Гл32 налогового кодекса рф налог на имущество физических лиц

01.08.2018 Выкл. Автор admin

Минфин России разъяснил, чем вычет из кадастровой стоимости жилой недвижимости отличается от налоговой льготы

Минфин России разъяснил, чем вычет из кадастровой стоимости жилой недвижимости отличается от налоговой льготы (письмо Минфина России от 27 апреля 2018 г. № 03-05-04-01/29080).

Налоговым кодексом устанавливаются особенности определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в виде уменьшения кадастровой стоимости квартиры, комнаты, жилого дома, единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, на величину налоговых вычетов. Представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти ГФЗ Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рамках особенностей определения налоговой базы по налогу предоставлено право только в части увеличения размеров налоговых вычетов, установленных пунктами 3-6 ст. 403 НК РФ. При этом они не могут устанавливать вычеты в отношении объектов, не указанных в пунктах 3-6 ст. 403 НК РФ.

Налоговая база, являясь одним из обязательных элементов налогообложения, не отождествляется с необязательным элементом налогообложения – налоговой льготой.

Узнайте, имеете ли вы льготу по налогу на имущество физических лиц, в материале «Налоговые преференции по налогу на имущество физлиц (льготы, налоговые вычеты и пр.)» в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Предоставление налоговых льгот в виде уменьшения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на не облагаемую налогом сумму не предусмотрено гл. 32 НК РФ.

Статья 399. Общие положения

1. Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Комментарий к Ст. 399 НК РФ

В связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ была включена новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

Указанный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых с физических лиц вне зависимости от факта использования имущества.

Целью введения нового налога на имущество физических лиц является не повышение налоговой нагрузки на граждан, а переход к более справедливому налогообложению. На это обратил внимание Минфин России в своем Письме от 14 октября 2014 г. N 03-05-06-01/51651.

В связи с этим Законом N 284-ФЗ предусмотрены обязательные на всей территории Российской Федерации меры социальной защиты населения:

1) в отношении объектов жилого назначения предусмотрены налоговые вычеты. Например, в отношении квартиры предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома — 50 квадратных метров;

2) для тех категорий граждан, которые в настоящее время освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц (в частности, пенсионеров), предусмотрены налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного из объектов капитального строительства (например, на квартиру) по выбору налогоплательщика;

3) в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков после введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога.

Кроме того, Законом N 284-ФЗ предоставлены достаточно широкие полномочия по установлению налога субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.

Так, по решению субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действующего порядка).

По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.

Законом N 284-ФЗ одновременно предусмотрена отмена с 1 января 2015 г. Закона Российской

Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц, установленному гл. 32 НК РФ, признается:

а) инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании

последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.;

б) или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет

принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных

органов муниципальных образований;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и

нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

в) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В том случае, если в субъекте Российской Федерации планируется применение с 1 января 2015 г. налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц, соответствующий акт органа власти субъекта Российской Федерации об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц должен быть опубликован в срок до 20 ноября 2014 г.

В случае если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

При этом всеми муниципальными образованиями должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц и опубликованы не позднее 1 декабря 2014 г. независимо от того, каким образом будет определяться налоговая база: исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости.

Учитывая изложенное, ФНС России в Письме от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество физических лиц» указал, что Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо:

а) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о возможности введения на территориях субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 г. налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества;

б) до 5 декабря 2014 г. направить реквизиты утвержденного нормативного правового акта органа власти субъекта Российской Федерации (при наличии) и представить информацию о прогнозируемых поступлениях налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости за налоговый период

в) до 5 декабря 2014 г. направить сведения об элементах налогообложения налогом на имущество физических лиц, установленные нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, по форме, заполняемой для актуализации сведений в сервисе «Имущественные налоги: ставки и льготы» (в формате Excel) (независимо от установленной налоговой базы).

Отметим, что по состоянию на конец ноября 2014 г. муниципальными образованиями уже должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц.

Например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ Советом депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 30 октября 2014 г.

N 4/20 было принято Решение «Об установлении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости на территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области».

Или, например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 18 октября 2014 г. N 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Уставом муниципального образования «Городское поселение Красногорск» Красногорского муниципального района Московской области Совет депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО принял Решение от 31 октября 2014 г. N 55/3 «О налоге на имущество физических лиц».

Также отметим, что принят Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 «О налоге на имущество физических лиц» (далее — Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 399 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации

— Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и

законами указанных субъектов Российской Федерации Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

в) и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В соответствии с п. 2 ст. 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 НК РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Статья 407 НК РФ. Налоговые льготы

Комментарии к статье

С какой целью введен налог на имущество физических лиц?

С начала 2015 года этот закон был вынесен в отдельную главу Налогового кодекса, а федеральный закон, которым ранее он регулировался, был отменен.Цель введения любого налога — это пополнение федерального бюджета страны или местных бюджетов муниципальных образований.

Другие публикации:  Судебно-медицинская экспертиза в липецке

Согласно пояснениям Минфина налог на имущество физических лиц призван обеспечить более справедливое налогообложение. Он был введен не с целью увеличить нагрузку по налогам на граждан, а, напротив, чтобы в какой-то мере облегчить её.

Некоторые категории людей, в целях социальной защиты, вообще освобождены от уплаты этого налога. Например, пенсионеры, инвалиды многие другие. Все граждане, которым положена льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество перечислены в ст 407 НК РФ.

Также ст 403 НК РФ устанавливает налоговые вычеты, на которые имеют право лица, уплатившие этот налог. Вычеты касаются объектов, предназначенных для жилья — квартир и домов.

Сейчас происходят изменения в плане расчёта налога — осуществляется переход на кадастровую стоимость объектов недвижимости вместо инвентаризационной. Это увеличит суммы налога, так как такая стоимость более близка к рыночной. Порядок расчёта кадастровой стоимости закладывается на уровне субъектов РФ.

На льготу по налогу могут рассчитывать уволенные военнослужащие?

По ст 407 НК РФ льготу по оплате налога на имущество физических лиц (НИФЛ) получают не только действующие военнослужащие, но и уволенные с военной службы граждане. Причины увольнения должны быть следующие:

  • достижение возраста предельного для пребывания на службе;
  • состояние здоровья, не позволяющее служить;
  • в связи с проведением организационных кадровых мероприятий.

В любом из этих случаев общий срок службы уволенного военного должен составлять минимум 20 лет. Только тогда военнослужащий, находящийся в отставке, может рассчитывать на льготы.

НИФЛ облагаются дома, квартиры, гаражи и прочие строения. Их список достаточно узок. Это местный налог и устанавливается он на уровне муниципалитетов.

Так, уволенный по одной из трех законных причин военнослужащий, до этого находившийся на службе не меньше 20 лет, по ст 407 НК РФ, вправе оформить льготу в размере всей суммы налога на имущество, уплачиваемой им в местный бюджет. То есть по сути это освобождение от налога. Оно происходит в случае, если у гражданина есть имущество, находящееся в собственности, и он не использует его для предпринимательства.

Если у бывшего военнослужащего есть несколько оснований для применения налоговых льгот, то всё равно при расчёте суммы налога, подлежащей оплате, нужно выбрать одно основание. Одно льготное основание в отношении одного объекта — такого правило п 3 ст 407 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить положенную льготу, гражданин предоставляет в заявление об этом и документы, подтверждающие его право на неё.

Как подтвердить своё право на льготу гражданину, владеющему творческой мастерской, ателье или студией?

По пп 14 п 1 ст 407 Налогового кодекса РФ творческие деятели (физические лица), на профессиональной основе занимающиеся искусством, могут использовать налоговую льготу, если они владеют помещениями, которым присвоен статус мастерских ателье или студий.

Льготным для таких граждан будет обложение этих помещений налогом на имущество физических лиц.

Нежилые объекты собственности должны быть специально обустроены для творчества и использоваться только в этих целях. Жилые помещения могут тоже временно предоставляться для организации выставок и посещения их людьми в качестве библиотек, музеев и худ. галерей. Льгота в таких обстоятельствах может быть оформлена на время такого использования жилых помещений.

Однако до сих пор не урегулирован законодательно, а поэтому вызывает споры вопрос — как подтвердить своё право на налоговую льготу собственникам творческих мастерских и ателье.

Статья 407 Налогового кодекса РФ определяет необходимость для подачи собственником мастерской заявления о предоставлении льготы и бумаг, удостоверяющих право на неё, в налоговый орган.

Но перечня документов, которые могли бы подтвердить творческую деятельность гражданина и творческое предназначение конкретного помещения, законодательство не содержит.

По этой причине контролирующим органам и министерствам приходилось не раз давать разъяснения, касающиеся того, какие именно документы подтверждают право на эту налоговую льготу. Однако разъяснения, содержащиеся в письмах министерств и ведомств и даже в судебных определениях, не имеют силы закона. Поэтому вопрос о перечне необходимых документов по-прежнему нуждается в законодательном урегулировании.

Из анализа разъясняющих писем и инструкций можно выделить приблизительный список документов, которые могут подтвердить льготу по налогу на имущество физических лиц, владеющих мастерскими, ателье или студиями. Их перечень таков:

членские билеты и удостоверения творческих союзов и организаций — для граждан, являющихся членами таких союзов;

диплом соответствующей специальности или справка с места работы с указанием профессии — для граждан, не состоящих в творческих союзах;

справка, данная органом местного самоуправления или ЖЭУ, о его согласии на использование помещения не по назначению;

акты органов гос. власти или муниципальных образований о предоставлении помещений в культурных целях.

Итак, чёткого списка бумаг, подтверждающих право творческих деятелей на льготу по статье 407 Налогового кодекса РФ, в законе нет. Могут возникнуть судебные споры или отказ налоговой службы признать их право на освобождение от налога. Поэтому задачей таких собственников будет собрать как можно больше документов, удостоверяющих данное им право.

Обязательно при этом подтвердить свой статус профессионала и удостоверить характер использования самого помещения. Опираясь на разъясняющие документы и на судебную практику, можно сказать, что для подтверждения статуса помещения подходят справки, данные УК, ЖЭУ или местной администрацией, а для подтверждения статуса творческого деятеля — документы об образовании, членские билеты и справки с работы.

Имущество при этом должно быть специально оборудовано для творческих занятий или для просветительского времяпровождения и соответствовать своим культурным целям.

Налоги с физических лиц: Налог на имущество

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

С 01.01.2015 введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (гл. 32 НК РФ).

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 402 НК РФ).

Порядок расчета налога на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц рассчитывает сама налоговая инспекция по истечении календарного года отдельно по каждому объекту налогообложения по месту его нахождения, после чего направляет вам (не позднее 30 дней до наступления срока платежа) налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога к уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога (п. п. 2, 3 ст. 52, п. 1 ст. 408, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Если у вас несколько объектов недвижимости в разных регионах, то вы получите уведомления от разных инспекций. Если же вы такое уведомление не получите, вам следует направить в инспекцию сообщение о своем имуществе (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Самостоятельно ничего рассчитывать не требуется.

Проверка правильности расчета налога на имущество физических лиц

Чтобы проверить правильность расчета налога исходя из кадастровой стоимости, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Установите, верно ли определено имущество, которое облагается налогом.

Налогом на имущество физических лиц облагаются (п. п. 1, 2 ст. 401 НК РФ):

жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

жилое помещение (квартира, комната);

единый недвижимый комплекс;

объект незавершенного строительства;

иные здания, строения, сооружения, помещения.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (п. 3 ст. 401 НК РФ).

Сведения о таких объектах налоговые органы по месту нахождения имущества получают от территориальных отделений Росреестра (ст. 85 НК РФ).

Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база.

Налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) — на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).

Налог считается по каждому объекту недвижимости в отдельности.

Если недвижимость находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников будет платить налог пропорционально своей доле.

А если квартира (или иная недвижимость) находится в общей совместной собственности супругов и оба они указаны в свидетельстве о регистрации права собственности, то они будут платить налог поровну (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Если вы хотите удостовериться в том, что ИФНС при расчете налога использовала верную кадастровую стоимость объекта, информацию о ней по состоянию на 1 января можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (п. 4.1 ч. 2, ч. 13 ст. 14 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Кадастровую стоимость объектов недвижимости можно также найти на сайте Росреестра.

Каждый объект жилой недвижимости облагается налогом не исходя из его полной кадастровой стоимости, а за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости (п. п. 3 — 5 ст. 403 НК РФ):

по квартире — 20 кв. м;

по комнате — 10 кв. м;

по жилому дому — 50 кв. м.

В отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение, налоговая база уменьшается на 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ).

Местные органы власти (законодательные власти г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать данные размеры налоговых вычетов (п. 7 ст. 403 НК РФ).

Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, для расчета налога такая база принимается равной нулю и налог платить не нужно (п. 8 ст. 403 НК РФ).

Шаг 3. Проверьте, правильно ли применена налоговая ставка.

Узнать о ставках налога, установленных в конкретном регионе, можно с помощью интернет-сервиса ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайтах региональных управлений ФНС России.

Если ставки не определены местным и региональным законодательством, налог рассчитывается исходя из максимальных ставок, установленных в п. 2 ст. 406 НК РФ (пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).

Шаг 4. Определите, правильно ли указан срок владения имуществом.

Если вы владели имуществом менее года, то налог исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев владения имуществом к числу календарных месяцев в календарном году (п. 5 ст. 408 НК РФ).

В отношении имущества, перешедшего вам по наследству, налог исчисляется со дня открытия наследства (п. 7 ст. 408 НК РФ), в остальных случаях — с даты регистрации права собственности.

Количество месяцев владения имуществом зависит от дня оформления права собственности на это имущество (открытия наследства) (п. 5 ст. 408 НК РФ):

если такой день — до 15-го числа месяца включительно, то налог исчисляется с начала этого месяца;

если после 15-го числа месяца, то налог исчисляется с начала следующего месяца.

Дата, с которой прекращается исчисление налога, определяется аналогично.

Шаг 5. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу.

Полностью освобождаются от уплаты налога, в частности, социально незащищенные граждане (например, инвалиды I и II групп, пенсионеры); люди творческих профессий; владельцы хозяйственного строения или сооружения, площадь которого не превышает 50 кв. м, если такая постройка расположена на земле, предоставленной для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ст. 407 НК РФ).

Другие публикации:  Алименты налогообложение

Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Нельзя заявить льготу по недвижимости, кадастровая стоимость которой более 300 млн руб. (пп. 2 п. 2 ст. 406, п. 5 ст. 407 НК РФ).

Независимо от количества оснований льгота предоставляется только в отношении одного объекта каждого вида по вашему выбору (п. п. 3, 7 ст. 407 НК РФ).

Информацию о льготах, установленных местными органами власти, вы можете получить через интернет-сервис ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайте УФНС вашего региона.

Чтобы получить льготу по налогу, в налоговый орган нужно представить заявление и подтверждающие документы (п. 6 ст. 407 НК РФ).

Если до конца 2014 г. вам была предоставлена налоговая льгота по старому Закону от 09.12.1991 N 2003-1, представлять в налоговую инспекцию документы для получения льготы по новым правилам не нужно (ч. 4 ст. 3 Закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

Если в течение календарного года у вас возникло (прекратилось) право на льготу, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Льготу можно использовать, даже если вы обратились за ней несвоевременно.

При этом пересчитать налог можно будет не более чем за три года, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у вас права на льготу.

Для перерасчета налога нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление и подтверждающие льготу документы (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Налоговая инспекция должна принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления, а вернуть налог — в течение месяца со дня получения заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 78 НК РФ).

Шаг 6. Установите, учтены ли переходные правила расчета налога.

В течение первых четырех лет действия нового порядка налог исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (в первый год — 0,2, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвертый — 0,8).

В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости без учета переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учета переходных правил — по формуле (п. 9 ст. 408 НК РФ):

Эта формула применяется, если имущество принадлежало вам весь год (полных 12 месяцев).

Если вы владели имуществом менее года, то сумма налога за год умножается на коэффициент нахождения объекта в вашей собственности (см. шаг 4).

Начиная с пятого года, налог будет считаться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Узнать об особенностях порядка налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, а также рассчитать предполагаемую к уплате в 2016 г. за 2015 г. сумму налога можно, обратившись к разделу официального сайта ФНС «Налог на имущество физических лиц — 2016».

Налог на имущество физических лиц: новый порядок

Источник: Журнал «Налоговая проверка»

8 октября 2014 года в «Российской газете» (№6501) был опубликован Федеральный закон от 04.10.2014 №284‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Федеральный закон №284‑ФЗ). Вводятся новые правила исчисления и уплаты налога на имущество, принадлежащее физическим лицам. Читайте об этом в предложенном материале.

История вопроса

Как сказано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.2013: в настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона №51763‑4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему включение в налоговую систему РФ налога на недвижимое имущество. Речь идет о том самом законопроекте, который в итоге стал Федеральным законом №284‑ФЗ.

Федеральный закон №284‑ФЗ рождался непросто: он был внесен в Госдуму 11.05.2004. И долгих 10 лет решения по нему не принималось. И только в июне 2014 года началось новое рассмотрение.

Отметим, что пока Федеральный закон №284‑ФЗ обрел свой окончательный вид, он кардинально видоизменился, начиная с названия и заканчивая существом вопроса.

Как сказано в пояснительной записке к данному законопроекту, он направлен на создание налоговых условий для формирования рынка доступного жилья. Основная цель законопроекта– установить местный налог на недвижимость жилого назначения и определить порядок введения этого налога.

Изначально планировалось ввести налог для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. Этот местный налог на недвижимость должен был заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.

Установление местного налога на недвижимость и определение его основных элементов путем принятия соответствующей главы Налогового кодекса должно было обеспечить реализацию реформы налогообложения недвижимости в масштабах РФ путем постепенного, по мере готовности, его введения решениями представительных органов местного самоуправления в период до 1 января 2007 года.

Первоначальный вариант законопроекта, представленный на первом чтении в Госдуме, предусматривал дополнение НК РФ гл. 31 «Местный налог на недвижимость», также фигурировало такое понятие, как «оценочная стоимость объектов недвижимого имущества», к объектам налогообложения относились земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости и выделенные под строительство указанных объектов.

Но уже ко второму чтению, которое было в 2014 году, законопроект обрел вид, близкий к тому, который был фактически принят. И вместо местного налога на недвижимость в НК РФ введена гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

Новые правила для старого налога

Федеральный закон №284‑ФЗ вводит в действие новую гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Для налогоплательщиков – физических лиц это означает, что они будут по‑прежнему уплачивать налог на имущество, но по новым правилам, установленным уже в рамках НК РФ. Напомним, что сегодня действует Закон РСФСР от 09.12.1991 №2003‑1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее –Закон РФ №2003‑1), который в дальнейшем будет признан утратившим силу. Принципиальное отличие нового закона от действующего сегодня заключается в том, что для определения налоговой базы будет применяться не инвентаризационная стоимость, а кадастровая стоимость имущества. Соответствующие законы субъекты РФ должны принять до 1 января 2020 года: после этой даты определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Рассмотрим основные нормы, установленные гл. 32 НК РФ.

Введение налога. Налог на имущество физических лиц (далее – налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог регулируется НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

После принятия соответствующих нормативных актов он обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

В случае утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года. Соответствующие нормативные правовые акты должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

Полномочия субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют:

  • налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ;
  • особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 НК РФ;
  • налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщики.Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Если сравнить приведенные новые нормы, определяющие объект налогообложения, с действующим сегодня Законом РФ №2003‑1, то к объектам налогообложения отнесли машино-место, единый недвижимый комплекс, иные здания, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения на приусадебных участках (ранее речь шла только о даче). Таким образом, перечень облагаемого имущества расширился. Но при этом из него исключили имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Также в НК РФ не определено понятие «единый недвижимый комплекс».

Налоговая база. В соответствии с гл. 32 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Если соответствующие законы субъектами РФ не приняты, то налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Таким образом, физические лица вслед за юридическими лицами перейдут на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. В чем разница?

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется БТИ (бюро технической инвентаризации) по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (Приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 №87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности»).

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 №94и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 №14‑Д(по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 №15‑148/6 и №15‑149/6(по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Другие публикации:  Льготы для пенсионеров на поездах дальнего следования

Физический износ жилых зданий определяется по «Правилам оценки физического износа жилых зданий» (ВСН 53‑86) (Письмо Минфина РФ от 19.02.2010 №03‑05‑04‑01/12).

Согласно ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 №135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон №135‑ФЗ)определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (Минэкономразвития), стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона №135‑ФЗ.

Информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация может получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 01.10.2013 №566(Письмо ФНС РФ от 08.05.2014 №БС-4-11/8876).

Минэкономразвития дал такое определение кадастровой стоимости. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)»).

Таким образом, принципы определения инвентаризационной стоимости и кадастровой стоимости совершенно разные, соответственно, налоговая база будет также отличаться. Поскольку кадастровая стоимость приближена к рыночной, то и налоговая база вырастет в разы по сравнению с той, которая исчислялась исходя из инвентаризационной стоимости.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен ст. 403 НК РФ. В отношении отдельных объектов установлены следующие особенности определения налоговой базы:

Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, то в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Если субъектом не принят новый порядок исчисления налога на имущество, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговые ставки.Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости:

  • от кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
  • от вида объекта налогообложения;
  • от места нахождения объекта налогообложения;
  • от видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

При этом налоговые ставки, установленные субъектом РФ, не должны превышать максимальных значений, которые установлены п. 2 ст. 406 НК РФ.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

гаражи и машино-места;

хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

Данная налоговая ставка может быть уменьшены до нуля или увеличена, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

  • в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения – по максимальным налоговым ставкам;
  • в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения – по налоговой ставке 0,1% в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500000руб. включительно и по налоговой ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Налоговые льготы.Главой 32 НК РФ определены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. Полный перечень льготников представлен в ст. 407 НК РФ.

Успокоим собственников недвижимости: список тех, кто имеет право на льготу, не уменьшился, а наоборот, расширился по сравнению с перечнем льготников, приведенным в Законе РФ №2003‑1. В нем остались все те, кто там был, и добавились следующие категории налогоплательщиков:

  • ветераны боевых действий;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №2‑ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Но изменился порядок предоставления льгот. Если действующим сегодня Законом РФ №2003‑1 вообще освобождались от уплаты налога определенные физические лица, то по новым правилам налоговая льгота предоставляется:

  • в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности;
  • в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот;
  • в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира или комната, жилой дом, помещение или сооружение для творческих деятелей, хозяйственное строение или сооружение для личного подсобного хозяйства, гараж или машино-место.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ:

  • объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
  • в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, – вновь образованный объект, включенный в перечень;
  • в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

Предоставление льгот носит заявительный характер, уведомление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Отдельно прописано, что после 1 ноября уточненное уведомление представить будет нельзя. Форма данного уведомления будет утверждена ФНС.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Перерасчет суммы налога в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Обратите внимание:

Лицо, имеющее право на льготу в соответствии с гл. 32 НК РФ, которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ №2003‑1, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы для представления льгот.

Напомним, что субъекты РФ вправе устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Порядок исчисления суммы налога. Налоговым периодом по данному налогу признается календарный год. Сумма налога по‑прежнему исчисляется налоговыми органами на основании имеющихся сведений по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Правила исчисления налога принципиально не изменились:

  • если объект находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения;
  • если объект находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях;
  • в случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента;
  • в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде;
  • за неполный месяц налог рассчитывается по состоянию на 15‑е число месяца;
  • в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Новшеством является наличие переходного периода в течение первых 4 налоговых периодов применения нового порядка исчисления налога. Законодатель привел следующую формулу:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2, где:

Н– сумма налога, подлежащая уплате (в случае неполного периода владения объектом приведенные выше правила действуют);

Н1– сумма налога, исчисленная по новым правилам за весь налоговый период;

Н2– сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за весь последний налоговый период в соответствии с Законом РФ №2003‑1и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 года;

К– коэффициент, равный:

  • 0,2 – применительно к 1‑му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;
  • 0,4 – применительно ко 2‑му налоговому периоду;
  • 0,6 – применительно к 3‑му налоговому периоду;
  • 0,8 – применительно к 4‑му налоговому периоду.

Начиная с 5‑го налогового периода исчисление суммы налога производится без учета приведенных положений.

В случае если Н2 > Н1, сумма налога исчисляется без учета приведенных положений.

Порядок и сроки уплаты налога.Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Действует исковой срок давности – три года.

Подведем итоги. С 1 января 2015 года в РФ вводится новый налог, заменяющий действовавший ранее налог на имущество физических лиц. Теперь данный налог будет регулироваться нормами НК РФ.

Непосредственно налог будет вводиться законами субъектов РФ, которым дано право устанавливать налоговые ставки, льготы и другие особенности исчисления данного налога. Полностью перейти на уплату налога по новым правилам все субъекты обязаны до 2020 года.

Перечень облагаемого имущества расширился.

Принципиально изменился порядок определения налоговой базы: теперь она определяется исходя из кадастровой стоимости имущества.

По-прежнему будут действовать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, но определен новый порядок их предоставления.

Также приятным новшеством является наличие переходного периода в течение первых 4 налоговых периодов применения нового порядка исчисления налога.