Федеральный закон о бухгалтерском учете 2018 год

20.02.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Новое в российском законодательстве

30 мая 2018 года

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Минфин России предлагает разграничить полномочия в сфере бухгалтерского учета посредством создания экспертных органов в коммерческом секторе и бюджетной сфере

Часть изменений посвящена вопросам создания двух самостоятельных экспертных органов: совета по стандартам бухгалтерского учета и совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

В числе полномочий данных органов: проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета на предмет их соответствия законодательству о бухгалтерском учете и бюджетному законодательству соответственно, а также соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; обеспечения единства системы требований и условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов, а также отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

Проектом изменяется наименование «организации государственного сектора» на наименование «организации бюджетной сферы».

Кроме того, проектом предусматриваются положения по применению усиленной квалифицированной электронной подписи при составлении электронного документа, подтверждающего факт хозяйственной деятельности.

Проектом также предлагается закрепить в законе обязательность требований главного бухгалтера, иного должностного лица на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, для всех сотрудников экономического субъекта.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» 2018 года (N 402-ФЗ редакция 2018)

С помощью этого онлайн-сервиса можно. вести бухгалтерский и налоговый учет, расчет зарплаты, налогов и взносов, отправлять отчетность через интернет. 500 рублей в месяц.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» РФ — N 402-ФЗ — устанавливает единые требования к бухучёту, к финансовой отчётности. Создаёт правовой механизм регулирования бухгалтерского учёта. Распространяет свою силу на Центральный банк России, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, учредивших адвокатские кабинеты адвокатов, гос. органы, власть местного самоуправления, на управление государственных внебюджетных фондов и территориальных гос. внебюджетных фондов, находящиеся на территории нашего государства филиалы, представительства и т.п. структурные подразделения организаций, международные сообщества, их филиалы и представительства, располагающиеся на территории России. Применяется при составлении бюджетной отчётности и при работе над бюджетным учётом активов и обязательств нашего государства и его субъектов, муниципальных образований.

Все действующие ПБУ в 2018 году

Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета. Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в закон «О бухгалтерском учете».

Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2018 году

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.

ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ) 2018

Закон о бухгалтерском учёте в последней действующей редакции от 28 ноября 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учёте» создан с целью совершенствования системы формирования, регулирования бухгалтерского учёта и повышения качества контроля финансовой отчётности. Федеральный закон определяет основные понятия и объекты бухгалтерского учёта, перечень юридических лиц, к которым применяется действие закона, а также перечень экономических субъектов, которые освобождаются настоящим законом от ведения бухгалтерского учёта.

Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» с изменениями устанавливает особенности организации бухгалтерского учёта организаций, требования, предъявляемые к главному бухгалтеру организаций, на которого возлагается обязанность ведения бухгалтерского учёта. Федеральный закон устанавливает перечень первичных документов, электронных документов, бухгалтерских регистров, необходимых для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» определяет состав, порядок предоставления и требования к финансовой отчётности за отчётный период.

На основании Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и Международных стандартов разрабатываются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учёта, устанавливающие единые минимальные требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учёта.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о бухгалтерском учёте не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Федеральный закон о бухгалтерском учете 2018 год

6 декабря 2011 года № 402-ФЗ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года

Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ,
от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.11.2013 № 292-ФЗ,
от 21.12.2013 № 357-ФЗ, от 28.12.2013 № 425-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,
от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 160-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ,
от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 28.11.2018 № 444-ФЗ)

Бухучёт и налоги в 2018 году

Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчётность

Нормативное регулирование

(см. подборку «Документы под рукой»)

Законодательство РФ о бухгалтерском учёте

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Федеральные законы (законопроекты) О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» находятся на рассмотрении в Госдуме России.

Подготовлены и переданы на рассмотрение в Госдуму России два законопроекта о внесении изменений в в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Законопроект № 497452-7 (внесён Правительством РФ) предусматривает изменения в статьях 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете». В частности, представлять бухгалтерскую (финансовой) отчетность экономические субъекты будут только в налоговый орган по месту нахождения, по ТКС в виде электронного документа (формат утверждает ФНС). Оформление документов бухгалтерской отчётности на бумаге — не требуется.

20.09.2018 Госдума приняла законопроект в первом чтении. Срок представления поправок — 19.10.2018

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации за плату. Её размер и порядок взимания устанавливаются Правительством РФ.

Ранее бухгалтерская отчётность представлялась в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Плата за предоставление информации не взималась.

Новые положения действуют начиная с отчетности за 2019 год. Субъекты малого предпринимательства за 2019 год могут представить бухгалтеркую отчетность в ИФНС на бумаге или по ТКС.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (внесен Минфином РФ) подготовлен по результатам анализа применения Федерального закона «О бухгалтерском учете». Необходимость изменений обусловлена приведением норм Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», регулирующих систему бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов. В частности, законопроектом устанавливаются:

  • Обязательность требований главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений), необходимых для ведения бухучета для всех сотрудников экономического субъекта.
  • Положения по применению усиленной квалифицированной электронной подписи экономическими субъектами при составлении
  • Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов (ФСБУ) в соответствии с принятыми программами и проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета электронного документа, подтверждающего факт хозяйственной деятельности.
  • Замена наименования «организации государственного сектора» на наименование «организации бюджетной сферы» и распространение на все экономические субъекты в части осуществления ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности.

Изменения в ст. 23 и 102 Налогового кодекса РФ

Федеральный закон (Законопроект № 497382-7) «О внесении изменений в статьи 23 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации»

20.09.2018 Госдума приняла законопроект в первом чтении.

Законопроект направлен на реализацию принципа «одного окна» при представлении документов бухгалтерской отчетности.

Основной целью законопроекта является уточнение круга лиц, которые представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган исходя из нового порядка ее представления в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Другие публикации:  Договор теплоснабжения тгк

Законопроект предусматривает исключение требования представления налогоплательщиками-организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, установленного статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации, если обязанность представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и сохранение такого требования в отношении налогоплательщиков-организаций, для которых Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязанность представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не установлена (это организации государственного сектора и Центральный банк Российской Федерации). Дополнительных требований для налогоплательщиков в части представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности законопроект не предусматривает. Таким образом, охват налогоплательщиков-организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» либо в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации) остается неизменным по сравнению с действующими требованиями.

Положение по ведению бухучета и отчетности

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» действует с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н, от 29.03.2017 № 47н, от 11.04.2018 № 74н.

В 2017 и 2018 годах, на основании с решений Верховного Суда Российской Федерации, в Положение внесены изменения приказами Минфина России:

  • от 11 апреля 2018 г. N 74н «О признании утратившим силу пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. » (в соответствии с решением ВС РФ от 29.01.2018 по делу N АКПИ17-1010). Подробнее
  • от 29.03.2017 N 47н «О признании утратившими силу отдельных положений Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. » признаны недействующими подпункты «а» и «б» пункта 4, абзац первый пункта 12, абзацы первый и второй пункта 13 (в соответствии с решением ВС РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443). Подробнее

Разработка и совершенствование стандартов бухгалтерского учёта

Программа разработки ФСБУ на 2018-2020 гг.

Министерство финансов Российской Федерации приняло новую, программу федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) на 2018 — 2020 гг. (приказ Минфина России от 18 апреля 2018 г. № 83н)

  1. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Совет по стандартам бухгалтерского учета создан в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета.
  3. Положение о Совете по стандартам бухгалтерского учета утверждено приказом Минфина России от 14 ноября 2012 г. № 145н.
  4. Состав совета по стандартам бухгалтерского учета утвержден приказом Минфина России.
  5. Секретарь Совета по стандартам бухгалтерского учета – начальник отдела методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Сухарев И.Р.
  6. Материалы Совета по стандартам бухгалтерского учета размещаются на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в рубрике «Бухгалтерский учет и отчетность — Совет по стандартам бухгалтерского учета».

Изменения в действующие ПБУ (по материалам официального сайта Минфина России)

  • Внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (действует в новой редакции с 06.08.2017) См. текст документа в актуальной редакции (с изменениями и дополнениями).
  • Внесены изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте». (действуют с 1 января 2019 г.)». См. текст документа в новой редакции
    Подробнее об изменениях см. Информационное сообщение Минфина России 12 декабря 2017 г. № ИС-учет-10.
  • Проект «Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (предполагаемая дата вступления в силу для обязательного применени 2020 г.)
  • Проект «Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (предполагаемая дата вступления в силу для обязательного применени 2020 г.)
  • Проект «Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»» (предполагаемая дата вступления в силу для обязательного применени 2020 г. Публичное обсуждение проекта — до 31 августа 2018 г. Подробнее. )

Проект изменений ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» содержит новый раздел о долгосрочных активах к продаже, к которым относятся:

  • основные средства и другие внеоборотные активы (кроме финансовых), которые организация не использует и решила продать;
  • предназначенные для продажи материальные ценности, которые остались от выбытия внеоборотных активов или образовались в результате их содержания, ремонта, модернизации или реконструкции. Исключение составляют ценности, которые классифицируются в качестве запасов.

Долгосрочные активы к продаже предлагается учитывать в составе оборотных активов обособленно от других активов. Их нужно будет оценивать так же, как вы сейчас оцениваете запасы. Вместо себестоимости планируется принимать балансовую стоимость на момент переклассификации основного средства или внеоборотного актива в долгосрочный актив к продаже.

Информацию о долгосрочных активах к продаже необходимо раскрывать в бухгалтерской отчетности.

Проекты новых национальных стандартов

Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ)
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (См. документ в формате .pdf (31.05.2018)
    См. также Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 Организационно-распорядительная документация: Требования к оформлению документов (действует с 1 июля 2018 г).
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Бухгалтерский учет аренды» (01.03.2018)
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)» (25.08.2017)
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Незавершенные капитальные вложения» (25.08.2017)
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы»
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства»
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Нематериальные активы»

Бухгалтерская отчетность

Изменения в формах бухгалтерской отчетности

Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» действует по истечении 10 дней после дня его официального опубликования — 16.05.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

В приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» внесены изменения.

В основном они носят технический характер. Например, «государственные (муниципальные) учреждения» теперь будут именоваться: «организации государственного сектора». Также уточнены наименования и нумерация некоторых пунктов и приложений.

Кроме того, уточнены форма отчета и о целевом использовании средств и содержание пояснений к этому отчёту и бухгалтерскому балансу некоммерческой организации. Подробнее.

Разъяснения Минфина России. Теория и практика бухучёта

Об изменениях в формах бухгалтерской отчетности

от 28 мая 2018 г. No ИС-учет-11: об изменениях в приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Минфин России информирует («исключительно заинтересованных лиц»), что основой изменений в приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» явились результаты анализа правоприменительной практики.

В результате изменений:

  • Ограничена сфера применения приказа № 66н.
  • Уточнена форма отчета о целевом использовании средств.
  • Уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств некоммерческой организации.

Как обычно, изменения форм, влекут изменения форматов их представления в электронной форме. Сейчас действуют форматы, установленные приказом ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-6/[email protected]

Особенности применения обновлённого ПБУ 3/2006

Информационное сообщение Минфина России 12 декабря 2017 г. № ИС-учет-10 опубликовано на официальном сайте Минфина Российской Федерации 13.12.2017

В Информационном сообщении № ИС-учет-10 рассматриваются особенности применения Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ Минфина России от 27.11.2006. № 154н) в обновлённой редакции (приказ Минфина России от 09.11.2017 г. № 180н)

Основная цель изменений – совершенствование порядка отражения в бухгалтерской отчетности операций в иностранной валюте. См. текст документа.

Изменения в ПБУ 3/2006 действуют с 1 января 2019 г.

О результатах оценки инфраструктуры корпоративной отчетности

Информационное сообщение Минфина России «О результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации в 2017 г.» опубликовано на официальном сайте Минфина Российской Федерации 15.12.2017.

В марте-октябре 2017 г. по инициативе Министерства финансов Российской Федерации проведена независимая оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации.

Цель оценки — выявление прогресса инфраструктуры корпоративной отчетности и координации деятельности государственных и негосударственных органов, участвующих в создании и поддержании такой инфраструктуры.

Оценка осуществлена по методике, разработанной ЮНКТАД и рекомендованной к использованию Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН.

Аналогичные оценки проводились в 2012 и 2013 гг. В ходе оценки устанавливается наличие и состояние национальной инфраструктуры (потенциала) подготовки качественной корпоративной отчетности.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» — реализация изменений

от 2 августа 2017 г. № ИС-учет-9 опубликовано на официальном сайте Минфина Российской Федерации 2 августа 2017.

В сообщении № ИС-учет-9 расзъяснены особенности применения Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) с изменениями, внесеными приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н.

Главные цели изменений – упорядочение процедуры формирования учетной политики организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». См. текст документа.

Изменения в ПБУ 1/2008 действуют с 6 августа 2017 г.

О статусе положений по бухгалтерскому учету (ПБУ)

Информационное сообщение Минфина России 26 июля 2017 г. № ИС-учет-8 опубликовано на официальном сайте Минфина Российской Федерации.

До утверждения Минфином России федеральных стандартов бухгалтерского учета обязательному применению подлежат положения по бухгалтерскому учету и иные нормативные правовые акты, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 г. Эта норма установлена ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

В сообщении № ИС-учет-8 приведён перечень положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые приобрели статус федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Также Сообщение содержит информацию о новом виде документов регулирования бухгалтерского учета кредитных и некредитных финансовых организаций и об изменениях в статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

Другие публикации:  Как получить паспорт в 14 лет в центральном районе

О требованиях к консолидированной финансовой отчетности

Информационное сообщение Минфина России 26 июля 2017 г. № ИС-учет 7 опубликовано на официальном сайте Минфина Российской Федерации.

Минфин сообщает, что Федеральным законом от 18 июля 2017 г. No 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и статьи 3 и 4 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» установлены особенности регулирования отчетного периода для целей консолидированной финансовой отчетности организации.

Вышеуказанные нормы действуют с 19 июля 2017 г.

Уточнен статус положений по бухгалтерскому учету

Информационное сообщение Минфина России 7 июля 2016 г. № ИС-учет-6 опубликовано на официальном сайте Минфина Российской Федерации.

Минфин сообщает, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» введены дополнительные требования к консолидированной финансовой отчетности и процедурам ее раскрытия.

Основная цель изменений — обеспечить дополнительные гарантии получения актуальной и надежной финансовой информации заинтересованными лицами.

Документы Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России
    Презентация (26.12.2017) «Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности некоммерческих организаций»
    См.презентацию.
  • ПЗ — 3/2016 Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
    См. текст документа.
  • 19.01.2018 Минфином России опубликованы Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год
    См. текст документа.
На сайте Минфина России размещен «Словарь терминов»

Публикация «Словаря терминов» на русском языке является официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Словарь применяется в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимосвязи с ними.

«Словарь терминов» может быть полезен при разработке учётной политики хозяйствующего субъекта и/или при подготовке изменений для внесения в учётную политику в установленном порядке.

Изменения в законодательстве по налогам и сборам, действующие с 1 января 2019 года

Cпециальные налоговые режимы

Введён новый спецналог в Москве, в Московской и Калужской областях и Республике Татарстан

НПД — налог на профессиональный доход

Федеральный законот 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ (о налоге на профессиональный доход)

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ (изменения в НК РФ и др.)

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 423-ФЗ (изменения в БК РФ и др.)

Спецрежим «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД) действует в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года включительно. .

Перейти на НПД смогут физические лица, в том числе ИП, ведущие деятельность на территории указанных субъектов РФ, в отношении профессиональных доходов от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.

Переход на режим НПД и отказ от его применения будут добровольными.

Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД можно будет без визита в налоговый орган через бесплатное мобильное приложение «Мой налог», устанавливаемое на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшет), либо через ЛКН, либо через уполномоченный банк.

При осуществлении расчетов с покупателями надо будет формировать фискальный чек через мобильное приложение. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе. Данные чека автоматически поступят в налоговый орган.

Также предусмотрено взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом через оператора электронной площадки или кредитную организацию. Отметим, что услуги операторов и банков, скорее всего, будут платными.

Сумму налога рассчитает налоговый орган на основании данных, поступивших через мобильное приложение «Мой налог». Уплачивать НПД нужно будет ежемесячно 25-го числа на основании полученного от ИФНС в мобильное приложение уведомления. Представлять

налоговую отчетность по НПД не потребуется.

Ставка налога — 4% при реализации физлицам, 6% — при продаже организациям и ИП.

В целях применения НПД установлено пороговое значение дохода в размере не более 2,4 млн. рублей в год, а также ограничения по видам доходов и видам деятельности. НПД не совмещается с иными спецрежимами, установленными НК РФ.

В качестве преференции предусмотрен налоговый вычет на развитие в размере 10 тыс. рублей для оплаты части сумм налога. Налоговый орган сам рассчитает и применит вычет.

За нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о расчетах в рамках НПД предусмотрен штраф.

Кроме того, применяющие НПД физлица (включая ИП) освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении доходов, облагаемых профналогом, а предприниматели — еще и от НДС (кроме импортного) и страховых взносов «за себя». Однако плательщики НПД смогут уплачивать

страховые взносы на ОПС в добровольном порядке с ограничением по минимуму и максимуму. ИП, уплачивающие профналог, могут не использовать ККТ в отношении доходов, облагаемых этим налогом.

Предусмотрены особенности применения имущественного вычета при продаже имущества, используемого физлицом в предпринимательской деятельности, а также перехода плательщика НПД на применение других спецрежимов и обратно.

Установлены также правила учета расходов для организаций и ИП, приобретающих товары (работы, услуги) у налогоплательщиков НПД.

Для участников свободной экономической зоны (СЭЗ) уточнены положения по налогу на прибыль

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 297-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Изменения в Налоговый кодекс РФ касаются участников свободной экономической зоны (СЭЗ). В частности, нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, применяется только в отношении прибыли от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ на территории Республики Крым и г. Севастополя.

Региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога, зачисляемого в региональный бюджет, в зависимости от вида осуществляемой деятельности в СЭЗ, но в пределах от 0 до 13,5%.

Уплата физическими лицами имущественных налогов производится единым платежом.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования»

В соотвествии с изменениями в Налоговыом кодексе РФ налогоплательщики транспортного, земельного налога и/или налога на имущество физических лиц могут уплачивать имущественные налоги единым (объединённым) платежом. Средства в бюджет перечисляются налоглательщиками добровольно на соответствующий счет Федерального казначейства.

При этом, ИФНС относит полученные суммы в счет предстоящих платежей по имущественным налогам (либо в счет уплаты задолженности по ним).

Следует обратить внимание, что налогоплательщик имеет право на возврат единого платежа, если решение о зачете не было принято. Также обеспечена возможность ИФНС самостоятельно уточнять платежи.

Налогоплательщики могут уплачивать налоги через МФЦ и/или через личный кабинет (ЛК) на сайте ФНС России

Согласно внесённым изменениям иностранные организации, оказывающие услуги на территории Российской Федерации в электронной форме, подлежат постановке на налоговый учет независимо от категории заказчика.

Этим же законом установлен особый порядок освобождения плательщиков ЕСХН от исполнения обязанностей налогоплательщиков.

Коэффициент используется при расчете фиксированных авансовых платежей по НДФЛ иностранными гражданами, работающими в России по найму

Используется для корректировки базовой доходности при определении налоговой базы по ЕНВД

торгового сбора — 1,317

Ставка сбора подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год

УСН, ПСН и налога на имущество физлиц — 1,518

  • для УСН — применяется при расчете предельного дохода, дающего право на применение этого спецрежима * ;
  • для ПСН — коэффициент применяется при ежегодной индексайии максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем (ИП) годового дохода;
  • для налога на имущество физлиц (по инвентаризационной стоимости) — на этот коэффициент-дефлятор умножается суммарная инвентаризационная стоимость объекта для определения ставки налога.

* Следует помнить, что с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года индексация лимита доходов для УСН приостановлена, а коэффициент-дефлятор приравнен к 1. Поэтому, предельный размер, ограничивающий право налогоплательщика перейти на УСН, не подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на 2019 год.

Согласно поправкам МХК это компания, зарегистрированная в соответствии с Законом о международных компаниях и удовлетворяющая определенным условиям, В частности, она должна быть зарегистрирована в порядке редомициляции иностранной организации, которая быласоздана в соответствии с законом в период до 01.01.2018.

Кроме того введена статья об особенностях формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Установлено, что к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в т. ч. погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных

организаций, применяется налоговая ставка 0%. Для этого также должны соблюдаться определенные условия.

В соответстви с изменениями в Налоговый кодекс РФ к расходам на оплату труда, учитываемым при налогообложении прибыли, отнесены затраты на оплату туристических путевок работникам и членам их семей.

В состав расходов на оплату труда включаются расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям и подопечным (при очном обучении до 24 лет).

Размер учитываемых расходов ограничен суммой 50 тыс. руб. на человека (при условии соблюдения общего ограничения на размер затрат, включаемых в состав расходов на оплату труда).

Плательщики налога на прибыль могут применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий.

Распоряжением также Утвержден перечень такого оборудования. В него входят товары, предназначенные для выполнения основных технологических операций при проведении химических, физико-химических и других технологических процессов, в результате которых получают целевые продукты, а также оборудование и устройства природоохранного значения.

С 2019 г. регионы могут устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль, который зачисляется в региональный бюджет, только для категорий налогоплательщиков, указанных в НК РФ.

Пониженные ставки, установленные до 1 января 2018 г., применяются до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 г.

Положения законов регионов (в т. ч. имеющие обратную силу), которые приняты после 1 января 2018 г. и устанавливают пониженную ставку для категорий налогоплательщиков, не предусмотренных НК РФ, не должны применяться с 1 января 2019 г.

Другие публикации:  Пособие приемным семьям

См. также: Информация Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2018 г. «С 2019 года отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль, установленные регионами после 1 января 2018 года»

Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ касающиеся налогообложения движимого имущества. В соответсвии с изменениями, все движимые основные средства (ОС) выведены из-под налогообложения полностью.

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2018 г. N БС-4-21/[email protected] «О рекомендациях по вопросам представления налоговой отчётности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года»
  • Письмо Минфина России от 16 ноября 2018 г. N 03-03-05/83098
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 18 октября 2018 г. N БС-4-21/[email protected] «О судебных спорах о квалификации объектов в качестве недвижимых вещей»
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2018 г. N БС-4-21/[email protected] «О приказе ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/[email protected] «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected]»

Повышена ставка налога с 18 до 20%. Также увеличена с 15,25 до 16,67% расчетная ставка НДС, применяемая при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса и оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

Расширен перечень операций, облагаемых по нулевой ставке НДС. В него включены услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа на территорию Дальневосточного федерального округа и из нее. Эта льгота действует до 2025 г.

Также до 2025 г. продлено действие нулевой ставки НДС в отношении услуг по пассажирским авиаперевозкам в Крым и из него.

Уточнен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидок, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. Планируется скорректировать правила применения норм о восстановлении

принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий и бюджетных инвестиций.

Письмо Федеральной налоговой службы от 3 октября 2018 г. N ЕД-4-20/19309 «Об изменении налоговой ставки НДС с 1 января 2019 года»

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 сентября 2018 г. N 03-07-11/66752

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/[email protected] «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период»

Информация Федеральной налоговой службы от 30 октября 2018 г. «ФНС России разъяснила как перейти с НДС 18% на НДС 20%» 71991230.0

Установлены особенности применения нулевой ставки НДС при реализации услуг по аренде федеральной недвижимости для официального использования иностранными дипломатическими и т.д.

Определен порядок выставления счетов-фактур.

Урегулированы вопросы подтверждения обоснованности применения нулевой ставки.

Установлен на бессрочный период тариф страховых взносов на ОПС в размере 22% (до предельной величины, установленной Правительством России) и 10% (свыше предельной величины). От перехода с 2021 г. к тарифу страховых взносов на ОПС в размере 26% решено отказаться.

Действие пониженных тарифов страховых взносов для применяющих УСН благотворительных организаций, а также некоммерческих организаций в области соцобслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (кроме профессионального) продлено до 2024 г. (включительно).

Изменения в Налоговый кодекс РФ касаются применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток.

Законом установлено, что с 01.01.2019 нормы, изменяющие налоговые ставки и льготы, тарифы страховых взносов, порядок исчисления и уплаты налогов/взносов, а также вводящие новые налоги/взносы для резидентов в части правоотношений, связанных с выполнением соглашения об осуществлении деятельности, не применяются до окончания налогового периода по налогу и/или расчетного периода по взносам, в котором истекли 10 лет с момента получения плательщиком статуса резидента.

Дейструет при условии — такие нормы официально опубликованы после получения статуса резидента.

Правительство проиндексировало предельные базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование (ОПС) на 2019 г.:

  • По взносам на ОСС — предельная величина базы с 1 января 2019 г. увеличена в 1,061 раза в отношении каждого физического лица и составляет 865 000 руб. (в 2018 г. — 815 000 руб.).
    Тариф — прежний: до предельной суммы: 2,9%, свыше: 0%.
  • По взносам на ОПС — предельная величина базы с 1 января 2019 г. До 1 150 000 руб. (1 021 000 руб.) в отношении каждого физического лица. Тариф — прежний: 22,0 %. с сумм (превышающих лимит, предусмотрен пониженный тариф).

Изменения в Налоговый кодекс РФ наделяют регионы правом дифференцировать налоговые ставки по ЕСХН в пределах от 0 до 6%. Эти меры позволяют регионам устанавливать «налоговые каникулы» по уплате ЕСХН и тонко учитывать особенности сельскохозяйственной отрасли в различных субъектах Федерации.

Дифференцированные налоговые ставки могут устанавливаться для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:

  • от видов производимой сельхозпродукции, работ и услуг;
  • размера доходов от реализации произведенной продукции, выполнения работ и оказания услуг;
  • места ведения предпринимательской деятельности; средней численности работников.

Пересмотрен порядок исчисления налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости. Ранее действовал временный коэффициент, предусматривавший постепенное увеличение суммы налога. Его величина в течение первых 5 лет применения кадастровой стоимости ежегодно возрастала на 20% (с 0,2 до 1). От этого коэффициента решено отказаться, начиная с исчисления налога за 4-й налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8). Вместо него введен новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение налога 10% по сравнению с предыдущим годом. Этот коэффициент применяется в регионах, где налог исчисляется с коэффициентом 0,6.

Предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

Урегулированы вопросы перерасчета сумм ранее исчисленных транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физлиц. Операция совершается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

При этом перерасчет земельного налога и налога на имущество физлиц не производится, если это влечет увеличение ранее внесенных сумм.

Предусмотрено применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости (ранее — с года подачи заявления об оспаривании).

Решено включить детей-инвалидов в льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физлиц, распространить льготный режим налогообложения на собственников частей жилых домов и квартир, а также на владельцев гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения.

Все измения, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 августа 2018 г. N ММВ-7-21/[email protected] «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2017 N ММВ-7-21/[email protected]»

Письмо Федеральной налоговой службы от 24 сентября 2018 г. N БС-4-21/[email protected] «О приказе ФНС России от 30.08.2018 N ММВ-7-1/[email protected] «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2017 N ММВ-7-21/[email protected]»

Смежные отрасли права: трудовое, гражданское, экономическое и др.

О труде работающих у физлиц и на микропредприятиях

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 г. Москва «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»

Верховным Судом РФ разъяснены спорные вопросы, касающиеся трудовых отношений с участием работников, работающих у работодателей — физлиц и на микропредприятиях. Подробнее.

В частности, разъяснено следующее:

  • работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, например правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности (в таких случаях указанные вопросы регулируются трудовыми договорами, заключаемыми с работниками на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858);
  • если физические лица осуществляют предпринимательскую и профессиональную деятельность в нарушение требований федеральных законов без государственной регистрации или лицензирования и вступили в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, то такие физические лица несут обязанности, возложенные Трудовым кодексом РФ на работодателей — индивидуальных предпринимателей;
  • в качестве работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, могут выступать субъекты малого предпринимательства (хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП), соответствующие условиям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по категории микропредприятий;
  • трудовые споры по заявлениям работников, работающих у работодателей — физических лиц (являющихся и не являющихся индивидуальными предпринимателями) и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, подлежат разрешению судами в порядке гражданского судопроизводства;
  • иски работников, работающих у таких работодателей, могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту его жительства или по месту жительства, нахождения работодателя;
  • дела о восстановлении на работе работника, работавшего у указанных работодателей, и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью работника, рассматриваются с участием прокурора.
  • В постановлении также рассмотрены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, основания возникновения трудовых отношений и порядок их оформления, особенности регулирования трудовых отношений работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.

Об отличиях трудового договора от гражданско-правового

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2018 N 34-КГ17-10 «Об отличиях трудового договора от гражданско-правового — возмездного оказания услуг»

Ранее верховный суд уже рассматривал подобное дело и приходил к похожим выводам, сравнивая трудовой договор с договором подряда. В новом определении имеется важное уточнение. Подтвердить, что отношения трудовые, можно ссылками:

  • на тарифно-квалификационные характеристики работы;
  • должностные инструкции;
  • любые документальные и иные указания на профессию, специальность, вид поручаемой работы.

В рассмотренном деле одно из таких подтверждений было из центра занятости, который направил гражданина в организацию. В документе среди прочего упоминались конкретная должность, режим работы и информация о факте трудоустройства.