Как начислить налог на прибыль бюджет

29.03.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Налог на прибыль в бюджетном учреждении и особенности его расчета

Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход. Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль.

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

Итак, для начала разберемся, платят ли налог на прибыль бюджетные организации (учреждения). Бюджетные учреждения образовываются для обслуживания населения в рамках реализации их прав, гарантированных федеральным и местным законодательством. Соответственно эти организации могут быть:

  • Федерального подчинения.
  • Образованные субъектом федерации.
  • Муниципальными.

Финансирование бюджетных учреждений может осуществляться комбинированными способами:

  • Субсидированием за счет бюджетных средств.
  • За счет оказания платных услуг по основному виду его работы, но сверх полученного от государственных (муниципальных) задания. При условии сохранения в полном объеме и качестве бесплатных услуг.
  • За счет осуществления видов деятельности, цели которых совпадают с задекларированными задачами данной бюджетной организации и получения доходов с этой деятельности.

То есть законом предусмотрено получение прибыли внебюджетными организациями, а, следовательно, и уплаты налога на прибыль.

О налоге на прибыль в бюджетном учреждении расскажет это видео:

Отличия от налога во внебюджетных организациях

Главное отличие бюджетной организации состоит в вариативности источников доходов и их обязательным раздельным учетом. Учет поступлений ведется по таким групповым признакам как:

  • Целевое назначение (средства на выполнение госзадания, полученные от коммерческих начинаний, целевые поступления).
  • Источник финансирования (из какого бюджета получены средства).
  • Вид поступления (казначейство, банк, касса).
  • Способ поступления (наличная оплата, безнал, чековая книжка).

Учет денежных вливаний в иностранной валюте ведется особым порядком. Процедура расчета налога – обычная, но есть и особенности. Это:

  • Обязательное для каждой суммы подтверждение первичными документами
  • Виды коммерческой деятельности должны обязательно соответствовать целям создания учреждения.
  • Это должно быть непременно отражено и зафиксировано в учредительных документах.
  • Оказание платных услуг должно согласовываться с вышестоящими государственными или муниципальными службами.
  • Полученные таким образом доходы, могут быть применены только в соответствии с финансово-хозяйственным планом данного учреждения.

Нормативное регулирование вопроса

Выделение различных видов средств для бюджетных организаций, их получение и использование регулируется законодательством и контролируется фискальными органами государства. Юридическая основа их деятельности это:

  • Гражданский кодекс.
  • Бюджетный кодекс.
  • 273-ий закон РФ.
  • Приказ министра финансов за номером 174н.
  • Утвержденные и зарегистрированные уставы бюджетных учреждений.

Про начисление налога на прибыль в образовательных и других бюджетных учреждениях читайте ниже.

Субъекты и объекты

По закону субъектом, или по-другому плательщиком налога на прибыль, признается любая организация, ведущая свою деятельность на территории РФ. Этот статус не зависит от способа создания организации и ее правового состояния. В данном случае это могут быть следующие учреждения:

Объектом налогообложения в нашем случае является прибыль, которая рассматривается в двух видах:

  1. Доходы от коммерческой реализации услуг.
  2. Доходы, считающиеся внереализационными.

В первом случае это:

  • Дополнительные занятия сверх программы в образовательных учреждениях.
  • Создание кружков и секций.
  • Организация экскурсий, выставок, детских праздников, выездных мероприятий.
  • Организация дополнительного приема врачей.
  • Проведение дополнительных обследований.
  • Создание медицинских комиссий для проведения экспертиз.
  • Участие в ликвидации вспышек опасных болезней у животных.

Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:

  • Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
  • Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
  • Дивиденды.
  • Проценты, полученные по кредитам или займам.
  • Проценты от участия в создании других организаций.
  • Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.

Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.

Как начислить налог на прибыль

При начислении налога на прибыль руководствуйтесь ПБУ 18/02. Налог на прибыль в бухучете отражают в два этапа. Сначала начисляют налог на бухгалтерскую прибыль. Затем корректируют его так, чтобы получилась сумма по данным налогового учета.

Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) называется условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Его рассчитайте по формуле:

По итогам отчетного периода сделайте такую проводку:

Дебет 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— начислен условный расход по налогу на прибыль

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»

— начислен условный доход по налогу на прибыль (с суммы убытка).

После этого полученную сумму скорректируйте по формуле:

Прибыль ЗАО «Актив» за I квартал 2005 года составила 1 000 000 руб.

В течение квартала произошло следующее:

— представительские расходы фирмы в этом квартале превысили предельно допустимый норматив (п. 2 ст. 264 НК РФ) на 4000 руб.;

— амортизационные отчисления составили 7000 руб., из которых 3000 руб. не признаются при налогообложении прибыли;

— начислены, но не получены дивиденды от долевого участия в российской фирме — 8000 руб.

Как образовались разницы, показано в таблице:

Напомним, что дивиденды от российских компаний облагаются налогом на прибыль по ставке 9 процентов (п. 3 ст. 284 НК РФ). Будем считать, что остальные доходы, полученные «Активом» в I квартале 2005 года, подпадают под ставку 24 процента.

Бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:

Дебет 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» Кредит 68

— 238 800 руб. ((1 000 000 руб. — 8000 руб.) х 24% + 8000 руб. х 9%) — начислен условный расход по налогу на прибыль;

Дебет 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кредит 68

— 960 руб. (4000 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство;

Дебет 09 Кредит 68

— 720 руб. (3000 руб. х 24%) — отражен отложенный налоговый актив;

Дебет 68 Кредит 77

— 720 руб. (8000 руб. х 9%) — отражено отложенное налоговое обязательство.

В итоге текущий налог на прибыль составил 239 760 руб. (238 800 + 960 + 720 — 720).

При перечислении налога в бюджет сделайте проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51

— уплачена в бюджет сумма налога на прибыль.

Несмотря на то что в бухучете налог начисляется по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», налогооблагаемую прибыль фирмы он не уменьшает. Налог на прибыль уплачивают ежеквартально или ежемесячно.

Платить налог ежеквартально могут (п. 3 ст. 286 НК РФ):

— фирмы, получившие за предыдущий год выручку в среднем не более 3 000 000 рублей в квартал;

— некоммерческие организации, которые не имеют доходов от продажи товаров (работ, услуг);

— вновь созданные в течение одного квартала с даты госрегистрации фирмы.

Все остальные должны платить налог ежемесячно.

Если ваша фирма платит налог на прибыль ежеквартально, то деньги перечислите в бюджет не позднее 28-го числа месяца, следующего за окончанием I квартала, полугодия и 9 месяцев.

По завершении календарного года рассчитайте общую сумму налога, которую надо перечислить в бюджет.

Если в течение 2005 года вы перечислили денег меньше этой суммы, значит, вам надо доплатить налог на прибыль не позднее 28 марта 2006 года.

Бухгалтер ЗАО «Актив» учитывает налог на прибыль на субсчете 68-1. «Актив» платит налог ежеквартально. В 2005 году фирма получила прибыль 1 250 000 руб., в том числе:

— за I квартал — 200 000 руб.;

— за II квартал — 300 000 руб.;

— за III квартал — 600 000 руб.;

— за IV квартал — 150 000 руб.

В течение 2005 года бухгалтер «Актива» сделал проводки:

31 марта 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 48 000 руб. (200 000 руб. х 24%) — начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал;

28 апреля 2005 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 48 000 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

30 июня 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 72 000 руб. (300 000 руб. х 24%) — начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за II квартал;

28 июля 2005 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 72 000 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

30 сентября 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 144 000 руб. (600 000 руб. х 24%) — начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за III квартал;

28 октября 2005 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 144 000 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

31 декабря 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 36 000 руб. ((1 250 000 руб. х 24%) — 48 000 руб. —

— 72 000 руб. — 144 000 руб.) — начислен налог на прибыль по итогам года (за вычетом сумм авансовых платежей).

Эта сумма будет указана по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» в балансе за 2005 год;

Другие публикации:  Нотариус воскресенска

28 марта 2006 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 36 000 руб. — уплачен налог на прибыль по итогам 2005 года.

Ежемесячно можно платить налог одним из способов:

— от фактически полученной за прошедший месяц прибыли;

— от прибыли, полученной за предыдущий квартал (равными долями в размере 1/3 суммы налога, уплаченного за предыдущий квартал).

Если вы платите налог первым способом, то деньги перечисляйте в бюджет не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в этом случае признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до конца года.

В этот же срок надо сдать в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль. Например, не позже 28 июля надо представить декларацию за январь-июнь и уплатить ежемесячный авансовый платеж по прибыли, полученной за этот период.

Если вы платите налог на прибыль вторым способом, то начисленные по нему суммы перечисляйте в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца.

По итогам отчетного периода (I квартала, полугодия и 9 месяцев) вы должны рассчитать общую сумму налога на прибыль, которую надо уплатить в бюджет. Если за отчетный период налог оказался больше, чем уже перечислено в бюджет, разницу надо доплатить не позднее 28-го числа после окончания отчетного периода.

Бухгалтер ЗАО «Актив» учитывает налог на прибыль на субсчете 68-1.

«Актив» платит налог исходя из прибыли за предыдущий квартал.

За I квартал 2005 года «Актив» получил прибыль 1 230 000 руб. и заплатил с нее налог в сумме 295 200 руб. (1 230 000 руб. х 24%). Прибыль «Актива» за II квартал 2005 года составила 1 700 000 руб.

Во II квартале 2005 года бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:

28 апреля 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 98 400 руб. (295 200 руб. : 3) — начислен первый авансовый платеж по налогу на прибыль;

Дебет 68-1 Кредит 51

— 98 400 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

28 мая 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 98 400 руб. (295 200 руб. : 3) — начислен второй авансовый платеж по налогу на прибыль;

Дебет 68-1 Кредит 51

— 98 400 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

28 июня 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 98 400 руб. (295 200 руб. : 3) — начислен третий авансовый платеж по налогу на прибыль;

Дебет 68-1 Кредит 51

— 98 400 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль.

Общая сумма платежей по налогу за II квартал составила 295 200 руб. (98 400 руб. х 3 мес.).

По итогам II квартала 2005 года «Актив» должен заплатить налог на прибыль в сумме 408 000 руб. (1 700 000 руб. х 24%). Эта сумма больше, чем сумма, которую «Актив» реально перечислил.

30 июня 2005 года бухгалтер «Актива» доначислил налог проводкой:

Дебет 99 Кредит 68-1

— 112 800 руб. (408 000 — 295 200) — доначислен налог на прибыль по итогам II квартала.

Эту сумму фирма перечислила в бюджет до 28 июля 2005 года.

По окончании каждого календарного года рассчитайте общую сумму налога, которую надо перечислить в бюджет. Если в течение года фирма заплатила денег меньше итоговой суммы налога, вам нужно доплатить налог не позднее 28 марта 2006 года.

Бухгалтер ЗАО «Актив» учитывает налог на прибыль на субсчете 68-1. «Актив» платит налог ежеквартально. В 2005 году фирма получила прибыль 1 250 000 руб., в том числе:

— за I квартал — 200 000 руб.;

— за II квартал — 300 000 руб.;

— за III квартал — 600 000 руб.;

— за IV квартал — 150 000 руб.

В течение 2005 года бухгалтер «Актива» сделал проводки:

31 марта 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 48 000 руб. (200 000 руб. х 24%) — начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал;

28 апреля 2005 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 48 000 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

30 июня 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 72 000 руб. (300 000 руб. х 24%) — начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за II квартал;

28 июля 2005 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 72 000 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

30 сентября 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 144 000 руб. (600 000 руб. х 24%) — начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за III квартал;

28 октября 2005 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 144 000 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

31 декабря 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 36 000 руб. ((1 250 000 руб. х 24%) — 48 000 руб. — 72 000 руб. — 144 000 руб.) — начислен налог на прибыль по итогам года (за вычетом сумм авансовых платежей).

Эта сумма будет указана по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» в балансе за 2005 год;

28 марта 2006 года

Дебет 68-1 Кредит 51

— 36 000 руб. — уплачен налог на прибыль по итогам 2005 года.

Ежемесячно можно платить налог одним из способов:

— от фактически полученной за прошедший месяц прибыли;

— от прибыли, полученной за предыдущий квартал (равными долями в размере 1/3 суммы налога, уплаченного за предыдущий квартал).

Если вы платите налог первым способом, то деньги перечисляйте в бюджет не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в этом случае признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до конца года.

В этот же срок надо сдать в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль. Например, не позже 28 июля надо представить декларацию за январь-июнь и уплатить ежемесячный авансовый платеж по прибыли, полученной за этот период.

Если вы платите налог на прибыль вторым способом, то начисленные по нему суммы перечисляйте в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца.

По итогам отчетного периода (I квартала, полугодия и 9 месяцев) вы должны рассчитать общую сумму налога на прибыль, которую надо уплатить в бюджет. Если за отчетный период налог оказался больше, чем уже перечислено в бюджет, разницу надо доплатить не позднее 28-го числа после окончания отчетного периода.

Бухгалтер ЗАО «Актив» учитывает налог на прибыль на субсчете 68-1.

«Актив» платит налог исходя из прибыли за предыдущий квартал.

За I квартал 2005 года «Актив» получил прибыль 1 230 000 руб. и заплатил с нее налог в сумме 295 200 руб. (1 230 000 руб. х 24%). Прибыль «Актива» за II квартал 2005 года составила 1 700 000 руб.

Во II квартале 2005 года бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:

28 апреля 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 98 400 руб. (295 200 руб. : 3) — начислен первый авансовый платеж по налогу на прибыль;

Дебет 68-1 Кредит 51

— 98 400 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

28 мая 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 98 400 руб. (295 200 руб. : 3) — начислен второй авансовый платеж по налогу на прибыль;

Дебет 68-1 Кредит 51

— 98 400 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль;

28 июня 2005 года

Дебет 99 Кредит 68-1

— 98 400 руб. (295 200 руб. : 3) — начислен третий авансовый платеж по налогу на прибыль;

Дебет 68-1 Кредит 51

— 98 400 руб. — перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль.

Общая сумма платежей по налогу за II квартал составила 295 200 руб. (98 400 руб. х 3 мес.).

По итогам II квартала 2005 года «Актив» должен заплатить налог на прибыль в сумме 408 000 руб. (1 700 000 руб. х 24%). Эта сумма больше, чем сумма, которую «Актив» реально перечислил.

30 июня 2005 года бухгалтер «Актива» доначислил налог проводкой:

Дебет 99 Кредит 68-1

— 112 800 руб. (408 000 — 295 200) — доначислен налог на прибыль по итогам II квартала.

Эту сумму фирма перечислила в бюджет до 28 июля 2005 года.

По окончании каждого календарного года рассчитайте общую сумму налога, которую надо перечислить в бюджет. Если в течение года фирма заплатила денег меньше итоговой суммы налога, вам нужно доплатить налог не позднее 28 марта 2006 года.

Расчет и уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении и заполнение декларации

Бюджетное учреждение работает в соответствии с предметом и целями, которые определены федеральными и муниципальными правовыми актами. При этом получаемый от такой деятельности доход облагается налогом на прибыль. Порядок его расчета определен в Налоговом кодексе РФ, а также регулируется другими нормативными документами.

Из статьи вы узнаете о порядке расчета налога на прибыль в бюджетных учреждениях, применяемых для него процентных ставках, а также о сроках его уплаты.

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 ГК РФ бюджетные учреждения относятся к группе государственных или муниципальных. Такие организации формируются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При исчислении налога на прибыль казенных учреждений стоит помнить, что ее получение не является целью деятельности некоммерческих предприятий, которые создаются в специальных формах. Их список утвержден пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ. При этом такие компании имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, что должно быть зафиксировано в их уставах. Предприятия должны иметь достаточный для «выработки» дохода объем имущества, рыночная стоимость которого должна соответствовать уставному капиталу ООО (п. 4 и 5 статьи 50 ГК РФ).

Другие публикации:  Дарственная на квартиру в случае смерти

Объекты налогообложения

Напомним, что плательщиком налога на прибыль является любое предприятие, если оно ведет свою деятельность на территории нашей страны. При этом не имеет значения, каким способом была создана компания и ее правовой статус. Так, объектами налогообложения у бюджетных предприятий являются не только доходы от коммерческой деятельности, но и те, которые считаются внереализационными.

К доходам от реализации, с которых нужно заплатить налог на прибыль, относится выручка от реализации:
— продукции (работ, услуг) собственного производства;
— ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.);
— имущественных прав.

Примеры коммерческих услуг, с которых платится налог на прибыль в бюджетном учреждении (ст. 249 НК РФ):

Что касается внереализационных доходов бюджетных предприятий, то к ним относятся дивиденды, проценты, полученные по кредитам и займам, стоимость безвозмездно полученного имущества и материальных ценностей и др. С полным перечнем можно ознакомиться в статье 250 Налогового кодекса РФ.

У казенных предприятий, согласно Приказу Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», существует три вида финобеспечения, от которых зависит порядок расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении.

В первую такую группу относятся доходы от внебюджетной деятельности. Ко второй можно отнести субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. И, к третьей – субсидии на иные цели. Именно в таком формате бюджетное учреждение получает средства на свои счета. Что касается самой структуры доходов и расходов таких предприятий, то здесь стоит обратить внимание на затратную часть. Именно она оказывает существенное влияние на размер уплачиваемого налога на прибыль в бюджетном учреждении.

Как и в обычных компаниях, бюджетные уменьшают налоговую базу по прибыли на размер понесенных расходов, в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ. Они бывают материальными, амортизационными, зарплатными и прочими. Действуют стандартные правила включения их в расчет, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ. Так, расходами признаются лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Бухгалтерам казенных предприятий особое внимание стоит обратить на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В соответствии с ним, такие предприятия обязаны вести раздельный учет и доходов и расходов, которые были получены в виде целевого финансирования. Если учреждение пренебрегает таким разделением, то все средства, которые она получает в рамках целевых «вливаний» будут считаться налогооблагаемым доходом в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении.

Для признания доходов и расходов может применяться, как метод начисления, так и кассовый. Главное, чтобы выбранный способ был зафиксирован в учетной политике. Недостатком применения в бюджетных организациях метода начисления является то, что за оказанную услугу, которая уже отражена в учете, оплата может быть еще не получена. При этом уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении должна быть осуществлена в том же периоде (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).

Фактически, предприятию приходится платить налоги «из своего кармана», до момента пока не будут получены деньги от контрагента. Такая особенность может стать причиной переход «бюджетника» на кассовый метод в соответствии со статьей 273 Налогового кодекса РФ. Но использовать его можно лишь в тех случаях, когда в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

Читайте ответы экспертов на популярные вопросы по налогу на прибыль:

Как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения

Порядок расчета налога на прибыль казенных и бюджетных учреждений в большинстве своем зависит от вида деятельности предприятия, а также от типа оказываемых услуг. Основная формула, которую используют «бюджетники» выглядит следующим образом:

Налогооблагаемая база * Ставка налога = Сумма налога к уплате

Основное внимание необходимо уделить именно расчету налоговой базы по прибыли, т.к. от нее зависит конечная сумма платежа, перечисляемого в бюджет. Нюансом расчета для бюджетных учреждений является разделение полученной прибыли от целевой и коммерческой деятельности. Рассмотрим пример, когда в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении оно ведет отдельный учет расходов, возникших в рамках коммерческой деятельности (по пропорциональной системе).

В 1 квартале 2017 года бюджетное учреждение получило из бюджета 1 000 000 рублей в виде целевого финансирования. Размер поступлений целевого назначения составил 200 000 рублей. Кроме того, в рамках коммерческой деятельности компания получила средств на сумму 400 000 рублей.
Итого сумма поступлений за 1 квартал составила 1 600 000 рублей.
Бухгалтер предприятия рассчитал пропорцию поступлений от оказания платных услуг:
400 тыс. руб. / (1,6 млн. руб. – 200 тыс. руб.) * 100 % = 28,57 %.
Объем расходов за указанный период составил 1 000 000 рублей, плюс 200 000 рублей целевых. Таким образом:
1 млн. руб. + 200 тыс. руб. / 100 * 28,57 % = 342,84 тыс. руб.
Рассчитанная налогооблагаемая прибыль составит: 400 тыс. руб. – 342,84 тыс. руб. = 57,16 тыс. руб.
Сумма налога к уплате составит: 57,16 тыс. руб. * 20 % ставку = 11,43 тыс. руб.

Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями

Уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении подразумевает разделение соответствующих платежей на два направления: федеральный и региональный бюджет. В связи с этим необходимо оформлять два платежных поручения. Ниже представлена инструкция, позволяющая оформить данные документы без ошибок.

Этап 1. Расчет налога на прибыль.

Этап 2. Распределение платежа на федеральный и региональный бюджет (3 и 17 % соответственно).

Этап 3. Внесение данных в платежные поручения, в которых нужно указать:

  • основные реквизиты предприятий;
  • КБК;
  • назначение платежа;
  • основание платежа «ТП»;
  • налоговый период;
  • дату платежки;
  • статус плательщика «01».

Проводки в учете начисления налога на прибыль в бюджетном учреждении и его уплаты:

Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.03.730 Начислен налог на прибыль от оказания платных услуг

Дебет 2.401.01.172 Кредит 2.303.03.730 Начислен налог на прибыль от реализации готовой продукции

Дебет 2.303.03.830 Кредит 2.201.11.610 Уплачен налог на прибыль в бюджет

Обратите внимание! С 2019 года будет много нововведений по налогам, скачайте памятки по изменениям в нашей статье>>

Сроки уплаты налога на прибыль

Одно из важнейших требований по порядку уплаты налога является соблюдение сроков платежей. Они прописаны в статье 287 Налогового кодекса РФ. В ней идет речь не только об основных налоговых траншах, но и об авансовых платежах. Так, годовой платеж производится не позднее 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Что касается авансовых платежей, то тут у бюджетных учреждений есть особенности. Для таких организаций отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал. Именно поэтому пунктом 1 статьи 287 НК РФ и пунктом 3 статьи 289 НК РФ утверждены следующие сроки авансовых платежей: 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Если один из таких дней выпадает на выходной, то срок перечисления сдвигается на следующий рабочий день в соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

График уплаты на 2018 год:

Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных учреждений

Процентная ставка налога на прибыль в бюджетном учреждении утверждена пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Ее размер составляет 20 процентов. Сама уплаченная сумма распределяется между федеральным и бюджетом субъектом Российской Федерации, по 3 и 17 процентов соответственно. Но в случае с бюджетными учреждениями необходимо помнить, что пунктом 1.1 статьи 284 НК РФ разрешено применение налоговой ставки 0 процентов для организаций, занимающихся образовательной или медицинской деятельностью.

Использовать такую ставку для расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении разрешено строго с начала налогового периода. О порядке ее применения расскажем ниже. Разрешение на применение нулевой ставки по прибыли для бюджетных организаций вступило в действие с 1 января 2011 года и будет в силе до 1 января 2020 года. Использовать ее могут лишь те предприятия, которые входят в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль (Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 917).

Но этой не единственный критерий, которому должны соответствовать «бюджетники» с нулевой ставкой. Полный список таких требований, в целях расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении, указан в пункте 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ:

  • предприятие должно иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период должны быть не менее 90 %, либо компания не должна иметь доходов, которые облагаются налогом в рамках главы 25 НК РФ;
  • в штате учреждения должно быть оформлено не менее 15 сотрудников, при этом, трудиться они должны непрерывно в течение всего налогового периода;
  • что касается медицинских предприятий, 50 % в их трудящихся должны иметь соответствующие сертификаты специалистов.

Уплата авансовых платежей бюджетными учреждениями

Согласно общему порядку уплаты авансовых платежей, налоговые нормы позволяют организациям делать это тремя способами, в соответствии со статьями 286 и 287 НК РФ. Что касается их расчета по налогу на прибыль в бюджетном учреждении, то согласно пункту 3 статьи 286 Налогового кодекса, они уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, то есть за I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом внутри квартала ежемесячные авансы в бюджет не перечисляются.

Сумма авансового платежа к уплате за отчетный период рассчитывается как сумма квартального авансового платежа, исчисленная по итогам отчетного периода минус платеж за предыдущий период. Если учреждение отработало в убыток, то размер рассчитанного квартального авансового платежа будет равна нулю (п. 8 ст. 274, абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Другие публикации:  Уголовный кодекс ст 115 ч 2

Бюджетное учреждение уплачивает квартальные авансовые платежи, при налоговой базе равной:
300 000 руб. – в 1 квартале;
100 000 руб. – за полугодие;
200 000 руб. – за 9 месяцев;
400 000 руб. – по итогам года.

Таким образом, платеж за I квартал в размере 60 000 руб. (300 000 руб. * 20 %) должен быть уплачен до 28 апреля. За полугодие авансовый платеж составил 20 000 руб. (100 000 * 20 %). За этот период «бюджетник» получил прибыли меньше, чем в предыдущем квартале, при этом за I квартал был перечислен платеж в размере 60 000 руб., таким образом сумма к уменьшению составит 40 000 руб. (60 000 руб. – 20 000 руб.)

Согласно статье 78 Налогового кодекса, учреждение может подать заявление на возврат такой переплаты, но на практике организации редко пользуются такой возможностью, т.к. по итогам года сумма такой переплаты засчитается. По итогам следующего квартала компания получила убыток. Таким образом, облагаемая база = 0 руб. В конце года выяснилось, что предприятие получило прибыль, сумма по итогу составила 400 000 руб. Таким образом, сумма налога на прибыль в бюджетном учреждении за весь период составит 80 000 руб. (400 000 руб. * 20 %).

Декларация по налогу на прибыль в бюджетном учреждении

Декларации по налогу на прибыль бюджетных учреждений предоставляются в налоговые органы по месту нахождения каждого предприятия в порядке, установленном НК РФ. Предприятия должны представлять декларации по итогам каждого отчетного и налогового периода: за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за календарный год (ст. 285 НК РФ).

Формы отчета по прибыли утверждены Приказом ФНС России от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме». Согласно установленному порядку, декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях, кроме значений, указываемых в Приложении № 2.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия или отсутствия и количества заполняемых разделов. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, а также двусторонняя печать отчетности.

Отчет по налогу на прибыль в бюджетном учреждении может быть представлен в инспекцию лично или через его представителя, а также направлен в виде почтового отправления с описью вложения. Можно сдать отчет в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ст. 80 НК РФ).

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Образец заполнения декларации по налогу на прибыль в 2018 году

Ниже скачайте пример заполнения декларации по налогу на прибыль организации за 9 месяцев 2018 года:

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Что касается освобождения от уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении, то здесь стоит руководствоваться положениями главы 25 Налогового кодекса РФ. Главное, на чем бюджетное учреждение может «выиграть» по налоговым платежам – это необлагаемые доходы. О них сказано в статье 251 НК РФ. Так, к ним относятся доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной инвентаризации или которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств и другие.

Подпункт 14 пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, где сказано, что «бюджетники» при получении дохода в виде субсидий не обязаны включать его в налогооблагаемую базу по прибыли. Как мы говорили ранее, существует возможность использования «нулевой» налоговой ставки при расчете налога на прибыль в бюджетном учреждении по некоторым видам деятельности, о чем мы рассказывали выше.

Важные материалы для бухгалтеров:

Основные изменения в работе бухгалтера в 2019 году

Учетная политика бюджетного учреждения 2019

Учетная политика казенного учреждения 2019

9 карточек-подсказок, чтобы составить график отпусков на 2019 год

Как провести инвентаризацию по новым правилам

Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль

Нарушения по налогу на прибыль в бюджетном учреждении имеют значительные последствия. Но размеры штрафов зависят от вида допущенной ошибки. Это может быть как просрочка со сдачей отчетности, так и методологическое нарушение учета доходов и расходов. Но самым тяжким преступлением является просрочка налогового платежа:

  • неуплата или уплата налога не в полном объеме из-за ошибки в расчетах станет причиной штрафа в размере 20 % от недоплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ);
  • если ситуация касается занижения базы по сделкам между взаимозависимыми лицами, то оштрафуют на 40 % от недоплаченного налога (п. 1 ст. 129.3 НК РФ), но его можно избежать, если фирма докажет, что цены по таким сделкам соответствовали рыночным (п. 2 ст. 129.3 НК РФ);
  • если нарушение будет умышленным, то с учреждения удержат 40 % от недоплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Но здесь стоит обратить внимание на пункт 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ. Дело в том, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ. Нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть привлечь организацию к ответственности по статье 122 НК РФ (за неуплату или неполную уплату сумм налога на прибыль в бюджетном учреждении) налоговики не смогут.

Чтобы рассчитать размер штрафа, который грозит за сдачу декларации с опозданием, воспользуйтесь онлайн-расчетчиком Системы Госфинансы:

Налог на прибыль в бюджетном учреждении и особенности его расчета

Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход. Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль.

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

Итак, для начала разберемся, платят ли налог на прибыль бюджетные организации (учреждения). Бюджетные учреждения образовываются для обслуживания населения в рамках реализации их прав, гарантированных федеральным и местным законодательством. Соответственно эти организации могут быть:

  • Федерального подчинения.
  • Образованные субъектом федерации.
  • Муниципальными.

Финансирование бюджетных учреждений может осуществляться комбинированными способами:

  • Субсидированием за счет бюджетных средств.
  • За счет оказания платных услуг по основному виду его работы, но сверх полученного от государственных (муниципальных) задания. При условии сохранения в полном объеме и качестве бесплатных услуг.
  • За счет осуществления видов деятельности, цели которых совпадают с задекларированными задачами данной бюджетной организации и получения доходов с этой деятельности.

То есть законом предусмотрено получение прибыли внебюджетными организациями, а, следовательно, и уплаты налога на прибыль.

О налоге на прибыль в бюджетном учреждении расскажет это видео:

Отличия от налога во внебюджетных организациях

Главное отличие бюджетной организации состоит в вариативности источников доходов и их обязательным раздельным учетом. Учет поступлений ведется по таким групповым признакам как:

  • Целевое назначение (средства на выполнение госзадания, полученные от коммерческих начинаний, целевые поступления).
  • Источник финансирования (из какого бюджета получены средства).
  • Вид поступления (казначейство, банк, касса).
  • Способ поступления (наличная оплата, безнал, чековая книжка).

Учет денежных вливаний в иностранной валюте ведется особым порядком. Процедура расчета налога – обычная, но есть и особенности. Это:

  • Обязательное для каждой суммы подтверждение первичными документами
  • Виды коммерческой деятельности должны обязательно соответствовать целям создания учреждения.
  • Это должно быть непременно отражено и зафиксировано в учредительных документах.
  • Оказание платных услуг должно согласовываться с вышестоящими государственными или муниципальными службами.
  • Полученные таким образом доходы, могут быть применены только в соответствии с финансово-хозяйственным планом данного учреждения.

Нормативное регулирование вопроса

Выделение различных видов средств для бюджетных организаций, их получение и использование регулируется законодательством и контролируется фискальными органами государства. Юридическая основа их деятельности это:

  • Гражданский кодекс.
  • Бюджетный кодекс.
  • 273-ий закон РФ.
  • Приказ министра финансов за номером 174н.
  • Утвержденные и зарегистрированные уставы бюджетных учреждений.

Про начисление налога на прибыль в образовательных и других бюджетных учреждениях читайте ниже.

Субъекты и объекты

По закону субъектом, или по-другому плательщиком налога на прибыль, признается любая организация, ведущая свою деятельность на территории РФ. Этот статус не зависит от способа создания организации и ее правового состояния. В данном случае это могут быть следующие учреждения:

Объектом налогообложения в нашем случае является прибыль, которая рассматривается в двух видах:

  1. Доходы от коммерческой реализации услуг.
  2. Доходы, считающиеся внереализационными.

В первом случае это:

  • Дополнительные занятия сверх программы в образовательных учреждениях.
  • Создание кружков и секций.
  • Организация экскурсий, выставок, детских праздников, выездных мероприятий.
  • Организация дополнительного приема врачей.
  • Проведение дополнительных обследований.
  • Создание медицинских комиссий для проведения экспертиз.
  • Участие в ликвидации вспышек опасных болезней у животных.

Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:

  • Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
  • Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
  • Дивиденды.
  • Проценты, полученные по кредитам или займам.
  • Проценты от участия в создании других организаций.
  • Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.

Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.