Договор на перевозки грузов железнодорожным транспортом

08.02.2018 Выкл. Автор admin

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в современных условиях (Андреев В.К.)

Дата размещения статьи: 03.09.2017

Перевозка грузов, пассажиров и багажа занимает важное место как в развитии рыночной экономики России, так и в удовлетворении потребностей граждан в перемещении. Правила о морских перевозках относятся, пожалуй, к одним из древних правовых норм.
О.Н. Садиков в ГК РФ наряду с другими обширными группами однородных взаимосвязанных отношений, именуемых подотраслями, выделяет транспортное право . В 50 — 70-х годах прошлого века в СССР активно обсуждался вопрос о транспортном праве как комплексной отрасли, а представители морского права рассматривали его как самостоятельную отрасль права наряду с гражданским и административным .
———————————
См.: Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 16.
См., например: Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Учитывая важность координации всех видов транспорта с точки зрения снижения расходов в народном хозяйстве СССР, учеными-транспортниками предпринимались попытки создать единый Кодекс или Устав транспорта СССР, где на единой основе регулировались бы отношения всех видов транспорта с клиентурой и между собой. В 1969 году Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, Институтом государства и права Академии Наук СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства Министерства юстиции СССР был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза ССР и союзных республик .
———————————
См.: Андреев В.К. Транспортное право: Учебное пособие. Калинин. 1977. С. 6.

В 1982 — 1984 годах Институтом государства и права Академии Наук СССР (автор статьи был участником рабочей группы) совместно с рядом академических институтов был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза СССР и союзных республик, который так и не дошел до законодательной проработки. Главное препятствие состояло и состоит в том, что организационные и технологические особенности перемещения грузов различными видами транспорта не позволяют согласовать единые правила, прежде всего, в прямом смешанном сообщении, о чем свидетельствует непринятие закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, предусмотренного ст. 788 ГК РФ. Если раньше можно было объяснить несогласованность межотраслевых проблем наличием разных транспортных министерств, стоящих во главе соответствующих отраслей перевозочной деятельности, то теперь в России одно министерство транспорта, которое никакими хозяйственными функциями не обременено, а призвано прежде всего заниматься нормативно-правовым регулированием перевозочной деятельности.
Представляется, что в современных условиях глава 40 ГК РФ (перевозка) как раз служит теми основами транспортного законодательства, которые ранее и разрабатывались.
Общие условия перевозок грузов определяются транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ РФ), иными законами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное. В Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что железнодорожный транспорт общего пользования предназначен для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ и услуг, связанных с такими перевозками. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции РФ и ГК РФ и состоит из упомянутого Закона, УЖТ РФ и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента РФ, актами Правительства РФ, а также актами федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство транспорта РФ разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, которые представляют собой нормативные правовые акты, содержащие нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей и грузополучателей (ч. II ст. 3 УЖТ РФ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 170.
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 169.

Нормы главы 40 ГК РФ являются своего рода основами транспортного законодательства РФ, а в транспортных уставах и кодексах они получают конкретизацию в зависимости от экономико-технологических особенностей осуществления перевозок грузов тем или иным видом транспорта, т.е. специфики перевозочного процесса и операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Так, в связи с демонополизацией грузоперевозочного процесса на железнодорожном транспорте, когда появились операторы железнодорожного состава, контейнеров, в функции которых входят услуги по предоставлению вагонов (контейнеров) юридическим или физическим лицам для перевозки железнодорожным транспортом, договор перевозки грузов, предусмотренный ст. 785 ГК РФ, был дополнен в УЖТ РФ указанием на то, что перевозчику вверяется для доставки и не принадлежащий им порожний грузовой вагон. Раньше, когда все грузовые вагоны, за исключением вагонов для перевозки опасных грузов, находились в ведении железной дороги на всей ее сети, вагоны под погрузку направлялись путем административного регулирования. Ныне ситуация изменилась, и грузоотправитель (отправитель), являясь физическим или юридическим лицом, по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона (подчеркнуто — В.А.) и указывается в перевозочном документе (абз. 5 ст. 2 УЖТ РФ).
Для перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку, в которой указывается количество вагонов и тонн, железнодорожная станция назначения. Перевозчик рассматривает эту заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направляет эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю. Заявки на перевозки порожних грузовых вагонов не предоставляются (ст. 11 УЖТ РФ).
Для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожних грузовых вагонов.
В транспортной железнодорожной накладной, подтверждающей заключение договора перевозки порожнего грузового вагона, указывается наименование его владельца.
Грузоотправитель подает заявление о переадресовке порожнего грузового вагона, а в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, заявление может подаваться владельцем порожнего грузового вагона (ч. 2 ст. 31 УЖТ).
Внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 503-ФЗ и другие изменения, связанные с операциями по перемещению и нахождению порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, а также указание названного Закона на то, что оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров услуги по их предоставлению оказывает юридическим или физическим лицам, а не перевозчику, как было ранее, принципиально меняет роль договора перевозки конкретного груза на железнодорожном транспорте. Он, вопреки мнению В.В. Витрянского, действительно становится ядром транспортных обязательств , поскольку нет долгосрочного договора об организации между перевозчиком и грузовладельцем (ст. 798 ГК РФ), конкретный вверенный груз доставляется перевозчиком в вагонах (контейнерах), предоставленных оператором, как правило, независимым от перевозчика юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. С. 407.

В главе 40 ГК РФ предусмотрена общая для всех видов перевозки обязанность подать отправителю груза под погрузку транспортные средства (вагоны, суда, автомобили и т.п.) и предусмотрена ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом или иным договором) (ст. 791, 794 ГК РФ). Ныне основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки является не только непредставление для перевозки предусмотренного принятой заявкой количества груза, но и отсутствие не принадлежащих перевозчику и предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами (ст. 94 УЖТ РФ).
А.А. Ананьева допускает неточность, называя грузоотправителем владельца порожнего вагона, представившего последний под перевозку . Как уже указывалось выше, грузоотправитель выступает от имени владельца порожнего вагона.
———————————
См.: Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. С. 199.

Демонополизация парка грузовых вагонов, контейнеров свидетельствует о том, что услуги по предоставлению последних для перевозок железнодорожным транспортом операторами не входят в круг операций, выполняемых по договору транспортной экспедиции, поскольку подача вагонов (контейнеров) под погрузку — элемент договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Вряд ли можно согласиться с мнением В.В. Витрянского, что в случаях, когда в силу п. 2 ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора выполняются перевозчиком (ОАО «РЖД»), налицо смешанный договор, сочетающий обязательства как по перевозке груза, так и по транспортной экспедиции . Из п. 2 ст. 791 ГК РФ следует, что погрузка (выгрузка) груза может осуществляться транспортной организацией в порядке, предусмотренном договором, что не позволяет квалифицировать последний как договор транспортной экспедиции. В данном случае вверенный груз охватывает с момента погрузки его в вагон и, следовательно, эта операция рассматривается как неотъемлемый элемент договора перевозки грузов. Представляется, что нет необходимости сочетать функции экспедиции и перевозки в одном договоре, поскольку перевозчик не может выступать от имени грузоотправителя. В условиях, когда вагоны (контейнеры) предоставляются оператором железнодорожного подвижного состава.
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 684.

М.И. Брагинским было высказано мнение, что ввиду нескольких сотен видов договоров услуг ГК РФ выбрал для регулирования договоров, имеющих предметом возмездное оказание услуг, следующую конструкцию. Договоры, опосредующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы (п. 2 ст. 779 ГК РФ). В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава (39) ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Эта глава включает пять статей, которые распространяют свое действие в равной степени на любой договор оказания услуг, отличающийся тремя разовыми признаками: предмет договора составляют услуги (1), предоставляемые за плату (2), и при том ему не нашлось места среди особо выделенных в ГК РФ типов (видов) договоров (3) .
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 220.

Однако выделенные в ГК РФ типы договоров, в свою очередь, подразделяются на виды, которые обладают значительными особенностями, содержащимися в специальном, например, транспортном законодательстве. Как уже было показано, законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте не сводится только к осуществлению перевозок, но регламентирует и другие вопросы. В частности, особенности управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, установленные Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ, в котором предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта — открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного Правительством РФ от 18 сентября 2013 г. в Постановлении N 585.
Включение в осуществление перевозочного процесса операторов железнодорожного подвижного состава и других владельцев вагонов и контейнеров, которые оказывают физическим или юридическим лицам услуги по предоставлению вагонов, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом, ставит вопрос, распространяются ли на него нормы главы 39 ГК РФ или нормы УЖТ РФ и иного транспортного законодательства. Как было показано, на него распространяются нормы УЖТ РФ и изданные в его развитие правила перевозок. Следовательно, договор о предоставлении услуг по предоставлению вагонов и контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом является самостоятельным договором возмездного оказания услуг, отличным от перевозки грузов.
В пользу подобного суждения можно сослаться на п. 1 ст. 307 ГК РФ, который указывает, что к обязательствам, возникшим из договора, общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах. В рассматриваемых выше случаях должен применяться договор перевозки грузов, правила о перевозчике, грузоотправителе и операторе железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которые изложены в УЖТ РФ. При этом следует обратить внимание, что названная норма ГК РФ говорит об отдельном виде договора, полагая, что им может быть как самостоятельный, так и смешанный договор. Вопрос о применимости непоименованного договора в рассматриваемых ситуациях возникать не может. Кстати, п. 2 ст. 421 ГК РФ по существу свел на нет существование непоименованных договоров, поскольку, с одной стороны, исключил применение к ним элементов других договоров, а с другой стороны, не исключил возможности применения правил об аналогии закона к отдельным отношениям сторон по договору.
Упомянутая норма закона предусматривает заключение договоров, не предусмотренных законом или иными правовыми актами. В пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ говорится, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Исходя из этой нормы права и п. 2 ст. 421 ГК РФ представляется нарушением принципа свободы договора (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ) утверждение типовых договоров, положений актами министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которое произошло в 2008 году, соответственно, следует вернуться к ранее существовавшему порядку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. 400 с.
2. Андреев В.К. Транспортное право. Учебное пособие. Калинин, 1977.
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. 910 с.
4. Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. 493 с.
5. Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Договор перевозки грузов на ЖД транспорте

Специфика договора грузоперевозок по железной дороге заключается в том, что такие услуги практически бесперебойно могут оказываться круглогодично.

Помимо этого преимущества железнодорожные грузоперевозки показывают себя среди прочих видов транспорта наиболее многопрофильными и объемными. Это создает таким услугам достаточно высокий процент конкурентоспособности.

Вот почему в документально-правовой системе подобные договора занимают особое положение и имеют существенную ценность.

Между кем заключается

Прежде всего, следует отметить, что заключение соглашений на железнодорожные перевозки обуславливаются конкретными обязанностями сторон, а также специфическим набором прав, которые распространяются на перевозчика либо отправителя.

Все договора оформляются строго на основании требований и положений Устава железнодорожного вида транспорта Российской Федерации.

Этот Устав утверждался законодательным актом федерального значения №18-ФЗ от 10.01.03 г. и редактировался 06.04.15 года. Все изменения, что вносились в данный закон, вступили окончательно в юридическую и правовую силу 01.07.16 года.

Другие публикации:  Налог на прибыль в 2018 году срок уплаты

Помимо Устава обговаривание условий договора между сторонами также будет подчиняться и Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При заключении соглашения следует понимать, что определить стороны – это важнейшая и первейшая задача. В ст. 10 Транспортного Устава железной дороги (далее – ТУЖД) обозначается, кто конкретно является перевозчиком.

В самом тексте договора сторону могут обозначаться по-разному. Чаще всего они именуются следующим образом: «Перевозчик» и «Грузоотправитель», «Экспедитор» и «Клиент».

Поэтому, отвечая на вопрос: «Кто и с кем должен заключать договор доставки груза по железной дороге?», можно отметить несколько непосредственных и основных участников:

  • владелец самой дороги, путей и всей инфраструктуры, принадлежащей к железной дороге;
  • непосредственно сам перевозчик, который является, в свою очередь, владельцем составов, вагонов и машин-тягачей, паровозов, погрузчиков и прочей транспортной техники;
  • отправитель груза;
  • получатель груза.

Специфика такой иерархии такова, что на практике получается иногда перевозчик и собственник железнодорожных путей – это одно и то же юридическое лицо.

Точно также бывает и с клиентами – отправитель груза и его получатель также могут оказаться одним и тем же юридическим лицом.

Естественно, что договор не заключается непосредственно между физическими лицами, коими являются представители компаний с обеих сторон.

Документ на доставку груза составляется между юридическими лицами – компаниями, предприятиями, организациями, которые осуществляют непосредственно перевозку и клиентом – также юридическим лицом, которому нужно транспортировать куда-то свой груз.

Между физическим лицом и перевозчиком договор составляется несколько в ином виде – оформлении провозного билета вместе с описью имущества и накладными, которые прилагаются к грузу.

Бывают ситуации и иного рода – владелец железнодорожного полотна и собственник поездов и составов – это разные предприятия. Также как и отправитель – это одна компания, которая переправляет грузы другой компании.

Вообще, в России все железнодорожные пути принадлежат одному предприятию – ОАО «Российские железные дороги», которое зарегистрировано как государственная компания, вертикально интегрированная в инфраструктуру общего пользования.

Но у этого предприятия помимо железной дороги имеются на балансе около 20 000 только одних локомотивов, не говоря уже про пассажирские и грузовые вагоны и прочей технике.

Тем не менее, есть множество и других компаний, которые либо владеют собственными вагонными составами, либо могут их арендовать у РЖД (что случается чаще). В этом случае договор не составляется между РЖД и отправителем, а между перевозчиком, куда обратился клиент и самим клиентом.

Когда считается заключённым

После того, как грузоотправитель предъявит перевозчику транспортную накладную, то перевозчик должен будет выдать ему квитанцию, которая бы подтверждала тот факт, что груз принят в обработку.

Именно такая квитанция о приемке груза от отправителя (после рассмотрения транспортной накладной) и будет считаться подтверждением того, что договор на оказание перевозочных услуг заключен.

Поэтому простое подписание бумаги еще не признается заключением договора, пока грузоотправитель не получит на руки квитанцию. В некоторых транспортных компаниях может фигурировать не квитанция, а платежное поручение.

Другие же подключают к этому механизму экспедиторскую расписку, а оплату за услуги клиент производит безналичными средствами.

Условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

На определение тех или иных условий договора может существенно повлиять выбранное сообщение поездов. Это могут быть рейсы составов прямых сообщений, а могут быть и местных.

В первом случае груз перевозится путем следования по нескольким железным дорогам, а во втором – только по одной. Также есть разница еще, какие пути будет занимать маршрут.

Если это магистрали общего значения, тогда придется подстраиваться и под другие графики передвижения составов.

Если же следование поезда будет осуществляться по одному отдельному пути, тогда можно обсуждать индивидуальный график доставок, если клиент хочет оформлять договор на регулярные поставки своего груза по железной дороге.

Права и обязанности сторон

Нужно еще отметить, что договор перевозки груза железнодорожным транспортом существенные условия предлагает освещать также и в отношении вида платформ или вагонов, где будет размещаться груз.

Все контейнера, вагоны, полувагоны, платформы, ж/д ролл-трейлеры и прочие приспособления, являющиеся частью состава, принадлежат как собственность компании-перевозчику. Поэтому всю их исправность обеспечивает именно он, а не владелец путей железных дорог.

В общей сложности обязанности перевозчика по договору заключаются в следующем:

  1. Подавать к погрузке исправные составы.
  2. Произвести погрузку, своевременную доставку и разгрузку с максимальным сохранением целостности имущества клиента.
  3. Проделать соответствующую маркировку груза и составов.
  4. Оформить все надлежащие документы, в том числе и договор, и платежное поручение для оплаты клиентом.
  5. День погрузки нужно согласовывать с отправителем.
  6. Экспедитор уплачивает все сборы и пошлины в пути.
  7. Уведомить грузополучателя не позже 12 ч. дня, который будет следовать за тем днем, когда груз прибыл на станцию конечного пункта заказанного маршрута.
  8. Во время сдачи груза получателю перевозчик должен выдать клиенту складскую расписку или акт приема-передачи, в зависимости от того, каким набором докуме6нтов пользуется перевозчик в своем делопроизводстве.

Помимо обязанностей у перевозчика есть также права, которые по отношению к второй стороне договора будут заключаться в следующем:

  1. Не принимать груз, если он упакован в прохудившуюся тару или пакеты, мешки и т.д. То же самое касается опасных грузов – если упаковка либо тара не надлежащего качества, не сертифицирована и не имеет соответствующих знаков, то перевозчик может не принимать к провозу такой груз.
  2. Право на привлечение других лиц, чтобы выполнить обязанности по договору. При этом ответственность по провозу груза все же будет продолжать нести экспедитор.
  3. В экстренных случаях задерживать доставку груза, если для этого имелись объективные причины.
  4. Производить проверку соответствия данных в транспортной накладной и в наличии самого груза.

Отправитель обязан предъявить при погрузке либо ранее правильно заполненную транспортную накладную на груз, где указывается не только опись перевозимого имущества либо товаров, но также и их характеристики.

В целом клиенты обязуются:

  1. Привести в должный внешний вид упаковку, тару груза. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов.
  2. Доставить к месту погрузки свой груз вовремя, как уславливались по соглашению сторон. Эта обязанность имеет место быть тогда, когда отправитель не пользуется услугами самой транспортной компании, а привлекает для этого других перевозчиков на автотранспорте либо же привозит груз на своем грузовике.
  3. Поручение предоставляется перевозчику в те сроки, которые указаны в договоре, не позднее.
  4. Оплату за услуги произвести тоже в оговоренные сроки.
  5. Полностью информировать экспедитора о специфике груза и способах обращения с ним в пути.

На основании ст. 27 ТУЖД под погрузку все вагоны, полувагоны, открытые вагоны, либо контейнерные платформы перевозчик обязан предоставлять в идеальном состоянии и исправности.

Если же отправитель заметит какую-то поломку, либо слабые укрепления его груза, то он будет иметь полное право отказаться от пользования услугами перевозчика.

Про заключение договора перевозки груза речным транспортом читайте здесь.

Ответственность

В договоре чаще всего прописывают те моменты, за которые в ответственности стороны будут друг перед другом.

Так, клиент ответственен за:

  • задержку груза при доставке его к железной дороге для погрузки;
  • убытки и ущерб имуществу перевозчика;
  • сокрытие информации о грузе и его специфики;
  • несвоевременная оплата за услуги.

В случае задержки груза при доставке его на погрузку по вине заказчика, перевозчик может просто перенести процедуру на следующий или любой другой удобный день. Но в этом случае клиент должен будет доплачивать за каждый день простоя вагона.

У экспедитора ответственность другая, она заключается в следующем. Перевозчик ответственен за:

  • повреждение груза в пути или при погрузке-выгрузке;
  • задержку доставки либо погрузки-выгрузки;
  • оплатить за нарушение договора стоимость объявленной ценности, которая будет пропорциональна тому грузу, который был утерян либо испорчен;
  • неправильное оформление сопроводительной документации.

Договор на оказание транспортных услуг по перемещению грузов железной дорогой состоит из следующих частей:

  1. Предмет договора обозначает стороны соглашения. Прописываются названия предприятий, выступающих сторонами договора, а также указываются их реквизиты.
  2. В содержании договора очень важно указать маршрут, который желательно должен быть кратчайшим, время доставки груза, название станции конечного пункта и имя грузополучателя – представителя с его персональными и контактными данными.
  3. После этого пункты могут идти в любом порядке. Обязанности сторон и их права выносятся отдельным разделом.
  4. Можно даже отдельно обозначить существенные условия.
  5. После этого указывается специфика оплаты и размеры стоимости провоза.
  6. Ответственность перевозчика и отправителя указываются в одном пункте и включают в тексте наличие ссылок на нормативные акты.
  7. Можно показать также обстоятельства, при которых стороны могут быть освобождены от несения ответственности по договору.
  8. Также отдельно стоит показать, каким образом разрешаются споры в случае их возникновения.
  9. После документ завершается прочими условиями, какие стороны посчитают нужным отразить в документе.
  10. Срок действия соглашения и подписи с указанием всех реквизитов обязательно указывают в конце документа.

Образец договора можно скачать здесь или здесь.

Возможно ли изменение условий

В некоторых случаях могут во время пути возникнуть какие-то изменения в маршруте, либо выгрузке товара по дороге и другие моменты, могущие повлиять на условия договора. В этих случаях нельзя говорить о полной невозможности внесения в соглашения новшеств.

Внести изменения можно, просто для этого грузоотправителю следует написать заявление на имя перевозчика, в котором он должен будет указать те изменения, которые нужно реализовать.

По этому заявлению железная дорога будет производить переадресовку следования состава с грузом, согласно требуемым корректировкам. Может измениться станция назначения в конце пути, возможно, часть партии груза придется выгрузить на станции посреди маршрута и т.д.

Особенности заключения международных соглашений

Заключение договора между перевозчиком железной дороги и клиентом, который желает доставить свой груз в другую страну, регулируется уже международными нормами и законодательством.

Так, для железнодорожных перемещений существует Конвенция международных ж/д перевозок (КОТИФ, 2006 год), а также международное соглашение о грузовом ж/д сообщении (СМГС).

Кроме документов передвижение поездов по территориям разных стран может также координироваться Организацией сотрудничества ж/д дорог (ОСЖД, 2007 год).

Особенности договоров такого уровня будут соблюдаться следующие:

  • ответственность за сохранность груза будут нести разные железные дороги солидарно;
  • пересечение границ потребует дополнительного оформления сопроводительных бумаг для таможенного оформления;
  • таможенные сборы должны учитываться в качестве отдельной оплаты за услугу, которую будет оплачивать клиент;
  • иногда ж/д других стран взыскивают с перевозчиков за простой, если на то нет объективных причин;
  • все параметры груза, его масса, порядок погрузки и прочие тонкости должны определяться перевозчиком с пункта отправления.

К договору прилагаются накладные на груз, квитанция, подтверждающая отправления состава, дорожная ведомость – ее корешок.

При наличии в емкостях либо контейнерах вагонов опасного груза, в договоре обязательно указывается его класс опасности, надлежащее обращение с ним и прочих условности, о которых должен клиент заранее предупредить перевозчика.

В целом составить договор транспортировки грузов железнодорожным транспортом не представляет особой сложности. Необходимо лишь запомнить основные пункты, которые должны в нем быть.

Затем все детали следует обговорить сторонам и желательно все договоренности отразить в тексте соглашения. В противном же случае, могут возникнуть споры, разрешить которые будет сложнее, если о них ничего не сказано в этом документе.

О морских перевозках контейнеров из Китая смотрите на странице.

Когда была принята конвенция о международных морских перевозках грузов, узнайте из информации по ссылке.

Видео: Что указывается в договоре о перевозке груза

§ 2. Договор перевозки груза

Определение. Юридическая природа. Стороны. Заключение договора. Форма. Содержание.

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст.

2. Договор перевозки грузов по своей юридической природе является:

— двусторонне обязывающим (взаимным).

Реальность договора выражается в том, что он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику.

3. Субъекты обязательств из договора перевозки груза:

В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице, что характерно для перевозки груза, такой договор следует квалифицировать как договор в пользу третьего лица (т.е. грузополучателя).

Стороной в договоре может быть только тот субъект, который вступает в соглашения с контрагентом, а между перевозчиком и грузополучателем, по общему правилу, таких соглашений не заключается.

Грузополучатель, не будучи стороной договора перевозки, тем не менее законом наделяется не только правами (требовать выдачи груза), но и обязанностями (получить груз).

4. Заключение договора перевозки груза также имеет свою специфику. Договор заключается путем вручения груза отправителем перевозчику.

5. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей перевозчиком отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом. Именно так определено в ст. 785 ГК РФ.

Наибольшее распространение на транспорте получили транспортные накладные. Они используются практически на всех видах транспорта. Так, КВВТ устанавливает, что составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 67 КВВТ).

Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, воздушного суда, их грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорость перевозки, времени принятия груза и т.д.).

В соответствии со ст. 117 КТМ наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

Коносамент — ценная товарораспорядительная бумага, и несоблюдение требований к форме и реквизитам лишают его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом в порт назначения.

Абз. 25 Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2009 N Ф04-1825/2009 (3356-А02-47).

6. Содержание договора перевозки груза заключается не только в правах и обязанностях сторон, но и в правах и обязанностях грузополучателя (если он не является грузоотправителем).

Договор перевозки груза двусторонне обязывающий. Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначения с выдачей груза в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки либо договором. В тех случаях, когда срок доставки не установлен, перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК). Окончание срока перевозки определяется моментом, когда выдача груза считается совершенной.

Кроме того, договором перевозки может быть установлена обязанность перевозчика подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Такое обязательство может быть установлено особым транспортным соглашением о подаче транспортных средств, оформленных в том числе специальной заявкой. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Например, в заявке для перевозки по железной дороге указывается количество вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Другие публикации:  Штраф за нарушение аттестации рабочих мест

Основная обязанность грузоотправителя — внесение провозной платы. Размер провозной платы устанавливается договором, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов, утверждаемых в установленном транспортными уставами и кодексами порядке. Законом или иными правовыми актами в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза.

Грузополучатель, в свою очередь, обязан принять поступивший в его адрес груз. Отказаться от прибывшего в его адрес груза грузополучатель может только в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. Грузополучатель не является стороной по договору перевозки груза, в связи с этим, по общему правилу, требование перевозчика к грузополучателю об исполнении обязанностей по договору перевозки неправомерно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом

Важнейшим среди договоров, заключаемых в связи с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, является договор перевозки груза. По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза (ст. 25 УЖТ).

В приведенное определение дополнительно по сравнению со ст. 785 ГК включены слова: «с соблюдением условий его перевозки». Очевидно, это сделано для того, чтобы акцентировать внимание на одной из основных обязанностей перевозчика, хотя особой необходимости в этом нет, ведь исполнение обязательств надлежащим образом как принцип обязательственного права закреплен в его общих положениях (ст. 309 ГК).

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом в отличие от аналогичных договоров перевозки груза другими видами транспорта всегда публичный. По этому договору перевозка осуществляется железнодорожным транспортом общего пользования. Данный признак означает, что перевозчик обязан заключить договор перевозки с каждым обратившимся с предложением о его заключении на одинаковых для всех условиях.

Стороны договора. Среди транспортных уставов и кодексов только УЖТ и КВВТ содержат определение понятия «перевозчик» и лишь в УЖТ дается определение грузоотправителя (отправителя). В соответствии со ст. 2 УЖТ перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю).

Из приведенного определения следует, что здесь, в отличие от перевозчиков других видов транспорта, перевозчик всегда осуществляет перевозку транспортом общего пользования, каким является железнодорожный транспорт.

Закон о железнодорожном транспорте закрепляет основные требования, предъявляемые к перевозчику (ст. 12). В частности, он должен: 1) иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа; 2) владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на нраве собственности или ином праве; 3) иметь квалифицированных работников; 4) заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если он не имеет локомотива; 5) заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

Кроме того, в случае перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении с участием нескольких владельцев инфраструктур перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов обязан иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования грузов.

Грузоотправителем по договору перевозки груза может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо. В соответствии с УЖТ грузоотправитель – это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе (ст. 2). Приведенное определение имеет два недостатка. Во-первых, в нем не оговорены условия участия в договоре перевозки груза грузоотправителя – физического лица. Поскольку перевозка является предпринимательской деятельностью, он может выступать в качестве стороны договора перевозки груза только в исключительных случаях, не связанных с предпринимательством. Эту ситуацию достаточно четко регулирует КВВТ, который связывает участие грузоотправителя – физического лица в договоре перевозки только с перевозкой грузов для личных (бытовых) нужд (п. 1 ст. 66).

Что касается других нормативных источников, регулирующих перевозки грузов железнодорожным транспортом, то указание на участие в договорных отношениях грузоотправителя – физического лица содержится лишь в Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 (в ред. от 14.05.2013 № 411) (далее в данной главе – Правила оказания услуг по перевозкам). В соответствии с п. 1 этих Правил ему оказывается услуга по перевозкам на железнодорожном транспорте грузов для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Второй недостаток определения понятия «грузоотправитель» связан с ошибочностью причисления к грузоотправителю лица, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца «багажа, грузобагажа». Как указано в ст. 82 УЖТ, при перевозке багажа стороной договора является пассажир, что находит подтверждение и в Правилах оказания услуг по перевозкам (п. 41). В этой же статье отмечается, что при перевозке грузобагажа стороной договора выступает отправитель грузобагажа, но не грузоотправитель.

В перевозке груза участвует и грузополучатель. Определение этого участника перевозочного процесса также дается в ст. 2 УЖТ. Согласно закрепленной в ней формулировке грузополучателем (получателем) является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Приведенная формулировка содержит те же недостатки, которые присущи понятию «грузоотправитель».

Необходимо лишь отметить следующее. В ст. 82 УЖТ содержится положение, согласно которому багаж выдается управомоченному на его получение лицу, и можно допустить, что им является грузополучатель, но в договоре перевозки пассажира он будет выступать не как грузополучатель, а как уполномоченное пассажиром лицо.

Предмет договора. Являющаяся предметом договора услуга по доставке вверенного перевозчику груза в пункт назначения включает прежде всего транспортировку груза. В соответствии с УЖТ (ст. 2) она может осуществляться в прямом, прямом смешанном, непрямом смешанном и международном сообщении. Транспортировка грузов в прямом сообщении – это их перевозка между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении осуществляется не только железнодорожным, но и другими видами транспорта но единому транспортному документу. Отличие перевозки груза в непрямом смешанном сообщении от перевозки в прямом смешанном сообщении заключается в том, что она осуществляется по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Что касается перевозки груза в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта, то это его перевозка в прямом и непрямом международном сообщении между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе осуществление транзита по территории РФ, в результате которых груз пересекает государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст. 2 УЖТ).

Услуга в виде транспортировки может осуществляться грузовой скоростью, а также большой скоростью. Такое деление влияет, во-первых, на время перевозки груза, а во-вторых, на размер оплаты услуги. Доставка груза большой скоростью оплачивается по повышенному тарифу. Необходимо иметь в виду, что в установленных случаях перевозка может осуществляться только большой скоростью. Ее и должен указывать грузоотправитель в транспортной железнодорожной накладной.

Услуга по перевозке груза должна осуществляться по кратчайшему маршруту. Как указано в ст. 15 УЖТ, плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов, в том числе в случаях увеличения расстояния по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Входящая в предмет договора услуга по хранению груза не имеет каких-либо особенностей, за исключением размеров тарифов при платном его хранении.

Содержание договора.

Обязанности перевозчика. Перевозчик обязан соблюдать установленные правила перевозок грузов соответствующим способом или определенных видов грузов. Речь идет о выполнении, например, правил перевозок грузов в универсальных контейнерах, транспортных пакетах, в открытом подвижном составе, грузов навалом, насыпью, наливом, опасных грузов и др. Так, при перевозке грузов навалом, насыпью необходимо обеспечить защиту их от атмосферных осадков и распыления. Особых мер требуют перевозки опасных грузов и т.п.

Поскольку предмет договора составляет услуга, касающаяся перевозки груза по кратчайшему маршруту, перевозчик должен выполнять указанное условие. При этом он обязан соблюдать соответствующий скоростной режим. Выполнение данных условий является гарантией доставки груза в установленный срок. Исчисление срока начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Дата приема груза к перевозке и расчетная дата истечения срока его доставки, определенная исходя из установленных нормативов или на основании соглашения сторон, указывается в транспортной железнодорожной накладной и выданной грузоотправителю квитанции о приеме груза.

УЖТ определены случаи, когда груз считается доставленным в срок. Во-первых, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку груза на железнодорожной станции назначения или если вагоны и контейнеры с грузом поданы для выгрузки грузополучателю либо владельцу железнодорожного пути необщего пользования, выполняющего обязанность по осуществлению разгрузочных работ для грузополучателя.

Во-вторых, груз считается доставленным в срок при прибытии на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока его доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов и контейнеров с грузом для выгрузки произошла: 1) вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам; 2) так как не внесены плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи; 3) вследствие иных зависящих от грузополучателя причин. Об этих фактах составляется акт общей формы (ст. 33 УЖТ).

Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения в сохранности относится к числу тех, которые непосредственно служат достижению общей цели перевозки. Одной из мер по выполнению данной обязанности является опломбирование перевозчиком вагонов и контейнеров ЗПУ. Но эта обязанность возлагается на перевозчика только при условии, что он осуществлял погрузочные работы.

При опломбировании вагонов и контейнеров перевозчик должен соблюдать требования к ЗПУ. Эти требования, а также перечень грузов, перевозка которых допускается в вагонах, контейнерах без ЗПУ, установлены федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Со своей стороны, перевозчик устанавливает типы применяемых при опломбировании ЗПУ, порядок их учета, хранения и утилизации.

В тех случаях, когда вагоны и контейнеры вскрываются для досмотра таможенными органами или другими органами государственного контроля, они опломбируются новыми ЗПУ, о чем перевозчик делает отметку в транспортной железнодорожной накладной.

Особенность обязанности по выдаче груза заключается в следующем. Согласно УЖТ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем его доставки в пункт назначения. Делается это перевозчиком письменно или по телефону. Факт передачи уведомления регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной и дорожной ведомости в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258). Правовые последствия ненадлежащего исполнения перевозчиком этой обязанности заключаются в освобождении грузополучателя от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение груза до момента получения уведомления о его прибытии [1] .

На перевозчика возлагается также обязанность уведомлять грузополучателя и владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи, если иное не предусмотрено соглашением сторон. На железнодорожном транспорте весьма распространено заключение договора о предварительной информации грузополучателя о подходе в его адрес груза. В связи с этим перевозчик обязан предоставлять такую информацию в оговоренные сроки.

Последующие действия перевозчика связаны с обеспечением в соответствии со ст. 21 УЖТ выгрузки груженых контейнеров из вагонов за счет грузополучателя с ее оплатой по соглашению сторон и передачей груза грузополучателю. На железнодорожной станции назначения он вручает грузополучателю груз и транспортную железнодорожную накладную. Согласно ст. 41 УЖТ перевозчик должен проверить состояние, массу и количество мест груза в случаях:

  • – прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными ЗПУ или с ЗПУ попутных железнодорожных станций;
  • – прибытия груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
  • – прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке в открытом железнодорожном подвижном составе;
  • – прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
  • – прибытия груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;
  • – выдачи груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.

Как указано в Правилах выдачи грузов на железнодорожном транспорте [2] , в случаях отсутствия обстоятельств, предусматривающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой, предусмотренной ст. 41 Устава, такие грузы выдаются без проверки (п. 5 подп. 5.1 –5.6).

Что касается документационного подтверждения выдачи груза с проверкой перевозчиком, то им в памятке приемосдатчика делается отметка о наличии обстоятельств, подтверждающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика [3] .

Права перевозчика. Перевозчик вправе при приеме груза к перевозке проверить достоверность сведений о массе груза, его свойствах, а также других данных, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной. При обнаружении искажений указанных сведений решается вопрос об ответственности грузоотправителя (ст. 27 УЖТ).

Перевозчик имеет также право принять решение об изменении порядка оплаты перевозки. По письменному ходатайству грузоотправителя он может дать согласие на осуществление всех расчетов за перевозку (в том числе и оплаты перевозки, которая обычно производится до момента приема груза перевозчиком) на железнодорожной станции назначения.

Другие публикации:  Согласно конституции рф человек имеет право на ответы

Следующее право перевозчика касается ситуаций, связанных с несвоевременными расчетами за перевозку по вине грузоотправителя или грузополучателя. В этих случаях перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством.

В процессе осуществления перевозки перевозчик может переадресовать груз, если получит письменное заявление грузоотправителя или грузополучателя о переадресовке (ст. 31 УЖТ) [4] . Решение перевозчика о переадресовке груза с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения принимается после согласования заявления с владельцем инфраструктуры в течение не более двух суток. Переадресовка груза может производиться как в пути следования, так и на станции назначения. В пути следования переадресовка осуществляется по первоначальным перевозочным документам, а на станции назначения – по новым перевозочным документам. В соответствии с Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 44 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258), перевозчик не вправе осуществить переадресовку груза с признаками порчи, повреждения, недостачи, с неисправными ЗПУ, нарушением температурного режима, а также при наличии актов, составленных в пути следования (п. 16).

Возможно принятие решения об изменении пункта назначения без согласования с грузоотправителем или грузополучателем в случаях, установленных законом. Речь идет о ситуациях, когда перевозка грузов угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и экологической безопасности. После принятия решения перевозчик должен незамедлительно уведомить об этом грузоотправителя и грузополучателя (ч. 2 ст. 31 УЖТ).

В пути следования перевозчик может на договорной основе предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес груза.

На завершающем этапе перевозочного процесса при невозможности выдачи груза грузополучателю перевозчик вправе принять в отношении такого груза указанные в УЖТ меры. В частности, в случае отсутствия грузополучателя на железнодорожной станции назначения и непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение 10 суток, а о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов – в течение четырех суток, перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за его счет. При невозможности возврата груза перевозчик может его реализовать в порядке, предусмотренном УЖТ (ч. 6 ст. 34).

Такие же действия он вправе предпринять в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку (если по договору он осуществляет ее оплату) и иных причитающихся перевозчику платежей.

При передаче груза грузополучателю перевозчик может на основании отдельного договора принять участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест в случае своевременной доставки груза без признаков недостачи и повреждения.

Перевозчик вправе увеличить размеры взимаемых с грузополучателя сборов и платежей при несвоевременной выгрузке грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременном вывозе грузов с железнодорожных станций, в частности: а) сбора за хранение выгруженных грузов, контейнеров – до пятикратного размера этого сбора; б) платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем на 24 часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях – до двукратного размера указанной платы. О принятом решении перевозчик уведомляет указанных лиц в письменной форме.

В случаях если грузополучатель не выполняет возложенные на него УЖТ обязанности по очистке внутри и снаружи вагонов и контейнеров, снятию приспособлений для крепления грузов, приведению в исправное техническое состояние несъемных инвентарных приспособлений для крепления грузов, промывке и ветеринарно-санитарной обработке вагонов, когда это необходимо, перевозчик имеет право не принимать от грузополучателя после выгрузки или слива груза вагоны и контейнеры впредь до выполнения указанных требований. При этом с грузополучателя взимается плата за пользование вагонами и контейнерами за все время их задержки.

Обязанности и права грузоотправителя, грузополучателя. Основная обязанность грузоотправителя заключается в оплате перевозки груза. Плата должна вноситься до момента принятия груза для перевозки. Вместе с тем в отличие от других транспортных законов (за исключением КТМ) УЖТ регулирует ситуацию, когда оплату перевозки осуществляет грузополучатель. В соответствии со ст. 30 УЖТ грузоотправитель может обратиться к перевозчику в письменной форме с предложением, согласованным с грузополучателем, о внесении платы за перевозку груза и иных причитающихся платежей грузополучателем на железнодорожной станции назначения. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляет грузополучатель. При выявлении обстоятельств, влекущих необходимость перерасчета стоимости перевозки и иных платежей и штрафов, он может производиться как до, так и после выдачи груза.

На практике между грузоотправителем и грузополучателем иногда возникают споры по поводу возврата суммы, переплаченной перевозчику. На этот счет в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что при рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевозчику грузоотправителем, следует учитывать, что грузополучатель, выявивший факт переплаты, не вправе требовать от перевозчика возврата суммы, излишне уплаченной грузоотправителем. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем перевозчику в порядке, предусмотренном УЖТ (п. 19).

В рамках выполнения грузоотправителем обязанности по расчетам за перевозку груза законодатель особое внимание уделяет вопросу своевременности внесения провозных платежей. Установлен ряд правовых мер воздействия на нарушителей этого требования вплоть до уплаты процентов на сумму просроченного платежа.

На железнодорожном транспорте оплата перевозок грузов осуществляется с использованием Технологического центра по обработке перевозочных документов (ТехПД), если стороны заключили договор о производстве расчетов через указанный Центр.

В связи с осуществлением сторонами через ТехПД расчетов по железнодорожным грузовым перевозкам ВАС РФ дал разъяснения о порядке использования перевозчиком перечисленных грузоотправителем сумм в качестве платы за оказанные услуги, связанные с перевозкой, и правах грузоотправителя (грузополучателя) на оспаривание необоснованного их использования. Согласно указанным разъяснениям, «если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД» (п. 21). При этом «если перевозчик использовал предварительно перечисленные ему грузоотправителем (грузополучателем) суммы в погашение задолженности за перевозки, по которым истек срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава, требования грузоотправителя (грузополучателя) о возврате такой суммы подлежат удовлетворению» (п. 22).

Грузоотправитель вправе взыскать с перевозчика проценты за пользование чужими денежными средствами, как это предусмотрено ст. 395 ГК, независимо от того, какой иск был предъявлен: о внесении изменений в записи на лицевом счете в ТехПД либо о взыскании соответствующей суммы.

При заключении договора перевозки груза железнодорожным транспортом составляется транспортная железнодорожная накладная. Оформление этого документа возлагается на грузоотправителя. В соответствии с УЖТ он должен представить перевозчику на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную. Этот документ составляется в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Порядок заполнения железнодорожных транспортных документов грузоотправителем регулируется Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (далее в данной главе – Правила заполнения перевозочных документов).

Следующая обязанность грузоотправителя касается обеспечения сохранности груза в пути следования. Имеется в виду организация сто сопровождения. Определенные грузы требуют сопровождения в пути следования. Их перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрану таких грузов обеспечивает грузоотправитель (грузополучатель). Сама перевозка грузов с сопровождением осуществляется в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (в ред. приказа Минтранса РФ от 22.12.2008 №216).

В процессе перевозки груза может создаться ситуация, требующая от грузоотправителя корректировки договора перевозки груза, в частности, касающаяся условий его доставки. Речь идет об изменении места доставки груза или адресата (грузополучателя). Законодатель предоставляет грузоотправителю такое право при условии, что груз еще не вручен грузополучателю. Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом вся процедура переадресовки груза грузоотправителем строго формализована. Она начинается с подачи грузоотправителем письменного заявления перевозчику, который согласовывает решение о переадресовке груза с владельцами инфраструктур. Если груз находится под таможенным контролем, переадресовке предшествует согласие соответствующих таможенных органов. Одновременно устанавливается наличие согласия предполагаемого грузополучателя на прием груза. Принимаемые решения перечисленных лиц фиксируются в соответствующих документах. Такая формализация всей процедуры хотя и усложняет процесс переадресовки груза, однако служит гарантией соблюдения прав участников переадресовки.

В связи с этим в специально принятых Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транспорте детально регламентируются содержание письменного заявления грузоотправителя, порядок оформления транспортных документов, осуществления расчетов при переадресовке [5] . В случае договоренности между сторонами об электронном обмене документами заявление может быть передано перевозчику в электронном виде. К заявлению должно быть приложено согласие нового грузополучателя на прием груза.

Все расходы перевозчика в связи с переадресовкой груза возмещаются грузоотправителем (грузополучателем), по инициативе которых осуществляется переадресовка, в соответствии с договором.

Что касается обязанностей грузополучателя, то помимо уже рассмотренных, а также типовых его обязанностей но приему и вывозу груза, окончательным расчетам за перевозку, очистке вагонов, контейнеров, он обязан вносить плату перевозчику за пользование его вагонами, контейнерами в двух случаях: 1) за время их нахождения у него либо за время ожидания их подачи по причинам, зависящим от него; 2) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, при условии, что задержка привела к нарушению срока доставки груза (ч. 1,3 ст. 39 УЖТ).

Форма договора. Договор перевозки груза железнодорожным транспортом оформляется транспортной железнодорожной накладной. В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 – оригинал накладной; лист 2 – дорожная ведомость; лист 3 – корешок дорожной ведомости; лист 4 – квитанция о приеме груза (п. 1.3).

Из них только лист 1 – оригинал накладной – в части данных, относящихся в основном к грузу, заполняется грузоотправителем, после чего передается перевозчику для дальнейшего заполнения.

Требования к оформлению накладной грузоотправителем закреплены в специальном разделе «Заполнение накладной грузоотправителем» указанных Правил. Все данные, включаемые грузоотправителем в соответствующие графы, должны содержать полную и точную информацию. За искажение наименования груза, особых отметок, сведений о грузе, его свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозки или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправитель песет ответственность, предусмотренную УЖТ.

Правила заполнения перевозочных документов содержат запрет подчисток и помарок в этих документах. Если возникает необходимость изменения сведений, вносимых грузоотправителем, он должен заполнить новый бланк документа (п. 1.11).

Цена договора имеет ту особенность, что в связи с публичным характером договора перевозки груза железнодорожным транспортом его цена устанавливается только тарифами, принятыми в установленном порядке. Оплачиваемые при перевозке сборы за выполнение дополнительных операций или работ не включаются в тарифы. Утвержденные тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги публикуются в тарифных руководствах.

Срок договора отсчитывается от даты приема груза для перевозки и до расчетной даты истечения срока его доставки грузополучателю. Сроки доставки грузов и порядок их исчисления устанавливаются правилами, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Существуют особенности перевозок железнодорожным транспортном отдельных видов грузов и способов перевозки. Речь идет о скоропортящихся грузах, подкарантинных грузах, грузах, перевозимых в открытом подвижном составе, насыпью и навалом, на особых условиях, с объявленной ценностью, с сопровождением и охраной, в транспортных пакетах, смерзающихся грузах, отправительскими маршрутами, группами вагонов по одной накладной, в специализированных контейнерах, мелкими отправками, грузах, подконтрольных Госветнадзору и некоторых других. Для каждой из перечисленных перевозок установлены специальные правила [6] .

  • [1] Пункт 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 29 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.20l 1 № 258) (далее – Правила выдачи грузов).
  • [2] Приказ МПС России от 18.06.2003 № 29 (в ред. приказа Минтраса России от 03.10.2011 № 258).
  • [3] Пункт 10 Правил выдачи грузов.
  • [4] Действия грузоотправителя, инициирующего переадресовку груза, рассматриваются при анализе его прав.
  • [5] Пункты 4, 9, 21 Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 44 (в ред. от 03.10.2011 № 258).
  • [6] См.: Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 37 (в ред. приказа Минтранса России от 14.09.2011 № 244); Правила перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 36; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утв. приказом МПС России от 16.06.2003 № 19 (в ред. приказа Минтранса России от 19.08.2009 № 138); Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утв. приказом МПС России от 16.06.2003 № 22; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 41; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 40; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (в ред. приказа Минтранса России от 22.12.2008 № 216); Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных пакетах, утв. приказом МПС России от 17.06.2003 № 23; Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 05.04.1999 № 20Ц (в ред. приказа Минтранса России от 12.12.2008 № 211); Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 29.03.1999 № 10Ц (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258); Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 32 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258); Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 31; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 33; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 34.