Цель и задачи прокурора

10.08.2018 Выкл. Автор admin

Цель и задачи прокурора

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

1. Цели деятельности прокуратуры РФ.

Цели и задачи в любом виде человеческой деятельности, в т. ч. и в прокурорском надзоре, тесно взаимосвязаны между собой. Целью прокурорского надзора является результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и, в частности, реализация ее важнейшей функции — прокурорского надзора.

Пункт 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет цели прокуратуры:

обеспечение верховенства закона;

обеспечение единства и укрепления законности;

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения этих целей выделены направления деятельности прокуратуры (они изложены ранее), которые закреплены п.2-4 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Цели, задачи и функции органов прокуратуры — основа качественного обеспечения законности. Статьи по предмету Прокурорский надзор

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ — ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ

А.Ю. ГУЛЯГИН

Наличие четко определенных целей, задач — это необходимый атрибут любой организованной структуры, любого органа или организации . Через цели, задачи того или иного государственного органа, организации получает отражение его сущность, предмет и пределы деятельности. Именно цели и задачи определяют функции этих структурных образований, устанавливаются компетенция и конкретные полномочия каждого из них. В зависимости от полноты достижения целей и задач определяется эффективность функционирования государственного органа, учреждения .
———————————
См.: Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. пособие. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2005. С. 26 — 27.
См.: Кобзарев Ф.М. Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 32.

Не будет в данном случае исключений и с органами прокуратуры.
При этом в этимологическом смысле цель — это то, к чему стремятся, чего надо достичь. В философии она рассматривается как идеально намеченная модель, мысленно представляемый образ предполагаемого результата. С точки зрения диалектики цель представляется как идеальное предвосхищение результата деятельности, а сама деятельность — как сложный процесс выдвижения и осуществления цели . В свою очередь, цели деятельности могут быть главные (основные), функциональные и вспомогательные . К главной цели относится стремление получить определенный результат, к функциональным — достижение определенного состояния деятельности, а к вспомогательным — создание необходимых организационных, экономических, социальных условий для эффективной реализации главных и функциональных целей.
———————————
Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С. 763.
Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 87 — 88.

Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова цель — это «то, к чему стремятся, что надо осуществить» . Аналогичное значение данного слова дает Д.Н. Ушаков: «. то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить» . В философии «цель — представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия» .
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 259.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1996. С. 1211.
Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 506.

Цели и задачи обусловливают внутреннее содержание деятельности того или иного органа, института, принципы его функционирования и построения, включая и саму форму организации.
Думается, что подтверждений этому не требуется, поскольку и в повседневной деятельности это находит отражение. Однозначно то, что наши действия опосредованы тем, к чему мы стремимся, нашей целью. Структура различных нормативных правовых актов, описывающих компетенцию того или иного органа государства, выстроена по принципу от общего к частному, то есть от целей деятельности к задачам, функциям и компетенции по их реализации.
В этой связи представляется правильной мысль Е.Р. Ергашева, который говорит, что принципы любой отрасли права, как, впрочем, и правового института, складываются непроизвольно, поскольку причинно обусловлены целями и задачами, поставленными государством перед органами прокуратуры. Принципы данного института прокурорского надзорно-охранительного права должны быть таковыми, чтобы осуществляемая на их основе надзорная деятельность прокуратуры была способной решить поставленные задачи и обеспечить достижение результативности целей .
———————————
Ергашев Е.Р. Принципы правового института надзора за исполнением законодательства при исполнении мер принудительного характера, назначаемых судом // Российский судья. 2007. N 12.

Конкретное представление о целях прокуратуры может быть сформировано на основе анализа законодательства, регламентирующего деятельность прокуратуры.
Предназначение прокуратуры закреплено в Конституции РФ: «В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Соответственно эту обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, а значит, и таких, как прокуратура.
Одной из основных целей прокуратуры в Законе о прокуратуре (ст. 1) определено обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенства закона;
2) единства и укрепления законности;
3) защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) охраняемых законом интересов общества и государства.
На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры.
В Федеральном законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены прежде всего в законах . И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.
———————————
Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М., 1996. С. 2.

Другие публикации:  Оформить кафе к дню рождения

Необходимо отметить, что сами по себе цели, как и их понятийные категории, являются абсолютно бессмысленными в отрыве, вне связки с такими категориями, как задачи и функции (применительно к деятельности государственных органов). Оставаясь вне связи с взаимодополняющими обозначенными категориями, они становятся не чем иным, как лозунгами, не влекущими за собой никаких правовых и иных последствий.
Нередко цели и задачи деятельности того или иного органа отождествляют. Вместе с тем проводят и их различие. Условно это различие можно представить так: цель — это то, что желаешь достичь, а задача — это то, что надо сделать, чтобы достичь желаемый, планируемый результат. Как более конкретные и частные категории задачи в зависимости от реализации всех и отдельных функций органа, организации подразделяют на общие и специальные (частные). Иногда выделяют функциональные задачи.
Иными словами, в качестве целей участия прокуратуры в правозащитной деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в этой деятельности вытекают из целей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Но они не могут полностью совпадать, так как деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи.
Таким образом, исходя из изложенного выше, следует, с нашей точки зрения, четко уяснить, что цели и задачи деятельности прокуратуры исчерпывающим образом определены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», иных законах, ряде международных договоров Российской Федерации, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. При этом цели и задачи отмеченной деятельности определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государственном механизме .
———————————
См.: Кобзарев Ф.М. Указ. раб.

В «Курсе лекций по прокурорскому надзору» В.Ф. Крюков предлагает различать цели деятельности прокуратуры — ближайшие и конечные . По его мнению, принятие прокурором мер по установлению конкретного нарушения прав и свобод гражданина и восстановление их — это ближайшая цель. Конечная цель прокурорского надзора состоит в создании условий, исключающих нарушение закона.
———————————
Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учеб. пособие для юридических вузов и факультетов. Курск, 2000. С. 29.

В отличие от понятий целей и задач более устоялось в юридической литературе понятие «функция». Оно, по выражению В.П. Рябцева, относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности того или иного государственного органа. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, он сформулировал понятие «функция» по отношению к прокуратуре как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий, правовых средств и процедур .
———————————
Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2001. С. 59 — 60.

Функцией прокуратуры является надзор. Об этом со ссылкой на разных авторов пишет Ф.М. Кобзарев: «Анализ норм и положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры .
———————————
См., например: Мелкумов В.Г. Деятельность прокуратуры: функции, задачи, основные направления, стадии. Свердловск, 1981. С. 55; Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 45 — 46; Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов, 1984. С. 64 — 65; Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М., 1999. С. 66; Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003. С. 10.

Для прокурора нет других интересов, кроме обеспечения верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения» .
———————————
Кобзарев Ф.М. Указ. раб.

Ю.П. Синельщиков о функциях прокуратуры пишет следующее: «Функция надзора за исполнением законов прямо закреплена в законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установила: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». В ч. 1 ст. 37 УПК РФ говорится о том, что прокурор осуществляет «. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».
Оба упомянутых закона говорят лишь о двух функциях прокурора: надзора за законностью и уголовного преследования. Причем если Закон о прокуратуре РФ на первое место ставит надзор, то УПК РФ — уголовное преследование» .
———————————
Синельщиков Ю.П. О функциях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса // Российский следователь. 2008. N 17.

В свою очередь, С. Осипян, говоря о функциях, пишет следующее:
«Исходя из задач прокуратуры, определяющих осуществление ее полномочий в общей системе ее функциональной деятельности в надзорной сфере и осуществлении уголовного преследования, базовые функции являются логически первичными для деятельности прокуратуры. В целом они определены в Законе о прокуратуре. Однако думается, что с учетом сегодняшних реалий они не могут не быть пересмотрены. В законе, нам представляется, должны быть четко обозначены три базовые функции прокуратуры:
— функция надзора за соблюдением Конституции и законов (с корректировкой пределов и предмета надзора);
— функция уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства;
— функция поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде» .
———————————
Осипян С. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. 2006. N 12.

Такой подход представляется правильным, соответствующим характеру тех полномочий, которыми прокурор наделен в настоящее время.
Как уже упоминалось выше, прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности — прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры.
Ю.П. Синельщиков, говоря о важности надзора, пишет, что совершенно очевидно, что в связи с принятием Закона от 5 июня 2007 г. функция надзора за законностью становится главной, а по нашему мнению, и единственной на досудебных стадиях уголовного процесса .
———————————
Синельщиков Ю.П. Указ. раб.

М.Н. Шевцов определяет прокурорский надзор за исполнением законодательства как эффективную надведомственную форму контроля со стороны Российского государства, целью которого является обеспечение законности .
———————————
Шевцов М.Н. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности средствами прокурорского надзора // Законодательство и экономика. 2006. N 9.

Указанные цели могут быть достигнуты путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, охраны социально-экономических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и республик в составе Федерации, прав других национально-государственных и административно-территориальных образований, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления .
———————————
Там же. С. 29.

Прокурорский надзор состоит:
— в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;
— в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.
Необходимо отметить, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего, правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не подотчетны местным органам власти. Об этом говорится в п. 1 ст. 129 Конституции РФ. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов от имени РФ, даже если предмет надзора — исполнение законов субъектом Федерации .
———————————
См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2007.

Другие публикации:  Федеральный арбитражный суд северо-западного округа официальный сайт

Анализируя изложенное, следует сказать, что правильно поставленные цели и задачи, правильно подобранный функциональный инструментарий в сфере прокурорской деятельности позволят максимально обеспечить приоритет законности в различных системах правоотношений и отраслях жизни, качественно обеспечивать права и свободы человека, а также интересы общества и государства.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Глава II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА СИСТЕМА, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

§ 1. Цели и задачи прокурорского надзора
§ 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
§ 3. Система, структура и организация органов прокуратуры
§ 4. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
Контрольные вопросы

§ 1. Цели и задачи прокурорского надзора

Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора в частности определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Нетрудно заметить, что на достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в п. 2-4 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ими являются:
1) прокурорский надзор (4 основных направления или отрасли);
2) уголовное преследование;
3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
4) участие в рассмотрении дел судами;
5) участие в правотворческой деятельности.
Основным средством достижения указанных в Законе о прокуратуре целей является прокурорский надзор. Это естественно, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более конкретны. Их решение обеспечивает достижение целей прокурорского надзора. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они различаются между собой по уровню, содержанию, средствам их решения, компетенцией органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Все задачи прокурорского надзора могут быть разделены на три вида, а именно: общие, специальные и частные (конкретные).
Названные виды задач взаимосвязаны между собой и имеют различные уровни. Решение частных задач (наиболее низкого уровня) обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих, наиболее высокого уровня, задач прокурорского надзора.
Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств: а) закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в состав РФ, уставами иных субъектов РФ общественного и государственного строя; б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями республик и уставами иных субъектов РФ; в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, кооперативных и иных общественных организаций.
Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет несколько направлений (отраслей), различающихся, прежде всего, содержанием законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими только перед конкретным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Подробно содержание специальных задач каждого направления прокурорского надзора будет рассмотрено ниже в соответствующих разделах курса.
В качестве примера специальных задач можно назвать такие, как: 1) своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре объектами; 2) выявление всех нарушителей законов на тех же объектах надзора. Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных министерств, комитетов и служб, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций регулируется федеральными и иными законами. Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и др.) должны соответствовать этим законам. Поэтому одной из специальных задач прокурорского надзора в данном направлении является своевременная проверка законности издаваемых актов. Специальной задачей этого же направления надзора является выявление нарушений точного исполнения законов указанными органами, нарушителей этих законов, недопущение безнаказанности за эти правонарушения.
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные частные (конкретные) задачи и решает их. Эти задачи называются частными или конкретными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.
Перечислить все частные задачи прокурорского надзора весьма сложно, поскольку они не являются постоянными, могут возникать в одних конкретных условиях работы и отсутствовать в других условиях. В числе частных задач могут быть названы такие, как получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т.п. При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача полного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т.п.

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Другие публикации:  Как оформить пояснение

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Цели и задачи прокуратуры

Представляется, что для определения сущности прокурорского над­зора необходимо определить цели и задачи этого вида деятельности проку­ратуры Республики Беларусь.

Цели прокурорского надзора — результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры и ее важнейшая функция — про­курорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Цели определяются Кон­ституцией, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламен­тирующим деятельность органов прокуратуры.

Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства права; обес­печение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности:

1) прокурорский надзор;

2) уголов­ное преследование;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Кон­ституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Задачи и направления деятельности прокуратуры закреплены в ст. 4 Закона о прокуратуре.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, за­конности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В це­лях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор:

— за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами го­сударственного управления и иными государственными организация­ми, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местны­ми представительными, исполнительными и распорядительными орга­нами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными граждана­ми, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — надзор за исполнением законодательства);

— исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

— исполнением закона в ходе досудебного производства, при производ­стве предварительного следствия и дознания;

— соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдени­ем законодательства при их исполнении;

— соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность госу­дарственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и корруп­цией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, преду­смотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хо­зяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государствен­ное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном про­цессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республи­ки Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Бе­ларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Про­цессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об админис­тративных правонарушениях

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предос­тавленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

В сфере надзора за исполнением законодательства задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые государственными орга­нами власти и управления, а также должностными лицами, соответствова­ли Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства Республики Беларусь.

В сфере надзора за исполнением законодательства при осуществле­нии оперативно-розыскной деятельности задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц соответство­вали законодательству Республики Беларусь.

При осуществлении надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания задачи прокуратуры заключаются в том, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто, ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности, задержание лиц, по­дозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, предусмотренным законом, никто неподвер­гался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответ­ственности или иному ограничению в правах, никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения, соблюдался уста­новленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения ука­занных в законе мер процессуального принуждения, при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а так­же отягчающие и смягчающие его ответственность, выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности личности и жилища, тре­бования принципа презумпции невиновности.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных постанов­лений, а также соблюдением законодательства при их исполнении задачами прокуроров является обеспечение соответствия закону приговоров, реше­ний, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, граждан­ским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству пра­вовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществ­ляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

В стадии кассационного производства задача прокуроров заключается, прежде всего, в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих уголовному или уголовно-процессуальному законодательству.

В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит в том, чтобы внимательно проверять жалобы, принесенные на судебные приго­воры, вступившие в законную силу, и сами уголовные дела, на приговоры по которым жалобы принесены. При отказе в принесении протеста со­ставленное прокурором заключение (постановление) об отказе в принесе­нии надзорного протеста должно быть полным, объективным, убедитель­ным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, — мотивированным и убе­дительным. В случае принесения протеста в порядке надзора этот процес­суальный документ должен быть законным, обоснованным, мотивирован­ным, юридически и стилистически грамотным.

В стадии исполнения приговора задачи прокурорского надзора состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность помещения осуж­денных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным при­говором режима содержания, соблюдение закона и требований режима осужденными в период отбывания ими наказания, связанного с лишением свободы, как в рабочих, так и в жилых помещениях, исполнение законода­тельства, регламентирующего порядок и условия содержания осужденных, проверку дисциплинарной практики, соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных, своевременное и обоснованное осво­бождение осужденных от отбывания наказания как в связи с полным отбы­ванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного осво­бождения по основаниям, указанным в законе.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и спра­ведливое решение; во всех стадиях гражданского судопроизводства свое­временно принимать предусмотренные законом меры к устранению нару­шений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, принимать обяза­тельное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, пред­усмотренных законом, и в случаях, требующих вмешательства прокурора; обращаться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интере­сов государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан; своевременно опротестовывать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение, а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кас­сационной жалобе участников процесса и по кассационному протесту про­курора; глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составить обоснованное заключение, направляя лицу, обрати­вшемуся с жалобой, мотивированный ответ, при принесении надзорного протеста строго руководствоваться требованиями закона о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .