Приказ гастроэнтерология

10.03.2018 Выкл. Автор admin

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 июня 2010 г. № 415н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля”

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 21; № 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить Порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2010 г.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 2 июня 2010 г. № 415н

Порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи населению с гастроэнтерологическими заболеваниями в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее — медицинские организации).

2. Больные с гастроэнтерологическими заболеваниями получают:

в рамках первичной медико-санитарной помощи — терапевтическую (педиатрическую) и гастроэнтерологическую медицинскую помощь;

в рамках специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи — специализированную гастроэнтерологическую медицинскую помощь.

3. Оказание терапевтической (педиатрической) помощи больным с гастроэнтерологическими заболеваниями в рамках первичной медико-санитарной помощи организуется в амбулаторно-поликлинических, больничных учреждениях, центрах специализированных видов помощи муниципальной и государственной систем здравоохранения.

4. Специализированная гастроэнтерологическая помощь осуществляется врачами-гастроэнтерологами в соответствии с положением об организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога поликлиники и положением об организации деятельности гастроэнтерологического отделения медицинской организации (приложения № 1-5 к настоящему Порядку).

5. Плановая гастроэнтерологическая помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях осуществляется на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения: врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-гастроэнтерологов.

6. В амбулаторно-поликлинических учреждениях врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) осуществляют амбулаторное лечение больных с гастроэнтерологическими заболеваниями в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи и с учетом рекомендаций врачей-гастроэнтерологов.

7. Врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) осуществляют наблюдение и лечение пациентов:

с неосложненным течением гастроэзофагеальной рефлюксной болезни;

с неосложненным течением язвенной болезни и эрозий желудка и двенадцатиперстной кишки;

с хроническим гастритом и синдромом функциональной диспепсии;

с дискинезиями желчного пузыря и желчевыводящих путей;

с неосложненным течением хронического панкреатита;

с жировой инфильтрацией печени;

с компенсированным циррозом печени

с синдромом раздраженного кишечника.

8. В амбулаторно-поликлинических учреждениях врачами-гастроэнтерологами помощь больным с гастроэнтерологическими заболеваниями оказывается в кабинете врача-гастроэнтеролога в соответствии с Положением об организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога (приложение № 1 к настоящему Порядку).

9. Плановое стационарное обследование и лечение больных с гастроэнтерологическими заболеваниями в рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляется:

в терапевтических (педиатрических) отделениях медицинских организаций муниципального района (дневной стационар поликлиники, участковая больница, районная больница), городского округа (дневной стационар поликлиники, центр, медико-санитарная часть, городская больница, в том числе детская, больница скорой медицинской помощи);

в гастроэнтерологических отделениях медицинских организаций муниципального района, городского округа (центр, медико-санитарная часть, городская больница, в том числе детская).

10. В терапевтических (педиатрических) отделениях медицинских организаций оказывается медицинская помощь больным с обострением гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического панкреатита, обследование и лечение которых в амбулаторно-поликлинических условиях не представляется возможным или оказывается неэффективным, а также иным группам больных в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

11. В гастроэнтерологических отделениях медицинских организаций оказывается медицинская помощь больным, страдающим гастроэнтерологическими заболеваниями, указанными в Положении об организации деятельности гастроэнтерологического отделения учреждения здравоохранения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

12. При выявлении у больного в кабинете врача-гастроэнтеролога поликлиники или гастроэнтерологическом отделении медицинских учреждений показаний к эндоскопическим или хирургическим вмешательствам он направляется в эндоскопическое или хирургическое отделение для проведения указанных вмешательств.

При отсутствии в медицинском учреждении эндоскопического или хирургического отделения больного направляют в медицинские организации субъекта Российской Федерации или федерального подчинения, имеющие в своем составе указанные специализированные подразделения.

13. При выявлении у больного медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения, помощь оказывается в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

14. В организации гастроэнтерологической помощи больным сочетаются лечебные, реабилитационные и профилактические мероприятия.

После курса основного лечения восстановительные мероприятия проводятся в условиях амбулаторно-поликлинического звена и в условиях санатория.

15. Проведение первичной профилактики гастроэнтерологических заболеваний и их осложнений (развития злокачественных опухолей пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы) осуществляется гастроэнтерологическими отделениями и кабинетами врача-гастроэнтеролога поликлиник в сотрудничестве с республиканскими, краевыми, областными, окружными и городскими центрами медицинской профилактики, отделениями (кабинетами) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений и специалистами по профилактической медицине, врачами-инфекционистами, врачами-онкологами, врачами-колопроктологами, врачами-диетологами, а также врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами).

16. В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием помощи больным с гастроэнтерологическими заболеваниями, может повлечь возникновение болевых ощущений у пациента, такие манипуляции должны проводиться с обезболиванием.

Приложение № 1
к Порядку оказания медицинской
помощи населению при заболеваниях
гастроэнтерологического профиля,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 2 июня 2010 г. № 415н

Положение об организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога поликлиники

1. Настоящее Положение определяет организацию деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога поликлиники (далее — Кабинет).

2. Структура Кабинета и штатная численность медицинского персонала устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создан Кабинет, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов (приложение № 2 к Порядку оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля, утвержденному настоящим Приказом).

3. На должность врача Кабинета назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г. № 14292), по специальности «гастроэнтерология».

4. Для организации деятельности врача-гастроэнтеролога, медицинская организация, в структуре которой создан Кабинет, оснащается в соответствии со стандартом оснащения (приложение № 4 к Порядку оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля, утвержденному настоящим Приказом).

5. Основными функциями Кабинета являются:

оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным гастроэнтерологического профиля, направляемым врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами);

диспансерное наблюдение и реабилитация больных гастроэнтерологического профиля:

в первые 12 месяцев после хирургического и интервенционного лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, острого и хронического панкреатита, неспецифического язвенного колита и болезни Крона;

с хроническими вирусными гепатитами;

с циррозами печени;

с осложненными формами гастроэзофагеальной рефлюксной болезни;

с неспецифическим язвенным колитом и болезнью Крона;

отбор и направление больных гастроэнтерологического профиля на стационарное лечение в гастроэнтерологические отделения (в том числе, в учреждения здравоохранения других муниципальных образований в соответствии с межмуниципальными соглашениями);

участие в отборе больных для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по поводу заболеваний гастроэнтерологического профиля;

осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

разработка и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, участие в организации и проведении школ для больных с различными гастроэнтерологическими заболеваниями (гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, вирусными гепатитами.);

внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения больных с заболеваниями органов пищеварения;

участие в мероприятиях по повышению квалификации врачей общей практики, по вопросам практической гастроэнтерологии (индивидуальное консультирование, совместные осмотры и разборы больных, лекции и занятия по внутреннему плану повышения квалификации врачебного состава учреждения, участие в работе научно-практических конференций);

ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

Приложение № 2
к Порядку оказания медицинской
помощи населению при заболеваниях
гастроэнтерологического профиля,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 2 июня 2010 г. № 415н

Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012 г. № 906н

Минздрав России, 08 февраля 2013

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446) п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология».

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2010 г. № 415н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2010 г., регистрационный № 17739).

Другие публикации:  Ответственность за бухгалтерскую отчетность
Министр
В.И. Скворцова

Категории: Минздрав России; порядок; приказ.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»

Приказ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 12 ноября 2012, № 906н

Категории: МКБ Х стандарты приказ.

Опубликован 06 ноября 2015, 10:58

Обновлён 06 ноября 2015, 10:58

© 2016 Министерство здравоохранения Российской Федерации

Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012 г. № 906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)
Приказ от 12 ноября 2012 г. № 906н
Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи
населению по профилю «гастроэнтерология»

Опубликован: 11 апреля 2013, «Российская газета» (специальный выпуск) № 6054.
Начало действия документа: 22.04.2013 г.
Зарегистрирован Минюстом России 21 января 2013 г.,
регистрационный № 26641

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011. № 48. ст. 6724; 2012. № 26. ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология».

Министр В.И. Скворцова

Утвержден
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 г. № 906н

Порядок оказания медицинской помощи населению
по профилю «гастроэнтерология»

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» в медицинских организациях.

2. Медицинская помощь по профилю «гастроэнтерология» (далее — медицинская помощь) оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению гастроэнтерологических заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни.

5. Первичная медико-санитарная помощь включает:

первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
первичную врачебную медико-санитарную помощь;
первичную специализированную медико-санитарную помощь.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом).

При наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи, не требующей ее оказания в стационарных условиях, врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), медицинский работник со средним медицинским образованием или врач-терапевт, врач-педиатр направляют больного в кабинет врача-гастроэнтеролога медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-гастроэнтерологом, а в случае его отсутствия врачом-терапевтом, врачом-педиатром.

В случае отсутствия кабинета врача-гастроэнтеролога в медицинской организации первичная специализированная медико-санитарная помощь может оказываться в терапевтических кабинетах, педиатрических кабинетах.

При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь по профилю «гастроэнтерология».

6. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе педиатрическими, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2004 г., регистрационный № 6136), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 586н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2010 г., регистрационный № 18289), от 15 марта 2011 г. № 202н (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2011 г., регистрационный № 20390) и от 30 января 2012 г. № 65н (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2012 г., регистрационный № 23472).

7. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

8. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

9. Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, оказывающие круглосуточную медицинскую помощь по профилю «анестезиология и реанимация» или «гастроэнтерология», «хирургия», «детская хирургия», «терапия», «педиатрия».

10. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний больные переводятся в гастроэнтерологическое или хирургическое отделение, детское хирургическое, терапевтическое, педиатрическое отделение медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи.

11. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается врачами-гастроэнтерологами в стационарных условиях и условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

12. При наличии медицинских показаний лечение проводят с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144).

13. Плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью больного.

14. Оказание медицинской помощи в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, осуществляется по медицинским показаниям при самостоятельном обращении больного или совместно с его законным представителем, по направлению медицинского работника со средним медицинским образованием, врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-терапевта, врача-педиатра, врача-гастроэнтеролога медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, а также при доставлении больного бригадой скорой медицинской помощи.

15. Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется в федеральных государственных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствии эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, высоком риске хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний, необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных государственных медицинских организаций в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенном в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 243н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2010 г., регистрационный № 17175), а также при наличии у больного медицинских показаний в федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. № 617 (зарегистрирован Минюстом России 27 октября 2005 г., регистрационный № 7115).

16. При наличии у больного медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление больного в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 1689н (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2012 г., регистрационный № 23164).

17. Больные с гастроэнтерологическими заболеваниями при наличии медицинских показаний направляются для проведения реабилитационных мероприятий в специализированные медицинские и санаторно-курортные организации.

18. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с гастроэнтерологическими заболеваниями, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 — 9 к настоящему Порядку.

Другие публикации:  Крем требования к качеству

Приложение № 1
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от «12» ноября 2012 г. № 906н

Правила
организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога, который является структурным подразделением медицинской организации.

2. Кабинет врача-гастроэнтеролога медицинской организации (далее — Кабинет) создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю «гастроэнтерология».

Кабинет организуется при наличии в медицинской организации отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики.

3. На должность врача-гастроэнтеролога Кабинета назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный № 23879), по специальности «гастроэнтерология».

4. Структура и штатная численность Кабинета устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 2 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.

5. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.

6. Основными функциями Кабинета являются:

оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным с гастроэнтерологическими заболеваниями;

диспансерное наблюдение и медицинская реабилитация больных с гастроэнтерологическими заболеваниями;

проведение мероприятий по первичной профилактике развития гастроэнтерологических заболеваний, а также вторичной профилактике осложнений и прогрессирующего течения гастроэнтерологических заболеваний;

решение организационных вопросов оказания медицинской помощи по профилю «гастроэнтерология»;

направление больных с гастроэнтерологическими заболеваниями для оказания медицинской помощи в стационарных условиях медицинской организации;

участие в отборе больных для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «гастроэнтерология»;

участие в организации и проведении диспансеризации прикрепленного населения;

осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

разработка и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению;

участие в организации и проведении школ здоровья для больных, родителей с детьми с гастроэнтерологическими заболеваниями;

внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения больных с гастроэнтерологическими заболеваниями;

ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

Приложение № 2
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от «12» ноября 2012 г. № 906н

Регламентация деятельности врача-гастроэнтеролога в правовом поле

Авторы: Грачева Т.Ю. (ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, Кемерово ), Плотникова Е.Ю. (ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, Кемерово)

Legal risks of gastroenterologists in legal framework

T.Yu. Gracheva, E.Yu. Plotnikova

Kemerovo State Medical University Keywords: legal risks, gastroenterology, medical law, Association of Gastroenterologists.

В статье освещены вопросы регламентации деятельности врача-гастроэнтеролога в правовом поле

Конституционные нормы регулирования медицинской деятельности и регулирование ее подзаконными нормативными актами (особенно это касается приказов Министерства здравоохранения РФ) можно определить как совместное поле деятельности по защите врачей профессиональных ассоциациями и профсоюзами. Авторам представляется актуальным проанализировать имеющуюся нормативную базу, обобщить сложившуюся судебную практику, а также собственные наблюдения для определения значимых нормативно-правовых положений. Отсутствие знаний в этом разделе может повлечь за собой тяжелые последствия и юридическую ответственность врачей-гастроэнтерологов.

Для эффективного взаимодействия с пациентом, руководством, контрольно-надзорными органами гастроэнтеролог должен владеть значительным объемом правовой информации, знать иерархию нормативных актов, разбираться в видах юридической ответственности в медицине. Для установления закономерностей появления правовых проблем в деятельности гастроэнтерологов были применены аналитический и исторический методы с глубиной исследования нормативно-правовых актов в гастроэнтерологии за последние 15 лет по отношению к действующим в настоящее время нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность врачей этой специальности. Изучалась и обобщалась судебная практика по общедоступным источникам.

При анализе документов, регламентирующих работу врача-гастроэнтеролога, установлена противоречивость действующей нормативной базы. Это серьезно затрудняет подготовку и обучение гастроэнтерологов. Отсутствуют профессиональные стандарты врача-гастроэнтеролога, что не позволяет детально разделить обязанности, возлагаемые на гастроэнтеролога, и обязанности других лиц. Среди разрабатываемых стандартов специальность «врач-гастроэнтеролог» отсутствует и на официальном сайте Национальной медицинской палаты. Имеется особенность при подготовке стандарта по этой специальности: необходимо учитывать особенности работы, взаимодействие с врачами смежных специальностей, необходимый объем знаний, практические навыки и требования к работе. Поэтому подготовку и разработку проекта унифицированного профессионального стандарта следует поручить профильной врачебной ассоциации.

Квалификационные требования, действующие в настоящее время (с 07.11.2015) в рамках приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», предполагают готовить врача двумя способами. Первый – двухгодичная ординатура, второй – профессиональная переподготовка по специальности «Гастроэнтерология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия». После упразднения интернатуры второй путь подготовки новых врачей затруднен; следовательно, возможен двухгодичный дефицит новых кадров. Переход на подготовку путем первичной аккредитации и первичной специализированной аккредитации потребует пересмотра данного приказа, однако в настоящее время сохраняется относительный правовой вакуум в этом вопросе. В Государственной думе готовят поправки в действующее законодательство, которые предусматривают возврат в медицинские вузы интернатуры, упраздненной в рамках проводимой реформы медицинского образования.

Отдельной правовой проблемой является организация оказания гастроэнтерологической помощи детям. В приказе Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» имеется только специальность «Гастроэнтерология». В приказе Минздрава № 707н также отсутствует отдельная специальность «Детская гастроэнтерология», следовательно, можно сделать вывод о возможности оказания помощи гастроэнтерологом и взрослым, и детям. Однако если специализацию по гастроэнтерологии получает врач, имеющий специализацию «Лечебное дело», то чаще всего он испытывает затруднения при диагностике, лечении и ведении детей. Данная проблема нуждается в урегулировании либо введением специальности «Детская гастроэнтерология», либо включением в программы обучения особенностей ведения детей, начиная с новорожденного возраста, с учетом особенностей подростков, призывников, медицинских отводов от вакцинации и др.

В связи с организацией деятельности кабинета гастроэнтеролога и отделения гастроэнтерологии до 2013 г. имелась неразрешимая правовая проблема. Передача гастроэнтерологу эндоскопических манипуляций несла в себе серьезный правовой риск, но была предусмотрена ранее действовавшим приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2010 № 415н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля» и действующим сейчас приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2005 № 539 «О мерах по совершенствованию организации гастроэнтерологической помощи населению Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации деятельности врача-гастроэнтеролога», «Порядком организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога», «Порядком организации деятельности отделения гастроэнтерологии»). Оба приказа предусматривали осуществление диагностики путем биопсии печени, эндоскопического и ультразвукового исследования органов брюшной полости, а также оснащение кабинетов и отделений гастроэнтерологии соответствующей аппаратурой: гастроскопами, ректосигмоскопами, колоноскопами с наборами для биопсии, а также аппаратами ультразвукового исследования. В общемировой практике встречаются примеры работы гастроэнтерологов, выполняющих полный набор перечисленных исследований. Однако обучение отечественных врачей не предусматривает получения дополнительных практических и теоретических навыков в таком объеме. Если же врач решал проводить эти исследования без получения соответствующего образования, то могла возникнуть правовая коллизия или противоречие действующих норм. В крайне затруднительном положении оказывались также лицензирующие органы, которые при лицензировании амбулаторного кабинета гастроэнтеролога в соответствии с приказом № 539 предъявляли требования, касающиеся наличия эндоскопической техники, а следовательно, манипуляционного кабинета и соответствующих средств для обработки и дезинфекции.

После введения с 22 апреля 2013 г. нового приказа Минздрава России от 12.11.2012 № 906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» положение улучшилось. Из стандарта оснащения изъяли требование наличия эндоскопической техники в кабинете и отделении. В новом приказе раздел «Порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля» изменен на «Положение об организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога поликлиники» и «Положение об организации деятельности гастроэнтерологического отделения». Но, с учетом отсутствия указания об основных врачебных функциях, неясно, следует ли руководствоваться приказом № 539 (который не отменен, но при этом не был опубликован, хотя и не нуждался в государственной регистрации, по мнению Минюста (письмо № 01/7725-ВЯ от 07.10.2005)). Именно в приложении № 1 этого приказа содержится Положение об организации деятельности врача-гастроэнтеролога, до сих пор включающее следующее: врач «может самостоятельно осуществлять свою деятельность в установленном порядке», осуществляет эндоскопическое исследование верхних отделов пищеварительного тракта (эзофагоскопия, эзофагогастроскопия, эзофагогастродуоденоскопия); эндоскопическое исследование нижних отделов пищеварительного тракта (ректоскопия, ректосигмоскопия, колоноскопия); ультразвуковое исследование органов брюшной полости; пункционную биопсию печени.

Для повседневной регламентации работы врача-специалиста используются стандарты и клинические протоколы. Их применение в настоящее время фактически обязательно после выводов, содержащихся в решении Верховного суда РФ от 09.04.2014 № АКПИ14-152. В данном судебном решении указано: так как стандарты являются документом, регламентирующим оказание медицинской помощи, приказы Минздрава должны в обязательном порядке проходить государственную регистрацию в Минюсте, после которой применение этих приказов носит обязательный характер.

Другие публикации:  Иск мировому судье о возмещении морального вреда

Очередной сложностью правового характера становится использование актуальных стандартов медицинской помощи и клинических протоколов. В повседневной деятельности удобно руководствоваться монографиями [2]. Но при работе с бумажными источниками трудно быть уверенным в актуальности действующих документов. Анализ судебной практики показал, что поиск и использование в повседневной работе действующих нормативно-правовых актов являются, по мнению судов, обязанностями лечащего врача. Следовательно, на него и возлагается обязанность поиска обновлений действующих стандартов. Маловероятно исполнение такого требования практикующими врачами без наличия обновляемых справочно-правовых систем (СПС). В решении этого вопроса значительную роль может сыграть работа профессиональной ассоциации, формирующей базу актуальных стандартов с опубликованием их на своем официальном сайте и обновлением ее по мере выхода новых стандартов и протоколов. До этого момента можно использовать справочную информацию действующих СПС: «Кодекс (Техэксперт)», «Гарант», «Консультант-плюс». В крупных и специализированных медицинских организациях оптимально применение медицинских информационных систем, часть из которых содержит подробные справочники [3], в т. ч. и стандартов медицинской помощи.

В существующем в настоящее время перечне стандартов медицинской помощи, разработанных и утвержденных на федеральном уровне приказами Министерства здравоохранения, все стандарты разделены на 3 группы: при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной помощи и скорой медицинской помощи. Среди действующих стандартов представлены единичные нозологии. Так, в разделе «Оказание первичной медико-санитарной помощи» имеются 4 стандарта, но 2 из них относятся к стоматологии (различные формы кариеса), а 2 – к оказанию помощи детям при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки в стадиях обострения и ремиссии. Таким образом, при оказании по всем нозологическим формам гастроэнтерологическим пациентам в условиях первичной медико-санитарной помощи стандарты фактически отсутствуют, что нарушает преемственность и требует скорейшего исправления сложившейся ситуации.

В разделе «Оказание специализированной помощи» в настоящее время имеются 13 стандартов, из которых 1 помещен случайно (Стандарт специализированной медицинской помощи при донорстве аутологичного костного мозга), 7 относятся к детям, и только 5 регламентируют помощь взрослым пациентам. Данные 5 стандартов относятся к таким заболеваниям, как: ГЭРБ, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника с диареей и без нее, при некоторых заболеваниях печени – К 76.0, К 76.8, К 76.9. Из перечисленных 5 стандартов (утвержденных приказами Минздрава России от 09.11.2012 № 722н, от 09.11.2012 № 773н, от 09.11.2012 № 774н, от 24.12.2012 № 1420н, от 09.11.2012 № 772н) все зарегистрированы Министерством юстиции и обязательны к применению.

В разделе «Оказание скорой медицинской помощи» имеется единственный стандарт – «Стандарт скорой медицинской помощи при желудочно-кишечном кровотечении», утвержден вышеуказанным приказом МЗ РФ от 09.11.2012 № 772н и также обязателен к применению.

В различных базах имеются еще 7 стандартов, утвержденных Минздравсоцразвития в 2005 г., а именно: № 618, 619, 620, 621 от 06.10.2005, № 634 от 13.10.2005, № 651, 652 от 27.10.2005 по 7 распространенным нозологиям (заболевания пищевода, кишечника, печени, поджелудочной железы). Однако данная группа приказов министерства не была опубликована, не прошла регистрацию в Минюсте. По решению Верховного суда РФ от 09.04.2014 № АКПИ14-152 «О признании недействующим приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2007 № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» был сделан вывод об обязательности регистрации в Минюсте приказов министерства, содержащих стандарты. Поэтому применение данных 7 стандартов может повлечь обвинение практикующего гастроэнтеролога в ненадлежащих действиях.

Отдельно следует остановиться на документе «Профилактика описторхоза. Методические указания. МУ 3.2.2601-10», утвержденном Роспотребнадзором 21.04.2010. Сложно оценить документ как стандарт, если он предназначен для профилактики, содержит рекомендации по лечению; разработан не Министерством здравоохранения; является подзаконным актом слабой правовой силы (методические указания).

Оказание помощи при наличии остальных заболеваний и состояний регламентируется региональными стандартами (там, где они приняты), методическими рекомендациями и клиническими протоколами, не имеющими обязательной силы. Для экспертов, принимающих участие в оценке споров по качеству медицинской помощи в гастроэнтерологии, такая неопределенность может обернуться принятием решений по обычаю делового оборота и признанием оказанной помощи ненадлежащей. Также сложно обосновать полученные средства обязательного медицинского страхования. При экспертизе качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизе в гастроэнтерологии ощущается наличие проблем при обосновании принятия решений в диагностике и лечении.

Особо следует отметить постановление Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». В приложении содержится Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования. В перечне в раздел «Гастроэнтерология» вошли всего 2 вида помощи:

– лечение язвенного колита и болезни Крона 3 и 4 степени активности, гормонозависимые и гормонорезистентные формы; тяжелые формы целиакии путем применения поликомпонентной терапии химиотерапевтическими и генно-инженерными биологическими лекарственными препаратами под контролем иммунологических, морфологических, гистохимических инструментальных исследований;

– лечение хронического аутоиммунного гепатита в сочетании с первично-склерозирующим холангитом либо с первичным билиарным циррозом печени, либо с хроническим вирусным гепатитом C или В путем применения поликомпонентной терапии при аутоиммунном перекресте с применением химиотерапевтических, генно-инженерных биологических и противовирусных лекарственных препаратов под контролем иммунологических, морфологических, гистохимических инструментальных исследований (включая магнитно-резонансную холангиографию).

К правовым рискам врача-гастроэнтеролога относится привлечение к дисциплинарной ответственности. Так, в апелляционном определении Московского городского суда от 22.09.2016 по делу № 33-38238/2016 гастроэнтеролог оспорила выговор, наложенный за неисполнение трудовой функции. Врач 8 сентября 2015 г. при поступлении на прием пациентки с острыми интенсивными болями в животе не назначила анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи по экстренным показаниям; сразу после осмотра и в ближайшее время не направила на консультации к хирургу, акушеру-гинекологу, урологу; не исключила до постановки диагноза острую хирургическую, урологическую и гинекологическую патологии; не оформила информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств; недостаточно развернуто были описаны жалобы, анамнез заболевания, объективный и локальный статус. Хотя наложенный администрацией выговор был снят судами первой и апелляционной инстанций, снятие было произведено по основаниям нарушения сроков взыскания, а обоснование необходимых действий гастроэнтеролога при проверках отсутствовало в нормативных актах.

Гастроэнтерологи могут испытывать трудности с назначением трудовой пенсии с учетом льготного исчисления трудового стажа (например, при работе в сельской местности в санатории – апелляционное определение Новосибирского областного суда от 02.06.2015 по делу № 33-4759/2015, в негосударственной медицинской организации – Московского областного суда от 16.03.2015 по делу № 33-5544/2015).

Поводом к судебному разбирательству может служить желание граждан обжаловать заключение гастроэнтеролога, принимающего участие в установлении диагноза при освидетельствовании граждан на пригодность к прохождению военной службы (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2016 № 33а-6758/2016 по делу № 2а-142/2016, Ставропольского краевого суда от 07.04.2015 по делу № 33а-189/2015).

Изучено также значительное количество вынесенных судебных решений, касающихся вопросов включения гастроэнтеролога в состав комиссии при проведении судебно-медицинского исследования; оказания специализированной гастроэнтерологической помощи лицам, отбывающим наказание; осложнений после назначенного гастроэнтерологом лечения и многих других, которые подлежат дальнейшему изучению и обобщению.

Для гастроэнтерологии характерны многообразие нормативных актов, регламентирующих деятельность специалиста, и противоречия в них. Отсутствие ряда важнейших документов требует скорейшего исправления ситуации, т. к. влечет правовую неопределенность и препятствует разрешению споров относительно качества гастроэнтерологической помощи. Важным является подготовка достаточного количества экспертов по гастроэнтерологии, с возможностью включения в регистры и базы: федеральных экспертов Росздравнадзора, экспертов качества медицинской помощи в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в субъектах, экспертов при лицензирующих органах и, главное, экспертов, привлекаемых для судебно-медицинской экспертизы.

Для объективизации нагрузки врача представляются неотложными мероприятия по скорейшей разработке профессионального стандарта гастроэнтеролога. В подготовке проекта желательно участие профильной общественной организации – Ассоциации гастроэнтерологов. Необходимо предусмотреть повышение качества обучения гастроэнтерологов, работающих с детьми.

Для приведения в соответствие с действующим порядком оказания гастроэнтерологической помощи приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2005 № 539 «О мерах по совершенствованию организации гастроэнтерологической помощи населению Российской Федерации» подлежит отмене.

Необходимо формирование базы стандартов по гастроэнтерологии с определением ее правовой роли и значения среди других нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность. Высока потребность в выпуске материалов, обобщающих ведение гастроэнтерологических пациентов с точки зрения доказательной медицины с учетом большого количества применяемых лекарственных средств с аналогами.

2. Дементьев А.С., Манеров И.Р., Кочетков С.Ю., Чепанова Е.Ю. Гастроэнтерология. Стандарты медицинской помощи. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 384 с. [Dementiev A.S., Manerov IR, Kochetkov S.Yu., Chepanova E.Yu. Gastroenterology. Standards of medical care. M.: GEОTAR-Media, 2016. 384 p. (in Russian)].

3. Берсенева Е.А. Организация информационного наполнения медицинской информационной системы // Здравоохранение. 2003. № 11. С. 181–187 [Berseneva E.A. Organization of information content of the medical information system // Health. 2003. № 11. P. 181– 187 (in Russian)].

Похожие статьи в журнале РМЖ

Статьи на эту же тему

В статье рассмотрены статистические данные, этиопатогенез и вероятные причины развития у б.

Статья посвящена биохимическому способу прогнозирования риска прогрессирования глаукомной .