Исполнитель обязан заключить договор

14.02.2018 Выкл. Автор admin

Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1. Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

2. Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

3. Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

4. Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

5. Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Комментарий к Ст. 529 ГК РФ

1. Комментируемая статья целиком посвящена регламентации заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, который до того был упомянут единственный раз в п. 1 ст. 525 ГК РФ. Прежде чем приступить к разъяснению правил заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, важно уяснить его правовую природу и основные характеристики, что и делается далее в п. п. 2 — 5 комментария к данной статье.

2. Правовая природа договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется следующими основными чертами.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд тесно связан с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд в том смысле, что первый жестко обусловлен вторым. Эта связь проявляется прежде всего в том, что:

во-первых, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд всегда заключается в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

во-вторых, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд направлен на дополнительное договорное регулирование поставки товаров, предусмотренной государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

в-третьих, содержание договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд во многом обусловлено содержанием государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

в-четвертых, правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд частично может быть определен условиями государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

в-пятых, поставка товаров во исполнение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд одновременно является поставкой товаров во исполнение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым заключен договор поставки;

в-шестых, исполнение, изменение и расторжение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд влияют (могут повлиять) на исполнение, изменение и расторжение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не является видом государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, как, впрочем, и наоборот (подробнее об этом см. п. 5 комментария к ст. 525 ГК). Это означает, что на договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд нельзя автоматически распространять признаки и характеристики государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, включая легальное определение последнего, содержащееся в ст. 526 ГК РФ. В то же время оба названных договора могут обладать и обладают одинаковыми свойствами. Например, и тот, и другой направлены на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, который в свою очередь является подтипом договора купли-продажи — типа гражданско-правового договора. Таким образом, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в конечном счете следует квалифицировать как гражданско-правовой договор.

Будучи видом договора поставки, договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является консенсуальным, возмездным, взаимным (двусторонне обязывающим), предпринимательским гражданско-правовым договором. Исходя из изложенного и с учетом того обстоятельства, что ГК РФ не предусматривает легального определения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, может быть сформулировано следующее доктринальное определение анализируемого договора.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд — это договор поставки, который заключается в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, направлен на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд и имеет особенности правового режима.

3. Важнейшей юридической характеристикой договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, который определяется совокупностью правовых норм, иных правовых положений (требований), установленных в отношении договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности положений, регулирующих заключение, действие, изменение, прекращение, форму и содержание договора и основанных на нем отношений.

Правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд определяют:

1) общие положения о сделках, договорах и обязательствах, содержащиеся в части первой ГК РФ;

2) общие положения о купле-продаже, содержащиеся в § 1 гл. 30 ГК РФ;

3) правила о договоре поставки, содержащиеся в ст. ст. 506 — 522 § 3 гл. 30 ГК РФ;

4) правила о договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в ст. ст. 525, 529, 530, 532, п. 3 ст. 533, ст. 534 § 4 гл. 30 ГК РФ.

При применении общих и специальных правил, определяющих правовой режим договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд следует руководствоваться принципом приоритета специальных правил, который в отношении договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд закреплен в п. 2 ст. 525 ГК РФ.

Говоря о правовом режиме договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, нелишне обратить внимание на то, что правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в ГК РФ, а также правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, не распространяются на договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд и, следовательно, не определяют его правовой режим. Однако, поскольку договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд заключается в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, необходимо учитывать функциональные связи между правилами о договорах указанных видов. К сказанному следует добавить, что Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ не содержит норм о договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

4. Сторонами договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд являются поставщик (исполнитель) и покупатель.

Поставщиком (исполнителем) является то же самое лицо, которое выступает поставщиком (исполнителем) по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым заключен данный договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Таким образом, поставщик (исполнитель) по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд и поставщик (исполнитель) по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд совпадают в одном лице. Данное обстоятельство существенно ограничивает свободу перемены поставщика (исполнителя) в договоре поставки, тем более если учесть, что согласно ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя), за исключением случаев, когда новый поставщик (исполнитель) является правопреемником поставщика (исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Покупателем может быть некоммерческая организация, иное юридическое лицо, являющееся потребителем (получателем) товаров, поставка которых предусмотрена государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

5. Содержание договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется той особенностью, что оно во многом предопределяется содержанием государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым заключен данный договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, а также выдаваемым на основании указанного контракта извещением о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Тем самым свобода сторон договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в определении его условий существенно ограничена по сравнению с обычным договором поставки.

Другие публикации:  Хищение понятие и его признаки виды и формы

6. Согласно п. 1 комментируемой статьи если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Из приведенных правил следует, что договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд может быть заключен только при наличии государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и только если в последнем предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Наличие в государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд условий о том, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, влечет за собой обязанность заказчика не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного (муниципального) контракта направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Последствий невыполнения заказчиком обязанности направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) законом не установлено. Однако указанный пробел в правовом регулировании, думается, может быть восполнен на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ путем применения по аналогии правил ст. 530 ГК РФ, поскольку последние регулируют сходные отношения. Исходя из сказанного, если заказчик по истечении 30-дневного срока со дня подписания государственного (муниципального) контракта не направил поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), последний вправе потребовать от заказчика извещения о прикреплении к покупателю. Заказчик в этом случае должен либо выдать извещение о прикреплении к поставщику (исполнителю) покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары. При невыполнении заказчиком указанных действий поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика.

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное заказчиком в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом, по своей юридической природе является односторонним юридическим актом гражданско-правового характера (а не административным актом, как считают некоторые исследователи). Юридическое значение извещения о прикреплении состоит в том, что оно служит основанием заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Последнее утверждение бесспорно, так как опирается на п. 1 комментируемой статьи.

В извещении о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) как минимум указываются сведения о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в соответствии с которым выдается извещение о прикреплении, о наименовании поставщика (исполнителя) и покупателя, а также о товаре (предмете поставки).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) является обязательным для поставщика (исполнителя), что следует из п. 5 комментируемой статьи, предусматривающего возможность понуждения поставщика (исполнителя) к заключению договора, и не обязательным для покупателя, поскольку тот вправе отказаться от заключения договора (п. 1 ст. 530 ГК).

В соответствии с государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд заказчиком может быть выдано как одно извещение о прикреплении, так и несколько (по числу покупателей). Сообразно этому в соответствии с одним контрактом может быть заключен один или несколько договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

7. Согласно п. 2 комментируемой статьи поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Из данного пункта следует, что по общему правилу, носящему диспозитивный характер, обязанность подготовки проекта договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд и направления его контрагенту лежит на поставщике (исполнителе). Иной порядок может быть установлен в государственном (муниципальном) контракте, в соответствии с которым выдано извещение о прикреплении. Условиями контракта может быть предусмотрено, например, что проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд разрабатывает покупатель и направляет его поставщику (исполнителю), а также определен срок направления контракта, который может и не совпадать с 30-дневным сроком, установленным в п. 2 комментируемой статьи.

Но даже если государственным (муниципальным) контрактом не предусмотрены обязанность или право направить поставщику (исполнителю) проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, покупатель вправе представить проект договора поставщику (исполнителю) в силу п. 2 комментируемой статьи. По его смыслу если поставщик получил от покупателя проект договора до направления своего проекта (по договоренности с покупателем или без таковой), то поставщик рассматривает проект договора, представленный покупателем.

8. Согласно п. 3 комментируемой статьи сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Комментируемый пункт предусматривает два варианта действий стороны, получившей проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд при отсутствии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора и при наличии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора.

При первом варианте (т.е. при отсутствии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора) сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. Эти действия означают акцепт предложения заключить договор (оферты). В момент получения стороной, направившей оферту, ее акцепта договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд признается заключенным.

При втором варианте (т.е. при наличии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора) сторона, получившая проект договора, также подписывает его, но при этом составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне. Эти действия означают отказ от акцепта и в то же время направление новой оферты, выраженной в проекте договора и протоколе разногласий.

9. Согласно п. 4 комментируемой статьи сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий; должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Комментируемый пункт предусматривает четыре варианта действий стороны, получившей подписанный проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд с протоколом разногласий при отсутствии возражений по протоколу разногласий при наличии возражений по протоколу разногласий и полном урегулировании разногласий; при наличии возражений по протоколу разногласий и частичном урегулировании разногласий; при наличии возражений по протоколу разногласий и неурегулировании разногласий ни по одному пункту.

При первом варианте (т.е. при отсутствии возражений по протоколу разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, извещает другую сторону о принятии договора в ее редакции. Эти действия означают акцепт новой оферты, выраженной в проекте договора и протоколе разногласий. В момент получения стороной, подписавшей проект договора с протоколом разногласий, извещения о принятии договора в ее редакции договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд признается заключенным.

При втором варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и полном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае полного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются урегулированные разногласия. С момента подписания указанного протокола признается заключенным договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

При третьем варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и частичном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае частичного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются как урегулированные, так и неурегулированные разногласия. Неурегулированные разногласия передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

При четвертом варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и неурегулировании разногласий ни по одному пункту) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае неурегулирования разногласий ни по одному пункту извещает другую сторону об отклонении протокола разногласий. Разногласия по проекту договора передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

10. Согласно п. 5 комментируемой статьи если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Другие публикации:  Имеет ли право работодатель уменьшить премию

Приведенный пункт закрепляет обязательность для поставщика заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в то время как покупателю закон (п. 1 ст. 530 ГК) дает право не заключать такой договор.

Комментируемый пункт рассчитан прежде всего на случаи, когда:

— поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, не направляя покупателю проект договора в 30-дневный срок со дня получения извещения от заказчика и не реагируя на проект договора, разработанный по этой причине самим покупателем и представленный им поставщику (исполнителю);

— поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, не реагируя на проект договора, разработанный и представленный поставщику покупателем по своей инициативе или во исполнение обязанности, предусмотренной государственным (муниципальным) контрактом на основании п. 2 комментируемой статьи.

Покупатель при обращении в суд с требованием (иском) о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора должен доказать факт уклонения поставщика (исполнителя) от заключения договора, а также приложить к исковому заявлению извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) и проект договора.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 02.06.93) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 07.02.92 — «Ведомости СНД И ВС РФ», 1992, N 15, ст. 766)

Статья 26. Обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ и оказание услуг

Исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом он должен организовывать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно. Исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг.

5.1. Обязанность исполнителя заключать договор на выполнение работ и оказание услуг

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство (п. 2 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии с п. 3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025) исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:

перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

сроки оказания услуг (выполнения работ);

данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);

гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами РФ или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Кроме этого, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

1) Правила бытового обслуживания населения в РФ;

адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Данная информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации: во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.

В случае временного приостановления деятельности организации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителей о дате приостановления и времени, в течение которого организация не будет осуществлять свою деятельность.

Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ, родных языках народов РФ.

Кроме этого исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию (п. 3 Правил бытового обслуживания населения в РФ).

Обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с действующими Правилами бытового обслуживания населения в РФ договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (в виде квитанции, иного документа) и должен содержать такие сведения, как:

фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

вид услуги (работы);

цена услуги (работы);

точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами РФ или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю, другой остается у исполнителя. Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться путем выдачи кассового чека, билета и т.п. (п. 4 Правил бытового обслуживания населения в РФ).

Если вы потеряли документ, который был выдан вам изготовителем, то ваш заказ должен быть выдан вам на руки на основании письменного заявления при предъявлении любого документа, удостоверяющего личность, например паспорта или водительского удостоверения.

Если соответствующая услуга оказывается вам на дому (например, сборка мебели) или в ином месте, указанном вами, исполнитель должен обеспечить к вам явку своего работника. При этом изготовитель в обязательном порядке должен согласовать с вами точное место и время оказания той или иной услуги. В то же время вы должны создать необходимые условия для оказания услуги (выполнения работы) (например, предоставить инструмент для работы или место, где будет работать тот или иной человек).

Обращаем ваше внимание на то, что при выполнении работы или оказании услуги на исполнителя возлагается очень много обязанностей. В частности, исполнитель обязан применять (использовать) для выполнения заказа только качественный материал. Качество материала, из которого выполняется работа, должно быть подтверждено соответствующим документом (сертификатом, декларацией соответствия), если это его соответствие подлежит согласно законодательству РФ обязательному подтверждению.

В соответствии с п. 11 Правил бытового обслуживания населения в РФ исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить выполнение работы (оказание услуги) при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности переданных потребителем материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для потребителя последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы (оказания услуги);

иных не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Исполнитель не вправе ссылаться на указанные выше обстоятельства, если

не предупредил потребителя об указанных обстоятельствах;

продолжил выполнение работы (оказание услуги), не дожидаясь истечения предусмотренного в договоре срока, а при его отсутствии — разумного срока для ответа на предупреждение;

несмотря на своевременное указание потребителя о прекращении выполнения работы (оказания услуги) не прекратил ее выполнение.

Если потребитель, получивший от исполнителя соответствующее уведомление, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, оборудование, техническую документацию или переданную исполнителю вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги), не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих годности результатов работы, то исполнитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (п. 11 Правил бытового обслуживания населения в РФ).

Другие публикации:  Наследство при отказе отца от ребенка

Работа, заказываемая исполнителю, может полностью или частично выполняться из вашего материала. В этом случае исполнитель отвечает не только за сохранность материала (вещи), который был вам передан, но и за правильное его использование.

Если работа выполняется из вашего материала, то законодательно для изготовителя установлен ряд правил:

после окончания работы исполнитель обязан предоставить вам полный отчет о том, как был израсходован ваш материала. Если по окончании работы что- нибудь осталось, то исполнитель обязан возвратить остаток материала (вещи). Если же оставшийся материал для вас не представляет какой-либо ценности, то исполнитель может с вашего согласия уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося неиспользованного материала;

в случае, если при выполнении работ ваш материал был полностью или частично утрачен, то исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок. При невозможности заменить материал на однородный или такого же качества изготовитель должен возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Из правила, о котором мы говорили выше, есть исключение. Так, в соответствии с п. 12 Правил бытового обслуживания населения в РФ исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение). При этом незнание исполнителем особых свойств материала (вещи) не освобождает его от ответственности.

Напоминаем, что согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» и Правилам бытового обслуживания населения в РФ вы как потребитель вправе в любое время до сдачи вам работы отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора. Кроме того, в этом случае потребитель обязан также возместить исполнителю расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены выполненной работы.

Права потребителей

Договор — это основной юридический документ при оказании услуги потребителю. От того, какие условия были в него включены при заключении, будет зависеть взаимоотношение сторон. Поэтому следует обратить особое внимание на следующие пункты:

  1. Срок выполнения работ (услуг). Этот срок может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или(и) датой (периодом), к которой ис­полнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию ус­луги). В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуще­ствляется по частям (например, доставка периодической печати, тех­ническое обслуживание) в течение срока действия договора, долж­ны предусматриваться частные сроки выполнения работ (оказания услуг).
  2. Смета на выполнение работ (оказание услуг). Она может быть твердой или приблизительной. Составление такой сметы по Вашему требованию или по требованию исполнителя обязательно.
  3. Материал (вещь), из которого (с которой) будет выполняться работа (Ваш материал или исполнителя).
  4. Цена материала (вещи).
  5. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу).
  6. Гарантийный срок на выполненную работу.
  7. Ваше право на расторжение договора о выполнении работы (ока­зания услуги) в любое время.
  8. Ответственность исполнителя:
    • за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг);
    • за недостатки выполненной работы (оказанной услуги);
    • сроки устранения недостатков;
    • сроки удовлетворения Ваших отдельных требований (уменьше­ние цены за выполненную работу; возмещение расходов по устране­нию недостатков Вашими силами или третьими лицами; возмещение убытков, причиненных расторжением договора при обнаружении недостатков или при нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг);
    • в случае полной или частичной утраты (повреждения) матери­ала (вещи), принятого от Вас;
    • размер неустойки за просрочку выполнения работы (оказания услуги) или удовлетворения Ваших требований.

Если после заключения договора о выполнении работ (оказании услуг) Вы решили расторгнуть его, Вы вправе это сделать в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора. Вы обязаны также возместить ис­полнителю убытки, причиненные расторжением договора, в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещение о расторжении указанного договора работу (ока­занную услугу), и ценой всей выполняемой работы (оказанной ус­луги).
Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором или правилами выполнения отдельных видов работ (услуг). Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению ра­боты (оказанию услуги) или во время ее выполнения стало очевид­ным, что она не будет осуществлена в срок, а также в случае про­срочки выполнения работы (оказания услуги), Вы вправе по своему выбору:

  1. Назначить исполнителю новый срок и потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги).
  2. Поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами, и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов.
  3. Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги).
  4. Расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).
  5. Потребовать полного возмещения убытков, причиненных Вам в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги).

Если Вы назначили исполнителю новые сроки, в течение кото­рых он должен приступить к выполнению работы (оказанию услу­ги) и закончить ее, Вы должны указать эти сроки во всех экземпля­рах договора. Если Вы потребовали расторжения договора или умень­шения цены выполненной работы (оказанной услуги), то цена ее производится из расчета: в случае повышения цены, исходя из цены выполненной работы (оказанной услуги) на день удовлетворения Ваших требований; в случае уменьшения цены, исходя из цены выпол­ненной работы (оказанной услуги) на день заключения договора.
При расторжении договора о выполнении работ (оказании услуг) в случае, если исполнитель нарушил установленные в договоре сро­ки, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произ­веденных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу).
В случае нарушения установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) исполнитель обязан уплатить Вам за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 3 % цены выполнения работы (оказания услу­ги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между Вами и исполнителем в течение гарантий­ного срока может быть установлен более высокий размер неустойки.
Если Вы обнаружили недостатки при принятии выполненной ра­боты (оказанной услуги) или в ходе ее выполнения, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии выполнен­ной работы (оказанной услуги) в течение гарантийного срока или в течение б месяцев (в строении или в ином недвижимом имуществе 2 лет) со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) при отсутствии гарантийного срока, Вы вправе по своему выбору потре­бовать от исполнителя:

  1. Безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
  2. Соответствующего уменьшения цены выполненной работы (ока­занной услуги).
  3. Безвозмездного изготовления другой вещи из однородного ма­териала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом Вы обязаны возвратить ранее переданную Вам исполнителем вещь. Ваши требования о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (ока­зании услуги) могут сопровождаться требованием об уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги).
  4. Возмещения понесенных Вами расходов по устранению недо­статков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
  5. Расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (ока­занной услуги) не устранены исполнителем.

Вы также вправе расторгнуть договор, если Вами обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора .
Если работа выполняется полностью или частично из Вашего ма­териала (с Вашей вещью), исполнитель отвечает за сохранность это­го материала (вещи) и правильное его использование. При этом исполнитель обязан:

  • предупредить Вас о непригодности или недоброкачественности переданного Вами материала (вещи);
  • представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от Вас, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного каче­ства и по Вашему желанию изготовить изделие из однородного мате­риала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного мате­риала (вещи) аналогичного качества возместить Вам двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также понесен­ные Вами расходы. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от Вас, если Вы были предупреждены исполнителем об особых свой­ствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение). Незнание исполнителем особых свойств материала (веши) не ос­вобождает его от ответственности. Исполнитель обязан своев­ременно информировать Вас о том, что соблюдение Ваших указаний и иные обстоятельства, зависящие от Вас, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги). Если Вы, несмотря на своевременное и обоснованное информи­рование исполнителем, в разумный срок не замените непригодный или недоброкачественный материал, не измените указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устраните иных об­стоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного воз­мещения убытков.