронных форм заявления

  1. Ввод данных в поля электронной формы заявления производится пошагово; после заполнения сведений на любом шаге можно использовать кнопку «Далее» либо перейти на нужный шаг заполнения формы, нажав кнопку с соответствующим номером шага.
  2. Если в процессе заполнения полей электронной формы заявления допущены ошибки формата ввода или не заполнены обязательные поля (помеченные знаком «*»), номер соответствующего шага закрашивается красным цветом, а поля этого шага, содержащие ошибку, подсвечиваются; подать заявление в этом случае не представляется возможным, для продолжения заполнения формы необходимо внести корректные сведения.
  3. После заполнения необходимых сведений на шаге 6 «Документация» необходимо перейти на портал Единой системы строительного комплекса (далее — ЕССК) по кнопке «Перейти в ЕССК». На портале ЕССК производится приложение скан‑образов документов (электронных документов в ином формате) двумя способами: «Создать» или «Выбрать из списка имеющихся» (в первом случае наименование документа, его реквизиты вносятся самостоятельно, во втором — документы выбираются из предлагаемого перечня).
  4. В обоих случаях необходимо прикрепить документ в электронном виде («Загрузить»), при этом заявители прикрепляют документ «электронной подписи» (расширение файла: sig) («Действия» — «Приложить подпись») либо подписывают документ усиленной квалифицированной подписью («Действия» — «Подписать»).
  5. После окончания загрузки всех необходимых документов необходимо указать на завершение процесса загрузки нажатием на кнопку «Завершить», после чего произойдет автоматический переход на Портал (gu.spb.ru) для подачи заявления в электронной форме, при этом будет сформирована опись приложенных документов в формате pdf, доступная для сохранения.

Переход на портал Единой системы строительного комплекса (ЕССК) обязателен для передачи авторизационных данных получателя услуги. При этом заявление будет автоматически сохранено.

Если необходимо прервать заполнение электронной формы заявления или произвести выход из учетной записи ЕСИА на Портале до отправления заявления, заявитель может на любом шаге сохранить введенные данные (кнопка «Сохранить»). Это удобно для возобновления процедуры заполнения электронного заявления в любое время — с того места, где был прерван процесс и произведен выход из учетной записи ЕСИА. Автоматически создается «Черновик заявления» на данную услугу, ему присваивается номер, название, фиксируется дата сохранения. Название черновика при необходимости можно присвоить самостоятельно.

При входе на Портал после авторизации в ЕСИА можно войти в подраздел «Заявления» Личного кабинета, выбрать закладку «Черновики заявлений», найти нужный черновик и продолжить заполнение электронной формы заявления. По истечении 3‑х месяцев со дня последнего изменения черновик заявления автоматически удаляется. После возврата с портала ЕССК исключена возможность сохранения черновика заявления.

Другие публикации:  Приказ салют победы

Электронное дело

Электронное заявление с прикрепленными скан‑образами документов (документами в электронном виде) сохраняется в межведомственной автоматизированной информационной системе предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — МАИС ЭГУ), где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление модифицируется в электронное дело.

Электронное дело, сохраненное в МАИС ЭГУ, становится доступным для уполномоченных лиц Комитета в ЕССК.

Информирование заявителя о ходе и результате предоставления услуги

После подачи электронного заявления через Портал информирование заявителя о ходе и результате предоставления услуги обеспечивается с использованием электронных уведомлений, в которых указываются статус рассмотрения электронного заявления, комментарии уполномоченных должностных лиц Комитета (при необходимости) и/или прилагаются соответствующие электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной подписью должностного лица.

Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги можно получить:

  • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
  • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
  • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» (далее — сервис «Проверка статуса заявления»);
  • в электронной почте.

Заявителю обеспечена возможность получить краткую информацию о текущем статусе заявления, просмотреть и сохранить на собственные технические средства электронные уведомления, направляемые уполномоченными лицами Комитета, в том числе, о готовности результата услуги. Результирующий документ (выписка из распоряжения Комитета о согласовании залога прав и обязанностей арендатора по договору аренды объекта нежилого фонда/по договору аренды земельных участков/по инвестиционному договору; уведомление о согласовании передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях в залог или уведомление об отказе в даче Комитетом согласия на передачу права аренды объекта недвижимости в залог) в электронном виде предоставляется в Личном кабинете, по электронной почте, если имеется соответствующее указание в заявлении.

Результат предоставления услуги

  1. Распоряжение Комитета о согласовании залога прав и обязанностей арендатора по договору аренды объекта нежилого фонда/по договору аренды земельных участков/по инвестиционному договору.
  2. Уведомление о согласовании передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях в залог.
  3. Уведомление об отказе в даче Комитетом согласия на передачу права аренды объекта недвижимости в залог.

Срок предоставления услуги

  1. В случае согласования залога прав по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях в залог — 82 рабочих дня.
  2. В случае согласования залога прав по договорам аренды объектов нежилого фонда — 82 рабочих дня.
  3. В случае согласования залога прав по договорам аренды земельных участков (за исключением договоров аренды земельных участков на инвестиционных условиях) — 82 рабочих дня.
  4. В случае согласования залога прав по инвестиционным договорам — 30 рабочих дней.

I. Получатели государственной услуги:

Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, заключившие с Комитетом имущественных отношений Санкт‑Петербурга договоры, по которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, предоставлено им во временное владение и (или) пользование.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели государственной услуги, указанные в п. I.
  2. Представители юридических лиц, действующие на основании учредительных документов без доверенности — руководители юридических лиц.
  3. Представители получателей услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, или договора, содержащего указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

При обращении через Портал заявители должны быть зарегистрированы в ЕСИА.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Изучает нормативные правовые акты, регулирующие услугу (раздел «Законодательство») и описание государственной услуги на Портале.
  2. Производит подготовку документов, которые необходимо будет прикладывать к заявлению, в электронном виде (при необходимости).
  3. Нажимает кнопку «Получить услугу».
  4. Авторизуется на Портале.
  5. Подает электронное заявление через Портал, выполняя следующие действия:
    • указывает, кто подает заявление (заявитель или представитель);
    • выбирает в предложенном меню нужную подуслугу (случай);
    • заполняет электронную форму заявления (если выбран случай «Согласование залога прав по договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам аренды земельных участков либо по инвестиционным договорам. » уточняет случай — о договоре аренды, указывает сведения о земельном участке или объекте недвижимости, реквизиты договора аренды вводит другие необходимые сведения);
    • указывает способ получения (доставки) результирующего документа: в электронном виде, в бумажном виде лично (в Комитете);
    • на шаге 6 осуществляет переход на портал ЕССК;
    • на портале ЕССК прикрепляет скан‑образы документов (если даже документы в электронном виде не прикрепляются, переход на ЕССК необходим);
    • после окончания загрузки всех необходимых документов необходимо указать на завершение процесса загрузки нажатием на кнопку «Завершить», после чего произойдет автоматический переход на Портал (gu.spb.ru) для подачи заявления в электронной форме, при этом будет сформирована опись приложенных документов в формате pdf, доступная для сохранения;
    • отправляет заполненное электронное заявление посредством нажатия в электронной форме соответствующей кнопки.
  6. Получает на Портале в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление, подтверждающее, что заявление отправлено (принято МАИС ЭГУ), в котором указываются, в том числе, идентификационный номер и дата подачи электронного заявления; при необходимости сохраняет уведомление для печати.
  7. Получает на Портале в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление о приеме электронного заявления в Комитете и о начале процедуры предоставления услуги.
  8. После подачи заявления отслеживает смену статуса заявления (в том числе, о результате услуги):
    • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
    • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
    • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» (сервис «Проверка статуса заявления»);
  9. Знакомится с уведомлениями из Комитета в электронной почте (от [email protected]), с последующим обращением в Личный кабинет на Портале.
  10. Получает соответствующее уведомление о результате услуги. Способ получения (доставки) результата указывается в заявлении. В случае указания получения результата в электронном виде, получает документы, являющиеся результатом услуги — в Личном кабинете, по электронной почте.

В случае указания получения результата услуги в бумажном виде, получает их в Комитете при предъявлении документов, удостоверяющих личность и документов, подтверждающих полномочия (в случае обращения представителя заявителя).

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • поступление от заявителя заявления о прекращении рассмотрения ранее поданного заявления. Заявление о прекращении рассмотрения ранее поданного заявления подается в свободной форме;
  • заявителю может быть отказано в предоставлении государственной услуги, в случае если заявитель не является стороной по ранее заключенному с Комитетом договору.

Основания для отказа в согласовании передачи прав и обязанностей по договору в залог:

  1. Несоответствие сведений, указанных в заявлении, информации, содержащейся в ответе на межведомственный запрос, направляемый Комитетом в целях предоставления государственной услуги.
  2. Наличие у заявителя задолженности по платежам, предусмотренным договором.
  3. Принятие решения о реконструкции, сносе либо капитальном ремонте, а также о приватизации в отношении объекта аренды.
  4. Отсутствие в договоре аренды/инвестиционном договоре условия о праве арендатора/инвестора по согласованию с Комитетом передать свои права и обязанности по договору аренды/инвестиционному договору в залог.
  5. Неисполнение обязанности арендатора по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях по перечислению:
    • денежных средств на развитие городской инфраструктуры (передаче имущества в собственность Санкт‑Петербурга в счет полного или частичного исполнения обязанности по перечислению денежных средств на развитие городской инфраструктуры), и указанная обязанность выполнена в объеме, составляющем не менее 50 процентов от установленного договором аренды размера подлежащих перечислению денежных средств (стоимости подлежащего передаче имущества);
    • денежных средств, составляющих арендную плату по договору аренды за период, составляющий не менее половины оставшегося срока действия договора аренды на момент согласования залога, в случае, если договор аренды заключен после вступления в силу Закона Санкт‑Петербурга от 26.05.2004 №282‑43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования» и не предусматривает обязанность арендатора перечислить денежные средства на развитие городской инфраструктуры (передаче имущества в собственность Санкт‑Петербурга в счет полного или частичного исполнения обязанности по перечислению денежных средств на развитие городской инфраструктуры):
      • окончание срока аренды по договору;
      • если указанное в заявлении третье лицо, в отношении которого предполагается передача прав и обязанностей по договору аренды, является арендатором, ненадлежащим образом исполняющим обязательства по иным заключенным Комитетом договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Санкт‑Петербурга, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
      • отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка, если согласно действующему законодательству он подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в случае, если заявителем осуществлялась самостоятельная регистрация договора аренды земельного участка);
      • если на земельный участок наложен арест или запрет на отчуждение и распоряжение земельным участком;
      • если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в соответствии со статьей 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости).

Основания для приостановления в предоставлении государственной услуги:

  • отсутствие ответа на межведомственный запрос, направленный Комитетом в другой субъект Российской Федерации, без использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (если заявителем не представлены документы);
  • рассмотрение в судах различных инстанций дел, касающихся правового статуса заявителя, наличие или отсутствие которого являются основанием для принятия решения о предоставлении заявителю государственной услуги.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы

А) В случае принятия Комитетом решения о согласовании залога прав по договорам аренды объектов нежилого фонда, по инвестиционным договорам, а также по договорам аренды земельных участков (за исключением договоров аренды земельных участков на инвестиционных условиях)

  1. Проект договора залога.
  2. Договор со всеми изменениями и дополнениями, по которому возникает обеспечиваемое залогом обязательство.
  3. Правоустанавливающие документы в отношении земельного участка (если закладывается право аренды здания (сооружения)) либо на земельном участке расположен объект недвижимости (если закладывается земельный участок) (если права не зарегистрированы в ЕГРП).
  4. В случае обращения юридического лица:
    • заверенные юридическим лицом копии учредительных документов юридического лица со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями;
    • документ, подтверждающий полномочие физического лица действовать от имени данного юридического лица (оригинал для сверки);
    • документ, удостоверяющий личность лица, имеющего право действовать от имени юридического лица;
    • решение об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора залога права аренды объекта недвижимости является крупной сделкой, исходя из данных бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, указанную в статье 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», приходящуюся на дату согласования Комитетом залога права аренды объекта недвижимостии;
    • справка, заверенная подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью юридического лица (при наличии печати), об отсутствии у договора залога права аренды объекта недвижимости признаков крупной сделки на последнюю отчетную дату, указанную в статье 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», приходящуюся на дату согласования Комитетом залога права аренды объекта недвижимости (в случае если договор залога права аренды объекта недвижимости не является крупной сделкой);
    • справка, заверенная подписями руководителя и печатью юридического лица (при наличии печати), об отсутствии у договора залога права аренды объекта недвижимости признаков сделки с заинтересованностью (в случае если договор залога не является сделкой с заинтересованностью);
    • решение об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения сделки с заинтересованностью установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора залога права аренды объекта недвижимости является сделкой с заинтересованностью, исходя из данных бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, указанную в статье 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», приходящуюся на дату согласования Комитетом залога права аренды объекта недвижимости.
  5. В случае обращения индивидуального предпринимателя:
    • документ, удостоверяющий личность заявителя;
    • нотариально удостоверенное согласие супруга (при наличии супруга) на заключение договора залога права аренды объекта недвижимости либо заявление о том, что заявитель в браке не состоит (при отсутствии супруга), подлинность подписи заявителя, на котором должна быть нотариально засвидетельствована, либо нотариально удостоверенная копия брачного договора (статья 42 Семейного кодекса Российской Федерации).
  6. В случае обращения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем:
    • документ, удостоверяющий личность заявителя;
    • нотариально удостоверенное согласие супруга (при наличии супруга) на заключение договора залога права аренды объекта недвижимости либо заявление о том, что заявитель в браке не состоит (при отсутствии супруга), подлинность подписи заявителя должна быть нотариально засвидетельствована, либо нотариально удостоверенная копия брачного договора (статья 42 Семейного кодекса Российской Федерации).
Другие публикации:  Права и льготы для военнослужащих

Б) В случае принятия Комитетом решения о согласовании залога прав по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях

  1. Обращение арендатора земельного участка, являющегося стороной по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях, подписанное и заверенное печатью заявителя (для юридических лиц, при наличии в соответствии с учредительными документами печати), о даче Комитетом согласия на передачу права аренды объекта недвижимости в залог по форме.
  2. В случае обращения физического лица либо индивидуального предпринимателя:
    • документ, удостоверяющий личность заявителя.
  3. В случае обращения юридического лица:
    • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя — юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым представитель обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности), либо надлежащим образом оформленная доверенность на осуществление действий от имени заявителя (оригинал и копия), либо договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
  2. Доверенность или договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

III. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе заявителя:

  1. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на арендуемый заявителем объект.
  2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (если заявитель — юридическое лицо).
  3. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если заявитель — индивидуальный предприниматель).

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Распоряжение Комитета о согласовании залога прав и обязанностей арендатора по договору аренды объекта нежилого фонда/по договору аренды земельных участков/по инвестиционному договору по форме.
  2. Уведомление о согласовании передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях в залог по форме.
  3. Уведомление об отказе в даче Комитетом согласия на передачу права аренды объекта недвижимости в залог по форме.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем: при личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Комитете с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета по адресу: www.commim.spb.ru, федерального Портала, Портала. При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. Жалоба может быть подана заявителем через Многофункциональный центр. При поступлении жалобы Многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между Многофункциональным центром и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги Многофункциональным центром рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом. Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 № 14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе. Жалоба, поданная заявителем в Многофункциональный центр на организацию предоставления государственных услуг Многофункциональным центром, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается Многофункциональным центром в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы. Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и(или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и(или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (информацию о записи на личный прием можно получить соответственно в приемной Правительства Санкт‑Петербурга по телефону (812)576‑60‑94 с 9.00 до 18.00), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.