Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание

26.02.2018 Выкл. Автор admin

Статья 10. Срок передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание

Статья 10. Срок передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание

1. Срок пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливается индивидуально по отношению к семье и ребенку, определяется договором о передаче ребенка в семью патронатного воспитателя и указывается в срочном трудовом договоре с патронатным воспитателем.

2. Ребенок может находиться на патронатном воспитании до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.

По достижении ребенком возраста восемнадцати лет срок пребывания его в семье патронатного воспитателя может быть продлен в случае продолжения его обучения в общеобразовательном учреждении, но не более, чем до двадцати трех лет.

3. Предусматриваются следующие сроки пребывания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя:

на короткий период времени — на срок до шести месяцев;

на длительный срок — на срок свыше шести месяцев.

Помещение ребенка на длительный срок производится в случае, если не представляется возможность передачи ребенка на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью.

Статья 5. Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание

Статья 5 . Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание

См. форму договора о передаче ребенка на патронатное воспитание, утвержденную постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 9 марта 2007 г. N 323

1. Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание должен предусматривать срок, на который ребенок передается в семью патронатного воспитателя, условия содержания и воспитания ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, органа опеки и попечительства, учреждения, заключивших указанный договор, основания прекращения действия договора и иные условия.

2. Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание может быть расторгнут досрочно по инициативе патронатного воспитателя в случае его болезни, изменения семейного и имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком и по иным причинам с предварительным письменным уведомлением об этом учреждения, заключившего указанный договор о патронатном воспитании, и органа опеки и попечительства не менее чем за 10 дней.

3. Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание может быть расторгнут досрочно по инициативе учреждения, заключившего указанный договор о патронатном воспитании, в следующих случаях:

на основании устного или письменного обращения ребенка;

представления акта органа опеки и попечительства о ненадлежащих условиях содержания, воспитания и обучения ребенка у патронатного воспитателя;

возвращения ребенка родителям;

установления над ребенком опеки или попечительства;

передачи ребенка на воспитание в приемную семью.

Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание в г. Реутов Московской области

Приложение 1 к Положению о патронате на территории города Реутова Московской области

1. Предмет договора

2. Права и обязанности сторон

Орган опеки и попечительства, учреждение по патронату передают, а патронатный воспитатель принимает на воспитание в семью патронатного воспитателя ребенка.

2.1. Патронатный воспитатель обязан:

2.1.1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

2.1.2. Содержать ребенка на средства, выделенные учреждением по патронату для этих целей.

2.1.3. Оказывать социальную помощь ребенку.

2.1.4. Создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

2.1.5. Обеспечивать уход за ребенком, лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.

2.1.6. Обеспечивать посещение ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения по состоянию его здоровья, обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

2.1.7. Извещать учреждение по патронату, орган опеки и попечительства о возникновении в семье патронатного воспитателя неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка.

2.1.8. Принимать следующие меры по защите прав ребенка:

— участвовать в качестве заинтересованного лица при решении любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка, в ходе судебного или административного разбирательства;

— оказывать фактическую помощь ребенку при защите имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов;

— регулярно посещать закрепленную за ребенком жилую площадь по адресу: Московская область, г. Реутов, ул. _________________, д. ___, корп. __, кв. ___ — с целью дополнительного контроля за ее сохранностью;

— в случае возникновения проблем с жильем ребенка своевременно информировать учреждение по патронату и орган опеки и попечительства;

— содействовать общению с родственниками ребенка при наличии разрешения органа опеки и попечительства, согласия государственного опекуна,

2.1.9. Вести учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Ежеквартально представлять в учреждение по патронату сведения об израсходованных средствах.

2.2. Патронатный воспитатель имеет право:

2.2.1. Определять способы воспитания ребенка по соглашению с учреждением по патронату, являющимся государственным опекуном, с учетом мнения ребенка, рекомендаций органа опеки и попечительства.

2.2.2. Выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования по согласованию с учреждением по патронату.

2.2.3. Требовать в судебном порядке возврата ребенка от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников.

2.2.4. Получать любую дополнительную информацию о ребенке от учреждения по патронату, органа опеки и попечительства.

2.3. Учреждение по патронату обязано:

2.3.1. Исполнять обязанности государственного опекуна ребенка и обеспечивать защиту прав и законных интересов ребенка.

2.3.2. Обеспечивать получение ребенком основного общего образования.

2.3.3. Обеспечивать социальную адаптацию ребенка в семье патронатного воспитателя.

2.3.4. Принимать следующие меры по защите прав ребенка:

2.3.5. Перечислять на содержание ребенка ежемесячно не позднее ___ числа предыдущего месяца на банковские счета патронатного воспитателя денежные средства в размере _____ рублей исходя из установленных норм материального обеспечения, предусмотренных для детей, находящихся под опекой (попечительством).

2.3.6. Обеспечить ежемесячную выплату вознаграждения патронатному воспитателю путем перечисления финансовых средств в сумме 3 минимальных размеров оплаты труда за воспитание 1 ребенка (с учетом подоходного налога) на его лицевой счет N __________________________________.

2.3.7. Передать патронатному воспитателю документы на ребенка:

— свидетельство о рождении ребенка;

— вкладыш о гражданстве (при наличии), документ, подтверждающий гражданство РФ;

— подробную выписку из медицинской карты ребенка (решение суда о лишении, ограничении родительских прав родителей ребенка, акт о подкидывании ребенка, решение суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и другие);

— документ об образовании (при наличии);

— страховой полис и другие документы.

2.3.8. Обеспечивать хранение личного дела ребенка.

2.3.9. Оказывать организационно-методическую помощь патронатному воспитателю, а именно:

— ежеквартально приглашать в учреждение по патронату для участия в различных мероприятиях;

— организовывать консультации с медиками, психологами, социальными работниками, воспитателями учреждения по патронату.

2.3.10. Оказывать правовую помощь патронатному воспитателю и ребенку.

2.3.11. Производить текущий контроль за осуществлением патроната, а именно:

— не реже 2 раз в месяц проводить обследование условий жизни и воспитания ребенка;

— не реже 1 раза в год проводить комплексную проверку.

Акты обследования условий жизни и воспитания ребенка в семье патронатного воспитателя хранятся в личном деле ребенка в учреждении по патронату. Копии актов передаются в орган опеки и попечительства и патронатному воспитателю.

2.4. Учреждение по патронату имеет право:

2.4.1. Обращаться в органы опеки и попечительства для получения квалифицированной помощи.

2.4.2. Ходатайствовать перед органом опеки и попечительства о расторжении договора с патронатным воспитателем.

2.5. Орган опеки и попечительства обязан:

2.5.1. Подготовить проект постановления главы муниципального образования (распоряжение главы администрации муниципального образования) о передаче ребенка на патронатное воспитание. Копию постановления передать учреждению по патронату и патронатному воспитателю.

2.5.2. В трехдневный срок проинформировать регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о передаче ребенка на патронатное воспитание.

2.5.3. Оказывать правовую помощь патронатному воспитателю.

2.5.4. Ежегодно совместно с учреждением по патронату Министерством образования Московской области проводить комплексную проверку осуществления патронатного воспитания. Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка передается в обязательном порядке в личное дело ребенка, копия — патронатному воспитателю.

2.5.5. Изъять ребенка из семьи патронатного воспитателя в случае угрозы для жизни и здоровья ребенка, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя.

Другие публикации:  Как считать страховой стаж для пенсии

2.5.6. Контролировать осуществление патроната учреждением по патронату.

Договор может быть по соглашению сторон дополнен другими взаимными обязательствами.

2.6. Орган опеки и попечительства имеет право:

2.6.1. Осуществлять общее руководство по патронатному воспитанию.

3. Порядок рассмотрения споров

3.1. Споры, возникшие между сторонами в процессе исполнения настоящего договора, рассматриваются сторонами в срок ___ после их возникновения в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения разрешаются в судебном порядке.

4. Срок действия договора

4.1. Настоящий договор заключен сроком на _____ и вступает в силу с момента подписания (с указанного числа).

4.2. Срок действия настоящего договора может быть продлен по соглашению сторон за ___________ до его истечения.

5. Досрочное расторжение договора

5.1. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:

— по инициативе патронатного воспитателя при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком, изменений семейного или имущественного положения);

— по инициативе учреждения по патронату, органа опеки и попечительства в случаях возникновения в семье патронатного воспитателя неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, в случае возвращения ребенка родителям или в случае усыновления ребенка, передачи его под опеку (попечительство), в приемную семью.

5.2. Настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе органа опеки и попечительства в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя.

5.3. При невыполнении условий настоящего договора стороны несут ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.

6. Заключительное положение

6.1. Договор составлен в четырех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. Два экземпляра договора хранятся в органе опеки и попечительства, третий — в личном деле ребенка в патронатном учреждении, четвертый — у патронатного воспитателя.

Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание

ДОГОВОР N _________

О ПЕРЕДАЧЕ РЕБЕНКА НА ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

г. Ступино «_____» _________ 2005 г.

1. Обязанности патронатного воспитателя

Патронатный воспитатель обязуется:

1.1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организует общий быт, досуг, взаимопомощь.

1.2. Содержать ребенка на средства, выделяемые учреждением по патронату для этих целей.

1.3. Оказывать социальную помощь ребенку.

1.4. Создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

1.5. Обеспечивать уход за ребенком, лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.

1.6. Обеспечивать посещение ребенком образовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком образовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

1.7. Извещать учреждение по патронату, орган опеки и попечительства о возникновении в семье патронатного воспитателя неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка.

1.8. Принимать следующие меры по защите прав несовершеннолетнего:

участвовать в качестве заинтересованного лица при решении любых вопросов, затрагивающих интересы ребенка, в ходе судебных и административных разбирательств;

оказывать фактическую помощь ребенку при защите личных, имущественных и неимущественных прав и законных интересов;

регулярно посещать с целью дополнительного контроля за ее сохранностью закрепленную за ребенком жилую площадь по адресу: ______________________.

В случае проблем с жилой площадью несовершеннолетнего своевременно информировать учреждение по патронату и орган опеки и попечительства.

1.9. Вести учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Ежеквартально представлять в учреждение по патронату сведения об израсходованных средствах.

2. Права патронатного воспитателя

Патронатный воспитатель имеет право:

2.1. Определять способы воспитания ребенка по согласованию с учреждением по патронату, являющимся государственным опекуном, с учетом мнения ребенка, рекомендаций органа опеки и попечительства.

2.2. Выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования по согласованию с учреждением по патронату.

2.3. Требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных на то оснований, в том числе от родителей, лишенных родительских прав, и других близких родственников.

2.4. Получать дополнительную информацию о ребенке от учреждения по патронату, органа опеки и попечительства.

3. Обязанности учреждения по патронату

Учреждение по патронату обязуется:

3.1. Исполнять обязанности государственного опекуна ребенка и обеспечивать защиту его прав и интересов.

3.2. Обеспечить получение ребенком основного общего образования.

3.3. Обеспечивать социальную адаптацию ребенка в семье патронатного воспитателя.

3.4. Принимать следующие меры по защите прав ребенка _________ (прописать индивидуально для каждого ребенка).

3.5. Перечислять на содержание ребенка ежемесячно не позднее ______ числа предыдущего месяца на банковские счета патронатного воспитателя денежные средства в размере _______ рублей исходя из установленных норм материального обеспечения, предусмотренных для детей, находящихся под опекой (попечительством).

3.6. Ежемесячно до __________ перечислять на личный счет патронатного воспитателя денежные средства в размере ____________ на приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, посещение культурно-массовых мероприятий.

3.7. Заключить договор с патронатным воспитателем, в соответствии с которым ежемесячно производить оплату труда патронатного воспитателя в сумме, установленной действующим законодательством.

3.8. Передать патронатному воспитателю документы на ребенка:

— свидетельство о рождении;

— паспорт несовершеннолетнего (при наличии);

— вкладыш о гражданстве (при наличии);

— документ, подтверждающий гражданство РФ;

— подробную выписку из медицинской карты ребенка;

— документы об образовании (при наличии);

— копии правовых документов, подтверждающие статус несовершеннолетнего;

3.9. Обеспечить хранение личного дела ребенка.

3.10. Оказывать организационно-методическую помощь патронатному воспитателю, а именно:

— ежеквартально приглашать в учреждение по патронату для участия в различных мероприятиях;

— организовывать консультации с медиками, психологами, социальными работниками, воспитателями учреждения по патронату.

3.11. Оказывать правовую помощь патронатному воспитателю и ребенку.

3.12. Осуществлять текущий контроль за осуществлением патроната, а именно:

— не реже 2 раз в месяц проводить обследование условий жизни и воспитания ребенка;

— не реже 1 раза в год проводить комплексную проверку.

4. Обязанности органа опеки и попечительства

Орган опеки и попечительства обязуется:

4.1. Подготовить проект постановления главы администрации о передаче ребенка на патронатное воспитание.

4.2. В установленный законом срок проинформировать регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о передаче ребенка на патронатное воспитание.

4.3. Оказывать правовую, юридическую помощь патронатному воспитателю.

4.4. Ежегодно проводить комплексную проверку осуществления патронатного воспитания совместно с учреждением по патронату, Министерством образования Московской области.

4.5. Изъять ребенка из семьи патронатного воспитателя в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя.

4.6. Контролировать осуществление патроната учреждением по патронату.

5. Заключение и расторжение настоящего договора

5.1. Настоящий договор заключается сроком на ____________ и вступает в силу с момента его подписания.

5.2. Срок действия настоящего договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за ________ до его истечения.

5.3. Договор может быть расторгнут досрочно:

— по инициативе патронатного воспитателя при наличии уважительных причин (болезни, взаимоотношений с ребенком, изменений семейного и имущественного положения);

— по инициативе учреждения по патронату, органа опеки и попечительства в случае возникновения в семье патронатного воспитателя неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка родителям, или в случае усыновления, передачи его под опеку (попечительство), в приемную семью.

5.4. Настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе органа опеки и попечительства в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя.

5.5. Договор составлен в 3 экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;

Другие публикации:  Договор о пользовании архивом

— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

— службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

— службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

— службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

— службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь — форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

— полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

— полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

— решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание — первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройстварасширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:
Другие публикации:  Глаукома приказ

— семьи с небольшим официальным доходом;

— с недостаточной официально оформленной жилплощадью;

— одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

— пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания:родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание — это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»