Налог в экономической теории

24.08.2018 Выкл. Автор admin

Налоговая ставка

Налоговая ставка (Tax rate) — это размер налога на единицу обложения.

Налоговые ставки бывают таких видов как твердые или долевые. Твердые устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения (например, на тонну газа, нефти и т.д.). Долевые устанавливаются в долях объекта обложения (при этом если они выражаются в сотых долях, то называются процентными). Долевые ставки в свою очередь подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. В теории налогов применяются предельные налоговые ставки, которые определяются посредством отношения прироста налоговых поступлении к приросту дохода:

и средние налоговые ставки:

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Роль налогов в экономике

Деятельность государства финансируется за счет налогов. Многие функции государства являются существенно важными для общества и поэтому оплачиваются из налоговых поступлений. Вместе с тем налоги искажают, как мы уже знаем, итоги процесса производства и деформируют его структуру. Например, вводя налог на заработную плату, правительство может вынудить людей работать меньше, а устанавливая налог на бензин, – реже ездить на автомобилях.

Введение налогов и трансфертов (дотаций) связано также со стремлением перераспределить средства между различными слоями населения, а также между поколениями. Это означает, что все граждане в определенных ситуациях и в разные периоды жизни могут получать доплату к доходам. Так, в детстве нам выплачивается детское пособие и дается школьное образование. Становясь взрослыми, мы платим налоги, в то же время получаем бесплатные медицинские услуги в случае болезни. В пожилом возрасте люди получают пенсии и больше нуждаются в бесплатных медицинских услугах. Таким образом, система налогов и дотаций является перераспределением средств работающего населения в пользу детей и пенсионеров.

Налоги также позволяют удешевить потребление (например, за счет налогов выплачивают жилищные субсидии) или поддержать некоторые группы населения (к примеру, многодетных или инвалидов). В итоге налоги приводят к стимулированию личного потребления.

Значительную часть государственных расходов составляет заработная плата служащих и персонала медицинских, образовательных, детских и других учреждений, которая также тратится на личное потребление.

Главными источниками государственных доходов являются подоходные налоги с физических и юридических лиц, налоги на добавленную стоимость, а также акцизные сборы, или налоги с продаж.

Подоходные налоги с физических лиц (налоги на личные доходы) являются вычетом из доходов граждан, обычно годовых. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце года. Налоговые системы разных стран, будучи в основном похожими, имеют каждая свой набор налоговых ставок и льгот. Чаще всего данный налог является прогрессивным, т.е. его ставка растет по мере увеличения доходов. Это означает, что богатые люди должны платить большие налоги, чем бедные.

Подоходный налог с юридических лиц – налог на прибыль корпораций (фирм) – также чаще всего бывает прогрессивным. Он составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы. Часть чистой прибыли, которая предназначена для распределения между акционерами в виде дивидендов, попадает под действие налога с физических лиц. В результате она облагается налогом дважды – вначале корпоративным налогом как часть прибыли фирмы, а затем личным подоходным налогом как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров.

Налог на добавленную стоимость применяется в большинстве развитых стран. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к факторам производства на каждой стадии производственного процесса, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Однако каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно — методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

Налог (Tax) — это обязательные платежи физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке, которая установлена в законодательном порядке на данный момент.

В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

Сущность налогов проявляется через их функции: стимулирующую, фискальную, регулирующую, распределительную (перераспределительную).

Фискальная функция — основная. За счет налогов обеспечивается формирование доходной части всего государственного бюджета (казны государства).

Стимулирующая функция заключается в маневрировании налоговыми ставками, льготами и санкциями, за счет чего государство стимулирует структурные сдвиги в экономике, развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли, рост эффективности.

Регулирующая — государство, изменяя условия налогообложения (введение одних, отмена других), применяя систему налоговых льгот и штрафов, воздействует на распределение ресурсов, на цены и уровень производства на отдельных рынках.

Распределительная (социальная) — проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство через госбюджет перераспределяет национальный доход в пользу отдельных групп населения.

В странах с рыночной экономикой сложилась высокоразвитая налоговая система, включающая различные виды налогов. В основу классификации налогов положены различные признаки.

По экономической природе налоги подразделяются на косвенные и прямые. Прямые налоги — это те налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов экономических агентов (заработной платы, процентов, прибыли) либо с имущества (строений, земли, ценных бумаг и т.д.). Косвенные налоги представляют собой налоги на товары или услуги, которые включаются в цену товара или в тариф на услугу. К прямым налогам можно отнести подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на доходы от ценных бумаг, налог на землю и пр. К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж, налог с оборота и пр.

По характеру обложения налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. В основе этой классификации лежит средняя налоговая ставка, которая представляет собой отношение налоговых отчислений к величине дохода. Налог является пропорциональным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка остается неизменной, постоянной. Примером пропорционального налога может быть налог на имущество физических и юридических лиц, налог на прибыль предприятий в России. Налог считается прогрессивным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка возрастает. Прогрессивным является налог на прибыль корпораций в США и подоходный налог с физических лиц. Регрессивный налог представляет собой налог, средняя ставка которого снижается по мере роста дохода. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, поскольку поглощают большую часть заработков налогоплательщиков с низкими доходами по сравнению с высокодоходными группами.

В целом налоговая система может быть либо прогрессивной, либо регрессивной. Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в распределении доходов сокращается. Она является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство возрастает.

В зависимости от того, кто взимает налоги, они подразделяются на центральные и местные. Центральные налоги взимаются центральным правительством и поступают в общегосударственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами власти и управления и поступают в местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством национальная налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

По назначению налоги делятся на общие (для осуществления общегосударственных мероприятий) и целевые, поступающие в специальные фонды, за счет которых финансируются специальные программы. Например, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов направляются на издержки, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог.

Уплата любого налога осуществляется в виде организованного процесса и по определенным правилам, включающий следующие элементы: субъекты налога — физические или юридические лица, обязанные по закону платить налог; объекты обложения — доход или имущество, с которых исчисляется налог; источник обложения — доход, за счет которого уплачивается налог.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Вопрос 6. Теория налогообложения. Налоговая система

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежный ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (quot;финансыquot; на латыни — платеж, доход).

Налог — это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемых и присваиваемых государством. Принудительное обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы, будет сдерживать импорт.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно и на распределение ресурсов.

Другие публикации:  Дубликат договора передачи квартиры собственность

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов и экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще отцом экономической теории А. Смитом, и остались актуальными и сегодня. Эти принципы:

— справедливость и равенство налогообложения;

Равенство в налогообложении — проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве? Как правило, таким критерием выступает платежеспособность физических и юридических лип (величина дохода или богатства). Принцип равенства реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями.

Второй принцип налогообложения — эффективность — касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги quot;вбивают клинquot; между оценками товаров и факторов производства, покупателями и продавцами, что создаёт искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Все это делает необходимым при построении налоговой системы соблюдение принципа эффективности налогообложения, который предполагает, что взимание налогов не должно иметь негативных последствий для экономики или эти негативные последствия должны быть минимальны.

Налоговая система — это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов.

В зависимости от объекта налогообложении, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

— прямые налоги — налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и они не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других — подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.

— косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие — налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки), таможенные пошлины, налог с продаж и др.

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается (в соответствии с российским законодательством) различают:

— федеральные налоги — они определяются законом РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам;

— налоги субъектов Федерации — это налоги, которые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории.

-местные налоги — устанавливаемые и взимаемые местными органами власти.

В зависимости от назначения налоги подразделяются на:

— общие налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных мероприятий;

— специальные (целевые), имеющие строго определенное назначение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы — в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр — в земельном налоге; человек — в подушном налоге);

Источник налога — доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Итоговая ставка — величина налога ни единицу обложения.

Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

— пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению;

— прогрессивное налогообложение — налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода;

— регрессивное налогообложение — налогообложение, при котором ставка уменьшается по мере возрастания дохода.

Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения.

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями и ставками налогов описывается кривой Лаффера.

R- уровень налоговой ставки в %;

Y – объем налоговых поступлений в бюджет;

Ropt- оптимальная ставка налога, при которой бюджетные поступления максимальны.

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога Ropt. Превышение этого уровня (до R1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает поступления в бюджет (Y1lt;Ymax). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате — увеличение поступлений в бюджет. Однако найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее оплаченных налогов (налоговая амнистия), полного освобождения от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговою декларацию ложных сведений и т.п.

Общая экономическая теория: Финансовая система.
Налоги. Налоговая система. Принципы налогообложения.

Налог — принудительно взимаемые государством с граждан и предприятий денежные средства, предназначенные для финансирования исполнения государством своих функций. Важно отметить обязательность налогов, безвозвратность и безвозмездность налоговых платежей.

Для каждого налога существует налогоплательщик; объект налогообложения; налоговая база; и ставка налога. Ставка налога может быть как твердой, т.е. указанной в денежных единицах, так и пропорциональной, т.е. указанной в процентах от налоговой базы.

Важным с точки зрения экономической науки является деление налогов на прямые и косвенные. Прямой налог – налог, уплачиваемый явным плательщиком из собственных доходов. Косвенные налоги – обязательные платежи, включаемые в стоимость товара и уплачиваемые продавцом, а не покупателем.

Система налогообложения, состоящая из всех налогов, сборов и прочих обязательных платежей имеет в экономике несколько функций. Во-первых, это фискальная функция, т.е. функция наполнения бюджета и внебюджетных фондов. Во-вторых, регулирующая функция, которая выражается в стимулировании одних видов деятельности и ограничение других. В-третьих, социальная функция, состоящая в уменьшении имущественного расслоения в обществе и сглаживания социальной напряженности.

Для исполнения всех этих функций нужна сложная налоговая система, но строится она должна на нескольких базовых принципах. Среди этих принципов можно перечислить :

Нейтральность налоговой системы. Подразумевается введение единых налоговых стандартов для всех налогоплательщиков, т.е. налоговая система не должна давать конкурентных преимуществ ни одному из субъектов экономики.

Принцип справедливости налогообложения. Заключается в том, что налоговые изъятия должны справедливо распределяться между отдельными категориями граждан и фирм.

Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Сущность, функции и виды налогов

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

  • обязательность;
  • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Другие публикации:  Иск судебного следствия

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функции налогов

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

  • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
  • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

  • центральные;
  • местные.

В России существует трехуровневая система:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

  • маркированные;
  • немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

  • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Экономические теории налогов

Общие теории налогов – теория обмена, атомистическая теория, теория наслаждения Ж.-С. Сисмонди, теория налога как страховой премии, классическая теория налогов, теория жертвы, теория коллективных потребностей Э.Селигмана, Кейнсианская теория, монетаристская теория М. Фридмана, теория экономики предложения, частные теории налогов.

Налоги — это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что » в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

История свидетельствует, что налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались » auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство».

Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Период с конца 17, начала 18 веков был ознаменован развитием налогообложения и появлением первых теорий и налоговых систем.

В конце XVII-XVIIIвв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (акцизы) и прямых (подушный и податной) налогов. В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

Налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетов. Право утверждать все государственные расходы и доходы окончательно закрепляются за представительными органами власти.

Теория обмена (Средние века):

Основана на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. (налогообложение носит возмездный характер).

Атомистическая теория (Эпоха Просвещения):

Одна из разновидностей теории обмена, по которой налог является результатом договора между сторонами. Гоббс в трактате «Левиафан» указывал, что налоги являются ценой за которую покупается общественный мир. Для существования людей, представляющих государственную власть, члены общества образуют общий фонд — государственную казну, или «фиск» (от латинского «фискус» — казна).

Ш. Монтескье — французский писатель (1689-1755) указывал, что ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть, следует брать у подданных и какую часть оставлять им. В этих вопросах могут быть решения двоякого рода: «Доходы государства надо измерять не тем, что народ может давать, а тем, что он должен давать. Но если народу оставить лишь то, что нужно в обрез для поддержания жизни, то малейшая диспропорция приведет к самым пагубным явлениям».

Д. Юм — английский экономист и философ в своем эссе «О налогах» (1752) размышлял так: когда установлены налоги на потребление, то рабочие должны урезать свои потребности, либо потребовать увеличения оплаты своего труда — и тогда бремя налогов ляжет на богатых.

Но если налоги умеренные и вводятся постепенно. Рабочие начинают работать больше и лучше, а их жизненный уровень остается прежним без надбавок к заработной плате. Эта ситуация ведет к общему экономическому росту страны. На основе этой идеи в XVIII веке сформировалась теория «фискального договора» (Ж. Ж. Руссо) или концепция «обмена услугами между государством и гражданами», которая утверждала, что налог есть участие отдельных лиц в жизни общества, как целого.

Теория наслаждения Ж.- С. де Сисмонди (первая половина XIX века):

Теория налога предоставлена как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д.

Теория налога как страховой премии (Первая половина 19 в.: Дж. Мак-Куххол, А. Тьер):

Налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными государства на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая теория (А. Смит, Д. Риккардо):

Налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Что касается затрат по финансированию иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами.

Основоположником же теории налогообложения считается шотландский экономист и философ А. Смит, который считал, что платить налоги может лишь тот, кто имеет доход. Он выделил три основных источника, которым соответствовал вид дохода: земля — рента, капитал — прибыль, труд — оплата труда. Все другие виды доходов (например, артистов, писателей и т.п.) — вторичны и образуются от трех названных доходов.

Это явление было описано в XVIII в. и связано с введением нового налога. Установление государством налога на прибыль того или иного производителя, вызывает переложение его на потребителей продукции данного производителя, путем включения данного налога в цену. Часто переложение бывает многоступенчатым, до тех пор, пока данный налог не доходит до розничной цены и не уплачивается потребителем конечной продукции (примеры: от добытчика железной руды до покупателя металлической посуды, установление налога крупные универмаги в Пруссии в XIX в., введение налога на предметы роскоши, введение налога на хлеб и пиво в целях стимулирования труда рабочих).

Теория жертвы (XIX – начало XX в.):

Суть теории состояла в следующем: граждане при уплате государству налога приносят жертву; люди терпят большие лишения, уплачивая большие суммы налогов; государство являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования.

Теория общественных потребностей:

Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции, покрытием которых призваны служить налоги. При этом налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги.

Состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики. В таких условиях большие сбережения мешают экономическому росту, т.к. они не вкладываются в производство и представляют пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.

Дж. Кейнс и его последователи предлагали управлять динамикой совокупного спроса, стимулируя производство, развитие и рост за счет активного государственного вмешательства, в частности, через налоги. Дж. Кейнс считал, что налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Он был сторонником прогрессивности в налогообложении, так как верил, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений.

Представители кейнсианства считали, что налог на потребление, введенный по прогрессивной ставке с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

Монетаристская теория (Фридман):

Теория основана на количественной теории денег. Регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок.

В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. Монетаристы считали, что рынки обладают высокой степенью конкурентоспособности и, что сама система свободной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Они выступили с требованием ограничения дискреционного регулирования, как необходимой предпосылки стабильного бескризисного развития.

Монетаризм поставил под сомнение механизм бюджетного мультипликатора, где изменение налоговых ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост национального дохода, и попытались развенчать утверждение кейнсианцев о сильном и хорошо предсказуемом влиянии бюджетных мероприятий на состояние платежеспособного спроса, занятости и цен. М. Фридман (основной представитель монетаризма) и Д. Мейзельман еще в 1963 году с помощью регрессивного анализа пытались доказать, что потребительские расходы имеют более тесную статистическую связь с денежной массой, чем с «автономными расходами», в состав которых включался дефицит государственного бюджета.

Разногласия монетаристов и кейнсианцев по вопросу о роли государства в хозяйственной жизни вылились в конечном счете в противопоставление двух основных инструментов макроэкономического контроля, используемых правительственными органами для воздействия на конъюнктуру — денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Первый вид политики, связанный с воздействием центрального банка на величину денежной массы, расценивается монетаристами как наиболее эффективный и органически вписывающийся в систему товарно-денежных отношений. Второй вид политики, заключавшийся в изменении налоговых ставок и управлении государственным долгом, связывается ими с произволом правительственного аппарата и расценивается как малоэффективный для хозяйственного развития.

Теория экономики предложения (М. Бернс, А. Лаффер):

Теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приведет к бурному экономическому росту.

Одно из первых исследований взаимосвязи ставки налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет выполнено группой американских экономистов во главе с профессором А.Лаффером. Он заметил, что существует некоторая оптимальная величина ставки подоходного налога.

Зависимость А. Лаффера показывает связь между ставкой налога на прибыль и суммарной величиной поступлений в бюджет от сбора налога. С увеличением ставки налога от нуля, при котором поступления в бюджет нулевые, растет доля дохода каждого предприятия, отчисляемая в бюджет, но подрываются стимулы трудовой активности и развития производства. В результате при увеличении доли отчислений уменьшается объект обложения. До некоторой величины ставки тенденция снижения производства ярко не проявляется, более того, в некоторых условиях (например, когда фирма стремится максимизировать объем продаж продукции при ограничении на минимально допустимый объем прибыли, причем оптимальный объем выпуска еще не достигнут) установление налога даже способно подхлестнуть усилия предприятия в наращивании производства (так как налоговые отчисления могут снизить величину прибыли более допустимой величины). Однако с ростом доли отчислений тенденции падения производства усиливаются и с некоторого момента рост ставки налога начинает приводить к абсолютному уменьшению налогового оклада из-за более быстрого снижения величины объекта обложения по сравнению с ростом ставки налога.

Общие налоги
Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры

Назад | | Вверх