Хищение бюджетных денег статья

14.02.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность

Перечень преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления могут расширить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение бюджетных средств. УК РФ планируется дополнить соответствующей статьей. Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет.

В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере (более 30 млн руб.), либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Кроме того, в УК РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за хищение средств государственных внебюджетных фондов, с аналогичными видами и сроками наказания и квалифицирующими признаками.

Отметим, что Правительство РФ и ВС РФ законопроект не поддерживают.

Напомним, что в действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Однако, по мнению авторов законопроекта, данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств.

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств, занимают доминирующее положение среди других правонарушений в бюджетной сфере. Они совершаются путем мошеннических действий (ст.159 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет), присвоения или растраты (ст.160 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет) под видом либо в процессе законных хозяйственных операций.

В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.

Так, за хищение мошенническим путем бюджетных денежных средств в особо крупном размере 102 811 159 рублей осуждены директор ООО «РемСтрой» Панков С.И. и директор ООО «ШТАЕР БАУ» Рагозин А.Е.. Данные денежные средства поступили в МО г.Донской Тульской области в виде субсидии по программе финансирования строительства муниципального жилья под переселение граждан из ветхого жилого фонда. При отсутствии реальной возможности произвести строительство многоквартирного жилого дома Панков С.И. принял на себя функции подрядчика, а Рагозин А.Е. – субподрядчика при исполнении муниципального контракта, фактически строительство жилого дома не завершили, произвели строительные работы не соответствующие нормам и правилам, в результате чего объект строительства признан негодным для использования, как угрожающий жизни и здоровью граждан. При этом они представили в администрацию МО г.Донской заведомо ложные сведения о выполнении всего комплекса строительных работ и их стоимости, на основании которых незаконно получили бюджетные средства за якобы исполненные обязательства по муниципальному контракту. Суд признал Панкова С.И. и Рагозина А.Е. виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, назначил им наказание в виде лишения свободы со штрафом.

Довольно часто данные преступления имеют коррупционную составляющую, поскольку распоряжаться бюджетными деньгами могут только лица, наделенные специальными должностными полномочиями.

В совершении растраты бюджетных средств с использованием служебного положения судом признан виновным бывший директор Департамента здравоохранения Тульской области Юдин Е.В.. Целевые денежные средства, выделенные из бюджета области на закупку медицинского оборудования, были растрачены им при приобретении медицинского томографа для Тульской областной больницы по необоснованно завышенной цене, значительно превышающей его стоимость у производителя. В результате действий Юдина Е.В. бюджету Тульской области причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 3 483 500 рублей. По ч.4 ст.160 УК РФ Юдину Е.В. назначено наказание в виде лишения свободы, со штрафом. Также он был лишен права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

За хищение бюджетных денежных средств осужден директор педагогического училища г.Тулы Забиняк Н.Б. Используя свое служебное положение, он присвоил вверенные ему денежные средства в сумме 9 823 507 рублей, выделенные в качестве субсидий из бюджета Тульской области на оплату труда сотрудников колледжа, причинив Министерству образования Тульской области ущерб в особо крупном размере. За указанные действия Забиняк Н.Б. осужден по ч.4 ст.160 УК к лишению свободы и лишен почетного звания «Заслуженный учитель РФ».

Мошенничество в особо крупном размере было совершено председателем общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Звягинцевым Н.П., который, используя свое служебное положение, обманным путем похитил денежные средства в размере 5 000 000 рублей, выделенные из федерального бюджета на государственную поддержку инвалидов. Звягинцев Н.П. представил фиктивные документы, содержащие сведения о целевом использовании 5 000 000 рублей на строительство комплекса с рабочими местами для инвалидов. Фактически никакие работы по строительству комплекса не производились, а бюджетные деньги были Звягинцевым Н.П. похищены. Судом Звягинцев Н.П. был признан виновным по ч.4 ст.159 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы, а также лишен права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.

Хищению бюджетных средств способствовало отсутствие контроля за их использованием. Государственные и муниципальные заказчики не проверяли достоверность сведений подрядчиков о выполненных работах и их стоимости, не осуществляли приемку работ в установленном порядке, не проводили мониторинг цен на приобретаемое оборудование. Данные обстоятельства требуют вмешательства контролирующих органов для своевременного выявления нарушений, допущенных при использовании целевых бюджетных средств.

Прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Тульской области Осотова А.В.

Что грозит за хищение бюджетных средств по статье 158 УК РФ

Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.

Ответственность за подобное преступное деяние рассматривается Уголовным Кодексом (УК) РФ в статье 158 .

К формам хищения также относят присвоение чужой собственности посредством обмана или злоупотребления служебным положением. Уголовным кодексом данное преступление трактуется как мошенничество и описывается 159 статьей .

Отличие кражи от присвоения и растраты

Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).

Объективная сторона преступного деяния:

Способ совершения преступления:

  • кража – тайное хищения имущества;
  • мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.

Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.

Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:

  • использование при совершении преступления служебного положения;
  • крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.

Меры ответственности за хищение госимущества

Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .

Другие публикации:  Как правильно оформить документы на дачу

Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Похитить денежные средства, принадлежащие другому человеку или частной компании, довольно трудно без совершения открытого нападения или тайной кражи. Намного проще совершить хищение средств, принадлежащих государству, тем более, если служебное положение предоставляет свободный доступ к этим деньгам.

Хищение бюджетных средств (статья 160 УК РФ) является довольно распространенным преступлением не только среди чиновников, но и частных предпринимателей или управленцев, получающих финансирование от государства.

Во всех странах, где широко развита коррупционная составляющая, какой и является Россия, такие виды преступлений встречаются довольно часто.

Что представляет собой хищение бюджетных средств?

Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.

Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.

При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.

Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.

В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  • Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата;
  • Статья 159 УК РФ – мошенничество;
  • Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.

Схемы хищения бюджетных средств

Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях. Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.

Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.

Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.

Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:

  • Хищение при осуществлении государственных закупок;
  • Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
  • Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
  • Незаконный возврат из бюджета НДС;
  • Хищение при реализации целевых государственных программ;
  • Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги. Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.

Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.

Присвоение и растрата бюджетных средств должностным лицом

Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст. 160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные.

Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.

Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  • При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.
  • При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.

Ч. 3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере. Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб.

Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.

Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Наказание за присвоение и растрату определяется исходя из квалифицирующих признаков ст. 160 УК РФ.

Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.

Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере? Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч. 4 данной статьи.

При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.

Мошенничество с бюджетными деньгами

Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.

При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.

Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.

Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.

В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:

  • Утвержденный бюджет;
  • Бюджетная роспись;
  • Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
  • Смета доходов и расходов и др.

С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.

Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:

  • Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 2 лет;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:

  • Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет.

Крупным ущербом по ст. 285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.

Куда сообщить о хищении бюджетных средств?

О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.

В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.

Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.

В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.

В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.

Судебная практика на 2018 год

Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.

Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.

Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.

Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».

Другие публикации:  Алименты перевод на карту

В 2016 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.

Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.

Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.

От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.

Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.

Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в

Уголовный кодекс Российской Федерации

(в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов)

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие изменения:

1) дополнить статьей 285.4 следующего содержания:

«Статья 285.4. Хищение бюджетных средств
1. Хищение бюджетных средств в крупном размере,-

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;

2.То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет;
3.То же деяние, совершённое:

а) организованной преступной группой;

б) в особо крупном размере

в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

2) дополнить статьей 285.5 следующего содержания:

«Статья 285.5. Хищение средств государственных внебюджетных фондов

1. Хищение бюджетных средств в крупном размере,-

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;

2.То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет;
3. То же деяние, совершённое:

а) организованной преступной группой;

б) в особо крупном размере

в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Примечание . Крупным размером в статье 285.4 и 285.5 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая два миллиона рублей, а особо крупным размером — тридцать миллионов рублей.

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в мире, когда группа стран, вопреки нормам международного права и принципам, закрепленным в международных правовых актах, пытается оказывать давление на Российскую Федерацию, используя экономические санкции, преследуя цель – вынудить руководство страны изменить принципиальную позицию по ряду политических вопросов, в том числе непосредственно касающихся законных интересов России, заставляет нас крайне взвешенно и бережливо подходить к вопросам расходования бюджетных средств. Эффективность и рациональность – залог сохранения экономической стабильности и независимости нашего государства.

На фоне снижения цен на энергоресурсы, экспорт которых является для России важнейшим источником пополнения бюджета, руководством страны принимаются меры к сохранению в полном объеме всех социальных программ, финансируемых из бюджета, а также исполнению всех обязательств, как перед гражданами, так и перед иностранными партнерами.

Между тем проблема хищений средств бюджетной системы страны приобретает всё более острую форму. Наиболее резонансными примерами стали факты хищения 2 млрд рублей, выделенных на строительство океанариума в городе Владивостоке, ненадлежащее расходование бюджетных средств в Россреестре на сумму 23,9 миллиардов рублей, хищения при строительстве космодрома «Восточный» на сумму 1,8 млрд рублей, вывод более 1,5 млрд бюджетных средств «Росагролизинга»; махинации с государственными участками в Московской области на сумму более 28 млрд рублей и другие.

4 декабря 2014 года в послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин поставил задачу на предстоящий трехлетний период « ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении». Усиление контроля за эффективностью расходования бюджетных средств и повышение степени ответственности за факты нанесения прямого ущерба бюджетной системе страны являются одними из мер, способствующих выполнению поставленной Президентом России задачи.

В условиях сложной геополитической обстановки, необходимо модернизировать механизм наказания за преступления, связанные с государственным и муниципальным имуществом. Ведь именно хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов затрагивает интересы всех субъектов хозяйственной деятельности, каждого гражданина страны, подрывает доверие общества к власти и создает негативный образ чиновника как «казнокрада», что активно используется так называемой «пятой колонной» для дестабилизации обстановки в Российской Федерации. По мнению авторов законопроекта, данные виды хищений должны расцениваться, как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Аналогичное мнение высказал и Президент России: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».

В действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, однако данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей внесения платежей в бюджет (уклонение от уплаты налогов и сборов (ст.ст.198 – 199.2 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных сборов (ст. 194 УК РФ)), а ответственность за хищение средств из этого бюджета в УК РФ – отсутствует.

Целый ряд громких коррупционных скандалов наглядно показал пробелы в законодательстве и отсутствие соразмерного наказания за хищение бюджетных средств в особо крупных размерах. Преступники, цинично похитив у государства сотни миллионов и миллиарды рублей, нанимают самых дорогих адвокатов и PR-агенства, с целью создания образа «жертвы режима» и ухода от уголовной ответственности, снимают клипы, нанимают известных блогеров и подкупают журналистов, представляя обвинение как «заказное» уголовное дело, при этом используя пробелы в законодательстве, остаются на свободе и оказывают давление на следствие, судей, свидетелей и потерпевших.

В Уголовном кодексе Российской Федерации за совершение таких преступлений (в том числе нецелевое расходование бюджетных средств и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов), даже с наличием отягчающих обстоятельств, не предусматривается нижняя планка наказания в виде лишения свободы. Многомиллиардные хищения из бюджета РФ сегодня не являются особо тяжким преступлением, адекватного наказания за подобные деяния в Уголовном Кодексе РФ нет. Следственно-судебная практика наглядно показывает, что подавляющее большинство фактов хищения бюджетных средств преследуется по статьям 159 и 160 Уголовного Кодекса РФ — мошенничество, присвоение или растрата. Даже в соответствии с частью 4 статьи 160 за деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, судья может назначить наказание «от 0 до 10 лет лишения свободы». Для не судимого ранее лица, при наличии положительной характеристики и несовершеннолетних детей, существует возможность уйти от наказания в виде лишения свободы. Подобные санкции не останавливают, а стимулируют хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Расхищение бюджетных средств и, следовательно, ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, зачастую, влекут и человеческие жертвы. Это факты: крушения мостов, социальных объектов, дорог, срывы мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения в зимний период и в сложных климатических условиях и так далее. Общественную опасность подобных деяний переоценить невозможно, последствия – неопределенный круг лиц (тысячи, сотни тысяч, миллионы граждан) фактически становятся потерпевшими от преступных посягательств коррумпированных лиц. В соответствии с требованиями статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. Деяния, от которых страдает огромное количество граждан, неоспоримо относятся к преступлениям с наивысшей степенью общественной опасности.

Другие публикации:  1с возврат нескольких значений

Следует отметить, что особую опасность для государственных интересов, представляют собой схемы вывода средств бюджетной системы посредством использования фирм-однодневок, так как процесс обратного изъятия похищенного государственного имущества становится весьма затруднительным.

Законопроектом предусматривается дополнить главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного Кодекса статьей 285.4 «Хищение бюджетных средств» и статьей 285.5 «Хищение средств государственных внебюджетных фондов».

Решая вопрос о целесообразности выделения в уголовном законодательстве составов преступлений за хищение бюджетных средств в отдельную статью необходимо учесть, что сегодня правоохранители сталкиваются с проблемой квалификации действий расхитителей бюджетных средств. Отсутствие специальной нормы в УК РФ влечет контрпродуктивные споры между следствием, прокурором и судом в части неоднозначности мнений о том, какую именно статью УК РФ следует вменять обвиняемому или подсудимому, при этом доказанность факта хищения бюджетных средств сомнений ни у кого не вызывает. Структура преступления, способы и методы доказывания вины по ним отличны от иных хищений. Особенности доказывания факта хищения бюджетных средств обусловлены, прежде всего, специфическим субъектом преступления, обладающим определенным набором полномочий, административно – хозяйственных или управленческо-распорядительных функций, придания действиям видимости соблюдения процедур определенных законодательством (в частности ФЗ № 44). Подобные преступления отличаются повышенной сложностью доказывания, большим объемом следственных действий, витиеватостью и изощренностью преступных схем, с использованием фиктивных фирм и иностранных компаний, большим количеством подставных лиц. Не редко необходимо истребовать доказательства из международных оффшорных зон, неохотно идущих навстречу российскому правосудию. При этом орган расследования в большинстве случаев не имеет законной возможности избрать адекватную меру пресечения обвиняемому на период следствия, поскольку преступления экономической направленности, избрание меры пресечения в виде ареста по которым, весьма проблематично. Итог – виновный скрывается от правосудия, уничтожает доказательства и иными способами противодействует расследованию.

Принятие предлагаемого законопроекта устранит указанный пробел правового регулирования введением справедливого наказания в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет за хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (сумма средств, превышающая два миллиона рублей). То же деяние, совершенное:

группой лиц по предварительному сговору;

повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

с использованием юридических лиц, созданных подставными лицами

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет. То же деяние, совершенное:

организованной преступной группой;

в особо крупном размере (свыше тридцати миллионов рублей);

повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,-

наказывается лишением свободы от десяти до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Учитывая, что многие политики, пытаясь дестабилизировать обстановку, эксплуатируют ошибочное утверждение о том, что «ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции … является той вакциной, которая спасёт Россию от дальнейшего разложения и социального взрыва», предлагаемые изменения Уголовного Кодекса делают их аргументацию несостоятельной.

Проектируемый законопроект позволит добиться более полноценной реализации принципа неотвратимости наказания, правоприменения и повысить эффективность правосудия.

Хищение бюджетных средств статья в УК РФ

Если рассматривать бюджетную сферу, то среди всех возникающих в ней правонарушений, безусловно, лидирует хищение бюджетных средств. За примерами даже не стоит далеко ходить – практически во всех городах случались ситуации с постройкой жилых домов, предназначавшихся для расселения людей из ветхого жилья. Домов, которые в итоге не были сданы, даже достроены или же строительство было завершено, но всё здание буквально рассыпалось на части от легкого дуновения ветра. Это как раз яркий пример последствий хищения бюджетных средств.

Но если с итогами преступления всё ясно, даже видно невооруженным глазом — что же представляет из себя само преступление? Что говорит на счёт хищения средств в бюджетной сфере Уголовный Кодекс РФ, а так же какие предусмотрены меры наказания за данное действие? В этой статье мы поговорим о составе такого преступления как хищение бюджетных средств, видах наказания за него, а так же рассмотрим нюансы данного нарушения закона.

Хищение бюджетных средств как преступление

Ущерб в результате хищения бюджетных средств является крупным или же особо крупным. Благодаря тому, что преступник запрашивает на необходимые государству услуги умышленно завышенные суммы, ущерб может составлять миллиарды рублей. Подобные суммы наносят серьезный удар по бюджету, а так же препятствуют развитию огромного количества федеральных или региональных целевых программ.

Данное преступление можно отнести к двум статьям Уголовного Кодекса, ведь всё напрямую зависит от обстоятельств произошедшего. В большинстве случаев само преступление представляет собой хищение средств с помощью увеличения фактической стоимости определенного вида расходов, которые должны быть произведены для государственных или муниципальных нужд.

Хищение бюджетных средств может проходить по ст. 160 УК РФ (части 3 и 4) как присвоение или растрата, когда виновный использует свое должностное положение, а так же ущерб является особо крупным. Так же преступное присвоение бюджетных средств может являться и мошенничеством, то есть проходить по ст. 159 УК РФ.

Ст. 160 УК РФ Присвоение или растрата

Присвоением или растратой, согласно УК РФ, считается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств можно отнести к частям третьей и четвертой данной статьи. Однако перед тем как поговорить о содержании данных частей следует пояснить, в чем состоит разница между такими понятиями как присвоение и растрата:

  • Присвоением считается хищение имущества, которое было вверено виновному. При этом преступник незаконно становится владельцем собственности или имущества и получает право распоряжаться данной собственностью или имуществом;
  • Растратой же считается хищение данного вверенного преступнику имущества в его пользу за счёт расходования, потребления или иного способа использования путём отчуждения.

Если присвоение подразумевает владение, то растрата — именно избавление в пользу обогащения преступника. Характеризуется же само преступление согласно нахождению собственности (имущества) у виновного на момент судебного разбирательства.

Хищение бюджетных средств относится к части 3 и части 4 ст. 160 УК РФ за счёт того, что совершается данное преступление с использованием служебного положения, а так же в крупном и особо крупном размере. Согласно УК РФ крупным размером считается хищение в пользу виновного чужого имущества на сумму от 250 тысяч рублей, а особо крупным – от 1 миллиона рублей.

Так как хищение бюджетных средств подразумевает не только незаконное использование собственной должности, а так же должностных обязанностей, но еще и ущерб в крупном и особо крупном размере, то и меры наказания достаточно жесткие.

Если преступление попадает под ч. 3 ст. 160 УК РФ, то наказанием могут являться:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Так же он может быть в размере дохода или заработной платы виновного за срок от года до трёх лет;
  • Лишение права занимать определенные должности, а так же заниматься определенноё деятельностью. Назначается данное ограничениена срок до пяти лет;
  • Принудительные работы с ограничением свободы на срок до пяти лет. Так же работы могут быть назначены дополнительно с ограничением свободы виновного;
  • Лишение свободы на срок до шести лет. Данное наказание может быть применено вместе со штрафом в размере одной заработной платы или дохода виновного за месяц. Помимо штрафа может быть так же назначено дополнительное ограничение свободы на срок до полутора года.

Если преступление попадает под ч. 4 ст. 160 УК РФ, то меры наказания ужесточаются и являют собой:

  • Лишение свободы на срок до десяти лет. Так же со штрафом, размер которого может доходить до одного миллиона рублей или же составлять сумму дохода (заработной платы) виновного за срок до двух лет. Так же может быть назначено и ограничение свободына срок до двух лет.

Ст. 159 УК РФ Мошенничество

Хищение бюджетных средств так же может быть осуществлено и с помощью мошеннических действий. Отличие от ст. 160 УК РФ в данном случае является в том, что присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Чаще всего доверительные отношения при данном преступлении к преступнику возникают за счёт должности виновного, его служебного положения.

Использование в корыстных целях данного доверия уже относится именно к ст. 159 УК РФ и являются мошенничеством. Так же одним из основных отличий считается то, что при ст. 160 УК РФ между сторонами исключительно юридически закрепленные и правовые отношения, а если ст. 159 УК РФ, то данные правовые отношения основаны на доверии к преступнику.

В основе своей хищение бюджетных средств относят именно к ст. 160 УК РФ, так как путём мошенничества получить от государства доступ к бюджетным средствам достаточно сложно. Однако в случае именно применения к ст. 159 УК РФ требуется уже конкретное рассмотрение самого преступления для наиболее правильной классификации. Каждая из частей ст. 159 УК РФ подразумевает различные виды и сроки наказания, а так же у дела могут быть свои нюансы, которые влияют на срок или вид наказания.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.