Мгппу экспертиза игрушек

13.03.2018 Выкл. Автор admin

Знак Детские психологи рекомендуют

Знак Детские психологи рекомендуют

Что такое знак «Детские психологи рекомендуют»?

Знак, размещенный на игрушке, подтверждает, что данная игрушка успешно прошла психолого-педагогическую экспертизу в Московском городском Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, т.е. получила высокую оценку по всем критериям экспертизы.

Зачем нужен Знак?

выделить игрушки, которые являются хорошим средством игры,

сориентировать родителей и специалистов в выборе игрушек и игровых материалов,

поддержать производителей и продавцов, стремящихся создавать качественную продукцию для детей.

Кто имеет право размещать Знак?

Знак может размещать производитель / дистрибютор / продавец игровых материалов, получивших высокую оценку по результатам психолого-педагогической экспертизы (подробнее об Условиях и Процедуре экспертизы).

Право размещения Знака регулируется Лицензионным Договором между Московским городским психолого-педагогическим университетом и фирмой-производителем или продавцом игровой продукции. Лицензионный договор подлежит государственной регистрации*.

Игрушки со Знаком можно посмотреть в разделе Игры и игрушки, которые мы рекомендуем.

* Знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания 15 марта 2008г. и 19.06.2008г и (приоритет от 15 декабря 2006г., заявки № 2006736626 и 2006736627). Правообладатель – Московский городской психолого-педагогический университет.

На что можно размещать Знак?

Знак «Детские психологи рекомендуют», как и текст психолого-педагогического заключения, может быть использован только в отношении продукции, на которую был заключен Лицензионный договор. Размещение Товарного знака без адресации к конкретным товарам и/или для рекламы организации в целом запрещено.

Знак может наноситься типографским способом или в виде наклейки-стикера.

Сколько стоит размещение Знака?

Стоимость экспертизы, проводимой Центром, можно уточнить по телефону: 8 (495) 6253752.

Отдельно оплачивается размещение Знака (в том случае, если заказчик примет соответствующее решение).

При регистрации Лицензионного договора Лицензиат оплачивает государственную пошлину в размере 10 тысяч рублей. Лицензионные платежи в адрес правообладателя зависят от способа нанесения Знака и тиража продукции.

Уполномоченный сотрудник Центра экспертизы игр и игрушек при необходимости оказывает содействие в подготовке документов к регистрации (безвозмездно).

Условия и этапы взаимодействия

Сколько стоит психолого-педагогическая экспертиза игрушек?

Стоимость экспертизы, проводимой Центром, можно уточнить по телефону: 8 (495) 6253752.

Кто может стать заказчиком экспертизы?

Заказчиком психолого-педагогической экспертизы, может выступать производитель игровой продукции, ее поставщик или продавец, а также автор идеи (оставить Заявку).

Как осуществляется процесс взаимодействия между Центром и заказчиком экспертизы?

Взаимодействие с заказчиком осуществляется в несколько этапов:

Первый этап. Передача продукции в Центр и заключение Договора на проведение психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей между Заказчиком и Московским городским психолого-педагогическим университетом. Продукция предоставляется вместе с упаковкой, описанием, инструкцией, методическими материалами и т.п., т.е. в том виде, в котором она продается.

Прием продукции фиксируется в Акте передачи, который подписывается обеими сторонами.
На экспертизу принимаются:

— Игрушки и игровые материалы.

Обязательным условием является предоставление Сертификата соответствия.

— Образцы игровой продукции в процессе разработки.

После подготовки образца к продаже, он должен пройти экспертизу повторно с предоставлением Сертификата соответствия.

Длительность проведения психолого-педагогической экспертизы составляет 2 – 3 месяца с даты подписания Договора, но может меняться в зависимости от загруженности специалистов Центра и сложности работы.

Второй этап. Встреча экспертов с заказчиком, на которой выдается и комментируется экспертное заключение.

В случае высокой экспертной оценки Заказчику вручается Сертификат качества «Детские психологи рекомендуют», выполненный на специальном бланке с индивидуальным номером. Каждое наименование продукции получает персональный Сертификат.

Сертификат имеет отношение только к той продукции, на которую он выдан.

Сертификат не дает права использовать Знак в каком бы то ни было виде.

Третий этап. В случае высокой экспертной оценки Заказчик может заключить с МГППУ лицензионный договор на право размещения знака «Детские психологи рекомендуют» в каталоге, медиа-ресурсах, на упаковке игровой продукции или иным разрешенным образом.

Процедура психолого-педагогической экспертизы

Сколько времени занимает психолого-педагогическая экспертиза?

Длительность экспертизы составляет 2 – 3 месяца, но может меняться в зависимости от загруженности специалистов Центра и сложности работы.

Кто проводит экспертизу?

Экспертизу проводят сотрудники Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ – практикующие психологи и педагоги, доктора и кандидаты наук. При необходимости Центр привлекает других специалистов соответствующей квалификации.

В экспертизе принимают участие не менее 3 экспертов, оценивающих игрушку независимо друг от друга. В тестировании игр и игрушек по необходимости принимают участие дети разных возрастов.

На каких основаниях базируется психолого-педагогическая экспертиза?

Экспертиза проводится в соответствии с методикой, разработанной в Центре. Методика основывается на работах отечественных и зарубежных ученых и практиков в области детского развития.

Наблюдения за игрой детей и мнения экспертов фиксируются в протоколах. Результаты наблюдения за детской игрой, обсуждение протоколов и мнений экспертов являются основанием для составления итогового заключения, которое содержит:

протокол экспертизы в соответствии с параметрами оценки

возрастную адресацию игры/игрушки

краткое заключение о соответствии/не соответствии параметрам и присвоении/не присвоении знака «Детские психологи рекомендуют».

Центр Игры и игрушки

Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ существует с 2004 года.

Основная деятельность Центра — проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр, литературы, видео и медиа продукции для детей.

Цели работы:

  • Возрождение ценности детской игры
  • Повышение качества современных игрушек
  • Просвещение участников образовательного процесса и рынка игрушек в области детской психологии.
  • Создание системы психолого-педагогической экспертизы игрушек в Москве.

Специалистами Центра разработаны концепция и уникальная технология психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек для детей. Выработаны критерии, в соответствии с которыми каждая игрушка проходит проверку, а по ее результатам игрушке может быть присвоен Знак качества В«Детские психологи рекомендуютВ».

Экспертиза уже показала себя на практике – на отечественном рынке представлены производители, чьи игрушки отмечены Знаком качества «Детские психологи рекомендуют».

Сотрудниками Центра ведется большая просветительская работа – интервью и статьи в журналах для родителей, участие в теле и радио передачах, а также сайт в интернете.

В настоящее время готовится к запуску новый проект «Детская». Это будет самостоятельный интернет-проект, посвященный выбору игрушек и обустройству детских комнат в разных возрастах.

Создан фильм «Я выбираю игрушки», а также каталог «Лучшие игрушки».

Эксперты Центра регулярно принимают участие в конференциях и выставках посвященных теме психологической безопасности игрушки.

Так в 2007 году были инициированы слушания в Московской городской думе по необходимости введения психолого-педагогической экспертизы в Москве. Дума поддержала данную инициативу и рекомендовала Московскому департаменту образования создать московский центр экспертизы игрушек.

С июля 2008 года Центр официально приобрел статус городского Центра.

Партнеры Центра:

  • Международная ассоциация игры и игрушки (ITRA).
  • Общественная организация экспертизы игрушки SPIELGUT (Ульм, Германия).
  • Центр исследования игрушки SITREC (Стокгольм, Швеция).
Другие публикации:  Ходатайство в фас о рассмотрении дела в отсутствие

Центр игры и игрушки занимается научной деятельностью. Под руководством специалистов проводятся исследования по проблемам детской игры и детского развития.

Существует Специальный Курс повышения квалификации В«Игра и игрушкаВ», ориентированный на педагогов и психологов.

При Центре существует Музей игрушек, где представлены современные игрушки, часть из которых прошли экспертизу, а также есть небольшой исторический раздел.

Виды игр и игрушек

Игра – самый главный и развивающий вид детской деятельности. Принято выделять игру в широком и в строго научном смысле.

В широком смысле игрой можно назвать любую свободную, спонтанную деятельность, связанную с положительными эмоциями. К ней относится познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, игра с правилом. В более строгом смысле игрой называют сюжетную игру, т.е. деятельность, в которой происходит расхождение реальной и мнимой ситуации и в которой действие осуществляется в воображаемом плане, «понарошку».

Каждый вид игры вносит свой особый вклад в развитие ребёнка. Для каждой из них существует свой набор необходимых игрушек и игровых материалов.

Познавательно-исследовательская деятельность

Этот вид детской активности направлен на непосредственное, опытное познание окружающей действительности – предметов, явлений, их связей и закономерностей.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя манипулирование, предметную деятельность и экспериментирование.

Манипулирование

Уже с 3-4 месяцев жизни ребенок начинает проявлять исследовательский интерес к окружающим его предметам, в том числе «живым» объектам (например, родителям или домашним питомцам), стараясь ухватить, потрясти или попробовать их на вкус. Эти действия направлены на изучение неспецифических свойств предмета : например, твердое/мягкое, гладкое/шершавое, легкое/тяжелое, маленькое/большое, катится/не катится и т.д.

Зачем младенцу нужно манипулировать?

  • чтобы удовлетворить потребность в сенсомоторных впечатлениях, которые являются базой развития в младенческом возрасте,
  • чтобы познавать свойства предметов,
  • чтобы почувствовать результат своих движений.

Игрушки для манипулирования

Погремушка — универсальная игрушка, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни. Погремушкой может стать любой предмет, издающий при действии с нею шум.

Погремушки бывают разных типов, что связано, главным образом, с тем способом, которым можно ее держать. Например, бывают погремушки на ручке, на кольце, в виде гантели, без ручки. Разный способ захвата тренирует зрительно-моторную координацию ребенка, без которой предметная деятельность (и другие, конечно) будет невозможной.

Подвески, растяжки, мобили — это игрушки, которые крепятся на кроватку или над кроваткой, побуждая малыша дотягиваться до них, наблюдать за их движением.

Подвески и мобили различаются между собой способом приведения игрушки в движение: мобили работают на батарейках.

Растяжки напоминают гирлянды с развешанными на резинке игрушками.

Предметная деятельность

Предметная деятельность – вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на познание специфических свойств предмета: например, в емкость можно что-нибудь положить/налить/насыпать и т.д.

Уже к 6 месяцам ребенок проявляет первый интерес, еще довольно размытый, к изучению специфических свойств предметов. Вначале малыш просто играет с предметами, воздействуя на них и обнаруживая их новые свойства.

Главной, ведущей, деятельностью предметная деятельность становится к началу раннего возраста (т.е. к 1 году), когда ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости, и в то же время взрослый становится для ребёнка образцом культурных действий с предметами. Во время совместной игры ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и, главное — новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с ними передаёт способ действия с ним.

Зачем нужна предметная деятельность?

  • чтобы познать культурный смысл вещей: зачем ложка? как можно использовать размер предмета? почему из лопатки не пьют?
  • в такой деятельности эффективно развиваются все познавательные процессы (восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание и пр.),
  • чтобы почувствовать свою самостоятельность и умелость.

Игрушки для предметной деятельности

Пирамидки — игрушки, состоящие из набора схожих элементов, которые нужно сложить правильным образом.

Самые простые пирамидки представляют собой простейшую конструкцию из стержня и нескольких одинаковых колечек, которые нужно на этот стержень надеть. Пирамидки посложнее необходимо собирать в соответствии с каким-нибудь признаком (размером, цветом, формой) по порядку, например, от маленькой дуги — к большой.

Вкладыши — матрешки, стаканчики или картинки, которые отличаются друг от друга размером.

В отличие от пирамидок, из вкладышей-стаканчиков и матрешек можно не только собирать башенку, но и — компактную конструкцию с вложенными друг в друга элементами. Для ребенка это удивительное свойство, ведь когда все элементы стоят отдельно друг от друга, то занимают много места, а если их собрать — они вдруг помещаются на маленьком пятачке.

Кроме того, в стаканчики и матрешки можно что-нибудь прятать, используя их, как емкости. С матрешками и картинками-вкладышами можно играть в сюжетные игры.

Каталки и другие динамические игрушки отображают различные виды движения. Каталки бывают двух типов: на веревочке и на палке.

Те, что на палке, будут незаменимы для начинающих ходить детей — они придают уверенности, потому что дают чувство опоры, и стимулируют желание ходить, поскольку очень эффектны при движении.

Каталки на веревочке подойдут для уверенно ходящих деток, ведь, чтобы оценить всю красоту, нужно уметь оборачиваться во время ходьбы. На прогулке малыш чувствует себя, как взрослый, когда катит за собой любимую игрушку.

Помимо каталок есть множество других динамических игрушек, отражающих различные виды движения. Обычно эти игрушки называются соответственно: шагающие, скачущие, кувыркающиеся, лазающие и т.д. Одной из самых старых и необычных игрушек такого рода является неваляшка — образец равновесия и устойчивости.

Отличными «игрушками» для предметной деятельности становятся обычные предметы обихода (миски, кастрюли, ложки, сита и т.п.); природный материал, отличающийся богатством исследовательских возможностей; наборы объемных геометрических тел (различающихся по цвету, величине, объему и т.д.).

Детское экспериментирование

Экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на изучение скрытых существенных свойств, связей, законов и закономерностей мира: например, если поставить доску под наклоном, то шарик будет катиться быстро или медленно? если песок намочить, как изменятся его свойства? если смешать синюю краску с желтой – что получится?

Первый, еще не осознаваемый интерес к подобным вещам появляется уже к 3 годам, когда ребенок действует одновременно с несколькими объектами (например, запускает две разных машинки с горки) и обнаруживает какие-то отношения между ними.

Но осознанный интерес, с постановкой вопросов и целей, возникает в период старшего дошкольного возраста, т.е. с 5 лет. Познавательно-исследовательская деятельность, в т.ч. экспериментирование, сопровождает и вплетается в сюжетную игру и продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Зачем детям экспериментировать?

  • чтобы познавать скрытую природу вещей и отношений между разными объектами мира,
  • чтобы развивать мышление,
  • чтобы формировать самоценность познавательной активности.

Материалы для экспериментирования

Наборы для экспериментирования обычно состоят из разных элементов, что позволяет менять условия и сравнивать эффекты, которые получаются в результате таких изменений.

К наборам для экспериментирования относятся всевозможные наборы «песок-вода», конструкторы-кугельбаны, наборы для изучения цвета, магнитизма и т.д.

Другие публикации:  Как подсчитать страховку осаго

Игрушки для экспериментирования (колейдоскоп, воздушный змей и т.д.), позволяющие изучать цвет и свет, потоки воздуха, магнетизм и т.д.

Специальные инструменты (лупа, весы и т.д.) также позволяют проводить различные «опыты», в том числе — в полевых условиях. Например, вооружившись лупой, ребенок может отправиться и в сад, и на пляж, а может с удовольствием разглядывать ворсинки ковра и увеличивать буквы в книжках.

Простые механизмы, такие как подъемный кран, например, обычно можно встретить либо в конструкторах, либо среди игрушечных машин. Играя с такими машинами, ребенок на практическом уровне знакомится с законами механики.

Детские головоломки чаще всего делают в виде сюжетных игрушек с разными элементами и задачником, в котором содержатся разные уровни сложности заданий. Среди простых, самых детских, головоломок сегодня наиболее распространенными являются пазлы и другие составные картинки.

Помимо всевозможных игрушек детскому экспериментированию просто необходимы природные объекты и многочисленные встречи с такими явлениями, как ветер, лужи, соленая вода, высокая трава и т.д.

Сюжетная игра

Это вид детской активности, в которой ребенок действует понарошку, как будто, т.е. удерживает одновременно два плана – реальный и идеальный (план образов, представлений и т.д.).

Зачем ребёнку сюжетные игры?

  • в таких играх развивается воображение и внутренний план действия,
  • формируется произвольность,
  • ребёнок может почувствовать себя другим и дифференцировать свое Я. Учится занимать другую позицию, принимать разные точки зрения.

Сюжетная игра включает в себя ролевую и режиссерскую игры.

Ролевая игра

Ролевая игра – вид сюжетной игры, в которой ребенок принимает роль на себя и действует от ее имени. Например, кормит куклу, как мама — дочку, «лечит» другого ребенка, как врач, поет, как будто он певец и т.д.

Зачатки ролевой игры возникают еще в раннем возрасте – уже около 2-х лет появляются процессуальные игры, когда роли еще нет, но соответствующие действия уже есть. Роль, как таковая, появляется только в 3 – 3,5 года, к 5 годам ролевая игра достигает своего максимального уровня развития, на котором держится вплоть до 7 лет.

Игрушки для ролевой игры

Куклы и другие образные игрушки — неотъемлемые участники детских игр, причем нужные не только девочкам, но и мальчикам.

Образные игрушки могут быть «сердечными друзьями», «выслушивая» тайны своих хозяев; могут стать «партнерами» по игре, помогая удерживать игровой замысел.

Маркеры роли — это всевозможные одежки, головные уборы, обувь, аксессуары, т.е. все то, что позволяет стать на время кем-то другим.

Игровой транспорт редко делается и покупается для детей, чаще все-таки — для кукол. Это коляски, санки, тележки и машинки, в которых можно возить любимую игрушку.

Крупномасштабный конструктор, игровая мебель, мебель для кукол позволяющие организовать игровое пространство.

Всевозможные игровые предметы (посуда и кухонные принадлежности, инструменты и т.д.), с помощью которых можно совершать различные игровые действия.

Конечно, особое значение имеют предметы-заместители, способные заменить любой недостающий предмет в игре.

Режиссерская игра

Режиссерская игра – вид сюжетной игры, в которой роли распределяются между куклами, а ребенок не принимает на себя роль и действует скорее как режиссер: например, играет фигурками пиратов или солдатиков, в зоопарк игрушечными животными, в домик с куклами, т.п.

Первые предпосылки этой игры появляются уже в раннем возрасте – около 2,5 лет, но расцвета достигают обычно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). В младшем школьном возрасте режиссерская игра все еще очень интересна детям.

Игрушки для режиссерской игры

Игрушки для режиссерской игры нужны такие же, как для ролевой, но маленького размера – под размер кукол. При этом некоторые предметы (например,

Куклы и фигурки животных должны быть устойчивыми и легко помещаться в руке ребенка — ведь масштабы игры таковы, что нужно видеть и манипулировать большим количеством предметов одновременно.

Маркеры роли (например, корона, плащ, меч для куклы), позволяющие быстро изменить роль куклы.

Игрушечный транспорт поддерживает масштаб и динамику игры.

Здания, сооружения и предметы ландшафта, мебель также поддерживают масштаб и динамику режиссерской игры.

Игровые предметы (посуда, бытовая техника и т.д.) менее всего необходимы в режиссерской игре, поскольку легко заменяются подручными материалами.

Конечно, особое значение имеют предметы-заместители, способные заменить любой недостающий предмет в игре.

Продуктивная деятельность

Этот вид детской активности направлен на создание какого-нибудь продукта – конструкции, мозаики, рисунка, аппликации и т.д.

Зачатки продуктивной деятельности встречаются уже в раннем возрасте – когда ребенок строит первые башенки, делает куличики из песка и т.п. Однако, неотъемлемой частью детской жизни этот вид деятельности становится с 3-3,5 лет (при этом, обычно вплетаясь в сюжетные игры), а высший этап развития приходится обычно на младший школьный возраст (6-10 лет), когда создаваемый продукт становится самоценным.

Зачем нужна продуктивная деятельность?

  • для формирования целенаправленности и волевых качеств личности,
  • для развития потребности в созидании, в авторской, творческой позиции,
  • для отработки навыков в разных видах деятельности (рисовать, лепить, конструировать и пр.).

Игрушки для продуктивной деятельности

Конструкторы сегодня очень разнообразны — кубики, блочные, магнитные, пазовые конструкторы, конструкторы на шарнирах, на болтах и т.д., и т.д. Различные способы соединения требуют различных действий, учат выстраивать действия, учитывая условия.

Мозаик на современном рынке также огромное количество, и они также отличаются способом крепления.

Наборы для творчества обязательно должны оставлять простор детскому воображению, т.е. позволять самому придумать поделку.

Природный и бросовый материал отлично помогают в создании творческих продуктов.

Игра с правилами

Это игра с единой для всех участников системой правил, которые регулируют процесс игры и взаимоотношения участников.

Впервые заинтересовать ребенка игрой с правилами можно в 3 – 3,5 года, но он вряд ли удержит полную систему правил. Игра с правилами как целое (т.е. как система правил) становится понятной детям с 5-ти лет, а особенно увлекает детей с 6-7 лет.

Зачем нужна игра с правилами?

  • чтобы научиться следовать установленным и принятым всеми участниками правилам,
  • чтобы учиться управлять собой и своими действиями,
  • чтобы учиться спокойно принимать свой проигрыш в игре.

Игры с правилами

Направленные на развитие умственной компетенции (мемори, логические игры и т.п.), в которых игровые действия и главное «поле игры» представлены во внутреннем плане, а внешне лишь фиксируются. Такие игры требуют сообразительности, хорошей памяти и т.д.

Направленные на развитие физической компетенции (бирюльки, футбол и т.д.) отличаются тем, что основной план действий приходится на физическое исполнение, что требует ловкости, меткости, силы и т.д.

Игры на удачу (простые ходилки, кости и др.) — совсем особенные, потому что от воли участников ничего или почти ничего не зависит. Поэтому в играх на удачу требуется изрядное количество смирения, самоконтроля, спокойствия.

Методика психолого-педагогической экспертизы

Мы оцениваем игрушку по трем параметрам:

  • Этико-эстетические характеристики и привлекательность
  • Развивающий потенциал игрового действия
  • Операционально-технические характеристики
Другие публикации:  Какой штраф если вовремя не сделать паспорт

Главная функция игрушек заключается в
активизации адекватной возрасту деятельности ребёнка.

Этико-эстетические характеристики

Игровые материалы, не отвечающие этико-эстетическим требованиям (игрушки с порнографическими, агрессивными и другими запрещенными для детей моментами) не рассматриваются по другим параметрам и не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Нейтральные по содержанию игрушки или несущие особые этические и эстетические ценности, например, бережное отношение к людям, животным и предметам, допускаются для дальнейшей экспертизы.

Оценка привлекательности включает первичную (внешнюю) привлекательность и привлекательность игрового действия с игрушкой.

Первичная привлекательность связана с обликом и другими внешними качествами игрушки: красочностью, звучанием, выразительностью и узнаваемостью образа, популярностью в детской субкультуре.

Привлекательность игрового действия предполагает, что ребенок достаточно продолжительное время самостоятельно инициирует игру с игрушкой.

Операционально-технические характеристики

Реализация игрового действия обеспечивается операциональными характеристиками игрушки: качеством материала, качеством исполнения и возрастными операциональными возможностями.

Качество материала – показатель, который обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке. В случае отсутсвия сертификата или очевидно плохого качества материала (ломкая пластмасса, маслянистый налет и т.п.), игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Качество исполнения – это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Этот показатель чаще всего в полной мере определяется в процессе детской игры. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, поэтому игра становится невозможной. В случае, если качество исполнения препятствует игре ребенка, игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Возрастные операциональные возможности

связаны со способностью ребенка самостоятельно управляться с игрушкой. Такие показатели, как прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия. Например, шнуровка на одежде или обуви куклы затрудняет игру ребенка раннего возраста (период от 1 до 3-х лет), необходимость разбираться в написанных инструкциях – игру-конструирование ребенка дошкольного возраста и т.п.

Операциональные характеристики, не соответствующие возможностям возраста, на который ориентирован развивающий потенциал, являются препятствием для игры. Такая игрушка может получить рекомендацию по доработке.

Игрушка с операциональными возможностями, требующими помощи взрослого на каком-то этапе игры или предполагающими самостоятельную игру ребенка, допускается для дальнейшей экспертизы.

Развивающий потенциал игрового действия

Развивающий эффект игрушки определяется вариативностью игрового действия, его связью с потребностями и возможностями возраста.

Качества игрушки задают характер игры, «подсказывают» направление и возможные варианты игры, т.е. ориентируют ребенка на определенные действия. Ориентиры, заложенные в игрушке, могут быть более или менее открытыми: могут довольно жестко направлять игру, а могут оставлять простор детской самостоятельности. Например, традиционная простая пирамидка предполагает только один способ сборки. В отличие от нее многие современные пирамидки оставляют возможность собирать их по-разному, благодаря форме деталей (дуги вместо колец, наличие нескольких отверстий и т.п.).

Игровые действия, которые можно осуществлять с игрушкой определяют возраст (возрастной диапазон), в котором она может иметь максимальное развивающее значение. Например, кукла, как заместитель человека (партнера по игре) всегда отражает опыт играющего. Поэтому Барби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложна : она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).

Игровые действия, заложенные в игрушке не должны противоречить друг другу. Так, встречаются игры с правилами, ориентированные на дошкольников, но построенные на материале для младших школьников (чтение, счет и т.д.). В результате такие игры не подходят ни тем, ни другим.

Игровые материалы, предполагающие только стереотипные, однообразные действия или ориентирующие на противоречивые игровые действия не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Игрушки, открывающие широкие возможности для разнообразных игровых действий и отвечающие потребностям и возможностям определенного возраста оцениваются высоко и, при условии положительной оценки по другим параметрам, проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Требования к разным видам игрушек

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для познавательно-исследовательской деятельности является возможность изменять условия и наблюдать результат:

  • В игрушках для манипулирования такая возможность обеспечивается адекватными операционально-техническими характеристиками и достаточным разнообразием сенсомоторных впечатлений.Например, фигурную погремушку можно взять по-разному, что вынуждает ребенка подстраивать руку под ее форму. Звучащий шарик будет звучать не так звонко, если его зажать в ладони; звучать иначе – если покатить. Погремушка из шарообразных деталей позволяет катать ее по необычной траектории.
  • Игрушки для предметной деятельности должны обеспечивать разнообразие проб, позволяющих исследовать признаки предметов (форма, цвет, размер и расположение в пространстве) и их культурный смысл. Например, мисочки с фигурной каемкой надонышке позволяют не только вкладывать их одна в другую, но и строить из них устойчивые пирамидки. Каталка, которая состоит из отдельных деталей-вагончиков и мягких игрушечных животных, позволяет разъединять все детали и играть с ними отдельно.
  • Игрушки и наборы для экспериментирования должны давать базовые представления о скрытых свойствах, закономерностях нашего мира, и стимулировать интерес к их изучению. Например, для ребенка неочевиден механизм, благодаря которому игрушечный бычок «сам» спускается по дощечке. Первые представления о связи веса и скорости ребенок может получить, играя с кугельбаном.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для сюжетной игры является возможность присваивать им новые значения и наполнять их своим смыслом.

Разницы в требованиях кразвивающему потенциалу игрушек для ролевой и режиссерской игр нет, в обоих случаях важно:

  • Образы и устройство сюжетных игрушек должны быть достаточно условными, схематичными. Например, кукла с нейтральным выражением лица позволяет приписывать ей различное настроение. Игрушечный телефон, в котором отсутствуют звучащий и световой эффекты, дает возможность представлять все эти эффекты самому.
  • В наборах для сюжетных игр не должно быть чрезмерного количества предметов (одежды, всевозможной посуды, предметов интерьера и т.д.): нехватка предметов провоцирует их поиск и стимулирует замещение, т.е. использование одних предметов взамен других.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игр с правилами является четкая система правил:

  • Должны быть однозначно прописаны начало игры, очередность хода, игровые действия, конец игры, критерий выигрыша. Игра с правилом, которая не допускает вариативных трактовок, понятна на всех этапах игры, создает наилучшие условия для следования правилу и стремлению к честному выигрышу.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для продуктивной деятельности является возможность преобразовывать материал в готовый продукт:

  • Материалы для продуктивной деятельности должны допускать создание вариативных поделок или возможность использовать созданный продукт в другой деятельности (игре, экспериментировании, обучении). Например, из конструктора можно сделать любые постройки. Мозаика позволяет создавать не только узоры, но и предметные, и сюжетные изображения. Если из конструктора можно сделать только одну конкретную вещь, например, машинку, то такая машинка должна подходить для игры.