Льготы ниокр

25.06.2018 Выкл. Автор admin

Уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль: Инновационные льготы и расходы на НИОКР

В последнее время государство в лице Правительства РФ и Президента РФ озаботилось проблемами технологического прорыва. Это значит, широкому кругу компаний пришла пора задуматься об использовании передовых технологий. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций. В Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ содержатся основные понятия, связанные с выполнением НИОКР.

Так, фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Прикладные научные исследования направлены преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

К научно-исследовательским относятся работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований в целях расширения и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов.

Опытно-конструкторские разработки — это технические, инженерные и лабораторные разработки, доводящие результаты предваряющих их научно-исследовательских работ до практической возможности их воплощения в производство. Обычно опытно-конструкторские разработки завершаются созданием опытного образца изделия и рабочей документации, необходимой для производства созданных изделий.

Согласно НК РФ цель НИОКР — создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг) (п. 1 ст. 262 НК РФ).

Обратите внимание! Расходы на НИОКР связаны с производством и реализацией (пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ) и делятся на материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные расходы и прочие затраты. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

К расходам на НИОКР российское налоговое законодательство относит затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), куда включены и расход на изобретательство, а также на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 1 ст. 262 НК РФ), зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

В настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, разработанный Минфином России, в котором определяется перечень статей, относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций. Это, в частности, заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы.

Законопроектом предусматривается: налогоплательщики, учитывающие затраты с коэффициентом 1,5, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии с требованиями, установленными национальным стандартом.

Законопроект предоставляет право налогоплательщику формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. Это очень удобно. Если у организации есть средства, которые в ближайшее будущее будут потрачены на НИОКР, с них можно не платить налоги.

Пока законопроект не приняли, сколько-нибудь конкретных разъяснений относительно того, что относится к расходам на НИОКР по созданию новых продуктов или расходы на изобретательство, нет. Есть Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-03-06/1/6, где чиновники указали: согласно п. 1 ст. 262 НК РФ расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности на изобретательство. Поскольку определения понятия «расходы на НИОКР по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий» НК РФ не содержит, затраты на создание новых (усовершенствование применяемых) технологий могут быть приняты к учету в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на НИОКР, если данные технологии связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг).

Это мнение транслируется и в других последних разъяснениях Минфина России (Письма от 06.04.2010 N 03-03-06/1/236, от 02.04.2010 N 03-03-06/1/223, от 24.12.2009 N 03-03-05/251).

Расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Это касается и расходов, понесенных налогоплательщиком при выполнении разработки самостоятельно, и его расходов как заказчика изобретений.

По мнению специалистов Минфина России, это ухудшение условий работы для налогоплательщиков, чьи расходы на НИОКР привели к положительному результату, по сравнению с налогоплательщиками, чьи соответствующие расходы не дали положительного результата. Следовательно, как указывают чиновники в Письме от 14.01.2010 N 03-03-06/1/6, затраты на НИОКР независимо от полученного результата таких исследований и разработок равномерно включаются в состав прочих расходов в течение года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования (отдельные этапы исследований) завершены.

Кроме того, в вышеуказанном Письме сказано: если налогоплательщик не учитывал соответствующие расходы до начала использования исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), принимая во внимание положения ст. 54 НК РФ, он вправе выбрать один из следующих способов их учета:

— учесть соответствующие расходы в течение года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования (отдельные этапы исследований) завершены, внеся необходимые уточнения за истекшие отчетные (налоговые) периоды;

— учесть соответствующие расходы в течение года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором исследования и разработки стали использоваться в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Затраты на безрезультатные НИОКР также можно включать в состав прочих расходов равномерно в течение года в размере фактически осуществленных расходов по п. 2 ст. 262 НК РФ. Такие выводы нередко поддерживают и арбитры (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2009 N Ф04-3668/2009(9170-А27-37)).

Есть также Письмо Минфина в пользу безрезультатных НИОКР (от 10.02.2010 N 03-03-05/23). Там сказано: НК РФ не содержит положения, указывающие на то, что неиспользование исследований и разработок в производстве и (или) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) означает отсутствие положительного результата. Положение абз. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ об условии использования результатов НИОКР в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для признания соответствующих затрат является определяющим лишь для порядка признания затрат в случае одновременного соблюдения двух условий — положительного результата произведенных НИОКР и использования этих результатов в производстве и (или) реализации.

Это условие имело значение в условиях действия предыдущих редакций данной статьи, когда порядок признания расходов на НИОКР различался в зависимости от полученного результата исследований или разработок (по срокам и объемам признания в расходах соответствующих затрат).

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 262:

— затраты на НИОКР, которые не дали положительного результата, подлежат включению в состав прочих расходов;

— такие затраты учитываются в расходах равномерно в течение года в размере фактически осуществленных расходов;

— учет таких затрат в расходах производится в порядке, аналогичном предусмотренному п. 2 ст. 262 НК РФ, т.е. после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования (отдельные этапы исследований) завершены.

При этом НК РФ не содержит положения, указывающие, что неиспользование исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) означает отсутствие положительного результата. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 262, если в результате произведенных расходов на НИОКР организация получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные права признаются нематериальными активами, подлежащими амортизации. Другими словами, затраты на данные НИОКР учитываются в расходах налогоплательщика в составе начисленной амортизации вне зависимости от соблюдения условия об использовании результатов НИОКР в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

По мнению Минфина России, прочие положения этой статьи также прямо предусматривают возможность учета расходов на НИОКР, не давших положительного результата, т.е. результата, который после их завершения не будет использован в производстве и (или) при реализации (Письмо от 10.02.2010 N 03-03-05/23).

Обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности в современных экономических условиях может приводить к получению дохода, по своей сути не отличающегося от дохода от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Следовательно, затраты, произведенные для осуществления деятельности (в данном случае — осуществление НИОКР), направленной на получение подобного дохода, при соблюдении прочих требований Кодекса не могут не признаваться экономически обоснованными, даже если результаты этой деятельности не используются в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Однако если следовать мнению ФНС России о порядке признания в расходах по налогу на прибыль организаций затрат на НИОКР, соблюдение требования о фактическом использовании результатов НИОКР как условии признания в расходах создает противоположные стимулы для организаций, которые в целях гарантированного и ускоренного учета в расходах соответствующих затрат стремятся признать любые такие затраты вне зависимости от их результата как затраты на НИОКР, не давшие положительного результата, тем самым отказываясь от постановки на баланс результатов интеллектуальной деятельности.

Другие публикации:  Можно подать на алименты после развода

Напомним, кстати: согласно позиции Конституционного Суда РФ для целей ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Речь идет именно о намерениях и целях (направленности) такой деятельности, а не о ее результате. Тем самым неправомерно связывать осуществленные затраты с получением результата от их использования (Определения от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.06.2007 N 366-О-П, от 16.12.2008 N 1072-О-О).

Однако есть Письмо ФНС России от 01.02.2010 N 3-2-06/10, где чиновники напоминают: условие использования положительных результатов НИОКР является необходимым для учета сумм расходов на них в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в течение периода, установленного приведенной нормой. Конституционному Суду РФ это Письмо вряд ли указ, но тем не менее налогоплательщику следует принять его к сведению.

Прямая экономия на налогах — это экономия с помощью налоговых льгот, предоставляемых НК РФ напрямую. Так, для налогоплательщиков-организаций, зарегистрированных и работающих на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с российским законодательством, ст. 262 НК РФ предусмотрен особый порядок признания расходов на НИОКР.

Особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ). Создаются такие зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и т.д.

Расходы на НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата), произведенные такими «особыми» налогоплательщиками, признаются в размере фактических затрат в отчетном (налоговом) периоде, когда они были осуществлены. Законом для этих организаций не предусмотрено равномерное признание расходов на НИОКР в течение какого-либо установленного промежутка времени.

Обратите внимание! Если организация является исполнителем по договорам НИОКР, расходы на неудачные разработки относятся на осуществление этими организациями деятельности, направленной на получение доходов (п. 4 ст. 262 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.03.2010 N 03-03-06/1/141).

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 утвержден Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 2 ст. 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. В этот Перечень, в частности, входят различные новейшие технологии по разработке лекарств, клеточные и нанотехнологии. Чтобы получить право использовать такой коэффициент, нужно обратиться в Минобразования России (Письмо Минфина России от 07.05.2009 N 03-03-06/1/305).

Не признаются расходом для целей налогообложения прибыли затраты в виде сумм отчислений сверх сумм, предусмотренных п. 3 ст. 262 НК РФ, в следующие фонды:

— Российский фонд фундаментальных исследований;

— Российский гуманитарный научный фонд;

— Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

— Федеральный фонд производственных инноваций;

— Российский фонд технологического развития;

— иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ.

Это указано в п. 45 ст. 270 НК РФ.

Вернемся к еще одному важному моменту. Если в результате произведенных расходов на НИОКР организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, они признаются нематериальными активами, подлежащими амортизации в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 258 НК РФ (п. 5 ст. 262 НК РФ). Однако иногда налогоплательщики учитывают расходы на выполнение НИОКР, по результатам которых получены патенты, в соответствии с п. 2 ст. 262, а не списывая их посредством начисления амортизации. В Письме ФНС России от 04.02.2010 N 3-2-13/[email protected] говорится: п. 2 ст. 262 НК РФ установлены правила учета расходов на НИОКР, результаты которых не подлежат правовой охране. Если же при проведении работ по НИОКР получен результат, подлежащий правовой охране, и организацией принято решение оформить соответствующие исключительные права на полученный результат, учет расходов ведется в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 262, т.е. к моменту завершения работ по НИОКР организация определяет, подлежат (не подлежат) правовой охране результаты НИОКР и будут ли оформляться исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Если в результате произведенных расходов на НИОКР организация получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, такие расходы формируют первоначальную стоимость нематериального актива вне зависимости от того, что они уже частично либо полностью учтены по п. 2 ст. 262. В этом случае организации следует представить в налоговые органы уточненные декларации по налогу на прибыль за периоды, когда указанные расходы были учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Расходы на НИОКР

НИОКР осуществляются в целях создания новой или усовершенствования производимой продукции (товаров, работ, услуг), создания новых или усовершенствования применяемых технологий, методов организации производства и управления. Если учреждения осуществляют данные расходы за счет приносящей доход деятельности, они вправе учесть их при расчете налога на прибыль. Особенности учета расходов на НИОКР для учреждений-заказчиков и учреждений, осуществляющих указанные разработки для себя, установлены статьей 262 Налогового кодекса РФ.
Федеральным законом от 18.07.2017 № 166-ФЗ (далее – Закон № 166-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2018 года, были внесены изменения в НК РФ в части учета расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ к расходам на НИОКР относятся:

Расходы налогоплательщика на НИОКР, перечисленные в подпунктах 1–5 пункта 2 рассматриваемой статьи, признаются для целей налогообложения независимо от их результата после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки (п. 4 ст. 262 НК РФ).
Расходы в части отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены.

Права на результат интеллектуальной деятельности

Законом № 166-ФЗ перечень затрат на НИОКР дополнен. Согласно новому пп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ к ним относятся расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы по договору об отчуждении либо прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования указанных прав исключительно в НИОКР. Данный подпункт действует временно – до 1 января 2021 года.

Изменен порядок учета расходов на оплату труда работников, участвующих в НИОКР. К расходам на НИОКР относятся расходы на оплату труда работников за период выполнения ими указанных научных разработок. Расходы на оплату труда учитываются в расходах на НИОКР не целиком, а в определенной части. Ранее пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ предусматривалось, что в затратах на НИОКР учитываются:

Участвующие в НИОКР предприятия получат налоговые льготы

Госдума приняла в третьем чтении проект закона, который уменьшает платежи по налогу на прибыль для предприятий и организаций, участвующих в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР).

Закон дополняет перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доходами в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленными в ходе проведенной инвентаризации имущества и имущественных прав. Эта норма будет применяться в отношении имущественных прав, выявленных с 1 января 2017 г.

Также расширяется список расходов на оплату труда сотрудников, которые участвуют в выполнении НИОКР. К затратам будут относиться начисления стимулирующего характера, в частности, премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и другие подобные показатели, а также расходы на страховые взносы. К расходам, к которым для целей налога на прибыль применяется коэффициент 1,5, предлагается относить также затраты на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, но только при их использовании в НИОКР.

Кроме того, законопроект вводит также нормы, которые упрощают налоговое администрирование. Согласно документу, налогоплательщик имеет право не представлять в налоговую отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапов работ) в случае, если данный отчет размещен в единой государственной информационной системе.

Новые правила налогового учёта расходов на НИОКР

Власти взяли курс на модернизацию экономики и инновационное развитие России. Это сказалось и на положениях Налогового кодекса РФ. Так, предприятиям, которые имеют дело с НИОКР, с 2018 года законодатели изменили в лучшую сторону правила налогового учета расходов на различные исследования и разработки за счёт расширения их состава Рассматриваем подробно все новшества.

Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 166-ФЗ существенно расширил возможности налогового учёта расходов на НИОКР с 2018 года. Если быть точнее, он внёс одно изменение в статью 251 и остальные – в статью 262 Налогового кодекса РФ.

Другие публикации:  Образец искового заявления о признании недееспособным и установлении опеки

Новый доход-исключение

В статье 251 НК РФ приведён закрытый перечень доходов, которые не участвуют в формировании облагаемой базы по налогу на прибыль. С 2018 года в базу можно не включать также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые обнаружены в рамках проведённой организацией инвентаризации своего имущества и имущественных прав (новый подп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Заметим, что срок пользования этим налоговым послаблением ограничен: только по 31 декабря 2019 года включительно (если потом не продлят). То есть, когда инвентаризация с вытекающими последствиями проведена до указанной даты.

Рассматриваемый закон также расширил состав расходов на оплату труда персонала, которые заняты выполнением научных исследований, а также опытами и конструкторскими работами. К данным затратам с 2018 года можно относить:

  • стимулирующие выплаты, в т. ч. премии за трудовые успехи;
  • надбавки к тарифным ставкам и окладам за мастерство, хорошие достижения в труде и иные аналогичные показатели;
  • начисленные страховые взносы.

Новый вид расходов

Перечень затрат на НИОКР дополнен расходами на покупку исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы (подп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ):

  1. По договору об их отчуждении.
  2. По лицензионному договору об использовании этих результатов интеллектуальной деятельности (речь в законе идёт только об использовании в целях НИОКР).

Коэффициент в отношении НМА

Затраты на НИОКР, которые перечислены в постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 988, предприятие может относить в расходы того периода, в котором завершены такие исследования или разработки (их отдельные этапы) в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Это правило действовало и ранее.

Однако Закон от 18 июля 2017 года № 166-ФЗ добавил новую возможность: данный коэффициент можно применять и в случае включения таких научных расходов в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, которые указаны в п. 9 ст. 262 НК РФ.

Еще одно послабление касается появления у предприятия права с 2018 года не сдавать в налоговую инспекцию отчет о выполненных научных исследованиях и/или опытно-конструкторских разработках (их отдельных этапах). Это возможно в случае, если данный документ размещен на определённом информационном ресурсе, который установлен Правительством РФ.

Тогда при сдаче декларации по налогу на прибыль предприятию придется одновременно:

  1. Подтвердить размещение отчета.
  2. Предоставить его реквизиты в информационной системе (с соблюдением формата и формы).

Соответственно, расходы на НИОКР можно будет учесть в составе прочих затрат только в фактическом размере (без коэффициента) в случае:

  • несдачи отчёта;
  • его отсутствия в информационной системе;
  • когда нет данных, доказывающих размещение отчета и идентифицирующих его.

Налоговые льготы по НИОКР неэффективны

Минэкономразвития и Минфин признали неэффективность налоговой льготы по НИОКР, действующей с начала 2009 г.

Об этом, как сообщает «ПРАЙМ-ТАСС», заявил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

По его словам, речь идёт о норме, позволяющей с 1 января 2009 г. принимать расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5. «По точечным опросам мы видим, что льгота используется неэффективно», — признал С. Шаталов, отметив, что причиной неэффективности льготы является отсутствие чёткого определения самого понятия расходов на НИОКР.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Льготы для инноваторов Траты на НИОКР будут освобождены от НДС и налога на прибыль

. Половина российских компаний в обрабатывающей отрасли вообще не тратятся на НИОКР и только у 20% эти расходы превышают 1 млн руб. в год, отмечает проректор ВШЭ Андрей Яковлев. В среднем на инновации, по его словам, уходит 0,4% выручки обрабатывающих предприятий.

Масштабные налоговые льготы на инновационную деятельность, обещанные Владимиром Путиным, не приведут к существенным потерям бюджета. Поправки в законодательство, которые он потребовал разработать, могут быть приняты в ближайшие месяцы. Компании, занимающиеся инновациями, счастливы.

Минфин давно обещает налоговые льготы компаниям, инвестирующим в инновации. Во вторник замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что проект будет внесен в правительство уже через две недели, но не стал подробно рассказывать, что ждет компании.
Президент распорядился иначе. На заседании совета по науке, технологиям и образованию во вторник Владимир Путин дал правительству поручение серьезно снизить налогообложение инновационной деятельности. Налоги должны сократиться не только для «профильных» инновационных компаний, но и для всех, кто занимается инновациями.
Путин потребовал освободить от НДС все затраты на НИОКР независимо от того, кто их осуществляет и финансирует. От НДС освободят и операции при реализации патентов и лицензий. Затраты на НИОКР должны уменьшать базу налога на прибыль сразу после того, как они сделаны (с 2007 г. это и так можно будет делать равномерно в течение года). А амортизационная премия вырастет с 10% до 30% основных средств, использованных для инновационной деятельности. Расширится перечень расходов, которые у налогоплательщиков, занимающихся инновациями, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Реформа ждет и соцналог (ЕСН). На инновационных предприятиях оплата труда — основной вид затрат, считает Путин. При этом эффективная ставка ЕСН у них, по мнению экспертного сообщества, находится на уровне 22-26%, сказал Путин. Но «поскольку осуществление НИОКР частными организациями облагается НДС, налоговая нагрузка на зарплату, выплачиваемую сотрудникам в этих организациях, составляет в целом около 50%. Это ЕСН, НДС и налог на доходы частных лиц», добавил он.
Минфин работал примерно в том же направлении, говорит источник в министерстве. Но льгот по НДС он ввести не предполагал, отмечает директор департамента Минэкономразвития Саид Баткибеков. «Сегодня от НДС при реализации НИОКР освобождены только научные организации и разработки, финансируемые из бюджета. Эту льготу предлагается распространить на всех, но при этом для ненаучных предприятий сузить определение видов деятельности, которые относятся к НИОКР», — говорит Баткибеков. Раньше Минфин был против этой идеи.
Для компаний освобождение НИОКР от НДС крайне важно: в высокотехнологичных отраслях промышленности высокий уровень кооперации и большие расходы на НДС, говорит советник главы АФК «Система», зампред комитета РСПП по промполитике Владимир Рудашевский. А исключение «схем», на чем настаивает президент, зависит от того, насколько четко будет определено понятие инновационной деятельности, считает глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. Снижение ЕСН — главный налоговый инструмент повышения конкурентоспособности отечественных инновационных компаний, не связанный с дискриминационными мерами, говорит Баткибеков. «Для IТ-компаний уже был снижен соцналог», — напоминает Бурыкина. Амортизационная премия особенно важна для опытно-конструкторских работ, где используется техника, полагает Наталья Акиндинова из Центра развития.
Появление инновационных льгот удешевит кредитные ресурсы и позволит трубной промышленности сэкономить несколько сотен миллионов долларов, говорит директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко.
А потери бюджета от льгот будут незначительны. НДС с НИОКР — всего 2% от поступлений НДС (18 млрд руб.) в 2005 г, подсчитала Акиндинова. В будущем поступления в казну вырастут, уверен директор корпоративного института группы компаний «Ренова» Олег Алексеев.
Сегодня на НИОКР в России приходится всего 1,2% ВВП — 330 млрд руб. в год (в Германии — 2,5%, во Франции — 2,1%, в Южной Корее — 2,8%, в США — 2,7%), говорит Акиндинова. Половина российских компаний в обрабатывающей отрасли вообще не тратятся на НИОКР и только у 20% эти расходы превышают 1 млн руб. в год, отмечает проректор ВШЭ Андрей Яковлев. В среднем на инновации, по его словам, уходит 0,4% выручки обрабатывающих предприятий. Наиболее наукоемкие отрасли — машиностроение (2,4% выручки расходуется на инновации), металлургия (2,2%) и химическая промышленность (1,94%), говорит Борис Кузнецов из Межведомственного аналитического центра.
Налоговые льготы стимулируют лишь тех, кто уже тратится на НИОКР, уверен Кузнецов. Отсутствие инвестиций в инновации он объясняет низкой конкуренцией. «Если появятся льготы, инновационный бизнес начнет привлекать инвестиции», — считает президент IBS Анатолий Карачинский. Уже сейчас промышленники больше озабочены модернизацией активов, чем их скупкой, говорит Алексеев. Слова Путина о необходимости налогового стимулирования инновационной деятельности сразу же вызвали позитивную реакцию рынка, отмечает президент Cognitive Technologies (разработчик программного обеспечения) Ольга Ускова.
Возможно, что льготы будут приниматься постепенно, считает источник в Минфине. Нельзя дать «растащить» поправки, призывает Рудашевский. Баткибеков допускает, что часть предложений может быть принята в ближайшие месяцы. Реформа ЕСН — перспектива более отдаленная и комплексная, полагает он.

Освобождение от налога на добавленную стоимость научно-технической продукции

Т.В. КАРАТАЕВА,
В.Н. ГОРНОСТАЕВ,
эксперты службы
правового консалтинга ГАРАНТ

Некоммерческое образовательное учреждение заключило договор на создание научно-технической продукции. Предметом договора на создание научно-технической продукции является разработка научных тем: «Современные подходы управления организациями потребительской кооперации», «Учетная политика организаций потребительской кооперации». Рассмотрим по какой статье Налогового кодекса РФ (НК РФ) данные работы освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС): по подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (как услуги некоммерческой образовательной организации в сфере образования) или по подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ (как выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на основе хозяйственных договоров)?

Другие публикации:  Доверенность на получение пенсии на почте россии

По мнению авторов, услуги по разработке научных тем не могут быть отнесены ни к услугам в сфере образования, ни к НИОКР и, соответственно, не освобождаются от обложения НДС.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения), установлены ст. 149 НК РФ.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Учреждением образования является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников) ( ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании)).

Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ указанные услуги не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти услуги, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, услуги в сфере образования не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при единовременном выполнении следующих условий:

– образовательные услуги должны быть оказаны некоммерческой образовательной организацией;

– организация должна иметь соответствую лицензию;

– услуга должна быть образовательной, связанной с проведением учебно-производственного (по направлениям основного или дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг.

На основании подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:

– НИОКР, осуществляемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

– НИОКР, осуществляемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Научной организацией является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации ( ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон о науке)).

Научными организациями (учреждениями науки), по мнению налогового ведомства ( письмо ФНС России от 15.03.2006 № ММ-6-03/[email protected]), считаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Основным видом деятельности для некоммерческой организации является вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года средняя численность работников имеет наибольший удельный вес в общей численности организации ( п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Словом, основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.

Кроме того, согласно подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

При этом данная льгота применяется, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

– разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

– разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

– создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма Минфина России от 30.03.2009 № 03-07-07/25 , от 26.07.2007 № 03-07-07/25 , ФНС России от 01.09.2010 № ШС-37-3/10367 , УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 № 16-15/013746 , от 16.10.2008 № 19-11/97139 ).

Отметим, что определение НИОКР в целях применения гл. 21 НК РФ не приведено. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Правоотношения сторон по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ регулируются гл. 38 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

В статье 769 ГК РФ установлено, что по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских работ разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Причем условия договора на НИОКР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности) ( п. 4 ст. 769 ГК РФ).

Такие договоры могут охватывать как весь цикл работ, включающий проведение исследований для выявления возможности получения новых материалов, устройств, технологий, разработку и изготовление опытных образцов в целях доведения их до стадии промышленного применения, так и отдельные этапы этих работ.

Для указанных договоров характерны наличие технического задания ( п. 1 ст. 769 и ст. 773 ГК РФ) и установление пределов и условий использования сторонами полученных результатов работ ( п. 1 ст. 772 ГК РФ).

Таким образом, из анализа указанных норм можно сделать вывод о том, что научно-исследовательские работы предполагают получение новых знаний, а опытно-конструкторские и технологические работы – применение этих знаний путем разработки нового изделия или технологии.

То есть в результате выполненных НИОКР создается новый результат, подлежащий правовой охране или не подлежащий правовой охране. Иными словами, в основе договора на осуществление НИОКР лежит принцип новизны, который и позволяет разграничить договоры на выполнение НИОКР и другие типы подрядных работ.

Обращаем также внимание и на разъяснения контролирующих органов. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 06.04.2009 № 16-15/32228 указывается, что для получения освобождения от обложения НДС исполнитель должен осуществлять на территории РФ работы, подпадающие под понятие «научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки», и выполнять при этом одно из следующих условий:

– иметь подтверждение статуса научной организации в соответствии со ст. 5 Закона о науке;

– выполняемые работы должны быть указаны в подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

На практике арбитражные суды при квалификации реализованных работ в качестве НИОКР во внимание принимают фактическое содержание выполненных работ, направленных на получение новых решений и знаний (в том числе разработка новых продуктов, технологий, документации) (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2009 № А10-3022/08-Ф02-2085/09 , Московского округа от 14.07.2009 № КА-А40/6488-08-П , Волго-Вятского округа от 11.01.2010 № А82-2270/2008-27 ), при этом получение результатов от использования НИОКР не является необходимым условием применения льготы ( постановление ФАС Московского округа от 14.10.2009 № КА-А40/10616-09).

В рассматриваемом случае, по мнению авторов, услуги по разработке научных тем не могут быть отнесены к услугам в сфере образования, а также к НИОКР. Соответственно, организация не может воспользоваться льготой, установленной подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ и подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В ином случае, по мнению авторов, наиболее вероятным исходом будут являться отказ налоговых органов в применении льготы и, как следствие, доначисление НДС и соответствующих пеней.

К сведению, в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие обложению НДС, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет таких операций. Порядок ведения раздельного учета должен быть отражен в учетной политике организации (письма УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/028237 , управления МНС по г. Москве от 04.03.2004 № 24-11/14934 , постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2008 № А55-24393/05).

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

5. Об образовании: Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1.