Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле это

18.03.2018 Выкл. Автор admin

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

Принят
Государственной Думой
21 ноября 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
26 ноября 2003 года

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» РФ 2018 года (N 173-ФЗ (редакция 2018))

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» — N 173-ФЗ — вводит правовые базисы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране. Определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Устанавливает полномочия органов валютного регулирования. Регулирует права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой. Способствует обеспечению реализации единой государственной валютной политики. Направляет свою юридическую силу на то, чтобы помочь устойчивости российской валюты и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ был принят 21.11.2003 г.

14 мая 2018 года вступят в силу изменения в закон о валютном регулировании и КоАП РФ

14 мая 2018 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) и КоАП. Изменениями предусмотрено следующее:

  • за резидентами закрепляется обязанность по указанию в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам). Информацию об этих конкретных сроках (а не об «ожидаемых максимальных сроках исполнения», как это предусмотрено сейчас), резиденты обязаны будут представлять уполномоченным банкам;
  • у банков появится больше оснований для отказа в осуществлении валютной операции. Сейчас такой отказ возможен при непредставлении необходимых документов либо при представлении недостоверных документов. После вступления поправок в силу уполномоченные банки помимо названных случаев смогут отказывать клиентам в проведении валютных операций при представлении документов, не соответствующих требованиям Закона о валютном регулировании, а также если операция нарушает положения статей 9, 12, 14 этого закона или положения других актов валютного законодательства. В последнем случае отказ должен содержать ссылку на конкретную норму валютного законодательства, которой противоречит проведение операции;
  • банк должен будет сообщить клиенту об отказе в осуществлении валютной операции в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем его вынесения;
  • уточнен порядок привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

В частности, штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юрлиц (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов за вышеперечисленные правонарушения, а за их повторное совершение должностным лицам будет грозить дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Сейчас административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 2018 — 2019

Закон о валютном регулировании в последней действующей редакции от 9 декабря 2018 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о валютном регулировании не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает основные принципы валютного обращения в Российской Федерации. Федеральный закон определяет права и обязанности юридических лиц, предпринимателей и физических лиц по использовании, приобретению и реализации иностранной валюты. Федеральный закон определяет права и обязанности органов валютного контроля, формы валютного контроля, виды обеспечения наложенных ограничений, а также правила открытия валютных счетов в иностранных банках.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет ответственность при совершении нарушений в сфере валютных операций и положений действующего законодательства. Валютному контролю подлежит ввоз валюты и ценных бумаг в валюте на территорию Таможенного Союза или вывоз с его территории. Новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» снимает ограничения на текущие валютные операции и операции движения капитала, на валютные операции между резидентами и нерезидентами, на количество счетов, открытых в иностранных банках в уведомительном порядке, с предварительной регистрацией Банком России.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ ст 23 (ред. от 03.08.2018)

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

Другие публикации:  Страховка ип

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона;

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями;

19) договоры страхования, указанные в части 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие заключение сделок, указанных в части 4.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и иные связанные с ними документы, в том числе подтверждающие совершение операций и расчетов.

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ.

6.1. Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Таможенные органы передают в электронном виде информацию, предусмотренную настоящей частью, уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров.

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.1. Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.2. Представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 настоящей статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

10. Уполномоченные банки, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и профессиональные участники рынка ценных бумаг передают информацию в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

13. В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

14. Запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 настоящей статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

15. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Другие публикации:  Кто имеет право работать без ккт

16. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

17. При осуществлении обмена информацией в электронном виде в соответствии с настоящим Федеральным законом органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля, 30 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 27 июня, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 14 марта, 7 мая, 2, 23 июля 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 4 ноября 2014 г., 29 июня, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 3, 18 июля 2016 г., 14 ноября, 28, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 апреля, 23 мая, 29 июля, 3 августа, 28 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ) не применяются к заключенным до 14 апреля 2018 г. договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после 14 апреля 2018 г. были изменены

См. Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по конкретным вопросам валютного регулирования

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Президент Российской Федерации

10 декабря 2003 г.

Закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.

Уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж.

Устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни.

Дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

В новом законе не предусматривается разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением ряда валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Крайний срок их действия — 1 января 2007 г.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.

В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.

Закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях — в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию. Юридическим лицам это право будет предоставлено лишь через год после вступления закона в силу.

Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.

Сохраняется требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.

С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке открытия/закрытия счетов будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования

Часть 2 статьи 22 вступает в силу со дня официального опубликования

Часть 3 статьи 5, статья 12, абзац второй части 2 статьи 14 в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации, которые вступают в силу в отношении указанного порядка по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

С 1 января 2007 г. часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 декабря 2003 г. N 253, в «Парламентской газете» от 17 декабря 2003 г. N 233, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4859, в «Вестнике Банка России» от 29 декабря 2003 г. N 71

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 мая 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Другие публикации:  Какой штраф за просроченное разрешение на оружие 2018

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего подпункта «г» пункта 6 статьи 1 названного Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Валютный контроль — контроль Правительства РФ над соблюдением законодательства «О валютах» при осуществлении ряда операций с валютными денежными средствами.

Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» рассматривает следующие вопросы:

  • Важность обеспечения необходимыми экономическими условиями в государственной политике;
  • Невозможность вмешиваться в валютные операции Правительству РФ без обоснованных причин;
  • Обеспечение единства внешней и внутренней политики на финансовом рынке РФ;
  • Объединение системы контроля;
  • Обеспечение защиты прав и интересов участников при осуществлении финансовых операций.

Из-за строгого ведения рынка часто возникает черная сторона торговли. Контролируемая валюта выгодно обменивается на черном рынке. Государственный курс сильно отличается от реального. В результате появляется отдельная экономическая область теневого рынка обмена денежных средств. Поэтому Правительство стремится создать более эффективный контроль.

Настоящий Федеральный закон «О валютных операциях РФ» определяет принципы валютного контроля и устанавливает правовые основы. Также перечисляет полномочия органов финансового рынка, определяются обязанности и права резидентов в отношении пользования, владения и распоряжения денежными средствами в РФ и внутренними ценными бумагами за пределами государства.

Валютное законодательство РФ состоит из основ настоящего Федерального закона и других нормативно правовых актов контроля. Специальные законодательные органы издают соответствующие правовые акты в области контроля.

Международные договоры РФ применяются к отношениям, которые описаны в статье 2 настоящего ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в последней редакции». Но существуют и исключения. Например в ситуации, когда необходимо применить издание внутригосударственного акта законодательства РФ.

Закон был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года.

Краткое содержание Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Определяет виды регулирования денежных средств;
  • Глава 3 — Описывает методы по повышению эффективности работы валютного рынка;
  • Глава 4 — Определяет виды контроля;
  • Глава 5 — Содержит заключительные приложения.

Настоящий Федеральный закон описывает общие положения, определяет виды регулирования денежных средств и повышает эффективность работы валютного рынка.

Основное в законе о валютных операциях

В настоящем Федеральном законе определяются органы валютного контроля в Российской Федерации. Таковыми являются:

  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации.

Порядок проведения транзакций и использования счетов может быть не установлен органами валютного контроля. В таком случае открываются счета, по которым проводятся финансовые операции без ограничений. Если устанавливаются условия по использованию определенных счетов, участник не сможет дополнительно ввести ограничения, если они не предусматриваются настоящим Федеральным законом.

Центральный банк РФ самостоятельно устанавливает одинаковые формы контроля, учета и отчетности по транзакциям. Также определяется срок и порядок их предоставления. Кроме того, банковская организация самостоятельно подготавливает и публикует статистические данные, которые связаны с валютными операциями.

Основная цель настоящего Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»- организация единой государственной политики. Сюда относится и устойчивость валюты РФ, и стабильность внутреннего валютного рынка РФ. Эти факторы влияют на развитие национальной экономики и международное экономическое сотрудничество.

Чтобы проанализировать законодательные положения и ознакомиться с внесенными изменениями, скачайте закон по ссылке.

Последние изменения 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Как уже говорилось выше, последние изменения были осуществлены 3 июля 2016 года. Изменения были внесены в статьях 20, 22 и 23.

Статья 20

В части 6 настоящего закона слово «и агентам» было удалено. Часть гласит, что банки передают оформленные документы сделок только в электронном виде и в том порядке, который предусматривается Центральным банком РФ. Срок подачи подобных документов не может быть больше трех рабочих дней после дня, когда был оформлен документ сделки уполномоченным банком.

Статья 22

В части 3 статьи 22 настоящего закона были удалены следующие слова «таможенные органы и налоговые органы». Уполномоченные банки — это агенты контроля. Также в роли агента выступает участник рынка ценных бумаг.

В части 4 настоящей статьи закона было добавлено несколько организаций, осуществляющих контроль валютных операций. Сюда относятся некредитные финансовые организации, осуществляющих работу согласно ФЗ-86.

В части 5 также были добавлены «некредитные финансовые организации». То есть контроль за резидентами и не резидентами осуществляется только в том случае, если они не относятся к некредитным финансовым организациям или стандартным кредитным организациям.

В части 6 закона было удалено слово «и агентами». Суть подпункта — правительство координирует работу в сфере контроля. Дополнительно взаимодействует с Центральным банком РФ. Уполномоченные банки в виде агентов рынка передают информацию в установленном Центральным банком объеме в федеральные органы исполнительной власти.

Статья 23

Часть 5 статьи 23 действующего закона гласит о том, что агенты и органы валютного рынка могут требовать предоставить документы, которые относятся к осуществленной транзакции. В день предоставления документов они должны быть действительными. Поэтому необходимо провести тщательный контроль. При необходимости, официальные бумаги переводятся на русский язык. Если документы относятся к иностранным государствам, которые подтверждают статус юридических лиц, они должны быть зарегистрированы (узаконены) в установленном порядке. Иностранные документы могут быть представлены без предварительной регистрации, если это действие предусматривается международным договором РФ.

Часть 8.2 настоящей статьи закона была изменена. В ней описывается предоставление и передача документов. Документы отправляются налоговым и таможенным органом контроля. Порядок предоставления информации определен в частях 13-16 настоящей статьи.

Ниже описаны важные статьи, которые не содержат внесенных изменений при последней редакции.

Статья 9

В ст 9 настоящего закона описываются методы контроля, способствующие ограничению валютных операций между резидентами. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом:

  • Операции, которые предусматриваются подпунктами «ж» и «з»;
  • Операции, связанные с расчетами в магазинах при беспошлинной торговли;
  • Операции между комитетами и комиссионерами;
  • Операции по контрактам транспортной экспедиции;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 19

Ст 19 ФЗ-173 «О валюте» описывает возвращение денежных средств резидентами в Российскую Федерацию. Иногда резидентами осуществляется внешнеторговая деятельность. В этом случае нерезиденты должны перечислить на банковские счета уполномоченных банках оплату за выполненную работу или оказываемые услуги. Также денежные средства, которые были выделены на покупку товаров заграницей, должны быть возвращены в установленные сроки в Российскую Федерацию.

Чтобы ознакомиться с последней редакцией закона, внесенными изменениями и дополнениями, скачайте документ по ссылке.