Компенсация ощущений это в психологии

01.02.2018 Выкл. Автор admin

Взаимодействие и развитие ощущений

Наши ощущения могут претерпевать изменения как под воздействием окружающей среды, так и в результате изменения состояния организма.

Взаимодействие ощущений — это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, воздействующих на другие анализаторы. Общая закономерность такого взаимодействия состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные, напротив, понижают чувствительность анализаторов. К видам взаимодействия ощущений относятся явления сенсибилизации, компенсации, синестезии и контраста.

Сенсибилизация (лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация, т.е. обострение чувствительности, может быть вызвана:

  • взаимодействием, системной работой анализаторов, когда слабые ощущения одной модальности могут вызывать повышение силы ощущений другой модальности. Например, чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи или негромком звуке;
  • физиологическим состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ. Так, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А;
  • ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, установкой на различение определенных раздражителей. Например, ожидания в приемной стоматолога могут стимулировать усиление зубной боли;
  • опытом, приобретенным в процессе выполнения какой-либо деятельности. Известно, что хорошие дегустаторы по едва уловимым нюансам могут определить сорт вина или чая.

При отсутствии какого-либо вида чувствительности этот недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других анализаторов. Данное явление называют компенсацией ощущений, или компенсаторной сенсибилизацией.

Если сенсибилизация — это повышение чувствительности, то противоположный процесс – понижение чувствительности одних анализаторов в результате сильного возбуждения других – называется десенсибилизацией. Например, повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность, т.е. происходит десенсибилизация зрительных ощущений.

Синестезия (греч. synaisthesis – совместное, одновременное ощущение) – явление, при котором ощущения одной модальности возникают под воздействием раздражителя другой модальности.

Контраст ощущений (фр. contraste – резкая противоположность) — это повышение чувствительности к одному раздражителю при его сопоставлении с раздражителем противоположного типа. Так, одна и та же фигура белого цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном – безупречно белой. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, в то время как на красном – зеленоватым. Контраст ощущений часто используется в творчестве, рекламе и даже … в русской бане.

Адаптация (лат. adaptatio – приспособление) – это изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к интенсивности и продолжительности воздействия раздражителя.

Принято выделять три вида адаптации: полное исчезновение ощущений, их притупление и повышение чувствительности. Сенсорная адаптация как полное исчезновение ощущений возникает при продолжительном или привычном воздействии раздражителя. В течение дня человек может не ощущать прикосновения одежды или после некоторого времени просто не обращать внимания на то, что на его пальце находится обручальное кольцо.

Притупление, но не полное отсутствие ощущения также наблюдается при действии сильного раздражителя. Например, человек адаптируется к интенсивным запахам, работая на парфюмерной фабрике. Повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей как вид адаптации можно наблюдать, когда входишь в кинозал после начала сеанса: глаза постепенно начинают различать кресла и подходы к ним.

Основными параметрами адаптации являются ее скорость и диапазон. Скорость адаптации – это время, в течение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые условия для деятельности и комфортные условия для восприятия окружающей среды. Она зависит от модальности ощущений. Так, зрительная адаптация к темноте равна примерно 30-40 мин, в то время как адаптация к свету потребует от 3 до 5 мин.

Быстрее других адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Например, адаптация к запаху йода наступает приблизительно через одну минуту. Зато у зрительных ощущений самый большой диапазон адаптации. Она может изменяться в 200 000 раз, хотя сам зрачок способен увеличить пропускную способность света только в 17 раз.

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Они имеют большое значение с точки зрения выживания человека как биологического вида, а также приспособления его к различным условиям естественной и культурной среды обитания и жизнедеятельности.

Закономерности ощущений. Их характеристики

К закономерностей ощущений относятся:

• взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия.

Первая из указанных закономерностей является психофізичною, то есть касается отношений между психикой и физическим миром; другие психофизиологическим, т.е. касаются взаимодействия психики и нервной системы человека.

Пороги ощущение делятся на абсолютные и относительные (дифференциальные, різнісні); абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя была достаточной. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками. Минимальная силу раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений. Дальнейшее увеличение в силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения, или болезненное ощущение (например, громкий звук, яркость, что ослепляет глаза). Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующем раздражителю ощущение.

За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, что положительно обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Величина абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатору, силы и продолжительности раздражение и т.п.

Кроме величины абсолютных порогов, ощущения характеризуются также относительным (дифференциальным или різнісним) порогом. Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущение, чтобы человек заметила, что он действительно изменился. Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложении, необходимого для получения едва заметной разницы, всегда должна равняться примерно 1/30 исходного веса, для действия звука 1/10, для действия света 1/100.

Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение.

Адаптация, или приспособление органа к длительному воздействию раздражителю выражается в изменении чувственности — снижении или повышении ее. Различают три разновидности этого явления:

• Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность в других запахов сохраняется

• Притупление чувства под влиянием в силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связана со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда с полутемную комнату попадаешь в ярко освещенное пространство

• Повышения чувственности под влиянием в силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора — это адаптация к темноте, а для слухового анализатора — адаптация к тишине.

С адаптацией тесно связано и явление контраста, что отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущение кислого после ощущение сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущение, что выражается в более-менее продолжительной последействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, картины и др.

Сенсибилизацией называют стойкое повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Сенсибилизация в ее генезисе привычно является связанным с взаимодействием ощущений.

Взаимодействием ощущений называется изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других анализаторов. Это взаимодействие анализаторов оказывается в таких явлениях:

• Раздражение одного анализатора влияет на пороги чувствительности другого. Например, чувственность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителям и снижается при громких шумах; слуховые ощущения усиливаются при слабых световых раздражениях и ослабляются при силу интенсивных световых раздражителей; под влиянием слабых болевых раздражений повышаются тактильные, обонятельные, слуховые, зрительные ощущения. Обонятельные ощущения влияют на пороги зрительных и др. Общая закономерность в том, что слабые раздражители повышают, а сильные снижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов также иногда называют сенсибилизацией (другое понимание этого термина).

• Взаимосвязь ощущений проявляется и в синестезии-слиянии качеств различных сфер чувственности, когда любой раздражитель, действуя на соответствующий орган ощущения, вызывает не только чувство специфическое для данного органа чувств, но в то же время еще и дополнительное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Известно, что Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин владели цветным слухом. В языке встречаются выражения, отражающие синестезию разнообразных видов ощущений: «яркий цвет», «повышенный вкус», «теплый или холодный колорит», «мелодичный голос» и др. Теоретическая природа этого явления не вполне выяснена.

Компенсацией называется явление, когда один анализатор берет на себя функции другого. В условиях полного выпадения или частичного снижения чувствительности к некой модальности раздражителей возрастает чувствительность к раздражителям другой модальности. Так у слепых людей возрастает чувствительность слухового анализатора. Компенсационный взаимосвязь ощущений наглядно наблюдается в случаях сенсорной депривации. Сенсорная депривация — длительное, более-менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В состоянии сенсорной депривации у человека может вырасти нав’язуваність, нарушится концентрация внимания и нормальная течение мыслей, возникнуть депрессивное состояние и галлюцинации. Информационный нужда организм пытается компенсировать за счет анализаторных систем, что остались, путем повышения их чувствительности.

Разнообразные виды ощущений характеризуются не только особенностями, но и общими для них характеристиками. К ним относятся:

• модальность (качественная характеристика);

• интенсивность, или сила (количественная характеристика);

• продолжительность (временная характеристика);

• локализация (пространственная характеристика).

Модальность как качественная характеристика ощущение, является главным в определении специфики ощущений. Она зависит от особенностей и назначения рецептора и от специфических особенностей раздражителя.

Интенсивность ощущение его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущений является их временной характеристикой, она зависит от продолжительности действия раздражителя и от инерции ощущение (ощущение возникает позже встречи рецептора с раздражителем и держится дольше).

В локализации раздражителя в пространстве большую роль играет взаимодействие ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантними рецепторами (зрительный, слуховой, обонятельный), позволяет судить о расположении раздражителя в пространстве как таковом. Контактные ощущение (тактильные, болезненные, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель.

Временная и пространственная характеристики выступают предпосылкой для формирования способности оценки пространственно-временных характеристик предметов и явлений в восприятии.

Компенсация в психологии — это что такое? Виды компенсации в психологии

Многие даже и не догадываются, что глубинные комплексы из детства становятся залогом ошеломительного успеха в будущем. Сегодня мы будем говорить о психологических типах защиты, а именно компенсации и гиперкомпенсации.

Узнаем значение термина

С латинского языка – «возмещение». Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста. Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному. Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

В чем смысл теории?

Он кроется в готовности и стремлении человека победить свою ущербность с помощью сверхкомпенсации. Существует вероятность нескольких исходов данного типа защиты, итог будет зависеть от уровня развитости чувства общности.

Малыш, который вырос в здоровой психологической семье и не был лишен любви, заботы и внимания, обретет развитое чувство общности. Во взрослой жизни он будет самосовершенствоваться, чтобы приносить благо социуму.

Если чувство общности не развито, сверхкомпенсация будет направлена на достижение доминирования и властвования, с целью подчинения себе социума посредством использования агрессии и других антиморальных норм поведения и средств. В качестве примера А. Адлер представил деятельность А. Гитлера и Н. Бонапарта.

Приведем пример компенсации в психологии. «Раз у меня не получается рисовать, то я приложу все усилия к новому делу, где выходит лучше, и начну заниматься химией».

А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?

Она предполагает усиление стараний в той же области, продолжим вышеприведенный пример: «Я начну более усердно и старательно учиться рисовать!» Наглядным примером станут успехи параолимпийцев. Люди, имеющие физические ограничения, не останавливаются, а благодаря силе воли добиваются колоссальных высот в болезненной физической сфере.

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Поговорим об основных категориях специальной психологии

Последняя изучает принципы психологического развития и деятельности людей с психическими и физиологическими недостатками. Итак, понятие компенсации в психологии следующее. Это процесс восполнения имеющихся расстроенных или неполноценно развитых функций, с помощью целых или реорганизации отчасти разрушенных. Поговорим о тандеме компенсации и коррекции в специальной психологии.

Дадим определение коррекции. Это процедура редактирования разных трансформированных функций человека относится к внешним воздействиям. Она подразумевает определенную методику воздействия на индивида с целью корректуры дефектов. Ее методы используются для восстановления различных нарушений функций организма.

Улавливаем разницу

Если компенсация – это в психологии процесс восполнения расстроенной или потерянной функции, то коррекция в основном определяется как корректировка различных нарушений.

Таким образом, разница между процессами определяется ступенью или выраженностью нарушений какой-либо способности. А теперь поговорим немного о компенсации ощущений в психологии.

Раскроем суть вопроса

Строки поэта Б. Слуцкого гласят, что утративший зрение, слух и осязание человек ни в коем случае не лишится чувствования и мировосприятия, потому что его естество отыщет иной путь, а тело – другие кладовые познания.

А в действительности посмотрите: человек, утративший один из каналов, связывающих его с окружающим миром, безусловно, переживает это очень тяжело, но при этом так перестраивается, что меняет все устоявшиеся принципы и привычки, образ жизни.

Это можно рассмотреть на примере великого композитора Бетховена, который в 26 лет утратил слух. Последние его музыкальные творения были пронизаны трагизмом, душевностью и болью.

Значит, в психологии компенсация – это своего рода «палочка-выручалочка», которая появляется при утрате свойств отдельных органов чувств человека. Иными словами, остальные функционирующие органы ощущений берут на себя ответственность за восстановление деятельности утративших работоспособность.

У слепых обостряются другие органы чувств. А вот люди, лишенные и зрения, и слуха заслуживают величайшего уважения. Ведь их душа – глубокая непознанная кладовая, и это достойно преклонения.

Это Николай Островский, Ольга Скороходова. Будучи малышкой, пережила тяжелое заболевание менингит и потеряла зрение и слух. Вопреки всему она научилась писать и даже читать, окончила МГУ имени Ломоносова. Стала научным сотрудником, будучи первой, достигшей этого звания, имея такой недуг. Более того, она стала ученым-дефектологом, педагогом, писателем и поэтессой. Каждая строка ее произведений была наполнена мощью и мужеством. В данном случае компенсация дарит ей новое качество – победоносную силу духа, делая ее великим человеком. Вы только подумайте, лишенная восприятия красот природы, пения птиц, шума дождя, шепота деревьев, она, как и все люди, искала любовь, стремилась к постижению красоты и бесконечности. Каждое переживание, прикосновение к живому читалось в ее стихах.

Другие публикации:  Полномочия сотрудника полиции

Это и есть гиперкомпенсация, которая и заключается в том, чтобы развивать данные, которые являются дефектными или слабовыраженными.

Эти и многие другие примеры легендарных личностей показывают нам позитивный результат самореализации человека. Но, к сожалению, известно и множество негативных последствий, которые выражаются во всеобщей ненависти к социуму, при этом с ощущением собственного превосходства над всеми. Такая реакция гиперкомпенсации происходит в том случае, когда самоцелью становится желание доказать значимость и полноценность путем унижения других. Это позволяет ощущать свое великолепие.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели такие вопросы, как компенсация и гиперкомпенсация, привели примеры из жизни. Компенсация призвана быстро реагировать на сигнал внутренних нарушений, дабы избежать дисбаланса с окружающей средой и блокировать возможную утрату целостности.

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация (от греч. hyрer – сверх + cоmрensare – возмещать) — теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера.

Подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности человека, при которой человек пытается преодолеть ее, прикладывая для этого значительно большие усилия, чем требуется.

При реализации этого вида компенсации не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но достигается какой–то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим.

Однако, излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ.

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ. Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация).

С этими способами психологической защиты мы встречаемся на каждом шагу и используем их сами, успешно или безуспешно — это уже другой вопрос.

Когда я встречаю например, «качка», то немедленно задаю себе вопрос а какие же у него проблемы? Здесь я, естественно, не рассматриваю случаи, когда компенсировать просто нечего,— есть и такие индивиды, но мы не занимаемся сейчас зоопсихологией А вот что же заставляет по видимости здорового молодого человека истязать себя, безжалостно тренировать свое тело, часто превышая пределы допустимого, если он, конечно, не профессиональный cпoртсмен? Желание походить на Сталлоне, соответствовать — внешне — идеалу сверхмужчины, супермена? Чаще всего — это неуверенность в себе, неумение вести себя с девушками, иногда — сексуальная неудача. Возможно также, в детстве его били ребята во дворе, а он не умел дать сдачи…

Иногда такая сверхкомпенсация творит чудеса: вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, преодолевшего свое косноязычие, или многих ныне знаменитых спортсменов, начавших занятия физкультурой, чтобы избавиться от хилости и болезней (таков, например, путь в спорт хоккеиста Валерия Харламова) Но бывает, что побуждение компенсировать свои недостатки, абсолютно здоровое желание доказать себе, что «могу, и не хуже других!» переходит в болезненное стремление всегда и всюду доказывать свою полноценность, становится самоцелью. Человек уже не занижается компенсацией своих недостатков, чтобы жить более полноценно, а живет для того, чтобы демонстрировать всем и всюду себя и свои достижения. Результат бывает очень печален, особенно, например, если большой или маленький начальник пытается компенсировать недостаток ума и компетентности.

Кстати, сексопатологи хорошо знают, что под одной из разновидностей синдрома донжуанизма (надеюсь, не надо пояснять?) скрывается импотенция: страдающий ею мужчина компенсирует свой дефект тем, что завоевывает женщину, доводит ее до «последней черты» и тут же бросает, переходя к следующей жертве. Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной. Кстати, при другом варианте донжуанизма «герой» может страдать психической несостоятельностью: женщина его привлекает только до момента первого обладания, после этого он теряет к ней всякий интерес и, снова одинокий, устремляется на свои бесконечные поиски. От таких «донжуанов», не знающих любви, надо отличать тех, кого мы часто в жизни называем донжуанами, или, проще говоря, бабниками,— здоровых молодых людей, обладающих избытком жизненных сил, горячим темпераментом и физическими данными себе под стать, которые вовсю наслаждаются жизнью. Таков Дон Жуан Байрона.

Просто компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет человека реализовывать себя в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация, и это понятно строить заново всегда легче, чем ремонтировать и перестраивать, в чем мы все наглядно убедились на примере канувшей в лету перестройки. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжий мальчик-увалень, изгой в ребячьей компании, который зато лучше всех учится и впоследствии становится выдающимся ученым, оставляя далеко позади сверстников; некрасивая девушка, заставляющая за умными разговорами почти забыть о своей внешности, и т. п. Благодаря компенсации человек может развить свою личность, интеллект, реализовать себя, несмотря на свою действительную или мнимую ущербность, а может быть, и благодаря ей,

Крамольная мысль? Что ж, тогда давайте перейдем на конкретные личности. Вернемся немного назад, к тому, что уже стало достоянием истории. Трансляция I Съезда народных депутатов СССР — его смотрела тогда вся страна. И все видели, как депутат Илья Заславский, сильно хромая, поднимался на трибуну и своим выступлением вызывал бурю страстей, но уж никак не жалость. Можно не соглашаться с его взглядами, но нельзя отрицать, что этот человек по складу характера, темпераменту, интеллекту — неординарный политик. Как бы сложилась его жизнь, если бы в детстве он мог бегать, играть, носиться со сверстниками? Мы этого не знаем, не будем строить догадки; впрочем, можно вспомнить, что жертвой полиомиелита был и всеми признанный, вписавший свое имя в историю золотыми буквами Франклин Делано Рузвельт.

Внутреннее ощущение ущемленности, заставляющее нас действовать, часто не соответствует степени выраженности реального дефекта, даже если он и существует. Например, все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в том, что огромную роль в его становлении и развитии сыграла его легкая врожденная хромота, которую он воспринимал очень болезненно. Может быть, именно поэтому он стал лучшим боксером-любителем Англии, переплывал Геллеспонт и считался (и был) покорителем женских сердец? И не явилось ли это субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников его поэтического творчества?

И здесь мы подошли еще к одному, может быть, высшему типу психологической защиты — СУБЛИМАЦИИ. Это перевод своих внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Внутренняя неудовлетворенность, преображенная процессом творчества, перестает быть таковой и становится источником, побудительной силой созидания. Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством можно проследить довольно явственную связь: например, известно, что Л.Н. Толстой, описывая дом Ростовых, в образе Сони выразил свое разочарование в жене (и даже дал ей то же имя), а в образе Наташи — свое восхищение сестрой жены, в которую был влюблен. Но чаще этот процесс происходит в скрытой форме.

Даже душевно больныx людей с глубоко нарушенной психикой может спасти причастность к искусству, вовлечение в творческую деятельность, иногда для них это последний шанс. Что же тогда можно сказать о людях здоровых? И не надо говорить, что ты бездарен и ни на что не способен: творчество — явление многоликое, вовсе не обязательно связаннее с наукой или искусством. Например, приготовление вкусного обеда тоже может быть проявлением творческих способностей, особенно в наших недавних обстоятельствах, когда готовить приходилось буквально из ничего. А какое удовольствие можно получить, творчески создавая свою семейную атмосферу!

Часто в нашей повседневной жизни психологическая защити проявляется так, что мы даже не подозреваем об этим. Как только не приходится изощряться нашей психике, чтобы уберечь нас, драгоценны с, от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, человеку свойственно всегда ощущать себя правым, поступающим достойно и красиво. В таких случаях может вступить в действие РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которая позволяет нам объяснить свои мотивы и поступки самым приемлемым образом. Например: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый. Я не люблю этого субъекта, потому что он подлец и сволочь (на самом деле я когда-то этому человеку сделал гадость, и потому я его не люблю, но не могу же я допустить, что сволочь — это я!).

Или вот еще один способ — ВЫТЕСНЕНИЕ Из сознания вытесняется все, чего не хочется знать. Человек может не верить ни своим глазам, ни ушам, а доверяет только своей версии событий, которая его устраивает. Некоторые владеют этим приемом виртуозно. Типичный пример: мать и жена, хозяйка дома, уверена, что домашние ее терроризируют, а она ведет себя как овечка. Если записать на магнитофон, как она кричит на близких, и дать ей прослушать запись, она может не поверить, что это ее голос. Или — от жены внезапно уходит муж, но внезапно только для нее, подруги пытались ее предупредить, поведение мужа изменилось давно, но она не верила ни им, ни своим глазам, да и сейчас уверена, что муж ее любит и вернется к ней, хотя он уже живет с другой. Как видите, такой способ защиты весьма успокоителен, но вовсе не всегда полезен для реальной жизни.

Существуют и другие способы психологической защиты, например: ПРОЕКЦИЯ, когда свои мотивы и действия приписываются другим людям (мелкий воришка убежден, что «все вокруг воруют»; поступать как все — одна из норм традиционной морали); стремление слиться с ПРИРОДОЙ (совсем не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуска на лоне природы, не считаясь с неудобствами).

А что же происходит, когда не срабатывают эти или другие, реже встречающиеся, нормальные механизмы психологической защиты? Тогда, чтобы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, обычно вступают в действие другие механизмы — патологические. Увы, далеко не всегда эти способы защиты, сохраняя ядро нашей личности, помогают нам приспособиться к окружающему миру, чаще наоборот: невроз, депрессия, уход в болезнь — это тоже психологическая защита, только не самая лучшая, но, во всяком случае, она позволяет избежать ответственности.

Бывает, доходит до курьезов: известно, например, как внезапное помрачение сознания однажды спасло весьма легкомысленную даму. Когда, как в анекдоте, внезапно вошел муж и застал ее раздетою вдвоем с любовником, ей привиделось, что она на пляже. Она потребовала, чтобы муж подал ей полотенце: разве он не видит, что ей холодно. Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, а больных — за отдыхающих. Через два дня муж пришел ее навестить с цветами, через три — простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все: и содержание своего бреда, и то, что было до этого.

Компенсация (в психологии)

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Компенсация (в психологии)» в других словарях:

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensatio возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко… … Философская энциклопедия

компенсация — Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия

Компенсация — (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера . Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к… … Психологический словарь

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensa tio возмещение) англ. compensation; нем. Kompensation. 1. В социологии уравновешивание неудач и неуспехов в к. л. области (или роли) достижениями и продвижением в другой. 2. В психологии восстановление нарушенного равновесия. 3 … Энциклопедия социологии

Компенсация (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Компенсация. Компенсация защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.[1] Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее,… … Википедия

Компенсация — I Компенсация (от лат. compensatio возмещение) 1) в гражданском праве один из способов прекращения обязательств (путём зачёта встречных требований (См. Зачёт встречных требований)); 2) в советском трудовом праве выплаты рабочим и служащим … Большая советская энциклопедия

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensare уравновешивать) 1) возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение; 2) психол. понятие индивидуальной психологии, согласно которому благодаря представлениям или действиям, приводящим индивида к… … Профессиональное образование. Словарь

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensa tio возмещение) англ. compensation; нем. Kompensation. 1. В социологии уравновешивание неудач и неуспехов в к. л. области (или роли) достижениями и продвижением в другой. 2. В психологии восстановление нарушенного равновесия. 3 … Толковый словарь по социологии

Библиография Л.С. Выготского — Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… … Википедия

Библиография Л. С. Выготского — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский (1896 1934) советский психолог, основатель культ … Википедия

Механизмы психологических защит.

Механизмы психологических защит (М.П.З.) -это группа разнородных процессов, которая служит различным целям, не только защиты от негатива, но и сохранения внутреннего психологического гомеостаза, стабильности в модели восприятия мира.

В связи с этим, сложно м.п.з. рассматривать в изолированности от остальных психических процессов, сложно их объединить четкими критериями при классификации. Механизм реализации и причину м.п.з. нельзя рассматривать отдельно от всей личности в целом, от модели психики, т.к. они четко привязаны к этой модели и являются одной из ее необходимых составляющих.

Основные виды м.п.з. подавление (вытеснение), отрицание, компенсация (гиперкомпенсация), регрессия (инфантилизация), реактивные образования, проекция , замещение, рационализация. В истории изучения данных защит их насчитывается более двух десятков.

Защитные механизмы лежат на периферии сознательного мира и бессознательного, и являются своего рода фильтром между ними. Роль этого фильтра многообразна, от защиты от отрицательных эмоций, чувств, и связанной с ними (неприемлемой) информации, до глубоко патологической (формирование различных типов неврозов, невротических реакций).

Участвуют в процессах сопротивления психотерапевтическим изменениям. Одна из важных их функций в психике в целом, это поддержания гомеостаза личности, психики, и защита ее от резких изменений. Если бы их не было, не было бы многообразия характеров, личностей, акцентуаций, психопатий, т.к. человек беспрепятственно мог бы ассимилировать новую информацию, каждый раз, когда она к нему поступает, и становиться другим человеком, таких изменений за один день могло происходить бы несколько. Понятно, что в таких условиях невозможно сформировать отношения между людьми, дружеские, семейные, партнерские, ну, может быть, за исключением профессиональных (и то только там, где требуется профессиональные навыки без участия личности, таких профессий очень мало).

В первую очередь благодаря М.П.З. мы не можем меняться быстро, в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошел сума (психическое заболевание, но там будет очевидно и не профессионалу, что случилось), либо изменения копились внутри модели личности, и в один прекрасный момент они проявились.

Система психики (модель мира) защищает сама себя от изменений, не только от отрицательных эмоций, чувств и неприемлемой информации, но и от любой другой информации которая неприемлема для системы взглядов, установок человека. Пример: глубоко религиозное или магическое мышление, будет автоматически сопротивляться научному подходу, и наоборот, научное мышление будет сопротивляться глубокому религиозному или магическому восприятию (всегда есть исключения). Поэтому измениться можно только меняя всю модель мира, вместе с м.п.з., которые можно найти у себя, проанализировать и изменить их влияние в благоприятную сторону.

Для этого стоит рассмотреть их по отдельности.

1) Вытеснение (подавление, репрессия)- переводят из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например противоречащую морали), либо подавляет негативные переживания (чувства или эмоции). Может подавляться любая информация и чувства, даже то, что имеет положительный эффект на психику, но в результате работы «цензуры», грубого несовпадения с моделью мира, он это подавляет. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства (толерантность бессознательного к негативу), в лучшем случае мы можем небольшой негатив полностью растворять в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности ее не велики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или, чувства ищут себе выход через другие пути проявления. Т.к. вытеснение работает как клапан, пропускает чувства и информацию только в сторону бессознательного, не давая ей возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, как видоизменяться, что бы выразиться, «вверх» (в психику) в виде тревоги, гнева (раздражительности), бессонницы, или «вниз» ( в тело)- психосоматизация, конверсионные синдромы. После того, как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжение в бессознательном (как напряжение в компьютере, который работает на полную мощность без выключения много времени), это напряжение являясь не специфическим (в отличие от причинного подавленного чувства), будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание (так формируется начальная стадия многих неврозов). Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться, определяться в конкретную со временем), либо в чувство общей раздражительности (которое будет тоже определяться со временем в конкретную раздражительность или гнев, на человека, группу людей или событие). Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного, один из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные, в целом, это функциональные нарушение той или иной системы организма, от терморегуляции и кома в горле, до понижения иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания. Наиболее часто встречающиеся психосоматические расстройства, это напряжение в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины, как следствие обострение остеохондроза), гипертония или гипотония (колебания артериального давления и пульса), головокружение, повышенная утомляемость, общая слабость, синдром раздраженного кишечника (С.Р.К.), невроз сердца и др. (подробнее см. формирование невроза).

Другие публикации:  Приставы железнодорожного округа курска

С вытеснением достаточно трудно бороться ,как бы там ни было, первой стадией борьбы должен быть выход (пусть неспецифический) подавленных чувств и информации. С помощью анализа, самоанализа. На интуитивном уровне мы догадываемся, понимаем, что мы подавили в себе. Используя специальные техники очищения, искусственно усиливая свои эмоции, и если пошел выход их, то нужно форсировать их выражение для максимально полного выражения и опустошения напряженного бессознательного. При этом желательно пройти последовательно несколько стадий от легкого напряжения, гнева, ярости, до слез, рыданий, слабости, успокоения (наиболее эффективный пример: техника динамической медитации).

Основой борьбы с вытеснением будет служить изменения привычки подавлением решать стрессовые ситуации. Нужно учиться выражать эмоции, даже в тех ситуациях, где казалось бы выражение их невозможно. (см. Эмоции. Чувства. Способы выражения эмоций). Умение распознавать во время свои эмоции, очень поможет во время выразить их (обратное состояние называется алексетимией). Двойные стандарты, расколотость личности (много субличностей, которые противоречат друг другу), гедонизм или морализаторство (любые крайности) будут способствовать привычке вытеснять, подавлять чувства, эмоции.

Компенсация (гиперкомпенсация)— когда неудовлетворённость, не развитость, отсутствие, в одной сфере жизни (или нескольких), заполняется, замещается развитием в другой сфере (или нескольких). Также как и пустота в одной сфере психики, заполняется внешними факторами (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в соц.сетях), или другими внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет, или себя, кем хотел бы стать). В определенных количествах является вспомогательным механизмом для развития навыков, балансируя психику, через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если ее много, или она выражена, то наступает ее патологическое воздействие на жизнь и психику. Если человек постоянно компенсирует не развитую сферу, или неудовлетворенность чем то другим, то он становится зависимым от этого другого (человека компенсатора, или компенсаторной сферы деятельности), прекращается полностью развитие причины, в результате получается однобокое, неполноценное развитие личности, с перекосами в одну сферу, и полным отсутствием способностей в другой жизненно необходимой среде. Это ведет к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой. Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит. Например, если человек вышел из одних отношений сразу в другие, компенсируя тем самым старые, то он будет в новых, пока есть неудовлетворенность, неразрешенность, болезненные воспоминания о старых. Как только они пропадают, сразу пропадает желание находиться в новых отношениях, т.к. они носили чисто компенсаторный характер. То же самое и с компенсаторным поведением, оно сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например; занятие спортом при сниженной самооценке, когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, т.к. имел чисто компенсаторный характер). Частый пример, это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди, как правило это носит компенсаторный характер, неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная), компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и др. играх. Компенсирующие сферы или люди, становятся объектами зависимости, с ними формируются больше искусственные отношения, нежели искренние. В таких отношениях легко возникают неврозы. Алкоголизм и наркомания нередко основаны на компенсации, неудовлетворенность в жизни компенсируется наслаждением и изменением реальности в другую сторону. При приеме этих психоактивных веществ, очевидно возникновение психологической зависимости, со временем усиленной биологической зависимостью от наркотика (конечно не только компенсация лежит в основе зависимостей). Стремление к власти и деньгам нередко строиться на компенсации. Имея сниженную самооценку, человек, как правило, стремиться повысить ее, накапливая ценности общества, деньги, власть, статус. Механизм компенсации работает, пока компенсаторная сфера развита, в ней получается достигать успеха. Но если нет, то происходит двойной срыв, во первых отсутствие компенсаторной области или человека-компенсатора, во вторых возврат к изначальной неудовлетворенности, и полной неразвитости той сферы (самооценки) относительно которой строилась (порой многолетняя) компенсация. Понятно, что, то к чему человек компенсирует, недостаточно развитая область в психике, теле, низкая самооценка, во время процесса компенсации никак не развивается, превращая этот механизм в бомбу замедленного действия.

Решение компенсации: для начала нужно проанализировать есть ли она вообще в жизни, понять ее основные причины (пустота, неудовлетворенность, сниженная самооценка, неразвитость в какой то области), и то, за счет чего происходит компенсация (область, человек). Все усилия нужно направить не на прекращение компенсации, иначе это вызовет большой стресс, или попросту компенсаторная область поменяется (другой человек, или область развития), а на причину, относительно которой и включился этот патологический механизм. Эту причину, как бы вам не хотелось, нужно стараться развить настолько, насколько это возможно, в случае неразвитой области, если нет такой возможности, то принять реальность такой, какая она есть, без формирования неудовлетворенности, потому что ей нет места в естественном положении вещей. Закрыть полностью предыдущие патологические, стрессовые отношения. Поработать над истинным, и правильным повышением самооценки, а не компенсировать ее недостаток, бесконечной погоней за деньгами, властью, статусом.

Рационализация-попытка контроля отрицательной или неприемлемой для нас информации, через искажение факта или поведение человека (своего или другого), с целью защиты. Проще говоря, когда человек рационализирует он, используя пластичность логики, (см.тема-пластичность логики) подгоняет событие или поведение человека под свою модель мира (в свою сторону), искажая при этом рационально многие факты этого события. Например; оправдание своего или других людей, аморального поведения. Может показаться, что рационализация касается только когнитивного (мыслительного, идейного) звена, но это не правда, т.к. любая информация, которая представляет для нас опасность, нагружена эмоционально отрицательными эмоциями, вот почему мы начинаем от нее защищаться. После того, как информация плюс эмоции были подогнаны под свою модель восприятия, они уже лишены опасности, и воспринимается этот факт как истинный (т.е. сам человек не видит никаких искажений). Пример; рассуждения по поводу войны, могут привести к выводу о её полезности для социума, новые ресурсы, обновление экономики и т.п.

Интеллектуализация-это попытка контроля над негативными эмоциями, через использования рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (т.к. она не устраивает, как и сами негативные эмоции), а через другие (неверные, но приемлемые причины, факты). Также сама эмоция неправильно истолковывается в результате бурного мыслительного процесса, что автоматически делает ее выражение невозможной. Это приводит к диссоциации мыслительного процесса об этом чувстве эмоции, и самого чувственного потока изначально связанного с фактом. Проще говоря, мы таким образом обрабатываем негативный, неприемлемый факт, что в итоге лишаемся его эмоциональной составляющей, которая попросту подавляется (диссоциируя от самого мыслительного процесса). Пример; человек который украл впервые (не в первые), сразу испытал неприятные чувства вины по этому поводу, но в процессе интеллектуализации, он мало того, что полностью оправдывает себя («многие так делают, и даже мои начальники, чем я хуже, в этом нет ничего плохого, т.к. это же полезно для меня, моей семьи» и т.п.бред). Большие повреждения происходят из за подавленных эмоций вины, которая так или иначе, теперь уже в бессознательном, будет выполнять свою функцию самонаказания (см.вина.патология).

Отрицание-любой крайне неприемлемый, болезненный факт, может полностью отрицаться нашим восприятием, как несуществующий, или не произошедший. Конечно, в глубине души, в бессознательном мы понимаем (знаем про это), что это уже случилось, или происходит в настоящее время, либо произойдет в будущем. Т.е. помимо восприятия здесь обязательно участие различных слоев нашей психики, в частности разума, который может легко отрицать наличие любого реального факта, или утверждать существование, нереального факта или события. Поэтому полного отрицания факта не может произойти, из-за того, что сталкиваясь с крайне не приемлемой информацией, мы ее уже погрузили в себя (в этом смысле отрицание похоже на рационализацию, логическое отрицание наличия факта, и на подавление, вытеснение крайне негативных чувств в бессознательное, эти два процесса происходят одновременно). Наиболее ярким примером отрицания является, выраженное стрессовое событие в жизни, смерть близкого, предательство или измена значимого человека, в первую очередь многие люди на это реагируют отрицанием этого факта («нет», «этого не может быть», «я не верю, что такое могло произойти» ), далее, либо включается нормальный процесс проживания стрессового события, либо отрицание закрепляется в психике, что ведет к негативным последствиям. Последствия выражаются в том, что человек не может адекватно отнестись к горестному событию (не приходит на похороны, живет, словно умерший человек находиться с ним рядом, или уехал на время, продолжает выстраивать отношения с предателем, изменщиком, не предпринимая никаких попыток решения ситуации), помимо этого происходит глубинное подавление горестных чувств потери человека, отношений, которые чаще всего идут в психосоматические симптомы (конверсия), нарушения различных систем организма (скачки А.Д. пульса, С.Р.К. падение иммунитета, гормональные нарушения, и др.).

Решение-в норме, отрицание работает в небольшом количестве для ограничения потока информации, который в изобилии поступает к нам в психику. Также помогает частично смягчить крайне неприятный стрессовый факт в самом начале соприкосновения с ним. Однако затем оно должно переключаться на другие формы естественных реакций, на стресс. Т.к. механизм бессознательный, то «поймать» его во время его работы, невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет наличия, проявления защиты отрицания, и последствий от нее. Если вы там ее найдете, скорее всего она работает и в настоящем времени, поэтому нужно сделать предположительный анализ, где отрицание может работать. Определить все стрессовые факторы присутствующие на данный момент в жизни, и в период за последние 3 года. Проанализировать какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом, сразу, отсрочено. Это позволит не только выявить отрицание, но и все другие механизмы психологических защит. Для работы конкретно с отрицанием, нужно обратиться к факту, который был вытеснен, который крайне неприемлем и поэтому был исключен (изгнан), как вызывающий страдания. Нужно этот факт принять, прожить (возможно через печаль, горе, тоску, гнев, ненависть, презрение и другие эмоции, которые в итоге уйдут через свое выражение), постараться адаптироваться к нему с позиции нормы, не включая по возможности другие способы защиты от него, либо включая их намеренно, сознательно в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).

Регрессия— не только спуск на уровень ниже в развитии личности, где не существует (не существовало) этой «сложной» проблемы, но и перенос ее в прошлое, как будто она уже закончилась (но на самом деле, она либо продолжается сейчас, либо недавно действительно закончилась, но это говорит только о том, что через время она вновь повторится (пример патологические циклические отношения, патологический циклический сценарий в жизни, зависимости), либо она закончилась, но благодаря регрессии не произошло адекватного ответа, реакции на стрессовое событие ( в результате произошло частичное подавление негативных переживаний). Интересная защита, т.к. в ней затрагивается вся личность в целом. Человек должен как бы деградировать, стать примитивнее, более невежественным, аморальным, чем он являлся на самом деле. Сопровождается часто инфантилизацией личности (возврат к детскому, подростковому поведению), примитивизацией поведения, регрессией творческих способностей, морально этических ценностей. Содержит часть отрицания, часть подавления, избегания. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем (по детски).

Замещение (смещение)- перенаправление чувства или мнения (которое нельзя выразить), с объекта, которому они предназначены (друг, начальник, родственник), на любой другой объект (живой или не живой, безопасный для выражения), с целью снизить напряжение, через выражение специфической эмоции или чувства, негативного мнения. Самый распространенный пример; когда человек получает дозу негатива на работе от руководителя (коллег, клиентов), но не может выразить, из-за страха потерять работу, ухудшить свой статус на ней, приносит все домой, и начинает «гонять» домочадцев, жену, мужа, детей, кошку, собаку, бьет двери, посуду и др. В какой-то степени это снижает напряжение, но не полностью, т.к. полный выход эмоции возможен только по отношению к тому объекту, который ее вызвал. В небольших количествах, эта защита помогает распределить, перенаправить чувства в безопасное русло, тем самым помогая человеку. Но если она выражена сильно, то будет приносить проблемы в жизнь. Их причины; не полноценное выражение чувства объекту-заместителю (т.е. полностью никогда не срабатывает, часть энергии приходиться подавлять), обратная негативная реакция заместителей на человека, который «сливает» на них непонятный им негатив, формирование двойных стандартов, неаутентичное существование (невозможность полноценного самовыражения), никак не решает проблему с объектом, который вызывает первоначальные негативные переживания.

Обычно замещение рассматривается с одного внешнего объекта, на другой внешний, однако здесь могут быть варианты. Аутоагрессия, смещение гнева с внешнего объекта на себя. Смещение же с внутреннего объекта на внешний, называется проекцией.

Проекция- защитный механизм при котором свои негативные переживания и мысли я накладываю на другого человека (других людей, или даже целые события в моей жизни), с целью оправдать, защитить, свое поведение, себя, и отношение к нему (к ним). Проще говоря, это происходит, когда мы судим о других по себе, лишний раз, убеждаясь, что мы правы. Накладывая на других то, что происходит в нас (обычно это негативные чувства, мысли), мы ошибочно это присваиваем другим людям (событиям), защищая себя от негатива собственного производства. В небольших количествах она помогает переместить негатив с себя на других, но, в большинстве случаев, проекция несет негативную роль в жизни человека. Двойные стандарты, отсутствие саморефлексии (критики к своему поведению), низкий уровень осознанности, перенос ответственности на других людей, все это провоцирует нас создавать еще больше проекции, которые усиливают эти негативные процессы. Получается замкнутый круг, который не решает настоящих проблем лежащих в нашем внутреннем пространстве. При хронической проекции, мы будем обвинять наших близких, или других людей в их несостоятельности, гневе, недостойном к нам поведении, будем постоянно подозревать их в предательстве. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Проекция одно из необходимых качеств подозрительных людей, паранойяльных личностей и истеродиов. Не доверяя себе, из за низкой самооценки и самоуважения, они (мы) перекладывают недоверие, как качество личности на других людей, и делают вывод, что другие не надежные люди, они могут в любой момент, предать, подставить, изменить (один из механизмов, формирующих патологическую ревность).

Проекция как защита, является частью глобального механизма восприятия окружающего мира.

Решение: уменьшать проекцию как защиту необходимо, начиная с развития навыка саморефлексии чувственной. Умение распознавать свои эмоции и чувства, автоматически нас будет страховать от выраженной проекции. Тогда мы будем понимать, где наши чувства и мысли, а где чужие. Это даст возможность правильно их выразить, без вреда самому себе и окружающим. Выраженная проекция гнева, недоверия разрушает любые отношения, т.к. люди, которых мы в своей проекции постоянно подозреваем в том, чего они не совершали, постоянно обвиняем в том, о чем они даже и не думали, в том, что у них недостаточно чувств к нам, и множество других претензий, попросту не будут понимать нас, в итоге разочаруются в нас.

Интроекция (идентификация, отождествление)-обратный процесс проекции, когда мы присваиваем себе, или берем на себя, чужие чувства, эмоции, мысли, поведение, сценарии, алгоритмы восприятия. Также как и проекция, является не столько защитным механизмом (несет роль в том числе защитную), сколько необходимым процессом взаимодействия с реальностью. В детском и подростковом возрасте, является необходимым механизмом обучения, когда ребенок копирует поведение взрослых, перенимая нужные адаптивные способы восприятия и поведения в реальности. Относительно адаптивную роль несет интроекция с героями, супергероями, сильными личностями, с одной стороны она помогает развить сильные качества, с другой лишает нас своей индивидуальности, уникальности, дает ложные представления о всемогуществе (защита всемогуществом, всемогущий контроль), что неизбежно ведет к возникновению опасных ситуаций, где мы сильно переоценили свои возможности и не справились с ними.

Другие публикации:  1с зуп пособие до 15 лет

Патологическое влияние: Растворяет нас в обществе. Отождествление с кино героем на экране (в книге, с.м.и.), не только удаляет нашу индивидуальность, но и вносит нас в чужой и нереальный мир, где все сбывается, где люди не умирают, где есть идеальные отношения, идеальные люди, идеальные события, далеко заманивая нас в мир иллюзий и надежд. Когда же мы с таким глобальным отождествлением возвращаемся в реальность, неосознанно начинаем вести себя подобным образом (но у нас это не получается, т.к. супергерой это вымышленный персонаж), требуем от реальности, других людей, наших партнеров, идеального отношения к себе, ожидаем, что наши интроецированные надежды сбудутся, тем самым еще дальше отбрасывая себя от реальных достижений, реальных надежд. Все это в целом дает глубокое чувство неудовлетворенности, и в итоге разочарования. Когда так делает каждый, то уровень неудовлетворенности как зараза распространяется на большую часть общества, превращая ее (неудовлетворенность) в нормальное положение вещей.

Когда идентификация со значимым объектом происходит осознано, то связь интроекта с ним сохраняется все время. Ловушка в том, что если пример подражания исчезает, видоизменяется (перестает быть героем), автоматически вся система интроекта в нас исчезает (в некотором роде зависимость от объекта), это может привести к реакции горя, печали, депрессии, к однозначному снижению самооценки (т.к. большей частью строится на идентификации с нашим героем).

Решение: 1) Проанализировать наличие и выраженность работы патологической интроекции, идентификации в моей жизни 2) Научиться распознавать, разделять свой внутренний мир, эмоции, чувства, поведения и мир других людей, их чувства и поведение. 3) Понять, что интроект никогда не будет полностью встроен в наш психику, это будет внешний объект внутри нас, т.е. сформируется новая субличность, которая будет лишний раз раскалывать нас на части. 4) У каждого человека свой путь развития, уникальный и индивидуальный, примеры других нужны нам лишь для собственного обучения, а не для копирования их личностей, черт характера, сценариев поведения и ожиданий в нашу собственную жизнь. 5) Помнить о том, что отождествление с идеальным, обязательно привнесет в мою жизнь неудовлетворенность, разочарование, растворит меня в толпе подобных фанатов отождествления с другими, только не с самим собой. 6) Борьба с размытостью собственных границ, через усиление своего Я, самооценки (реального не искусственного), накопления знаний о себе, формирования последовательного поведения, мировоззрения.

Реактивные образования- способ подавление одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо или запрещено для выражения (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным по смыслу чувством (эмоцией, переживанием), которое намного превосходит по выраженности, первое чувство (которое неприемлемо для выражения).

«Жизнь устроена сложно, как ее не упрощай». Этот факт, часто ведет к двойственному (амбивалентному) восприятию других людей, событий, самого себя. Но противоречивость не принимается нашим сознанием ни в чувствах ни в информации, мы сразу же пытаемся от нее избавиться, любыми способами. Одним из этих способов является реактивные образования, усиливая одно чувство до такой степени, пока оно не станет вытеснять прямо противоположное ему.

Например: когда есть два противоречивых чувства, гнев и неприязнь с одной стороны, любовь и желание быть с ним, с другой стороны, то реактивные образования могут сработать в любую сторону. Как в сторону гнева и неприязни, усиливая их до ненависти и выраженного отвращения, что позволяет с легкостью подавить значимость, любовь и зависимость от человека, либо в сторону любви, которая будет носить характер одержимости, суперзависимости (сексуализация, идеализация, морализация этого человека), при этом полностью подавляя презрение и гнев. Однако это не решает проблему, т.к. периодически противоположный полюс дает о себе знать (проявляется в словах или в поведении, прямо противоположном основному), т.к. он никуда не ушел, лишь только вышел в бессознательное. Защита может работать хоть всю жизнь, при этом ее выраженность со временем может уменьшиться. Работает защита и в случае симбиоза, или привычки к человеку. Для того, что бы его покинуть, или попытаться покинуть, люди неосознанно развивают прямо противоположные негативные чувства ко второму участнику симбиоза (как правило это родители). У подростка, это может наблюдаться резкой сменой отношения с родителями, которых он еще недавно любил, вход в оппозицию, неприязнь, не уважение, все ради желания выделить свое Я, стать более взрослым и не зависимым, выбраться из симбиотических отношений (можно рассматривать, как вариант нормы).

Эта защита может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку (событию). Но и тогда, когда есть одно чувство, но проявление его крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью, или любыми другими запретами. Автоматически оно может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества, собственной морали, не блокируется другими запретами. Пример: гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям, (есть исключения). Стокгольмский синдром, ненависть и страх у заложников, к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг», как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами, существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости другим человеком. Как только у одного из них пропадает начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключаясь в противоположную сторону, с любви на ненависть), то отношения сразу же разрушаются, т.к. любовь и зависимость уходит в одночасье! Такое бывает редко, т.к. обычно такие отношения носят характер садо-мазохистических (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они ,как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность (т.к. каждый дает другому, то, в чем он нуждается в этой жизни).

Решение: 1) как обычно, первое что нужно сделать, это проанализировать свою жизнь, на предмет наличия в ней данной защиты, исходя из полученной выше информации. 2) нужно начинать работать не с выраженного чувства, которое в данный момент проявляется, а с начального, противоположного ему, которое подавлено. 3) Выражать, проработать подавленное чувство нужно аккуратно, иначе, оно попросту может перевернуть защиту в противоположную сторону, поменять полюс (любовь уйдет в ненависть, но зависимость останется, т.е. придется все жизнь ненавидеть, что бы удерживать свою любовь). 4) В случае наличия двух чувств, нужно либо выбрать сознательно одно, отказавшись без подавления от другого, либо создать компромиссный вариант.

Другие разновидности защит, которые являются отдельными случаями работы вышеперечисленных, но о которых стоит знать, для более эффективной работы над неврозом.

Диссоциация – это группа различных механизмов в результате которых, от ощущения собственного Я (Я-осознание), отщепляется какая-то часть информации, чувственной или когнитивной, либо психической функции, которая нежелательна, негативная, содержит в себе стрессовые факторы, (восприятие реальности, себя в ней, времени, память на некоторые события). По другому, диссоциация это дезинтегрированная работа различных психических функций, которые, как бы расщепляются (диссоциируют) от нашего Я. Примеры; раздельная работа мышления и чувств, при интеллектуализации, активное забывание некоторых негативных событий, различные ощущения, что события моей жизни, в настоящем (прошлом), происходили не со мной. Изменение ощущения восприятия жизни, как чуждого, другого мира. Изменения восприятия себя, «как чужого» «сам не свой», нарушенная идентификация с самим собой, с окружающим миром, либо с определенными событиями. Вышеперечисленные состояния могут происходить не только по причине диссоциации.

Смирение— если оно выраженно, представляет собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Человек становится полным конформистом, при этом он получает множество плюсов от общества, т.к. такие люди выгодны для других, они послушны, покорны, не противоречат, во всем соглашаются, легко управляемы и т.п. Взамен смиренный получает уважение, похвалу, положительную оценку. (подавление своего я, подстройка, избегание конфликта с обществом).

Морализация-накладывание моральных качеств (которых у него нет) на человека который значим, для его оправдания перед самим собой, но который одновременно не является моральным (скорее всего наоборот), чтобы запретить возникновение (или подавить) чувства презрения, отвращения, гнева. (чувственная рационализация, реактивные образования).

Поворот против себя или аутоагрессия— смещения направления агрессии с объекта, к которому она предназначена (виновник, причина гнева), на самого себя, т.к. первоначальный объект гнева либо недоступен для выражения гнева, либо выражения негатива к нему запрещено моральными принципами (подруга, друг, супруга и др.). Замещение обычно в таких ситуациях, смещается с внешних объектов на самого себя. Несмотря на деструктивный характер защиты (физическое и психическое самонаказание ,самоуничижение ,самообвинение), человеку становиться легче относительно первоначальной стрессовой ситуации, вызвавшей эту защитную реакцию. (реактив образования, смещение реакции на себя).

Сексуализация— похожа на морализацию, только с целью защитить объект от своих же негативных чувств (презрения, отвращения, гнева), и мыслей, ему предается особое сексуальное значение, вплоть до сильного повышения сексуального влечения. Часто после измен супругов (партнеров), о которых они знают. (реактивные образования).

Сублимация— это группа различных механизмов, общей чертой которых является перераспределение энергии, от патологических желаний, потребностей, к нормальным, социально приемлемым, адаптивным. Либо от запрещенных биологических потребностей (секс, потребность в продолжении рода), в конструктивную деятельность (творчество, карьерный рост, спорт и др.). Другими словами-данный механизм трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности.

(Основа-перераспределение энергии, компенсация, гиперкомпенсация, реактивные образования)

Можно привести следующие примеры сублимации: (не являются объясняющими эти занятия или профессии, это относится лишь к небольшому количеству случаев).

  • склонность к насилию удовлетворяется при работе в полиции;
  • нездоровый интерес к трупам сублимируется при работе патологоанатомом;
  • садистские наклонности могут быть превращены в работу хирурга;
  • отказ от активной сексуальной жизни позволяет получить больше сил для творчества или занятий наукой.

    Сложно отнести данную защиту только лишь к положительным, т.к. она не решает полностью изначальную причину (патологическое влечение, потребность, запрещеные импульсы). Наилучшим решением будет конечно, проработка первоначальной причины сублимации, при этом человек не потеряет в энергетическом смысле нисколько, т.к. является относительно замкнутой энергетической системой.

    Расщепление личности (эго)— (один из механизмов диссоциации, рационализации) –включает в себя представление о ком то, как только о положительном персонаже, либо только отрицательном, без учета многообразия проявлений человеческих черт личности. Мышление «в чёрно-белом цвете», иначе говоря в терминах крайностей: «хороший» или «плохой», «всемогущий» или «беспомощный» и др. Создает много проблем в восприятии, т.к. не учитывает реальной картины мира. Любой человек содержит и плохие, и хорошие качества. Маргинальное его восприятие будет глубоко субъективным и дезадаптивным.

    Проективная идентификация— одна из самых сложных защит по механизму проявления, включает в себя проекцию патологических чувств, алгоритмов восприятия и поведения, на другого человека (группу людей), а также бессознательное (полуосознаваимую) манипуляцию их поведением (бессознательная провокация, психологическое давление) с целью выполнить спроецированную программу поведения, проявить данное чувство, или алгоритм восприятия. В нормальных количествах, оказывает положительную роль, через бессознательную регуляцию поведения близких, значимых людей (защищая скорее отношения в целом). Если же проецируется патологические алгоритмы, то несомненно несет в себе разрушительную функцию, не только для человека который ее применяет, но и для того, на ком она срабатывает (как правило это внушаемый, или более слабый объект, чем провокатор). Участвует в образовании патологических отношений. Проекция плюс бессознательная манипуляция с попыткой доказать свою правоту, изменяя людей к худшему, может лежать в основе, например, отношений садиста и мазохиста, повторение ситуаций (все мужья алкоголики, все жены легкого поведения, все люди предатели и др. патологические сценарии поведения). Например, человек может вести себя раздражающе, с целью вызвать ожидаемую им агрессию. В итоге формируется замкнутый порочный круг. Т.е. мы, навязывая свой собственный сценарий поведения другим людям, лишний раз убеждаемся в их порочности, по сути дела являясь причиной этого.

    Соматизация (конверсия) – происходит в результате глубинного подавления (чувств, эмоций, негативной информации), вызывая различные психосоматические симптомы (ком в горле, напряжение мышц, синдром раздраженного кишечника, невроз сердца, колебания А.Д. и многие другие).

    Раздельное мышление— не осознается противоречие, поэтому соединяется взаимоисключающие объекты, несмотря на то, что внутри бессознательного это противоречие (конфликт) продолжает существовать, тем самым невротизируя человека. (подавление, рационализация).

    Гиперкомпенсация — особая компенсация, при реализации которой не просто происходит избавление от чувства (ситуации) неполноценности, но достигается какой — то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим (реальные успехи во власти, в материальном положении). Однако это не решает полностью проблему, из-за которой гиперкомпенсация возникла.

    Оппозиция-стремление защитить свое Я, (самоидентифицироваться) от общества через развитие оппозиционного мышления, поведения, восприятия. Предполагает прямую зависимость от того общества, к которому направлена. Если общество меняет взгляд на оппозиционный, то оппозиционер сразу же его меняет на противоположный, тот который был еще недавно для него враждебным. Зависимость от общества не позволяет развить свое Я, стать независимым, творческим (это всего лишь «отзеркаливание» того, что есть).

    Основные механизмы влияния м.п.з. на нашу психику.

    По способности обработки информации (чувственной и когнитивной).

    1) Подавление (чувств, информации)-туда относиться собственно подавление (вытеснение, репрессия), диссоциация (содержит подавление в себе), конверсия, соматизация (психосоматизация), отвлечение внимания с отрицательного на положительное (содержит часть подавления, часть смещения реакции).

    2) Отрицание (чувств, информации)- отрицание, избегание (игнорирование, например тревожных событий, мест), регрессия (содержит часть отрицания).

    3) Искажение восприятия, когнитивно-чувственное-рационализация, интеллектуализация (частый механизм двойных стандартов), проекция, интроекция (идентификация, например с супергероем), морализация (привнесение моральности в тех людей или события, где её нет).

    4) Перенаправление (энергии, проблемы, негатива), балансировка сфер-компенсация, гиперкомпенсация, замещение (смещение).

    По содержанию: 1) Когнитивный 2) Чувственный 3) Функциональный (ощущения). В чистом виде не присутствуют, поэтому преимущественно воздействуют на одну из трех сфер содержания психики.

    Т.к. логикой легче управлять, ввиду ее чрезмерной пластичности, то и защит преобразующих когнитивную информацию больше, и срабатывают они легче. Туда относятся: Рационализация, интеллектуализация, отрицание, проекция, интроекция, регрессия.

    Чувства же, можно лишь подавлять, трансформировать (вытеснение, реактивные образования, отрицание) либо перенаправлять (смещение, замещение, компенсация).

    Функциональные, ощущения (соматизация, конверсия).

    Патологическое влияние защит: увод в сторону от проблемной ситуации, не позволяя решить ее адекватно, не позволяя выразить эмоции связанные с ней, выстроить правильное поведение к этой стрессовой ситуации. Т.к. все защиты как бы убирают из поля зрения, из сознания саму проблему. При этом суть проблемы остается с человеком, либо в подавленных эмоциях, либо в неразрешенной ситуации в жизни, либо в недоразвитии необходимых качеств личности, сфер жизни. Несут дезадаптивный характер поведения. Способствует возникновению неврозов и невротических реакций, и удержанию психических расстройств в течение длительного времени. Сильно искажает видение реальности (тестирования реальности). Оказывает сопротивление нашему духовному и личностному росту. Смещает нашу жизнь с истинной, на искусственную, вынужденную (особенно в с случае с компенсацией, реактивными образованиями, проекцией).

    Общие моменты решения патологии всех механизмов психологических защит; Как было сказано ранее, в небольшом количестве и выраженности, работа м.п.з. выполняет положительную функцию для нашей психики, не только уберегая нас от негатива (помогая его снизить, частично решить), но помогая правильно распределить энергию в жизни (легкая компенсация, замещение), позволяя развиваться (интроекция, идентификация в небольших количествах, морализация, сублимация).

    Т.к. механизм бессознательный, то «поймать» м.п.з. во время работы, невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет наличия, проявления различных защит и последствий от них, в виде ухудшения самочувствия, застревания в патологических отношениях, или патологическом сценарии (зависимости, жертвенность, проблемы выбора). Проще говоря, если вы выходили из стрессов не победителем, не преодолев его, а наоборот став слабее, более невротичнее, то это напрямую говорит, о том, что были использованы м.п.з. в патологическом срезе. Если вы там их находите, то, скорее всего они работают и в настоящем времени (будут работать в будущем). Затем следует определить все стрессовые факторы, присутствующие на данный момент в жизни, и в период последних 2-3лет. Проанализировать какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом, сразу, отсрочено. Это позволит не только выявить какие защиты там сработали, но и понять, какие из них внесли самые разрушительные последствия. Только после этого можно приступать к уменьшению, либо избавлению от патологической роли этих защит. В первую очередь работая с причиной, к которой была применена эта защита, т.е. эту же причину нужно прожить по другому, адекватно выражая свои эмоции, выстраивая поведение относительно своих принципов личности, ни в коем случае не избегая погружения в проблемную конфликтную ситуацию с целью ее решения. Развитие навыка принятие факта стресса, таким, какой он есть, будет очень полезным. Выражение чувств и эмоций в стрессовом событии и адаптация к нему- основные способы борьбы с включением патологических механизмов защит. Нельзя забывать о том, что избавляясь от одних защит, другие будут автоматически усиливаться, этого нельзя допускать, сознательно отслеживая весь процесс борьбы с данной патологией. В небольших объемах можно включать другие способы защит от стресса (если не было сразу найдено никакого другого решения), но важно это делать намеренно, сознательно, в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).