Договор муниципального контракта

09.02.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Договор или контракт?

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реали­зуется на практике второй год. Однако до сих пор остаются вопросы, вокруг которых идет активная дискуссия. К примеру, исследователи закона спорят о правильности названия соглашений, которые заказчики заключают с контрагентами в рамках данного закона.

Контракт = договор?

Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название закона — о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев в тексте закона используется формулировка «контракт». Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными. Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Они ссылаются на то, что Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту. Даже понятийный аппарат закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

Так, в частности, согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 44‑ФЗ, государственный контракт, муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных и муниципальных нужд. Таким образом, закон о контрактной системе использует понятия «контракт» и «договор» как равнозначные, как синонимы. И этот момент в определенной степени усложняет решение нашей задачи, тем более что в самом Законе № 44‑ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких — договор.

Современный экономический словарь (авторы Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева) трактует контракт как юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. При этом словарь указывает на то, что в гражданском праве синонимом контракта является договор. Так, в Гражданском кодексе (ч. 1 ст. 420) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, по своей правовой природе термины достаточно близки и имеют важные сходные черты. Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц — этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка. Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений. Для сделок допускается одно волеизъявление, и такая сделка будет считаться односторонней (ч. 2 ст. 154 ГК РФ), тогда как для любого договора, в том числе одностороннего, необходимо наличие нескольких волеизъявлений — как минимум двух сторон. Договор — это всегда соглашение нескольких лиц (ч. 1 ст. 420 ГК РФ), в связи с чем односторонняя сделка никогда не будет являться правовым договором. Таким образом, гражданско-правовая наука разделяет несколько институтов: сделка и договор или контракт, для каждого из которых будет иметь значение количество волеизъявлений сторон. Правовая природа договора и контракта очень похожа по указанному критерию.

Другие факторы при внимательном рассмотрении также определяют сходство сущностей договора и контракта как правовых понятий. Как указывалось выше, закон о контрактной системе использует их как равнозначные. Складывается впечатление, что разность формулировок вызвана особенным значением правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. То есть с помощью другого названия соглашений заказчика с контрагентами государственные закупки выделяются в качестве особой сферы отношений, подчеркиваются их особенность, исключительный характер. Как показывает практика, в самой сфере регламентированных закупок тоже имеется обоснование разности понятий «контракт» и «договор».

Точки над «i» расставило Минэкономразвития

Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Мин­экономразвития России, ведомства, уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы, от 30 сентября 2014 года № Д28и‑1889. Согласно данным разъяснениям «в соответствии со статьей 1 Закона № 44‑ФЗ бюджетные учреждения по всем видам закупок, предусмотренных Законом № 44‑ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры.

Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, преду­смотренным Законом № 44‑ФЗ, заключают муниципальные контракты.

Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующее от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом № 44‑ФЗ, заключают государственные контракты».

Таким образом, на основании разъяснений можно сделать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения (контракт или договор) с победителем торгов зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий. Также вышеуказанные разъяснения по сути подтверждают тот факт, что понятия «контракт» и «договор» являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

Если контрагент —физическое лицо

Разъяснения Минэкономразвития России также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица — гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

Согласно пункту 4 статьи 3 закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может являться участником закупки.

Однако необходимо помнить, что в силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 23 ГК РФ). Следовательно, если участник закупки — физическое лицо и для выполнения контракта он будет осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении него могут быть применены предусмотренные законодательством санкции и ограничения до тех пор, пока он не оформит для себя соответствующий статус, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью.

Другие публикации:  Приказ 776 27092018

Вместе с тем возможны и случаи, когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может полноправно участвовать в закупке без несения каких-либо рисков относительно своего правового положения, например при продаже своего личного имущества государственному или муниципальному заказчику.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правого института — соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;

действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт»;

закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы;

согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты.

форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

Договор или контракт по 44-ФЗ — в чем разница

Согласно пункту 3 статьи 1 44-ФЗ закон регламентирует взаимоотношение между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые оформляются гражданско-правовым договором. При этом понятие контракт используется в нормативном документе, как синоним слова договор. Из этого делается логичный вывод, что особой разницы между этими понятиями нет.

Что такое договор и в чем его отличие от контракта

Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей. Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет. Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.

Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:

  1. Правила поставки товара или оказания услуг.
  2. Порядок оплаты.
  3. Систему разрешения конфликтных ситуаций.
  4. Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
  5. Возможные отклонения от условия договора.
  6. Ответственность сторон.

И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:

  1. Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
  2. Предмет контракта.
  3. Условия поставки товара или оказания услуг.
  4. Порядок оплаты.
  5. Ответственность сторон.
  6. Обстоятельства непреодолимой силы.
  7. Прочие условия.
  8. Реквизиты сторон.

Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.

В какой ситуации заключается контракт, а в какой договор

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры .

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта .

Органам государственной власти, органам управления внебюджетными государственными фондами, а также казенным учреждениям советуется оформлять сделки в виде государственных контрактов .

Договор может быть заключен не только с юридическим лицом. Таким способом разрешено оформлять сделки с индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

Несмотря на такие рекомендации Минэкономразвития подтверждает тот факт, что с юридической точки зрения разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, при оформлении взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиком в рамках 44-ФЗ не имеет особого значение название документа. Можно заключать как договор, так и контракт. Гораздо важнее соблюдать порядок его заключения и выдерживать все регламентированные сроки.

Чем отличается договор от контракта?

Чем отличается договор от контракта? Существует множество версий ответа на этот вопрос, большинство которых ошибочны. Чем отличается договор от контракта, в чем заключаются эти отличия и влияют ли они на юридическую силу сделки – подробно изложено в настоящей статье.

Являются ли понятия «контракт» и «договор» синонимами

Основная и, пожалуй, единственная разница между договором и контрактом заключается в этимологии самих понятий. Если «договор» – истинно русское слово, изначально употреблявшееся для обозначения устных соглашений, то «контракт» имеет латинские корни. Contractus переводится с латыни как «сделка» и предполагает письменное закрепление обязательств между сторонами.

Однако с точки зрения современного законодательства термин «договор» справедлив для сделок любой формы – как письменных, так и устных, независимо от количества сторон.

Таким образом, между договором и контрактом практически нет юридической разницы. Но ряд нюансов все же существует, и связано это, прежде всего, с формулировками, используемыми в отдельных нормативно-правовых актах.

Чем отличается контракт от договора с точки зрения закона

Гражданский кодекс, основной нормативный документ, регулирующий порядок и условия заключения и совершения сделок, использует понятие «контракт» для обозначения соглашений, одной из сторон которых является государство. Этот же термин применяет при урегулировании аналогичных правоотношений и Бюджетный кодекс РФ.

Глава 30 ГК РФ разграничивает значение «государственного (муниципального) контракта» и «договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд». Если первый заключается по результатам тендера и, по сути, отражает выбор заказчика в отношении одного из участников торгов, то последний подписывается во вторую очередь и содержит все окончательно согласованные условия сделки.

Тем не менее, госконтракт, по своему юридическому статусу и в соответствии с пунктом 8 статьи 3 закона «О контрактной системе в сфере закупок товарок и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 года, полностью подпадает под определение гражданско-правового договора.

Налоговый кодекс РФ в статье 165 называет контрактами внешнеторговые соглашения, предусматривающие вывоз товаров из России за пределы Таможенного союза. Для таких сделок предусмотрена нулевая ставка налогообложения, поэтому для беспрепятственного получения вычета стоит указывать в качестве наименования документа именно контракт. Слово «договор» в заглавии не повлияет на юридическую силу, но может повлечь возникновение сложностей при подаче таможенной декларации.

Договор и контракт в трудовом праве

Действующий Трудовой кодекс РФ понятия «контракт» не содержит. Утративший силу в 2002 году КЗоТ употреблял этот термин в значении «договор», применяя формулировку «трудовой договор (контракт)».

Существует версия о том, что контракт есть не что иное, как срочный договор, действительный в течение 1 года – 5 лет. Это ошибочное мнение – ТК РФ допускает заключение трудового договора как на неопределенный срок, так и на ограниченный.

Военнослужащие и сотрудники полувоенных организаций (например полиции) заключают именно контракты – об этом свидетельствуют ведомственные Положения «О порядке прохождения военной службы» и «О службе в ОВД РФ». Но при этом все условия заключения, исполнения и расторжения контрактов практически полностью соответствуют «договорным».

Таким образом, на вопрос, чем отличается договор от контракта, существует только два корректных ответа. Первый – происхождением самих понятий, второй – статусом сторон соглашения.

Статья 19. Трудовой договор, контракт муниципального служащего

Статья 19. Трудовой договор, контракт муниципального служащего

1. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях:

1) трудового договора, заключаемого на неопределенный срок;

2) трудового договора, заключаемого на определенный срок не более пяти лет;

3) контракта, заключаемого на определенный срок не более пяти лет.

2. Поступление на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора, контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом.

3. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

4. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

Замещение должности главы местной администрации осуществляется по результатам конкурса в порядке, определенном Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Другие публикации:  Можно ли сделать два осаго

Условия контракта для главы местной администрации утверждаются представительным органом муниципального образования в соответствии с типовой формой контракта согласно приложению 1 к настоящему Закону.

5. На муниципального служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой должности муниципальной службы (в том числе по исполнению должностных обязанностей, связанных с реализацией государственных полномочий) за дополнительную оплату по соглашению между ним и представителем нанимателя (работодателем).

По результатам электронного аукциона был заключен контракт на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В процессе выполнения работ был нарушен график выполнения работ. Часть работ по муниципальному контракту выполнена, однако подрядчик не справляется с графиком работ, часть сроков уже нарушена. Обе стороны контракта понимают, что подрядчик не сможет выполнить работы по контракту в установленный срок без нарушений, и готовы расторгнуть контракт. Заказчику потребуется сразу же провести новую закупку для выполнения всех тех работ, которые не были выполнены по данному контракту. Возможно ли частичное расторжение контракта? Какие сроки надо соблюсти для проведения новой закупки (внесение изменений в план-график, план закупки и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. Само по себе расторжение контракта по соглашению сторон не свидетельствует о каком-либо нарушении. Однако при описанных обстоятельствах, на наш взгляд, в интересах заказчика либо отказаться от исполнения контракта (при наличии такой возможности), либо обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Обоснование позиции:
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ. В связи с этим при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм — непосредственно нормами ГК РФ (смотрите также преамбулу Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).
Согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ любое обязательство, возникающее в гражданских правоотношениях (п.п. 1, 2 ст. 307 ГК РФ), прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ст.ст. 408-419 ГК РФ). Закон N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для прекращения контрактов, заключаемых в соответствии с этим законом, ограничиваясь указанием на то, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ не указывает на то, что контракт независимо от каких-либо обстоятельств должен быть исполнен в полном объеме. В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны контракта вправе расторгнуть его на основании своего соглашения в том числе и в ситуации, когда контракт не может быть исполнен контрагентом в срок (смотрите письма Минэкономразвития от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815). При этом само по себе то обстоятельство, что контракт расторгнут по соглашению сторон, не препятствуют взысканию с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта (смотрите подробнее об этом, например, в ответе на Вопрос: Между заказчиком и поставщиком заключен муниципальный контракт по выполнению работ. Подрядчик по контракту не выполнил предусмотренные этим контрактом работы. Контракт был расторгнут по соглашению сторон после допущенной подрядчиком просрочки в исполнении. В контракте установлено два вида санкций — штраф за неисполнение обязательств и пени за каждый день просрочки. С подрядчика была взыскана неустойка в виде штрафа, предусмотренная контрактом. Имеет ли право заказчик по суду взыскать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, если в соглашении о расторжении контракта указано, что заказчик не имеет к подрядчику претензий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)).
Не препятствует расторжению контракта и то обстоятельство, что часть работ подрядчиком выполнена. В силу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. При этом прекращенными договорные обязательства считаются с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Соответственно, расторжение договора означает прекращение всех обязательств такого договора на будущее время (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Исполненные же к моменту составления соглашения о расторжении контракта обязательства являются уже прекращенными надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ), их нельзя прекратить вторично. Эти положения следует применять с учетом п. 4 ст. 453 ГК РФ, в силу которого стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, а также с учетом принципов возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов в регулируемых им отношениях, недопустимости неосновательного обогащения, на которых основывается гражданское законодательство (ст.ст. 307, 328, 423, 1102 ГК РФ, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением сторон, расторжение контракта по соглашению сторон приводит не к «частичному расторжению контракта», а к прекращению всех возникших из него и не исполненных обязательств (включая обязательства о приемке результата работ и об оплат
е). Исполненные же до этого обязательства подрядчика уже прекращены исполнением и подлежат оплате, если соответствующие работы выполнены надлежащим образом (смотрите об этом, например, ответ на Вопрос: Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена контрактом и документацией о закупке). Просрочка работ составила 10 дней. Работы выполнены на 90%, и заказчик считает, что в связи с просрочкой он вправе их не оплачивать. Обязан ли заказчик оплатить подрядчику стоимость частично выполненных работ на момент расторжения контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)).
В заключение отметим, что в силу положений ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация о подрядчиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, если соответствующие основания (вина подрядчика) имеются в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, заказчику целесообразно использовать именно указанные способы расторжения контракта. Разумеется, кроме того, заказчику следует предпринять все необходимые меры, направленные на взыскание с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта, а также убытков, причиненных таким ненадлежащим исполнением. Это связано с тем, что в случае, если осуществление новой закупки повлечет необходимость расходования дополнительных средств по сравнению с ценой работ, которая была предусмотрена расторгнутым контрактом, поведение должностных лиц заказчика будет оцениваться контролирующими органами в том числе и с точки зрения эффективности расходования средств. Однако оценить перспективу решения указанного вопроса в рамках этой консультации не представляется возможным.

К сведению:
1. Информация о расторжении контракта по соглашению сторон и само соглашение о таком расторжении должны быть направлены заказчиком для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта должна быть размещена заказчиком в единой информационной системе (далее — ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2. Расторжение контракта по соглашению сторон не освобождает заказчика от обязанности направления контрагенту требования об уплате пени при нарушении последним предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Обязанность уплаты пени возникает у подрядчика лишь в случае наличия вины (п. 2 ст. 330 ГК РФ). В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
3. Для осуществления новой закупки заказчику следует предварительно внести соответствующие изменения в план-график. Случаи внесения муниципальным заказчиком изменений в план-график перечислены в ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, а также в Требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее — Требования) (п. 5 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Одним из таких случаев является «возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно» (пп. «ж» п. 10 Требований). В соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. Внесенные в план-график изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Другие публикации:  Выплата по осаго в ренессанс

Рекомендуем ознакомиться также с материалами:
— Энциклопедии решений: Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ по решению суда;
— Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ;
— Калькулятор пеней, начисляемых заказчику;
— Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график;
— Энциклопедия решений. Размещение извещения об осуществлении закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Муниципальный контракт

Муниципальный контракт – это договор, который заключается органом местного самоуправления с физическими или юридическими лицами с целью обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом. Отношения между заказчиком и исполнителем регулируются ГК РФ, законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другими нормативно-правовыми актами. Образец муниципального контракта содержит условия, на которых исполнитель берет на себя обязательство оказать услуги (выполнить работы, поставить товар) муниципальному заказчику (либо иному лицу по указанию муниципального заказчика). Заказчик, в свою очередь, берет на себя обязательство принять и оплатить услуги (работы, товар) в размере и порядке, установленными соглашением.

В соответствии с условиями муниципального контракта (договора), оказание услуг (выполнение работ, поставка товара) осуществляется исполнителем непосредственно муниципальному заказчику либо указанным им получателям услуг (работ, товара) без заключения каких-либо дополнительных договоров. Однако соглашением может предусматриваться прикрепление исполнителя к конкретным получателям услуг (работ, товара) и заключение с ними отдельных договоров.

Особенности типового образца муниципального контракта

Соглашение заключается на основе принятого исполнителем заказа на оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров) для муниципальных нужд.

Размещение заказа муниципальным заказчиком может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, включая аукцион в электронной форме, в форме запроса котировок и пр.;
  • путем закупки у единственного исполнителя без проведения торгов.

Ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения соглашения и оказания услуг для муниципальных нужд. Согласно закону, проект муниципального контракта разрабатывается заказчиком и направляется исполнителю, если иное не предусмотрено соглашением. Сторона, получившая проект, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней. Если у получившей проект стороны возникли разногласия по условиям договора, в течение 30-дневного срока ей необходимо составить протокол разногласий, бланк которого прилагается к образцу муниципального контракта на поставку товаров или оказание услуг. После этого подписанный контракт (либо уведомление об отказе от заключения соглашения) вместе с протоколом разногласий должны быть отправлены другой стороне.

Сторона, получившая протокол разногласий, обязана в течение 30 дней рассмотреть разногласия и принять меры по их согласованию с другой стороной (известить ее о принятии договора в редакции, учитывающей протокол разногласий, либо отклонить протокол разногласий).

Структура и содержание типового образца муниципального контракта

Договор с муниципальным учреждением, как правило, содержит такие пункты:

  • дата и место заключения соглашения;
  • наименование и полномочия сторон;
  • предмет договора (перечень услуг, которые должен оказать исполнитель);
  • срок действия контракта (указываются даты (или события) вступления в силу и окончания действия соглашения);
  • права и обязанности сторон;
  • срок оказания услуг;
  • стоимость услуг и порядок расчетов;
  • порядок сдачи-приема услуг;
  • ответственность сторон (участники сделки несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту в соответствии с условиями договора и законодательством РФ);
  • основания, порядок изменения и расторжения контракта;
  • разрешение споров из контракта (в некоторых случаях, когда исполнителем является физического лицо (без статуса ИП) претензионный порядок досудебного урегулирования споров не является для сторон обязательным);
  • форс-мажор;
  • прочие условия;
  • список приложений;
  • адреса и реквизиты сторон.

С помощью нашего онлайн-сервиса вы можете составить муниципальный контракт и приложения к нему – счет, акт сдачи-приема услуг, протокол разногласий, отчет исполнителя.

«Договор» или «контракт»?

Как именовать договор, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ: «договор» или «контракт»? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков.

Местная администрация заключила с поставщиком услуг договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., однако казначейство указало на то, что следовало заключить не договор, а контракт. Верно ли это утверждение?

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее — контракт). То есть фактически понятие «контракт» для целей Закона N 44-ФЗ является синонимом понятия «гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ».

Каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта (договора), именно «контрактом» или «договором», Закон N 44-ФЗ не содержит.

Следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отделения их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые, соответственно, государственными и муниципальными заказчиками, на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).

Однако из ст. 431 ГК РФ, п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. То есть, с точки зрения права, имеет значение не наименование документа («договор» или «контракт») и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.

Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор, по которому выполняются строительные, проектные или изыскательские работы, всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд — и к нему будут применяться нормы параграфа 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ.
В свою очередь, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор («договором» или «контрактом»), к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ.

Таким образом, именование договора, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, «договором» или «контрактом» не имеет юридического значения.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.