Административный штраф в рк

15.03.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Поиск и оплата административных штрафов и штрафов за нарушение правил дорожного движения

Наименование платежа

Поиск и оплата административных штрафов и штрафов за нарушение правил дорожного движения

Размер оплаты

Сумма штрафа и комиссия в размере 100 тг

Место предоставления

Пункты общественного доступа (ПОД)

Зачисление средств

Перевод денег на счет Казначейства осуществляется банком в течение 2-х рабочих дней.

Порядок возврата ошибочно зачисленных средств определяется в соответствии с Налоговым Кодексом РК – ст.102-108.

Виды штрафов, оплачиваемых через портал

— Штраф за нарушение ПДД
— Административный штраф.

Срок оплаты

Не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В связи с проведением технических работ, оплата через эквайринг «Народного банка» недоступна.

Как получить услугу онлайн и на ПОД

  1. Перейти по кнопке «Оплатить онлайн».
  2. Выбрать один из предложенных способов поиска штрафов или нарушения.
  3. В случае наличия штрафа или нарушения ознакомиться с реквизитами. Перейти по кнопке «Оплатить».
  4. Указать ИИН нарушителя и ознакомиться с информацией о штрафе. Сумма штрафа указана в последнем поле. Нажать на кнопку «Оплатить».
  5. Выбрать один из предложенных способов оплаты (см.ниже).
  6. Ввести данные платежной карты/лицевого счета.
  7. В личном кабинете (в разделе «История оплаты услуг») ознакомиться с чеком об оплате.

Способы онлайн-оплаты

Для Вашего удобства вы можете произвести платеж одним из предложенных вариантов.

  1. Оплата с помощью платежных карт VISA, VISA Electron, MasterCard, Maestro всех банков, American Express только для клиентов АО «Казкоммерцбанк», Altyn только для клиентов АО «Народный банк Казахстана».
  2. Оплата в один клик. Быстрая оплата, без повторного ввода карточных данных VISA, VISA Electron, MasterCard, Maestro.
  3. Оплата в расчетно-кассовых отделениях банках и Интернет-банкинге АО «Евразийский Банк».

Примечание: в целях безопасности проведения Интернет-транзакций некоторые банки устанавливают лимиты или дополнительные коды на платежных карточках. Если у вас возникли проблемы с осуществлением онлайн-платежа, пожалуйста, обратитесь к менеджеру вашего Банка. В течение 1 дня можно совершить не более 3 транзакций.

Выгрузка новых зарегистрированных нарушений системой фото и видео фиксации проводится каждые 5 дней с момента регистрации нарушения.

Результат оказания услуги

Электронный чек об оплате штрафа за нарушение правил дорожного движения.

Юрист: Штрафы в Казахстане теперь можно не платить

Известный юрист Михаил Кленчин заявляет, что согласно новому Кодексу казахстанцы могут не платить административные штрафы.

«Если у вас есть неоплаченные штрафы (любые, а не только связанные с авто), которые были наложены больше года назад, то их теперь можно вообще не платить. В действовавшем ранее Кодексе РК об административных правонарушениях до 2010 года была норма о том, что если постановление о наложении административного взыскания не было исполнено, то оно не подлежит исполнению. Но в 2010-м году эту тему прикрыли и оставили давность только для правонарушений в области налогообложения, а по всем остальным — бессрочно, хоть сколько лет прошло, значения не имело, все равно имели право взыскивать. И вот, аллилуйя! С 1 января 2015 года в КоАП РК вновь появилась норма о сроке давности. Так, согласно ч. 1 ст. 890 КоАП РК, постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Соответственно, о всех тех штрафах, которые с вас не успели взыскать, и которым больше года, можно смело забыть, радостно и с облегчением вздохнув! P.S. Но это не распространяется на тех, кто уклонялся от исполнения. Ну например, скрывался, прятал имущество, сообщал ложные сведения, за что был привлечен к ответственности за уклонение от исполнения и т.д. но таких совсем единицы. И на штрафы по налогообложению не распространяется, там не год, а пять лет должно пройти», — написал Кленчин в Facebook.

Адвокат прокомментировал этот пост в интервью Седьмому каналу.

«Да, действительно с введение в действие нового Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях была предусмотрена норма о сроке давности исполнения постановления об административном взыскании. Что это означает? В случае если постановление о наложении административного взыскания не было исполнено в течение года, то оно более исполнению не подлежит. Однако это не касается правонарушений в области налогообложения и антимонопольного законодательства. Потому что по этим видам правонарушений срок давности составляет 5 лет. Однако те штрафы, которые можно не оплачивать — это не только штрафы, которые касаются, например самое распространенное это у нас штрафы и правонарушения в области безопасности дорожного движения, но и любые другие. И более того это так же относится не только к штрафам, а к любым видам налагаемого взыскания, которые не были исполнены в течении этого срока», — заявил Кленчин.

Если должностное лицо допускает нарушение и требует например уплаты штрафа, которому уже более одного года, исполнению этого постановления, а лицо никуда не уклонялось, то эти действия являются незаконными и их можно будет обжаловать в установленном порядке.

Что касается каких-либо еще нововведений, то одним из значимых моментов стало появление нормы в Кодексе о том, что в случае сокращенного производства — это когда лицо признает вину свою в правонарушениях, когда должностное лицо выявило это прям на месте, то тогда предоставляется лицу семидневный срок и соответствующая квитанция. В течении этого срока, 7 суток, лицо вправе оплатить только лишь половину штрафа, то есть 50% от наложенного взыскания.

Кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 N 235-V ЗРК
«Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

Раздел 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Подраздел 1. Общая часть

Глава 6. Административное взыскание и меры административно-правового воздействия

Статья 44. Административный штраф

1. Административный штраф (далее — штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении.

В случаях, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, размер штрафа выражается в процентах от:

1) суммы нанесенного окружающей среде вреда;

2) суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства;

3) суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений;

4) суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов;

5) суммы стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства;

6) суммы, неучтенной в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенной ненадлежащим образом;

7) суммы сделки (операции), совершенной (проведенной) с нарушением финансового законодательства Республики Казахстан;

8) суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности или нарушения законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, о естественных монополиях, законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансового рынка и финансовых организаций;

9) стоимости энергетических ресурсов, использованных сверх утвержденных нормативов за период, в котором произошло правонарушение, но не более чем за один год;

Другие публикации:  5nine manager for hyper-v лицензия

10) суммы незачисленной национальной и иностранной валюты;

11) суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование.

Если в предусмотренных статьях Особенной части настоящего раздела размер штрафа выражается в процентах от суммы операции, проведенной с нарушением норм финансового законодательства Республики Казахстан, и такая операция проведена в иностранной валюте, пересчет суммы штрафа в тенге осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан, на момент составления протокола об административном правонарушении.

2. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двести месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, субъектов малого предпринимательства, а также некоммерческие организации, не может превышать семьсот пятьдесят месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на субъектов среднего предпринимательства, не может превышать тысячу месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на субъектов крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей.

3. Штраф, исчисленный в соответствии с абзацем вторым части первой настоящей статьи, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в настоящей статье.

4. Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Кодекс Республики Казахстан от 30.01.2001 N 155-II
«Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

Раздел 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Подраздел 1. Общая часть

Глава 6. Административное взыскание и меры административно-правового воздействия

Статья 48. Административный штраф

1. Административный штраф (далее — штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент наложения административного взыскания.

В случаях, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, размер штрафа выражается в процентах от:

суммы нанесенного окружающей среде вреда;

суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства;

суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений;

суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов;

суммы стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства;

суммы, неучтенной в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенной ненадлежащим образом;

суммы сделки (операции), совершенной (проведенной) с нарушением финансового законодательства Республики Казахстан;

суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, запрещенной Законом Республики Казахстан «О конкуренции», или нарушения законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, о естественных монополиях и регулируемых рынках, законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансового рынка и финансовых организаций;

стоимости энергетических ресурсов, использованных сверх утвержденных нормативов за период, в котором произошло правонарушение, но не более чем за один год;

суммы незачисленной национальной и иностранной валюты.

Если в предусмотренных статьях особенной части настоящего раздела размер штрафа выражается в процентах от суммы операции, проведенной с нарушением норм финансового законодательства Республики Казахстан, и такая операция проведена в иностранной валюте, пересчет суммы штрафа в тенге осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан, на день наложения административного взыскания.

2. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, за исключением указанного в абзаце втором настоящей части, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, а также юридическое лицо, за исключением указанного в абзаце третьем настоящей части, не может быть менее пяти месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может быть менее двадцати месячных расчетных показателей.

3. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, за исключением указанного в абзаце втором настоящей части, не может превышать пятьсот месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, а также юридическое лицо, за исключением указанного в абзаце третьем настоящей части, не может превышать тысячу месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей.

4. Штраф, исчисленный в соответствии с абзацем вторым части первой настоящей статьи, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в настоящей статье.

5. Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, за исключением штрафов, налагаемых акимами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в соответствии со статьей 576-4 настоящего Кодекса.

6. Отнесение юридических лиц к субъектам малого или среднего предпринимательства, крупного предпринимательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Подробный разбор вопросов Анкеты A2 для прохождения ПКО Самрук Казына

  • Персональное решение юридических вопросов бизнеса по всем областям права
  • Доступ к базе актуальных документов
  • Быстрая подготовка документов через онлайн конструктор на сайте

Узнайте, как это будет полезно именно Вам?
Закажите подробную консультацию! Заказать

Административный штраф: порядок оплаты и последствия за неуплату

Понятие административного штрафа

Административный штраф — это денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, установленных законодательством РК, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя (далее — МРП), действующего на момент возбуждения дела об административном правонарушении (п. 1 ст. 44 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Штраф может применяться только в качестве основного административного взыскания, т.е. если Вашей компании уже вынесли административное взыскание в виде, например, приостановления деятельности, то наложение дополнительно штрафа будет являться незаконным (п. 1 ст. 42 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Согласно закону, не может превышать размер штрафа, налагаемый на:

  • физическое лицо – 500 МРП;
  • субъект малого предпринимательства — 700 МРП;
  • субъект среднего предпринимательства – 1000 МРП;
  • субъект крупного предпринимательства – 2000 МРП.

Порядок оплаты административного штрафа

Наложенный штраф подлежит уплате в срок не позднее 30 (тридцати) суток со дня вступления постановления в законную силу(п.1 ст. 893 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

При этом, если у Вас нет возможности произвести оплату штрафа в установленный законом для добровольной оплаты срок, то Вы можете подать заявление в проверяющий орган, вынесший постановление о наложении штрафа, об отсрочке либо рассрочке уплаты штрафа (ч. 1 ст. 888 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»). В случае положительного ответа уплата штрафа может быть отсрочена на срок до 1 (одного) месяца, рассрочка — на срок до 3 (трех) месяцев.

Штраф, наложенный за выявленные в результате проверки нарушения, вносится (перечисляется) в государственный бюджет с обязательным последующим уведомлением в письменной форме проверяющего органа, вынесшего постановление о наложении штрафа (п.2 ст. 893 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Последствия неоплаты административного штрафа

Если Вы не выплатили штраф в добровольном порядке или истек срок отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа, то в этом случае проверяющий орган вправе взыскать штраф в принудительном порядке.

1.Порядок принудительного взыскания штрафа у физического лица или индивидуального предпринимателя:

Проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа по месту работы либо по месту, где должник получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иных доходов должника (п. 1 ст. 894 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Если должник не работает, и у него нет официальных доходов, проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа судебному исполнителю для обращения взыскания на имущество должника (п. 3 ст. 894 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

2.Порядок принудительного взыскания штрафа у юридического лица:

Проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа судебному исполнителю, который направляет данное постановление в банк для изъятия денег с банковского счета юридического лица без его согласия в порядке, установленном законом.

Банк или организация, осуществляющая иные виды банковских операций, законом обязаны перечислить сумму штрафа в бюджет в установленном порядке (п. 2 ст. 895 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Другие публикации:  Игра нотариус

В случае отсутствия денег на счетах юридического лица судебный исполнитель обращает взыскание на другое принадлежащее должнику имущество (например, недвижимость, автотранспорт и т.п.)(п. 3 ст. 895 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Исполнение постановления о наложении штрафа

После оплаты штрафа постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается проверяющему органу, вынесшему постановление (ст. 898 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

При этом в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания лицо, на которое был наложен штраф считается подвергнутым административному взысканию (ст. 61 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Не маловажным является тот факт, что сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, заносятся в административный банк данных о лицах, совершивших административное правонарушение, и хранятся в течение года со дня исполнения постановления. То есть, уклонение от исполнения и неуплата административного штрафа способствует тому, что каждый должник продолжает числиться по специальному учету Комитета по правовой статистики и специальных учетов Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан длительное время.

Административный штраф довольно часто применяется проверяющими органами в качестве меры воздействия на предпринимателей за выявленные в результате проверки нарушения. Поэтому знание о порядке его наложения и оплаты поможет Вам своевременно его уплатить. Ведь недобросовестное отношение должника к уплате административного штрафа в будущем может служить отягчающим обстоятельством при рассмотрении других правонарушений.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Как оплатить штраф ПДД со скидкой 50%, рассказали в МВД

Подробные разъяснения опубликовал Комитет административной полиции.

Комитет административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан по вопросам дорожной безопасности опубликовал на своей странице в Facebook разъяснения по порядку оплаты штрафов за нарушения Правил дорожного движения, сообщает Zakon.kz.

«Порядок оплаты штрафов за нарушения Правил дорожного движения

В соответствии с нормами административного законодательства граждане имеют право в течение 7 (семи) суток оплатить административный штраф в размере 50%.

В этих целях лицам, допустившим правонарушение, вместе протоколом вручается квитанция, в которой уже указывается 50% сумма штрафа, и разъясняется порядок его оплаты.

Далее в течение 24 часов с момента составления протокола сведения о наложенном штрафе вносятся в базу данных МВД, после чего просмотреть и оплатить штраф в режиме он-лайн можно на портале электронного правительства «egov.kz».

При этом система настроена так, что в течение 7 суток размер штрафа будет указан в размере 50%, на следующие сутки штраф, если он остается не уплаченным, автоматически выставляется в полном размере.

В случае оплаты штрафа через портал электронного правительства, сведения о поступлении платежа незамедлительно поступают в базу данных МВД и штраф считается погашенным, в дальнейшем предоставлять квитанцию в органы внутренних дел нет необходимости.

Также следует отметить, что при исчислении 7-ми суток не учитываются праздничные и выходные дни.

Кроме того, граждане имеют возможность просмотреть и оплатить штрафы в режиме он-лайн в рассчетно-кассовых отделениях 12-ти банков второго уровня (АО «АТФ Банк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «QazaqBanki», АО «Казкоммерцбанк», АО «AsiaCreditBank», АО «Банк Астаны», АО «Эксимбанк Казахстан», АО «Нурбанк», АО «KaspiBank», ДБ АО «Сбербанк», АО «Цеснабанк», АО «ForteBank» (правопреемник АО «Альянс банк») и АО «Казпочта», которые через портал электронного правительства подключены к системе МВД.

То есть, гражданин, при совершении каких-либо платежных операций, к примеру, по оплате коммунальных услуг, через указанные банки или АО «Казпочта» может узнать и о числящихся за ним неоплаченных штрафах и там же их оплатить.

Такая же возможность просмотреть и оплатить штрафы в режиме он-лайн имеется и во всех СпецЦОНах и ЦОНах республики.

В этих случаях, гражданину нет необходимости предоставлять квитанцию в органы внутренних дел, так как сведения об оплате в систему МВД поступят автоматически».

Роль административных штрафов в формировании синергетических процессов в экономике Республики Казахстан

С момента начала становления Республики Казахстан как самостоятельного субъекта мировой экономики прошло немногим более 20 лет. Все это время любые планы (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные) имеют одной из основных целей индустриализацию страны, развитие промышленного сектора экономики. Для решения поставленных задач предлагается множество механизмов по их реализации, выделяются значительные средства, и определенные успехи в этом процессе имеются, но носят точечный и очень незначительный характер. А тема при этом остается по-прежнему актуальной, так как сырьевая зависимость страны делает нас уязвимыми в масштабах мировой экономики.

За двадцать три года независимости Казахстан достиг выдающихся успехов в экономической сфере. В частности, благодаря усовершенствованной законодательной базе были созданы наилучшие на постсоветском пространстве условия для развития бизнеса, значительно выросли реальный ВВП на душу населения и другие показатели, свидетельствующие об успешности страны. Тем не менее, имеются несовершенства в законодательной системе, которые препятствуют всплеску деловой активности и развитию промышленного производства.

Для анализа причин отсутствия ожидаемого эффекта, предлагаем использовать синергетический подход. Синергетика (теория сложных систем) — междисциплинарное направление науки , изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации

Синергетику можно охарактеризовать как универсальную теорию эволюции, дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций. Самоорганизация, имеющая своей конечной целью образование через этап хаоса нового порядка или новых структур, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, обладающих определённым количеством взаимодействующих между собой элементов, при этом:

Система должна быть открытой и неравновесной. В положении, близком к равновесию и без достаточного притока энергии извне, любая система со временем ещё более приблизится к равновесию, перестанет изменять своё состояние и не способна к какой-либо самоорганизации.

Этап самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей , действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями. В самоорганизующейся, в эволюционирующей системе возникшие изменения не устраняются, а накапливаются и усиливаются вследствие общей положительной реактивности системы, что может привести к возникновению нового порядка и новых структур, образованных из элементов прежней, разрушенной системы. Таковы, к примеру, механизмы образования новых социальных формаций.

Настоящая статья не задается целью всесторонне изучить особенности синергетических процессов. Целью автора является привлечь внимание различных государственных органов к осознанию их роли в реализации поставленных перед казахстанским обществом задач, так как эффективность в достижении общей цели повышается только через понимание и определенный вклад каждого из звеньев цепи .

Любое общество представляет собой сложную многоуровневую систему. По состоянию на конец 2013 года согласно сведениям Агентства РК по статистике численность населения Казахстана составила 17 145,7 тыс. человек, в том числе городского — 9436,9 тыс. (55%), сельского — 7708,8 тыс. человек (45%).

Для упрощения можно представить себе казахстанское общество как систему уравнений с 17 миллионами переменных, стремящихся к определенной цели — обычно к максимизации своего благосостояния. Каждая из 17 миллионов переменных уникальна (люди различаются по возрасту, опыту, уровню образования и доходов, профессии, роли в обществе и так далее) и в силу своих особенностей оказывает определенное воздействие на систему, так же происходит и взаимообратная реакция. На эту систему оказывает воздействие множество факторов, но одним из основополагающих при этом является законодательная база.

К сожалению, на сегодняшний день усиливаются признаки нахождения общества в том самом опасном «равновесии», когда система перестает изменять своё состояние. На самом деле в таком положении система не видит своих недостатков и недооценивает риски обратного возврата к прежнему неблагополучному состоянию. В качестве подтверждения вышеуказанных доводов хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые примеры несовершенства законодательной системы, которые, к сожалению, присутствуют в Республике Казахстан.

Особое опасение вызывает факт превращения административных штрафов в некий инструмент по наказанию юридических лиц в зависимости от их размера.

В ноябре 2013 года Агентством международной информации «Новости Казахстан» была опубликована статья «Градацию штрафов для субъектов малого и среднего бизнеса планируют ввести в Казахстане», в которой сообщалось о том, что Министерством юстиции «В целях реализации поручений Главы государства о необходимости добиваться неукоснительного исполнения законов, недопущения их использования для давления на бизнес предусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства». Несмотря на употребление словосочетаний, которые для всех кажутся незыблемыми истинами, экономический смысл предлагаемых ими мер совершенно не соответствует заявленному назначению.

Другие публикации:  Покупка квартиры в долевую собственность образец договора

Так, по предложению Министерства юстиции сумма штрафов для субъектов малого предпринимательства предусмотрена в размере до 750 МРП , для субъектов среднего предпринимательства до 1 тысячи МРП и для субъектов крупного предпринимательства до 2 тысяч МРП в связи с тем, что на сегодня у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов в более чем в 5 раз больше, нежели у субъектов малого предпринимательства.

Предлагаем рассмотреть пример из практики до введения предполагаемой дифференциации, что бы у читателей была возможность оценить примерный размер штрафа в случае ее введения.

В том же ноябре 2013 года товарищество с ограниченной ответственностью, занимающееся инженерно-геологическими изысканиями и по градации относящееся к субъектам среднего предпринимательства, перевозило свою буровую установку (9,5 тонн) по территории Республики Казахстан на объект изысканий на собственном грузовом транспорте. В одном из регионов на транспортном посту сотрудники транспортной инспекции выявили перегруз по одной из осей автотранспортного средства в 2,43 тонны и выставили:

1) сбор за проезд автотранспортных средств в сумме 842 413 тенге

2) штраф на юридическое лицо в размере 500 МРП * 1731 = 865 500 тенге,

3) штраф на физическое лицо (водителя) в сумме 200 МРП = 346 200

Итого сумма наказания составила KZT 2 054 113 (Два миллиона пятьдесят четыре тысячи сто тринадцать) тенге за 2,43 тонны перегруза!

Для субъекта среднего предпринимательства со штатом в 15 человек два миллиона тенге – это как минимум месячная зарплата всего персонала. Выставление таких непомерно высоких штрафов может разорить не одно предприятие. А теперь подумайте, — в случае введения штрафа в 750-1000 МРП штраф будет еще больше.

Это один из примеров работы только комитета по транспортному контролю. Если также принимать во внимание идентичные примеры отрицательного воздействия на бизнес других контролирующих органов (санитарно-эпидемиологического контроля, комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью, комитета противопожарной службы и т.д.), то становиться неудивительным почему, несмотря на все предпринятые меры, Казахстан до сих пор не развил промышленный сектор. Следует помнить о том, что штраф является мерой стимулирующего характера, и в силу этого чрезмерное обложение штрафами может вызвать подавление инициативы в обществе и полное отсутствие активности .

Пример из административного кодекса.

Статья 211 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях гласит: «Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, – в размере ста двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере двухсот процентов от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в счет-фактуру.

Получается, что за выписку одинакового по сумме фиктивного счета-фактуры, наносящего одинаковый ущерб обществу, субъекты предпринимательства разного размера оплачивают разные штрафы. Правильней было бы определить штраф в сумме определенного процента от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в фиктивную счет-фактуру, независимо от размера предприятия.

Указанные выше примеры из практики противоречат не только экономическому смыслу и назначению самих штрафов, но и противоречат статье 11 КоАП РК (Равенство лиц перед законом). Например, при нарушении ПДД автолюбителям не назначают штраф в зависимости от марки и цены автомобиля. Так же и при экономических правонарушениях необходимо наказывать за само правонарушение независимо от размера предприятия.

Другой негативный момент в системе административного штрафования состоит в том, что в случае невыполнения планов по сбору налогов в бюджет, местные контролирующие органы включают механизм поголовного штрафования экономических субъектов за любое нарушение. При этом статья о малозначительности правонарушения ( Ст. 68 КоАП), а также введенная мера о предупреждении в случае отсутствия предшествующих правонарушений трактуется каждым из чиновников в свою пользу, и применяется весьма выборочно. В тоже время судебные органы, которые должны представлять правосудие, на самом деле изначально стоят на стороне государственных органов. Таким образом, экономические субъекты при возникновении спорных вопросов с государственными органами изначально оказываются в неравном положении.

Для решения этой проблемы целесообразным было бы при формировании бюджетных планов, а также при оценке их исполнения рассматривать неналоговые поступления (в особенности административные штрафы) в качестве отдельного непредвиденного дохода, никоим образом не связанного с исполнением планов.

Введение всех вышеуказанных мер могло бы стать той энергией, способной дать толчок к проявлению синергетических процессов в Республике Казахстан. Но, к сожалению, в реальной практике бюрократическая машина не в состоянии своевременно реагировать и корректировать допущенные ошибки. Существует множество других примеров, которые невозможно осветить в рамках одной статьи, когда вместо признания ошибок государственных органов чиновники на местах отстаивают интересы друг друга, а судебная система с большей вероятностью и готовностью поддерживает государственные органы. В этой связи особенно актуальным является осознание именно государственными служащими своего назначения и роли в обществе.

1. Каждодневная практика взаимодействия с представителями государственных органов свидетельствуют о том, что сидящие на местах исполнители в большинстве своем не осознают цели своей работы с позиции создания общественного продукта. В качестве возможного решения указанной проблемы хотелось бы предложить включить курс по предмету «Public Eco n omics» (дословно «Общественная Экономика») для повышения и подтверждения квалификации государственных служащих.

2 . Следует помнить о том, что штраф является мерой стимулирующего характера, и в силу этого чрезмерное обложение штрафами может вызвать подавление инициативы в обществе и полное отсутствие активности .

3. В части экономических правонарушений штрафы должны исчисляться соразмерно (пропорционально) реально нанесенному или потенциально возможному ущербу от таких правонарушений независимо от размера и классификации субъекта предпринимательства. Так же как при нарушении ПДД автолюбителям не назначают штраф в зависимости от марки и цены автомобиля, так и при экономических правонарушениях необходимо наказывать за само правонарушение независимо от размера предприятия . Указанная мера полностью соответствует статье 11 КоАП РК (Равенство лиц перед законом).

4. При разработке размеров штрафов для экономических правонарушений юристам необходимо работать совместно с экономистами, важно помнить об экономическом смысле штрафных санкций и их последствиях. Предлагаемые штрафы в размере более 200 МРП и до 2000 МРП оказывают сильный негативный эффект на экономическую деятельность любого предприятия, способны вызвать парализацию и полную остановку деятельности малых и средних предприятий. Дополнительно хотелось бы привлечь внимание общественности и особенно государственных служащих к тому, что в мировой практике, так же как и в Казахстане, граница между малым и средним бизнесом весьма условная, поэтому при расчете экономических показателей их деятельности, их принято объединять.

5. При формировании бюджетных планов, а также при оценке их исполнения необходимо рассматривать неналоговые поступления (в особенности административные штрафы) в качестве отдельного непредвиденного дохода, никоим образом не связанного с исполнением планов.

6. Частичным и основополагающим решением всех обозначенных в настоящей статье вопросов и проблем является постепенное повышение экономической грамотности населения через образовательную систему, а именно через школу, начиная с младшего школьного возраста. Для этого было бы целесообразным разработать курс «Основы экономической теории» с учетом уровня развития детей школьного возраста.

7. На практике большинство предпринимателей имеет негативный опыт работы с контролирующими органами, поэтому для уменьшения чрезмерного контроля и уровня коррупции в обществе по-прежнему актуальным остается вопрос повышения зарплаты государственных чиновников и служащих.

Указанные меры, в частности, поспособствовали бы искоренению экономической неграмотности чиновников, осмыслению цели и роли каждого из экономических субъектов в достижении всеобщей цели, и, таким образом, проявлению и развитию синергетических процессов в экономике Республики Казахстан