Фгуп налог на имущество

31.03.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

Бухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации из бухгалтерских изданий 2006

Вопросы бухгалтеров — ответы специалистов по финансам 2006

Публикации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы бухгалтеров — Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопрос: С какого момента ФГУП начисляет и уплачивает налог на имущество по объектам недвижимого имущества, переданным по актам приема-передачи в хозяйственное ведение от другого ФГУП? Требуется ли государственная регистрация прав на имущество для постановки на баланс ФГУП полученных основных средств? Включается ли стоимость полученного имущества в состав доходов ФГУП в целях исчисления налога на прибыль? (Письмо Минфина РФ от 10.10.2007 N 03-05-06-01/114)

Вопрос: С какого момента ФГУП начисляет и уплачивает налог на имущество по объектам недвижимого имущества, переданным по актам приема-передачи в хозяйственное ведение от другого ФГУП? Требуется ли государственная регистрация прав на имущество для постановки на баланс ФГУП полученных основных средств? Включается ли стоимость полученного имущества в состав доходов ФГУП в целях исчисления налога на прибыль?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 октября 2007 г. N 03-05-06-01/114

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении переданного в хозяйственное ведение недвижимого имущества и сообщает.

Согласно ст. 44 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиками признаются, в частности, российские организации в отношении признаваемого объектом налогообложения движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса).

Постановка на баланс организации государственного или муниципального имущества согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ) может осуществляться лишь в случаях передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям (учреждениям) (гл. 19 ГК РФ).

Порядок принятия на баланс организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств и формирования их стоимости регулируется Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (далее — ПБУ 6/01) и от 13.10.2003 N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее — Методические указания).

В соответствии с п. п. 21, 22, 49 Методических указаний на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.

Исходя из ПБУ 6/01 по активам, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, отражаемым в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе основных средств, начисление амортизации производится одним из способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01.

Таким образом, в отношении переданного в хозяйственное ведение государственного имущества налог на имущество организаций должен исчисляться в общеустановленном порядке.

Одновременно следует иметь в виду, что если передача государственного имущества с баланса одной организации на баланс другой организации произошла вследствие реорганизации, то права и обязанности к правопреемникам переходят в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом в зависимости от особенностей реорганизации, установленных ст. 58 ГК РФ.

Другие публикации:  Договор купли продажи нежилого помещения между юридическими лицами

Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. При этом Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.

Кроме того, в соответствии со ст. 50 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в установленные налоговым законодательством сроки.

Что касается включения стоимости полученного в хозяйственное ведение имущества в состав дохода организации, то согласно ст. 251 Налогового кодекса имущество, полученное на праве хозяйственного ведения, не учитывается принимающим его унитарным предприятием при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Относительно государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество отмечаем, что на основании ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» во всех случаях, когда закон предусматривает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такая регистрация всегда является обязательной.

Налог на имущество организаций вправе не платить только научные госцентры

ИФНС провела камеральную налоговую проверку, представленного ФГУП Научно-производственный центр авансового расчета по налогу на имущество организаций, по итогам которой доначислила предприятию недоимку по налогу на имущество, пени и предложила внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для доначислений послужил вывод инспекции об отсутствии у предприятия права на применение налоговой льготы в соответствии с пунктом 15 статьи 381 НК РФ, поскольку ФГУП не является организацией, которой в проверяемом периоде присвоен статус государственного научного центра. Научно-производственный центр обратился в суд.

Суды трех инстанций требования заявителя удовлетворили, указав, что статус научно–производственного центра, исходя из пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148, дает ФГУП право на использование льготы по налогу на имущество организаций.

Верховный суд с нижестоящими судебными решениями не согласился. ВС в определении №310-КГ17-5116 от 21 августа 2017 г. по делу №А14-350/2016 сообщил, что новая редакция пункта 15 статьи 381 НК РФ, действующая с 1 января 2015 года, предполагает, что от налогообложения освобождается только имущество организаций, имеющих статус государственных научных центров. Таким образом, ранее данные в пункте 5 Информационного письма разъяснения применению не подлежат. Следовательно, предприятие с указанной даты не вправе применять соответствующую налоговую льготу.

Как вести налоговый учет в унитарном предприятии (МУП, ГУП)

Андрей Кизимов действительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат экономических наук

  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Налог на имущество
  • УСН

Унитарные предприятия начисляют и платят налоги так же, как и коммерческие организации, но есть особенности. Отличие связано с тем, что собственники МУП и ГУП – это государство, регионы или муниципальные образования (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ). Например, по-особому учитывают поступления от учредителя и некоторые другие доходы.

Налог на прибыль

Чтобы правильно и своевременно формировать данные для налога на прибыль, налоговый учет в унитарном предприятии ведите по общим требованиям статьи 313 Налогового кодекса РФ. Данные этого учета должны отражать:

  • как предприятие признает доходы и расходы;

При расчете НДС в унитарном предприятии учтите такие особенности:

Налог на имущество

Унитарные предприятия платят налог на имущество:

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе применять упрощенку, несмотря на то что их уставные капиталы полностью принадлежат государству. По общему правилу перейти на УСН нельзя, если доля участия других организаций в уставном капитале более 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако это правило не действует на ГУП и МУП. Ведь собственники унитарных предприятий не организации, а государство и муниципальные образования.

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Другие публикации:  Как расторгнуть договор с недвижимостью в одностороннем порядке

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Другие публикации:  Cmr заменяет доверенность

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Письмо ФНС России от 18.07.2017 г. № СД-4-3/[email protected]

Вопрос: О начислении ФГУП амортизации в целях налога на прибыль по имуществу, созданному за счет субсидий, полученных от собственника имущества унитарного предприятия.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 18.07.2017 г. № СД-4-3/[email protected]

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу правомерности исчисления в целях налогового учета Федеральным унитарным предприятием (далее — ФГУП, предприятие) амортизации по имуществу, созданному ФГУП за счет субсидии, полученной от собственника имущества данного унитарного предприятия, сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно уставу ФГУП учредителем предприятия является Правительство Российской Федерации.

Полномочия собственника в отношении переданного ФГУП федерального имущества осуществляет Роспечать (пункт 5.2 Положения о Роспечати, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 17.06.2004 N 292, пункт 1.5 Устава ФГУП).

Как следует из соглашения между ФГУП и Роспечатью от 06.05.2017, предприятию предоставляются в 2014 — 2015 гг. субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в строительство объектов, предусмотренных федеральной целевой программой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

При этом в силу подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса средства (субсидии), полученные ФГУП от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав доходов не включаются.

Указанные средства (субсидии) не относятся к средствам целевого финансирования или целевым поступлениям, исчерпывающий перечень которых приведен в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 Кодекса, в рамках которых доходы и расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (их учет ведется отдельно).

Полученные унитарным предприятием средства освобождаются от налогообложения налогом на прибыль организаций по самостоятельному основанию.

Учитывая изложенное, в отношении имущества, созданного за счет субсидий, полученных от собственника имущества унитарного предприятия, ФГУП вправе исчислять амортизацию в общеустановленном порядке.

Минфин пояснил порядок начисления амортизации по имуществу, полученному унитарным предприятием

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия.

При этом в силу нормы пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Минфин в письме № 03-03-06/1/9856 от 21.02.2017 пояснил, что если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием, было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется и остаточная стоимость такого имущества для целей налога на прибыль организаций равна нулю.

В случае если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то в целях главы 25 НК РФ унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета этого другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленном им сроке полезного использования, уменьшенном на период начисления им амортизации.

Если в данном случае стоимостный критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, то такое имущество не признается амортизируемом и учитывается в составе материальных расходов.

Налог на прибыль: как учитываются бюджетные инвестиции на реконструкцию и модернизацию действующих и создание новых объектов имущества ФГУП?

ФГУП из федерального бюджета выделены средства на реконструкцию и модернизацию действующих и создание новых объектов имущества.

Разъяснено, что бюджетные инвестиции на данные цели увеличивают уставный фонд предприятия. Увеличение может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия.

Согласно НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые унитарные предприятия получили от собственника их имущества или уполномоченного им органа.

Имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного юрлица.

Расходы на реконструкцию и техническое перевооружение основных средств увеличивают первоначальную стоимость объекта. Для целей налогообложения они списываются через механизм амортизации.

Налогоплательщики могут включать в расходы затраты на капвложения в размере не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (кроме тех, которые получены безвозмездно). Также можно учесть не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств 3-7 амортизационных групп) расходов на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию.