Государственная пошлина на регистрацию земель

09.03.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Госпошлина за регистрацию земельного участка с расположенной на нем блокированной жилой застройкой составит 350 руб.

Минфин России разъяснил, что в отношении земельного участка с видом разрешенного использования «блокированная жилая застройка» госпошлина за госрегистрацию права собственности составит 350 руб. На таком земельном участке может располагаться только объект индивидуального жилищного строительства (письмо Минфина России от 04 июля 2017 г. №03-05-06-03/42109).

Напомним, что за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61, 80.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса, физлицом уплачивается госпошлина в размере 2 тыс. руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

В то же время за госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества госпошлина составляет 350 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Как быстро и правильно рассчитать пошлину? Воспользуйтесь нашим сервисом «Калькулятор расчета госпошлины» !

В свою очередь правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса).

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса).

Так, одним из видов разрешенного использования земельного участка является «блокированная жилая застройка», которая включает в себя размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки) (Классификатор видов разрешенного использования земельных участков ).

Финансисты уточнили, что из представленных на госрегистрацию документов, а также из сведений, содержащихся в ЕГРН и иных документах, полученных, в том числе по запросам госрегистратора, можно однозначно установить, что на таком земельном участке расположен жилой дом, не предназначенный для раздела на квартиры, то есть объект индивидуального жилищного строительства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
2018 год

Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Глава 25.3 Государственная пошлина
(текст по состоянию на 18.10.2018 г. )

Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с физических и юридических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, в частности за государственную регистрацию прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества.

Госпошлина, как правило, уплачивается до совершения юридически значимых действий. Факт уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Размеры госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество
2018 год

1. За государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, договора об отчуждении предприятия как имущественного комплекса, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс — 0,1 процента стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 рублей;

2. За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пунктами 1, 3 — 7, 9 — 12:
для физических лиц — 2 000 рублей; для организаций — 22 000 рублей;

3. За государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом — 22 000 рублей;

4. За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме — 200 рублей;

5. За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей;

6. За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них — 350 рублей;

7. За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — 100 рублей;

8. За внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пунктом 13:
для физических лиц — 350 рублей; для организаций — 1000 рублей;

9. За государственную регистрацию ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременений прав на недвижимое имущество:
для физических лиц — 1 000 рублей; для организаций — 4 000 рублей;

9.1 За внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с соглашением об изменении или о расторжении договора об ипотеке:
для физических лиц — 200 рублей; для организаций — 600 рублей;

В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные пунктами 9 и 9.1 настоящей статьи, взимается в размерах, установленных для физических лиц;

10. За государственную регистрацию:

— смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, — 1 600 рублей;

— смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, — 350 рублей;

11. За государственную регистрацию:

— договора участия в долевом строительстве:
для физических лиц — 350 рублей; для организаций — 6 000 рублей;

— соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый гос. реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 350 рублей;

12. За государственную регистрацию сервитутов:
в интересах физических лиц — 1 500 рублей; в интересах организаций — 6 000 рублей;

13. За внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке — 350 рублей;

14. За повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним):
для физических лиц — 350 рублей; для организаций — 1 000 рублей;

Льготы по уплате государственной пошлины
Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1. За государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;

2. За государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

3. За внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации;

4. За внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества;

5. За государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

6. За государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

7. За государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8. За государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество;

9. За государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

10. За государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Государственная пошлина при продаже доли в земельном участке

У меня 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Участок выделен и получено свидетельство о собственности. Я собираюсь эту долю продать. Какую гос. пошлину я должен платить за регистрацию договора купли продажи 100 руб. или как требует рег. палата 350 руб ссылаясь на какие то дополнительные подпункты в законе.

Ответы юристов (9)

Уважаемый Александр! Доброго! На мой взгляд — 350 руб. Основание: п.27 ч.1 ст.333.33 НК РФ

Есть вопрос к юристу?

Гос. пошлина составляет 100 рублей за долю, за целый участок 350 рублей, п. 26 ст. 333,33 НК РФ

26) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — 100 рублей; Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ и статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, пункт 1, подпункты 22-33).
24) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350рублей;

Здравствуйте. Размеры гос пошли определяются Налоговым кодексом РФ.

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)НК РФ
Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
24) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества —350 рублей;

27) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 настоящего пункта:

для физических лиц —350 рублей;

Таким образом, в регистрационной палате правы, пошлина составит 350 рублей.

Здравствуйте, Александр!
Зависит от вида земельного участка:

Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
24) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
25) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 настоящего пункта, — 350 рублей;
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2012 N 205-ФЗ, от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
26) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — 100 рублей;

Александр, добрый вечер! Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

1. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

Стоимость услуг нотариуса по заверению такой сделки определяется конкретным нотариусом который будет сделку заверять т.к. помимо установленных главой 25.3 НК размеров пошлины за совершение нотариальных действий имеет место навязывание нотариусами дополнительных услуг. Что касается фиксированной стоимости то согласно ст. 333.25 НК РФ

1. За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
5) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подпунктами 7 — 10 настоящего пункта.
По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 — 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
9) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями;

что касается госпошлины за регистрацию прав то согласно ст. 333.33 НК

24) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей;

26) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участкииз земель сельскохозяйственного назначения — 100 рублей;

не соглашусь полностью, если продается земельная доля ЗУ сельхозназначения, то применяется ст.24.1

Положения абзаца первого пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона не применяются к сделкам по отчуждению земельных долей.

и если действительно продается земельная доля, то г/п 100 рублей.

Для регистрации права на земельный участок (и за целый участок, и за долю земельного участка) применяется госпошлина 350 руб. для физических лиц.

24) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей;
26) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — 100 рублей;

Другие публикации:  Компенсация легкого вреда здоровью

Пункт 26 ст. 333,33 НК применяется, если доля земельного участка является земельным паем.

Поэтому в вашем случае всё зависит от категории земельного участка и вида его разрешенного использования: если это земли сельхозназначения, то 100 руб., если всё остальное — 350 руб.

Да, вы правы в данном случае положения абз. 1 п. 1 ст. 24 122-ФЗ Не применяются. Александр, прошу прощения что ввел в заблуждение в части обязательности нотариального заверения такой сделки.

Вы никакую. Госпошлину платить ТОЛЬКО ПОКУПАТЕЛЬ за регистрацию право собствеенности (долевой)

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Размер госпошлины за регистрацию права собственности

При совершении всех сделок с недвижимостью уплачивается госпошлина за регистрацию права собственности. Связано это с тем, что недвижимое имущество имеет особый правовой статус и находится в области особого внимания государства. Именно поэтому регистрируется и сама недвижимость (с помощью кадастрового учета), и сделки, совершенные с ней, и права, возникающие в результате. Сами же государственные органы взимают за совершение регистрации определенную плату — пошлину. О размерах пошлины и особенностях ее уплаты и пойдет речь.

Когда платится госпошлина?

В соответствии с законодательством России подлежат регистрации все сделки с недвижимым имуществом. С точки зрения закона к недвижимости относятся как объекты, прочно связанные с землей и являющиеся ее частью (земельные участки, дома, нежилые строения и т. п.), так и иные объекты, сделки с которыми совершаются в особом порядке (в частности, морские и речные суда, данные о правах на которые вносятся в Государственный судовой реестр). Разумеется, на практике сделки с участками, зданиями и помещениями совершаются во много раз чаще.

При совершении регистрации за внесение записей в ЕГРП (Единый госреестр прав) стороны сделки должны уплачивать особую плату — госпошлину. Для недвижимости она выплачивается при регистрации:

  • возникновения и прекращения права собственности (договор купли-продажи или дарения, получение наследства и т. д.);
  • ограничения прав на имущество (ипотека и т. п.);
  • права пользования чужим имуществом (долгосрочная аренда, сервитут и т. д.).

Не платится госпошлина лишь по сделкам, которые не подлежат регистрации. В области недвижимости к таким относятся договора, по которым право собственности не меняется, а сами они длятся не более года (непродолжительная аренда или наем жилья, временное безвозмездное пользование и т. д.).

Какова пошлина за регистрацию права собственности?

Размеры госпошлины, которая платится при совершении регистрационных действий, применительно к праву собственности на недвижимость составляет в общем случае:

  • для граждан — 2000 рублей;
  • для организаций — 22000 рублей.

Однако есть свои нюансы, связанные с отдельными видами недвижимости. В частности, государство регистрирует и сделки с предприятиями, рассматриваемыми как целостный комплекс имущества — включая здания, сооружения и промышленные участки земли. В связи с этим целесообразно будет выделить отдельно список размеров пошлин, которые будут уплачиваться за госрегистрацию. Итак, пошлина будет составлять:

  • за регистрацию права собственности гражданина на участок для личного подсобного, дачного хозяйства, ИЖС, строительства гаража — 350 рублей (это же относится и к регистрации права на строения, возводимые на таких участках);
  • за регистрацию доли в общем праве на сельскохозяйственный участок — 100 рублей;
  • за регистрацию права на долю общего имущества в многоквартирном доме — 200 рублей;
  • за регистрацию права на предприятие — 0,1% от стоимости имущества, включая недвижимое, и других активов (но не более 60 тысяч рублей);
  • за регистрацию права собственности на имущество, покупаемое для включения в паевой инвестиционный фонд (ПИФ) — 22 тысячи рублей;
  • за регистрацию водного судна с выдачей свидетельства о праве собственности — 500 рублей.

Следует помнить, что пошлины в отношении объектов, включающих в себя несколько видов вышеперечисленного имущества, складываются. Так, к примеру, приобретая участок вместе с дачей, покупатель должен будет заплатить 350 рублей за регистрацию самого участка и 2000 рублей — за строение. Общая пошлина, таким образом, для него будет равна уже 2350 рублей.

Помимо регистрации права, пошлина будет взиматься за выдачу дубликатов свидетельств об уже состоявшейся регистрации права взамен утраченных. Для граждан такая пошлина составит 350 рублей, для юридических лиц — 1000 рублей.

Некоторые особенности уплаты пошлины

Самое главное, на что нужно обратить внимание, — это то, что пошлина всегда платится до регистрации сделки. К моменту подачи документов в орган Росреестра квитанция об уплате должна быть уже на руках у заявителя — без нее регистрация не состоится.

Иногда при сделках, касающихся перехода права на недвижимость, возникает вопрос: можно ли сторонам договориться о том, кто именно будет платить пошлину? Как ни странно, нет: пошлину по закону всегда платит покупатель. В силу прямого указания НК РФ пошлина за регистрацию прекращения права собственности не уплачивается. Таким образом, даже если в договоре стороны прописали, что в равных долях несут расходы по регистрации или расходы целиком ложатся на продавца, продавец просто возмещает по договору деньги, потраченные покупателем на оплату. Квитанция же, прилагаемая к пакету документов на регистрацию, все равно должна идти от имени покупателя.

На практике, конечно, это не так важно: в большинстве отделений Росреестра примут квитанцию от любой из сторон — главное, чтобы сумма была уплачена полностью. Тем не менее пошлина, в силу закона, относится к государственным налогам и сборам, а налоговые обязанности лицо должно исполнять лично, если иное не предусмотрено законом (в данном случае как раз не предусмотрено). Таким образом, чтобы не возникло проблем с оформлением документов, следует позаботиться и об этом, на первый взгляд малозначительном, требовании государства.

Не платится госпошлина при покупке квартиры в ипотеку. Однако если ипотека берется под залог уже купленной ранее недвижимости, платить придется на общих основаниях (для граждан — 2000 р., для организаций — 22000 р.).

Кроме того, есть лица, которые не платят госпошлину. По закону к ним относятся:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому, если, к примеру, участок земли выкупается для общественно необходимой цели (прокладки дороги, трубопровода и т. д.), госпошлина не платится.
  2. Граждане, признанные в установленном порядке малоимущими. Конкретный перечень граждан, являющихся малоимущими, определяется по правилам жилищного законодательства (применительно к гражданам, нуждающимся в жилье по договорам социального найма), однако сам ЖК РФ ссылается при этом на местные нормативные акты. Поэтому для того, чтобы определить, будет ли конкретный гражданин освобожден от уплаты госпошлины, нужно учитывать не только размер его доходов, но и в каком регионе он проживает. Кроме того, статус малоимущего подтверждается органами местной власти по заявлению человека — следовательно, без подтверждающих документов льгота действовать не будет.
  3. Все собственники — в случае если регистрация вызвана существенными изменениями в законодательстве России.

Ни для ветеранов, ни для инвалидов, ни для награжденных звездой Героя СССР или РФ, к сожалению, льгот по уплате пошлины при регистрации прав на недвижимость законом не предусмотрено. Для них в этой сфере имеются льготы только при оплате услуг нотариуса (в частности, при оформлении документов на наследство).

Какая пошлина за регистрацию недвижимости?

Для полноправного владения недвижимостью одной лишь процедуры покупки будет недостаточно. Необходимо получить разрешение на владение, пользование и распоряжение приобретенным имуществом (право собственности), обратившись в соответствующие органы. Государственная регистрация права собственности – услуга не бесплатная, но без нее владение объектом считается незаконным.

Размер государственной пошлины

За регистрацию недвижимого имущества, сделки и получения права владельца взымается определенная денежная сумма – государственная пошлина. Начиная с 2015 г. Налоговый кодекс Российской Федерации претерпел изменения, вследствие которых госпошлина на регистрацию права собственности на недвижимость составляет:

  • 22000 рублей – юридическим лицам (организациям);
  • 2000 рублей – физическим лицам (гражданам).

Данные суммы действительны для регистрации права собственности, права оперативного управления, аренды и т.д. Оформление происходит по договорам мены (бартер), купли-продажи, контрактам раздела имущества или дарения на различные сооружения, здания, квартиры и помещения.

Регистрация прав на недвижимость осуществляется только при наличии платежного документа. Подача заявления без квитанции невозможна, в противном случае работники Росреестра его отклонят. Обязательно берется во внимание тип недвижимости — от вида регистрационных действий зависит сумма платежа. Логично, что стоимость госпошлины при регистрации права собственности на квартиру и госпошлина на небольшую территорию для строительства гаража будет существенно отличаться. Для того, чтобы не ошибиться с размером пошлины и явиться с правильно оплаченной квитанцией, далее рассмотрены основные виды платежей.

Госпошлина за регистрацию земельного участка

За приобретение прав собственности на землю, предназначение которой – личное пользование (дачное хозяйство, сооружения гаража), взымается плата в размере 350 руб. Регистрация своей доли в общем владении аграрной зоной составит 100 руб. Однако, пошлина на земельный объект, что содержит недвижимость, включает в себя как сумму за участок, так и за строение. В сумме платеж составит 2350 рублей: 350 руб. за территорию и 2000 руб. за дом.

Госпошлина за регистрацию ипотеки

Регистрация ипотеки не облагается сбором только при договоре купли-продажи с использованием кредита. В этом случае платить нужно лишь за право регистрации. Но если денежная сумма взята под залог квартиры или частного дома, налог составит 2000 руб. для частных лиц и 22000 для юридических. Открыв кредит в банке под залог недвижимого имущества, регистрируется ограничение права в виде ипотеки. Два участника сделки (банк и физическое лицо) обязуются заплатить государственную пошлину. Для банка сумма составит 11000 руб., для частного лица – 1000 руб.

Госпошлина за прописку

Регистрация по месту жительства в народе именуется «пропиской». Как и при регистрации по временному месту пребывания, госпошлина за прописку гражданина РФ не предусмотрена. Также абсолютно бесплатно в органах ФМС происходит процесс снятия с учета.

Но иностранцам и лицам, не имеющим гражданства, для прохождения регистрации по месту проживания в России придется заплатить. В подобных случаях госпошлина за регистрацию в квартире составляет 350 руб.

Способы оплаты государственной пошлины

Всего имеется три способа оплаты государственной пошлины:

  • В банке. Наведываясь в отделение банка, необходимо иметь при себе квитанцию с реквизитами, на которые перечисляется оплата. После внесения денег на квитанции ставится соответствующая отметка и выдается чек, который обязательно сохраняется.
  • Через Интернет. С развитием современных технологий необязательно простаивать очередь в банке для оплаты пошлины. Быстрое прохождение процедуры возможно с помощью веб-страницы Единого портала госуслуг или сайта Сбербанка. В первом случае необходимо пройти регистрацию на портале, найти вкладку «Платежи» и выбрать оплату пошлин. Второй способ подходит для клиентов Сбербанка, которым для регистрации на сайте достаточно отправить СМС (у кого подключена услуга Мобильный банк).
  • С помощью терминала самообслуживания. При оплате данным способом возможность ошибки исключается – обновление всех реквизитов происходит автоматически. Но существует и минус: платежный терминал не выдает сдачи, поэтому о мелких купюрах необходимо позаботится заранее. После того, как госпошлина за получение свидетельства о праве собственности оплачивается, лишняя сумма может быть перечислена на счет мобильного.

Квитанция об оплате должна содержать код бюджетной классификации. Подача документов может проводиться в Росреестре или МФЦ, соответственно, коды для данных учреждений отличаются.

Необходимые реквизиты для оплаты госпошлины

Для получения реквизитов достаточно иметь доступ к Интернету. На сайте Росреестра во вкладке «Физические лица» необходимо найти раздел «Получение услуги в офисах Росреестра и кадастровой платы». В нем имеется пункт «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием». В открывшейся странице нужно выбрать свой город, после чего появится список офисов Росреестра в указанном регионе. Остается нажать на нужный офис и посмотреть раздел «Реквизиты». Также понадобится код ОКТМО, который можно найти в Данных об офисе (так как в разделе «Реквизиты» он не всегда присутствует).

Срок регистрации в 2016 году

Для регистрации прав собственности по Москве и Московской области необходимо посетить отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве или Московской области соответственно (Росреестр).

С начала 2015 г. сроки регистрации права собственности сократились: если ранее ожидать приходилось 18 календарных дней, то с вступившими изменениями – 10 рабочих дней, или 14 календарных. Регистрация по документам, заверенных нотариусом, составляют 3 рабочих дня.

Для регистрации договоров ипотеки жилья и оформления прав по соглашению купли-продажи с использованием полученного кредита необходимо подождать 5 рабочих дней. Для нежилых домов, квартир и земельных территорий срок регистрации договоров ипотеки составляет 15 календарных дней.

Особенности уплаты пошлины

Как отмечалось ранее, регистрация сделки без оплаченной государственной пошлины не оформляется. Подавая документы в Росреестр, необходимо удостоверится о наличии квитанции.Заключая сделку перехода прав собственности, госпошлина за регистрацию договора купли продажи недвижимости оплачивается покупателем. Закон не предусматривает внесение денежной суммы обеими сторонами. Квитанция заполняется покупателем. Если договор содержит пункт о равных расходах, как покупателя, так и продавца, последний просто возмещает необходимую сумму по договору.

Не все обязаны уплачивать налог: государственные органы, местное самоуправление и малоимущие граждане (статус предоставляют органы местной власти) освобождаются от пошлины. Ветераны войны, Герои СССР и РФ а также инвалиды имеют льготы на услуги нотариуса, но оплачивать государственную пошлину обязаны.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино‑местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально‑определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Право на учтенное недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в ЕГРН посредством внесения записи в ЕГРН о зарегистрированных правах на имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведениях.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Подробная информация об услуге представлена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — см. здесь.

Единый справочный телефон Росреестра — 8 (800) 100‑34‑34.

С 02.05.2018 в секторе №1 МФЦ Красносельского района, секторе №3 МФЦ Красносельского района, секторе №2 МФЦ Московского района, секторе №5 МФЦ Невского района и секторе №2 МФЦ Центрального района прием документов осуществляется исключительно по предварительной записи.

Прием заявлений о проведении государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории иных регионов Российской Федерации, осуществляется в офисе Кронштадтского районного отдела Управления Росреестра по Санкт‑Петербургу по адресу: г. Кронштадт, ул. Советская, д. 45 и в офисе Курортного районного отдела Управления Росреестра по Санкт‑Петербургу по адресу: г. Сестрорецк, ул. Володарского, д. 31. Прием документов осуществляется исключительно по предварительной записи через «Личный кабинет» официального сайта Росреестра www.rosreestr.ru

Прием заявлений о пересмотре кадастровой стоимости осуществляется в центральном офисе Управления Росреестра по Санкт‑Петербургу, расположенном по адресу: Санкт‑Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10‑12, второй этаж (вход с Синопской набережной). Время приема — понедельник‑четверг с 09.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00); пятница с 09.00 до 16.45 (перерыв с 13.00 до 14.00).

Справочный телефон: 8 (812) 245‑26‑23.

Заявления об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в апелляционную комиссию посредством подразделений МФЦ не принимаются.

Заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении предприятия как имущественный комплекс представляются в центральный аппарат Росреестра по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а, или почтовым отправлением по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

Прием обращений в отношении объектов недвижимости, расположенных по всей территории РФ, осуществляется в МФЦ Калининского района (сектор №3) по предварительной записи.

Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования относятся к дополнительным сведениям государственного кадастра недвижимости и подлежат изменению в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае принятия ими решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования обязаны направлять такие документы в орган регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия.

Другие публикации:  Частная собственность на гараж

Заявления о государственном кадастровом учете изменений для внесения в ЕГРН вышеуказанных сведений в МФЦ не принимаются.

Возврат из архива осуществляется в отношении документов, ранее поданных в структурных подразделениях МФЦ (в том числе поданных в секторе №3 МФЦ Калининского района в отношении объектов недвижимости, расположенных на всей территории Российской Федерации).

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

Процедура предоставления государственной услуги завершается выдачей (направлением) заявителю:

  • свидетельства о государственной регистрации права или выписки из ЕГРН, а также договора и иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, с регистрационной надписью, иных документов, ранее представленных на государственную регистрацию прав и подлежащих выдаче после ее проведения;
  • сообщения об отказе в государственной регистрации наличия, возникновения, перехода и прекращения права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, а также документов, ранее представленных на государственную регистрацию прав и подлежащих выдаче;
  • сообщения об отказе во внесении изменений в ЕГРН, в том числе исправлении технической ошибки, повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации права, выдаче закладной, регистрации законного владельца закладной, а также документов, представленных заявителем и подлежащих выдаче;
  • уведомления о прекращении государственной регистрации вещного права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, государственной регистрации прекращения вещного права на недвижимое имущество (без его перехода к новому правообладателю), ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом (в том числе при ее расторжении);
  • уведомления о возврате приложенных к заявлению о предоставлении государственной услуги документов без рассмотрения при принятии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о предоставлении государственной услуги и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены (направлены) одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества;
  • уведомления о зарегистрированном ограничении (обременении) права, в случае если ограничение (обременение) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц регистрируется не правообладателем;
  • уведомления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН;
  • уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем;
  • уведомление о непринятии заявления о государственной регистрации и иных необходимых документов к рассмотрению, если по истечении десяти календарных дней с момента их поступления в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав.

Срок предоставления услуги

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина, размеры, сроки и порядок уплаты которой установлены ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Информацию о размерах государственной пошлины за совершение регистрационных действий см. здесь.

Наименование получателя платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу)

ИНН: 7801267400

КПП:784201001

Номер счета получателя платежа: 40101810200000010001

Наименование банка: Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург

КБК: 32110807020018000110 (для предоставления услуги через МФЦ)

ОКТМО: 40911000 (по всем районам города)

БИК: 044030001

Наименование платежа: Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

От уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового Кодекса Российской Федерации), ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время ВОВ (пп. 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового Кодекса Российской Федерации).

I. Получатели государственной услуги:

  1. Граждане Российской Федерации.
  2. Иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Российские и иностранные юридические лица, международные организации.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги: услуги:

  1. С заявлениями об осуществлении государственной регистрации прав вправе обращаться:
    • правообладатель;
    • стороны договора;
    • уполномоченное правообладателем, стороной (сторонами) договора на то лицо при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом;
    • судебный пристав-исполнитель;
    • нотариус (помощник нотариуса).
  2. С заявлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, допущенной при государственной регистрации прав, вправе обратиться любое заинтересованное лицо.
  3. С заявлениями о внесении в записи ЕГРН изменений, не влекущих за собой существенного изменения объекта недвижимости, а также прекращения или перехода права на него, вправе обращаться лица, которые вправе обращаться с заявлениями об осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  4. От имени физических лиц заявления о государственной регистрации прав могут подавать, в частности:
    • законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
    • опекуны недееспособных граждан;
    • представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.
  5. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление на государственную регистрацию прав самостоятельно (без согласия законных представителей).
  6. От имени юридического лица заявления о государственной регистрации прав могут подавать:
    • лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами без доверенности;
    • представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре;
    • участники юридического лица в предусмотренных законом случаях.
  7. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут действовать:
    • уполномоченные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;
    • уполномоченные должностные лица иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридические лица и граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению.
  8. Судебный пристав-исполнитель обращается для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  9. Нотариус (помощник нотариуса) обращается для проведения государственной регистрации прав в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной им (нотариусом, помощником которого является заявитель) сделки или иного совершенного им (нотариусом, помощником которого является заявитель) нотариального действия.
  10. От имени правообладателей, стороны (сторон) сделки вправе обратиться их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе:
    • от имени участников общей долевой собственности на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, ‑ их представитель, уполномоченный на это принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников;
    • от имени участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих участников превышает пять) ‑ представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников;
    • от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).
  2. Подает необходимые документы и заявление по утвержденной форме.
  3. Получает документы, подлежащие выдаче заявителю по результатам оказания государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Должностное лицо МФЦ:

  1. Принимает необходимые документы и заявление.
  2. При предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность, проверяет срок действия документа и соответствие данных документа, удостоверяющего личность, данным, указанным в заявлении и прилагаемых необходимых документах.
  3. Проверяет представленные заявление и документы на предмет:
    • оформления заявления в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации;
    • наличия прилагаемых необходимых документов, указанных в заявлении.
  4. При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
  5. В случае выявления при приеме документов оснований для последующего приостановления или отказа в регистрации прав — сообщает об этом заявителю и дает разъяснения о способах и методах устранения указанных недостатков, в частности:
    • предлагает заявителю прервать подачу документов и разъясняет, что обращение с данными документами будет препятствовать осуществлению государственной регистрации прав и приведет к отказу в государственной регистрации прав;
    • если заявитель, несмотря на данные ему разъяснения, откажется прервать подачу документов — принимает в установленном порядке заявление и иные документы, при этом в расписке в получении документов на осуществление государственной регистрации прав проставляет отметку о том, что заявителю даны разъяснения о том, что в государственной регистрации прав ему будет отказано.
  6. В случае если заявителем представлены заявление и необходимые для государственной регистрации прав документы, в орган, осуществляющий регистрацию прав, действующий в пределах иного субъекта Российской Федерации, на территории которого не расположен объект недвижимости, в отношении которого необходимо зарегистрировать право — разъясняет заявителю, что государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Законом о регистрации прав, и предоставляет ему информацию о наименовании органа, в который он должен обратиться с данными заявлением и документами, и его адрес.
  7. В случае если заявитель самостоятельно не заполнил форму заявления — по просьбе заявителя заполняет заявление с использованием программно-технического комплекса.
  8. В случае если представленные вместе с оригиналами копии документов нотариально не заверены (и их нотариальное заверение не предусмотрено федеральным законом) — сравнив копии документов с их оригиналами, выполняет на таких копиях надпись об их соответствии оригиналам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
  9. Выдает заявителю расписку в получении документов, представленных на государственную регистрацию прав, с указанием их перечня, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка является подтверждением предоставления и получения документов на осуществление государственной регистрации прав.
  10. Передает пакет документов заявителя в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.

Должностное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Управления Росреестра), ответственное за прием документов:

  1. Получает пакет документов заявителя из МФЦ.
  2. Комплектует заявление и необходимые для государственной регистрации прав документы в регистрационное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления.
  3. В конце рабочего дня формирует сопроводительные реестры передаваемых государственному регистратору регистрационных дел для проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.
  4. В начале следующего рабочего дня направляет комплекты регистрационных дел в порядке делопроизводства с сопроводительными реестрами государственному регистратору для проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.
  5. Оставляет 1 экземпляр реестра регистрационных дел с отметкой о получении, указанием даты и подписью государственного регистратора, принявшего регистрационные дела для проведения правовой экспертизы.
  6. Формирует реестр регистрационных дел в электронном виде и передает соответственно государственному регистратору для проведения правовой экспертизы в порядке электронного документооборота.

II. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

Государственный регистратор:

  1. Получает документы, представленные на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов или сотрудника, ответственного за ведение делопроизводства.
  2. Проверяет наличие в ЕГРН записей в отношении объекта недвижимости:
    • о зарегистрированных правах;
    • о ранее заявленных правах (правопритязаниях), о заявленных в судебном порядке правах требования;
    • о зарегистрированных сделках;
    • о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, в том числе арестах, запрещениях совершения сделок, совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  3. Проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает:
    • соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;
    • наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт;
    • соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, внесенных в государственный кадастр недвижимости (до 01.01.2013 в отношении земельных участков, после указанной даты — также в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (до 01.01.2013 в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе;
    • наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
  4. Удостоверяется в том, что:
    • документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
    • тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц ‑ без сокращения, с указанием мест их нахождения;
    • фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью;
    • в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных в них исправлений;
    • документы не исполнены карандашом;
    • документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
  5. В случае если правоустанавливающим документом является договор (односторонняя сделка) — проверяет его законность.
  6. В случае государственной регистрации перехода права на основании сделки — проверяет факт исполнения ее условий, с которыми закон и/или договор связывают возможность проведения государственной регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества, в том числе оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до такой оплаты.
  7. В случае если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в том числе лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) права, — проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию сделки и/или перехода права, ограничения (обременения) права, условий, ограничивающих права собственника.
  8. Проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственной регистрации прав.
  9. В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, установленных до совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации прав — принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации прав ограничение, зарегистрированное в ЕГРН и препятствующее проведению государственной регистрации прав.
  10. В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества имеется запись о зарегистрированном ограничении (обременении) права — проверяет указание на наличие этого ограничения (обременения) в документах, представленных на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права.
  11. В случае если в составе документов, представленных на государственную регистрацию прав, имеется заверенная копия решения о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимости, запрещении совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, залоге недвижимого имущества, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, представленная в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не органом, наложившим такой арест, запрещение, избравшим залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а иными лицами (например, истцом) — запрашивает у названного органа сведения о том, не прекращен ли данный арест (запрещение), не возвращен ли объект залога залогодателю, не обращен ли объект залога в доход государства на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.
  12. В случае если в составе документов, представленных на государственную регистрацию прав, представлена незаверенная копия решения о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимости, запрещении совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации — запрашивает у соответствующего органа, наложившего арест (запрещение), принявшего решение об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, заверенную копию решения о наложении ареста (запрещении), об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также сведения о том, не прекращен ли данный арест (запрещение), не возвращен ли объект залога залогодателю, не обращен ли объект залога в доход государства на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.
  13. В случае если Закон о регистрации прав предусматривает возможность государственной регистрации сделки, права, ограничения (обременения) права (например, ипотеки) при наличии судебного спора в отношении соответствующего объекта недвижимости (по поводу прав на него, обращения на него взыскания и т.д.) после разрешения такого спора судом — проверяет наличие (отсутствие) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наличии (отсутствии) такого судебного спора (в том числе наличие (отсутствие) в ЕГРН записи о заявленных в судебном порядке правах требования).
  14. При проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта проверяет:
    • правильность оформления копии судебного акта;
    • факт вступления судебного акта в законную силу;
    • наличие в судебном акте сведений об описании объекта, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
  15. При установлении наличия в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество иного лица удостоверяется в наличии заявления данного лица о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права, за исключением случаев, если:
    • на прекращение права названного лица указано в мотивировочной или резолютивной части судебного акта;
    • в резолютивной части решения суда указано на возврат недвижимого имущества лицу, которое ранее на основании сделки произвело отчуждение этого объекта (например, продавцу) лицу, право которого зарегистрировано в ЕГРН;
    • в резолютивной части решения суд обязал орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности;
    • ранее принятое решение об отказе в государственной регистрации права по причине наличия в ЕГРН записи о праве иного лица и отсутствия заявления о государственной регистрации прекращения данного права было признано судом необоснованным, и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию права.
  16. Проверяет действительность иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
  17. Принимает решение:
    • о приостановлении государственной регистрации права при наличии причин и оснований для приостановления государственной регистрации права, предусмотренные законодательством;
    • о государственной регистрации права, если отсутствуют предусмотренные законодательством причины и основания для приостановления государственной регистрации права и отказа в ее проведении, либо причины и основания, ранее приведшие к приостановлению государственной регистрации права, устранены;
    • об отказе в государственной регистрации прав при наличии предусмотренных законодательством оснований для отказа, в том числе, когда не устранены причины и основания, ранее приведшие к приостановлению государственной регистрации права;
    • о прекращении государственной регистрации.
  18. Оформляет принятое решение штампом на заявлении о государственной регистрации прав.
  19. Передает документы в порядке делопроизводства, в зависимости от принятого решения, для внесения записей в ЕГРН, оформления приостановления государственной регистрации прав, прекращения государственной регистрации прав (прекращения рассмотрения заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов), отказа в государственной регистрации прав.
Другие публикации:  Образец заявления в суд о не выплате зарплаты

III. Осуществление государственной регистрации прав и выдача документов по результатам предоставления государственной услуги

Должностное лицо Управления Росреестра, ответственное за внесение записей в ЕГРН:

  1. Вносит в ЕГРН соответствующие записи, руководствуясь правилами ведения ЕГРН и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок заполнения ЕГРН, в том числе содержание вносимых записей.
  2. После внесения необходимых записей в ЕГРН распечатывает листы раздела ЕГРН с внесенными записями и в порядке делопроизводства передает документы вместе с листами раздела ЕГРН государственному регистратору для окончательного оформления принятого решения — для подписания и проставления оттиска печати органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Государственный регистратор:

  1. Проверяет правильность записи, внесенной в лист записи ЕГРН.
  2. При отсутствии необходимости в исправлении записи заверяет ее своей подписью и оттиском печати органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, проставляя от руки также время с точность до минуты, в которое им были совершены эти действия.

Должностное лицо Управления Росреестра, ответственное за оформление выписки из ЕГРН:

  1. Оформляет выписку на имя собственника недвижимого имущества, обладателя иных вещных прав на него.
  2. Приобщает выписку к документам, поступившим на государственную регистрацию прав и сформированным в ходе ее проведения.
  3. Передает документы в порядке делопроизводства ответственному должностному лицу для совершения специальной регистрационной надписи на договоре или ином документе, выражающем содержание сделки (далее — регистрационная надпись), если соответствующее право было зарегистрировано на основании сделки, в том числе, когда также была зарегистрирована данная сделка.

Должностное лицо Управления Росреестра, ответственное за совершение надписей на правоустанавливающих документах:

  1. Проставляет на оригинале документа, выражающего содержание сделки, штамп регистрационной надписи на документах, и указывает в нем после слов: «Произведена государственная регистрация»:
    • при государственной регистрации сделки ‑ вид зарегистрированной сделки, дату государственной регистрации и номер, под которым сделка зарегистрирована в ЕГРН;
    • при государственной регистрации права собственности или иного вещного права либо ограничения (обременения) права, возникшего на основании сделки, ‑ вид зарегистрированного права либо ограничения (обременения) права, дату государственной регистрации и номер, под которым это право, ограничение (обременение) права зарегистрировано в ЕГРН.
  2. Передает документы, поступившие и сформированные в ходе государственной регистрации прав, государственному регистратору.

Государственный регистратор:

  1. Проверяет правильность выполненных записей и заверяет записи в штампе регистрационной надписи на документах своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
  2. Подписывает заполненное свидетельство на лицевой стороне и заверяет своей подписью сведения об участниках общей долевой собственности, приведенные на оборотной стороне свидетельства (при наличии таковых).
  3. Комплектует документы для выдачи заявителю (возвращаемые документы и подготовленные документы).

Должностное лицо подразделения по регистрации прав Управления Росреестра:

  1. В конце рабочего дня формирует сопроводительный реестр документов, передаваемых в подразделение по выдаче документов заявителям.
  2. В начале следующего рабочего дня направляет комплекты документов в МФЦ для последующей передачи заявителю.

IV. Выдача свидетельств о государственной регистрации прав

Должностное лицо МФЦ:

  1. Получает документы, подлежащие выдаче заявителю, из Управления Росреестра.
  2. Устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий его личность.;
  3. Проверяет правомочия заявителя, в том числе полномочия представителя правообладателя и/или участников сделки действовать от их имени при получении документов.
  4. Выясняет у заявителя номер регистрации заявления и иных документов, представленных на государственную регистрацию прав (внесение изменений в записи ЕГРН, выдачу закладной, регистрацию законного владельца закладной), и/или заявления и иных документов, представленных на государственный кадастровый учет, указанный в расписке в получении документов.
  5. Знакомит заявителя с перечнем выдаваемых документов (оглашает названия выдаваемых документов).
  6. Выдает документы заявителю.
  7. На экземпляре расписки в получении документов на государственную регистрацию прав, хранящейся в деле правоустанавливающих документов, делает отметку о выдаваемых документах, представленных ранее на государственную регистрацию прав, с указанием их перечня, а также о свидетельстве с указанием его серии и номера, проставляет свои фамилию и инициалы, должность, свою подпись, фамилию и инициалы заявителя и предлагает проставить подпись заявителю.
  8. Регистрирует факт выдачи (направления) документов (сведений) заявителям в книге учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав.
  9. В случае если заявитель, не согласившись с перечнем выдаваемых ему документов, отказался проставить свою подпись под указанной выше отметкой в расписке, документы ему не выдаются и специалист, ответственный за выдачу (направление) документов:
    • помещает предназначенные для выдачи документы в дело правоустанавливающих документов;
    • на расписке, хранящейся в деле правоустанавливающих документов, проставляет отметку об отказе в получении документов путем внесения слов «Получить документы отказался», заверяет своей подписью;
    • обеспечивает направление заявителю не позднее следующего рабочего дня письменного сообщения о том, что он в любое время (согласно указываемому в сообщении графику приема-выдачи документов) вправе обратиться за получением документов или сообщить свой почтовый адрес, по которому ему эти документы могут быть направлены посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, копия такого сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о государственной регистрации по форме.
  2. Документы, необходимые для проведения государственной регистрации (перечень документов см. здесь).
  3. Нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя (для представителя физического лица).
  4. Учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (для представителя юридического лица).
  5. Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенная копия этого документа (для представителя юридического лица).
  6. Доверенность, составленная на бланке органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверенная печатью и подписью руководителя данного органа (нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется) (для представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления).
  7. Доверенность, выданная в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц, подлежит нотариальному удостоверению.
  8. Проектная декларация (в случае непредставления проектной декларации, ИОГВ направляется межведомственный запрос, регистрация может быть приостановлена).
  9. Документ, подтверждающий отказ заявителя от участия в приватизации.
  10. Нотариально удостоверенный брачный договор или нотариально удостоверенное соглашение о разделе общего имущества супругов. Документ представляется в случае, если супруги хотят зарегистрировать право общей долевой собственности вместо права общей совместной собственности супругов, т.е. отступить от законного режима имущества супругов (ст. 33, 34, 38, 41, 42 Семейного кодекса Российской Федерации).

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Документ об уплате государственной пошлины.
  2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки является юридическое лицо (оригинал и копия).
  3. Учредительные документы юридического лица либо удостоверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов (при наличии такой печати).
  4. Справку о лицах, имевших право пользования жилым помещением, с указанием этого права, заверенную должностным лицом органа, ответственного за регистрацию граждан по месту жительства, на момент приватизации жилого помещения.
  5. Выписку из домовой книги (справку о лицах, имеющих право пользования жилым помещением).
  6. Справку о лицах, имевших право пользования жилым помещением, с указанием этого права, заверенную должностным лицом органа местного самоуправления, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства, на момент приватизации жилого помещения.
  7. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о проведении торгов федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
  8. Решение федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении торгов;
  9. Протокол о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, проведенных по решению федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
  10. Разрешение на строительство, выданное федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления.
  11. Решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об утверждении акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта с приложением вышеуказанного акта, — если объект недвижимости введен в эксплуатацию до 30.12.2004.
  12. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, в состав которого входит объект долевого строительства, выданное федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
  13. Выписка из реестра паевых инвестиционных фондов, выданную в установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах порядке не ранее чем за десять дней до даты представления документов на государственную регистрацию.
  14. Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционным фондом, паевым инвестиционным фондом и негосударственным пенсионным фондом (при государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом, а также залога недвижимого имущества, обеспечивающего требования, составляющие ипотечное покрытие, доля в праве общей собственности на которое удостоверяется ипотечным сертификатом участия).
  15. Списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, и которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом № 161‑ФЗ.
  16. Заключение уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона № 214‑ФЗ, выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
  17. Протокол аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка (если такой договор в случаях, предусмотренных законом, заключается по результатам аукциона).
  18. Разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию.
  19. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта; решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, если данные документы не являются основаниями для государственной регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта).
  20. Решение о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; документ, подтверждающий публикацию сообщения о проведении торгов (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов);
  21. Решение о предоставлении земельного участка в аренду (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством);
  22. Решение о предоставлении земельного участка в аренду (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка в аренду собственнику здания или сооружения, расположенного на данном земельном участке);
  23. Протокол аукциона на заключение договора водопользования, договор водопользования и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним или решение о предоставлении водного объекта в пользование и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (при государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах).
  24. Протокол аукциона на заключение договора водопользования, договор водопользования и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним или решение о предоставлении водного объекта в пользование и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (при государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах).