Библиотеки и залог

25.03.2018 Выкл. Автор admin

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

Залог успеха библиотеки – перспективное планирование

Быстрое развитие инновационных, телекоммуникационных технологий, сетевого взаимодействия библиотек и т.д. способствовали началу разработки библиотеками разного уровня перспективных планов, концептуально-стратегических документов планово-прогностического характера. Проблема получила особую остроту по причине того, что библиотеки оказались перед выбором: выживания, отступления или трансформации.

В этих условиях долгосрочное планирование становится особенно актуальным. Однако можно услышать вопрос: зачем нам это надо, когда в условиях сокращения финансирования мы не в состоянии полноценно комплектовать фонды как массовых, так и национальных библиотек? Ответ, как мы полагаем, может быть один: никто из нас не садится в транспорт не имея определенной цели, куда он едет. Тем более, если количество денег в кармане ограниченно, мы просчитываем каждый свой шаг. Сложная ситуация с ресурсами заставляет нас особенно тщательно продумывать шаги при продвижении вперед. В отечественном библиотековедении и практике ведется активный поиск возможной переориентации основных целей и задач библиотек в новых условиях российской действительности. В связи с этим мы сочли необходимым дать некоторые рекомендации, основанные на зарубежном и отечественном опыте, которые могут быть полезны библиотекам любого типа.

Оглядываясь назад, в самые трудные для библиотек года, когда с появлением неопределенности внешних факторов, формирующих среду, с которыми взаимодействует библиотека, а именно, перестройки государства, а опосредованно и внутренних (в частности, новых технологий), все прогнозы развития российских библиотек не оправдывались. Произошел отход от советского как текущего, так и перспективного планирования, когда обязательным было составление ежегодных, перспективных планов, намечались задачи на более отдаленный срок – 10, 15 лет. Был накоплен значительный опыт планирования в условиях, когда будущее было прогнозировано, предсказывалось путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста, а выполнение целей достигалось в соответствии с планомерно решаемыми задачами.

В западных странах стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному в 1970-е гг. и сформировалось в национальных библиотеках к середине 1990-х гг., пройдя основные этапы восприятия его значимости. В начале 90-х годов все европейские национальные библиотеки имели стратегические планы или собирались их создать. Крупнейшие российские библиотеки в 90-х годах также приступили к формированию своих основных задач и направлений.

К 90-м годам за рубежом уже были достигнуты плодотворные результаты благодаря поиску на протяжении двух десятилетий наиболее эффективных методов управления библиотекой. Это было вызвано усложнением информационных потребностей, широким распространением различных форм информации и ростом цен на нее, сокращением бюджетных ассигнований, разумным их расходованием и т.д.

Разработанная американо-английская концепция развития библиотек, по замечанию Н.И.Тюлиной, стала международной (1). Большое число публикаций, в том числе монографий, обмен опытом на международных семинарах, конференциях позволили широко ознакомиться с достижениями зарубежных библиотековедов и библиотек (2) В частности, по стратегическому планированию, формированию стратегических, среднестатистических, среднесрочных и текущих целей, реализуемых через различные концепции, политические планы и процессы. Зарубежный опыт, быстрое развитие инновационных, телекоммуникационных технологий сетевого взаимодействия и т.д. способствовали выбору новых путей и направлений деятельности российских библиотек.

Существенный вклад в 90-е годы в разработку отечественных подходов к стратегическому планированию как методу управления был внесен Н.И.Тюлиной (1). Развернутую концепцию принципов и методики выбора и структуризации целей предложил Е.А.Фенелонов, проиллюстрировав ее на материалах стратегического плана Британской библиотеки и Муниципального объединения библиотек г. Череповца (3). Вопросы стратегического, перспективного планирования библиотек получили отражение и в работах других авторов, в публикациях, связанных с переходом мировой практики, а в последствии и российской на экономические методы управления, в том числе справочной и учебной литературе (4,5).

Уже в 1991 г. ГПНТБ подготовила методические рекомендации по планированию в новых условиях хозяйствования (6), большое количество публикаций было посвящено определению путей развития и долгосрочного планирования муниципальных и других библиотек (4,7). К 2000 г. был накоплен значительный опыт библиотеками разного уровня (от национальных до массовых) в области концептуально стратегических документов планово-прогностического характера, перспективных планов.

Подобные документы, представляя более гибкий механизм, предполагают постоянную переоценку и переработку первоначально разработанных концепций с учетом происходящих инновационных, технологических изменений внутри библиотеки, а также в обществе. Кроме того аргументированные цели и задачи, сформулированные в планах библиотек, позволяют воздействовать на органы их управления при необходимости решения приоритетных проблем, их финансирования.

Залог успеха проводимой работы по перспективному долгосрочному, планированию, как показывает зарубежный и отечественный опыт, заложен в политике баланса между двумя аспектами: модернизационным, открытости к новому, и цивилизованным, традиционным, сохранение истинно национального, исторически ценного.

В период выхода Российского государства на уровень стабилизации планирование как часть проблемы управления позволяет прогнозировать библиотекам всех уровней результаты положительных процессов (внедрение компьютерных технологий, процессов автоматизации и пр.), отделяя их от других форм преобразований, несущих определенную угрозу для полноценного развития (проблемы формирования фондов, использование нематериальных ресурсов, неудовлетворенность потребителя и пр.). Причем важно заметить, что начало третьего тысячелетия отмечено общностью процессов, происходящих в большинстве стран.

Общество переходит в качественно иное состояние, которое идет под воздействием убыстрения темпов развития общего мирового процесса в третьем тысячелетии. Основные особенности, которые влияют на долгосрочное планирование: ориентация на открытость, полинациональность, стирание межгосударственных, межкультурных и прочих границ, старение возрастного ценза общества и др. Причем надо отметить, что большая часть населения не принимает этих изменений, а процесс осознания – более медленный, мы не успеваем адаптироваться к современному миру, а исследователи еще не в состоянии описать эти процессы. В то же время важно понимание этого положения, его неизбежность, учет того, что развитие – всегда неустойчиво, идет через несоразмерности, на смену которого приходит система, а с равновесием – стабилизация.

Подобные мировые тенденции ведут к единению проблем в библиотечном пространстве. Учет и понимание необходимости научно обоснованных действий – наиважнейшая задача, которая получает выражение в долгосрочных, стратегических планах. В современных условиях характерно осознание международным сообществом, что определение места и роли библиотек в информационном обществе возможно при разработке ясной согласованной стратегии. Выполнение последней достигается за счет программ, посвященных отдельной цели и включающих необходимые организационные меры, трудовые, материально-технические, финансовые затраты и т.д.

В совокупности это позволяет наметить основные подходы, принципы, которые важно учитывать при разработке стратегического планирования на новом этапе. Определенное значение имеет осознание того, что осмысление новой социальной роли и утверждение соответствующего статуса библиотек происходит опытным путем, опираясь на:

  • существующий либо копирующий прошлое опыт нашей страны,
  • длительные и сложные процессы реформирования,
  • обновление всех сторон жизни общества,
  • рождающиеся организационные формы и нормы социального поведения,
  • опыт передовых стран, их цивилизованного потенциала.

Трансформация изменений в библиотеках происходит постепенно и позволяет взаимодействовать как старым, так и новым технологическим элементам, что дает возможность создать промежуточный, качественный уровень. Все больше эта зависимость прослеживается во всестороннем учете особенностей развития страны, которые наиболее полно проявляются на местном и региональном уровнях через определение специфики и приоритетов формирования региональной политики. Причем в системе направлений и действий рационально сочетаются интересы государства, его субъектов территорий, местного самоуправления. Однако региональные требования к библиотечному обслуживанию и реальные возможности обеспечения развития библиотек в силу большого диапазона различий регионов РФ по существенным параметрам не могут быть едиными для всех, что получает отражение в планировании.

Перспективный, стратегический план – это совокупность конкретных установок по развитию ресурсной базы и основной деятельности. Он может быть комплексным, отражающим все направления деятельности библиотеки или представлять собой долгосрочную программу развития одного или нескольких приоритетов (комплектования фондов, научно-методической работы и т.д.). План может состоять из несколько частей: 1) характеристика наиболее важных целей, 2) меры по их достижению, 3) ресурсное обеспечение, 4) перечень мероприятий. Все они сводятся к поиску ответов на вопросы: о положении библиотеки в данный момент, о перспективах на будущее, возможных препятствиях на пути к поставленной цели, что необходимо сделать для ее достижения.

В основе долгосрочного планирования лежит “дерево целей”, то есть в начале определяется общая цель библиотеки на определенный период, затем уточняются соответствующие задачи подразделения или направлений. Главным же является не перечисления мероприятий, а результатов, а основная задача состоит в обеспечении в достаточном объеме нововведений и организационных изменений. План может подкрепляться комплексом программ, планов — проектов и т.п. и конкретизироваться через текущие плановые документы. В стратегическом планировании особое место занимает формулировка основных целей в организационно-правовых документах (в уставе библиотеки, в положениях о структуре и др.).

Базисные принципы, которые лежат в основе любого стратегического планирования, сводятся к следующему:

  • тесная связь с государственной политикой и соответствие с приоритетами, которые являются составной частью и проявляются в сочетании с государственной стратегией в социальной, информационной, культурной сферах и отражает государственные интересы;
  • преемственность поколений, взаимосвязь между прошлым и будущим, проявляются в сочетании необходимости выполнения основных функций и возможностями рационального введения в работу новых технологий, обеспечивающих взаимосвязь традиционного и инновационного.
Другие публикации:  Какие льготы имеют ветераны великой отечественной войны

Бесспорны достижения российских библиотек в области использования новых технологий. Однако опыт показывает необходимость плавной переориентации, более рационального отношения к технологическим нововведениям, которые справедливо рассматриваются в качестве нового средства работы с основными документальными ресурсами библиотек. Это связано с осознанием следующих положений:

  • новые технологии не дают немедленных, желательных результатов, перемены происходят постепенно;
  • технологические новации порождают много трудностей;
  • необходимость тщательного изучения перед переходом к изменениям, учет библиотекой традиционных подходов. Однако последние не должны сдерживать изменений.

Становлению библиотеки как социального института нового типа способствовало быстрое развитие инновационных, телекоммуникационных технологий, сетевого взаимодействия библиотек, процессов интеграции и генерации, преимущественно связанных с информационными ресурсами и обеспечением доступа к ним независимо от места нахождения. На первый план выдвинулись вопросы, связанные с возможностями доступа к информации, оперативность, точность удовлетворения запросов пользователей, информационных услуг в целом. Важно учитывать при планировании факт, что высокие технологии делают обслуживание универсальным только в определенных сегментах, связанных с удовлетворением пользователей, где ожидания одинаковы. Приходится учитывать при создании стратегии различия территориального, регионального плана в области финансирования, уровня развитости инфраструктур, объемов информации в традиционном и электронном виде.

В результате основная позиция как отечественных, так и зарубежных специалистов при построении долгосрочных планов выражается в двойном подходе или синтезе управления традиционных и цифровых ресурсов. При продвижении в среду он-лайн учитывается, что управление традиционными ресурсами становится более проблемным. Комплектование и организация фондов компактных оптических дисков (КОД) уже сегодня вызывает самое большое количество проблем. Широкое распространение электронных ресурсов ставит как перед зарубежными, так и российскими библиотеками ряд сложных вопросов организационного, технологического и юридического характера, от решения которых зависит продвижение вперед.

Будущее библиотек всех уровней поставлено в зависимость от прогнозирования трансформации задач и целей, выраженных в стратегическом планировании библиотек разных типов. Залог успеха – в процессах кооперации и координации, в процессах объединения и согласования усилий, направленных на рациональное использование ресурсов в меняющейся информационной среде. В связи с этим неоспоримое значение приобретает взаимодействие на международном, федеральном, региональном уровнях в реализации целевых программ, решении библиотечных, социальных, культурных и др. проблем.

Список литературы

  • Тюлина Н.И. Концепция научного управления библиотекой // Библиотековедение. 1994. № 3. С. 3-19; Тюлина Н.И. Стратегическое планирование как метод управления библиотекой // Там же: 1994. №1. С. 11-17.
  • Багрова И.Ю. Фонды национальных библиотек: проблемы и стратегии 90-х годов: Обзор англояз. лит. 1989-1998 гг. // Библиотековедение.1999. № 2. С. 136-143; Библиотека. Население, Информация: Опыт публич. библиотек США/ Ред.-сост. И.Б.Михнова. М., 1998. 178 с.; Галлимор А. Стратегия развития библиотек в информационном обществе // НТБ. 1998. № 5. С. 3-20; Карлов Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. М.,1991. 239 с.; Лайн М. Стратегическое планирование в национальных библиотеках // Библиотека. 1992. №3-4. С. 51-52; Стратегия развития библиотек в информационном обществе // НТБ. 1998. №5. С. 3-20; Стратегическое планирование в библиотеке: теория и практика ( по зарубежным источникам): Науч.-реф. сб./ РНБ. М., 1999. 144 с. и др.
  • Фенелонов Е.А. Формирование дерева целей как основа составления стратегического плана крупной библиотеки // Библиотековедение. 1996. №6. С.36-52; Фенелонов Е.А., Некрасова Н.В. Путь к преобразованию публичных библиотек // Библиотековедение. 1994. №2. С. 104-113.
  • Борхард П. И и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек. М., 1993. 134 с.; Куликова Л.В., Могилевер Н.В. Управление и экономика библиотек в переходный период: ( материалы для руководителей библиотек) / РНБ. СПб, 1994. 154 с.; Маркетинг – современная концепция управления библиотекой: Науч.-реф. сб. / Сост. С.Д.Колегаева; РГБ. М., 1994. 146 с.; Морева О.Н. Стратегия формирования единого регионального фонда // Библиотечная жизнь Кузбасса: Сб. Вып. 2/15. Кемеров, 1997. С. 4-10; Чернякова Ю.Ф. Планирование – инструмент оптимизации управления ЦБС // Массовая библиотека 94: Теория и практика: Сб. / РГБ. М., 1994. С. 23-27; Чернякова Ю.Ф. Стратегическое планирование в ЦСБ // Библиотека. 1997. №11. С. 23-27.; Эйдемиллер И.В. Стратегия формирования фондов публичных библиотек: Маркетинговый подход / РНБ. СПб, 1995. !24 с. и др.
  • Кожевникова Л.А. Экономика библиотечной деятельности: Учебник. Новосибирск, 2001. 128 с.; Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А. Минкина. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб, 2001. 439 с.; Терешин В.И. Библиотечный фонд: Учеб. пособие/ МГУКИ. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2001. 176 с. и др.
  • Планирование деятельности НТБ в новых условиях хозяйствования: (Метод. рекомендации) / ГПНТБ. М., 1991. 49 с.
  • Бутковская М.С. Персонал ЦСБ. “Кунцево” в условиях новых информационных технологий // Библиотековедение. 1994. №5. С. 65-70; Демьяненко Н. Как мы реформировали систему управления // Библиотека. 1999. №6. С. 39-43; Земцов А.И. Деятельность ГПНТБ России в 1999-2000 гг.: Перспективы на следующее десятилетие // НТБ. №10. С. 16-34; Иванова Ю. Так чему же быть в плане? // Библиотека. 1994. №6. С. 49-52 и др.

Библиотеки и залог

Кто может стать читателем библиотек?

• читателем может стать любой гражданин РФ, независимо от места постоянного проживания.

Как записаться в библиотеку?

• для записи в библиотеку Вам необходимо иметь при себе документ (паспорт) с отметкой о регистрации в Апатитах;

• если Вы не имеете постоянной регистрации, то можете пользоваться фондами читальных залов либо получить необходимые документы на абонементе под денежный залог;

• дети до 14 лет записываются в библиотеку на основании документов, удостоверяющих личность одного из родителей (или лица, под опекой которого они состоят) и Поручительства (бланк Поручительства выдаст библиотекарь).

Сколько книг можно взять на абонементе?

• за один раз вы имеете возможность взять 5 книг.

На какой срок выдаются книги?

• литература выдается читателям сроком до15 дней;

• на издания экспресс-абонемента срок пользования ограничивается до 7 дней.

Как продлить срок пользования книгами?

• Вы можете продлить срок пользования книгами при посещении библиотеки, по телефону, на нашем сайте с помощью сервиса Продли книгу (но не более двух раз), если на них нет спроса со стороны других читателей.

• издания залогового абонемента, в том числе экспресс-абонемента, не продлеваются. В случае если Вы задержали книгу, взятую в библиотеке под залог, с Вас будет взыскана компенсация в сумме, определенной действующей на данный момент «Номенклатурой штрафных санкций».

Что делать, если я задержал книгу больше срока?

• если Вы не вернули документы в библиотеку в течение 1,5 месяцев и не продлили срок пользования ими, то Вы являетесь задолжником и должны выплатить денежную компенсацию, которая взимается за каждый просроченный день в сумме, определенной действующей на данный момент «Номенклатурой штрафных санкций».

Что делать, если я потерял или испортил библиотечную книгу?

• в случае утраты или порчи издания Вы можете заменить его таким же изданием или иным, признанными библиотекарем равноценным;

• в случае невозможности равноценной замены издания, Вы возмещаете его10-кратную стоимость.

Могу ли я взять книгу из читального зала?

• документы из читального зала Вы можете взять на «ночном абонементе» (возможность взять литературу из читального зала под денежный залог с 18.00 до 12.00 часов следующего дня) и «абонементе выходного дня» (возможность взять литературу из читального зала под денежный залог на выходной день библиотеки).

• из читального зала Центральной городской библиотеки документы не выдаются.

Какие документы из фондов библиотек выдаются под залог?

• под залог выдаются ценные и дорогостоящие документы, справочные издания, малоэкземплярная учебная и отраслевая литература, пользующаяся повышенным спросом. Под залог выдается также литература из фондов читальных залов (ночной абонемент, абонемент выходного дня).

• читателям, не имеющим постоянной регистрации в г.Апатиты, вся литература из фондов библиотеки выдается под залог;

• под залог не выдаются единичные экземпляры в ЦБС, документы из фонда читального зала Центральной городской библиотеки и литература, полученная по МБА.

Какова сумма залога?

• сумма залога за одно издание должна превышать номинальную стоимость издания, но не более чем в десять раз, и определяется библиотекарем, осуществляющим выдачу.

Можно ли оставить в залог паспорт?

• в залог нельзя оставлять паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

На какой срок выдаются издания под залог?

• издания под залог выдаются на срок не более 15 дней (экспресс-абонемент – 7 дней). При невозврате документов в положенный срок за каждый просроченный день взимается денежная компенсация по действующей на данный момент «Номенклатуре штрафных санкций».

Полностью ли возвращается залоговая сумма?

• залоговая стоимость возвращается Вам в полном объеме, если Вы своевременно вернули документ;

• в случае длительной задержки полученного под залог документа – свыше трех месяцев – издание считается утраченным, залоговая сумма полностью поступает в распоряжение библиотеки и расходуется на восполнение утраченного документа.

Как узнать о наличии документов в библиотеке?

• в каждой библиотеке есть алфавитный и систематический каталоги, в которых отражен весь книжный фонд, а также систематическая картотека статей, где отражены статьи из периодических изданий, которые выписывает библиотека;

• о выписываемых журналах и газетах можно узнать из сводного списка периодических изданий, который представлен и на сайте Периодические издания

Другие публикации:  Адвокат высоцкий сасово

• Вы также можете воспользоваться услугой «Спроси библиотекаря».

Могу ли я поработать в библиотеках с ресурсами Интернет?

• доступ к ресурсам Интернет предоставляют все библиотеки ЦБС. Стоимость 1 часа работы – 58 рублей.

Могу ли я в библиотеке найти законодательные документы или получить правовую консультацию?

• на базе всех библиотек работают Центры Общественного доступа к государственной и социально-значимой информации. С помощью справочно-правовых систем (КонсультантПлюс, Кодекс, Гарант) специалисты Центров найдут для Вас любой правовой документ. В ЦОД Центральной городской библиотеки работает юрист, у которого Вы сможете получить правовую консультацию. Вы также можете получить виртуальную консультацию юриста на нашем сайте Спроси юриста

Что делать, если книги нет в библиотеках МУ ЦБС г.Апатиты?

• в случае отсутствия нужных Вам документов в фондах библиотек ЦБС г.Апатиты Вы можете заказать их по межбиблиотечному абонементу (МБА) из Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки (МГОУНБ).

Выдача литературы под залог

Областная научная библиотека предлагает вам выдачу литературы на дом под разовый денежный залог.

Выдачу литературы на дом под разовый денежный залог осуществляют отделы:
• естественно-гуманитарной литературы;
• литературы по искусству;
• технико-экономической литературы.

Под разовый денежный залог постоянным читателям Библиотеки
могут быть выданы:
• учебные пособия;
• научные и художественные публикации;
• книги по искусству;
• литературно — художественные периодические издания;
• а также аудиовизуальные материалы в учебных или научных целях.

На выдаваемые по залог документы установлены следующие размеры денежного залога за 1 экз.:
• документы, изданные до 2000 года — 300 рублей;
• документы, изданные после 2000 года – двукратная стоимость издания;
• литературно-художественные журналы – 300 рублей.

Конкретная сумма денежного залога оговаривается в Договоре.

Единовременно выдается не более 3-х экземпляров документов на срок от 1 до 3 суток.

Не подлежат выдаче под залог следующие документы:

 — обязательный экземпляр (документы по краеведению и местные издания);
 — энциклопедические и справочные издания;
 — картографические атласы;
 — альбомы по искусству;
 — периодические издания (кроме литературно-художественных);
 — грампластинки.

В библиотеке установили залог за книгу. Законно ли это?

Я пришла в библиотеку, чтобы взять книгу для мамы. Заплатила за абонемент 13 рублей, оставила свои паспортные данные, номера домашнего и сотового телефонов, адрес, а с меня еще и залог 300 рублей потребовали, и не меньше. Когда я сказала, что у меня нет с собой денег, они начали трясти передо мной пачкой карточек, по которым не вернули книги. Разве в государственной библиотеке я не имею права взять книгу без всяких залогов?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

В соответствии со ст. 13 ФЗ О библиотечном деле библиотеки имеют право:

3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;

Об утверждении Положения «О взимании разового денежного залога с пользователей библиотек города Лысьвы»

Постановление Администрации г. Лысьвы от 27.12.2002 N 1776

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗИМАНИИ РАЗОВОГО ДЕНЕЖНОГО ЗАЛОГА С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК ГОРОДА ЛЫСЬВЫ

О продлении срока использования бюджетной ссуды, предоставленной ОАО «Оптовый продовольственный рынок «Прикамье

О внесении изменений в приложения 1, 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.08.2014 N 62-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального унитарного предприятия «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства Сепычевского сельского поселения» (Верещагинский район)»

Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных автономных и бюджетных учреждений Пермского края, в отношении которых Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края выступает отраслевым органом

О внесении изменений в Постановление администрации города Перми от 30.09.2008 N 971 «Об утверждении Регламента взаимодействия департамента финансов администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми по мобилизации доходов в бюджет города Перми и снижению задолженности по поступлениям в бюджет города Перми и Типового положения о комиссии по укреплению платежной дисциплины организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по расчетам с бюджетом города Перми»

Об утверждении общего списка народных заседателей Оханского районного суда Пермской области

О внесении изменений в статью 1 Закона Пермской области «О материальном обеспечении семьи умершего депутата Законодательного Собрания Пермской области I созыва Зайцева Н.В.»

Об утверждении формы Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных

Библиотеки и залог

Проектно-программная деятельность детской
библиотеки — залог успешного развития
Children Library’s Projecting and Programming is Half the Battle
Проектно-програмна діяльність дитячої
бібліотеки — запорука успішного розвитку

Панченко Е. А., Сальникова Н. В., Капранова С. А.

Централизованная библиотечная система для детей, Севастополь, Украина

Elena A. Panchenko, Natalia V. Salnikova, Svetlana A. Kapranova

Centralized Library System for Children, Sevastopol, Ukraine

Панченко О. А., Сальнікова Н. В., Капранова С. А.

Централізована бібліотечна система для дітей, Севастополь, Україна

Обобщается опыт и перспективы программно — целевой и проектной деятельности детских библиотек города Севастополя, как одного из инновационных методов планирования позитивного развития.

The paper sums up the experience of projecting and programming at Sevastopol children’s libraries as one of the innovation methods of positive development planning.

Узагальнюється досвід і перспективи програмно—цільової і проектної діяльності дитячих бібліотек міста Севастополя як одного з інноваційних методів планування позитивного розвитку.

Централизованная библиотечная система для детей г. Севастополя играет значительную роль в структуре библиотечного обслуживания города. В состав ЦБС входят Центральная детская библиотека имени А. П. Гайдара и восемнадцать библиотек — филиалов, расположенных в разных районах города. Информационная ценность библиотек сети обеспечивается универсальным фондом, насчитывающим 527 тысяч единиц хранения.

Пользователями наряду с детьми являются организаторы детского чтения. В библиотеках работают читательские объединения , театры книги, создаются медиатеки, Интернет — центры. Каждая из библиотек — филиалов имеет свой имидж. Так, в ЦБС есть библиотека имени писателя Г. А. Черкашина, “Библиотека Дружбы народов”, библиотека — клуб. Головной является Центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара, в структуре которой двенадцать отделов . В числе приоритетных направлений деятельности: экологическое, правовое воспитание, привитие любви к родному краю, толерантного отношения друг к другу, популяризация лучших произведений для детей, развитие их творческих способностей. Установлены и развиваются деловые и творческие связи с международными организациями, фондами, библиотеками Украины, ближнего и дальнего зарубежья.

В последние годы в ЦБС для детей г. Севастополя успешно развивается программно — целевая и проектная деятельность. Предпосылками создания целевых комплексных программ и проектов стали экономические и социальные изменения в стране, отсутствие передовых технологий и низкий уровень информационных возможностей библиотек, необходимость сохранения и развития имеющихся библиотечных ресурсов, консолидация усилий библиотеки и партнеров по приоритетным направлениям, а также поиск внебюджетных источников финансирования. В девяностые годы в Украине наблюдался устойчивый рост количества детей, не посещающих школы и библиотеки, не умеющих читать и не нуждающихся в книге. Несмотря на ухудшение своего материального положения, библиотеки первыми отреагировали на эти негативные явления и возложили на себя гуманную миссию по защите Книги и Чтения. В то же время мы вынуждены были оправдывать свое существование, доказывать необходимость сохранения библиотек, обслуживающих детей. Поиск путей выхода из кризиса привел нас к программно — целевому планированию. Сегодня количество программ, которые либо разворачиваются, либо завершаются — более двадцати. Эту работу мы начали в 1999 году. Именно тогда были разработаны городская комплексная программа “Дети и книга” (1999 — 2002 годы) и целевая комплексная программа “Милосердие”(1999 — 2001годы). В соответствии с ними строилась работа всех детских библиотек города.

Программа “Дети и книга” являла собой согласованную целенаправленную систему мер по решению проблем в области организации детского чтения в городе. Идея её создания возникла после ознакомления с государственными программами “Дети Украины”, “Дети Крыма”, “Дети Севастополя”, в которых не было уделено внимание книге и проблемам чтения. Выполнение программы осуществлялось в следующих целях:

сохранение и укрепление сети детских и школьных библиотек;

привлечение внимания органов власти, партий, движений, предпринимательских структур, общественности города к проблемам детского чтения;

модернизация и компьютеризация детских и школьных библиотек;

поиск и создание механизмов регионального финансирования деятельности библиотек;

организация книгоснабжения и планового формирования библиотечных фондов.

Реализация программы проходила при поддержке городской и районных администраций, управления культуры, управления образования, управления по делам семьи и молодежи, службы по делам несовершеннолетних, депутатского корпуса, городского отделения Детского фонда и других государственных и общественных организаций. В результате работы по этой программе создано и действует Севастопольское отделение Всеукраинской ассоциации работников библиотек для детей . В ЦБС организованы консультационные социально — психологические службы по оказанию услуг детям и семьям, созданы электронные базы данных “Город” и “Детство”. Установилось сотрудничество с Центром социальных служб для молодежи, благодаря которому в ЦДБ действует центр читательского общения “Ровесник”, в библиотеке — филиале № 1 — клуб психологической помощи для подростков “Поверь в себя”. Библиотека — филиал № 6 постоянно сотрудничает с городским Центром занятости, работает клуб “Человек и его дело”. За период действия программы произошли позитивные изменения в структуре ЦДБ: созданы отдел новых информационных технологий, сектор Медиатека, отдел организаторов детского чтения, отдел рекламы книги и развития творческих способностей детей.

Другие публикации:  Приказ по перманганату калия

Немало ярких событий для читателей состоялось в эти годы: ежегодные общегородские праздники книги, Дни, Недели, Декады литературы, творческие конкурсы (Международные, Всеукраинские и городские), Фестиваль детской книги “Крымские писатели в Севастополе” (28 — 30 января 2002 года) и другие.

Реализация городской комплексной программы “Дети и книга” позволила не только сохранить сеть детских библиотек, но и вывести их на современный уровень.

Одновременно шла реализация целевой комплексной программы “Милосердие”. В ней охвачен весь спектр вопросов, связанных с обслуживанием детей с ограниченными возможностями посещения библиотек, к которым относятся не только дети с физическими недостатками, но и социально неблагополучные дети. Поэтому в рамках этой программы установилось сотрудничество с Центрами реабилитации детей — инвалидов, детскими домами, приемником — распределителем и приютом для несовершеннолетних. Особенно плодотворным стало сотрудничество с Управлением по делам семьи и молодежи и службой по делам несовершеннолетних, которые выступают соорганизаторами многих наших мероприятий, а также выделяют материальные средства для их проведения.

Эти программы — наш первый и самый ценный опыт программной деятельности. Их реализация позволила сделать работу детских библиотек Севастополя созвучной новым условиям, видимой и открытой для жителей города и органов власти.

Разработан ряд программ и проектов, ориентированных на отдельные направления работы библиотек. Ежегодно действует проект “Лето. Дети. Книга”. Его основная цель — привлечение детей в библиотеку в дни летних каникул, организация их досуга и творчества. В рамках проекта проводится конкурс на лучшего читателя.

Рекламе библиотеки и развитию творческих способностей детей способствует реализация проекта “Путешествие в Книгоград”, предусматривающего цикл передач о книге и библиотеке на Севастопольском телевидении и радио, активное сотрудничество с другими средствами массовой информации.

Следующим шагом на пути программно — целевого планирования стали программы, направленные на модернизацию и специализацию библиотек-филиалов и отделов ЦДБ.

Библиотечный проект “ЦБС для детей — 2003”, разработанный в 1999 году имеет многоцелевое назначение — для пользователей, для самих библиотек, для их партнеров. Основная его цель — стимулирование инновационной деятельности ЦБС. Он предусматривает разработку и внедрение целого ряда библиотечных программ. Большинство из них реализуются в настоящее время.

Целевые программы модернизации “ЦБС: вариант развития” (2000—2005 годы), “ЦДБ — контуры преобразования” (2000—2003 годы) предусматривают организацию новых перспективных объединений, отделов, секторов, определение специализации библиотек — филиалов ЦБС для детей при сохранении их основных функций. На базе отделов инноваций и методической работы, организаторов детского чтения, информационно — библиографического, “Мир подростка” работает Центр информационной поддержки образования. Работу Шведского клуба для читателей, созданного после проведения Украинско-Шведского семинара “Партнерство во имя ребенка”, осуществляют отдел рекламы книги и развития творческих способностей детей, “Мир детства” и “Мир подростка”.

С 2002 года детская библиотека — филиал № 7 имени Г. А. Черкашина работает по целевой комплексной программе “Детская библиотека — центр духовного наследия писателя Геннадия Черкашина” (2002—2005 годы) совместно с Фондом истории и культуры имени Г. А. Черкашина. Программа призвана активизировать работу, направленную на повышение духовности детей, воспитание у них любви к родному городу, его истории, традициям. В рамках работы по программе уже создан Музей писателя, ученого, общественного деятеля и нашего земляка Г. А. Черкашина. Сегодня фонд Музея насчитывает около 1000 экспонатов.

Библиотека-филиал № 10 получила статус библиотеки-клуба. Библиотека-филиал № 9 развивается как центр краеведения, филиал № 6 — центр профориентации подростков.

Многолетний опыт активной работы библиотеки-филиала № 14 по программе “Дети и национальные культуры народов Крыма”(1999-2001), направленной на полиэтническое воспитание читателей, сделал возможным с 2002 года именовать её “Библиотекой Дружбы народов” (в соответствии с решением сессии городского совета).

Достижение результатов, наличие деловых партнеров и творческих планов стало благодатной почвой для создания социального проекта “Детям — безграничные возможности”. Актуальность создания проекта была также продиктована самой жизнью. Его цели — консолидация деятельности библиотеки, общественных и государственных организаций, направленной на оказание помощи детям и подросткам в формировании гражданского самосознания, социальной активности, в обеспечении доступа к Книге и информации с использованием современных технологий. Партнерами библиотеки стали городское отделение Детского фонда Украины, Фонд истории и культуры им. писателя Г. А Черкашина, благотворительный фонд “Пользователей компьютерной сети Internet”.

Направления деятельности по проекту многогранны:

популяризация прав детей,

творческое развитие детей под девизом “Все дети талантливы”,

краеведческие исследовательские мини — проекты,

к знаниям — через книгу и компьютер.

Проект был представлен на I городской ярмарке проектов, услуг и технологий, а также Всеукраинской — в Киеве. Работа по проекту продолжается и в настоящее время.

В каждой программе присутствует раздел, посвященный организации и формированию библиотечных ресурсов. Кроме того, с 2000 года внедряется “Программа сохранности библиотечных ресурсов ЦБС для детей г. Севастополя на 2000 — 2005 годы”. В ней предусмотрено:

— сохранение особо ценных книг в отделе редкой книги и Музее детской книги;

— создание электронного каталога,

— создание системы защиты от хищений и другое.

Одновременно в нескольких библиотеках идет реализация авторских программ. Самой совершенной и интересной является авторская программа экологического воспитания детей младшего школьного возраста в библиотеке “Мир живой природы”. Программа рассчитана на работу с определенной группой детей в течение трех лет. Идет второй год реализации программы.

В условиях всеобщей информатизации, а также роста информационных потребностей пользователей особую актуальность имеют информационные и компьютерные проекты и программы. “Проект компьютеризации ЦБС для детей г. Севастополя на период 1999 — 2000 г. г. “ предусматривал несколько этапов:

компьютеризация ЦДБ им. А. Гайдара в 1999 году (предусматривал приобретение семи

компьютеров для отделов библиотеки);

обучение персонала основам компьютерной грамотности;

компьютеризация библиотек — филиалов.

Проект был успешно реализован. В настоящее время в ЦБС 30 компьютеров, 3 сканера, 5 принтеров.

Проекты “Создание городского экологического портала “Экология. ЭкоТаврика. ЭкоЛогика” и “Создание корпоративного информационного портала детских библиотек южного региона Украины “Таврия” в сети Internet “ получили гранты на участие в Международной конференции “Крым — 2002” от МБИАЦ и Международного фонда “Возрождение”. Сегодня уже есть первые результаты их реализации.

Безусловно, самыми успешными в реализации являются грантовые проекты, поскольку заведомо имеют гарантированное материальное обеспечение. Такой проект “Создание центра открытого доступа к Internet в детской Библиотеке “Дружбы народов” реализуется в ЦБС в настоящее время. Он был представлен на конкурс “LEAP — II” в Посольство США в Украине.

В проекте дано обоснование необходимости решения поставленной задачи, проведено маркетинговое исследование “Сколько это будет стоить?” с целью определения партнёров и собственного вклада в бюджет проекта. Нас поддержали Международный фонд “Возрождение”, Государственная библиотека Украины для детей, отдел информационно — компьютерного обеспечения Севастопольской городской государственной администрации, Ассоциация национально — культурных обществ Севастополя. Письма поддержки от этих организаций стали достойным приложением к проекту и сыграли определенную роль в одержанной нами победе. Получен грант в размере 17 тысяч долларов. В детской “ Библиотеке Дружбы народов” открыт Интернет — центр. У библиотеки — филиала есть своя страничка в Интернете www. friendlib. iuf. net, создаются собственные информационные ресурсы.

Внедрение новых информационных технологий в работу этой библиотеки позволило начать реализацию программы “Дети. Национальные культуры. Internet”.

Кроме этого, имеется и другой опыт работы по грантовым проектам. В ЦДБ при отделе новых информационных технологий работает Интернет — центр “Уникум” и Центр детской Интернет — журналистики “Контакт”, которые были созданы по совместному проекту с Государственной библиотекой Украины для детей и четырьмя областными библиотеками.

С 2002 года для пользователей Центральной детской библиотеки и жителей города открыт Интернет — центр программы IREX/IATP .

Необходимо отметить, что программы и проекты разрабатываются не только в центральной библиотеке. Библиотеки — филиалы создают имидж — проекты с целью повышения своей значимости и роли в жизни микрорайонов, активизации работы по выбранным приоритетным направлениям. Такими являются проекты “Через искусство — к возрождению” (отдел искусств ЦДБ), “Путь к успеху” (библиотека — филиал № 6), “Библиотека — центр краеведения” (библиотека — филиал № 9) и другие.

Важным направлением в нашей работе является профессиональное непрерывное образование, которое осуществляется в рамках “Программы повышения квалификации работников ЦБС для детей г. Севастополя”, включающей разнообразные по форме мероприятия.

В будущем предполагается разработка и реализация ряда новых программ по разным направлениям: “Детская библиотека и образование”, “Подросток”, “Дошкольник”, “Украинская культура — детям Севастополя”, “яблочная” программа для детей с ограниченными возможностями (опыт коллег Швеции) и другие.

Мы убедились в преимуществах проектного мышления и согласны с И. Михновой, написавшей: “ Как показал опыт, стоит лишь раз удачно разработать программу (и обязательно выполнить её), чтобы потом, отталкиваясь от предыдущих, выдвигать новые проекты в развитие ранее выполненных, внедряя в сознание инвестора, что библиотека — серьезный и надежный партнер, требующий к себе повышенного внимания”.

Сегодня ЦБС для детей города Севастополя — это гибкий организм, коллектив единомышленников, способный инициировать и реализовывать проекты на благо своих пользователей.