Пособия по математике в доу своими руками

15.02.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Математические пособия своими руками.

Лариса Воронина
Математические пособия своими руками.

Каждое занятие по математике прежде, чем проводить его, я сначала

продумываю все этапы.

А самое главное готовлю наглядность и математические пособия по данной теме. Пособия стараюсь сделать красочными и интересными для детей. С помощью пособий дети лучше воспринимают материал и использовать их, можно на разных этапах. Повторение и закрепление проходит просто на ура!

1. Для изучения состава числа, можно предложить детям заселить домики. Такие домики сделаны до 10.

Дети с удовольствием заселяют их.

2. Для изучения геометрического материала, можно использовать и рисунки детей. Дети с удовольствием узнают свои работы и находят, заданные геометрические фигуры.

3.Для изучения счёта предметов, показа количества предметов, можно изготовить такое пособие:

4. Для развития внимания,можно изготовить такие пособия.

Дети с интересом работают с ними.

Я показала,только часть пособий, которые использую. Думаю, каждый педагог оформляет свои занятия наглядностью. Ведь у каждого ребёнка развитие происходит по — разному.

Зрительное восприятие должно тоже быть!

Наглядные пособия по математике для малышей. В этом году у меня были дети от трёх до четырёх лет. Маленькие малыши. Занятия по математике, я проводила по принципу: дать знания детям.

Самодельные пособия по математике для старших дошкольников

Елена Чернышёва
Самодельные пособия по математике для старших дошкольников

Пособие предназначено для развития и закрепления вычислительных навыков. Ребёнок может заниматься по этому пособию один, в паре или в группе из 3-4 детей.

Это пособие состоит из двух кругов, вставляющихся с помощью разреза по радиусу. Количество и радиусов и картинок должно соответствовать на обоих кругах. Например: если на одном круге 4 ёлочки, то на втором круге 4 ёжика. При движении один круг перекрывает картинки другого круга, как бы уменьшает их количество, соответственно картинки на другом круге увеличиваются. Его можно использовать как с младшими дошкольниками, так и со старшими, закрепляя навыки в счёте, навыки в сравнении: матрёшки и кегли, ёжики и ёлочки. С помощью картинок можно обыгрывать разные ситуации, придумывать небольшие сказки.

«Думай, считай, размышляй!» Сценарий интеллектуальной игры по математике для старших дошкольников Цель: формирование интереса у старших дошкольников к интеллектуальной деятельности. Задачи: • учить детей самостоятельно выполнять задания.

Игровые пособия по математике. В работе с детьми по математике успешно применяю игровые пособия, которые сшила сама. В пособии «Волшебный математический мешочек» внутри.

Мастер-класс по изготовлению пособия по математике «Ножницы» Цель: развитие мышления. Задачи: закреплять представления о цифрах, смежных числах, развивать координацию движений. Последовательность.

Методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход.

Консультация для воспитателей «Оригинальные самодельные пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет» Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать? В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развития.

Пособия по математике Хотела поделиться своими идеями по поводу изготовления игровых пособий по математике для детей старшего дошкольного возраста. На создание.

«Правила дорожные всем нам знать положено». Пособия для дошкольников по изучению ПДД Чтобы как можно больше избежать происшествий на дороге мы должны как можно раньше объяснять детям о правилах на дороге. Чтобы дети нас понимали.

Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников» ПРОЕКТ Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников в познавательной.

Методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте ФГОС овременные подходы к организации предметно — пространственной среды в дошкольной образовательной организации» ГБОУ лицей села Хрящевка.

Викторина «Путешествие к королеве Математике» для старших дошкольников Цели: Образовательная. Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность. Учить считать.

«Математические игры и счётный материал своими руками»

1 МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» п.эгвекинота» ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Математические игры и счётный материал своими руками» Материал в рамках педагогического проекта «Математика- занимательная игра»

2 Цель использования дидактического игрового материала на занятиях и в свободной деятельности детей Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

4 Основные требования к выполнению работ: Дидактический материал должен быть: в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал художественно оформлен различным на каждом занятии понятен детям соответствовать друг другу

5 Дидактическая игра «Волшебное лукошко» Цель: Закрепить цифры от 1 до 10, прямой и порядковый счет, состав числа. Учить решать примеры на вычитание и сложение. Дидактический материал: 10 корзинок с числами от 1 до 10, вырезанные картинки в виде овощей, фруктов или грибов. Один из вариантов усложненной формы игры, решить пример написанный на грибочке, и отправить в корзинку с нужным ответом.

6 Дидактическая игра «Геометрические вазы» ель: Закреплять знания геометрических игур — круг, треугольник и квадрат. адачи: Упражнять в умении соотносить редметы по форме,цвету; выполнять ловесные инструкции; развивать внимание; ормировать усидчивость. атериал: вазы разных геометрических игур; цветы с геометрическими фигурами. адача ребёнка «наклеить» на стебельки в азах цветы с сердцевиной определенной еометрической формы. Дидактическая игра «Солнышко» Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: макет солнышка, кармашек с цифрами от 1 до 10, лучики Ребенок должен вложить в карман цифру, и прикрепить необходимое количество лучей

7 Счётный материал «Овощи, фрукты и ягоды»

8 Дидактическое пособие для решения простых задач Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: дерево (яблоня, груша), на которую при помощи ленты можно прикрепить яблоки, груши: На полянку крепятся зайцы, ромашки, грибочки, на коричневом фоне растёт морковь, редис, репка. При решении задачи выставляется снизу результат

9 Дидактическая игра «К своему цветку» Цель: учить счёту в пределах 10. Учить соотносить количество и цифру Дидактическая игра «Ромашка» Цель: решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10. Лепестки приклеены к прищепкам.

10 Дидактическая игра для детей «Математический поезд» Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью шнурования; закреплять знание цифр от 1 до 5; учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; закреплять количественный и порядковый счет от 1 до 5. Развивать память, внимание, усидчивость. Материал: вагончики разных цветов с цифрами от 1 до 5; шнурки разных цветов; картинки животных в окошках. Ход игры: 1. Посадить в вагончик столько зверей, какая цифра нарисована на вагоне. 2. Прошнуровывать по одному вагончику от 1 до 5, соединив их между собой ; 3. Расставить вагончики соответствии порядкового счета» первый, второй и т. д. «; 4. Сравнить количество колес на вагончиках и локомотиве.

11 Счётный материал «Пельмешки для куколки Выполнен из ватных дисков. Счётный материал «Куколки» Выполнен из контейнера киндер- яйца.

12 Дидактическая математическая игра «Букет в вазе» Цель: Закрепить количественный счет в пределах 10. Учить соотносить количество с цифрой. Развивать логическое мышление память, внимание. Игровой материал: На панно ваза с зелеными листьями и стеблями на концах которых приклеена липучка, набор цветов, вырезанных из фетра, цифры от 1 до 10 и знаки -, +, , =. Под вазой приклеены липучки для составления примеров. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» Цель игры: Закрепить геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, фантазию. Всем педагогам известно, что дети любят строить, фантазировать. Эту игру можно использовать и на занятия по ФЭМП, конструированию и в свободной игровой деятельности.

13 Дидактическое пособие «Аквариум» Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: аквариум и набор рыбок из фетра. Прикрепляются при помощи липкой ленты Дидактическая игра «Божья коровка» Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: макет божьей коровки с написанными на голове табличкамицифрами от 1 до 10, прищепки. Ребенок должен прикрепить необходимое количество лапок- прищепок, соответствующих написанной цифре.

Другие публикации:  Пособия для беременных москва

15 Дидактическая игра «Цифры и картинки» Дидактическая игра представляет собой набор карточек с изображением различных предметов или животных и кружочки с изображёнными на них цифрами (от 0 до 10). Ребенок выбирает карточку, считает изображенные на ней предметы и в обозначенное место ставит кружок с нужной цифрой. Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также развитие мелкой моторики рук. Играя в эту игру, ребенок учится считать, учится соотносить количество с цифрой, запомнит цифры.

16 Развивающая игрушка «Гусеница» 1. Развитие мелкой моторики рук; 2. Сравнение кружочков по размеру, выкладывание их в порядке возрастания или убывания; 3. Знакомство с цветами спектра; 4. Развитие фантазии. Дидактические игры со стаканчиками 1. «Построй ряд»- поставить стаканчики по порядку, в обратном порядке. 2. «Составь число»- составить число 5 из двух меньших. 3. «Чётное-нечётное» 4. «Кто быстрей»- нужно решить пример, ответ закрыть стаканчиком, побеждает тот, кто быстрее решил. 5. «Что пропало?»- поставить стаканчики с цифрами от 1 до 10, убрать один или несколько. 6. «Собери башню»- кто быстрее решит пример, забирает себе стаканчик и строит башню, у кого она выше, тот и победил.

17 Дидактическая игра «Весёлые цифры» Цель: Учить выкладывать цифру по образцу; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Материал: карточки с изображением цифр, кружочки для наложения Дидактическая игра «Пришейте пуговицы» Цель: Учить различать цвета; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Материал: карточки с изображением пальто, кружочки пуговицы для наложения

18 Дидактическая игра «Воздушные шарики» Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета, величину фигуры. Учить сравнивать по цвету и размеру, находить признаки сходства и различия. Материал: шарики разные по величине и по цвету, ленточки к шарам разные по ширине и длине Дидактическая игра «Весёлый поезд» Цель: Закрепление знаний дошкольников о геометрических фигурах; развитие зрительного восприятия. Содержание игры: педагог предлагает ребёнку «сцепить вагончики», правильно составив геометрические фигуры.

19 Развивающая игра «Подбери по форме» Цель: развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, ассоциативного мышления. Закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, величину, форму предметов, развивать зрительное внимание, память. Игровые правила: Отбирать только предметы определённой геометрической фигуры в окружающем мире. Выигрывает тот, кто не ошибётся Дидактическая игра «Дни недели» Цель: закрепление дней недели. Содержание: дети бегают под музыку, в руках разноцветные карточки, которые соответствуют определенному дню недели. Как только заканчивается музыка, дети должны встать по порядку.

20 Дидактическая игра «Варежки» Цель: учить сопоставлять по форме, цвету геометрические фигуры, упражнять в их названии. Пары варежек на каждого ребёнка, на варежках изображение геометрических фигур разных по цвету. Ход игры: детям раздаются варежки, под музыку идут по кругу, музыка останавливается- найти свою пару и назвать цвет и геометрическую фигуру. Дидактическая игра «Волшебные трубочки» Игра на формирование математических представлений и пространственного восприятия. 1. Сравнивание цепочки по длине; 2. Закрепление навыка счёта; 3. Выкладывание простейших геометрических фигур; 4. Знакомство с понятием «прямая» и «ломаная» линия; 5. Составление контура цифр и букв.

21 Счётный материал

22 СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА ЭТТЫНАУТА. Жил в яранге на берегу озера мальчик Эттынаут. Любимым занятием мальчика была рыбалка. Вот однажды пошел Эттынаут к озеру, закинул сеть. Попалось в сеть 3 ( от 1 до 9 ) рыбки. Закинул он сеть второй раз. Поймал он ещё 5 ( от 1 до 9) рыб. Вопрос: сколько всего рыб поймал Эттынаут? СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА ЭТТЫНАУТА. ( второй вариант) Жил в яранге на берегу озера мальчик Эттынаут. Любимым занятием мальчика была рыбалка. Вот однажды пошел Эттынаут к озеру, закинул сеть. Попалось в сеть 3 ( от 1 до 9 ) рыбки. Закинул он сеть второй раз. Поймал он ещё 5 ( от 1 до 9) рыб. Но вдруг тихонько подкрался медведь и утащил у мальчика 2 ( от 3 до 9 рыб) Вопрос: сколько рыбы осталось у Эттынаут? Наборное полотно для решения простых задач в пределах 10. «СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА ЭТТЫНАУТА»

23 Дидактическая игра «Весёлый счёт» Цель: закрепить знания о числовом ряде от 1 до 10. Содержание игры: 1. Выложить числовой ряд от 1 до 10; 2. Восстановить деформированный числовой ряд; 3. Назвать пропущенное число (числа); 4. Назвать «соседей» заданного числа. Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: закрепить состав чисел 3,5,7 и т.п. Содержание: детям предлагается основа круг, на котором отмечены места крепления лепестков. Необходимо закрепить лепесток и сосчитать, сколько их стало. Затем закрепить в сердцевине цветка соответствующую цифру.

24 Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Галина Ростиславовна Сальникова 11.04.2018 3 9.3k

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

    материал в картинках;

Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Галина Ростиславовна Сальникова 11.04.2018 3 9.3k

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

    материал в картинках;

Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Демонстрационный материал по математике в детском саду: счётный и геометрический, карточки, кубики, лэпбук

Наталья Василишин 19.07.2017 0 9.8k

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.

Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы

Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.

Другие публикации:  Как составить договор поставки образец