Понятие компенсация в коррекционной педагогике это

25.03.2018 Выкл. Автор admin

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Понятие о компенсации.

Понятие compensation (возмещение, уравновешивание) — замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных аномалий.

Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. Этот процесс типичен при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие со средой. Компенсация нарушенных функций у человека «представляет собой глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений. Определяющими в развитии процессов компенсации у человека является сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности».

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, развития личности.

Диалектика — материалистическая понимание компенсации нарушенных функций основывается на том, что при аномальном развитии сохраняются тот же принцип протекания нервных процессов, та же решающая роль социальных факторов в становлении и развитии психической деятельности, что и в норме.

Специфическое развитие человека, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Именно здесь проявляются потенциальные возможности компенсации.

В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития» Выготский Л.С. Собр. Соч. — М., 1983. — Т. 5. — С. 12.. При этом оптимальное развитие функций сохраненных органов, замещающих пораженный орган, Л.С. Выготский объясняет активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью исправить дефект, но они могут помочь преодолеть трудности, создаваемые дефектом. Поэтому Л.С. Выготский считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно научно состоятельным и верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности. Однако для некоторых форм аномального развития существует определенные пределы и ограничения компенсации. В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям, компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют декомпенсацией.

Протекание компенсаторных процессов у аномальной личности зависит от ряда условий. К числу благоприятных условий развития человека относятся следующие:

1. Правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая дифференцированное построение сети специальных учреждений, построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы.

2. Использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармонического формирования умственных и физических способностей.

3. Правильные отношения в коллективе, а также между педагогами и учащимися.

4. Правильная организация режима учебной работы и отдыха, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями.

5. Чередование разнообразных методов обучения учащихся, направленных на повышение их активности и самостоятельности.

6. Использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.

Таким образом, важным условием компенсации, исправления и восстановления функции является коррекционно-воспитательная работа, строящаяся с учетом своеобразия развития разных групп аномальных личностей, а также опирающаяся на знание индивидуальных особенностей каждого человека.

Компенсация, коррекция и реабилитация как категории коррекционной педагогики и психологии

Компенсация —возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

«Минус дефекта превращается в плюс компенсации»(Выготский)

— компенсация возможна за счет «обходного пути»:

1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)

2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые — письмо -осязательный анализатор — Брайль)

— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития

— на личностном уровне — поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности.

Защитный механизм — сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; это сугубо внутренние процессы. Они проходят несколько этапов (фаз).

Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма.

Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины.

Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Четвёртая фаза —включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации.

Пятая фаза – завершающая, связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.

Первый — биологический или телесный уровень. Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень — это чисто человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.

Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта».

Копинг-стратегиипредставляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.

В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа

-поиск социальной поддержки и избегание,

— уход от необходимости самостоятельного решения.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Реабилитация — система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.

Разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов.

Так медицинская реабилитацияобращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.);

психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия) и т.д.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты функции не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением.

Речь не может идти о восстановлении, так как восстанавливать можно только то, что утрачено. Если при реабилитацииключевым словом выступает — восстановление, то при абилитации — формирование.

Другие публикации:  Трудовой договор регулируется трудовым кодексом

Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся.

Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать, как систему раннего вмешательства в процессе развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Таким образом, абилитация (предоставление прав) — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно.

Понятие компенсация в коррекционной педагогике это

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

    Биологический, или телесный.

Психологический — чрезвычайно сложен по своему содержанию.
Он включает в себя работу защитных механизмов,
т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение
тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях
.
Кроме того, на этом уровне разворачивается
действие так называемых копингстратегий,
т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание
позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях
.

Социально-психологический,
связанный с общественным характером человеческого бытия.
Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных
нарушений во многом зависит от характера внешней помощи,
в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

  • Социальный — его реализация связана
    с отношением в целом общества к инвалидам.
    Эти отношения во многом определяются
    национальными и религиозными традициями общества,
    способствуя или препятствуя социальной адаптации
    лиц с ограниченными возможностями.
  • Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

    Компенсация и коррекция

    Если

      компенсация — это процесс возмещения
      нарушенной или утраченной функции
      , то

  • коррекция чаще всего определяется как
    исправление тех или иных нарушений.
  • Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

    Коррекция и реабилитация

    Понятие реабилитация, как и коррекция,
    указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.

      Но если коррекционные воздействия
      ориентированы весьма локально
      ,
      т. е. нацелены на исправление отдельных функций
      или сторон жизнедеятельности человека

      (например, коррекция внутрисемейных отношений), то

  • реабилитациясистема мероприятий,
    направленных на восстановление
    полноценного общественного бытия личности
    .
  • Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
    к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:

      • медицинская,
      • психологическая,
      • семейная,
      • досуговая,
      • социально-трудовая и др.

    Реабилитация и абилитация

    Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

      Ситуация абилитации характеризуется тем, что
      факта и момента утраты не было
      человек изначально от рождения или с раннего детства
      обладал тем или иным нарушением
      .
      Стало быть, речь не может идти о восстановлении
      ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.

  • Следовательно, абилитация
    система мероприятий, направленных
    на формирование эффективных способов
    социальной адаптации в возможных
    для данного индивида пределах
    .
  • Адаптация и компенсация

    Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.

    • Адаптация часто определяется как
      особый процесс восстановления
      нарушенного равновесия между индивидом и средой
      путем внутренних изменений самого индивида
      .

    Компенсаторные процессы так же направлены
    на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
    Но отличие состоит в том, что
    равновесие между индивидом и средой
    может быть нарушено за счет
    средовых изменений и изменений в самом индивиде
    .

    1. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы,
      приводящие к изменениям, направление которых
      уводит индивида от исходного состояния,

      тем самым восстанавливая равновесие.
    2. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы,
      приводящие тоже к внутренним изменениям
      , но
      противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
      Компенсаторные процессы стремятся
      вернуть индивида к исходному утерянному состоянию
      .
      И чем в большей степени это удается,
      тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

    В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом (схема 10.2).

    Понятие компенсация в коррекционной педагогике это

    Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

      Биологический, или телесный.

    Психологический — чрезвычайно сложен по своему содержанию.
    Он включает в себя работу защитных механизмов,
    т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение
    тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях
    .
    Кроме того, на этом уровне разворачивается
    действие так называемых копингстратегий,
    т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание
    позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях
    .

    Социально-психологический,
    связанный с общественным характером человеческого бытия.
    Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных
    нарушений во многом зависит от характера внешней помощи,
    в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

  • Социальный — его реализация связана
    с отношением в целом общества к инвалидам.
    Эти отношения во многом определяются
    национальными и религиозными традициями общества,
    способствуя или препятствуя социальной адаптации
    лиц с ограниченными возможностями.
  • Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

    Компенсация и коррекция

    Если

      компенсация — это процесс возмещения
      нарушенной или утраченной функции
      , то

  • коррекция чаще всего определяется как
    исправление тех или иных нарушений.
  • Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

    Коррекция и реабилитация

    Понятие реабилитация, как и коррекция,
    указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.

      Но если коррекционные воздействия
      ориентированы весьма локально
      ,
      т. е. нацелены на исправление отдельных функций
      или сторон жизнедеятельности человека

      (например, коррекция внутрисемейных отношений), то

  • реабилитациясистема мероприятий,
    направленных на восстановление
    полноценного общественного бытия личности
    .
  • Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
    к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:

      • медицинская,
      • психологическая,
      • семейная,
      • досуговая,
      • социально-трудовая и др.

    Реабилитация и абилитация

    Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

      Ситуация абилитации характеризуется тем, что
      факта и момента утраты не было
      человек изначально от рождения или с раннего детства
      обладал тем или иным нарушением
      .
      Стало быть, речь не может идти о восстановлении
      ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.

    Другие публикации:  Какой моральный ущерб если сбила машина
  • Следовательно, абилитация
    система мероприятий, направленных
    на формирование эффективных способов
    социальной адаптации в возможных
    для данного индивида пределах
    .
  • Адаптация и компенсация

    Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.

    • Адаптация часто определяется как
      особый процесс восстановления
      нарушенного равновесия между индивидом и средой
      путем внутренних изменений самого индивида
      .

    Компенсаторные процессы так же направлены
    на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
    Но отличие состоит в том, что
    равновесие между индивидом и средой
    может быть нарушено за счет
    средовых изменений и изменений в самом индивиде
    .

    1. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы,
      приводящие к изменениям, направление которых
      уводит индивида от исходного состояния,

      тем самым восстанавливая равновесие.
    2. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы,
      приводящие тоже к внутренним изменениям
      , но
      противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
      Компенсаторные процессы стремятся
      вернуть индивида к исходному утерянному состоянию
      .
      И чем в большей степени это удается,
      тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

    В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом (схема 10.2).

    В 3. КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Специальная психология и коррекционная педагогика имеет своё проблемное поле, в теоретическом пространстве которого обсуждается её понятийный аппарат. Сюда относятся вопросы определения и квалификации объекта науки, научная терминология, описывающая предмет науки, а также ключевые термины, обозначающие сферу деятельности практического психолога и дефектолога в этой области.

    Система понятий специальной психологии и коррекционной педагогики отражает в определённых языковых формах знания о природе и сущности нарушений психического развития, представленные в различных концепциях и моделях.

    Система понятий специальной психологии и коррекционной педагогики на разных этапах развития менялась, на неё оказывали влияние:

    · Взгляды общества на проблему нарушений и отклонений в развитии;

    · Разработка это проблемы в смежных областях научного знания;

    · Позиция государства относительно форм и способов помощи людям с различными нарушениями в развитии.

    Становление категориально-понятийного аппарата продолжается, проблема формирования и использования психологически адекватной терминологии для неё весьма актуальна.

    ЗДОРОВЬЕ — это полное физическое и психическое благополучие. Для здорового человека характерно динамическое постоянство внутренней среды, а также функций всех систем жизнедеятельности — ГОМЕОСТАЗ.

    КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

    1) Возрастной стандарт по физическому и психическому развитию;

    2) Острые простудные заболевания не чаще 4-х раз в учебном году;

    3) Отсутствие хронических заболеваний;

    4) Функциональная система организма, адекватно реагирующая на физическую нагрузку.

    ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ — группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» → «аномальные» → «с отклонениями в развитии» → «с особыми образовательными потребностями» → «с ограниченными возможностями здоровья».

    ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты: слепоглухонемые дети, нарушение ОДА и умственная отсталость и т.д.

    АТИПИЯ РАЗВИТИЯ — обозначает развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регулятивных процессов психики. Этот термин ограничивает любые отклонения развития от нормы.

    КОРРЕКЦИЯ — определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий. Причём коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребёнка в целом.

    Таким образом, КОРРЕКЦИЯ — трактуется как система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.

    Решая важную социальную задачу приближения развития аномальных детей к уровню нормальных школьников, дефектологи видят в коррекционном процессе ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ — устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) их деятельностью. Поэтому важным в коррекции являются правильный учёт величины и характера рассогласования и оперативное исправление этого несоответствия между нормой и отклонением. КОРРЕКЦИЯ — рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, игровой, трудовой и т.д.).

    КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, её целевой, содержательный, операционально-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, коррекционно-обучающая и психокоррекционная деятельность. Поэтому правомерно говорить о КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ — как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.

    Следовательно, КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для её формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум.

    — на ранних этапах обучения и развития — представляет собой обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирования навыков самообслуживания.

    — в дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

    Если мы у аномального ребёнка коррегируем что-либо, то олигофрению коррегировать нельзя, поскольку это органическое поражение мозга. Можно лишь коррегировать состояние психической деятельности (например, памяти, внимания и т.д.). Поэтому КОРРЕКЦИЯ в конечном её варианте — это создание системы новых условных рефлексов.

    КОМПЕНСАЦИЯ — (возмещение, уравновешивание) — это сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

    КОМПЕНСАЦИЯ — это процесс физиологический. В процессе компенсации в организме ребёнка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций. (Например, при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха, осязания и т.д.).

    Любой ДЕФЕКТ, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к АВТОМАТИЧЕСКОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле КОМПЕНСАЦИЮ — можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определённых функций (В Павловском понимании КОМПЕНСАЦИЯ является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций).

    Но компенсаторное приспособление при наличии таких тяжёлых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства из вне. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ — явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

    1) от конституционных особенностей человека (фенотипа);

    2) от возраста индивида (чем раньше начинается компенсаторное

    приспособление, тем успешнее оно протекает);

    3) от волевой установки (сознательной целенаправленности на

    4) от характера дефекта, подлежащего компенсации;

    5) от побочных дефектов;

    6) от факторов внешней среды, социальных условий.

    Согласно взглядам Л.С. Выготского в развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью исправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые этим дефектом. Поэтому чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа начатая на ранних этапах развития предупреждает вторичные последствия нарушений органов и способствует развитию ребёнка в благоприятном направлении.

    Но для некоторых форм аномального развития пределы компенсации ограничены. Так, для грубых аномалиях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, т.к. глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов. В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки, стрессы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют ДЕКОМПЕНСАЦИЕЙ.

    Другие публикации:  Заявление джона керри по россии

    Рассматривая КОМПЕНСАЦИЮ — как приспособление к новым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомических изменений, следует иметь в виду случаи так называемой ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИИ — заключающейся в приспособлении к дефекту. Практически это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путём использования сохранных органов чувств. В данном случае мы сталкиваемся не только с отсутствием осознаваемой перестройки, но и с противодействием обычно имеющему место «СТИХИЙНОМУ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ».

    ВЫДЕЛЯЮТ 2-а ТИПА КОМПЕНСАЦИИ:

    1) ВНУТРИСИСТЕМНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ — которая осуществляется за счёт привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. (Например, при потере слуха — это развитие остаточного слухового восприятия);

    2) МЕЖСИСТЕМНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ — осуществляется путём перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. (Например, у глухих за счёт развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности).

    СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — (от лат. восстановление пригодности) — это восстановление нарушенных функций.

    — в медико-педагогическом значении — это включение ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

    Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств (медицинская реабилитация), которая направлена на устранение или смягчение дефектов развития, с помощью снятия психологических комплексов, восстановления психологических процессов (психологической реабилитация), а также с помощью восстановления утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирования индивидуальных личностных качеств (педагогическая реабилитация).

    Локус психологической реабилитации — психическое здоровье ребёнка, нарушения психической деятельности как последствие атипичного развития. Цель этой реабилитации — приобщение детей с атипией развития к общественной жизни, предотвращение или смягчение противоречий между потребностями и ограниченной возможностью их удовлетворения. Такая реабилитация опирается на компенсаторные процессы и одновременно оптимизирует их протекание, обычно она рассматривается как внешний источник продуктивных изменений.

    В зависимости от конкретных условий дети с атипией развития в большей или меньшей степени нуждаются и в реабилитационных мероприятиях медицинского, педагогического и социального характера. Все эти мероприятия в конечном итоге направлены облегчения их вхождения в обычную жизнь, повышение социальной адаптации. Проведению реабилитационных мероприятий обязательно должно предшествовать психодиагностика и психологическое консультирование

    РЕАБИЛИТАЦИЯ — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

    Наряду с категорией «реабилитация» в современной специальной психологии и коррекционной педагогике широко используется понятие АБИЛИТАЦИЯ. Под ней понимается система раннего вмешательства в процесс развития ребёнка в целях наилучшего его приспособления к внешним условиям при имеющихся нарушениях.

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — (от лат. приспособлять) — это приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. В задачи обучения и воспитания входит активное приспособление таких детей к условиям социальной среды.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 1) это процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приёмам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного обучения и воспитания.

    2) Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ, в результате которой усваивается и воспроизводится асоциальный опыт, называется — НЕГАТИВНОЙ.

    ИНТЕГРАЦИЯ — это процесс проникновения, соединения ребёнка, имеющего психофизические нарушения развития с обществом; становление ребёнка частью общества, взаимовлияние ребёнка и общества друг на друга.

    Понятие «ИНТЕГРАЦИЯ» является ключевым в анализе взаимоотношений общества и индивида с атипией развития, а интеграция атипичных детей в общество зависит от специфики социальных стереотипов относительно таких детей. В специальной психологии и коррекционной педагогике термин «интеграция» используется не только в значении «объединение», но и в значении «внедрение»: подразумевается вхождение ребёнка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников в целях полноценной социальной адаптации. При этом содержательно различаются ИНТЕГРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ и ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО. Таким образом, понятие «ИНТЕГРАЦИЯ» имеет социально-психологическое содержание и отражает процессы взаимного восприятия и взаимодействия общества и человека с атипией развития.

    Способность атипичных детей к интеграции определяется степенью компенсации их отклонения и уровнем социальной адаптации. Для успешной интеграции ребёнка с тяжёлым отклонением развития необходимо наличие ряда условий морально-нравственного, экономического и юридического характера: готовность общества разделять личные проблемы ребёнка с отклонением развития, законодательное определение его статуса, стабильная государственная гарантия материального обеспечения, трудоустройства и социальной защиты.

    ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ детей с ограниченными возможностями здоровья — обучение и воспитание детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования. Этот подход в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в настоящее время не является основным, а проблема интегрированного обучения в науке и практике остаётся дискуссионной. В специальном образовании в России имеется положительный опыт внедрения различных моделей интегрированного обучения: обучение и воспитание в едином потоке с нормально развивающимися детьми в условиях массового ДОУ и общеобразовательной школы; специальные классы в общеобразовательных школах; специальные группы в массовых дошкольных образовательных учреждениях и др.

    ПСИХОПРОФИЛАКТИКА — эта область специальной психологии, изучающая и разрабатывающая систему мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья ребёнка, создание адекватных условий развития его психической сферы. Цель психопрофилактики — предотвращение вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений развития и значительно усложнить развитие ребёнка. В связи с тем, что любое биологическое нарушение в развитии ребёнка отражается на социальной ситуации его развития в целом (по Л.С. Выготскому), психопрофилактика с позиций специальной психологии заключается в предупреждении социальных последствий отклонений психического развития детей.

    ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и оценки особенностей личности.

    Психодиагностика как практический аспект специальной психологии осуществляется в целях определения особенностей развития детей, отнесения совокупности выделенных диагностических признаков к определённой категории. Продуктом психодиагностики является психологический диагноз, заключение.

    В специальной психологии психодиагностика служит раннему выявлению отклонений в развитии, что необходимо для своевременного оказания психологической или иной помощи ребёнку, обеспечения его оптимальной социализации.

    ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — это метод психологического воздействия на нарушенные психические механизмы человека в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения социальной адаптации.

    ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — исправляет нарушения психического развития (не всегда полностью), гармонизирует формирующуюся личность, служит профилактике нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами дизонтогенеза. Психологическая коррекция в большинстве случаев направлена на психические процессы, и только когда дефект имеет психосоматический характер, она затрагивает соматическую сферу. Психокоррекция может исправлять первичные и вторичные нарушения психического развития. В случаях невозможности полной коррекции дефекта решается задача уменьшения психических нарушений, одновременно у ребёнка вырабатывается адекватное восприятие себя, своих способностей в общении и обучении.

    ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. лишение) — это психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей, характеризующийся выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. (ДЕПРИВАЦИОННЫЙ СИНДРОМ).

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .