Новости генеральной прокуратуры и следственного комитета

25.08.2018 Выкл. Автор admin

Чайка призвал перевести СКР под ведомство прокуратуры по модели ФБР

В России должно быть единое следствие, а у прокуратуры должны быть полномочия для того, чтобы осуществлять надзор за следствием, заявил генпрокурор России Юрий Чайка. Он выступил за создание единого Следственного комитета в России при прокуратуре по модели ФБР. «На мой взгляд, мы к этому придем, жизнь заставит это сделать рано или поздно», — подчеркнул генпрокурор. Он признал, что это «близко к модели ФБР в США при Генпрокуратуре (входит в систему минюста США. — Ред.)» и заметил, что эта модель эффективна, сообщает ТАСС.

При этом он отметил, что «сегодня мир берет на вооружение модель прокуратуры советского образца по вопросам следствия». «Евросоюз создает спецпрокуратуру по образу и подобию советской прокуратуры, и с 2019 года прокурор возбуждает уголовное дело, расследует, поддерживает обвинение и направляет дело в суд. То, от чего мы ушли, мотивируя тем, что функции следствия и надзора надо разделить, совершив большую глупость, о чем я всегда говорю», — сказал Чайка (цитата по Интерфаксу).

Чайка заявил, что всегда придерживался этой позиции, и она не изменилась. «Должно быть единое следствие, за исключением, может быть, каких-то государственных преступлений, которые должны остаться в подследственности ФСБ», — подчеркнул он, добавив, что «прокурорская модель реализуется как орган уголовного преследования: либо прокурор сам расследует уголовное дело, либо осуществляет надзор за следствием — то, чего сегодня у нас нет».

Следственный комитет оформился как самостоятельное ведомство в 2011 году, до этого с 2007 года СК работал в структуре прокуратуры. После реформы прокуроры утратили право инициировать уголовные дела, а также руководить следствием посредством обязательных указаний. Следственный комитет стал единственным следственным органом, который подчиняется напрямую президенту.

Сообщения о ликвидации СКР и отставке его главы Александра Бастрыкина регулярно появляются в последние несколько лет. Так, в конце 2016 года в редакцию «ДП» поступило письмо с будто бы копией проекта указа президента России Владимира Путина об упразднении с 31 декабря 2016 года Следственного комитета (СК) России. В феврале 2018 года источники «Дождя» заявили, что Кремль проигнорировал коллегию СК, так как его скоро упразднят или обезглавят.

По одной из версий, СК могут реформировать, распределив его функции между МВД, Генпрокуратурой и ФСБ, либо вновь переподчинить Генпрокуратуре. По другой, которую высказали два собеседника издания в силовых ведомствах и источник, близкий к руководству кремлевской администрации, главу СКР Александра Бастрыкина отправят в отставку.

Как и из-за чего воевали между собой Генеральная прокуратура и Следственный комитет

Прокуратуре поручено защищать бизнесменов от следователей. Надо полагать, дважды Юрия Чайку просить не придется — с СКР Генпрокуратура давно находится в конфликте. Dp.ru вспоминает историю противостояния, настолько принципиальную, что в любых неприятностях руководителя одного из ведомств в первую очередь ищут происки другого.

Выступая с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал практику уголовных дел по экономическим преступлениям. Статистика, сказал президент, показывает, что до приговора доходит лишь 15% дел, а вот бизнеса люди лишаются в 83% случаев. «Попрессовали, отобрали и отпустили», — резюмировал Путин и подчеркнул, что «прокуратура должна шире использовать имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия». Ведь именно Следственный комитет добился в прошлом году возвращения права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Представитель СКР Владимир Маркин возразил: за прошлый год Следственным комитетом было возбуждено 37 тыс. дел по экономическим преступлениям, в суд ушло 19 тыс.; за 9 месяцев этого года 32 тыс. уголовных дел возбуждено, в суд ушло уже 15,5 тыс. «То есть по нашим уголовным делам в принципе картина другая», — заявил он радиостанции «Вести-FM». Подразумевая тем самым, что критика президента обращена в основном не СКР, а следственным департаментам других ведомств.

Однако прокурорам дан приказ ставить заслон перед особо рьяными следователями. «У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде», — подсказал Владимир Путин. Дважды просить Юрия Чайку не надо — у него с руководителем СКР Александром Бастрыкиным исторически напряженные отношения, и, надо полагать, перечисленные Путиным инструменты он сейчас постарается как следует заточить и начистить.

С другой стороны, президент намекнул, что и у Александра Бастрыкина может появиться почва для претензий в адрес Юрия Чайки. «Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию», — сказал он. Как раз перед посланием Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование сомнительного бизнеса подчиненных и сыновей генпрокурора, буквально переполненное конфликтами интересов.

Идея выделить следствие в отдельную структуру приходила в голову властям еще в советское время. Эти функции были распределены между прокуратурой и органами госбезопасности; позднее следственный аппарат был создан и в структуре МВД, так как оторванность следователей прокуратуры от оперативной работы создавала сложности в расследованиях. Суть дискуссии о структуре силовых органов коротко можно свести к тому, что если функции сосредоточены в каком-то одном ведомстве, то оно получает чрезмерные полномочия и слабо контролируется, если же их распределить, то ведомства начинают конкурировать между собой за влияние, к тому же им становится объективно трудно взаимодействовать.

В 2007 году в составе Генеральной прокуратуры в целях «совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства», обеспечения независимости следствия и повышения его эффективности был создан Следственный комитет, к которому перешло производство следствия, в том числе в отношении спецсубъектов (чиновников, депутатов и так далее — важнейший рычаг политического влияния). За прокуратурой оставались только надзорные функции и поддержка гособвинения в судах. Хотя руководитель СКП имел ранг заместителя генпрокурора, де-факто его самостоятельность была высокой: назначался он не генпрокурором, а Советом Федерации по представлению президента, и отчитывался тоже не только перед непосредственным начальником, но и перед президентом и обеими палатами парламента.

Назначение на новый пост получил Александр Бастрыкин, до этого работавший в Минюсте и МВД, а за год до назначения получивший пост заместителя генпрокурора. Отношения между Бастрыкиным и Чайкой ухудшились уже тогда — Александру Бастрыкину генпрокурор поручил надзор за следствием, но приоритет в распоряжениях отдал другому заместителю, Виктору Гриню, который отвечал за предварительное расследование.

Немаловажную роль в назначении, впрочем, наверняка сыграл и тот факт, что Бастрыкин был комсоргом группы на юрфаке ЛГУ, в которой учился Владимир Путин.

Как поссорились Юрий Яковлевич с Александром Ивановичем

Генеральному прокурору Юрию Чайке, естественно, не могло понравиться то, что его работу признали неэффективной. К тому же с самых первых дней наблюдатели заговорили о том, что статус «при прокуратуре» для СК временный, а в скором времени оно вырастет в отдельную структуру наподобие американского ФБР. Еще перед созданием новой структуры следователи, чтобы они не перешли в новую структуру, активно переводились в помощники прокуроров, на что обращал внимание Александр Бастрыкин. Он жаловался и на то, что из прокуратуры не спешат передавать следователям уголовные дела.

Хотя на словах оба руководителя заверяли, что мешать друг другу не будут, на практике получалось иначе. Критиковать СКП Юрий Чайка начал сразу же. В феврале 2008-го он заявил, что из 11 тыс. материалов проверок, направленных прокурорами в том числе в СКП, дела были возбуждены лишь в 2,7 тыс. случаев, а раньше их возбуждали десятками тысяч. Зато увеличилось и количество уголовных дел, которые прокуроры стали возвращать следователям для доработки. Среди них затем оказалось и дело о первом подрыве «Невского экспресса» — первое дело для Александра Бастрыкина в новом качестве, работу по которому сам он оценивал высоко (правда, первых подозреваемых пришлось отпустить). За полгода Генпрокуратура дважды проводила широкую проверку СКП, специально выискивая нарушения, так что Бастрыкин даже жаловался на тенденциозный характер проверки, которая носит провокационный характер и нацелена на поиск компромата.

Уже в марте 2008-го Юрий Чайка попросил вернуть Генпрокуратуре право возбуждать уголовные дела. Качество предварительного расследования, по его мнению, стремительно ухудшилось. Например, из-за того что следователи не были обязаны соглашаться с жалобами прокуроров. «Прокурорами выявлено почти 30 тыс. нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел. » — говорил Юрий Чайка на заседании коллегии Генпрокуратуры в 2009-м.

Александр Бастрыкин не оставался в долгу, рассказывая о том, как плохо было организовано следствие до появления СК. «Мы встречали возмутительные случаи, когда серийные дела об убийствах детей прятались. А тогда ведь следствие было не у нас. Какова методика упрятывания таких серийных преступлений, вы знаете? Очень простая. Идет серия по городу, но ее в серию не объединяют. Дела распихиваются в районные прокуратуры и там благополучно хоронятся», — говорил он в одном из интервью.

Два ведомства регулярно входили в клинчи по поводу резонансных дел. СКП был создан в сентябре 2007 года, а уже в октябре, то есть через месяц, наступило время первого громкого конфликта. Он был связан с делом генерала ФСКН Александра Бульбова: Генпрокуратура потребовала освободить его из-под стражи, но безуспешно. В дальнейшем ведомство Юрия Чайки продолжало заступаться за Бульбова, уже более успешно (в итоге генерал получил 3 года условно за мошенничество).

Потом было дело заместителя министра финансов Сергея Сторчака — Генпрокуратура также отменяла постановления СКП о возбуждении уголовных дел против него и возвращала дела на доследование. Александр Бастрыкин очень старался, но в итоге чиновника пришлось освободить, а затем прекратить преследование «за отсутствием состава преступления». В деле об убийстве журналиста «Новой газеты» Анны Политковской присяжные признали обвиняемых невиновными, и следователи с прокурорами обвинили в провале друг друга: Александр Бастрыкин заявил, что прокуроры не смогли поддержать обвинение в суде, а Юрий Чайка — что недостатки были в работе следствия. Генпрокурор запрещал главе СКП возбуждать дело в отношении жены своего заместителя Александра Буксмана Ирины Буксман. Следователи подозревали, что он, еще будучи главой Мосрегистрации, незаконным образом способствовал прохождению своей супруги в нотариусы. Ей, правда, пришлось сложить с себя полномочия.

Надзорное ведомство любопытным образом засветилось и в деле экс-главы ГСУ СКП Дмитрия Довгия. Хотя его отстранил от должности сам Александр Бастрыкин после рапортов подчиненных Довгия, на суде и в интервью СМИ Дмитрий Довгий рассказывал, что неоднократно жаловался в Генпрокуратуру на незаконные распоряжения Бастрыкина по делам как раз Бульбова и Сторчака. Впрочем, защищать Довгия ведомство Юрия Чайки не решилось.

Руководитель СКП тем временем весьма удачно делал ставку на громкие дела, даже несмотря на то что многие из них в итоге разваливались, и планомерно добивался самостоятельности для своего ведомства. Это произошло в 2010 году — Дмитрий Медведев подписал указ о создании Следственного комитета Российской Федерации. Ему перешли все здания и имущество СКП.

После этого самым скандальным эпизодом противостояния стало дело о подмосковных казино, разыгравшееся в 2011 году. Следственный комитет объявил о раскрытии сети нелегальных игорных заведений в Подмосковье. Хотя операцию проводили ФСБ и МВД, и полицейские тоже оказались замешаны в криминальных схемах, центральным стало обвинение именно прокуроров в «крышевании» казино. Генпрокуратура упорно отказывалась утверждать обвинительные заключения в отношении своих соратников, а следователи столь же упорно заводили новые дела. В итоге 14 прокуроров лишились должности, а апогея конфликт достиг, когда один из свидетелей назвал сына Юрия Чайки Артема Чайку причастным к организации казино, и следователи собрались вызывать его на допрос.

Мирить развоевавшихся силовиков пришлось Дмитрию Медведеву, который дважды публично делал внушения и наконец пригласил обоих руководителей к себе и пригрозил увольнением тем, кто «давит на следствие, привлекая СМИ» а равно и тем, кто замешивает в разборки детей. После этого Юрий Чайка был переутвержден в должности, а дело постепенно развалилось и никто не сел — в 2014 году были закрыты дела по последним двум фигурантам, так что следователи, можно сказать, проиграли.

СКР быстро стал одной из самых влиятельных структур в России. Александр Бастрыкин с большим рвением поддерживал все политические инициативы Кремля, в частности по борьбе с коррупцией.

Однако планы по созданию суперведомства все-таки не реализовались. В 2012 году СМИ обсуждали проект закона, согласно которому СКР должен был поглотить следственные аппараты МВД и ФСКН. У полицейских предполагалось оставить только дознание по мелким делам. Но МВД удалось торпедировать инициативу, тем более что против была и ФСБ. Ничем не закончились пока и настойчивые предложения Александра Бастрыкина реформировать судебно-следственную систему, введя в нее понятие «объективной истины» и возложив на суд право сбора доказательств.

Хотя в открытую схватку после игорного дела ведомства больше не вступали, противостояние никуда не исчезло. Перетягивание полномочий продолжалось и продолжается до сих пор. Юрий Чайка не переставал критиковать следователей и напоминать об их бесконтрольности. И год назад прокуроры добились того, что им вернули право надзирать за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека в самом СКР.

Признаки противостояния главных прокуроров и следователей нередко пытаются найти и в резонансных политических процессах. Взять, к примеру, дело оппозиционера Алексея Навального по «Кировлесу» — возобновить его Александр Бастрыкин распорядился публично, и многие считают, что это из-за случившейся чуть раньше атаки Навального на Бастрыкина из-за недвижимости в Чехии. Следователи «сшили» Навальному дело на 5 лет, и он даже успел получить приговор, но хотя прокурор поддерживал обвинение, на следующий день он же ходатайствовал об освобождении подсудимого под подписку о невыезде; затем срок заменили на условный. Правда, позже возобладала версия о том, что освободить Навального распоряжался Владимир Путин, так что здесь повода для войны вроде бы и не оказалось. Но в другом деле Навального, о краже картины, заместитель генпрокурора Виктор Гринь возвращал дело на доследование, не соглашаясь с выводами следствия, а Юрий Чайка поддерживал своего заместителя, споря с Бастрыкиным.

И когда недавно появилось скандальное расследование Навальным сомнительного бизнеса сыновей Юрия Чайки, в соцсетях некоторые блогеры немедленно стали выискивать в этом «руку Бастрыкина». Хотя для этого надо допустить совсем уж полный моральный релятивизм оппозиционера, который сначала рьяно разоблачал одного, а потом другого.

Просто если в наличии имеется всем известное противостояние, то все плохое, что происходит с одной стороной конфликта, неизбежно будет первым делом объясняться происками другой стороны, и наоборот. И в будущем такие же объяснения будут точно так же появляться в первую очередь.

Реформа или ликвидация? Что ждет Следственный комитет России

Судьба одного из главных правоохранительных ведомств страны и его руководителя — под вопросом.

Ирина Мишина

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин ушёл в длительный отпуск. Об этом «НИ» сообщил источник в Следственном комитете. Отпуск Бастрыкина продлится чуть ли не до конца сентября — начала октября: в него войдут все не использованные «отгулы» руководителя Следкома. Во время своего отпуска, 27 августа, Александр Бастрыкин отметит свое 65-и летие. В этой связи появились версии о том, что из своего долгого отпуска шеф СКР может и не вернуться. Александру Бастрыкину уже давно прочат должность судьи Конституционного суда. То, что у Следственного комитета может смениться руководитель – часть проблемы. Намного серьёзнее другой вопрос: что будет с самим ведомством?

Отпуск шефа главного следственного органа страны длиной в почти в 2 месяца — что бы это значило?

«По поводу Бастрыкина вопрос давно решён, я думаю. Я не помню, чтобы руководители-силовики уходили в отпуск на столь длительный срок. Да и претензий к Александру Ивановичу накопилось немало». — говорит генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов.

С этим мнением согласен руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков: «Бастрыкин лично отчитывался перед президентом о самых важных делах, ему давались персональные поручения. Я думаю, что новый срок Путина требует новых подходов».

Агентство «РИА Новости» сообщило о готовящейся отставке главы Следственного комитета и планах назначить его судьёй Конституционного суда еще в мае. Месяцем раньше в СКР упразднили Главное управление процессуального контроля, которое занималось надзором за расследованиями. Эксперты связали это с готовящимся расширением функций Генпрокуратуры. Вслед за этим спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о подготовке законопроекта о возвращении Генеральной прокуратуре контроля над следствием. «Назрело, даже перезрело время вернуть прокуратуре контроль над следствием. Тогда, в ходе реформирования, поторопились, это практика показала», – заявила спикер. Наш источник в Кремле подтвердил, что изменения в структуре силовых ведомств вполне вероятны. Не исключено, что Служба внешней разведки вернётся в ФСБ, а Следственный департамент будет реформирован.

«Староста» российского следствия?

Следственный комитет Российской Федерации, созданный по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева, начал свою работу 15 января 2011 года. Он был создан на базе бывшего Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ. Согласно закону, СК РФ является федеральным государственным органом прямого подчинения президенту РФ. Ведомство занимается расследованием наиболее сложных и особо опасных преступлений, в том числе связанных с коррупцией. Генерал-полковник юстиции Александр Бастрыкин возглавляет СК РФ с момента его создания. Это было не случайное назначение. На юрфаке Ленинградского государственного университета Александр Бастрыкин был одногруппником Владимира Путина и старостой группы, где учился нынешний Президент. Впоследствии, в узком кругу, Бастрыкин даже получил кличку “Староста”.

Другие публикации:  Доверенность на открытие счета ип

«Фигура Бастрыкина очевидно была завязана на первое лицо. Понятно, что СК был искусственным органом для того, чтобы президент мог лично поручать близкому человеку главные дела», — считает Илья Гращенков.

Первое время Следственный комитет был поставщиком криминальных новостей со всех фронтов. «С моей точки зрения, Александр Бастрыкин получил слишком большую меру доверия первых лиц и постепенно начал игнорировать профессиональные нормы. По требованию СК человека могли арестовывать, инкриминировать ему серьёзные статьи УК. При этом зачастую Генеральная прокуратура как надзорный орган настаивала на его освобождении, поскольку не находила состава преступления. В общем, со временем Следком , что называется, «отвязался»: в упор не видел Прокуратуру, действовал безнадзорно», — рассказывает Александр Михайлов.

Резонансных дел в ведении Следственного комитета было более, чем достаточно. Однако, большая их часть была связана со скандалами. Так, адвокат Александр Трещёв считает: «Я не помню громких уголовных дел, которые бы Следственный комитет быстро расследовал и доводил до судов. Зато я помню большие провалы. С самого начала, как только ведомство получило самостоятельность, начались скандалы в верхушке».

Действительно, не прошло и месяца после создания СК, как в феврале 2011 года грянул первый скандал. Его окрестили «Игорный скандал», или «Дело прокуроров». Он разразился после того, как, по данным Следственного комитета, в 15-и городах Московской области обнаружили нелегальные казино. Они якобы приносили доход до 10 млн долларов ежемесячно. Бизнес, как отмечали следователи, «крышевали» высокопоставленные сотрудники региональной прокуратуры. В связи с «игорным делом» всплывало имя и сына Генерального прокурора России — Артёма Чайки. Это дело положило начало открытой войне силовых ведомств.

А потом, в 2012-2013 годах, страна следила за делом «Оборонсервиса». Среди фигурантов дела оказались бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева и её покровитель (а с недавних пор — супруг), экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Дело «Кировлеса» с Навальным, задержанным вскоре после митингов на Болотной, дело об убийстве Бориса Немцова, логическая точка в котором так и не была поставлена… А ещё дело о коррупции в отношении бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, бывшего высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко … «Следственный комитет действительно брался за все «громкие дела». Но не факт, что расследование шло объективно и в правильном направлении: ведь прокурорского или какого-то иного надзора над следствием не было», — считает политолог Станислав Белковский. Ведь в работу СК никто не имел права вмешиваться!

Скандалы сопровождали СКР практически со времени создания этого ведомства. Чего стоит, например, публичная ссора с «Новой газетой» в 2012 году! Тогда Александр Бастрыкин назначил встречу шеф-редактору Сергею Соколову . прямо в лесу и начал запугивать.

В 2015 году к шести годам колонии приговорили старшего следователя СКР из Горно-Алтайска: выяснилось, что следователь Александр Сатлаев на самом деле был маньяком-насильником. Главу местного СУ СКР отправили в отставку.

Постепенно в СМИ начала просачиваться информация о коррупции в «верхушке» Следственного комитета. В 2013 году был задержан замначальника отдела Следственного управления СКР по Ленинградской области Михаил Миронов. Его обвинили в получении взятки в 300 тыс. рублей, дело вела ФСБ. «Следственному комитету передали все экономические преступления. А это- «золотое дно», пахнущее немалыми взятками. Сам Александр Бастрыкин – не коррупционер, но вот подобрать честных, профессиональных сотрудников он не сумел. Кадровая работа была им, по сути, провалена», — комментирует политолог Станислав Белковский.

Как известно, недавно Александр Бастрыкин лишился своей «правой руки» — руководителя Главного следственного управления СК России по Москве генерал-майора юстиции Александра Дрыманова, которому предъявлено обвинение по нескольким эпизодам взяточничества. В данный момент бывший главный следователь столицы находится в СИЗО. Его задержали в рамках уголовного дела о подкупе офицеров Следственного комитета людьми «вора в законе» Шакро Молодого. По этому делу уже осуждён на 13 лет колонии строгого режима экс-глава управления собственной безопасности СК РФ Михаила Максименко, а также ряд офицеров Следственного комитета, в том числе бывший первый заместитель Дрыманова Денис Никандров. Следственное управление ФСБ подозревает генерала Дрыманова в получении двух взяток — в крупном и особо крупном размере (пункт «в» части 5 и часть 6 статьи 290 УК РФ). Но и это ещё не всё. Экс-заместитель Дрыманова Денис Никандров в ходе расследования заявил следователю ФСБ, что дал своему начальнику (то есть руководителю ГСУ СКР по Москве Александру Дрыманову) взятку в размере 9850 евро за общее покровительство и назначение на должность. Из рапорта ФСБ следовало, что деньги были зачислены на счёт в латвийском банке. Дрыманов получил от Никандрова карточку и iPhone с банковским приложением для управления балансом этой карты. Кстати, стало известно, что за прошлый год Дрыманов заработал 20 млн рублей. Это на 4 млн больше, чем его непосредственный начальник – глава СКР Александр Бастрыкин.

О доходах следователей СКР давно ходили легенды. В этой связи заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный даже внёс предложение контролировать доходы и расходы следователей. «Нужен контроль расходов и доходов, особенно тех должностных лиц, которые не имеют возможности разумно объяснить, как им удалось добиться определённого уровня жизни. И необходимо отрешение от должностей в связи с утратой доверия во всех ведомствах», – считает депутат.

Следственное управление ФСБ долгое время добивалось возбуждения уголовного дела в отношении Александра Дрыманова, соответствующие материалы были направлены руководителю СКР. Но Бастрыкин «прикрывал» Дрыманова до последнего. Не получилось… По странной случайности, почти одновременно с этими событиями ушёл на пенсию начальник Управления кадров СК РФ, генерал-майор Виктор Долженко…

История с Александром Дрымановым, которого руководитель Следкома А.Бастрыкин всеми возможными способами «спасал» от ФСБ, обострила войну внутри силовых ведомств.

«Следственный комитет взял на себя слишком много, тем самым восстановив против себя ФСБ и Генеральную Прокуратуру — два мощных силовых ведомства. Если одна силовая структура усиливается, это неизбежно ведёт к противодействию со стороны других «силовиков». Начинается «война кланов»», — считает политолог Станислав Белковский.

Эту мысль продолжает доктор политических наук Юлий Нисневич: «Снова возникла проблема внутренних межклановых разборок, в которой сегодня Генпрокуратура, а точнее, Юрий Чайка выигрывает. В своё время был обратный процесс, когда более сильные позиции занимал Бастрыкин, и СК выделили из состава Генпрокуратуры. В России правовое поле определяет подчас не правильное институциональное построение, а взаимоотношения кланов – какой из них более влиятельный. Одно время Александр Бастрыкин и его клан переигрывал Генеральную прокуратуру во главе с Юрием Чайкой, а сейчас он ему проигрывает».

Действия сотрудников Следственного комитета нередко выходили за пределы правового поля. Это объяснялось одним простым обстоятельством: вмешиваться в расследование или контролировать его никто не имел права. «На последней Коллегии Генеральной прокуратуры говорилось о десятках тысяч процессуальных нарушений в действиях Следственного комитета, были приведены конкретные примеры. Уровень квалификации сотрудников Следственного комитета, методы их работы, по сути, поставили вопрос о безопасности граждан, да и самого государства», — говорит Александр Михайлов.

Что же ждёт Следственный комитет России и его руководителя Александра Бастрыкина?

Источники «Новых Известий» сходятся в том, что до осени, когда начнут работу Госдума и Совет Федерации, положение Следственного комитета будет неопределенным. Однако, в последнее время обсуждались несколько вариантов возможного реформирования СК России. Наш источник в МВД высказал предположение, что на базе Следственного комитета будет образован единый следственный орган, в которой вольются следователи и дознаватели МВД РФ. Но есть и иные точки зрения.

Так, доктор политических наук Юлий Нисневич считает, что слухи о том, что Следственный комитет будет вновь объединён с Генеральной прокуратурой, ходят очень давно. Это довольно ожидаемая история». Однако, с этой точкой зрения не согласен политолог Станислав Белковский: « Следственный комитет изначально входил в состав Генеральной прокуратуры. В те времена, кстати, Бастрыкин тоже возглавлял это ведомство и формально был коллегой Генерального прокурора. Сейчас Генеральная прокуратура претендует на то, чтобы ей вернули контроль над следствием. Однако, наш президент как консервативный лидер редко меняет свои решения, поэтому, на мой взгляд, Следственный комитет останется, но будет реформирован».

Александр Михайлов считает, что объединение СК и Генпрокуратуры было бы ошибкой: «Сейчас звучат предложения о том, чтобы вернуть Следственный комитет в состав Генпрокуратуры в качестве самостоятельной структуры. Я даже слышал вероятное название: «Следственный комитет Генеральной прокуратуры». Однако, с процессуальной точки зрения это было бы ошибочным решением: одно и то же ведомство не может вести расследование и осуществлять надзор над ним. Это снова может привести к субъективным решениям, ошибкам и правовому беспределу».

Не менее обсуждаемая тема – новый потенциальный руководитель Следственного комитета. «Слухи об отставке председателя Следственного комитета ходят не первый год, и пока никак на положении Александра Бастрыкина не повлияли. Если всё-таки такая громкая отставка произойдёт, вероятно, его место мог бы занять кто-нибудь из первых замов Бастрыкина. Например, Игорь Краснов, Эдуард Кабурнеев, либо Расков – руководитель управления по расследованию особо важных дел», — считает адвокат Александр Железников.

«Среди преемников Александра Ивановича я бы назвал две кандидатуры. — говорит Станислав Белковский. -Это 42-х летний Игорь Краснов, заместитель председателя Следкома. Кстати, в прошлом году ему было присвоено звание генерал — лейтенанта юстиции. Другая, не менее достойная, на мой взгляд, кандидатура — председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству — 54-х летний Павел Крашенинников. Он доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции, но что еще важнее – доказал лояльность власти, будучи депутатом от «Единой России». Крашенинникова знают и в президентских структурах: он ч лен Совета при Президенте РФ по совершенствованию гражданского законодательства, входит в Комиссию при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия».

Однако, представители силовых ведомств высказываются более осторожно. Утечки информации из Администрации президента на сегодняшний день по этому вопросу нет. Президент может принять любое решение, и оно может быть самым неожиданным, считают силовики.

Следственные органы во взаимодействии с оперативными службами последовательно наращивают усилия по раскрытию преступлений. Общая раскрываемость преступлений повысилась на 4% и составила более 53%, а число нераскрытых преступлений сократилось на 20%.

Трудом наших следователей совместно с органами дознания раскрыто 17 тысяч убийств, 10 тысяч причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего, 5 тысяч изнасилований.

Во взаимодействии с МВД России удалось раскрыть совершенные в условиях неочевидности заказные убийства прокурора Саратовской области Григорьева и следователя Следственного комитета Казиахметова. Осталось лишь получить результаты назначенных судебно-психиатрических экспертиз и провести действия, связанные с окончанием следствия.

Однако, несмотря на то, что общая раскрываемость преступлений в стране повысилась, виновные в совершении полутора миллионов преступлений так и не были установлены.

Именно на это обратил внимание Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая на коллегии в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

При этом он подчеркнул, что критерий эффективности работы правоохранительных органов здесь только один – раскрываемость, привлечение к ответственности и последующее осуждение виновных.

Отдельно остановлюсь на ситуации в республиках Северного Кавказа.

Деструктивные силы пытаются здесь любыми способами дискредитировать действия органов власти, не гнушаясь в том числе и совершением тяжких и особо тяжких преступлений.

Учитывая сложную криминогенную обстановку, в эти регионы регулярно выезжали руководители Следственного комитета, другие работники центрального аппарата. Мы на месте оперативно разбирались в положении дел, вырабатывали необходимые меры, оказывали практическую и методическую помощь в расследовании конкретных преступлений.

На днях по подозрению в убийствах мэра Владикавказа Караева и вице-премьера Северной Осетии Казбека Пагиева задержаны подозреваемые. Расследование находится на моем личном контроле.

Бандиты стараются дестабилизировать обстановку, запугать законопослушных граждан, регулярно нападают на сотрудников правоохранительных органов, в том числе и Следственного комитета.

Одной из их жертв стал наш коллега – Дмитрий Марининов. Мы наступательно проводим следственные действия, направленные на раскрытие этого заказного убийства.

Обоснованную тревогу вызывает высокий уровень преступных проявлений экстремистской направленности в целом по стране. В 2008 году зарегистрировано 460 преступлений данной категории, что на 29% больше, чем в 2007 году.

Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве (93), в Нижегородской области (21), в Санкт-Петербурге, в Новосибирской (по 19) и Свердловской областях (17).

На раскрытие и расследование этих преступлений, «являющихся системной угрозой существования нашего общества», обратил внимание Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

В прошлом году следователи Следственного комитета успешно расследовали ряд «громких дел» этой категории.

Приведу пример по Санкт-Петербургу.

В августе 2003 года Алексей Воеводин и Дмитрий Боровиков, состоящие ранее в экстремистском сообществе, создали банду с целью совершения преступлений, связанных с насилием и направленных на возбуждение расовой и национальной розни, в том числе убийств выходцев с Кавказа, из Африки и Азии.

Банда имела четкую организационную структуру, ее отличала устойчивость, сплоченность, жесткая дисциплина.

Бандой совершены многочисленные преступления на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди них – нападения и убийства граждан Армении, Нигерии, КНДР, Сенегала.

Всего по делу к уголовной ответственности привлечено 14 человек. В их число входят как участники банды, так и лица, содействующие им в совершении преступлений.

В декабре 2008 года уголовное дело направлено в суд.

Другой пример по Москве.

Уголовное дело по обвинению Рыно и пяти его соучастников в совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. В период с августа 2006 по апрель 2007 года ими совершено 20 убийств и 12 покушений по экстремистским мотивам. Приговором суда участники столичной банды «скинхедов» приговорены к лишению свободы на срок от 6 до 20 лет.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что расследование преступлений этой категории необходимо проводить в тесном взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, создавать по каждому делу следственно-оперативные группы, принимать реальные и исчерпывающие меры для устранения причин этих опасных деяний.

Чудовищно, но это факт: большинство таких преступлений совершено несовершеннолетними, сознание которых отравлено националистической пропагандой.

Обратная сторона медали – это преступления, совершенные иностранными гражданами, в том числе нелегальными мигрантами.

Тенденции здесь крайне негативны. В условиях глобального финансового кризиса, на фоне массовых увольнений, ужесточения конкуренции на рынке труда – эта ситуация может серьезно усугубиться. Причем преступность среди мигрантов из года в год увеличивается. В прошлом году ее рост составил 7,5%.

Для принятия мер по нормализации положения с миграцией и усилению защищенности граждан от преступных посягательств со стороны иностранцев нами выработаны конкретные предложения, о которых мы доложили руководству страны.

Переходя к оценке результатов следственной работы, отмечу, что в 2008 году сотрудниками Следственного комитета проведена проверка 1 миллиона 200 тысяч сообщений о преступлениях. Это – огромный пласт работы, предшествующий возбуждению уголовного дела.

Мы хорошо понимаем, что от того, насколько своевременно, качественно и объективно рассматриваются заявления о преступлениях, поступающие от граждан и организаций, зависит и уровень доверия к нам со стороны общества.

В производстве следственных органов Следственного комитета находилось почти 213 тысяч уголовных дел или три дела на одного следователя в месяц.

Из них окончено свыше 113 тысяч уголовных дел, то есть более половины.

Свыше 106 тысяч уголовных дел или 94% от числа оконченных направлены в суд.

Большой объем проведенных проверок по сообщениям о преступлениях и количество расследованных уголовных дел – это огромный труд каждого конкретного следователя и руководителя следственного органа.

Эффективно в течение года работали следователи Астраханской, Волгоградской, Новгородской, Пензенской и Ярославской областей, Приволжского следственного управления на транспорте, Волжского природоохранного следственного управления, где удельный вес направленных в суд уголовных дел составляет 98–99%.

Считаю важным подчеркнуть, что в большинстве следственных органов Следственного комитета основные контролируемые параметры результатов работы (это – качество и сроки расследования, это – удельный вес прекращенных дел, это – состояние законности) по сравнению с 2007 годом остаются прочными и стабильными.

Как известно, уголовно-процессуальное законодательство определило процессуальный контроль как важное полномочие руководителя следственного органа.

Для его реализации нами создана централизованная система ведомственного процессуального контроля.

Сегодня настало время определить эффективность деятельности этой службы, дать объективную оценку ее работникам по всей вертикали Следственного комитета.

Основным ее звеном являются подразделения процессуального контроля в следственных управлениях по субъектам Российской Федерации. Ответственность за принятые по уголовным делам решения лежит как на следователе, так и на лице, обязанном осуществлять процессуальный контроль.

Скажу откровенно: мы устали говорить о необходимости организации упреждающего процессуального контроля. Мы зачастую лишь «бьем по хвостам».

Между тем необходимо не только отменять уже состоявшиеся решения, надо стремиться их не допускать!

Напоминаю вам, что руководители следственных органов в своей каждодневной деятельности, и особенно учитывая молодой кадровый состав наших органов, должны лично вникать в организацию работы следователя, умело направлять и эффективно контролировать ее.

Еще раз предупреждаю, что требовательность к руководителям за результаты этой деятельности снижаться не будет, а наоборот, – спрос будет только усиливаться.

Другие публикации:  Что такое отзыв на заявление кредитора

Нельзя не сказать об уголовных делах, предварительное следствие по которым приостановлено.

Вместе с тем у нас есть коллективы, где в 2008 году не было допущено нарушений прав и свобод граждан. Это следственные органы по республикам Адыгея и Калмыкия, Волгоградской и Костромской областям, Дальневосточного, Приволжского и Московского межрегионального следственных управлениях на транспорте, в специализированном следственном отделе по ЗАТО «Межгорье».

Отдельно хочу сказать о работе Главного следственного управления Следственного комитета, сотрудниками которого успешно расследованы наиболее сложные и резонансные уголовные дела.

В завершающей стадии расследования – уголовное дело о подрыве пассажирского железнодорожного состава «Невский экспресс». Установлено, что преступление – не случайный эксцесс, а террористический акт, и это доказано экспертным путем.

В производстве следователей центрального аппарата имеются уголовные дела о преступлениях, выходящих за пределы национальных границ Российской Федерации, совершенных организованными преступными группами.

Нами налажено эффективное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств для расследования таких дел и пресечения деятельности международных преступных сообществ, в том числе путем проведения совместных следственных действий.

Так, в сотрудничестве с правоохранительными органами Германии по уголовному делу о хищении в особо крупном размере нефти и денежных средств ОАО «Томскнефть» на сумму более 8 миллиардов рублей следствием добыты доказательства о получении участниками организованной группы крупных легализованных преступных доходов.

Примерно треть дел, находящихся в производстве следователей центрального аппарата, – дела о коррупции. Наибольшее их число совершено в сфере правоохранительной и контрольно-ревизионной деятельности, а также в органах местного самоуправления. Среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, – сотрудники органов внутренних дел и таможни, прокурорские работники, должностные лица муниципалитетов и высокопоставленные чиновники государственного аппарата.

Только по этим уголовным делам размер выявленного в прошлом году ущерба составил почти 920 миллионов рублей.

В настоящее время завершено досудебное производство по делу о взяточничестве в системе Федерального фонда обязательного медицинского страхования в отношении 11 должностных лиц, которые получили взятки на общую сумму более 28 миллионов рублей.

В периодических изданиях и на телевидение неоднократно комментировали так называемое дело Сторчака.

Расследование преступлений экономического характера всегда представляет определенную сложность. А по этому делу необходимо принять во внимание, что предпосылки к нему сложились более 10 лет назад. Кроме того, в последние годы организацией запланированного особо крупного хищения государственных средств занимались без преувеличения лучшие финансово-экономические специалисты, в их числе действующий и бывший заместители Министра финансов России. Нами уже получены все экспертные заключения, и в ближайшее время следствие будет завершено.

К уголовной ответственности по обвинению в вымогательстве взятки в размере 18 миллионов долларов США привлечен глава администрации г. Красноармейска Московской области Булгаков и руководитель городской торгово-промышленной палаты Титенок.

С целью повышения эффективности досудебного производства по делам коррупционной направленности мы активно взаимодействуем с контрольными и ревизионными органами – Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой России по финансовому мониторингу.

Так, в июне прошлого года Следственный комитет и Счетная палата Российской Федерации подписали Положение о порядке взаимодействия.

На совместном оперативном совещании принято решение о необходимости организации проверок материалов Счетной палаты следственным путем.

В стадии согласования находится подписание совместного указания о мерах по реализации нашего сотрудничества.

Уже сейчас в производстве Главного следственного управления имеется ряд дел, возбужденных по материалам контролирующих органов.

Это – дело по фактам нарушения законодательства в Управлении Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу; дело о мошенничестве в особо крупном размере и злоупотреблении полномочиями руководителями ОАО «Совфрахт», совершенных при отчуждении федерального недвижимого имущества в г.Мумбае (Индия); дело о перемещении на территорию Российской Федерации электротоваров из Финляндии. Фигуранты по этому делу причастны к контрабанде товаров на общую сумму 187 миллионов рублей.

Напомню, что в декабре прошлого года Президент России подписал пакет антикоррупционных законов.

В развитие комплекса предложенных Президентом мер по системному противодействию коррупции нами разработаны специальные планы, выполнение которых находится под моим личным контролем.

Заметно активизировалась работа по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности и после проведения заседаний коллегий Следственного комитета в июне и декабре прошлого года.

Во многих следственных управлениях по субъектам Российской Федерации созданы специализированные подразделения по расследованию преступлений этой категории. Они укомплектованы наиболее опытными и квалифицированными следователями.

Данную работу необходимо системно и наступательно наращивать, добиваясь конкретных реальных результатов. Вести борьбу и в центре, и на местах, по единым требованиям, вне зависимости от должностного положения виновных лиц.

В целом результаты работы Следственного комитета в этой сфере таковы.

В 2008 году рассмотрены почти 49 тысяч сообщений о совершении преступлений коррупционной направленности в органах государственной власти и местного самоуправления. Возбуждено свыше 10 тысяч уголовных дел, более 5 тысяч из них окончены. В суды направлено свыше 4,5 тысячи дел.

Отмечу, что названные мной результаты работы превышают показатели прошлого года.

Приведу некоторые примеры.

Следственными органами Приморского края установлено, что в 2003-2004 годах депутат законодательного собрания края, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также другие должностные лица краевой администрации путем мошенничества при реализации 30 объектов недвижимости присвоили десятки миллионов рублей. В настоящее время проверяется причастность этой преступной группы к совершению аналогичных противоправных действий в отношении более чем 100 объектов недвижимости.

Отмечу, что нам удается выявлять и коррупционные преступления прошлых лет.

По делу о получении взятки начальником отдела управления по учету и распределению жилья г. Курска Свинцовой за предоставление комнаты в общежитии установлено еще 9 фактов получения ею взяток в 2005-2006 годах.

В Башкортостане привлечена к уголовной ответственности заместитель руководителя управления Федерального казначейства Дмитриева Н.Д., которая с 2005 года совершила хищения средств федерального бюджета на сумму около 4 миллионов рублей.

Выявляются коррупционные связи государственных чиновников с криминальными структурами.

Заместитель мэра г. Вышний Волочёк Тверской области Чернышев в сговоре с членами организованной преступной группы принудил предпринимателя отказаться от участия в купле-продаже магазина, после чего данное помещение было продано по заниженной цене подконтрольной преступной группе фирме.

Даже эти единичные примеры показывают, какой вред государству своими противоправными действиями причиняют должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.

Работа следственных органов Следственного комитета должна быть нацелена на принятие действенных мер по максимальному возмещению ущерба, с тем чтобы преступники не смогли воспользоваться плодами своих противоправных деяний.

Без преувеличения можно заявить, что особенно злободневной остается проблема коррупционных проявлений сотрудников правоохранительных органов, то есть лиц в первую очередь призванных противостоять этим преступлениям.

В 2008 году привлечено к уголовной ответственности почти 2,5 тысячи должностных лиц органов внутренних дел, тысяча военнослужащих, свыше тысячи должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, 110 представителей законодательных органов власти.

Например, заместитель Министра внутренних дел Республики Марий Эл и другие сотрудники министерства на протяжении ряда лет присваивали денежные средства, выделенные на поощрение сотрудников милиции.

Бывший Министр внутренних дел Республики Хакасия совместно с руководителями службы тыла присвоил товарно-материальные ценности на сумму полтора миллиона рублей.

Кроме того, нами привлечены к уголовной ответственности за должностные и коррупционные преступления несколько сотрудников службы по контролю за оборотом наркотиков во главе с генералом этого ведомства Бульбовым.

Несмотря на постоянное давление, в том числе с использованием средств массовой информации, в настоящее время судебные решения по продлению сроков содержания под стражей признаны законными. После ознакомления с материалами дела все обвиняемые предстанут перед судом.

Теперь о чистоте наших собственных рядов. Здесь тоже далеко не всё благополучно.

Уместны в этом случае слова английского экономиста Джона Стюарта Миля, который как-то сказал: «Достоинство государства зависит в конечном счете от достоинства образующих его личностей».

Необходимо жестко пресекать любые факты нарушения закона. В рядах следственных органов Следственного комитета нет места тем, кто пришел на работу ради наживы. С целью выявления таких лиц нами налажено эффективное взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, подразделениями ФСБ и МВД России.

К подобным предателям, иначе я их не могу назвать, будут приниматься самые жесткие меры, предусмотренные законом.

В прошлом году привлечено к ответственности 15 сотрудников Следственного комитета. Это говорит о необходимости дополнительных мер по подбору кадров, усилению профилактической работы с ними.

В рядах коррупционеров в последнее время часто оказываются лица так называемого «особого правового статуса».

Как показала практика, процедура возбуждения уголовного дела в отношении их зачастую затягивалась на долгие месяцы. Ведь, чтобы возбудить уголовное дело, требовалось получить не только соответствующее заключение суда, но и в определенных случаях согласие других коллегиальных органов, корпоративно связанных с лицом, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении уголовного дела.

Примером, свидетельствующим о необоснованном затягивании сроков рассмотрения вопроса о дачи согласия на возбуждение дела, может служить следующее.

После получения необходимого заключения суда в июле 2007 года в Государственную Думу было внесено представление о лишении неприкосновенности депутата Шайхутдинова Р.Г. и даче согласия на его привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Однако до настоящего времени представление не рассмотрено. Это препятствует привлечению депутата к уголовной ответственности за причинение многомиллиардного ущерба государственному унитарному предприятию.

Мы всегда выступали за упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих «особым правовым статусом», и законодатель откликнулся на наши предложения.

В декабре прошлого года Федеральным законом о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс эта процедура упрощена.

Полагаю, тем самым начал претворяться в жизнь конституционный принцип равенства всех перед законом. Однако для некоторых категорий иммунитет пока сохранен. Поэтому надеюсь, что эти поправки – не последние.

В 2008 году количество привлеченных к уголовной ответственности лиц, указанных в главе 52 УПК РФ, в том числе и в связи с совершением ими преступлений коррупционной направленности, возросло.

Возбуждено 1 442 дела. Большую часть из них составили уголовные дела в отношении депутатов органов местного самоуправления (642), выборных глав органов местного самоуправления (306).

К ответственности также привлечены 29 судей, 136 адвокатов, 143 следователя органов внутренних дел.

По результатам расследования в суды направлены дела в отношении одной тысячи лиц «особого правового статуса». Это почти в 2 раза больше, чем в 2007 году. Осуждено 575 лиц.

Теперь о другом важном направлении нашей работы.

Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации, Следственному комитету дано прямое указание усилить контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений по уголовным делам о рейдерских захватах.

И опыт расследования подобных преступлений нами успешно нарабатывается.

В Санкт-Петербурге раскрыты преступления, направленные на передел собственности в интересах «тамбовской» преступной группировки Кумарина (Барсукова). Ему и его соучастникам предъявлены обвинения в мошенничестве, вымогательстве и умышленных убийствах. Расследование проводится одновременно по десятку уголовных дел, часть из них в ближайшем будущем будет рассмотрена судами.

С момента создания Следственного комитета в производстве его следователей находилось более 40 уголовных дел указанной категории. По 11 уголовным делам следствие завершено, и они направлены в суд. Имущественный ущерб, причиненный в результате преступлений, возмещен в размере 130 миллионов рублей.

Однако, очевидно, что цифры о количестве выявляемых захватах предприятий не отражают реальной картины преступной деятельности в этой сфере.

Работу по борьбе с этими преступными проявлениями необходимо наращивать.

Большое значение в этой работе мы придаем взаимодействию с правоохранительными органами и органами исполнительной власти.

В прошлом году в Волгограде, Липецкой области и других регионах проведены межрегиональные семинары-совещания, научно-практические конференции по вопросам организации работы по противодействию коррупции.

Наряду с руководителями следственных органов в них участвовали главы администраций, прокуроры субъектов, видные ученые-юристы, представители судейского корпуса и других ведомств.

Уверен, что такие мероприятия имеют колоссальное практическое значение в определении приоритетов в работе по борьбе с коррупционными проявлениями, принятии конкретных мер по предупреждению должностных преступлений.

Не могу не сказать о такой важной составляющей следственной работы, как взаимопонимание и деловое сотрудничество с прокурорами.

Все мы работаем на одной процессуальной площадке – стороне обвинения. Для эффективной работы на общий результат Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой Российской Федерации издано в декабре прошлого года совместное указание, которое послужит в том числе и дальнейшему улучшению качества предварительного следствия.

В следственных органах по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возвращено каждое десятое дело, а в Чеченской Республике удельный вес возвращенных на доследование дел превысил 17%.

Отдельно остановлюсь на наших приоритетных направлениях.

Любой человек должен чувствовать свою защищенность, быть спокойным и уверенным в безопасности своих близких, своего имущества. Этим он оценивает эффективность работы правоохранительной системы.

Именно на это на коллегии МВД России нацелил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, отмечая, что сегодня один из центральных, ключевых вопросов – профилактика правонарушений.

В связи с этим важное место в следственной работе должно отводиться эффективности принимаемых следователями мер по установлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Отмечу, что в истекшем году следователями Следственного комитета внесено более 100 тысяч представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

Вместе с тем в ряде случаев этой работе не достаёт логического завершения, ибо не всегда удается добиться от соответствующих должностных лиц принятия конкретных профилактических мер.

Руководителям следственных органов необходимо добиваться реального устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Для этого следует активнее использовать такую форму работы, как личное участие в рассмотрении представлений. В случае неполучения ответов на представления либо формальных отписок направлять материалы руководителю вышестоящего следственного органа для принятия мер реагирования.

Считаю, что настало время инициировать внесение дополнений в законодательство, устанавливающих ответственность должностных лиц за непринятие мер по представлениям следственных органов по устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступления.

Не может не вызывать тревогу большое количество преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами, в том числе условно-досрочно освобожденными от наказания.

Сейчас в России условно-досрочно освобождается фактически каждый второй осужденный. Вместе с тем уровень рецидива у них практически такой же, как и у лиц, освобожденных после отбытия срока наказания.

Вместе с тем только в первом полугодии прошлого года осуждено почти 28 тысяч лиц, совершивших преступления в период условно-досрочного освобождения.

Приведу примеры, к чему это приводит.

В Московской области, освободившись условно-досрочно от наказания за кражу и убийство, Пальцев убил свою бывшую жену, которая в то время была беременной, а также ее супруга. В Свердловской области условно-досрочно освобожденный за совершенное убийство Лоскутов нанес тяжкие телесные повреждения Москвиной, от которых последняя скончалась.

В связи с этим, видимо, назрела необходимость кардинально пересмотреть методы государственной системы контроля за такими лицами и условия досрочного освобождения их из мест лишения свободы. Целесообразно восстановить институт административного надзора. Условно-досрочное освобождение вообще не следует применять к террористам, маньякам, педофилам, организаторам и участникам организованных преступных групп и сообществ, а также к лицам, осужденным за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

Но здесь важно сказать и о другом. Устанавливая в ходе расследования причины и условия, способствовавшие совершению преступлений ранее судимыми лицами, необходимо выяснять: какие были приняты меры по их социальной адаптации? почему эти меры не сработали? И вносить соответствующие представления. Я обязываю руководителей следственных органов Следственного комитета тщательно разбираться с этими вопросами.

31 января этого года произошла трагедия, которая потрясла всю страну. В результате пожара в Подъельском Доме ветеранов погибло 23 пожилых человека. В очередной раз все произошло из-за преступной халатности целого круга должностных лиц.

Конечно, мы проведем по данному факту всестороннее и объективное расследование.

Но что просто поражает: аналогичные трагические события происходили за последние четыре года и в других регионах России. Все случаи пожаров произошли при одинаковых неблагоприятных обстоятельствах – в старых постройках, с невыполненными предписаниями по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

Такие же халатность и бездушие чиновников, допустивших эксплуатацию здания Белявской средней школы Оренбургской области, обернулись трагедией – обрушением стены и перекрытий школьного здания.

В самый разгар учебного дня погибли ни в чем не повинные дети – 5 школьниц 11 класса, стоявших на пороге большой и интересной взрослой жизни.

Безусловно, мы разберемся в причинах всех произошедших трагедий. Виновные не уйдут от ответственности.

Социально незащищенные слои населения – ветераны и инвалиды, а также дети не должны становиться заложниками безответственности и преступной халатности тех людей, которым родители и государство доверяют их жизни. Необходимы жесткие конкретные меры, которые позволят исключить подобные трагические события.

Приоритетное внимание к проблемам детей продиктовано в настоящее время ростом таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

Вдумайтесь в цифры. В прошлом году разыскивалось почти 22 тысячи несовершеннолетних, свыше 5,5 тысяч из них – малолетние дети.

Очень часто именно в отношении вот такого беззащитного в силу возраста маленького человека, не способного дать отпор взрослому преступнику, совершаются наиболее циничные и жестокие преступления. Всё чаще эти преступления совершаются в сфере половой неприкосновенности личности.

Например, в Ставрополье житель Невинномысска С. Машак на протяжении более чем двух лет совершал насильственные действия сексуального характера в отношении малолетних мальчиков, с которыми знакомился возле школы. Мы сделали все возможное, доказали его виновность, и в декабре 2008 года направили дело в суд.

Чудовищный случай произошел в Удмуртии.

Судимый за нанесение побоев своему сыну 30-летний «горе-отец», которому было назначено наказание, не связанное с лишением свободы, едва не убил своего второго ребенка. Изрядно напившись, он из пневматического пистолета расстрелял малолетнюю дочь. К счастью, ребенок остался жив, но ей нанесены тяжелые увечья – она лишилась глаза. Таким страшным, жестоким образом этот изверг, уже лишенный родительских прав в отношении сына, пытался «освободить дочь от дьявола», который, как ему казалось, вселился в ребенка.

Другие публикации:  Нотариус чкалова оренбург

Всего за 2008 год совершено 62 тысячи преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении детей и подростков, в том числе сексуального характера – свыше 9 тысяч. От преступных посягательств погибло более 2 тысяч несовершеннолетних, из них 388 детей – в результате умышленных убийств.

Вспомните, в декабре прошлого года всех нас поразил оправдательный приговор американского окружного суда в связи с гибелью усыновленного полуторагодовалого Димы Яковлева, оставленного «отцом» (в кавычках) в закрытом автомобиле под палящим солнцем.

Каких же слов заслуживает тогда жестокость двух «нелюдей», – другое слово трудно подобрать для супружеской пары из Подмосковья, совершивших зверское убийство своего приемного сына.

Обнаженное тело трехлетнего мальчика с множественными телесными повреждениями и привязанным к животу автомобильным аккумулятором было обнаружено 26 января 2009 года в Московской области под мостом через реку.

Судебно-медицинская экспертиза установила, что мальчик брошен в ледяную воду ещё живым. На протяжении длительного времени он подвергался истязаниям, был крайне истощен.

Раскрыть в столь короткий срок жестокое и циничное убийство удалось благодаря кропотливой и профессиональной работе следователей следственного управления по Московской области, оперативных сотрудников милиции, а также при помощи средств массовой информации, разместивших фотографию ребенка.

Однако помимо совершения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних участились случаи, когда в результате халатного отношения врачей, педагогов и других ответственных за детей лиц гибнут или становятся инвалидами дети.

Все мы помним случай с 14-летним школьником из Санкт-Петербурга, который, не выдержав систематических унижений и оскорблений со стороны учительницы (классного руководителя), покончил жизнь самоубийством.

А произошедшие в прошлом году в ряде регионов страны случаи гибели детей в медицинских учреждениях необходимо расценивать не только как неисполнение профессионального долга врача, но и как жестокость и цинизм, нарушение клятвы Гиппократа, тем более, когда от этого страдают беззащитные дети.

По нашей инициативе решен вопрос о создании совместной с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации комиссии для принятия мер по устранению несвоевременного оказания в субъектах Российской Федерации экстренной (неотложной) медицинской помощи.

Расследование преступлений в отношении социально незащищенных групп граждан, в том числе в отношении детей, останется одним из приоритетных направлений нашей работы и на будущее.

Не могу сегодня не вспомнить мужественный поступок 7-летнего мальчика Жени Табакова, который погиб, но ценой собственной жизни, дав решительный отпор взрослому преступнику-рецидивисту, спас от грабителя и насильника свою сестру.

По нашей инициативе за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга, Табаков Евгений, ученик 2-го класса, награжден орденом «Мужества».

3 февраля эта высокая государственная награда была вручена маме отважного мальчика, на примере которого следует воспитывать даже большинство взрослых мужчин.

Давайте минутой молчанья

почтим память маленького героя!

Еще одним приоритетным направлением нашей деятельности является раскрытие и расследование преступлений прошлых лет.

В прошлом году в ходе расследования раскрыто более 10 тысяч преступлений прошлых лет, не состоящих ранее на учете. Из них свыше 3,5 тысяч – тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 300 убийств, 116 фактов причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, а также 393 изнасилования.

Лучшие показатели в раскрытии преступлений прошлых лет имеют следственные органы по Республике Татарстан (540), Пермскому краю (551), Московской (563), Челябинской (588) и Тюменской (769) областям.

В раскрытии и расследовании любого преступления важно не прекращать работу по делу, добиваться неотвратимости уголовного преследования виновного независимо от того, сколько бы лет ни прошло со дня трагедии. Именно на это мы нацеливаем наших следователей.

За 12 месяцев 2008 года по приостановленным уголовным делам раскрыто почти 6 тысяч преступлений прошлых лет, из них более 3 тысяч тяжких и особо тяжких, в том числе 1 000 убийств, 568 причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть, 342 изнасилования.

Весомых результатов добились следственные органы по Свердловской области, где раскрыто 129 таких преступлений, по Ставропольскому (131), Краснодарскому (137), Пермскому (158) краям, Иркутской (143) и Московской (173) областям.

Вместе с тем малоэффективно участвовали в этой работе в Республике Алтай, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе, где раскрыто лишь по 5-6 преступлений прошлых лет.

Руководители и следователи этих подразделений не сумели надлежаще организовать работу по таким делам, не использовали возможности созданных в следственных органах аналитических групп.

Однако есть и другие примеры.

В Калининграде к работе такой группы был привлечен прокурорский работник в отставке Ахмедов Михаил Наджафович. За полгода им изучено более 60 уголовных дел, по 25 из них подготовлены проекты постановлений об отмене решений о приостановлении следствия и проекты указаний о проведении следственных действий, изучено свыше 100 материалов доследственных проверок по фактам смерти и исчезновения граждан.

За оказанную помощь он поощрен приказом руководителя следственного управления.

Мы глубоко чтим и уважаем наших ветеранов, которые, невзирая на возраст, продолжают оказывать конкретную практическую помощь в расследовании преступлений, участвуют в проведении семинарских занятий со следователями.

Упомяну о Донцове Владимире Васильевиче и Погорелове Борисе Владимировиче, которые организовали и провели семинар по актуальной теме – методике расследования техногенных катастроф.

Следует чаще привлекать наших бывших коллег к работе по расследованию преступлений. Их вклад порой бывает неоценим.

Необходимо подчеркнуть чрезвычайную важность криминалистического сопровождения расследования уголовных дел.

История деятельности криминалистической службы органов прокуратуры показывает, что прокуроры-криминалисты всегда играли и продолжают играть важную роль в организации раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности, установлении и изобличении преступников, в техническом обеспечении следственной деятельности, в разработке методик расследования различных видов преступлений.

Только в прошлом году для помощи в организации расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, отыскании сокрытых трупов и вещественных доказательств с применением специальных технико-криминалистических средств работниками Главного управления криминалистики осуществлено более 200 выездов в регионы.

Об эффективности их деятельности говорят конкретные примеры раскрытых с помощью их знаний, умений и стараний преступлений.

Особо отмечу работу старшего прокурора-криминалиста Главного управления криминалистики Слесарева Владимира Михайловича.

Следственной группой, в которую он входил, выполнен огромный объем работы по уголовному делу об убийстве инспекторов дорожно-постовой службы в Ульяновской области.

Им удалось раскрыть целый ряд особо тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности, пресечь преступную деятельность особо опасных преступников, чьи похождения не ограничивались только Ульяновской областью.

Заслуживает упоминания и руководитель отдела криминалистики следственного управления по Ярославской области Полуев Анатолий Владимирович, который принимал непосредственное участие в раскрытии и расследовании уголовного дела в отношении душегуба-отравителя Соловьева В.В, который был осужден к высшей мере наказания с заменой на пожизненное лишение свободы.

Важное место в системе Следственного комитета занимает военное следственное управление, на следователях которого лежит основная нагрузка по борьбе с преступностью и коррупцией в войсках, которые помогли сохранить значительные бюджетные средства, выделяемые на реализацию мероприятий по модернизации и техническому переоснащению Вооруженных Сил Российской Федерации.

Детальный анализ деятельности военного следственного управления оставляю своему заместителю.

Напомню лишь, что именно наши военные следователи первыми приступили к исполнению поручения Президента Российской Федерации по документированию последствий нападения грузинских вооруженных формирований на территорию Республики Южной Осетии.

Допрошены в качестве свидетелей и потерпевших свыше 5 тысяч человек, показания которых подтверждают факты геноцида в отношении национальной группы осетин – граждан Российской Федерации.

Следствие также установило, что российские военнослужащие, 48 из которых погибли, честно выполнили свой воинский долг, предприняли все меры, чтобы воспрепятствовать нападению. Мы располагаем многочисленными примерами, свидетельствующими о мужестве и героизме российских солдат – миротворцев.

Все обстоятельства трагических событий получили соответствующую фиксацию в процессуальных документах, что дало возможность юридически правильно и беспристрастно оценить масштаб содеянного.

Опыт организации следственной работы в зоне вооруженного конфликта показывает, что созданная система следственных органов Следственного комитета способна к выполнению самых сложных задач.

На первоначальном этапе формирования Следственного комитета, несмотря на то что не у всех наших руководителей имелись навыки управления коллективом и опыт решения вопросов материально-финансового обеспечения, мы предъявляли максимально жёсткие требования к их управленческой деятельности.

Именно такой подход обеспечил стабильные результаты нашей работы. А время доказало правильность основных организационных и кадровых решений, поскольку любую, даже очень сложную, задачу решают всё-таки конкретные люди.

Одна из важнейших проблем в работе следственных органов – это чрезмерные перегрузки и дефицит времени, вызванные высоким уровнем производственной нагрузки. Работы меньше не станет, поэтому руководителям и следователям необходимо изыскивать резервы для оптимизации как собственной работы, так и деятельности следственного органа в целом.

Соответственно, одна из задач, стоящих перед руководителями – попытаться оптимизировать, рационализировать свою работу. Необходимо более глубоко подойти к вопросу распределения работы, нагрузки.

При этом результаты достижения сотрудниками положительных результатов не должны оставаться незамеченными руководством. Необходимо оперативно и своевременно оценивать качество труда подчиненных.

В ряде следственных управлений были проведены конкурсы по определению лучшего следственного отдела следственного управления, что очень похвально. Это свидетельствует о том, что руководители, отмечая не только работу отдельных следователей, но и целых отделов, стимулируют сотрудников к повышению показателей следственной работы целых коллективов.

Там, где эта работа еще не проводится, необходимо ее наладить. Уверен, что это не только поспособствует повышению качества следствия, но и положительно скажется на психологической атмосфере в коллективах.

В январе этого года Следственный комитет подвел итоги конкурса на звание «Лучший следователь». В конкурсе приняли участие 108 следователей из 96 следственных подразделений Следственного комитета. Назову имена победителей.

Первое место заслуженно присвоено старшему следователю по особо важным делам второго отдела управления № 1 по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета Эльсултанову Шарану Магомед-Алиевичу.

Другие призовые места заняли старший следователь следственного отдела по г. Тюмени Бушин Денис Станиславович, старший следователь следственного отдела по г. Балаково следственного управления по Саратовской области Переудин Алексей Александрович, старший следователь межрайонного отдела следственного управления по Новосибирской области Рогова Олеся Васильевна.

Кроме того, комиссией отмечен значительный личный вклад в дело борьбы с преступностью и высокий профессионализм следователей следственных управлений по Московской области – Бабакишиева Ильхама Рамизовича, по Нижегородской области – Жиделева Дмитрия Константиновича, по Чеченской Республике – Хаяури Элли Умаровича.

В течение прошлого года Следственный комитет проводил планомерную и кропотливую работу по созданию региональных учебных центров повышения квалификации в федеральных округах.

Проделана огромная работа: изданы необходимые организационно-распорядительные документы, сформирована библиотека следственного работника, разработаны тематические планы занятий, изучен опыт создания систем дополнительного профессионального образования в других ведомствах, налажены деловые отношения с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации, обеспечено соответствующее финансирование, приобретено необходимое оборудование, подготовлены помещения, заключены договоры с профессорско-преподавательским составом, сотрудниками правоохранительных ведомств и судебных органов, экспертами и другими специалистами, привлекаемыми к учебному процессу.

Как вы знаете, в январе этого года такие региональные учебные центры были открыты. Надеюсь, что обучение будет проходить с пользой для дела, а результаты обучения будут учитываться при дальнейших кадровых назначениях.

Справедливости ради отмечу, что работа по повышению квалификации работников проводилась нами всегда, с момента создания следственных органов Следственного комитета. Дополнительное профессиональное образование следователей в федеральных округах было организовано на базе профильных вузов. Всего свою квалификацию повысили почти 1,5 тысячи следователей.

В качестве примера приведу созданный в г.Екатеринбурге при Уральском федеральном университете региональный учебный центр. В нем прошли обучение 200 следователей, имеющих непродолжительный опыт работы. В ходе образовательного процесса исследованы проблемы квалификации тяжких и особо тяжких преступлений против личности, практика расследования коррупционных преступлений, вопросы взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, использования возможностей криминалистической техники.

В институты Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлены на целевое обучение 200 студентов.

В истекшем году Следственный комитет активно участвовал в разработке мер государственной политики в установленной сфере деятельности, в том числе по совершенствованию следственной деятельности, укреплению статуса руководителей следственных органов, повышению их роли в обеспечении конституционных прав граждан. Нашли поддержку у руководителей страны предложения Следственного комитета по вопросам противодействия коррупции, защиты несовершеннолетних от преступных посягательств, обеспечения прав и законных интересов социально незащищенных слоев населения (престарелых, инвалидов).

Работу в этом направлении нужно продолжать. И, что представляется особенно важным, усилить меры государственной политики по обеспечению законных прав потерпевших от преступлений. Здесь требуется комплекс и законодательных, и организационных мер.

В 2008 году активно развивалось международно-правовое сотрудничество Следственного комитета.

Организованы и проведены встречи с представителями компетентных органов иностранных государств и международных организаций по вопросам налаживания двусторонних связей в целях обеспечения оперативного обмена информацией и конструктивного взаимодействия по конкретным уголовным делам.

В результате подписаны соглашения о сотрудничестве с правоохранительными органами Казахстана, Финляндии, Южной Осетии и Абхазии.

Готовы к подписанию программы сотрудничества с Генеральной прокуратурой Азербайджана, находятся на рассмотрении проект Меморандума о взаимопонимании с силовыми ведомствами США.

Положено начало сотрудничеству с Международной организацией по миграции. Налажено взаимодействие с Интерполом, Европейским Судом по правам человека, Страсбургским университетом.

Это позволило Следственному комитету заявить о себе как о государственном органе, способном отстаивать свои интересы на международной арене и стремящемся к налаживанию плодотворного сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной преступностью.

Значительное внимание в прошлом году уделялось вопросам реформирования центрального аппарата Следственного комитета, создания оптимальных структур в территориальных подразделениях.

Укомплектованность следственных органов Следственного комитета составляет на сегодняшний день 97%. Это – сплоченный, боеспособный коллектив единомышленников.

Самоотверженный труд многих из них был отмечен.

Среди наших коллег 32 работника награждены высокими государственными наградами: орденом Мужества – 4 человека; орденом Почета – 2; орденом «За военные заслуги» – 1; медалью Суворова – 1; медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени – 2; медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени – 7; почетным званием «Заслуженный юрист» – 15.

Знаками отличия Следственного комитета награждено около 900 человек.

Руководство страны постоянно уделяет внимание работе Следственного комитета, оказывает необходимую помощь для повышения ее эффективности.

Указом Президента Российской Федерации с 1 января 2009 года штатная численность наших следственных органов увеличена на одну тысячу человек, а с июля этого же года – на полторы тысячи человек. В дальнейшем, с января 2010 года наши ряды увеличатся ещё на 2 тысячи человек.

Как вы понимаете, от нас ожидается еще большая отдача и эффективность работы.

А результаты своей деятельности надо делать открытыми для населения, средств массовой информации.

Минувший год показал, что нам удалось добиться того, что Следственный комитет стал одной из самых открытых силовых структур страны. По данным ряда информационно-аналитических компаний, мы заняли первое место по индексу информационного положительного имиджа.

В сентябре прошлого года начал работать официальный сайт Следственного комитета. В большинстве регионов также созданы собственные сайты-представительства в сети Интернет.

В целях популяризации деятельности Следственного комитета проведен Всероссийский конкурс на лучшее освещение нашей работы.

В освещении результатов нашей деятельности мы видим решение одной из основных задач нашей работы – воплощение в жизнь принципа неотвратимости наказания.

Нами проделана значительная работа по организационному, правовому, методическому, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности территориальных следственных органов.

Несмотря на то, что ведется планомерная работа по размещению территориальных следственных органов (по нашей инициативе созданы межведомственные комиссии, состоящие из представителей территориальных управлений Росимущества, прокуратур субъектов и следственных управлений), потребность в служебных площадях продолжает оставаться высокой.

Эта проблема характерна и для центрального аппарата Следственного комитета. Многим из нас проходится работать в стесненных условиях.

Вопрос о размещении подразделений Следственного комитета находится под контролем в Правительстве Российской Федерации, поэтому мы надеемся, что в скором времени нам удастся решить и эту проблему.

Обращаю внимание руководителей следственных органов на недопустимость нарушений финансовой дисциплины. Выборочные проверки ряда следственных управлений показали, что недостатки еще имеют место быть.

Приоритетным направлением для нас остается и транспортное обеспечение следственных органов. В 2008 году современным автотранспортом мы оснастили в первую очередь тех, кто расположен в районах Южного федерального округа, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Серьезным стимулом к добросовестному труду и повышению престижности профессии следователей, криминалистов, работников следственных органов Следственного комитета в целом являются и социальные гарантии.

По состоянию на 1 января этого года в системе Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА России) осуществляется медицинское обслуживание более 700 сотрудников центрального аппарата Следственного комитета, почти 1,5 тысячи членов их семей, а также сотрудников и родственников 17 территориальных следственных управлений. Работу по дальнейшему прикреплению следственных управлений к медицинским учреждениям ФМБА России следует продолжить.

Актуальной задачей является решение вопросов по обеспечению жильем следователей. В рамках федеральной программы «Жилище» на 2002 – 2010 гг. для приобретения служебного жилья Следственному комитету в прошлом году выделено около 169 миллионов рублей, на которые было приобретено более 2 тысяч кв. метров жилой площади. В текущем году и последующие годы реализация федеральной программы будет продолжена.

Подводя итоги работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в 2008 году, следует признать, что наши подразделения работали напряженно, сосредотачивая усилия на раскрытии преступлений и обеспечении принципа неотвратимости наказания.

Задачи на 2009 год изложены в проекте решения, которое будет дополнено с учетом выступлений и предложений участников коллегии.

Завершая выступление, хочу заверить всех присутствующих, что руководство Следственного комитета и все его работники своими конкретными делами будут продолжать утверждать торжество закона, своими делами оправдывая высокое доверие общества и государства.