Договор на водителя без экипажа

21.06.2018 Выкл. Автор admin

Как правильно оформить договор субаренды ТС с экипажем?

Добрый день. Лучше оформить договор субаренды с экипажем между юридическими лицами или оформить договор субаренды без экипажа и отдельно договор оказания услуг с водителем? Чтобы в ИФНС не возникло вопросов

Ответы юристов (1)

Гражданский кодекс предлагает на выбор два варианта оформления аренды транспортного средства: с экипажем и без.

При аренде автомобиля с экипажем арендодатель не только предоставляет арендатору за плату транспортное средство, но и оказывает своими силами услуги по его управлению и технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). При этом на арендодателя возложена обязанность по поддержанию надлежащего состояния транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт (ст. 634 ГК РФ), по страхованию (ст. 637 ГК РФ).

Если же транспортное средство предоставляется в аренду без оказания услуг по его управлению и технической эксплуатации (аренда без экипажа), обязанности по поддержанию надлежащего технического состояния транспортного средства (в том числе осуществление текущего и капитального ремонта), а также его страхованию возлагаются на арендатора (ст. 644—646 ГК РФ).

В качестве арендодателя транспортного средства могут выступать как сторонние лица (в том числе физические), так и собственные сотрудники.

Таким образом, организации предстоит определиться:

— у кого арендовать автомобиль: у сторонней организации (физического лица) либо у собственного сотрудника;

— арендовать авто с экипажем или без.

Аренда автомобиля с экипажем у сторонней организации (физлица)

Аренда автомобиля с экипажем у сторонней организации (физического лица) является наиболее затратным вариантом для арендатора. Ведь, как указывалось выше, текущий и капитальный ремонт в данном случае осуществляет арендодатель, поэтому в стоимость аренды он будет закладывать и возможные свои затраты на ремонт. Кроме того, в состав арендной платы входит оплата услуг по управлению автомобилем. Так как арендодатель заинтересован в получении прибыли, стоимость этих услуг он будет рассчитывать исходя из максимальной загрузки водителя. Иными словами, стоимость услуг по управлению автомобилем будет включать в себя как минимум полную зарплату водителя за месяц и налоги, уплачиваемые с нее. Поскольку водитель подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся только коммерческой эксплуатации транспортного средства, организация-арендатор не сможет в свободное от разъездов время поручить ему выполнение каких-либо иных поручений (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации (немногочисленные служебные разъезды) данный вариант оформления арендных отношений является для организации-арендатора невыгодным с экономической точки зрения. Ведь даже если у организации нет в штате водителя (или сотрудника, имеющего водительские права), она сможет за те же деньги, которые уплачиваются арендодателю в счет оказания услуг по управлению транспортным средством, принять на работу водителя со стороны и поручить ему в свободное от разъездов время выполнение каких-либо иных служебных обязанностей.

Аренда автомобиля без экипажа

При аренде автомобиля без экипажа стоимость аренды будет ниже, поскольку она не включает в себя услуги по его управлению, а также компенсацию возможных затрат арендодателя на его ремонт. Затраты на управление автомобилем своими силами также будут ниже, поскольку у организации есть возможность оптимизировать их (например, сотрудник организации, имеющий водительские права, может совмещать свои обязанности с выполнением обязанностей водителя, получая за такое совмещение некоторую доплату).

Поскольку затраты на текущий и капитальный ремонт при данной форме аренды автомобиля несет арендатор, перед заключением договора необходимо тщательно проверить техническое состояние арендуемого авто. В противном случае затраты на ремонт могут перечеркнуть всю экономию.

В целях налогообложения прибыли арендная плата включается в состав прочих расходов.

Если автомобиль арендуется у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация-арендатор, по мнению Минфина России, признается налоговым агентом в отношении арендных выплат и должна удержать с них НДФЛ

Арендовать автомобиль организация может не только у сторонних лиц, но и у своих сотрудников. При осуществлении немногочисленных служебных разъездов такой вариант является наиболее предпочтительным.

Стоимость аренды транспортного средства в этом случае как правило будет ниже, чем при аренде авто у сторонних лиц. Ведь сотрудник, предоставляя автомобиль в аренду, в нерабочее время может продолжать пользоваться им. Например, он приезжает на работу на своем автомобиле, предоставляет его для служебных разъездов в рабочее время, а по окончании рабочего дня на нем уезжает домой.

Арендовать автомобиль у сотрудника можно как с экипажем, так и без.

Если во время служебных разъездов автомобилем будет управлять другой сотрудник, заключается договор аренды без экипажа.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор найма водителя

Здравствуйте, какой договор можно заключить с водителями для работы на авто компании. У нас ооо занимается сдачей авто в аренду под такси. сейчас хотим нанять водителей и отправить работать в Яндекс такси.

Ответы юристов (12)

Вам лучше всего подойдет агентский договор на поиск клиентов для водителей, по которому Вы ищите им клиентов и передаете заявки на заказы.

В этом случае Вы не будете уплачивать за водителей ни налоги, ни взносы:

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)ГК РФ Статья 1005. Агентский договор
1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
2. В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
Вопрос: О выполнении ИП функций налогового агента по НДФЛ при перечислении денежных средств по агентскому договору.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 2015 г. N 03-04-05/64323
В связи с обращением по вопросу исполнения индивидуальным предпринимателем обязанностей налогового агента при перечислении физическим лицам денежных средств сообщаем, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим для получения необходимой информации по указанному в обращении вопросу в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) следует обратиться в налоговый орган по месту жительства (учета).
Одновременно сообщаем следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются, в частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
Вместе с тем индивидуальный предприниматель не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам по агентскому договору, в случае если индивидуальный предприниматель, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
09.11.2015

Уточнение клиента

Дмитрий, агентский договор мы заключаем с водителями на своих авто, здесь цель договора обезопасить себя с помощью договора. В штат не хотим брать т.к большая текучка.

22 Февраля 2017, 17:36

Есть вопрос к юристу?

если водителей в штат не берете, т.е. они не заключают с Вами трудовой договор, то заключаете договор аренды транспортного средства без экипажа

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

Если Вы хотите именно нанять, то выходит речь может идти о трудовом договоре. Если же Вы именно этим водителям сдаете в аренду автомобили, то и заключайте договор аренды. В чем вопрос состоит?

Прошу прощения, не поздоровался.

То есть Вам сначала следует определиться какие отношения Вас будут связывать с привлекаемыми водителями, а потом уже можно будет говорить о конкретных договорах. Судя по тому, что Вы написали более всего подходит договор аренды транспортного средства, но в этом случае водитель сам будет волен решать каким образом ему использовать этот автомобиль — главное вовремя вносить арендную плату.

Уточнение клиента

Юрий, в аренду авто мы сдаем и заключаем договор аренды, сейчас требуется заключить договор найма (могу ошибаться в названии договора) с материальной ответственностью. Трудовой договор не хотим так как сильная текучка. Водитель будет работать 50/50 от выручки + бензин на водителе.

Другие публикации:  Этические комитеты Этическая экспертиза клинических исследований

22 Февраля 2017, 17:34

Здравствуйте, уважаемый Цой!

Вы собираетесь нанять водителей для временной работы, ограниченной каким то сроком небольшим, или постоянной?

Если для постоянной, то речь идет о трудовых отношениях: то есть, следует заключать трудовой договор согласно ТК РФ.

При этом (если речь пойдет о трудовом договоре), обращаю Ваше внимание на ст. 188 ТК РФ, возлагающую обязанности на работодателя по возмещению расходов, связанных с использованием работников в трудовых целях личного автотранспорта:

При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация
за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта,
оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих
работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового
договора, выраженным в письменной форме.

Ещё обращу Ваше внимание на то, что при заключении трудового договора — это требование обязательно в силу закона и не может быть отменено договорными соглашениями.

С уважением, Р. Хайдрих.

Уточнение клиента

Не для постоянной.

22 Февраля 2017, 17:41

можно заключить договор аренды и договор оказания Вами информационных услуг, если Вы будете передавать заказы им, т.е. правоотношения с Яндекс такси у Вас, а не сами водители с ними вступают в отношения.

гражданско-правовой договор заключить, конечно, можно, но он несет определенный риск признания его трудовым.

Илья, а почему в договоре аренды не предусмотреть именно такой порядок расчета арендной платы? Материальная ответственность у Арендатора есть, расчет будете делать. Что Вас беспокоит?

— Все таки, как справедливо отметил уважаемый коллега Чернобавский, существенно снизить риски со стороны проверок и штрафов позволит заключение трудового договора.

гражданско-правовой договор заключить, конечно, можно, но он несет определенный риск признания его трудовым. Чернобавский Дмитрий

А вопрос текучки кадров предлагаю решить по старой и обкатанной схеме с примененеим ст. 70 ТК РФ (испытательный срок):

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что
работник принят на работу без испытания. В случае когда работник
фактически допущен к работе без оформления трудового договора (часть
вторая статьи 67 настоящего Кодекса), условие об испытании может быть
включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде
отдельного соглашения до начала работы.

С уважением, Райнхард Хайдрих.

Я понимаю, но Вам для этого как раз и пойдет агентский договор — не важно на своих они авто или на Ваших. Просто если они на Ваших авто Вам дополнительно к агентскому договору надо заключить с ними договор аренды авто.

Уточнение клиента

Вы можете составить эти два договора? Сколько будет стоить?

23 Февраля 2017, 14:17

Илья, добрый день.

Хотелось бы немного дополнить ранее данный ответ и подвести некий итог консультации:

Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями (ст. 1005 ГК РФ), сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Яндекс такси/Убер/Гетт, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси.

С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для работы с ними по агентскому договору регистрировать им ИП не требуется.

Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит Вам:

1. Платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям.

2. Не платить налоги и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей.

Отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора:

1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно. В договоре прописывается, что Вы агент и прописывается Ваше вознаграждение.

2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре прописывается, что он заключается путем обмена сканами.

3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди партнеров Убер/Яндекс такси/Гетт — Вы размещаете у себя на сайте договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Далее когда водитель регистрируется у Вас на сайте, то он там ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договор между Вами считается заключенным.

От себя добавлю, что все партнеры указанных агрегаторов, кто уже разобрался в наиболее оптимальной и безопасной схеме работы, работают по агентскому договору и никто не платит налоги за водителей, при этом все спокойно отчитываются перед налоговой и никаких вопросов от налоговой не возникает, налог все платят только со своего вознаграждения.

Я лично писал несколько запросов в различные местные налоговые разных регионов и по этому вопросу всегда ответ был один — налоги Вы платите только с суммы своего агентского вознаграждения, налоги за водителей не платите. (они сами должны подать 3 НДФЛ и оплатить налог 13% с дохода, но это уже Вас не касается).

Есть конечно и случаи доначисления налогов партнерам со стороны налоговой, наиболее распространенные случаи доначисления — это перечисление денег водителям не с р/с, а путем вывода сначала себе на карту, а уже потом перевод со своей карты денег водителям (налоговая говорит раз вывели себе на карту — значит это все доход ИП), а также перевод денег не самому водителю, а третьему лицу (по просьбе водителя — жене/родственнику и т.д., например, когда у водителя заблокированы счета по долгам) без наличия соответствующего заявления со стороны водителя о переводе денег по его просьбе третьему лицу, правда и в этих случаях можно отбиться, если грамотно сформировать позицию и все перечисления водителям действительно имели место.

То есть Вам главное, чтобы у Вас была грамотно выстроена схема документооборота и перечисления денег водителям, все документы были в порядке и соответствовали закону и тогда в этой части никаких проблем у Вас не будет.

Отмечу также, что Вам нужны будут следующие коды ОКВЭД:
1) 49.32
Деятельность такси
Эта группировка также включает:
— аренду легковых автомобилей с водителем
2) 62.09
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
Эта группировка включает:
— прочие информационные технологии, связанные с работой на компьютере, не включенные в другие группировки, в том числе: предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения
Эта группировка не включает:
— установку специализированных цифровых и аналоговых компьютеров, см. 33.20;
— разработку компьютерного программного обеспечения, см. 62.01;
— консультирование в области компьютерных систем, см. 62.02;
— управление компьютерными техническими средствами, см. 62.03;
— обработку данных и хостинг, см. 63.11

Дополню, что вопрос Ваш не первый, рекомендую также ознакомиться с ответами юристов за следующие похожие вопросы:

Трудовой договор

Здравствуйте! Подскажите как составить ИП трудовой договор с водителем, при том что автомобиль работника. Или трудовой договор с водителем, а его авто как то в аренду брать? Или можно всё в один договор «впихнуть»??

Ответы юристов (4)

Нужно заключить 2 договора, один трудовой на определенный срок с водителем и договор аренды авто с условиями оплаты например топлива и запчастей для ремонта, либо ежемесячно в определенной сумме.

Есть вопрос к юристу?

Если вы действительно хотите заключить трудовой договор с водителем авто, тогда Вам придётся отдельно оформить трудовой договор и отдельно — договор аренды транспортного средства, как это регламентировано в ГК РФ:

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг

по управлению и технической эксплуатации

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

Статья 643. Форма договора аренды транспортного средства без экипажа

Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса.

Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства

Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Статья 645. Обязанности арендатора по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации

Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Статья 647. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

1. Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.

2. Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

Другие публикации:  Федеральный закон no 122 от 220804

Может быть, есть смысл подумать о другой форме сотрудничества — аренда транспортного средства с экипажем, тогда все расходы, связанные с эксплуатацией и ремонтом транспортного средства, несёт арендодатель.

Уточнение клиента

вот я это и имела в виду-аренда транспортного средства с экипажем! Я ведь беру на работу водителя с его личным авто, на котором он сам и будет работать! Так как лучше это оформить? И есть тагда образец такого договора?

12 Февраля 2015, 19:26

Попробуйте заключить договор в прилагаемой форме.

Уточнение клиента

Т.е. этот договор будет являться аналогом трудового договора? Когда в ПФР ИП будет регистрироваться как работодатель, трудовой договор составлять не нужно будет, а достаточно предоставить договр аренды авто с экипажем?

12 Февраля 2015, 19:43

Думаю, что да, трудовой договор в данном случае составлять не нужно, достаточно договора аренды, подтверждающего гражданско-правовые отношения с владельцем авто.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Аренда транспортного средства без экипажа у сотрудника

Задача: принять на работу в интернет-магазин водителей-курьеров с собственными грузовыми автомобилями (Газель и аналогичные). Обязанности водителей: доставка и передача товаров клиентам, прием денежных средств, работа с мобильными кассовыми аппаратами. Проблемы: нет возможность организовывать предрейсовый медицинский осмотр водителей, предрейсовый технический осмотр автомобилей; налоговая оптимизация законными и безопасными средствами, а именно: полагаем, что значительная часть стоимости услуг водителя со своим автомобилем является компенсацией за использование автомобиля и не должна облагаться взносами в фонды.

Предлагаемое решение: заключить с водителем три договора:

1. Трудовой договор с курьером-кассиром без обязанностей водителя; по этому договору будут исполняться обязанности курьера (доставка и передача товаров), кассира (работа с наличной выручкой, кассовым аппаратом), будет выплачиваться зарплата, НДФЛ, взносы в фонды;

2. Гражданско-правовой договор управления автотранспортным средством, по этому договору наше предприятие будет налоговым агентом исполнителя, будет платить НДФЛ и взносы в фонды. Обязанности проведения предрейсовых мед. и тех. осмотров будет возлагаться на водителя. Поскольку сумма договора будет незначительная, а налоги будут уплачиваться те же, что и при заключении трудового договора — риск интереса ИФНС к переквалификации такого договора в трудовой полагаем ничтожными. Цель заключения этого договора отдельно от трудового — возложение обязанностей эксплуатанта транспортного средства на лицо, фактически управляющее транспортным средством;

3. Договор аренды транспортного средства без экипажа. Будет оплачиваться арендная плата за автомобиль, НДФЛ; страховые взносы по договору аренды не начисляются. Страхование, техническое обслуживание, ремонт, приобретение ГСМ по договору будут осуществляться силами и за счет арендодателя. Расходы арендатора по этому договору будут учитываться при исчислении налога на прибыль.

— применима ли такая схема, отвечает ли она поставленным задачам, верно ли оценены налоговые последствия;

— указать на проблемы, риски;

— удается ли таким образом снять ответственность с арендатора транспортного средства за тех. и мед. осмотры, страхование, риски при ДТП;

— какие нюансы при заключении договоров, оформлении документов по договорам следует учесть, чтобы предотвратить риски при проверке налоговыми органами (переквалификация в трудовой договор, отказ в приеме к учету расходов, признание сделок ничтожными и др.);

— известно ли вам об использовании на практике такой схемы предпринимателями; известны ли вам альтернативные схемы, отвечающие тем же требованиям.

Ответы юристов (10)

На мой взгляд данная схема выглядит крайне опасной. Высока вероятность переквалификации всех этих договоров в трудовые отношения, поскольку по сути, водители будут исполнять именно трудовые функции курьеров-экспедиторов.

Верховный суд РФ отказал заявителю в передаче дела в президиум, а постановлением АС ВСО от 27.10.2016 № Ф02-5659/2016 действия налоговиков по переквалификации взаимоотношений даже не просто с физлицами, а с ИП на УСН были признаны правильными.

С тем, какие условия позволили судам прийти к выводу о наличии трудовых отношений можно ознакомиться в описании этого дела:

При этом мне представляется, что цель, который Вы намереваетесь таким образом достигнуть, т.е. перенести бремя ответственности по эксплуатации транспорта на физлицо, достигнута не будет. Любая проверка ГИТ — государственной инспекции по труду, возможно инициированная любым из этих лиц (водителей) придет к выводу о том, что между сторонами сложились именно трудовые отношения, со всеми вытекающими отсюда последствиям в том, числе и в части обеспечения надлежащих условий труда.

Возможно у коллег будет другое мнение.

Уточнение клиента

Юрий, добрый день, спасибо за внимание к вопросу. В приведённом вами примере речь идёт о переквалификации договоров с ИП в трудовые. В нашем случае мы не приобретаем необоснованную налоговую выгоду, заменяя трудовые отношения предпринимательскими. Один из договоров, предлагаемых в нашей схеме и так трудовой, второй — гражданско-правовой, но не дающий нам налоговой выгоды, налоги и взносы там такие же. Третий договор — договор аренды транспортного средства, это не притворная сделка, транспортное средство будет действительно предоставляться, это имеет рыночную стоимость, бесплатно за зарплату водителя нам автомобиль никто не предоставит, сделки аренды автомобилей у сотрудников упоминаются в письмах Минфина. Можете ли что-либо добавить ввиду этого? Известна ли вам практика переквалификациям в трудовые отношения договоров аренды автомобилей, почему такое может случиться, что надо предусмотреть?

24 Июня 2018, 16:05

Есть вопрос к юристу?

здравствуйте, Сергей.Согласна с коллегой относительно того, что предложенная вами схема ни в одном варианте не приемлима. но существует агентский договор и договорные отношения с транспортными компаниями

Прежде всего, следует отметить, что договор аренды транспортного средства без экипажа при том, что владелец транспортного средства будет работать водителем и будет находится за рулем транспортного средства сразу же вызывает массу нареканий и со стороны ГИБДД, так и со стороны налоговой и трудовой инспекций. Обратите внимание, что все три договора противоречат друг другу.

удается ли таким образом снять ответственность с арендатора транспортного средства за тех. и мед. осмотры, страхование, риски при ДТП

К сожалению, нет.

Поэтому, предпочтительно и наиболее законно все-таки смотрится договор аренды ТС с экипажем.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Во-вторых. Проведение предрейсового медосмотра при наличии в организации нескольких водителей является обязательным условием, иначе на штрафах Вы потеряете намного больше. Читаем КоАП РФ. В случае, если у организации нет штатных специалистов, то это дело передается на аутсорсинг.

Статья 11.32.. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств… — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Далее, если водитель будет ездить за рулем, то он должен считаться водителем, если он ездит за рулем автомобиля, принадлежащего ему, то все вышеназванные договоры создадут путаницу в определении его. Иначе никак. Все иные варианты считаю неприемлемыми и идущими в разрез с законом.

Поэтому, лучше всего составить договор, соответствующий статье 632 ГК РФ, заключить договор со сторонней организацией о предрейсовом медосмотре водителей и тогда большинство вопросов снимается. В противном случае на различного рода штрафах Ваша организация не только не сэкономит, но и, наоборот влетит в копеечку.

Всего Вам наилучшего!

Уточнение клиента

Екатерина, добрый день, спасибо за внимание к моему вопросу. В соответствии со ст. 635 ГК РФ, члены экипажа (арендуемого с экипажем транспортного средства) являются работниками арендодателя. Многие комментаторы из этого делают вывод, что заключать договор аренды транспортного средства с экипажем может лишь предприниматель или юридическое лицо.

В нашем случае стороной договора будет наш работник — собственник транспортного средства. Мы можем предложить ему зарегистрироваться в качестве предпринимателя или заключить с ним договор аренды транспортного средства с экипажем как с физическим лицом — в обоих случаях, я считаю, что у договора появятся критические уязвимости — у ИФНС будет основание требовать признания такого договора трудовым (явная подмена трудовых отношений гражданско-правовыми) и в то же время будет экономический смысл — перспектива доначисления значительных сумм налогов / взносов в фонды. В инструкциях ИФНС по планированию контрольных мероприятий ясно указывается, что должны учитываться возможности доначисления достаточных сумм налогов. В то же время договор аренды транспортного средства без экипажа не является подменой трудовых отношений, так как его смысл — предоставление во временное владение и пользование транспортного средства, а не выполнение функций, похожих на трудовые. Минфин РФ выпускал рекомендации по бухучету операций по договорам аренду транспортных средств у сотрудников, что говорит о согласии налоговых органов с такой схемой оформления отношений.

Договор же по оказанию услуг управления транспортным средством хоть и имеет признаки трудового, но его сумма будет невелика, налоги и взносы по нему будут уплачиваться такие же, как и по трудовому, таким образом, интерес ИФНС с точки зрения доначисления налогов к такомау договору отсутствует. При этом я понимаю, что остаются вопросы с обязанностями эксплуатанта транспортного средства (тех. и мед. осмотры, страхование, риски при ДТП и тому подобное).

Могли бы вы уточнить свою позицию с учетом изложенного, и, если есть такая возможность, дать реальные, практически применимые рекомендации по минимизации перечисленных рисков?

24 Июня 2018, 18:45

Уточнение клиента

Спасибо, буду учитывать ваше мнение.

Другие публикации:  Ходатайство о назначении директора

24 Июня 2018, 20:15

1. С первым пунктом у вас проблем вроде бы нет.
2. Что касается второго, то существует риск того, что ваши отношения признают трудовыми.

В силу аб. 2 п. 2 ст. 1068 ГК РФ
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. На этот счет есть соответствующая судебная практика.

Определение ВАС РФ от 16.09.2013 N ВАС-12251/13 по делу N А50-1702/2013
Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что наличие фактических трудовых отношений между заявителем и лицом, которое было лишено прав, подтверждено материалами дела.

Тут речь идет о несколько другом нарушении, но ход мысли суда в вашем случае тоже будет примерно таким же. В этой ситуации у водителя с организацией тоже был заключен гражданско-правовой договор, однако суд счел этот договор трудовым.

будет платить НДФЛ и взносы в фонды 3. Страхование, техническое обслуживание, ремонт, приобретение ГСМ по договору будут осуществляться силами и за счет арендодателя.

Согласно статье 644 ГК РФ

Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства
Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Норма императивная (не допускающая отступлений). В связи с принятием пленума от 2014 г. «О свободе договора и о ее пределах», появилась возможность перелагать на арендодателя условие о ремонте и содержании имущества, однако практика все равно противоречива. Существуют решения, как допускающие возможность возложения таких обязанностей на арендатора (Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2009 N Ф09-10388/08-С3 по делу N А50П-709/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2008 N Ф03-4841/2008 по делу N А73-12577/2007-16, так и запрещающие:
(Постановление ФАС Поволжского округа от 28.12.2010 по делу N А55-2576/2010
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.2005 по делу N А28-20614/2004-574/9
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2002 N А28-3903/01-164/22
Постановление ФАС Московского округа от 22.03.2006 N КГ-А40/1980-06-1 по делу N А40-5033/05-22-51)

Поэтому если вы хотите таким способом оптимизировать затраты на проведение осмотров, единственный способ — это заключать договоры с водителями, зарегистрированными как ИП, то есть осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность. В этом случае нести всю ответственность по ст. 12.31.2 КоАП РФ будет именно такой предприниматель. Можно еще составлять краткосрочные договоры оказания услуг, выплачивая вознаграждения водителям нерегулярно и только согласно актам выполненных работ, но этот способ менее надежен, и переквалифицировать договор в трудовой могут даже и в этой ситуации.

Уточнение клиента

Николай, добрый день, спасибо за внимание к вопросу. Вы дали мне ответ по существу в части признания гражданско-правового договора трудовым. Ваши рекомендации и рекомендации некоторых ваших коллег сводятся к предложению заключить договоры с водителями — ИП. Но учитываете ли вы здесь риск переквалификации этих договоров в трудовые? Функционально деятельность этих водителей будет неотличима от трудовых отношений, у них будет на протяжении значительного периода времени один клиент — наша организация, экономический эффект от такой переквалификации для ИФНС значительный. Кроме того, мы хотим, чтобы курьеры пробивали кассовые чеки непосредственно на месте продажи, как того требует закон. Предлагали использовать для этой цели агентские договоры, но есть мнение, что агентские договоры являются предметом пристального внимание ИФНС. Готовы прокомментировать?

24 Июня 2018, 20:07

Отмечу, еще, что на основании подпункта 10 пункта 1 ст. 264 НК РФ, арендная плата за транспортное средство принимается в расходы для определения налогооблагаемой базы, что позволяет оптимизировать налогообложение.

Сергей, понимаете в чем дело. Проблема не в налоговых правоотношениях, хотя и тут тоже не все чисто — например при ГПД не уплачиваются взносы в ФСС и ФФОМС, а при трудовых отношениях — да. То есть не все ограничивается только НДФЛ и ПФР. Если посмотрите, то в приведенной ссылке довольно приличный перечень маркеров, которые могут позволить переквалифицировать данный договор в трудовой. И самая большая проблема, что поскольку это примерный перечень, то как посмотрит суд на эти отношения предугадать сложно. Ведь Вы же понимаете, что по большому счету вся эта схема довольно понятна и лежит на поверхности.Весь вопрос в том, кому это будет надо.

И вот тут мы приступаем к самому неприятному — в Вашей схеме есть звено, на которые Вы не можете рассчитывать. То есть сегодня Вашему этому «работнику» хорошо и он вполне себе работает. Но только он окажется в какой-то весьма критической ситуации — авария, утрата товара, еще что-то подобное, как тут же он будет утверждать, что он работает в Вашей организации и буквально под принуждением подписывал все эти договора, поскольку иначе его не брали на работу. И вот вся схема тут же начинает сыпаться. А в этом случае уже все и ГИБДД и ГИТ и ФНС, все тут как тут.

Я лично усматриваю в этой схеме существенный и неконтролируемый риск.

В таком случае все противоречия относительно признаков трудового договора во взаимоотношениях между организацией и ИП — снимаются. Если Вы заключаете договор аренды ТС с ИП, здесь не может быть трудовых отношений. ИП такой же субъект предпринимательской деятельности как и Вы. Кстати, и для ИП в этом случае есть отдельные недостатки правового характера

По поводу аренды транспортных средств у сотрудников — обратите внимание, что аренда ТС у сотрудника без экипажа, как правило в понимании налоговой и Минфина не предполагает, что этот работник будет работать фактически водителем на этом транспортном средстве, а числиться в организации в качестве (!!) курьера-кассира.

Поэтому все, что я написала выше остается в силе. Или же Вы можете заключить упомянутые Вами договора и применить Вашу схему, однако, юридического обоснования для нее нет. По-моему, большинство коллег также со мной согласны.

Уточнение клиента

Можете пояснить это со ссылками на документы или практику? Или это ваше индивидуальное мнение?

По поводу обязанностей сотрудника — речь не идет о фиктивных обязанностях, они действительно будут выполнять функции курьера и кассира по трудовому договору. Функции же управления автомобилем будут в данной схеме выполняться по гражданско-правовому договору, либо, если это будет признано нецелесообразным — также по трудовому договору.

24 Июня 2018, 19:59

Управление автомобилем арендодателем, когда есть договор аренды ТС без экипажа предполагает, что заключена притворная/мнимая сделка. статья 170 ГК РФ.

1. Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
2. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

При этом данная статья в предпринимательской деятельности означает административные и налоговые санкции, описанные мною выше…

Т.е. это я не выдумываю.

Отлично, надеюсь, что мы Вас убедили))

Да, риск переквалификации договора, даже с предпринимателем, есть, особенно в связи с недавним прецедентов, обозначенным в Определении от 27.02.2017 № 302-КГ17-382, но он все таки ниже, чем если вы будете заключать подобные договоры с физическими лицами. Полностью застраховаться от таких рисков у вас вряд ли получится. Но вы можете максимально нивелировать его, если будете следовать некоторым рекомендациям.

Во-первых, договор не должен содержать ссылок на обязанность исполнителя следовать правилам внутреннего трудового распорядка, не должна быть определена продолжительность рабочего дня, ни в коем случае не должны быть указаны виды социального страхования и отчисления во внебюджетные фонды за такого агента, которые были бы непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Отдельно в договоре стоить указать на то, что агент самостоятелен при определении приемов и способов выполнения порученных заданий. В договоре не должны быть установлены режим работы, график рабочего времени и т.д. И вообще стоит исключить любые определения, характерные для трудовых отношений (должность, профессия, квалификация, дата начала место работы, испытательный срок, премия, заработная плата и т.д.).

Если вы соблюдете все эти условия, маловероятно, что суд встанет на сторону налоговых органов, хотя все возможно.

Теперь про агентские договоры. Да, действительно налоговые органы часто обращают пристальное внимание на любые посреднические договоры, поскольку зачастую их используют для не совсем законной налоговой оптимизации, с целью создания фиктивного документооборота по операциям посредничества, которых в реальности не существовало. Но как правило, внимание налоговых органов привлекают совсем уж явные признаки противоправной деятельности вроде привлечения фирм-однодневок, не осуществляющих никакой хозяйственную деятельность, не имеющей в штате ни одного работника и какого-либо оборудования или транспортных средств, либо когда сама посредническая деятельность не имеет никакого экономического смысла. При этом они будут не сколько интересоваться возможностью переквалифицировать их в трудовые, сколько, по возможности, выявить фиктивный документооборот и начислить вам налог на прибыль. Поэтому важно в первую очередь именно на реальность сделок и на то, чтобы доказать их реальную хозяйственную обоснованность.
Резюмируя, откровенно скажу, что риски при работе с такими схемами есть, они довольно существенны и потери от них могут намного превысить выгоды от сокращения расходов на предрейсовые осмотры.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.